Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПОХОДЫ ПРОТИВ ЧУКЧЕЙ В 1711 г.

57. Показания якутского служилого человека Попова и других от 2 сентября 1711 г.

1711 году, сентября в 2-й день, в Анандырском остроге, в судной избе, пред прикащиком, якуцким пятидесятником казачьим Матвеем Скребыкиным, якуцкой служилой человек Петр Ильин сын Попов да Анандырские промышленные Егор Васильев Толдин, новокрещен юкагир Иван Васильев сын Терешкин сказали.

В нынешнем де 711 году, генваря в 13 день, по указу великого государя и по памяти прежнего Анандырского острогу прикащика Федора Котковского, велено де ему, Петру с товарищи, идти из Анандырского острогу вниз по Анадырю реке и собрать в казну великого государя ясак с решных чюкоч, с Нокона с родниками, с 5 человек, которые платили в казну великого государя ясак в Анандырском остроге в прошлом 710 году; а от устья Анадыря реки велено де ему, Петру с товарищи, идти в Нос и проведывать немирных чюкоч, а проведав их, призывать царского величества под его высокосамодержавную руку в вечной ясачной платеж ласкою и приветом, чтоб они, чюкчи, платили в казну великого государя ясак соболи и всякие лисицы и кость моржеваго зубья и просить с них аманатов. [157]

Да ему ж де, Петру, с товарищем велено присматриватся подлинно: на чем у тех чюкоч меж собою по их вере в подлинном договоре верная твердость, и по каким они местам живут, по каменям или подле моря, оленные или пешие, и чем они кормятся, и не значатся ли из того Носу какие в море острова; и если какие острова значатся, и про те островы спрашивать у тех носовых чюкоч: есть ли какие на тех островах люди и звери, и какое они у себя имеют богатство. И присмотря и проведая о всем, велено ему, Петру, записывать в книгу имянно, и той их Чюкоцкой земле написать чертеж, и тот чертеж за рукою подать в Анандырском остроге в судной избе.

И по вышеписанному великого государя указу и памяти, он, Петр, с товарищи своими, с толмачами Егором Толдиным, с Иваном Терешкиным, с устья Анадыря 1 реки в Нос ходили, и за морскою губою немирных чукоч проведали, и царского величества под его высокосамодержавную руку в вечной ясачной платеж со всяким усердным радением призывали. И они, немирные чюкчи, ему, Петру с товарищи, сказали: и прежде сего руские люди у них, чюкоч, кочами морем бывали, и в то де время они, чюкчи, им, русским людем, никакова ясаку не платили, и ныне де платить не будем, и детей своих в аманаты не дадим 2.

И с того Носу пришел он, Петр с товарыщи, в реку Анадырь нынешняго ж 711 году, июля в 28 день, и с вышеписанных решных чюкоч с Нокона с родниками, с 5 человек, по лисицы красной с человека в казну великого государя ясаку на нынешней 711 год с казачьим сыном Михаилом Щипуновым с товарищи собрали, да вновь призвали царского величества под его самодержавную руку в вечной ясачной платеж решного чюкчю Капочилу, Ноканова брата, и тот чюкча с ними, Петром с товарищи, с ясашным платежем пришол в Анадырской острог. А о иных всяких их иноземных обыкностех писано ниже сего. По их вере, в подлинном договоре меж собою у них, чюкоч, твердость дают порукою солнце. Оленные чюкчи в Носу живут по каменям, ради оленных своих табунов кочюют по разным местам. А пешне чюкчи но обе стороны Носу живут по коргам подле море, в земляных юртах, где коротает морж. А кормятца они, чюкчи, оленные и пешие, промышляют по каменям и по рекам диких оленей и морскими китами, моржем, белугою, нерпами, корением и травою.

Против того Анандырского Носу с обоих сторон с Ковымского моря и с Анандырского есть де значитца остров, и про тот остров подлинно ему, Петру с товарищи, сказывали носовые чюхчи Макачкины с родниками: есть де на том острову люди зубатые, а веры де и иной всякой обыкности и языку не их чюкоцкова, особой, и из давных де лет и поныне у них, носовых чюкоч, с теми островными людьми меж собою немирно, ходят друг на друга с боем; а бой де у тех островных людей лучной и у чюкоч такой же.

И он, Петр с товарищи, тех островных людей, у них, чюкоч, взятых в полон, видал человек с 10. А зубы у тех людей, кроме природных, есть вставливаные моржеваго зубья маленькие кости, подле природные, в щеках. А с того де Носу на тот остров летним временем в байдарах веслами перебегают одним днем, а зимою на оленях на легке переезжают одним же днем. И есть де на том острове всякой зверь, соболи и куницы, и лисицы всякие, и песцы, и волки, и розсомаки, и медведи белые, и морские бобры, и держат де у себя великия табуны оленей. А кормятца де они морскими зверями и ягодами и кореньем и травою. И всякой на том острову есть де лес: кедр, сосна, ельник, пихтовник, листвяк. И тот островной лес он, Петр с товарищи, у них, чюкоч, в байдарах и в ветках и в юртах видели. А живут де они, островные люди, собою тако ж, что де и они, чюкчи, и начальных де людей никого у них нет. А в Носу зверя, кроме лисиц [158] красных и волков, иного никакого нет, и того малое число, для того, что зверю быть в том Носу не у чего, лесу никакова нет. А по смете носовых оленных и пеших чюкоч лушников с 2000 и больше, кроме Анадырских решных, а решных человек с 50 и больше.

Островных де людей, применяясь он же, Макачкин, и островные люди, которые у них, чюкоч, в полону, сказывали ему, Петру с товарищи, есть де их при них, чюкчах, втрое, и он де, Макачкин, на том острове бывал по многие годы в походах, и называют они, чюкчи, тот остров большею землею. А из Анандырского острогу ход до самого Носу прямою землею чрез Белую реку на Матколь аргышами на оленях недель с 10 и больше, если пурги нет; а Матколь чюкоцким названием камень есть, подле большую губу, в середнем Култуске.

Памятники сибирск. истории XVIII в., кн. I, стр. 456-459.


Комментарии

1. В «Памятниках сибирской истории» напечатано Анарыря.

2. «Чукотская землица» была известна русским задолго до Камчатки. Первое знакомство русских с чукчами относится к 1642 г., когда на реке Алазее Ерастовы встретили юкагиров, а «с ними были с тундры чюхчи». В 1644 г. казак Стадухин доставил известие о чукчах и об острове, расположенном против устья р. Колымы. Казаки, ехавшие на коче Анкудинова, спутника Семена Дежнева, уже в 1648 г. дрались с чукчами.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.