Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

60. Из сенатской справки по материалам секретной экспедиции [не ранее 1748 г.]

Присланным правительствующему Сенату из Сибирского приказу доношением от 29 апреля 1740 году объявлено, что в тот приказ из Иркуцкой провинциальной канцелярии писано, о находе в коряцкую землицу на Олюторскую реку военною рукою немирных носовых и речных чюкч во многолюдстве и о побитии коряк 25 человек и о взятье жен их и детей в плен немалого числа с домовым скарбом и о отгоне оленных их одиннадцати табунов без остатку в свою Чюкоцкую землицу, и что похвалялись они вторично быть но весне 739 году по последнему пути во многолюдстве военною ж рукою для раззорения и опустошения коряцкой землицы и Анадырского острогу.

В 740 же году майя 21 в Сенате брегадир, что ныне генерал-маэор и губернатор сибирской Сухарев и секретарь Козьма Баженов объявили, что в Сибирской губернии немирные чюкчи жительство имеют между Камчатки и между Якуцка в горах и на мысу ни под чьим владением, и когда посылан был для призывания немирных коряков и чюкч из Сената якуцкой казачей голова Шестаков в 726 или в 727-м годех, то он в их жилищах юрты их выжег, за что они озлобясь ево, Шестакова, и команды ево казаков побили до смерти.

И по тому доношению по общему бывших кабинет-министров с правительствующим Сенатом разсуждению посланы июня 4 1740 году к иркуцкому вице-губернатору Лангу к селенгинскому коменданту и ко обретающимся в камчатской экспедиции офицерам указы: велено им, обще разведав подлинно, в каком людстве и силе те немирные носовые и речные чюкчи находятца и с каким числом людей можно на них итти, собрав из ближних к Якуцку городов и жилищ, тако ж из Якуцких и Анадырского острогов служилых людей и обывателей, сколько потребно, и определя к ним достойных командиров из гарнизонных офицеров с принадлежащим оружием, итти на тех чюкч военною рукою, всеми силами старатца, не токмо верноподданных коряк обидимое возвратить и отмстить, но и их, чюкч, самих в конец разорить и в подданство привесть, и для того похода довольное число провианта заблаговременно заготовить в Якуцку и завезть в Анадырской острог.

Вице-губернатор Ланг августа от 29 дня того ж году на означенной указ между протчим доносил, что определил он о вышепоказанных чюкчах, в каком они разстоянии и силе имеютца, разведать в Якуцке маэору Павлуцкому со обретающимися в Камчатской экспедиции офицерами и отправить для искоренения их из Якуцка и Анадырска и из ближних острогов служилых людей с казацкою головою довольное число.

А Селенгинскому коменданту посланным указом велено командровать в поход на помянутых же чюкч из офицеров и солдат, сколько по [161] разсуждению ево надлежит, и прислать в Иркуцк в самой скорости, только еще от него ответствия не получено. А по табели де, присланной от него, коменданта, августа 26 дня того ж году, показано в разных нужнейших раскомандрованиях штап, обер и ундер-офицеров и солдат 790 человек, а затем в Селенгинску имеетца при полку солдат только 362 человека и те обретаются в полковых и при пограничных работах и на караулах безсменно.

А от Иркуцка до Селенгинска разстоянии 408 верст, а от Иркуцка ж до Якуцка 2266 верст, а от Якуцка до Анадырского острогу и до чюкч сколько верст, о том в Иркуцкой канцелярии известия нет; токмо де Анадырского острогу казачей пятидесятник Бутусин да служилой Богачев скаскою показали: ездят они от Якуцка до Анадырского острогу зимним путем на верховых лошадях на оленях и на нартах, кои возят собаки, и всего ходу 24 недели, и всем де тем путем пустота, и корм себе возят с собой от Анадырского острогу, а от оного острогу до жительства чюкч на оленях ходят по 10 недель.

А тех де чюкч, которые раззоряют коряк, будет военных людей человек до 2000, а всех и с подросками тысяч до четырех или пяти, а подлинно ль столько, того они не знают, ибо де они, чюкчи, жительство имеют не в одном, но в разных местах.

И ноября 25 дня того ж 740 году по определению правительствующаго Сената подано в бывшей кабинет сообщение, коим представлено: понеже де из вышеписанного доношения усмотрено, что немирные чюкчи живут от Якуцка и от Анадырска в великом отдалении, езды к ним от Анадырска недель на 10, а от Якуцка и более 30 недель, к тому же путь самой трудной, и не везде лошадьми, но инде на оленях, собаках, того ради Сенат мнение свое объявил, что по неудобности того пути и отдалению для раззорения их, немирных чюкч, команды посылать не надлежит 1, дабы в таком отдаленном и трудном пути, по которому потребного в пищу запасу возить с собою за неудобность признаваетца, напрасно людей не потерять и голодом не поморить, а чтоб впредь от тех чюкч нечаянного на коряк и Анадырской острог нападения и раззорения не было, то для предосторожности прибавить в Анадырской острог регулярных и нерегулярных лехких людей, сколько и откуда способно но усмотрению иркуцкого вице-губернатора Ланга. Что же для предбудущаго усмотрения и определения надлежит, о том наведатца ему, Лангу, чрез кого надлежит обстоятельно, в каком они людстве и силе находятца, и сколь далеко, и есть ли к ним водяной путь, и откуда ближе можно к ним притти, и то известие прислать в Сенат немедленно, и о том требовано от кабинета общаго разсуждения.

А генваря 14 дня 1741 году в резолюции кабинетской написано, чтоб в Чюкоцкую землицу для раззорения живущих тамо чюкч и возвращения от них забранных в полон из коряцкой землицы людей с пожитками за весьма дальним и неудобным путем оруженных людей не постлать, а для предосторожности впредь от тех чюкч прибавить в Анадырской острог регулярных и нерегулярных лехких людей, сколько и откуда по усмотрению иркуцкого вице-губернатора способно, в том кабинет с разсуждением правительствующаго Сената согласен.

Однако ж велеть иркуцкому вице-губернатору, чтоб он обстоятельно наведался, за что у помянутых народов между собою такия ссоры происходят, и чтоб старался их наипаче ласканием, нежели суровыми поступками, от того отвратить и усмирить и до дальнейших ссор не допустить.

Сверх же того для предбудущаго усмотрения и надлежащего потому предприятия велеть ему, вице-губернатору, подлинно наведатца и писать в Сенат, в которой стороне оные чюкчи жительство имеют, сколь далеко, по городам ли или по деревням или по юртам, переходя с места на место, и как они людны, и с каким именно российскими местами смежны, и есть ли к ним водяной путь, и откуда ближе к ним приттить, а в протчем что [162] к лутчей предосторожности принадлежит, то полагается на разсмотрение вышепомянутого вице-губернатора Ланга, которой может по близости тамошних мест надлежащее об оном определение учинить, а отсюда о всем подробно за неимением подлинного известия в резолюцию ему объявить невозможно, а ежели описыватца о всем, то за дальностию может происходить время.

Февраля 2 1741 году при доношении из Иркуцкой канцелярии прислана копия скаски, взятой в Селенгинске у присланных из Анадырского и протчих острогов в рекруты, в которой показано, что они сами в жилищах чюкоцких не бывали, а видали под острогами и слыхали от бывающих тамо, что оные чюкчи — народ многолюдной и кочевной, имеют юрты лехкие из кож и начальников по родам, а люди возрастом немалые и крепкие ружье у себя имеют: луки костяные и копья и каменья мечут из ремней, и то у них наилутчей бой копьями и каменьем (а из луков хотя и стреляют, токмо не весьма искусно, да и стрелы плохи), а огненного никакого ружья не имеют, а на бой ходят пеши, а на промыслы на оленях, а водяным путем на море и на реках ездят в лодках кожаных. И приходят они в осень из Шалацкого носу на устье реки Ковымы до Нижнековымскому острогу, тако ж и на другие реки многолюдством и в лутчих местах промышляют всякаго зверя, а воспретить за малолюдством руских никто не могут и всегда от них в страхе, и где сойдутца с рускими и с ясашными, то оных побивают и в полон берут, а к Анадырскому острогу приходят и по реке Анадыру и чинят тож.

До от той же канцелярии в 743-м году прислано ж при доношении географическое описание о жилищах помянутых же чюкч и Большой земле, смежной с ними. И о том из Сената к нему, вице-губернатору Лангу, селенгинскому коменданту и ко обретающимся в камчатской экспедиции офицерам посланы указы того ж генваря 29 дня.

А из Иркуцкой канцелярии в присланном в Сенат доношении от 9 июня 741 ж году написано, что по означенному указу для предосторожности от немирных чюкч и о протчем велено отправить из Якуцка Якуцкого полку капитана Максима Лебедева с командою и, как в порученном деле ему поступать, послана инструкция... 2

Сенат, 1 депорт., д. № 1552, лл. 147-149.


Комментарии

1. Решение прекратить борьбу с чукчами вызывалось тем, что то незначительное количество пушнины (при этом лишь лисицы и песцы), которое могли дать чукчи, ни в какой степени не компенсировало бы тех огромных затрат, которых эта борьба требовала. Это обстоятельство, в совокупности с неблагоприятными для походов условиями местности, на некоторое время приостановило дальнейшее продвижение русских. Однако потребность в оленях и необходимость обеспечить полное подчинение коряков заставляет русских в недалеком будущем вновь возобновить борьбу с чукчами.

2. В справке сведения, доведенные до 1748 г., опущены, так как печатаются в соответствующих местах и по подлинным документам.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.