Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 96

1698 г. сентября 22. — Выписка из допросов стрельцов в комиссии А. С. Шеина.

|л. 32| В нынешнем в 207-м году сентября в 19-м, да в 20-м, да в 22-м числех по указу в.г.ц. и в.к. Петра Алексеевича в. В. и М. и Б. Р.с. в Преображенском у боярина Алексея Семеновича Шеина были у розыску стрельцы Федорова полку Колзакова 16, Иванова полку Чернова 18, итого 34 человека.

А в роспросех, и с первой пытки, и с огня не винились, а з другой пытки и с огня винились, а говорили:

Федорова полку Колзакова: Микитка Одоевцов, Стенка Суриков, Родька Шапочник, Ивашко Суриков, Андрюшка Барышников, Андрюшка Завьялов, Андрюшка Мурамщиков, Минка Газин, Ивашко, Ножевщиков, Петрушка Усачов, Федотко Чокмос, Алешка Крашенников, Якушко Одоевцов, Якушко Рыбников, Афонка Михайлов, итого 15 человек.

Иванова полку: Чернова Никишка Сарай, Пашка Яковлев, Куземко Семенов, Оска Евстратьев, Сенка Архипов, Данилко Плешивой, Никитка Плешивой, Данилко Анничь, Митка 66 Софронов 66, Гришка Леонтьев, Якушко да Ефтифейко Семеновы, итого 12 человек.

Всего 27 человек.

Москве де они шли всеми полками, и стать было им под Девичьим монастырем, и бить челом царевне Софии Алексеевне о нуждах своих и взять ее во управление. А слы/л. 33/шали де они, что ее взять во управленье, полков своих от стрелцов, которые бегали с Лук Великих к Москве, а они де, беглецы, слышали про то Чюбарова полку от Васки Тумы. А иные говорили, что они слышали и сами от него ж, Васки, что царевне велела им, стрельцам, итить к Москве; и писмо от нее с ним, Васкою, прислано, а сами де они того писма не видали. И естьли бы царевна во управление не пошла и кому было во управлении быть, того они не ведают. А салдаты б, которые на карауле у Девичья монастыря учинились бы им противны, и им было с ними чинить бой. А про челобитную де составу Васки Зорина они не ведают, и на Москве бояр и иноземцов побивать, и Немецкую слободу разорять хотели. А что де на Москве поставлены Преображенского, и Семеновского, и генеральские полки, и про то они [117] ведали. И как бы де они пришли к Москве, а салдаты б им учинились противны, и им было с ними, салдаты, чинить бой. А что де в.г. за морем здравствует и к Москве будет, то они ведали ж.

И естьли он, в.г., придет к Москве, и они де говорили всеми полками, что ево, в.г., к Москве не пустить. А пятидесятнику де Мишке Обросимову Васка Тума с Москвы писмо какое отдал ли, того они не ведают. /л. 34/

Ис тех же вышеписанных стрелцов Микишка Сарай, и Пашка Яковлев, и Куземко Семенов, и Микитка Софронов про писмо Васки Тумы, что он с Москвы приносил ли — не винились 67, и что 67 они про то письмо от своей братьи не слыхали и сами не видали.

Якушко да Ефтифейко Семеновы говорили, что про челобитную составу Васки Зорина они и всеми полками ведали.

Да Ефтифейка ж и Данилко Плешивой, и Колзакова полку, вышеписанные стрелцы 15 человек говорили, что они в черные слободы для возмущения писма посылать хотели, а иные не винились.

Да из них же Колзакова полку стрелцы говорили в пополнку: Митка Одоевцов, Стенка Суриков, /л. 35/ Родька Шапочников, Ивашко Суриков, Андрюшка Барышников, Андрюшка Завъялов, Андрюшка Мурамщиков, Минка Газин, Ивашко Ножевников, Петрушка Усачов, Якушка Одоевцов, итого 11 человек, говорили де всеми полками, а хто имяны — не упомнят, как в.г. к Москве придет, и они хотели ево, государя, к Москве не пустить и убить.

Федотко Чокмос, Алешка Крашенинник говорили: как бы в.г. к Москве пришол, и им ево не пустить, или о том, как бы изволила царевна.

Ивашко Ножевников да Чорного полку Микишка Сарай говорили: пришед было им к Москве, опрашивать про в.г. у царевны и у государя царевича; и будет де скажут, что ево, в.г. в животе нет, и им было взять на царство государя царевича, а царевне б при нем быть во управлении.

Оска Евстратьев говорил: естьли б царевна во управление не пошла, и им было взять одного государя царевича.

Данилко Анничь говорил, что де Васка Тума, пришод с Москвы к ним в полки, писмо отдал их полку пятисотному Матюшке Григорьеву, а сказывал де ему про то на Двине того ж Чорного полку Гришка Корчага; а какое писмо и от кого — того он не ведает, и сам он того письма не видал.

А по справке они, Матюшка и Гришка, ныне в Арзамасе. /л. 36/ Гришка Леонтьев говорил: Васка де Тума к ним в полк с Москвы письмо принес и отдал пятисотному Матюшке Григорьеву, и то де письмо видел он сам, а о чем писано и от кого — того он не ведает.

А Матюшка в Арзамасе, и цисан выше сего. [118] Да Колзакова полку вышеписанные 15 человек говорили: говорил им Васка Тума, как бы де они пришли к Москве, и бутырские б салдаты им не помешали.

Никитка Плешивой в пополнку ж говорил: как де сидели они в Ярославле в тюрьме, и он де говорил Васке Киселеву да Сидорке Федорову: естьли б де царевна была на царстве, и им было князь Василья Голицына с сыном и иных., которые с ним сосланы, из сылки взять их к Москве попрежнему, и заказывал он им — будет де у них про то учнут спрашивать, и им бы про то не сказывать, пригодятца де они им впредь.

А Васка Киселев и Сидорко Федоров в том винились, а были они у розыску у бояр: Сидорко у князь Михаила Алегуковича Черкаского, Васка — у князь Бориса Алексеевича Голицына.

Да у розыску ж стрельцы с пыток и с огня говорили: Чорнова полку /л. 37/ Петрушка Пьяненок, Игнашка Сапошков, Самсонко Чиненой, Пронка Григорьев: их де братья стрельцы всем полком говорили им, что пришед к Москве, стать на Девичьем поле и бить челом царевне, чтоб вступила во 68 управление. А Самсонка и Пронка в малых 68 летех. А Петрушка Пьяненок говорил, что притить к Москве и бить челом царевне о нужде своей, а болши того против статей ни в чем они не винились.

Да Пронка ж говорил: как де в круг стрельцы схаживались, и он к ним прихаживал, и их де таких малых ребят бивали и от себя прочь отсылали для того, чтоб от них, малых робят, про то полковники не уведали.

Да у розыску ж против вышеписанного ни в чем не винились: Колзакова Сенка Калачников, Чорново Васка Палтус, Демка Федоров, а говорили они, Васка и Демка, что де они были болны, и везли их на телегах, и отстать было им от полков не мочно; и про болезнь их ведомо всему полку. А того полку стрельцы, которые были у боярина Алексея Семеновича, у розыску сказали, что де с службы в дороге везли их болных, а Демка в малых летех ,69.

Итого по розыску стрельцов пытано и огнем зжены 34 человека, в том числе винились 27, из них 1 человек в малых летех. Розные речи говорили 4, из них 2 человека в малых летех. Не винились 3, из них в малых летех 1. Итого старых 30, в малых летех 4 человека.

Пометы: на склейках 4. 32 об, — 37 об.: Дьяк Никифор Зайцов; л. 37 об.: Справил Ивашко Байбаков.

Д. 12/305, л. 32-37. [119]


Комментарии

66-66. Помета на левом поле 17 лет.

67-67. Приписано другим почерком.

68-68. Помета на левом поле Самсонка 17 лет, Пронка 15 лет.

69. Помета на левом поле 17 лет.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.