|
Первоисточник 1719 года (к 270-летию Эзельского сражения)24 мая (4 июня) 1719 г в упорном сражении, проходившем на широте острова Эзель (ныне Сааремаа) и Готска-Сандё, моряки эскадры под командованием капитана 2 ранга Наума Акимовича Сенявина, впоследствии известного вице-адмирала, пленили шведские 52-пушечный корабль “Вахтмейстер”, 34-пушечный фрегат “Карлскронвапен” и 12-пушечный шлюп “Бернгардус”. Петр I назвал сражение “добрым почином флота российского”. 1 Оно явилось первой большой победой, одержанной россиянами в открытом море, причем в этой битве они впервые овладели линейным кораблем неприятеля. Одно из выдающихся событий в истории отечественного флота, Эзельское сражение скупо освещается в документах той эпохи. Изданы письма его участников — Н. Сенявина и капитан-поручика Д. Деляпа, написанные на второй день после баталии, а также показания пленного шведского флагмана капитан-командора А. Врангеля, данные по свежим воспоминаниям о бое. Историк отечественного флота Ф. Веселаго частично использовал шканечный журнал, который велся на участвовавшем в сражении русском 52-пушечном корабле “Девоншир”, но не указал точно его местонахождение 2. Эта запись об Эзельском сражении до настоящего времена не издана и не используется историками. Шканечный журнал “Девоншира” вновь обнаружен нами в Центральном государственном архиве древних актов среди бумаг К. Зотова. Конон Никитич Зотов, сын учителя Петра I Никиты Моисеевича, в Эзельском сражении командовал “Девонширом”. Он был одним из образованнейших русских морских офицеров той поры. В течение девяти лет проходил практику на кораблях английского флота, выполнял поручения царя по морской части во Франции, участвовал в работах по составлению Морского устава 1720 г. и Адмиралтейского регламента 1722 г. Умелые и мужественные действия Зотова во многом способствовали победе в Эзельском сражении. Публикуемый ниже отрывок из шканечного журнала “Девоншира” о морском бое 24 мая 1719 г. проясняет ряд подробностей битвы на первом ее этапе. В журнале приведены сведения о ходе сражения по часам, указаны скорость и курс “Девоншира”, направление ветра. Судя по тексту, место шведского шлюпа-гукора было в кильватерной колонне между “Вахтмейстером” и “Карлскронвапеном”. Когда из-за повреждений “Портсмут” под командованием Н. Сенявина стал терять скорость и, следовательно, не смог преследовать уходивший на всех парусах линейным корабль шведского капитан-командора, он “поворотился... поперег пути шветскаго гукора”, в то же время К. Зотов повел свой “Девоншир” “к фрегату на борт”, т. е. на абордаж. Данные журнала подтверждают сведения Д. Деляна о том, что сдачу шведского фрегата принял К. Зотов. Неизвестны были и конкретные повреждения рангоута и такелажа “Девоншира” в сражении. Текст шканечного журнала “Девоншира” приводится с сохранением всех его орфографических особенностей. Любопытно, что румбы в нем обозначены не латинскими, а русскими буквами: “З” — зюйд (S), “В” — вест (W). [79] ЗАПИСЬ В ШКАНЕЧНОМ ЖУРНАЛЕ КОРАБЛЯ “ДЕВОНШИР”
Лейтенант П. Кротов, кандидат исторических наук. Комментарии 1 Письма и указы ... Петра Великого, писанные к Науму Акимовичу Сенявину. — СПб., 1786. — с. 59. 2 Веселаго Ф. Ф., очерк русской морской истории. — СПб., 1875. - С. 313. 314. 3 ЦГАДА — Ф. 21. Дела морского ведомства. — Оп. 1. — Д. 1. — Ч. 1. — Л. 16. Текст воспроизведен по изданию: Первоисточник 1719 года (к 270-летию Эзельского сражения) // Морской сборник. № 10. 1989
|
|