Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Отношение рижского коменданта в рижский магистрат

из первой поры русскаго владычества.

(Из арх. риж. магистр.).

Благошляхетный и благомудрый бургомистр и магистрат.

Узнав, что в городе досель распространен был слух о том, будто бы жители отведены будут в Москву, каковыя речи совершенно неосновательны, о чем в самоскорейшем времени и прибито будет объявление, благошляхетному и благомудрому магистрату сим подтверждается смотреть за искоренением между гражданами таковой ложной молвы, а также и за тем, «чтобы впредь таковых речей не было, причем тот, кто впредь будет распространять таковыя, будет взят под стражу и подвергнуть подобающему наказанию. Так как, сверх того, достаточно известно, что бывший почт директор Грен с ратманом Ульрихом оказали в высшей степени достойную наказания дерзость, не только вскрывая получаемыя здесь из Москвы и Германии письма, но и сочиняя пасквили и делая многия другия вещи, к величайшему ущербу Его Великоцарскаго Величества, то да благоволит благошляхетный и благомудрый магистрат описать и запечатать принадлежащее упомянутым Грену и Ульриху и находящееся в здешнем городе имущество, а также взять под стражу, если кто из членов их семейств здесь окажется, с освобождением их не ранее представления достаточнаго залога. Благошляхетный и благомудрый магистрат не преминет от тех граждан, у коих [492] служат рабочими принадлежавшие прежде к здешнему гарнизону шведы, отобрать подписку в том, что они, в случае надобности, во всякое время обязуются их представить, с доставлением мне таковой подписки, в коей каждый должен поименовать находящегося у него шведа. Причем наистрожайше внушить гражданам, чтобы никто из них не дерзал в своих конвертах отправлять письма шведских офицеров и гражданских чиновников, куда бы то ни было. Кроме того, вследствие приближения зимы, настоятельно необходимо исправить казармы и караульни; в противном же случае не останется другаго способа, как расположить солдат по домам граждан. Необходимо также хорошенько присматривать за огнем, на какой конец благошляхетный и благомудрый магистрат должен поставить на башне человека, который, увидя в городе пожар, мог бы подать знак колокольным звоном, а равно требуется держать во всякое время в готовности пожарные ведра, насосы и другие, необходимые для тушения инструменты. Солдатам будет отдан приказ в том смысле, чтобы в таких случаях, от коих упаси Боже, собралось достаточное число людей, как для помоги при тушении, так и для воспрепятствования бывающему обыкновенно в таких случаях грабежу и воровству. Такова всемилостивейшая воля Его Великоцарскаго Величества, а потому темь менее имеются сомнения во всеподданнейшем повиновении благошляхетнаго магистрата. Рига, 6 октября 1710 года.

Благошляхетнаго и благомудраго магистрата готовый к услугам

К. Г. Б. д'Остен.

своею рукою.


Примечание переводчика. По поводу этого отзыва не излишне заметить следующее:

Лифляндское и эстляндское дворянство, конечно, не имело ни причин, ни поводов быть особенно довольным шведским правительством, принявшим в отношении этого сословия в последней четверти ХVII столетия такого рода мероприятия, которыя не могли способствовать приязни между шведами и ливонскими помещиками. Достаточно вспомнить шведский закон о редукции, т. е. об отобрании в казну имений, неправильно перешедших в частное владение и шведские оценочные правила крестьянских повинностей, чтобы не находить никакого преувеличения в сказанном. Ливонские помещики в огромном большинстве были довольны совершившеюся в 1710 г. переменою. [493]

Но если шведы не имели себе приятелей и приверженцев между ливонскими помещиками, то нельзя этого сказать про ливонских горожан и крестьян, из числа которых шведы имели себе доброжелателей.

Доброжелательствующие шведам горожане, не смотря на строгие воспрещения нашего правительства, не прочь были сообщить шведам такого рода сведения, сообщение которых в военное время могло послужить во вред нашим войскам. Вот существенная причина почему русское правительство прибегло в 1708 году в отношении Нарвы и Дерпта к такой крутой мере, как выселение жителей.

Наше правительство не доверяло ни нарвцам, ни дерптцам и, подозревая (не без оснований), что они могут в 1708 году, когда шведы не были еще окончательно вытеснены из Ливонии, сообщить последним сведения о наших войсках и дальнейших планах, решилось выслать их подальше от границы.

Рижский комендант полковник д'Остен в своем отзыве заявляет, что русское правительство в 1710 г. вовсе не предполагало выселять рижан. О выселении рижан речи действительно не было, но имеется, однако же, документ, свидетельствующий, что если бы рижане и лифляндские помещики не были благоразумны и подали бы ясные и положительные поводы к сомнениям на их счет, то судьба их была бы та же самая, что и дерптцев. Документ этот: докладная записка лифляндскаго генерал - губернатора, князя Репнина, поднесенная царю в Петербурге 10 февраля 1720 года (см. ХVIII Век, IV, 49). Испрашивая царского разрешения по разным вопросам, князь Репнин во втором пункте спрашивал:

В военном уставе напечатано: во время алярму или атаки гражданских или купецких людей употребить с ружьем в пристойных местах; а в Риге купечество разных вер и наций, и надеюся разному сумнению быть, и в вышеозначенное время (ежели случится, чего не дай Боже) как оное купечество употребить?

Ответ царя на этот вопрос был: Кой час услышишь о прибытии неприятеля, тогда немедленно, ружья обобрав, оставить только старых и малых, да женский пол, прочих всех выслать вон из города и сказать под смертною казнию, чтоб шли все в нашу землю, а не ино куды.

Далее, в следующем третьем пункте, князь Репнин спрашивал: Также и с уездом, где живет шляхетство, на которых в верности мало (мнится мне) упованию быть, как поступить? [494]

Царский ответ гласил: Уздным велишь також удалиться внутрь, а в город не пускать.

Имея такие положительные повеления, князь Репнин конечно, ни мало не затруднился бы выслать во внутренния губернии не только всех рижан поголовно, но и все дворянство, в случае какой либо высадки шведов в ливонские земли.

Текст воспроизведен по изданию: Отношение рижского коменданта в рижский магистрат из первой поры русскаго владычества // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том II. Отделение II. Материалы и статьи по древней истории Прибалтийского края в XVIII и XIX столетиях. Рига. 1879

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.