Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

38. Допрос служилого из камчадалов Алексея Лазукова, первая половина 1746 г.

Выписано о бунтовстве и измене ясашных иноземцов тоена Умьевушки, по крещении Стефана Евдокимова сына Колегова, с протчими и служилых двух братей родных Алексея и Ивана Лазуковых, нарицаемых камчуков, из скасок Ламахаручева острога новокрещенаго ясашнаго иноземца Петра Орликова да Еловки реки тоена Тавача, по крещении Нефеда Лазарева, [100] и протчих на вопрос вышепомянутому Нижняго Камчатскаго острога служилому Алексею Лазукову, которой допрашиван и сказал.

Вопрос

Ответ

1

На 1

По отпуске твой от командрованных во Анадырск солдат Малышева с товарыщи ты, Алексей Лазуков, на Юмгиной реке у сидячева коряки тоена Умьевушки во остроге жил ли и сколько времени.

По отпуск мой от оных солдат в остроге у Умьевушки жил до побития ясашных сборщиков дни с четыре, а после того побития жил три недели.

2

На 2

В находящейся ныне от тоена Умьевушки и родников ево и олюторов измене первым надо всеми тоеном был ли, и посланных из Нижняго Камчатского острога за сбором ясашным служилых Стефана Шапкина с товарищи колол ли, и ково имянно, и при них иноземцов сколько человек и кого имянно ж.

Во оной измене от тоена Умьевушки и родников ево и олюторов первым тоеном был и ясашных сборщиков Стефана Шапкина с товарищи я с Умьевушкою и протчими кололи, а имянно: я, Лазуков, служилого Семена Минюхина да новокрещена Демьяна; Карагинской тоен Экча служилого Якова Лазарева; Умьевушкин племянник Хале да олюторской мужик Апле Стефана Шапкина; Умьевушкин племянник Таннехлавол Дмитрея Обухова; Умьевушкин родник Лехта новокрещена Варлама Иконникова; олюторской мужик Аталан новокрещена Ивана Черепанова до новокрещена Прокопья Околтышева; Умьевушкин родник Умьеву новокрещена Петра Лазарева; Умьевушкин родник Амгыта новокрещена Алексея Перевалова; олюторской мужик Апле служилого Зосима Гуторова. А кололи де мы их без всякого резона и обиды на дворе по приезде их во острог к Умьевушке, когда стали собак выпрягать.

3

На 3

Оной измене и убивству ясашных сборщиков первым возмутителем был ли, и Нижней Камчатской острог разгромить с тем изменником совет подавал ли, и каким способом вы то учинить думали.

Оной измене и убивству с Умьевушкою я первым возмутителем был и здешней острог разгромить совет подавал я, и хотели взять с [A]ратуги реки с горы с северной страны с заднего бастиона на утренной зоре, когда наши руские крепко снят, и хотели, не доезжая до острога вверх но Аратуге реке за 8 верст, во остроге оставить собак для утаения собачьего крику, а сами хотели итти пешком на лыжах, которому нашему совету согласовал Панкары реки тоен Ивашко.

4

На 4

В бытность Озерной реки Хотомначикина острога родника его Керуги, во остроге у Умьевушки ты, Лазуков, с братом своим и с олюторами оному Керуге приказывал ли, чтоб он, когда увидит Орликова, сказал ему, чтоб он, Орликов, с вами был в одном согласии, а к Камаку во острог для призывания оного Камака с его родниками или куда инде к тоенам во оное ваше согласие кого посылал ли.

Оному Керуге о призыве во общество Петра Орликова я не приказывал [101] и его, Керугу, не видал, затем что оный Керуга во остроге у Умьевушке не был, а был же он на Панкаре реке у Ивашки, а к Камаку во острог и в протчие подострожные во все остроги Карымчу Черного я с Умьевушкою во общем согласии для призывания в измену посылал. И он, Карымча, для того призыва с партиею ехать сам хотел во все острожки, а именно: на Еловку к тоену Нефеду, и к тоену Харчину, и в Горбунов, в Крестовской, в Ключевской, в Каменной, в Ковановской, в Камыковой и в Хапичинской остроги, а в протчие над морем имеющиеся острожки, а имянно: Столбовской, Ламахаручев, в Пекуки, в Березники, и Тавачев остроги и на поселье монастырское хотел я с Умьевушкою и с зятем его Каначем и родниками его Ипинею и с карагинскими мужиками и Панкары реки с родниками тоеном Ивашкою для погромления ехать сам.

5

На 5

Чюкчи, коряки и юкагиры и протчии на погромление здешняго Нижняго Камчатского острога к вам в споможение притти хотели ль, и карагинской тоен Экча у тех коряк оленной табун гнать сюда наймом подрежался ли.

Оленные коряки и олюторы к нам в помощь для погромления Нижняго Камчатскаго острога быть хотели на собаках, и тоен Умьевушка к ним посылал от себя родника новокрещена Калаана для скорого к нему приезда. А о чюкчах и юкагирах, чтоб они сюда были, я никакой вести не слыхал, тако ж и о подрежании карангинского тоена Экчи гнать оленной табун не слыхал же, точию оной тоен в вышеписанном нашем намерении был всегда неотлучным.

6

На 6

Ты, Лазуков, по намерению взятья здешняго Камчатскаго острога в построенных здесь хороших домах жить хотел ли и ожидать с моря судов для взятия оных обманом намерены ль были, а Умьевушкин зять Калач на Авачу с оленным табуном для ожидания судов, которые из Охоцка прибудут, быть хотел ли, а протчия ваши сообщники, совокупясь с тигильскими, на погром в Большерецк и Верхней остроги итти хотели ль, и ныне по тому злонамерению из сообщников твоих кто пошли ли.

В построенных домах жить мы хотели, а именно: я, Алексей Лазуков, в новопостроенных покоях отца архимандрита и хотел его отца архимандрита Иосафа Хотунцевского и ревизии мужеска пола душ господина капитана Дементья Завьялова и капрала Алексея Лебедева, прикащика Осипа Расторгуева и протчих убить и христианскую веру истребить, а в намерении того побития учреждал я протчим жить в нижепоказанных домах, а имянно в остроге в государевом доме Умьевушкину зятю Агевлину, а протчии домы к житию своему разопределили ж и хотели, обождав с моря судов, взять их обманом. А о Каначе, чтобы он хотел с оленным табуном для ожидания прибывших из Охоцка судов [102] на Авачю быть, не слыхал, точию тоен со мною Умьевушка посылали на Паллан во оба остроги Верхней и Нижней Верхнего Палланского острога иноземца Айгахлавол с таким приказанием, чтоб он, Айгахлавол, тем палланским мужикам сказал, чтоб они пошли через Тигиль и оттуда чрез Еловку для погромления Нижняго ж Камчатского острога, а после взятья онаго Нижняго острога хотели итти на Верхней и Большерецкой остроги для того ж погромления, а пошли ль оные палланские мужики через Тигиль, о том де мы известия не получали.

7

На 7

В летнее время на скольки байдарах олюторы с женами и с детьми, тако ж и чюкчи совсем на поселение в Нижней острог притти намерены, и буде такое намерение было, в какое время.

Коряцкой оленной с родниками тоен Эвынто, природою косой, и все олюторы в вешнее время, когда от земли на море лед отнесет, быть хотели байдарами подлинно, токмо без жен, а о бытии чюкчей я не слыхал, и пришед на Столбы, оставя там байдары, под острог быть хотели пешком. А Начикина острога Карымча Черной хотел с партиею ехать через Еловку в Нижней острог в поход, и в таком намерении олюторы с Умьевушкою и с прочими говорили, что де буде острог взять зимним временем не удастся, то де намерены быть летом при промысле рыбном, и не дадим де мы им корму промышлять.

8

На 8

Юкагиры и чюкчи колымскую дорогу, не допуская руских людей к проезду во Анадырск, заперли ль.

Но скаскам олютор юкагиры колымскую дорогу, не допуская руских людей к проезду во Анадырск, заперли, а о чюкчах не слыхал.

9

На 9

Коряки с чюкчами замирение возымели ль, и притом доколе де нам между собою иметь брань и от руских терпеть говорили ль, и чтоб руских людей на их земли не было, всех до единого искоренить намерены ль.

О замирении коряк с чюкчами я не слыхал и таких речей, чтоб они при замирении между собою говорили, доколе де нам меж собою иметь брань и от руских терпеть, не слыхал же. И чтоб руских людей на их земле не было, всех до единого искоренить будто бы хотели, не слыхал же. Точию хотели руских людей искоренить олюторы с оленными и сидячими коряками и ходячее через море из Большерецка во Охоцк судно, не допуская сюда в прибавок руских людей из Охоцка, хотели разбить они же олюторы с коряками. [103]

10

На 10

Оленные коряки, изобрав близь здешняго острога моховое оленное кормовище, на оном переселяся оттуда, жительство иметь хотели ль.

О приходе ко острогу с оленным табуном на моховое оленное кормовище оленных коряк и о их жительстве я не слыхал, а хотели они, коряки, оленной свой табун оставить на Караге, а сами с олюторы и со всеми укинскими мужиками быть хотели в вешнее время байдарами морем.

11

На 11

Сообщники твои камчадалы в самом здешнем остроге жить хотели ль и тебя, Алексея Лазукова камчуга, командиром иметь намерены ль были.

Сообщники мои камчадалы и протчия сидячие коряки, тоен Умьевушка с родниками, по взятии Нижняго острога, во оном жить хотели и учреждали для пропитания своего из неимущих к рыбному промыслу определить несколько человек и меня камчуга командиром иметь намерены были, и я от того не отрицался, сказал им: ладно де, я над вами командиром буду.

12

На 12

Умьевушкина и Карагинского острогов тоены с родниками их скоро к себе единомышленников изменников олютор и оленных дальних коряк быть ожидали ль, и рыбныя про них кормы припасали ль и со оными изменниками оные тоены в одном согласии для погромления в Нижней острог быть намерены ль были и в которое время.

Умьевушкина и Карагинского острогов тоены с родниками в скорости к себе единомышленников изменников олютор и оленных дальних коряк ожидали, а рыбные кормы не пасли, затем что был корм в их острогах довольный, а пасли про них корм во остроге у большова Начики и хотели быть обще все на погромление Нижняго Камчатскаго острога по насту на санках на костяных полозьях.

13

На 13

В бытность погромления и смертного убивства в Столбовском остроге живущих иноземцов тоеном Умьевушкою с протчими, ты, Алексей Лазуков, с братом при том с ними был ли и тех людей колол ли.

При погромлении и смертном убивстве в Столбовском остроге живущих иноземцов с тоеном Умьевушкою и с протчими я с братом не был, а был я в то время на море в таком случае, как в 10 пункте ясно я показал, и при том убивстве я никого не колол.

14

На 14

По намерению вашей измены на сколько частей партию изменническую, для погромления здешних камчатских острогов, вы разделяли и в каком многолюдстве.

По намерении измены нашей, партию к походу на Нижней Камчатской острог разделяли мы на три части. Во первых через Столбы, во вторых через Озерную и Еловку, в третьих чрез Тигиль и чрез Еловку ж. А по розгромлении Нижняго острога хотели итти на Верхней и Большерецкой остроги, уповая, что те остроги ко взятию им весьма удобны, а в скольки человеках те партии были разделены, за незнанием руского щета сказать я не умею. [104]

15

На 15

Будучи брат твой Иван Лазуков на Панкаре реке в остроге у Ивашки, от насильства твоего в твое согласие отговаривался ль и ты его тем зва насильством принуждал ли, и когда он с тобой в измену не пошел, будучи ты в мохоморе, вскоча с копьем, колоть хотел ли.

Прежде убивства ясашных сборщиков приехал я с Умьевушкою на Панкару реку в острог к Ивашке, в котором остроге брат мой родной Иван Лазуков был, и стал я брата своего, ответчи в лес, к измене насильно призывать, на что он от меня многократно отговаривался и в измену итти не хотел. И видя я, что брат мой в измену итти не хочет, вскоча на него с копьем, и хотел заколоть, которого моего брата от смерти отнял олюторской мужик Пичючен, и оной страх брат мой увидевши, в измену итти слово дал. А прежде нашего насильства брат мой Иван о измене ничего не слыхал, и наутро оной мой брат, приехав к Умьевушке в острог, ночевал одну ночь. И при приезде оного ввечеру начали мы с Умьевушкой его, брата моего, вторично насильно призывать, по которому принуждению и по угрожению смертного убивства брат мой в измену пошол и дав слово, что де буду с вами в одном согласии, обратно поехал на Панкару к Ивашке и жил там дней с пять и после, как мы тех ясашных сборщиков всех убили, оной брат мой Иван обратно к нам к Умьевушке в острог приехал и начал меня бранить всякими непотребными словами, по что де ты так сделал. И после того жили мы в остроге у Умьевушке три недели и советы всякие советывал я с Умьевушкою и с протчими, а брат мой Иван, живучи со мною, всегда молчал и совету никакого нам не подавал кроме того, что непрестанно меня возбуждал, чтоб от них изменников в Нижней острог бежать, токмо я его не послушал и бежать в Нижней острог не хотел.

16

На 16

Из того Умьевушкина острога, как пошли вы на море для ловитвы морской нерпы, хотели ль обратно быть в той же острог или нет.

Пошедши из Умьевушкина острога для ловитвы на море нерпы, обратно быть в тот острог хотел, точию брат меня Иван Лазуков разговаривал и итти не хотел, а в бытность нашу при той ловитве на море, на льду изловили три нерпы и, обождав ночи, на оном льде ночевали, в которое время нашедшим от земли ветром оной лед, на котором мы спали, на море отнесло. И носило по оному льду целый месяц, а пропитанием имели оную ж изловленную нами нерпою сырою. [105]

17

На 17

Акланской острог мором поморен ли и того ж присудствия о сидячими коряками взят ли, тако ж и бывшей во оном командир Енисейской с солдатами убит ли и кем, и сколько по том побитии изменниками взято ружья, пороху и свинцу и кого тое все имеется, и буде оное злодейством учинено, ты, Лазуков, при том с теми изменниками был ли, и между теми изменниками олюторами и протчими соравнительных тебе камчуку единомышленников не находишь ли кого из русских, и от кого о том не слыхал ли.

Акланской острог мором поморен и тамошними сидячими коряками и чендонскими живущими на Парене реке мужиками, взят и того острога командир Енисейской теми ж мужиками родниками его убит, а ево команда солдаты еще в Акланск не пришли, а остались назади, а убиты ль они или нет, о том я не знаю. При взятье Акланского острога взято коряцким оленным тоеном Эвынтой ружей с десять и при них пороху в натрусках, и свинцу к тем ружьям приличное число, которое все ныне имеется у него, тоена Эвынта, а я при том не был и, как они тот острог брали, не знаю, а слышал от олюторских мужиков. А между нашими единомышленниками олюторами в измене издавна находится един Кузька, убегший партовшик, которой их, олюторов, всегда ко всякому, злу склоняет и научает.

18

На 18

Отправленный от камчатского архимандрита Иоасафа Хотунцевского во Анадырск иеромонах и при нем студент, дьячок и пономарь убиты ль и кем, и которая при нем отправлена была церковная утварь где ныне имеется. У господина маэора Павлуцкого с командою оленный табун, на чем он с партиею ездил, изменниками отогнан ли и кем.

Оного иеромонаха и при нем студента, дьячка и пономаря оленной коряцкой тоен Эвынто с родниками убили ль, а церковную утварь по убитии того иеромонаха бросили ль или взяли, того не знаю. У господина маэора Павлуцкого с камандою оленной табун, на чем он с партиею ездил, оленные коряки отогнали, а кто имянно, про то я не знаю, а обо всем том слушал я от каюрщиков, которые были с командрованными во Анадырск солдатами Якуцкаго полку.

19

На 19

Харчина острога тоен Стефан Чаплин во остроге у Умьевушки был ли и в измену с вами идти хотел ли, и вы к тому его призвали ль.

Тоена Харчина в остроге у Умьевушки я не видал, и чтоб он с нами ж хотел в измену итти, от него не слыхал. Токмо Умьевушкин холоп Кулеч сказывал мне, тако ж и брат мой слышал от него ж Кулеча, мне сказывал же, что будто бы оной тоен Харчин ему, Кулечу, говорил: пускай де Умьевушка с родниками изменит прежде, а я де после того изменить готов.

20

На 20

И в сем своем допросе ты, Алексей Лазуков, сказал самую сущую ль правду без всякой лжи и утайки под опасением смертной казни.

И в сем моем допросе и в вышеписанных пунктах я, Алексей Лазуков, сказал самую сущую правду без всякой лжи и утайки под опасением смертной казни 1. [106]

Сенат, 1 департ., д. № 1552, лл. 90-95.


Комментарии

1. Листы документа скреплены: «К сему допросу вместо Нижнего Камчатскаго острога служилого Алексея Лазукова, ево прошением, Нижняго ж Камчатскаго острога служилой Матвей Лазарев руку приложил».

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.