Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЛЕГЕНДА О КАПЕЛЛЕ ГЕРЦОГА ГОЛШТИНСКОГО И ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ ПРИДВОРНОГО ОРКЕСТРА В 1702-1728 гг.

История проникновения европейской инструментальной музыки в петровскую Россию до сих пор являет лишь ряд отрывочных противоречивых сведений, дававших основание для сочинения всевозможных анекдотов уже в XVIII в. Один из таких популярных анекдотов — легенда об оркестре герцога Голштинского, в полном составе перешедшем на российскую придворную службу в 1727 г. и ставшем основой постоянной придворной капеллы. Автором ее, по-видимому, следует считать Я. Штелина 1, “реконструировавшего” свою версию из рассказов музыкантов, которые могли еще помнить петровские времена, а может быть, и сочинившего ее из голштинского патриотизма. “Этот Штелин — болтун-путаник, знающий много, но плохо передающий”, — писал о нем шевалье де Корберон 2. Оценка эта, разумеется, не вполне справедлива. Документальная проверка сведений, сообщаемых Штелином в “Известиях о музыке в России”, чаще всего подтверждает их, особенно в тех случаях, когда речь идет о событиях, происходивших в его присутствии. С оркестром герцога Голштинского ситуация иная. Штелин прибыл в Россию в качестве воспитателя родного сына герцога Карла-Фридриха — великого князя Петра Федоровича. В свите последнего в чине обер-камергера состоял и Ф. В. Берхгольц, сопровождавший герцога-отца во время его пребывания в России в 1721-1727 гг. Знаменитый Дневник камер-юнкера Ф. В. Берхгольца 3 является по сю пору важнейшим источником сведений о быте, нравах, занятиях и развлечениях петровского двора, о месте музыки в придворной жизни, однако он заканчивается 1725 г. и дальнейшая история капеллы герцога в нем не освещена. Можно предположить, что сведения о герцогском оркестре были сообщены Штелину именно этим лицом. Почему они оказались ненадежными, — не вполне ясно; ведь сам Берхгольц не раз и не два упоминает в дневниках о придворном оркестре российского государя 4.

Позднейшие историки русской музыки, как видно, не поверили ни Берхгольцу, ни Штелину. У Н. Финдейзена учреждение придворного оркестра отнесено к началу царствования Анны Иоанновны 5. P.-А. Моозер полностью поставил под сомнение возможность сущестования цивилизованной европейской музыки в петровской России. Он утверждал, что музыканты не ехали в страну, имевшую репутацию варварской, что петровские ассамблеи обслуживались в основном военнопленными, захваченными в различных кампаниях. Вывод историка: лишь герцог Гоштинский дал новый артистический импульс российской столице, поскольку привез с собой “настоящую” капеллу, исполнявшую барочную концертную музыку 6. Как увидим далее, эти сведения совершенно не соответствуют ни действительности, ни той информации, которую можно извлечь из дневника Берхгольца и заметок Штелина. Первый, например, сообщает, что никакой собственной капеллы у герцога поначалу не было, она появилась после отъезда “цесарского” посла графа Кински и, по-видимому, была оставлена последним при герцогском дворе. Этой версии придерживается Ю. В. Келдыш в новейшей десятитомной Истории русской музыки, однако и он полагает, что по отъезде герцога “его капелла в полном составе перешла на русскую придворную службу и осталась в Петербурге” 7.

Настоящая статья имеет целью покончить с неточностями, противоречиями и легендарными версиями происхождения российского придворного оркестра. Она опирается на рукописные документальные источники, частично воспроизведенные в Приложении, а также на документы, опубликованные С. К. Богоявленским 8 и Л. М. Стариковой 9. Сопоставление всего массива документов со свидетельствами [169] дневников и записок современников петровской эпохи опровергает сложившееся мнение о том, что знакомство с европейской инструментальной музыкой началось в России в 1720-е или даже в 1730-е годы. Оно, как увидим, могло иметь место уже в конце XVII в.

Помимо того, мне казалось немаловажным разобраться, насколько это было возможно, в истории придворной капеллы, ее функциях, источниках пополнения и т.п., а также восстановить поддающиеся реконструкции биографические данные музыкантов, понять их статус, их место в придворной и вообще в петербургской жизни того времени. Пользуюсь случаем выразить глубокую благодарность И. Ф. Петровской, указавшей мне ряд ценных документальных источников, положенных в основу настоящей работы.

Сопоставление документов, опубликованных С. К. Богоявленским, с позднейшими, приведенными в Приложении (см. документы № № 1 и 2), свидетельствует о том, что начало придворной капеллы европейского типа было положено в 1702 г., когда понадобились музыканты для открытого в Москве театра Христиана Куншта. Из напечатанной Богоявленским выборки бумаг Посольского приказа следует, что некий “амбургския земля торговый иноземец Матвей Попп” (Hans Matt. Рорре) 10 подрядился нанять для театра немецких музыкантов и в качестве комиссионера вел их дела с Посольским приказом.

С 1702 г. работали:

Готфрид Отто Моллиниус (он же Молхивус, G.O. Mollinaeus) 11
Гендрих Сиенкнехт (он же Сникнехт, Синкиот и пр., Н. Sienknecht)
Генис Иеронимус Лоренц (G.J. Lorenz)
Петр Моллиниус
Франц Эрнст Румпс (F.E. Rumps)
Томас Шиллс (Т. Schills)
Герхард Дросс (он же Дрост, G. Dross).

Тогда же были наняты:

Иван Вейс
Федор Гопт (F. Haupt, служил до 1705 г., затем уехал)
Иван Визер
Иван Финалис
Яков Кокий, голландец с двумя сыновьями (служил с 20 августа 1702 по 1706 г., после чего уехал).

В 1704 г. в Москве появилась новая группа музыкантов “Матвееву призыву”:

Андреяс Шмидт
Яган Поморский (J. Pomorsky)
Эрик Адам Мус (Е. А. Milils)
Николай Норман (N. Norman).

Упоминается еще некий Готфрид Шмидт — трубач “со товарищи”, но установить, тождествен ли он с Андреясом Шмидтом, невозможно.

В документах 1702-1724 гг. уже имеется разделение на “музыкантов” и “трубачей”. Возможно, что тогда оно не было еще столь определенно должностным, каким стало впоследствии. В бумагах 1720-х годов и в Придворном штате 1728 г. (первом известном, см. документ № 19 в Приложении) это разделение закреплено и продолжало сохраняться вплоть до екатерининской эпохи: “музыканты”, то есть собственно капелла, писались отдельно от “трубачей”, “валторнистов”, “литаврщиков”. Последние три группы входили в парадную церемониальную свиту царя и царицы, у них были особые мундиры с золотым галуном, богато украшенные инструменты. “Музыкантам” в отличие от них полагались простые зеленые кафтаны 12. Из дневника Берхгольца следует, что звуками труб и литавр в петровскую эпоху оказывали честь государю и герцогу (как принцу крови и наследнику престола), когда они подъезжали к чьему-то дому, дворцу, входили в Летний сад и т.д. Кроме того, “трубы-литавры” сопровождали шествия, звучали на банкетах после возглашения важнейших тостов, а у вельмож — когда пили за лиц, принадлежащих к царскому дому. В петровское время явственная соотнесенность ситуаций, в которых звучали трубы-литавры, с персоной самодержца свидетельствует о том, что эта группа музыкантов являла собой достаточно непосредственное продолжение традиции средневековых герольдов. Позднее, в аннинскую, елизаветинскую эпохи, трубы-литавры звучали в более широком спектре ситуаций: при торжественном вступлении во дворец посла, при свадьбе придворных чинов высокого ранга, справлявшейся в виде особой милости в царском дворце и т.д. Однако связь “музыки труб и литавр” если не с царской особой, то хотя бы с царским “местом” оставалась вполне наглядной.

Функции “музыкантов” были совершенно иными. Они исполняли театральную, застольную, садовую музыку, аккомпанировали танцам на царских балах. В то время, когда начала складываться придворная капелла, в Москве уже были оркестры подобного типа. Так, в дневнике И. Г. Корба рассказывается, что посол римского императора при [170] российском дворе имел хороший оркестр, который у него иногда одалживали жители Немецкой слободы. Когда вдова Моне давала в своем доме великолепный пир, ее дочь “просила посла, чтобы он послал за всей своей музыкой. Посол не мог отказать девице, и его музыканты до поздней ночи услаждали пирующих звуками своих инструментов” 13. Событие, описанное Корбом, относится к августу 1698 г., Петра тогда не было в Москве, он. вернулся лишь в сентябре. Однако скромная заметка говорит о многом. Известно, что Петр был влюблен в девицу Анну Моне и часто бывал в ее доме до отъезда в Европу 14. Он мог, следовательно, приобщиться к европейскому обычаю застольного музицирования у себя в столице еще до путешествия. Поездка по Европе, возможно, доказала молодому государю необходимость иметь при дворе собственную музыку для танцев, застолий и других придворных увеселений 15. Поэтому представляется вполне естественным, что, когда театр прекратил свое существование, служившие при нем немецкие музыканты, которые и так получали казенное жалованье в Посольском приказе, перешли на положение “придворных”. У С. К. Богоявленского музыканты “Матвееву призыву” в последний раз встречаются в документах 1707 г.: “Моллиниусу со товарищи” (одиннадцать человек) выдано жалованье за 1706 г., в это время они уже были в Петербурге. В июле 1706 г. здесь скончался Петр Моллиниус 16.

Совершенно неизвестно, из каких инструментов состояла эта первая придворная капелла, в которой Готфрид Моллиниус очевидно исправлял должность капельмейстера. X. Сиенкнехт учил “спеваков русских двенадцать человек играть на гобоях” 17, изготовлял трости, продавал гобои и бассоны. Кроме него, трости делали Николай Норман и Федор Гопт. Однако эти сведения не дают возможности полагать, что названные музыканты играли только на гобоях. Обычной формулой для челобитных того времени была: “я нижайший на всех инструментах играю как и протчие” (см. документ № 14 в Приложении). Первое достоверное изображение [171] придворных музыкантов на гравюре А. Ф. Зубова “Свадьба Петра I и Екатерины” (1712) показывает ансамбль, состоящий из пяти человек, играющих на виолах.

Следующий по времени список музыкантов, “которые обретаюца при доме царского величества”, предположительно относится к 1713 г. Он был опубликован в одном малозаметном издании 18 и внимания к себе не привлек. Между тем, он чрезвычайно интересен, так как обнаруживает очевидную преемственность со списками музыкантов, нанятых для московского театра, а также содержит некоторые дополнительные сведения о них (см. документ № 1). В группе старых знакомцев Эрих Адам Мус, Яган Поморский, Николай Норман, Герхарт Дросс (здесь Дрост, умер 3 марта 1713), “Индрик Синкниот”, т.е. Гендрик Сиенкнехт (умер в апреле 1713), а рядом с ним “Фок Фрик”, который весьма вероятно мог быть Готфридом Моллиниусом. Таким образом, из имен одиннадцати музыкантов шесть совпадают с уже известными, двое — Георгий Поморский и Яган Питер Дибен — недавно взяты на место умерших. Несколько ранее, по-видимому, были приняты на службу Крестьян Поморский, Андрис Шлаховский, Крестьян Прынт, Ян Фридрих Волф (умер в конце 1723 г., см. документы № № 13 и 14).

В письме Тормасова о жалованье музыкантам (15 сентября 1715, см. документ № 2) совпадают с более ранним списком имена десяти человек: вместо Андриса Шлаховского появляется Юрья Кристоф Кернер, упомянуты Франц Румпф (Румпс) и Г. О. Моллиниус, служившие в России с 1702 г., а также Адам Мус, Яган Поморский, Николай Норман, служившие с 1704 г., то есть более десяти лет. Из обоих документов 1713 и 1715 гг. видно, что по отношению к придворным музыкантам выдерживался бюрократический порядок, деньги теперь выплачивались не из Посольского приказа, а из Адмиралтейской канцелярии, имелся твердый штат с окладами. Увеличение состава оркестра происходило очень постепенно: в 1707-1713 гг. в нем было одиннадцать человек, в 1715 — тринадцать. Величина списка 1713 г. объясняется тем, что к капелле здесь приписаны “бокфеферы” — волынщики, нанятые Петром в Дрездене около 1712 г. Их имена Иоганн Готфрид Ретих, Лоренц Рихтер, Кристиан Гамыш, Юргенд Матиссон, Матиас Доминик (Доменикус, см. документы № № 4,5, 6, 8, 9). Позднее к ним присоединился Иоганн Готфрид Лоренциус (Лоренц), сменивший в 1720 г. умершего Ретиха (документы № 6, 7). До определения в придворные музыканты этот валторнист “прусской нации” служил пять лет в гарнизоне Петропавловской крепости. Волынщики были любимым музыкальным аттракционом Петра I. Штелин сообщает, что когда “царь был особенно весел, то приказывал позвать свой польский хор волынок с сопровождением свирели, к которым часто прибавляли пару засурдиненых барабанов” 19. Волынщики петровской эпохи выглядели весьма живописно, их инструменты изображали “натуральных” зверей. По свидетельству Берхгольца, у тайного советника Гесперна, состоявшего в свите герцога Голштинского, был слуга, игравший на волынке, “сделанной в виде козла с большими золотыми рогами” 20. По-видимому, инструменты царских волынщиков были не менее роскошными. Кроме волынок и упомянутой Штелином флейты гобоисты “с волком и козлом” играли и на других инструментах. Так, в челобитной 1723 г. они просят купить им четыре “скрыпки да одну гобою” [172] (документ № 8), “с которыми бы вашему величеству наша игра была угодна”. Новые волынки, как явствует из прошения Матиаса Доменикуса, приходилось заказывать в Саксонии (см. документ № 10). Кстати, именно этот забавный персонаж неожиданно попал в “Анналы” Моозера, где упоминается прошение Анны-Марии Доминик, датированное 31 октября н. ст. 1716 г. 21 “Несчастная женщина”, как пишет Моозер, просит разыскать ее мужа, музыканта Матиса Доминика, служившего при саксонском дворе и приглашенного в Москву царем Петром вместе с пятью другими музыкантами. Уже четыре года означенный Доминик не подает о себе вестей, оставив ее с четырьмя малолетними детьми.

Вот мы его и нашли...

Волынщики, судя по всему, составляли обособленную группу придворных музыкантов, они не встречаются в списках придворного оркестра, за исключением приведенного документа. Последнее упоминание о них относится к 1732 г. 22

К распространенным легендам об оркестрах петровской эпохи относится версия о том, что оркестров было очень много, и даже при дворе имелся личный оркестр императрицы 23. Подобранные в Приложении документы в сопоставлении с внимательно изученной мемуаристикой опровергают это мнение. Штат придворнослужителей в отличие от штата придворных чинов был единым, он обслуживал весьма обширную группу лиц, имевших право на стол при дворе. С того момента, когда музыканты были включены в общий список служащих вместе с мундшенками, тафельдекерами, истопниками, прачками и т.д., состав придворной капеллы со всеми изменениями прослеживается погодно с 1728 по 1761 г. 24 В 1700-1710-е годы музыкантов несколько раз передавали из одного ведомства в другое. После Посольского приказа они попали в Адмиралтейство; в 1717 г., как явствует из письма А. Черкасского (документ № 3), он вообще не знал, в каком учреждении искать их жалованье и запрашивал Сенат; последний указом предписал выдать деньги из Губернской канцелярии. В качестве четвертого бюрократического учреждения, не желавшего вовремя платить придворным музыкантам “по их окладом”, в справке 1724 г. фигурирует Соляная контора (документ № 11).

Возможно, в фондах указанных учреждений сохранились списки музыкантов помимо тех, что публикуются в настоящей статье, они позволили бы заполнить недостающие [173] годы. Однако больших надежд на это нет. Из наличных списков и челобитных 1713-1728 гг. совершенно ясно, что придворный оркестр был все время один и тот же; он сохранял преемственность состава, причем некоторые музыканты, как например Франц Румпс, Иоганн Поморский служили в нем со времени московского театра. Музыканты-челобитчики адресовались и к царице, и к государю, и к кабинет-секретарю; так, прошения Г. А. Штрауса “на всякий случай” обращены и к той и к другой высочайшей особе (документы № № 13,14). Из этого следует, что административного деления на оркестр государя и оркестр царицы никогда не было. Поводом к этому недоразумению, скорее всего, стал плохо понятый Берхгольц, довольно-таки часто упоминающий “музыкантов царицы” и даже “полный оркестр царицы”. Последний участвует в следующем эпизоде: на обеде у канцлера Г. И. Головкина за отсутствием ее величества оркестр “начал было играть недалеко от мужского стола, но скоро должен был умолкнуть по приказанию царя, который небольшой охотник до музыки” 25. Из описания другого празднества, сопровождавшего наречение Петра императором, видно, что шесть трубачей с литаврой по соседству со столом государя нисколько ему не мешали. Военная музыка, трубы-литавры Петру, очевидно, нравились. Если он был “неохотником до музыки”, то, скорее всего, до музыки европейского концертного стиля, исполнявшейся придворной капеллой, а посему необходимый для представительного застолья и для сопровождения танцев оркестр вполне мог называться в обиходе “оркестром царицы”. Екатерина Алексеевна, как известно, являла по крайней мере внешнюю благосклонность к европейской инструментальной музыке. О репертуаре “ее” оркестра имеется лишь одно документальное свидетельство: в 1727 г. — Иоганн Поморский — в то время уже придворный капельмейстер просит заплатить ему за ноты, выписанные из Вены, следует длинный перечень концертов, симфоний, увертюр и пр., но, к сожалению, без авторов 26. Впрочем, и жанровых обозначений достаточно, чтобы понять, что “оркестр императрицы” исполнял обычный инструментальный репертуар эпохи Барокко.

Из других частных российских оркестров, упоминаемых Берхгольцем, заслуживает внимания капелла Ф. М. Апраксина, состоявшая из труб, валторн и литавр и, вполне вероятно, являвшаяся той же самой военной капеллой, которая в полдень играла на башне Адмиралтейства 27. Та же капелла упомянута Берхгольцем при описании приема у Г. И. Головкина, одолжившего ее у “великого адмирала” 28.

Духовая музыка встречается в Дневниках Берхгольца гораздо чаще, чем всякая другая. Герцог Голштинский привез с собой в Петербург двух валторнистов, один из них — Иоганн Лейтенбергер был замечательным виртуозом. На лодочные катания герцог выезжал со своими, а царица со своими валторнистами, музыка на воде описана почти исключительно как “звуки валторн и труб” 29, при этом играли и серенады, и ноктюрны, то есть музыку нежного, ласкающего слух, совершенно не “военного” характера. Смешанные немецкие капеллы, по-видимому, были достаточной редкостью, таковы были оркестры Меншикова, княгини Черкасской.

Из Дневника Берхгольца видно, что “музыку”, в том числе и царскую, то и дело “одалживали”. 31 августа 1721 г. вскоре по приезде Г. Ф. Бассевич давал у себя обед для герцога и иностранных министров, “во время и после обеда играла прекрасная музыка, доставившая больше всех удовольствия прусскому министру Мардерфельду, как [174] страстному любителю и истинному знатоку музыки” 30. Эту “прекрасную музыку” Бассевич раздобыл в Петербурге, своей у него не было. Естественно предположить, что ему помог кто-то из давно здесь служивших немецких музыкантов; вполне вероятно и то, что это были музыканты придворного оркестра.

Обзавестись временной капеллой на вечер не составляло в Петербурге большого труда, поскольку в петровское время и позже здесь служило очень много иностранных музыкантов. Помимо принадлежащих “дому царского величества”, музыканты “цесарской”, “богемской”, “прусской” нации составляли оркестры гвардейских полков, Адмиралтейства, гарнизона Петропавловской крепости. О точном числе военных музыкантов петровской эпохи судить весьма сложно, но несомненно, что оно было весьма значительным. Позднее, в 1741 г., в Преображенском полку числилось 68 музыкантов, в гарнизоне — 25 31. Возможно, что при Петре их было меньше, но не намного. Среди военных музыкантов встречаются и шведские военнопленные (по верной догадке P.-А. Моозера), однако такие истории единичны. В придворном оркестре, например, с 1731 г. служил Яган Брунц, взятый “в Полтавскую баталию из войск королевского величества Свейского в полон и с того году был в службе Его Императорского Величества в Преображенском полку гобоистом” 32. В 1736 г. этот музыкант был переведен в оркестр итальянской оперной труппы, что свидетельствует о его высокой квалификации. Но подобные биографии все же редки.

На примере Брунца можно убедиться, что военная музыка, включавшая скептически оцененных Моозером военнопленных, состояла из музыкантов хорошего профессионального уровня, способных в исключительных случаях стать вровень с известными европейскими виртуозами. В Петербурге можно было собрать капеллу, игравшую с одной репетиции или совсем без “проб”. Берхгольц свидетельствует, что однажды в день рождения герцогского оберегермейстера он “в пять часов (утра. — А. П.) отправился ко двору и собрал музыкантов, с которыми пошел к [175] обер-егермейстеру, чтобы дать ему серенаду из шести валторн” 33. Скорее всего, это были музыканты из дворцового караула.

Сборные капеллы, по-видимому, были весьма распространенным явлением петербургской жизни, поэтому следует с большой осторожностью относиться к утверждениям о наличии собственных оркестров у Кантемиров, Строгановых, Ягужинских и других лиц из ближайшего окружения императора, если существование этих капелл документально не доказано. Собственный оркестр был недешевым удовольствием и даже Меншиков умудрялся содержать свою инструментальную капеллу частично за счет Адмиралтейства. Вместе с тем не имевший в 1721 г. своих музыкантов герцог Голштинский без больших хлопот собрал оркестр из 17 или 18 человек, чтобы исполнить серенаду в честь тезоименитства императрицы. Десять музыкантов были “из дома графа Кинского”, — пять — “из свиты его высочества”. В числе последних были и придворные герцога: должность капельмейстера исправлял ассесор Сурланд. Остальных двоих или троих, о которых Берх-гольц не упоминает, наняли еще где-то 34.

Граф Кински в качестве посланника Священной Римской Империи появился в Санкт-Петербурге в сентябре 1721 г., с ним, по-видимому, приехали десять вышеупомянутых музыкантов. Вопрос об их именах возникал в литературе многократно, но решение его не имеет под собой документальной почвы. Ю. В. Келдыш упоминает братьев Иоганна и Андреаса Хюбнеров, виолончелиста Иоганна Риделя, валторниста Фердинанда Кёльбеля 35. Однако кроме Хюбнеров — и то очень косвенным путем, — никто из названных музыкантов в этом оркестре “не вычисляется”. В сентябре 1722 г. оркестр, как считают, Кински, действительно к тому моменту покинувшего Россию, уже находился на службе герцога Голштинского. 4 сентября 1722 г. за обедом “как во время стола так и после играла прекрасная музыка и наш Гюбнер (курсив мой. — А. П.) с товарищами напрягал все силы, чтобы отличиться” 36. В дальнейшем “наш Гюбнер” не раз упоминается в Дневнике Берхгольца. Особенно часто историки цитируют то место, где Хюбнер дирижирует большим сводным оркестром “из сорока с лишком человек” на празднествах в честь коронации Екатерины I 37. По документам — правда, чуть более поздним — известно, что “наш Гюбнер” сочинял музыку и получал за это царские награждения 38. Словом, он со своей капеллой был известен и ценим при дворе. В связи с отъездом герцога Голштинского из Петербурга Иоганн Хюбнер вместе со своим братом Андреасом был принят на службу в придворный оркестр с 1 августа 1727 г. (документы № № 18 и 19). Однако более ранние челобитные и другие музыкантские бумаги — и те, что собраны в Приложении, и многие другие им сопутствующие, — полностью опровергают версию о том, что вместе с Хюбнерами на придворную службу перешла вся капелла герцога.

Чтобы упорядочить все известные мне данные о музыкантах придворного оркестра петровской эпохи, я повторю штатный список 1728 г. (документ № 19) в современной транскрипции оригинальных имен и фамилий (где их удалось установить) с краткими сведениями о каждом музыканте или только документально установленными датами его службы. Последнее частично проделано Л. М. Стариковой, и поэтому везде, где возможно, я сверялась с ее данными. В документах № № 12, 13,14, 15, 16, 17 читатель найдет [176] личные подписи музыкантов, на основании которых сделана моя транскрипция, необходимая, потому что ее старинные версии сильно расходились с оригиналом. В скобках, помимо оригинала, дается русское, документально закрепленное прозвание музыканта.

Концертмейстер Иоганн Пауль Хюбнер (Hubner, Яган Гибнер) служил с 1 августа 1727 г., умер в Санкт-Петербурге 27 февраля 1759 г. “Польской нации, города Аршавы”. Организатор придворного ансамбля итальянской камерной музыки, по поручению Анны Иоанновны ездил нанимать музыкантов в Германию (1730) и в Италию (1732). С 1740 г. постоянно обучал 10-12 учеников игре на различных смычковых инструментах, большинство из них затем вошло в придворный оркестр.

Камермузыкднт и композитор Андреас Хюбнер (Hubner, Андреас Гибнер) служил с 1 августа 1727 г., умер в Санкт-Петербурге 14 декабря 1760 г. Подробности его деятельности неизвестны, в середине 1750-х годов обучал “музыкантской науке” пятерых учеников.

Капельмейстер Иоганн Поморский (Pomorsky) служил с 1704 г., умер в Санкт-Петербурге в ноябре 1736 г. Никаких сведений о нем, кроме тех, что можно вычитать в документах, приведенных в Приложении, нет.

Франц Эрнст Фридрих Румпс или Румф (Rumps, Rumph) служил с 1702 г., умер в Санкт-Петербурге в начале 1736 г.

Гиндрик Шварц служил с 1726 г., по данным Н. Финдейзена умер в 1756 г. Саксонский скрипач, поступил в Придворный оркестр из музыкантов Преображенского полка. Все эти данные, равно как и приведенная Финдейзеном занимательная биография музыканта, относятся, по-видимому, к другому лицу: Христофору Якобу Шварцу, принятому в Придворный оркестр, как и сообщает Финдейзен, в 1731 г. Гиндрик Шварц так же, как и его однофамилец, взят из музыкантов Преображенского полка. В штатах 1733 и 1734 гг. фигурируют оба музыканта. В последний раз Гиндрик Шварц упомянут в штате 1739 г.

Иоганн Готфрид Разе служил с 1726 г., взят из музыкантов Преображенского полка, в 1762 г. упоминается как пенсионер.

Якоб Медлин упоминается в штатах 1728, 1730, 1734 гг. Других сведений нет.

Иоганн Готфрид Юлиус служил с 1713 г., в 1762 г. упомянут как пенсионер, “прусской нации”. В декабре 1760 г. назначен капельмейстером на место умершего Иоганна Хюбнера.

Иоганн Петер Дюбен (Diiben, Дибан, Дибек) служил с 1713 по 1730 г.

Бартоломеус Шлаковский служил с 1726 г., умер в Санкт-Петербурге 26 марта 1756 г. Поступил из капеллы Меншикова. Возможно, отец певицы итальянской оперной труппы Шарлотты Шлаковской.

Иоганн Штраус служил с 1724 по 1734 г., взят “от адмирала”.

Кайтер Кугерт служил с 1726 г., пенсия с 1756 г., “саксонской нации”, поступил из Преображенского полка.

Иоганн Зейн служил с 1713 по 1734 г., поступил от Меншикова.

Самойла Фатер служил с 1726 по 1734 г., поступил от Меншикова.

Иоганн Андреас Христофор Клибер (Kliber) служил с 1717 г., пенсия с 1755 г., умер в Санкт-Петербурге 12 июля 1759 г., поступил от Меншикова.

Георг Фридрих Поморский (Pomorsky, Юрья Поморский) служил с 1713 г., умер в Санкт-Петербурге в августе 1742 г. Его краткая биография изложена в челобитной (документ 17). [177]

Иоганн Георг Христофор Кернер (Korner) служил с 1713 г., в 1755 г. на пенсии, умер в Санкт-Петербурге 10 января 1761 г.

Тобиас Михелау (Michelau, Михлер) впервые упоминается в документе 1724 г., умер в 1730 г.

Гиндрик Норман (Norman) служил в 1724-1735 гг., ранее и позднее не упоминается, трубач, в 1719 г. служил на флоте.

Фридрих Венгштерн (Wengstem) служил с 1725 г., в 1755 г. получал пенсию, трубач “шведкой нации”, в России с 1712 г., до перехода в Придворный оркестр служил у Меншикова.

Готфрид Борициус (Boritius) служил с 1724 г., умер в Санкт-Петербурге 26 ноября 1750 г., трубач “бранденбургской нации”, в России в 1709 г., до придворной капеллы служил у Меншикова.

Якоб Венгштерн (Wengstem) служил с 1720 по 1734 г. (см. документ № 10), трубач.

Карл Хольмштет (Holmstet, Гомштенк, Голмстен) служил в 1724-1732 гг., трубач.

Грегори Мазур (Massur) служил с 1724 г.; в 1755 и 1762 гг. получал пенсию, трубач “цесарской нации”, в России с 1706 г. Поступил в придворный оркестр из капеллы Меншикова.

Антон Шмит (Schmit) служил с 1723 г. (см. документ № 12), с 1754 г. пенсионер, умер в Санкт-Петербурге 5 сентября 1760 г., валторнист “цесарской нации”.

Матиас Иормиюс Волковский служил с 1723 г. (документ № 12), умер в Санкт-Петербурге в сентябре 1742 г., валторнист.

Фридрих Юбершер (Ибершер) служил с 1728 г., прибыл из Вены, умер в Санкт-Петербурге 20 февраля 1747 г., валторнист. Его дочь (?) Франциска Юбершер, фигурантка, вышла замуж за М. С. Березовского.

Яган Гефлер упоминается в штатах 1728 и 1730 гг., валторнист.

Иоганн Карл Винтер (Winter) служил с 1724 г., с 1755 г. пенсионер, умер в Санкт-Петербурге 15 сентября 1762 г. Литаврщик “прусской нации”, до придворной капеллы служил у Меншикова.

Арап Цезарь Иванов (в других документах Федор Иванов) вывезен из Швеции фельдмаршалом Л. В. Брюсом в 1721 г., служил с 1728 (?) г., умер в Санкт-Петербурге 28 августа 1757 г., литаврщик.

В список оркестрантов 1728 г. не вошли две любопытные персоны, упоминаемые в документах, собранных в Приложении: Эрих [178] Адам Мус (Muus), служивший в придворной капелле с 1704 г., и Георг Андреас Штраус (Straus), поступивший в придворный оркестр в феврале 1724 г. (см. документы № № 13 и 14). Что касается первого, то после челобитной, подписанной им 22 апреля 1724 г. (см. документ № 16), он исчезает из списков придворных музыкантов. Зато карьера Штрауса, известного в Петербурге как “Юрья Штраус”, была длинной и необыкновенно удачной. По-видимому, после смерти Екатерины I и превращения двора Елизаветы Петровны в самостоятельную административно-хозяйственную единицу он становится капельмейстером ее оркестра 39, вот почему его имени нет в штате 1728 г. По своем восшествии на престол Елизавета сделала Штрауса капельмейстером придворной капеллы 40, в этой должности он и скончался 13 февраля 1758 г. 41

В составленном мною послужном списке придворных музыкантов нетрудно заметить несколько закономерностей. Во-первых, за исключением братьев Хюбнеров, ни один музыкант из капеллы герцога Голштинского в 1727 г. на придворную службу не поступил. Диапазон дат зачисления музыкантов в придворный оркестр: 1702-1726, с 1728 г. служил приехавший из Вены Ф. Юбершер; что касается Я. Мёдлина, то он впервые фигурирует в штате 1728 г., однако дата его поступления на службу неизвестна. Во-вторых, многие музыканты, особенно это касается “трубачей”, служили в России с 1709-1713 гг., но попали в придворный оркестр уже в 1720-е годы, частью из капеллы Меншикова, частью из оркестра Преображенского полка или других подразделений военной музыки. Особенно значительным было пополнение придворного оркестра в 1723-1726 гг., когда были приняты пятнадцать музыкантов. В-третьих, между 1702 и 1728 гг. — а если заглянуть вперед, это становится еще очевиднее — попадается много одинаковых фамилий, наводящих на мысль, что российская придворная служба привлекала целые семьи музыкантов. Помимо распространенных фамилий, таких как Шмит или Шварц, встречаются и характерные: два Нормана, три Поморских, два Венгштерна, два Шлаковских и т.д. Некоторые из этих фамилий в разных лицах встречаются в документах Дирекции Императорских театров вплоть до XIX в. Особенно “ветвистым” оказалось Семейство Поморских, давшее уже в екатерининскую эпоху известного русского скрипача и композитора Николая Григорьевича Поморского и не менее известную балерину Анну Поморскую.

Из челобитных мы узнаем, что жизнь придворных музыкантов в петровской России была нелегкой. Когда царь надолго уезжал, дела канцелярий велись кое-как, и музыканты годами не могли получить жалованья. Правда, оно не было для них единственным источником дохода; поскольку их приглашали в разные дома, следует думать, что им платили, а особо отличившихся награждали. Берхгольц не без зависти отмечает, что удачливые валторнисты за один день заработали двадцать червоных 42. Разумеется, это не было правилом, однако следует помнить об этих случаях, читая “слезные” прошения музыкантов. К тому же “слезный” тон челобитных, адресованных государю, считался наиболее приличным.

Несмотря на описываемую в прошениях нищету, многие из придворных музыкантов имели в российской столице собственные дома, оседали здесь основательно, у них были большие семьи. Почти обо всех названных в вышеприведенном реестре личностях известно, что они умерли в Петербурге. Отчасти такая приверженность российской службе объясняется тем, что, покидая ее, музыканты лишались льгот и пенсиона. Только при Екатерине II сложилась практика заочной выплаты пенсий. Не менее важным было и то, что придворная служба давала преимущественные возможности образования детям музыкантов. Целые поколения Венгштернов, Винтеров, Хюбнеров, Поморских, Араповых поступали в придворный оркестр учениками, а затем играли в нем в качестве музыкантов до “заслуженной пенсии”. Примеров подобных биографий очень много.

Подводя итоги, следует задаться вопросом, куда же подевалась капелла герцога Голштинского? Ответ на этот вопрос, полагаю, может дать исследование хозяйственных бумаг герцогского двора за 1727-1728 гг. Документы эти, по-видимому, следует искать в Европе.


№ 1

[1713?]

[Л. 174]

№ 95

музыканты которые обретаютца при доме царского величества, а Государева жалованья емлют из адмиралтейской канцелярии а кто имяны и почем на месяц писано ниже сего [179]

По 12. рублёв и полтине

+

адам мус

+

ян поморской

+

Николай норман

По 12 рублёв

+

Герат дрост

умре в 713 году

+

Франц ургент дире (н?; к?)

[л.174 об.] По 11 рублёв по 22 алтына по. 2. деньги

+

Фок Фрик

+

Индрик Синкниот

умре в 713 году в апреле

По. 10. рублёв

+

Георгий поморской

взят на место умершаго Герата дроста марта 3 дня 713

+

крестьян Поморской

+

Ян Фрик дрост

умре в 709 году

+

андрис шлаховской

Яган питер дибен

на место умершаго Индрика Синкиота февраль год 713

+

Крестьян принт

+

Ян Фрид Вулф

[?]

Юрья матушки

[?]

Яган Лоренц рихтер

[?]

крестьян Гамыш

[л.175] [?]

Яган Фотфрик

[?]

Матис домитей

итого 16 человек

Государево жалованье по вышеписанным окладом дано им по сей генварь месяц

Мой Государь Иван Афанасьевич

Прошу повели сей день прислать в де... [?] что всем было — и расписать (...) (...) (...). И кто из них умре

Слуга твой покорной

ПМ

Посему вели сих хто человек музыкантов было сначала, на сколько человек (...) жалованья брали и хто расписку (...) 43

ЦГАВМФ. Ф. 176. Д. 97. Л. 174-175

№ 2

[Л. 594]

Высокоблагородный господин секретарь
Мой Милостивый Государь

Письмо вашего благородия получил, в котором писано что музыканты дому царского величества жалованья получают? от нас о том мы известны и жалованья даем по их окладом и по состоявшему регулу .12. человекам а ныне их являетца, 13. 44 человек а кто имянно при сем прилагаем роспись.

И из оных.13. человек кого отставить о том мы неизвестны [Л. 594 об.] того для прошу вас моего Государя поволь приказать уведомить из оных музыкантов кого отставить чтоб было.12. человек.

А в письме вашего благородия ко мне писано, чтоб [приять?] стать вновь двух человек на убылые умершие места а ис тех умерших один Готфрид Молхиеус явился жив и впредь нам двенадцать человек по регулу содержать или.13. И будет двенадцать кого из [них?] отставить.

[Л.595]

По 13 руб(лёв)

Брант Фридриксен

Шпет Берентсен

По 12 руб(лёв) 16 ал (тын) 4 д(енги)

Яган Поморской

Николай Норман

Адам Мус

По 12 руб(лёв)

Франц Христ румф

Юрья кристоф Кернер

По 11 руб(лёв) 22 алт(ына) 2 д(енги)

Гот Фрит Молхиеус

По 10 руб(лёв)

Крестьян Прек

Георгий Поморский

Фридрик Волф

Питер Дибен

Крестьян Поморский

Сентября 15 дня 1715

Слуга вашего благородия Тормасов

РГАДА. Ф. 9. Отд. 2. Оп. 3. Ед. 24. Л. 594-595

№ 3

Мой государь Алексей Васильевич По писанию вашей милости при сем посылаю к вам два чертежа, один Государеву Саду и другой Саду Государыни Царицы с мерами ручными саженями и аршинами. При сем еще сообщаю вашей милости, что деньги которые определил Его Царское величество на мастеровых людей и музыкантов четыре тысячи рублёв о которых со многими моими в сенат доношениями послан и указ в Губернскую канцелярию, однако на 716 и на нынешний 717 год, и поныне оне денег получить не могут, о чем прошу вашу милость доложить Его Царскому величеству, где такие деньги на оных мастеровых людей и музыкантов соизволит брать понеже те люди ныне ради сего в великую нищету пришли, о чем уже и до вашей милости многожды писал

Вашей милости Государя
покорный слуга
Князь Алексей Черкасской

В Санкт Питербурхе
1. Апреля
1717 [180]

РГАДА. Ф. 9. Отд. 2. Оп. 3. Ед. 33. Л. 748

№ 4

Пресветлейший и державнейший Царь;
всемилостивейший Государь;

Служим мы нижайшие всеподданнейше вашему Царскому величеству. И давано нам нижайшим вашего Царского величества денежное жалованье в прошлые годы до апреля .1. числа 1716 года всё сполна и по отшествии вашего царского величества в другие Государства токмо дано нам нижайшим до прибытия вашего Царского величества от господина Мошкова.160. рублёв. А больше того ничего не получили, и не имеем чем пропитатца и за квартиры платить в великой скудости и в долгах пребываем.

Всеподданнейше Просим вашего Царского величества дабы милостивейше повелено было на заслуженные месяцы Прошлого 1716 и 1717 году жалованье нам нижайшим выдать;

Вашего царского Пресветлого величества
всенижайшие рабы.
С волком и с козлом гобоисты;
Еган Готфрит Ретих с товарищи.5. человек

[?] 4 дня
1717 году
Санкт Петербурх

РГАДА. Ф. 9. Отд. 2. Оп. 3. Ед. 34. Л. 350

№ 5

Пресветлейшая
и благоверная Государыня Царица
и великая княгиня Екатерина Алексеевна

Служим мы нижайшие вашему величеству при дворе бокфеферами а в прошлом 1717 году один от товарищей наших волею божиею Готфрит Ретих умре и на оного место и поныне никто не определен бес которого пребыть неможно а доныне играет с нами Гварнизонной Габоист 45 Яган Готфрит Лоренс которого мы...ешно 46 игре изучили и с нами изрядно в согласии играет, и кроме оного Лоренса мы себе в товарищи здесь не найдем и на означенного умершаго бокфефера денежное жалованье по окладу ево на нынешний 719 год годовое жалованье а без указа означенному Лоренсу отдать не смеем.

Того ради просим всепокорнейше да повелит величество ваше к Господину коменданту в город указ послать о взятии того габоисту для определения в наш бант дабы когда случица играть за габоистом неучинимо остановка а кроме помянутого инного к себе в помощь не знаем принять понеже мы оного той игре изучили а инной гобоист играть не обучай не может, и об отдаче означенного жалованья определить указом

О сём доносит Яган Рихтер Лоренс
с товарищи

Августа в 6 день 1719 году

РГАДА. Ф. 9. Отд. 2. Оп. 3. Ед. 44. Л. 169

№ 6

Благородный и почтительный Господин
Кабинет Секретарь
Наш Милостивый Государь

По указу Её величества Государыни Царицы Екатерины Алексеевны, велено было нам сыскать гобоиста Пятого человека на место умершаго нашего товарыща Редиха. И мы сыскали в гварнизоне в Санкт Петербурхе арестанта именем Лоренца. Которой после смерти оного Ретиха с нами всегда играл на гобое без жалованья. Без которого нам быть невозможно; А жалованье которое принято на пятаго человека девяносто пять червонцев; и то жалованье лежит у нас по сё число в целости и никому не отдано; о чём [донесено?] в прежнем нашем прошении к царицы Государыни, а ныне помянутой Лоренц сидит в гварнизоне за караулом и за то что он хочет быть с нами в службе хотят гонять Спицрутан; Все униженно просим Вашего благородия чтоб он нам милосердие явил и напрасно не штрафовал; к нам в товарыщи определить понеже он родом из бранденбурской земли а не швецкой 47; а ежели невозможно поволь нам у царицы государыни просить

Вашего благородия всенижайше просим;
Бук Фейферы Еган Лоренц Рихтер
с товарыщи

Сентября дня 48
1719
Санкт Петербурх

РГАДА. Ф. 9. Отд. 2. Оп. 3. Ед. 44. Л. 171

№ 7

Пресветлейшая Государыня Царица
всемилостивейшая Екатерина Алексеевна;

В нынешнем 1720 году июля в 18-е по вашему все-милостивейшему указу взят я нижайший валторнист ис крепости Санк Петербурхской в которой служил я Его Царскому величеству попята года и определен в службу ж музыкантом з бук фейферами; которым даётца жалованья по десяти рублёв на месяц; а мне нижайшему обещают давать только по три рубли на месяц окоторого жалованья. Я всенижайший з женою и детьми немогу. Против своей братьи Прокормица и тако ж отправлял всегда безотлучно с выше помянутыми бук фейферами После умершаго музыканта Ретиха полтретья года а жалованья мне нижайшему как я з бук фейферами отправлял нечего не давано;

того ради всепокорно прошу вас пресветлейшей Государыни царицы о всемилостивейшем Указе; чтоб мне нижайшему заслуженное жалованье выдать також и впредь давать повелеть поскольку ваше величество соизволите: чем бы мне всенижайшему против своей братьи служить и кормитца возможно было; [181] Вашего величества всенижайший раб музыкант иноземец Пруской земли Города Берлина; Иоган Готфрит Лоренциюс Ноября в дня 49 1 720 Году в Санкт Петербурхе

Johan Gottfried
Lorentzius

РГАДА. 9. Отд. 2. Оп. 3. Ед. 50. Л. 129

№ 8

Всепресветлейшая всемилостивейшая
Государыня Императрица Екатерина Алексеевна

Всепокорно просим вашего Величества всемилостивейшей Государыни Императрицы дабы всемилостивейше повелено было нас нижайшийх пожаловать мундиром ординарным. Каким ваше величество соизволит понеже мы с .13. лет не получали токмо имеем му... 50 каратно и при игре; також повелеть новые инструменты купить с которыми бы вашему величеству наша игра была угодна; а инструменты зде предлагают .4. Скрыпки да одну гобою за двенадцать рублёв. А о вывозе волчьих да козловых кож с инструментами отписать в немецкую землю; или зде[сь] такие сыскать:

Вашего величества всемилостивейшей Государыни Императрицы нижайшие рабы музыканты Иоган Готфрит Лоренциюс; Лоренц Рихтер; Крестьян Гамыш; Июрген МатисЪсон; Матиас Доменикус Сентября в 21 день 1723 году

Johann Gottfried
Lorentzius

РГАДА. Ф. 9. Отд. 2. Оп. 3. Ед. 65. Л. 330

№ 9

Его Императорского величества в кабинет
доносит музыкант бук фейфер Матаис Доменик
а с чём следуют при сём пункты;

.1.

Прежде сего за .13. лет выданы императорского величества инструменты товарищам моим для игры с которыми и ныне играют и в Саксонии куплен;

.2.

А я нижайший которой зделал от себя с козловою кожею и со всеми инструменты для игры в козла; и ныне оной ветх. И играть мне с товарищами невозможно

.3.

Того ради всепокорно прошу дабы повелено было отписать в саксонию в Дрезден, к мелдеру иахт фейферу 51 чтоб с козловою кожею и инструменты 52 зделал понеже оной мастер и такому делу искусен. Також от него куплен с волчьею кожею инструмент на котором и ныне играет здесь мой товарищ;

.4.

К оному козлу надобно восемь геймовских тростей больших и малых

.5.

К томуж надобно восемь тех тростей больших и малых; а какие надо... оной мастер знает;

.6.

Ещё надобно в наш хор одна каждому гобоя без которой играть невозможно и такую оной же мастер может зделать.

.7.

И дабы о сём моём доношении решение учинить Июля 17 дня 1724 году

Maustiß Dominicj

РГАДА. Ф. 9. Отд. 2. Оп. 3. Ед. 66. Л. 859

№ 10

Державнейший Царь Государь
Милостивейший

В нынешнем 1720 м году Генваря в:1: день принят я нижеименнованный в службу вашего Царского величества в трубачи и оную службу отправляю вместе з другими музыкантами и трубачами который служат при дворе Вашего Величества и по сё число а жалованья мне еще не учинено

Всемилостивейший Государь прошу вашего Царского Пресветлаго Величества да повелит высокодержавство ваше определить меня нижеименованного жалованьем против протчих трубачей; за что я нижайший должен вашему Царскому Величеству положенную на мя службу с радостию всегда служить;

Вашего Царского пресветлаго Величества всенижайший раб трубачёк Якуб Венкштерн

Июля в день 53 1720 году

РГАДА. Ф. 9. Отд. 2. Оп. 3. Ед. 50. Л. 199

№ 11

Превосходительный господин
кабинет секретарь

От их величества по высокому вашему за нас заступлению и ходатайству в жалованье и во всяких наших приключающихся нуждах получали милость и награждение,

а ныне мы кроме вашего Превосходительства иного предстательства и милости и искать и просить неимеем,

чего ради ваше превосходительство покорно просим рабы нам по заступлению и ходатайству вашему откуда повелено б было получать жалованья. Понеже от адмиралтейства нам от того отказано а мы в том претерпеваем великую нужду

[Резолюция:]

... писать в Адмиралтейство в 3...

Вашего превосходительства милостивого государя нашего покорные слуги музыкант Яган Поморски с товарыщи :16: человек

1724

[Далее следует справка в Кабинет из Соляной конторы от 23 июля 1724 г. о даче жалованья на текущий год [182] [Л. 1313 об.] Список музыкантов, кому дано жалованье:]

Ягану Поморскому

Христофу Кернеру

Францу Румпу

Андрею Клиберу

Питеру Дибену

Адаму Мусу

Тобис Михлову

Егору Поморскому

Карлу Гилмшеду

Гендрику Норману

Годфрид Боритосу

Григорью Мазуру

Фридриху Венштерну

Якову Венштерну

Карлу Винтеру

[Кабинет секретарь Господин Макаров] Итого пятнадцати человеком

РГАДА. Ф. 9. Отд. 2. Оп. 3. Ед. 67. Л. 1312

№ 12

Благородному Господину Камор Геру
и леб Гвардии лейтенанту Виллиму Ивановичю 54

Доношение

Указом её величества всепресветлейшей государыни императрицы всероссийской Екатерины Алексеевны определены мы в валторнисты ко двору её величества и получаем ис казны её величества денежное жалование помесячно а квартеры нам с прошлого 1723 году неопределено. И за неопределением квартеры нанели мы с прошлого ж 723 году Генваря с 1 числа по 1724 год по 4 рубля на месяц и ныне оных денег на нас то квартеры хозяин за прошлого такожде и сего году за два месяца за июль и за август спрашивают а нам платить нечем понеже даетца на месяц Её величества денежного жалованья по 10 рублёв на пищу и с того ж числа покупаем рубашки и обувь;

Того ради всепокорно вашего благородия просим дабы указом её величества повелено было нам для росплаты за квартеру за прошлой 723 год такожде и сего году за два месяца за июль и за август итого за 14 месяцев деньги ис казны её величества выдать и впредь квартеру определить

О сём просят дому её величества валторнисты Матис Еремеюс Антон Шмит

1724 году Августа “ ” дня 55
Matis Jormjius [Валковский]
Antony Schmyt

РГАДА. Ф. 9. Отд. 2. Оп. 4. Ед. 70. Л. 44

№ 13

Всепресветлейший Державнейший Император
и Самодержец всероссийский Петр великий
отец отечества Государь всемилостивейший.

Бьёт челом вашего императорского величества дворовой музыкант Юрья Штраус, а о чём моё челобитие, о том явствуют пункты;

1.

В нынешнем 724 году февраля 25 дня определён я при дворе вашего императорского величества в музыканты на место покойного музыканта волфа, и определено мне вашего императорского величества жалованья против тойже дачи как давалося ему покойнику волфу а имянно по тринацати рублёв на месяц.

2.

А мне нижайшему ещё ничего невыдано, и не ведаю чем мне жить и питаца, и претерпеваю немалую нужду.

3.

И чтоб повелено было несколько число денег по окладу мне выдать, дабы мог из нужды питаца Прошу вашего величества о сём моём прошении решение сочинить

1724 году майя 25 дня Юрья Штраус

George Straus

РГАДА. Ф. 9. Отд. 2. Оп. 4. Ед. 69. Л. 452

№ 14

[Позднейшая приписка:]
В 21 фев.

Всепресветлейшая государыня
Императрица Екатерина Алексеевна:

Уведомился я нижайший что при дворе вашего величества требуется на место умершего музыканта Вулфа музыканта же: а я нижайший на всех инструментах играю как и протчие и желаю вашему величеству служить музыкантом:

Всенижайше вашего величества всемилостивейшей государыни императрицы прошу меня нижайшего милостиво указать принять и определить в службу вашего величества музыкантом против протчих:

вашего величества нижайший раб музыкант андреяс Георгий Штроус февраля дня 56 1724 Году

GAStraus

Что вышеписанной музыкант Андреяс Георгий Штрауз с нами в музыкантах быть достоен и на всех инштрументах играет засвидетельствуем

Johann Andreas Klieber

Erich Adam Muus

George E. Korner

Johann Peter Duben

George Friedrich Pomorsky

Johan Pomorsky

Frantz Ernst Rumps

Tobias Michelaus

РГАДА. Ф. 9. Отд. 2. Оп. 4. Ед. 69. Л. 112

№ 15

Всепресветлейший державнейший император
и самодержец всеросийский Петр Великий
Отечествия Государь Всемилостивейший

Бьют челом Вашего Императорского Величества дворцовые трубачи Гот Фрит Борицыус со товарищи а о чём наше челобитье о том следуют пункты

1

определены мы при дворе Вашего императорского Величества в трубачи и определено нам Вашего Императорского Величества денежное жалованье [183]

2

и того определённого жалованья на генварскую треть нынешнего 724 году нам невыдано

Просим вашего Величества о выдаче нам оного заслуженного жалованья на генварскую треть по сему нашему прошению учинить решение. Апреля 30 дня 724 Году

Gottfrid Boritius
Fridrich Wengstem
Carl Winter
Cregory Massur

РГАДА. Ф. 9. Отд. 2. Оп. 4. Ед. 69. Л. 310

№ 16

в 22 апреля

Всепресветлейший державнейший Император
и самодержец Всеросийский Пётр Великий
Отец Отечествия Государь всемилостивейший

бьют челом вашего императорского величества дворовые музыканты и трубачи Яган Поморский со товарыщи А о чём наше челобитье о том следуют пункты

1

Определены мы при дворе вашего императорского величества в музыканты и трубачи и определено нам вашего императорского величества денежное жалованье

2

и того определенного жалованья на генварскую треть нынешняго 724 Году нам невыдано

Просим вашего величества о выдаче нам оного заслуженного жалованья

Johann Pomorsky

Andreas Straus

George Pomorsky

Hinrich Norman

Andres Kliber

Carl Holmsted

George Komer

Jacob Wengstem

Tobias Michelau

Boritius

Johan Duben

Fridrich Wengstem

Frans Rflmph

Gregory Massiir

Adam Muus

Carl Winter

[л. 311 об.]

На генварскую треть по сему нашему прошению учинить решение
Апреля 22 дня 1724 году

РГАДА. Ф. 9. Отд. 2. Оп. 4. Ед. 69. Л. 311

№ 17

Всепресветлейшая Державнейшая Государыня
императрица Екатерина Алексеевна
всемилостивейшая мать всеросийская
и Государыня

Мизерная и бедная состояние в котором я с своими бедными домашними живу. Принуждает Меня ныне перед вашего императорского величества все милостивом и справедливом Престолом. Припадая к нагам вашего величества все Покорно Пред[явити?] что хотя я счастие имел лет с двадцать era императорскому величеству Моему все милостивому императору Государю; а именно с перва неспокойно время. За трубачея в леиб гивадроне, а потом в придворных музыкантах при вашем императорского величества дворе служить и безо всякого Похваления во время моей службы во всем верность и прилежность свою Показал потому что дважды к туркам и паки много кратно в протчие другие места послан был. Однакож выгоды Получить не мох Чтоб Мне с бедной женой и детми воспитание имел, нетокмо впредь, чтоб какой надежды к их живлению имею также и жалование в сих дорогих местах недостает отчего я в великие долги также ва всесовершенное оскудение и нщету пришел. Посему восприял смелость и дерзновенность вашего императорскога величества Свето хвальной высокой Милости все усердно молити и со унижайшим Своим Покорением Просити Да соблаговолит ваше императорское величества Меня Бедного и Последнего Раба Своего По Своей императорской высокой [Л. 561 об.] щедрости и природной Своей Милосердии милостивым взиранием на меня узрит также меня в си-им бедным и стеснение. Окладу Моего годового жалованье все Милостиво прибавит дабы я впредь, а может и Малое время жизни своей Под все Милостивой и Державной Протекциею вашею императорского величества во усмирение и тихом пакое окончатЪ Мох за которою императорскую величества высокую милость и все милостивое услышенее Моего Покорного Прошения До последнего Дыхания жизни своей пребывать

вашего императорского величества всемилостивой императрицы всеросийской и Государыни все унижанейший и покорнейший раб Еорге Фридрих Поморский

1724 году майя дня 57

George Fridrich Pomorsky

РГАДА. Ф. 9. Отд. 2. Оп. 4. Ед. 69. Л. 561-561 об

№ 18

обретающимся при дворе Ея Императорского Величества служителям которые на сей “727” год со определения своего жалованья не получили

Канцерт мейстеру ягану и камор Музыканту Анреясу Гюбнере августа с “I” числа генваря по “I” число “728” года каждому по “187” рублёв итого “375” рублёв”

декабря 20 дня 1727 году

[Л. 80]

По имянным Ея Императорского Величества указом заключены контракты польской нации с канцерт мейстером Яганом да камор музыкантом и компазитором Андреясом Гюбнерами августа с 1 числа сего “727” года вперёд на два года...

декабря 28 дня 1727 году

РГИА. Ф. 466. Оп. 1. Ед. 6. Л. 72 [184]

№ 19

[1728 г. Придворный штат.]

[Л. 16 об.]

Музыкантом двадцети человеком

Канцерт мейстеру Ягану Гибнеру четыреста пятьдесят рублёв

Камор музыканту и компазитеру Андреяс Гибнеру четыреста пятьдесят рублёв

капель мейстеру Ягану Поморскому двести девяносто два рубли

Францу Румпу сто восемдесят рублёв

[Л. 17]

Гиндрику Шварцу сто пятьдесят рублёв

Ягану Готфриту Разе сто пятьдесят рублёв

Ягану Личю четыреста рублёв

Якову Медлину двести рублёв

Юлиусу сто сорок рублёв

Петру Дибану сто пятьдесят шесть рублёв

Бартоломеюсу Шлаковскому сто пятьдесят рублёв

Кашперу Кугерту сто пятьдесят рублёв

Ягану Зейну сто сорок рублёв

Самойле Фатеру сто пятьдесят рублёв

Ягану Клиберу сто пятьдесят шесть рублёв

Георгию Поморскому сто восемдесят рублёв

Ягану Кернеру сто восемдесят рублёв

Тобиясу Михлеру сто восемдесят рублёв

Итого девятнадцать человек ко оным вдобавку один человек 58

[Л. 17 об.]

трубачам

Гиндрику Норману двести рублёв

Фридриху Викштеру двести рублёв

Готфриту Борициюсу сто восемдесят рублёв

Якову Винштеру сто семдесять рублёв

Карлу Гомштету сто девятоста два рубля

Григорье Мазуру сто семдесять рублёв

Волторнистам

Антону Шмиту двести рублёв

Матису Волковскому двести рублёв

Фридриху Обершеру сто пятьдесят рублёв

Ягану Гефлеру сто пятьдесят рублёв

Литаврщиком

Ягану Карл Винтеру двести рублёв

Из арапов Цезарю Иванову сто рублёв

РГИА. Ф. 466. Оп. 1. Ед. 114.

Комментарии

1. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII в. Л., 1935.

2. Корберон М.-Д.де. Из записок // Русский архив. 1911. № 6. С. 203.

3. Дневник камер-юнкера Ф. В. Берхгольца... с 1721 по 1725 г. М.. 1902. Ч. 1-4.

4. Так как выражение "придворный оркестр” в данном контексте двусмысленно, поскольку у герцога был небольшой собственный двор, условлюсь с читателем, что в дальнейшем придворным оркестром будет называться только капелла, состоявшая на службе при российском дворе. Следуя традиции XVIII в., я буду употреблять наименования “оркестр”, “капелла”, “музыка” в качестве синонимов.

5. Финдейзен Н. Очерки истории музыки в России. М., 1928. Т. II. Вып. 4. С. 5.

6. Mooser R.-A. Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe sidcle. Geneve, 1951. T. 1. P. 30-31.

7. Келдыш Ю. В. Музыкальная культура первой четверти XVIII в. // История русской музыки. В 10-ти тт. М., 1984. Т. 2. С. 47.

8. Богоявленский С. К. Московский театр при царях Алексее и Петре // Чтения общества истории и древностей российских. М., 1913. Кн. 2.

9. Старикова Л. М. Новые документы о деятельности итальянской труппы в России в 30-е годы XVIII в. и русском любительском театре этого времени // ПКНО. 1988. М.. 1989.

10. Берхгольц сообщает: в 1722 г. в Москве “был у одного купца, по фамилии Попа, который пригласил меня к себе на концерт, зная, что я большой любитель музыки... Музыка этого почтенного человека состояла из оркестра императрицы, который приходил к нему сыгрываться”. (Дневник Берхгольца... Ч. 2. С. 60-61).

Поскольку, как будет видно из дальнейшего, капельмейстером “оркестра императрицы” состоял Иоганн Поморский, нанятый Поппом в 1704 г., можно думать, что “почтенный человек” Берхгольца и комиссионер документов С. К. Богоявленского — одно и то же лицо.

11. Немецкие расшифровки фамилий приводятся лишь в тех случаях, когда они удостоверены собственноручными подписями музыкантов (см. в Приложении документы 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 17); того же принципа придерживался Богоявленский, у которого мною позаимствованы расшифровки подписей из документов 1702-1709 гг.

12. Дневник Берхгольца. Ч. 1. С. 36.

13. Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.). СПб., 1906. С. 81.

14. См.: Семевский М.М. Царица Екатерина Алексеевна, Анна и Виллим Моне. 1692-1724. Л., 1990. С. 7-8.

15. Не буду повторять обычные доводы, но совершенно естественно, что строя быт по европейскому образцу, насаждая ассамблеи и т.п., Петр нуждался в собственном оркестре. Он не мог, по примеру многих своих придворных, “одалживать” у кого-то музыкантов на вечер.

16. Богоявленский С. К. Указ. соч. С. 137.

17. Там же. С. 116.

18. Левин С. О русских оркестрах начала XVIII в. // Учен, зап. Гос. научно-исследовательского ин-та театра, музыки и кинематографии. Сектор музыки. Л., 1958. Т. II. С. 409-410.

19. Штелин Я. Указ. соч. С. 77.

20. Дневник Берхгольца. Ч. 2. С. 44-45.

21. Mooser R.-A. Op. cit. Т. I. Р. 30.

22. АВПР. Ф. 15. Оп. 15/4. Ед. 204. Л. 1.

23. История русской музыки. Т. 2. С. 45.

24. См.: 1728-1754 гг. // ЦГИА. Ф. 466; 1744-1761 гг. //Там же. Ф. 469. Оп. 14. Ед.1,2, 5, 7.

25. Дневник Берхгольца. Ч. 1. С. 79. Когда императрица участвовала в банкете, оркестр обычно располагался у женского стола.

26. АВПР. Ф. 15. Оп. 15/3. Ед. 37. Л. 1-5.

27. Дневник Берхгольца. Ч. 1. С. 98.

28. Там же. С. 57.

29. Там же. С. 75, 88 и др.

30. Там же. С. 109.

31. Внутренний быт русского государства с 17 октября 1740 по 25 ноября 1741 года по документам, хранящимся в Московском Архиве Министерства Юстиции. В 2-х тт. М., 1880. Т. 1.

32. Старикова Л.М. Указ. соч. С. 95. В цитированном Стариковой документе говорится, что Брунц принял на службу в 1726 г. на место “умершего Петера Дибига” (Дюбена). Однако последний продолжал фигурировать в списках оркестра по 1730 г. включительно, а Брунц появляется в штате лишь в 1731 г.

33. Дневник Берхгольца. Ч. 1. С. 110.

34. Там же. С. 169-170.

35. История русской музыки. Т. 2. С. 46. Уточнения к российской части биографии Ф. Кёльбеля см. в ст. А. Степанова “Фердинанд Кёльбель и его валторна” в наст, кн.

36. Дневник Берхгольца. Ч. 2. С. 189.

37. Дневник Берхгольца. Ч. 4. С. 41.

38. С.м., напр. Материалы для истории Императорской Академии Наук. СПб., 1881. Вып. I. С. 212.

39. Внутренний быт русского государства... С. 203; РГИА. Ф. 487. Оп. 1. Ед. 434(1737).

40. Во время правления Анны Иоанновны произошло подразделение придворной музыки на “музыкантов" и “итальянскую кампанию”, впоследствии это подразделение было закреплено в виде Второго (бального) и Первого придворного оркестра. Входившие в последний имели чин “камер-музыкантов”. Итальянская кампания состояла из европейских знаменитостей и, помимо начавшихся в 1736 г. оперных спектаклей, должна была участвовать в исполнении итальянских интермедий, кантат, звучавших во время парадных банкетов, давать еженедельно концерты камерной музыки. Функции старой придворной капеллы или “музыкантов иноземцев старых” в этот период, по-видимому, сужаются, впоследствии на их долю остаются только танцы. В правление Елизаветы придворная капелла существовала рядом с весьма многочисленной итальянской кампанией, она принимала участие в спектаклях опера сериа, но в основном ее обязанности замыкались на балах. Таким образом, Юрья Страус фактически работал при Елизавете бальным капельмейстером.

41. РГИА. Ф. 469. Оп. 14. Ед. 5. Л. 178-190.

42. Дневник Берхгольца. Ч. 1. С. 76-77.

43. Отточия в угловых скобках ставятся на месте слов, не поддающихся прочтению.

44. Точками с двух сторон числительные выделены в оригинале.

45. Гобоистами назывались все военные музыканты.

46. Можно прочесть “спешно”.

47. Эта тирада означает, что Лоренц — немец, а не пленный швед, а значит свободный человек, с которым не следует обращаться как с рабом.

48. Число отсутствует в оригинале.

49. Число отсутствует в оригинале.

50. Речь идет о мундире, но слово неразборчиво.

51. “Иахт фейфер” — корабельный мастер, который “и такому делу искусен”, то есть может делать и волынки.

52. Инструменты — в данном случае, игровые трубки волынки.

53. Число отсутствует в оригинале.

54. Адресат Доношения — камергер Императрицы Виллим Моне.

55. Число отсутствует в оригинале.

56. Число отсутствует в оригинале.

57. Число отсутствует в оригинале.

58. Возможно, этот безымянный человек — ученик И. Хюбнера Михаэль Кейс, названный в более поздних штатах.

Текст воспроизведен по изданию: Легенда о капелле герцога Голштинского и подлинная история придворного оркестра в 1702-1728 гг. // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1996. М. Наука. 1998

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.