Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИЗВЕСТИЯ КАРИОНА ИСТОМИНА О КНИЖНОМ ЧИТАНИИ

О частных библиотеках в России XVII и начала XVIII столетия нам известно немало. Современные описи раскрывают состав книжных собраний многих выдающихся общественных и политических деятелей, литераторов и публицистов, таких как патриархи Никон, Иоасаф, Иоаким и Адриан, митрополит сарский и подонский Павел, бояре А. С. Матвеев и В. В. Голицын, Епифаний Славинецкий, Евфимий Чудовский, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Стефан Яворский и Дмитрий Ростовский. В значительной мере сохранились и сами книги, позволяющие по имеющимся на них владельческим записям реконструировать собрания Афанасия Холмогорского, Игнатия Римского-Корсакова, Лазаря Барановича, многих других любителей и почитателей книги. Но вот о функционировании этих обширных частных библиотек источников недостает. Практически мы пользуемся многочисленными, но случайными и до конца не изученными записями читателей или переписчиков на полях и переплетных листах книг. Уникальным источником являются памятные записи Кариона Истомина, в которых он отмечал свои долги, вклады, пожертвования, а главное — книги, взятые у него для чтения самыми различными книголюбами. 1

Записи относятся к тому времени, когда Карион, выдающийся поэт, просветитель и педагог, придворный литератор, референт (и автор большинства сочинений) патриархов Иоакима и Адриана, директор Печатного двора, удалился на покой и жил в Чудове монастыре в отдохновении от суеты государева и патриаршего двора, бесконечных официальных и частных заказов на стихи и прозу, поздравления и эпитафии 2. Записи охватывают около 5 месяцев, но за это время к личной библиотеке Истомина обратилось не менее 26 человек. 27 книг он дал «почитать», а одну «книжному продавцу» на продажу. Между тем библиотека Кариона не принадлежала к числу особо знаменитых. Ни описей ее, ни известий о ней современников до нас не дошло. Это было, видимо, обычное книжное собрание из тех, которые А. М. Панченко называет «одним из регулярных признаков профессионального писателя нового времени». 3

Итак, первое, на что обращает внимание наш источник — это интенсивность-функционирования частной библиотеки в первые годы XVIII в. Истомин — действительно поэт нового времени, но он ни в коей мере не принадлежал к «петровскому» направлению в общественной мысли и культуре. Его обычаи и привычки: складывались еще в 80-х годах XVII в., и представляется маловероятным, чтобы, они претерпели серьезные изменения за вторую половину 90-х-начало 1700-х годов. Относительно использования читателями книг его библиотеки логичнее предположить, что оно стало менее интенсивным с отходом владельца от активной придворной деятельности. К сожалению, хозяйственные записи Истомина (как и других литераторов и библиофилов) не сохранялись. Публикуемый фрагмент на половинке листа, сложенной в 4°, лишь случайно оказался в авторском [106] архиве — Кариона, среди его окказиональных, дидактических, эпистолярных сочинений и выписок.

Второе интересное открытие — широта социального состава абонентов библиотеки. Мы видим среди них церковных иерархов и монахов, бояр и дворян, дьяков и подьячих, промышленников и купцов, лампадчика и даже жену певчего. Столь разнообразные контакты объясняются и происхождением Истомина (как и большинство литераторов, он был выходцем из посадских людей, с которыми сближалось мелкое дворянство, стрельцы, солдаты, пушкари, городовое казачество и даже зажиточные крестьяне), и двойственностью его социального положения (приближенного ко двору при отсутствии формальных признаков знатности и достаточных средств), и значительно выросшими ко второй половине XVII в. культурными запросами служилого и тяглого городского населения, отражавшими изменение его роли в экономической и общественной жизни Российского государства.

Наконец, важно отметить, что не менее 10 абонентов библиотеки составляют читательницы. До сих пор подсчеты грамотности русского населения XI-XVII вв., за исключением исследования новгородских берестяных грамот, основывались на актовом материале и учитывали лишь мужчин. Подразумевалось, что относительно высокий уровень грамотности не затрагивал представительниц прекрасного пола. 4 Мы можем предположить, что много меньшее число женских записей на книгах XVII в. было связано не столько с недостаточной любовью русских дам к чтению, сколько с большей аккуратностью сравнительно с мужчинами.

Большая часть читателей библиотеки была связана с Карионом знакомством и старыми деловыми связями. Лицевой букварь Истомина, с приложением жития одного из святых покровителей Чудова монастыря, взяла княгиня Мария Юрьевна Трубецкая. Двум княгиням этой фамилии, Ирине Васильевне (супруге боярина Юрия Никитича) и Татьяне Стефановне (жене его сына Иоанна Юрьевича), поэт еще в 1690 г. посвятил стихотворные эпитафии. 5 Позже, в 1692 г., Истомин руководил оформлением новых каменных палат, построенных братьями Иоанном и Юрием Трубецкими. Помимо обычной работы придворного литератора, состоявшей в определении общей композиции интерьера.

выборе изобразительных сюжетов, их расположении и составлении подписей, Карион написал обширные стихотворные надписи для парадного входа, потолка, стен, красного угла в гостевой комнате. «В палате под небом орел, — писал он в частности, — держит во устех хартию, и па ней писать:

Орел сей тако
      высоко летает
Род славен в россах
      Трубецких являет
Днесь Иоанна,
      Георгиа князей
Георгиевичев
      в братолюбней связи.
Трубецких гербом
      знаменито носит,
В роде их быти
      долг век здраво просит.
Бог да умножит
      сим лета Трубецким
Служити царем
      сердцем молодецким
И в преемство их
      да подаст им чада
И наследство всем
      небесного града
. 6

Этим-то «чадам» и потребовался, по-видимому, замечательный Букварь Истомина, созданный по педагогическим принципам Яна Амоса Коменского и предназначавшийся первоначально для старшего сына Петра I. 7

Не менее прочные связи поддерживал Карион с князьями Голицыными. В 1680-е годы он посвящал и подносил свои стихи боярину Василию Васильевичу и его супруге Евдокии Ивановне:

Супруга сия
      болярина славна
Князь Василия
      в делех благонравна,
Васильевича
      Голицына верна
Слуги царскаго
      в ратоборстве делна.

Евдокия Ивановна получила от Кариона не только панегирики, но и целую посвященную ей книгу с поэмой о II Крымском походе (1689 г.). Хвалил Истомин и противника Василия Васильевича — «петровца» князя Б. А. Голицына. 8 Зная боевые традиции этого рода и [107] широкую образованность его представителей, мы не очень удивимся, узнав, что княгиня Мария Федоровна Голицына взяла «почитать» «Слово о послушании (здесь дисциплине, — А. Б.) и военном деле».

Прочие представительницы высшего слоя государева двора были настроены более миролюбиво. Две дамы, сначала Пелагея Ивановна Пушкина, а затем Евдокия Андреевна Куракина, брали из библиотеки минею за сентябрь. Это действительно один из интереснейших томов четьих миней, но хотелось бы думать, что речь идет о литературной новинке, недавно составленной Дмитрием Ростовским — одним из лучших друзей Истомина.

О знакомстве Кариона с Пушкиной мы узнаем впервые. Но надо отметить, что при дворе он обладал широкими связями. Поэт режиссировал театрализованное действо, в которое выливалась официальная жизнь двора, писал сценарии очередных «казусов» и звучавшие во дворце «орации» в стихах и прозе (начиная со «слов» на церковные праздники и кончая тостами). Его перу принадлежали не только патриаршие и царские грамоты, но и многие письма, которыми обменивались видные бояре — Петр Иванович Прозоровский, княгиня Ирина Прозоровская, князь Юрий Урусов, Иван Иванович Трубецкой, Иван Мусин, Алексей Нарышкин и другие. 9 Просвещенные аристократы, желавшие увековечить память о своих родных, заказывали Истомину стихотворные эпитафии. Только в последние годы XVII столетия Карион написал их (часто в нескольких вариантах) для ближнего боярина Иоанна Симеоновича Головкина, Анны Георгиевны, вдовы думного боярина Василия Никитича Панина, стольников Ф. И. Троекурова (1695 г.), И. А. Бутурлина и М. П. Челищева, окольничих И. И. Чаадаева, Т. Б. Юшкова, И. Г. Леонтьева и его супруги (1696 г.); в 1701 г. — Марии Тимофеевне, жене стольника Г. П. Зиновьева; в 1702 г. — стольнику И. А. Веньяминову-Зернову, князю Ф. Ф. Бельскому и т. д. 10 Примером более деликатных заказов являются приветственная речь княгини Ирины Прозоровской к бывшей подруге, первой придворной красавице Прасковье Салтыковой, против воли выданной замуж за царя Иоанна, которая проезжала со двором через имение Прозоровских (1694 г.); трогательные поздравления детей к дням ангелов боярина Тихона Никитича и жены его Екатерины Богдановны Стрешневых. 11 Пушкины — не последний род в Думе — были, разумеется, знакомы Кариону; а в качестве монаха он имел привилегию свободно общаться со знатными дамами.

Отношения Истомина с Куракиными были, видимо, более тесными. Поэт писал эпитафии к надгробиям молодого князя Михаила Иоанновича (1695 г.) и его престарелого родственника Василия Михайловича (1696 г.), включил в личные записки сообщение о смерти и отпевании схимонахини Елены Куракиной (1698 г.). 12 Княгиня Евдокия Андреевна (урожденная Масальская), супруга Федора Федоровича Куракина, после 1707 г. недолго пользовалась библиотекой Кариона — вскоре он помог ей составить духовное завещание и проводил в последний путь. 13

Исключением среди абонентов библиотеки Истомина был князь Петр Иванович Хованский — сосланный в свое время Софьей сын знаменитого Ивана Андреевича Хованского-Тараруя (казненного по ложному обвинению 17 сентября 1682 г.). Политические дела представителя консервативного семейства так окончательно и не исправились. Карион плохо его знал и пояснил в записке, что это тот князь, «что на Стретенской улице». Опровергая легенды о пристрастии Хованских к старообрядчеству, князь читал на старости лет Скрижаль Симеона Полоцкого, раскольников возобличающую.

С немалой долей вероятности можно предположить, что дружественные отношения были у Истомина с дворянским семейством Глебовых. Один из братьев, Стефан Богданович, взял 28 июля «почести» «книгу о хитростях ратных», как называл Карион свой перевод «Книги Иулия Фронтина, сенатора римскаго, о случаях военных» (1692 г.), содержащий занимательные для офицера рассказы из античной военной истории. Другой Глебов, Федор Богданович, 10 августа посылал своего человека за печатной грамматикой, — знамение эпохи, требовавшей от служилого не только умения читать и писать! Просвещенностью отличался и дворянин Федор Васильевич Наумов, знакомый Кариону настолько, что мог через своего человека просить «почести» библию, переведенную полвека тому назад Епифанием Славинецким (для издания в Москве). Надо заметить, что городовое дворянство, хотя и вызывало насмешки своим [108] невежеством, также по мере разумения тянулось к придворной культуре. Карион написал небольшие (по карману заказчику) стихотворные эпитафии супруге Семена Мымрина Евдокии (1690 г.) и ефремовскому сыну боярскому Федору Мартынову (1691 г.). 14

Гораздо обширнее были связи Истомина в приказных кругах, где он находил понимание, любовь к своему искусству образованных и умных собеседников. Одна из ранних его стихотворных эпитафий (1693 г.) посвящена схимонаху Иову, иже

В мире Иаков
      бяше диак думный
Аверкиевич
      Кирилов разумный
. 15

С особой выразительностью была написана эпитафия подьячему Василию Клобукову (в трех вариантах). Об умершем, в частности, говорится:

Остр смысл в Посолском
      име он приказе,
Добре писати
      и жити во блазе.

Вариант:

Благонадежно
      живе в христианстве
Подьячей бе он,
      посолских дел знанстве.
Остр имяше смысл
      и добре писати,
Боже, даждь ему
      в небе обитати.
16

Над гробом известного дьяка П. Т. Семенникова поэт говорил (1695 г.):

В сем обретеся
      раб Иисусов правый,
Муж честен диак,
      ум имея здравый,
Порфирий Трофимович
      Семенников
Скончася в Христе,
      быв ученых (вариант, мудрых) ликов.

....................

...................

Жизни его бе
      седмдесять и лето,
Осмь лун, двадесят
      два дни в мире пето.
Труд в писме ему
      и книгочтеиие
Девять лет сотворь
      света лишение.

И далее эпитафия:

Всякий путствующий
      зде гробу присмотрися,
В нем разумен муж
      дьяк телом положися
Порфирий Трофимович
      Семенников знатный,
Ведущь дел и книг,
      всем благоприятный.

………………….

………………….

Живе он седмьдесят
      лето, осмь месяцев,
Двадесят два дни в трудех
      книг святых писцев.
От того очей своих
      лишися зрения,
Девять лет страда,
      многа прият терпения
. 17

Именно на приказном поприще талант открывал людям «розных чинов» и обычно невысокого происхождения широкий путь к чести и власти. В 1700 г. стихотворец писал об удивительно рано проявившем себя и ушедшем из жизни мальчике:

Успе блаженно
      отрок преизбранный,
Подьячий Андрей
      Белинской той званный.
В возраст десяти
      лет бысть и едина,
В благонравстве же
      умна в нем седина.
18

Одна из наиболее поздних эпитафий Кариона (1702 г.) была посвящена известному государственному деятелю уходящей эпохи и его близкому знакомому-книгочею:

Бог всетворец наш
      в милостивой воли
Жизни всех людей
      измеряет доли.
Волею его
      господин разумный
Успе блаженно
[109]
      царск советник думный
Прокопий Богданович,
      Возницын раб божий,
В посолских делах
      был славен и гожий.
В многих приказех
      судивый гражданско
Сконча жизнь свою
      в Христе христианско.
19

Поворот правительства Петра к всемерному возвышению экономически и политически отжившего класса дворянства за счет податных сословий (и даже церкви) нанес удар и по приказным деятелям- «разночинцам». Приказная «интеллигенция», в свое время оттолкнувшаяся от социальных корней и в страхе перед мощными народными движениями содействовавшая укреплению государственного аппарата абсолютизма, в 1707 г. уже ощущала на себе следствия «жесткого» курса внутренней политики. Неудивительно, что просвещенные знакомцы Кариона обратились к душеспасительному чтению. Дьяк Лукьян Иванович Вальков, связанный с Карионом по крайней мере со времени своего заведования Мастерской палатой (1690-1699 гг.), 20 брал в библиотеке минею за февраль. Стефан Иванович Сорокин, подьячий Конюшенной канцелярии (принадлежавший к весьма обширному роду, занимавшему в конце XVII-начале XVIII в. немало приказных должностей 21), читал житие и службу святой Варвары. Наконец, Василий Петров (с 1691 г. старый подьячий приказа Большого дворца 22) просил у Кариона Истомина святцы.

Среди светских читателей книг истоминской библиотеки выделяются гости Андрей и Василий Алексеевич Филатьевы — знаменитые московские купцы. О давнем знакомстве Филатьевых с Карионом говорит его стихотворная орация по случаю поднесения Стефаниде Ивановне (молодой жене Василия) книги святцев на свадьбу (1703 г.). 23 Среди знакомых поэта в высшем и весьма культурном слое торгово-промышленного населения были именитые люди Строгановы в 1693 г. он составил стихотворную и прозаическую эпитафии Вассе Иоанновне, супруге Георгия Дмитриевича Строганова. В 1696 г. он писал эпитафию супруге 1 гостиной сотни купца Максима Лабозного; в 1700 г... — сыну гостя Ивана Исаевича; в 1701 г. — одному из крупнейших промышленников Клименту Калмыкову; в 1703 г. Карион сочинял подписи на вкладной потир гостя Афанасия Горьева, и т. п. 24 Купцы брали в библиотеке Истомина перевод печатного календаря — сборника политических, метеорологических, астрологических сведений и новых европейских анекдотов, а также отечественную книгу «разных вещей» (как определили бы современные археографы — «сборник разнообразного содержания»).

При дворе и в русском обществе в целом существовала и значительная прослойка служивых, не занимавших политически значимых постов, но принимавших активное участие в культурной жизни. В бумагах Кариона сохранились сочинения, посвященные Пелагее, жене Михаила Родостамова (1700 г.), стражу астраханской соборной церкви Ивану Васильевичу Калачникову, семейству Никоновых (1702 г.), «старой жене» посадского человека Евдокии Ивановне (1705) и другим представителям «среднего слоя» городского населения. 25 Одному из таких людей — лампадчику Симеону — Истомин дал «почитать» «книгу Макария египетского». К подобным служилым людям принадлежал воспитатель Петра I Зотов, знакомому семьи которого хозяин библиотеки давал книги: «1703-го августа в 12 день дадеся книжица святцы да два букварика (Малый букварь. М., 1694. — А. Б.) из Киева студенту Симеону Прибыткову, инспектору Конона Никитина сына Зотова, который поехал паки в Киев». 26 Хорошо известны связи Кариона с государевыми певчими дьяками — участниками инсценировавшихся им придворных праздников и исполнителями его многочисленных ораций. И все же трудно было предположить, что жена певчего дьяка Ивана Лысковца могла интересоваться такой сложной для понимания книгой, как сочинения Григория Богослова. Высокий культурный уровень русских придворных музыкантов XVII в. был характерен, как видим, и для членов их семей.

Разветвленные связи Кариона в церковном мире не вызывают сомнений; они подтверждаются обширной перепиской с лицами духовного звания. 27 Запись о выдаче «Атляса... печатного» иеродиакону Иову, 28 «что по-гречески и по-латине умеет», свидетельствует о популярности среди образованной публики не только [110] переводных географических сочинений (над которыми работали, в частности, Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский), но и их печатных оригиналов (один из них до сих пор хранится в библиотеке бывшего Печатного двора, ЦГАДА). Сборник, открывавшийся трактатом о церковном пении (Тихона Макарьевского?), и службу преподобного Игнатия Ростовского брал архимандрит Чудова монастыря, в котором Истомин обитал с начала 1680-х годов; известны также эпитафии Кариона чудовским монахам Феодосию и келарю Герману (в мире стольнику Георгию Лутохину), 1690 и 1692 гг. 29 Нижегородский митрополит Исайя читал сборник с составленным хозяином библиотеки житием святого покровителя этого монастыря, Алексия человека божия. 30

Скромная заметка в конце записей запечатлела под 1 сентября выдачу «книги Купель владыке ростовскому» — крупнейшему литератору конца XVII-начала XVIII в. Дмитрию Туптало, личному другу московского стихотворца. Достоверно известно, что их знакомство состоялось не позднее 1696 г., во время посещения Истоминым Киева. 31 Дружественные связи укрепились в 1699 г., когда назначенный на тобольскую епархию Дмитрий заболел от огорчения и по пути туда, в Москве, совсем слег. Позже, уже оправившись от болезни, литератор писал: «Спасет бог и отца Кариона, что меня ягодами вишневыми в недуговании кармливал», 32 а Истомин в воспоминание этой встречи послал Дмитрию житие Иосифа Волоцкого. 33 С этих времен Туптало во всех письмах в Москву не забывал передавать поклоны стихотворцу: «всем, всем, всем низко челом, паче же отцу Кариону». 34 Письма Дмитрия в столицу позволяют судить об уважении, с которым выдающийся филолог относился к разумению Истомина; так, советуясь о составлении очередного тома миней, владыка ростовский писал Феологу: «А о чем совета прошу, о том подумай с благоразумными, яко же с пречестнейшим господином Карионом и с господином Феодором Поликарповичем, им же низко челом». 35

Во второй приезд Дмитрия в Москву (1706 г.) отношения, поддерживавшиеся на расстоянии, стали еще более теплыми. Отправляясь с приятелями в гости к митрополиту, Истомин послал вперед дружескую записочку:

Подобает ли
      днесь нам в дом твой быти?
Книгу ли на стол
      в словеса открыта?
Аще и ино
      что ли положится,
Божиим людем
      и то пригодится.
Не видехомся
      давно уже право!
Живи много лет
      во господе здраво
Приговариваемся,
      а в любви кланяемся!
36

3 октября 1706 г. Карион благодарил митрополита за подаренный посох; начало стихотворения звучало торжественно:

Епаршествуяй
      в градех и в Ростове,
В Ярославле учащ
      во Христе слове.
Здравствуй, радуйся
      владу попремногу,
С паствою спешись
      в небесну жизнь к богу.
Усердствую.

В конце же прилагалась записочка, особо дружественный, личный характер которой подчеркнут рифмованным дисметрическим стихом:

До болных очей
      Надобно бы уздравляющих ключей
(Да взяти не скоро где
      Ни по обеде.
А в вечер пездравость —
      Знатно идет старость),
Чтоб уздравляли,
      А они б усмотряли
Где-либо стати
      И добре писати.
37

Нет сомнений, что обмен книгами между двумя литераторами и публицистами, случайно отраженный заметками Кариона, был более интенсивен.

Значительное число читателей библиотеки Истомина составляли монахини. Нарядно переплетенную Историю о Варлааме и Иоасафе (вероятно, имеется в виду перевод Симеона Полоцкого, изданный в Верхней типографии в блестящем оформлении Симона Ушакова) взяла для чтения монахиня Георгиевского монастыря Измарагда. Наиболее прочные связи [111] хозяин книг имел с Вознесенским девичьим монастырем. Одной из его монахинь, судя по записи на рукописи, он подарил «книгу, глаголемую собрание историев». 38 В 1707 г. он давал «взаем» старице этого монастыря Афанасии минеи (Дмитрия Ростовского?) за март, апрель и май, кадашевке (т. е. происходящей из торгово-промышленного населения) Мариамии и Магдалине — минеи четьи за сентябрь, октябрь, ноябрь и еще одну книгу — воспитаннице монастыря княжне Дарии Косаткиной. Другим привечаемым иеродиаконом Карионом девичьим монастырем был Иоанновский. Сведения о легкомысленном поведении Истомина придают пикантную окраску записи о выдаче без возврата рубля денег «монахине Анне маленькой» 39 (тогда как «старице Патрикее» полтина дана была «в заем»). Не только деловые, но и личные отношения связывали Кариона с игуменьей Вяземского девичьего монастыря святого Илии Евдокией Петровной. Заем ей в 35 рублей был дан для строительства ограды вокруг монастыря, о котором поэт в первые годы XVIII в. написал пламенное воззвание «к христианам». 40 Игуменье посвящены стихи, по традиции употреблявшиеся поэтом в общении с друзьями. Они рисуют любопытную сценку неожиданного посещения монастыря автором с другими «честными гостями»:

Госпожа честна в бозе
      Христе игумения,
Желающая в небе
      вечна селения.
Евдокиа Петровна
      любезна всем мати,
С живущими всеми ты
      здравствуй в благодати!
Благодарен есмь за все
      спасителю богу,
При том желаю, да даст
      милость вам премногу.
А что подвигох в пути
      к вам честныя гости,
В приятстве вашем прошу,
      скажите нам прости.
Весть господь творец наш бог
      что хощу всем блага,
Да сподобятся всюду
      жития предрага.
Не вем убо чем ваше
      приятство платити,
Токмо должнствую бога
      в том благодарити.
41

Более официально выглядит стихотворное приветствие игуменье Варсонофии Иоанновне (1680-е годы), которую автор благодарил за «торжество» ученой беседы, «при радостном же словесном обеде». 42 Согласно поэтической терминологии второй половины XVII в., речь идет о высокоинтеллектуальном общении. Следует напомнить, что Истомин не только был подвержен мирским соблазнам (как писал его друг Каменевич-Рвовский), но в своей просветительской деятельности подходи.) с равными требованиями к образованию мужчин и женщин. Уважительное отношение поэта к игумениям — собеседницам и читательницам — заставляет думать, что женские монастыри не заняли еще достойного места в истории русской культуры.

Заметки Кариона о чтении книг его личной библиотеки открывают нам окно в мир книжного почитания конца XVII — начала XVIII в. Мы видим сравнительно небольшую часть общества книголюбов, знакомых хозяина библиотеки, но можем предполагать имена и многих других ее абонентов. Источник невелик, но он позволяет сделать выводы об изрядной образованности русских людей на рубеже столетий, как мужчин, так и женщин, о разнообразии их литературных интересов, внимательном отношении к новым книгам. Рукописные и печатные книги не лежали в сундуках мертвым грузом, но в соответствии с учением о греховности сокрытия знаний предоставлялись для чтения всем добропорядочным лицам. В заключение не мешает напомнить, что Истомину принадлежала далеко не самая крупная из частных библиотек. [112]


1707 г., МАЯ 22 — ОКТЯБРЯ 11.
ПРИХОДО-РАСХОДНЫЕ ЗАПИСИ КАРИОНА ИСТОМИНА О КНИГАХ, ДЕНЬГАХ И ПОЖЕРТВОВАНИЯХ

1707-го (вставлено над строкой) маиа в 22 день дана книга пис<менная> в десть разных вещей: Букварь в лицах и Алексиа человека божия, — княгине Марии Юрьевне (вставлено под строкой вместо зачеркнутого: Ирине Ивановне), Трубецкой. <Зачеркнуто».

В той же день взял книгу Атляс описание мира по градкам печатный иеродиакон Иов, что по гречески и по латине умеет. <Зачеркнуто>.

Взял Календарь Андрей Филатьев.

Маиа в 23 день послано в Молчинской пустынной (было: Молчинския пустыни) монастирь преосвященнаго Иосифа митр<ополита> псковскаго фелон, стихарь; монаху Ипполиту Истомину мантия, камилавка, клобук, на рясу сукно киев<ское> с Герасимом Курдюмовым.

Мин<ея> февраль месяц у дьяка Лукьяна Валькова. <Зачеркнуто>.

Июня в 15 день дана книга Иоасафа царевича в белой коже монахине Измерагде в Георгиевской монастырь почести.

Июня в 28 день дано старцу Кариону Курскому 40 алтын взаем.

Того же числа дана стклян<ная> четвер<ть> с вином игумену в Зачат<ьевский> монастырь. <Зачеркнуто>.

Июля в 16 день дана библия почитать монахе митрополии в Затв <?> монастыре. <Зачеркнуто>.

Во июне взял книгу в полдесть пис<менную> разных вещей, в политурках белых, Василей Филатьев, гость. <Зачеркнуто>.

В 17 день дана книга пис<менная> разных вещей, сначала о церковном пении, в десть, отцу архимандриту чюдовскому Феодосию, да служба Игнатия. <Зачеркнуто>.

Октября (две статьи: Октябрь... Вознесен<ский> монастырь — вставлены на нижнем поле) в 11 день дано рубль монахине Анне маленькой (вставлено над строкой) во Иоанповский девич монастырь.

В 9 день дана книга мин<еи> чет<ьи>, с марта 3 месяцы, Афонасии монахине взаем (вставлено над строкой) в Вознесен<ский> монастырь. <Зачеркнуто>. ||

Июля в 25 день даны тетради 3: Слово о послушании и военном деле, почитать болярыне княгине Марии Федоровне Галицыной. <Зачеркнуто>.

Денег 35 рублей взаем дано игумен<ье> Евдоки<и> Загзаге. (Игумен<ье>... Загзаге написано латинскими буквами.) Десять рублей взято.

В 28 день дана мин<ея> четь<я> сентября Пелагии Иван<овне> Пушкиной почести. <Зачеркнуто>.

В той же день дана книга о хитростях ратных Стефану Богдановичу Глебову почести. <Зачеркнуто>.

Августа в пятый день дана книга Житие и служба муч<еницы> Варвары Стефану Иванову сыну Сорокину, подьячему Конюшенной концелярии. (<Зачеркнуто>.

Того же месяца в 10 день дана книга Граммотика московский печати Федору Богдановичю Глебову, взял человек его Андрей Недликов.

Сентября в 3 день дано рубль Ивану Андреевичу Барнышеву, да на нем же 10 алтын. В 12 день дано ему же рубль. В 20 день ему же рубль. Октября в 5 день ему ж 2 рубля. Еще полтина. (Четыре фразы: В 12 день... Полтина — вставлены в просвет между статьями.)

Сентября в 5 день дана книга Скрижаль болярину князу Петру Ивановичю Хованскому, что на Стретенской улице. <Зачеркнуто>. ||

У владыки нижегородскаго Исаии книга пис<менная> в десть, Житие Алексиа человека божия и про<чее>. <Зачеркнуто>.

Сентября во 12 день дана книга по чести дву (?) княжне Дарии Косаткиной в Вознесен<ский> монастырь. <Зачеркнуто>.

Святцы самыя малыя пис<менные> у Василья Петрова. <Зачеркнуто>.

Октября в 3 день дана книга Григория Богослова в белой коже Ивана Лысковца жене почести, верхового певчего. <Зачеркнуто>. ||

Ноября в 19 день Ивану Барнышлеву дано взаем рубль. [113]

Ендосу и зите <нрзб.> десить алтин. (Фраза написана частично латинскими, частично кириллическими буквами; часть литер, не идентифицируетсявероятно, зашифровано.)

С сентября 3 месяцы мин<ей> четь<их> взяли почести монахини, кадашевка Мариамиа да Магдалина, Вознес<енского> монастыря. <Зачеркнуто>.

Февраля в 24 день дана книга Библиа москов<ской> печати Федору Васильеву сыну Наумову почести, взял человек его. <Зачеркнуто>.

Книгу Макариа египетскаго лампадчику Симеону почитать, марта в 30 день. <Зачеркнуто>.

Мин<ея> четь<я> сентябрь отдана княгине болярыне Евдокеи Андреивне Куракиной. <Зачеркнуто>.

Стивка у Феолога, июня в 16 день. <Зачеркнуто>.

Июля 24-го дано 9 алтын за дело кавтана Алексию и за сукно на тот же кавтан.

Августа в 16 день дана полтина старице Патрикее Ивановского монастыря взаем.

Сентября в 1 день дана Книга купель владыке ростовскому, взял подьяк по письму. <Зачеркнуто>.

Октября в 11 день взял книгу Потребник Петра Могила книжной продавец Иван Григорьев, старик, протать — 5 рублей с полтиною. <Зачеркнуто>.

Комментарии

1. ГИМ, Чудовское собр., № 100/302, лл. 149-150 (автограф). В описании сборника № 302 отмечено: «лл. 149-150 — наполнены весьма интересными краткими заметками. Приводим их». Далее следуют записи о Букваре, Атласе, посылке вещей в Молчинскую пустынь, займе Кариону Курскому и «книге о хитростях ратных» (ошибочно процитировано: разных) (см.: С. Н. Брайловский. Один из «пестрых» XVII столетия. СПб., 1902, с. 207-208). Лишь новое описание авторского архива Истомина (проведенное мной) показало, что основная часть записок Кариона Брайловским опущена.

2. Позже, правда, он вернулся к литературной и педагогической деятельности — при Софийском доме, под эгидой просвещенного митрополита Иова. О жизни и трудах Кариона Истомина см.: С. Н. Брайловский. 1) Один из «пестрых»...; 2) К вопросу о литературной деятельности русских писателей XVII столетия, носивших имя «Карион». — Известия Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук, т. 14, кн. I, 1909; Р. К. Агаркова. Спорные вопросы биографии Кариона Истомина. — Ученые записки Душанбинского гос. пед. института им. Т. Г. Шевченко, т. 51. Языкознание и литературоведение, вып. 19, 1967; А. П. Богданов. Памятники общественно-политической мысли в России конца XVII века. Литературные панегирики. М., 1983; и др.

3. А. М. Панченко. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 1973, с. 140.

4. В России конца XVII в. духовенство было грамотно на 75-100%, купечество — на 96%, дворянство-на 50%, посадские люди — на 40%, крестьяне — па 65% (А. И. Соболевский. Образованность Московской Руси XV-XVII вв. СПб., 1894, с. 8-13). Н. А. Бакланова считает эти данные даже заниженными (см. ее статью «Русский читатель XVII века» в кн.: Древнерусская литература и ее связи с новым временем. М., 1967). В Москве в 1677 г. посад был грамотен на 36%, а к 1690-м годам уровень грамотности повысился до 52% (Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII век. М., 1955, с. 554-556).

5. ГИМ, Чудовское собр., № 100/302, л. 73- 73 об.

6. Там же, л. 161-161 об. Сравни орацию «На новые палаты»:

Благо даждь боже
      им зде пребывати,
Дети сладостне
      своя созерцати.
В том свиток орел
      носит знаменито,
Князей Трубецких
      честь-славу не скрыто.
С княгинями им даждь
      в детех тя хвалити,
В небесну радость на веки вселити.

К этому следует добавить, что в феврале 1697 г. Карионом было написано для князя Иоанна Иоанновича Трубецкого письмо к казанскому митрополиту Маркелу (ГИМ, Чудовское собр., № 99/301, л. 69).

7. Княгипя Трубецкая, конечно, не могла удовлетвориться ни Малым букварем Истомина издания 1694 г., ни сокращенным по сравнению с рукописью печатным Букварем 1696 г. (с тиражом в 20 экземпляров).

8. И. П. Богданов. Указ, соч., № 25-26, 28-30; ГИМ, Чудовское собр., № 100/302, л. 273 и др. Истомин также писал в адрес В. В. Голицына письма от других лиц, Б. А. Голицыну — послание от патриарха Адриана и письмо князя архидиакону Антонию Прокоповичу (ГИМ, Чудовское собр., № 98/300, лл. 391, 408 и др.).

9. ГИМ, Чудовское собр., № 98/300, лл. 431-432; № 99/301, лл. 19, 286-287; № 100/302, лл. 101 об., 132, 155 и др.

10. Там же, № 98/300, лл. 263 об., 266 об., 291- 291 об.; № 99/301, л. 419; № 100/302, лл. 50 об., 51, 63 об., 96 об., 122, 145 об., 146 об., 262 и др.

11. Там же, № 100/302, лл. 101 об., 164-164 об.

12. Там же, л. 194; № 98/300, л. 284.

13. Там же, № 98/300, лл. 480-482.

14. Там же, № 100/302, лл. 78, 157 об.

15. Там же, л. 102 об.

16. Там же, лл. 157 об., 161.

17. Там же, л. 145.

18. Там же, л. 92 об. См. также эпитафию рано умершей жене подьячего Никифора Степанова Ксении (1695 г.), л. 163 об.

19. ГИМ, Чудовское собр., № 100/302, л. 122.

20. С. Б. Веселовский. Дьяки и подьячие XV- XVII вв. М., 1975, с. 78.

21. Благодарю Н. Ф. Демидову за эти сведения.

22. ЦГАДА, ф. 210, Московский стол, стлб. 948, лл. 132-134 (сообщено Н. Ф. Демидовой).

23. ГИМ, Чудовское собр., № 100/302, л. 117.

24. Там же, лл. 128, 73, 90А об., 94Б, 96 об. и др.

25. Там же, лл. 94А-94Б, 96 об., 95 об. и др.

26. Там же, л. 117.

27. С. Я. Браиловский. Один из «пестрых»..., с. 102 и др.

28. Согласно одному из черновиков Кариона, с Иовом, еще иеромонахом, схимонахиня московского Вознесенского монастыря Евдокия Челищева в феврале 1698 г. передавала посылку Иоанну, митрополиту черниговскому (ГИМ, Чудовское собр., № 98/300, л. 160).

29. ГИМ, Чудовское собр., № 100/302, лл. 73, 157.

30. Более тесными были контакты Истомина с Маркелом, митрополитом казанским и свияжским (которому он в 1698 г. посвятил замечательную стихотворную эпитафию, см.: ГИМ, Чудовское собр., № 98/300, л. 419-419 об.), Афанасием, архиепископом холмогорским, митрополитом тобольским Игнатием Римским-Корсаковым и другими иерархами.

31. И. А. Шляпкин. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 г.). СПб., 1891, с. 256.

32. Остальные сочинения Димитрия, митрополита Ростовского. М., 1804, с. 195.

33. И. А. Шляпкин. Указ, соч., с. 263.

34. Остальные сочинения..., с. 193 (письмо от 22 мая) и др.

35. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849 с. 49-50.

36. ГИМ, Чудовское собр., № 100/302, л. 244 (опубл.: С. Н. Брайлевский. Один из «пестрых»..., с. 98).

37. ГИМ, Чудовское собр., № 98/300, лл. 288-299 (отрывки опубл.: С. Н. Брайловский. Один из «пестрых»..., с. 98-99). И. А. Шляпкин ошибочно датирует это стихотворное послание 1708-1709 гг. (Указ, соч., с. 79); верная дата — в тексте сочинения.

38. ГБЛ, ф. 310, собр. В. М. Ундольского, № 930.

39. Проставленное над строкой уточнение «маленькой» говорит о знакомстве Кариона с контингентом монахинь монастыря Иоанна Предтечи.

40. ГИМ, Чудовское собр., № 98/300, л. 496; сравни подобные грамоты для игумений казанского Богородицкого монастыря Анны, курского Троицкого монастыря Феодосии и монастыря Богородицы страстный иконы Юлии Челищевой (там же, лл. 478-479, 494-495, 499-500).

41. Там же, № 100/302, л. 94 Б об.

42. Там же, л. 80.

Текст воспроизведен по изданию: Известия Кариона Истомина о книжном читании // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1986. Л. Наука. 1987

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.