Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 1

1698 г. июня около 12. — Челобитная московских стрельцов Петру I с жалобами на тяжесть службы и просьбами об облегчении положения.

В.г.ц. и в.к. Петру Алексеевичю в. В. и М. и Б. Р. с. многоскорбие /л. 53/ и великими слезами холопи твои, московские стрелецкие полки, второй, да прежде бывшей третей, что ныне четвертой, да десятой и первонадесят, изволением великого бога, в троице славимаго отца и сына святаго духа царя царствующих и господа господствующих, всем языком определившаго й избравшего в наследие семя избранное, народ христианский.

Служили мы, холопи твои, и прежде нас прародители, и деды, и отцы наши, вам, великим государем, во всякий обакновенной 1 христианской вере и обещались до кончины жизни нашей благочестие хранити, яко же содержит святая апостольская церковь. И в прошлом во сто девяностом году в попущение гнева божия всеконечне стремление 2 безчинства, мы, холопи твои, радея о благочестии, удержали. И по вашему в.г. указу, в пременении того времяни нас, холопей твоих, изменниками и бунтовщиками 3 звать не велено 4; и по обещанию, как целовали крест святый, о благочестии непременно служим 5. И в прошлом 203-м году сказана нам, холопем твоим, служить вам, великим государем 6, в городех погодно. А в том же году, будучи под Азовым, умышлением еретика иноземца Францка Лефорта, чтоб благочестию великое препятие учинить, чин наш московских стрельцов, подвед под стену безвременно и ставя в самых нужных х крови местех, побито множество. Ево ж умышлением сделан подкоп под наши шанцы, и тем подкопом он побил человек с триста и больши. Ево [40] же умыслом на приступе под Азовым, что посулено было по десяти рублей рядовому, а кто послужит, тому повышение чином честь. И на том приступе, которую сторону мы, холопи твои, были, тут побито премножество что ни лутчих. А что мы, холопи твои, радея тебе, в.г., и всему православному христианству, город Азов говорили взять привалом, и то он отставил. Да он же, не хотя наследия нашего христианского видеть, самых последних удержал под Азовым октября до 3-го числа, а ис под Черкаскова 14 число пошел степью, чтоб нас, холопей твоих, и до конца всех погубить. И идучи в той твоей государевой службе, ели мертвечину, и премножество в той степи нас пропало. И в прошлом

204-м году в 7 другом походе 7, идучи мы, холопи, на твое в.г. службу под Азовым при бытности боярина Алексея Семеновича Шеина, город Азов поможением /л. 53 об./ божиим июля 19-го числа привалом взяли, и оставлены город строить. И вшед в город 205-го году, августа 6-го числа, все место азовское розчистив, и по наряду город земляной новой изделали, и в совершенстве учинили. А работали денно и нощно во весь год пресовершен-ною трудностью. И по твоему в.г. указу июня 24 число мы, холопи твои, из Азова выведены. И сказано нам итить к Москве. И по вестям были холопи твои в Змеове, в Ызюме, в Цареве-Борисове, на Маяцкой в самой последней скудости и нужде. И по твоему в.г. указу ис тех мест 8 в нынешнем 206-м году сентября 21 число, велено нам, холопем твоим, итить на [твою] в.г. службу в полк к боярину и воеводе ко князю Михаилу Григорьевичю Рамодановскому в Пустую Ржеву в Заволочье не замая Москвы. И мы 9, холопи твои, радея тебе, в.г., в тот полк шли денно и нощно в самую последнюю нужду осенним путем, и пришли чуть живы. И, будучи на польском рубеже в зимнее время в лесу, в самых нужных местех, мразом 10 и всякими нуждами утеснены, служили 11 на твоею в.г. смете. И июня 5-го числа по твоему в.г. указу велено все полки Новгороцкого розряду роспустить. А боярин и воевода князь Михаила Григорьевич Рамодановской нас, холопей твоих, вывед по полкам ис Таропца, велел рубить, а за что — того, мы, холопи твои, не ведаем. Да мы же, холопи твои, слыша, что в Московском государстве чинитца великое строхование, и от того городы затворяют, а отворяют часу в другом или в 3-м, и всему московскому народу чинитца наглость. Да нам же слышна, что идут к Москве немцы и то, знатно, последуя брадобритию и табаку, всесовершенное благочестию испровержение. Аминь.

ЦГАДА, ф. 6, л. 12/60, л. 53-53 об.
Опубл
.: Устрялов П. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1859, т. 3, с. 111-172.
[41]


Комментарии

1. Далее зачеркнуто христиан.

2. Далее зачеркнуто безчинных.

3. Далее зачеркнуто нас, холопей твоих.

4. В ркп. последний слог оборван.

5. Далее зачеркнуто и в прошлом во.

6. Далее зачеркнуто погодно.

7-7. В ркп. над строкой.

8. Далее зачеркнуто велено нам.

9. Далее зачеркнуто холопи.

10. Над строкой зачеркнуто ветром.

11. Далее слово не прочитывается ввиду обрыва правого поля.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.