|
О БИБЛИОТЕКЕ АРХИЕПИСКОПА ВОЛОГОДСКОГО И БЕЛОЗЕРСКОГО СИМОНАПри изучении русских частных библиотек XVII в. привлекает внимание собрание книг архиепископа вологодского и белозерского Симона. Известно, что он возглавлял кафедру в Вологде более 20 лет, с 1664 по 1684 г. (умер в 1685 г.); известно также, что с 1660 по 1664 г. он был игуменом Александро-Свирского монастыря. 1 Его, еще игумена, привлекают к участию о розыске по делу патриарха Никона, 2 и он то делает выписки из соборных правил об архиереях, самовольно оставивших свои престолы, то пишет грамоту, содержащую соображения, быть ли митрополиту Ионе местоблюстителем патриаршего престола, то составляет «исповедание» как участник церковного собора 1666 г., то ведет расспросы обвиняемых, например инока Авраамия, сподвижника Аввакума. Примечательно, что низложенный патриарх Никон обратился с гневным письмом именно к Симону. 3 В связи с участием в розыске о расколе Симон неоднократно выезжал в Москву. Находясь в Вологде, он составлял грамоты, писал и отсылал письма, главным образом духовным лицам. 4 В Вологде при архиепископе Симоне было развернуто каменное строительство: в 1667-1670 гг. выстроены архиерейские палаты (видоизменены в XVIII в.) и церковь Рождества Христова, «что вверху у преосвященного Симона» (над церковью была архиерейская ризница), а в 1671 -1675 гг. возведены стены и башни вокруг «архиерейского дворища». 5 Церковь Рождества Христова, очевидно, была и местом хранения книг 6, принадлежавших архиепископу Симону: в Переписной книге Вологодского архиерейского дома 1671/72 г. сообщается, что несколько книг «вознесены к нему преосвященному Симону архиепископу вверх в книгохранительню». Библиотека Симона не учтена в исследованиях последних лет. 7 Между тем перечень 45 книг Симона, под 1681 г., опубликован уже более ста лет назад, 8 а другой список его келейного имущества, в том числе книг, под 1683 г. выявлен при описании рукописей П. И. Савваитова. 9 До сих пор оба перечня никем не сопоставлялись; более поздний остался неопубликованным. 10 Обращение к обоим спискам показывает, что всего за два года книжное собрание Симона выросло и пополнилось почти вдвое, возможно — после поездки архиепископа в Москву в 1681-1682 гг. 11 Опись 1681 г. — духовное завещание — составлена самим Симоном, от лица которого сообщается например, что в его владении были «книга писменная Исаака Сирина, в ней же припись моей (Симона, — Ж. К.) руки, аввы Дорофея и из Лествицы и Ниловы главы Сорского»; «книга в полдесть Василия Великого писменная, моей руки, с приписми, и о святей духе, печатное»; «Служебник, в тетратках, писмо моей руки, выписан с печати на перечет». 12 Более поздний список 1683 г. составлялся по указу архиепископа Симона ризничим Вологодского Софийского собора дьяконом Стефаном Автомоновым (так в рукописи), 13 очевидно искушенным в художественных ремеслах (он отметил клейма на поддонах серебряных сосудов, надпись на братине — «братина добра человека, пить из нея на здравие», «два подголовка колмогорское дело» и др.). Здесь вновь названы три книги — автографы владельца: «писмо той книги преосвященного Симона архиепископа» и «выписан с печати на перечет, архиепископле же писмо». 14 Составитель второго перечня несомненно располагал более ранним: описание 38 названий совпадает в обоих почти буквально. Но дьякон Стефан ссылается не на духовную Симона, а на Переписную книгу 7188 (1680) г. О том, что Симон до старости пользовался книгами — читал, переписывал, делал выписки из печатных сочинений, писал грамоты и письма, позволяет судить наличие в его келейном имуществе семи пар очков: «пятеры очки большие руки» и «двои очки средние». 15 Среди вещей [114] Симона отмечены не только книги, но и письма, документы, хранившиеся в сундучках- «подголовках». 16 Было ли это собрание книг традиционным? Выше отмечался рост келейной библиотеки Симона к 1683 г. — до 80 названий. У вологодского же архиепископа Маркела, предшественника Симона, в 1662 г. насчитывалось всего 22 келейные книги. 17 Зато ему принадлежало много икон, немало денег, словом — имущество отражало иной круг интересов духовного владыки. Состав библиотеки Симона изменялся по воле владельца. Например, архиепископ так определил судьбу двух своих рукописей: чтобы «те книги по подписи (об их принадлежности Александро-Свирскому монастырю, — Ж. К.) в монастырь Александров отдать, а мои оттуду в дом (архиерейский вологодский, — Ж. К.) взять в казне, а и так никому будет не накладно». 18 Приведем сохранившиеся дарственные записи на двух других книгах: «В лето 7187 (1679) году сие книги Симон архиепископ вологодский и белозерский благословил Ильинскому старосте на Понда во церковь за иконное писмо обе Треоди, постную и цветную, во веки». 19 Нельзя не сопоставить с этим еще одну дарственную запись под тем же 1679 г., которая была сделана на книге «Просветитель» Иосифа Волоцкого (находившейся в 1900 г. в ризнице Вологодского Софийского собора): «Книга чернеца Симона Ильинского со Свери речки Олонецкого уезду; и по моей смерти пожаловать отдать Александрова монастыря Свирского чюдотворца в книжную казну, паче же где будет погребено грешное мое тело. Подписал я, чернец Симон, а ныне благодати ради божия архиепископ вологодский и белозерский». 20 В завещании — описи 1681 г. — книга эта названа без каких-либо указаний на передачу после смерти Симона, а в описи 1683 г. упоминается, что на книге имеется «припись, письмо архиепископле». Очевидно, «Просветитель» так и не был отослан из Вологды. Итак, приведенные записи показывают, что Симон дарил и завещал свои книги; кроме того, очевидно, что он особо почитал Александро-Свирский монастырь. Судя по тому, что он назвал себя «чернец Симон» «Ильинского со Свери речки Олонецкого уезду», возможно, он был пострижен в Свирском Ильинском монастыре, зависимом от Александро-Свирского монастыря. 21 Оба сохранившихся перечня книг из келейной библиотеки Симона составлены достаточно лаконично. О рукописях сообщается — «книга письменная»; печатные книги различаются (впрочем, не всегда) по локальному признаку: печать московская, киевская, острожская, «фряская». Приводятся сведения о формате книг: в десть, в полдесть, в четверть, в осьмушку — и менее употребительные: «в шестинку», «в оштинку», «в деветерку». Иногда отмечена толщина переплета, шрифт («печать мелкая»). Составители обеих описей приводят краткие названия книг, редко упоминая их авторов, писцов. Мы находим, правда, имена Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Кирилла Транквиллиона наряду с именами Иоанна Златоуста, Василия Великого, Исаака Сирина, аввы Дорофея и др. Но не упоминаются Симеон Полоцкий, Лазарь Баранович, Мелетий Смотрицкий, Иоанникий Галятовский, Иннокентий Гизель, Лаврентий Зизаний, хотя их сочинения входили в состав библиотеки Симона. Это устанавливается по косвенным данным, содержащимся в описях (например, «Грамматика... печать московская» — Мелетия Смотрицкого, 1648 г.; «Псалтырь... на виршу, печатная» — Симеона Полоцкого, 1680 г.; «Трубы духовные, печатная» — Лазаря Барановича, 1674 г., и т. д.). Из числа писцов назван только владелец книжного собрания Симон и еще переписчик Алфавита Иван Козьмин. Между тем на одной из нескольких реально сохранившихся книг, принадлежавших Симону, читаем имя писца: «Сия книга глаголемая Ирмологий соборныя церкви Рождества Богородицы. Писал Федор Васильев». 22 Вероятно, эта рукопись вначале предназначалась для другого храма и не для Симона, так как далее по листам идет вторая, повторяющаяся запись-скрепа: «сия книга глаголемая Ирмологий храма Иисуса Христова Рождества, что вверху у преосвященного Симона, архиепископа вологодского и белозерского». Учитывая палеографическую близость этому Ирмологию еще ряда певческих рукописей того же собрания (сходный почерк; заглавия, писанные суриком) и наличие сходных надписей или записей-скреп с именем Симона, 23 можно предположить, что именно об этой группе книг упоминается в [115] Переписной книге Вологодского архиерейского дома 1671/72 г.: «181 года сентября 21 по архиепископию указу Васильевские книги все вознесены к нему, преосвященному Симону архиепископу, вверх в книгохранительню». Таким образом, собирательный признак «Васильевские книги», вероятно, связан с именем писца Федора Васильева. Но если это имя помнилось в 1671/72 г., когда книги были приняты в Вологодский архиерейский дом, то через 11 лет, в 1683 г., при составлении описи келейного имущества архиепископа Симона (туда, очевидно, перешли все эти пять книг) переписчик Федор Васильев уже не был упомянут. Этот пример показывает, кстати, как пополнялась келейная библиотека Симона: в 1681 г. эти рукописи все еще были казенными, а не келейными — их нет в духовном завещании архиепископа. В описи 1681 г. зафиксированы также книжные поступления из других монастырей. Выше было отмечено, как Симон, заботясь о своей библиотеке, стремился сохранить «книжный баланс» в Александро-Свирском монастыре, откуда был непрочь получить в Вологду бывшие свои книги (см. примеч. 18). В духовном завещании он указывает, что «книга в десть Никонская чиновная, взята ис Корнильева ж монастыря; а дал ея Маркел же архиепископ», 25 и «книга Потребник, печать московская... взята из Голахтионовы пустыни». 26 Отметим, что в ряде случаев в келейном собрании имелось по 2-3 экземпляра одного и того же издания. Например, «две книги Библеи, московские печати», «две книги Грамматики, в четь, печатные», 27 «три книги печатных Мир з Богом в десть», «два Канонника правильные, в четь, печатные». 28 Судя по тому, что вместо двух Библий московской печати к 1683 г. оказалась одна Библия московская, а другая — острожская, вероятно, совершился книжный обмен. О том же говорит несовпадение изданий Псалтыри: вместо двух московских, в десть, в 1683 г. записаны одна киевская, в четверть, и другая «на виршу... в десть». 29 Неизменными остались «две книги Грамматики». Добавились «три книги печатных» — «Мир з Богом», в десть (Иннокентия Гизеля) и «два Канонника...». Выпали из списка 9 книг, среди них «Жезл правления» Симеона Полоцкого. Все это показывает, что книги Симона нередко подвергались перемещениям или дарились по воле владельца, для чего и приобреталось по 2 — 3 экземпляра одного и того же издания. Некоторые случаи дублирования могли быть вызваны тем, что после покупки одного экземпляра другой был подарен Симону или унаследован им; иногда одни и те же книги были представлены разными изданиями. Так, например, в 1681 г. у Симона было 2 экземпляра Библии Пискатора разного формата, к 1683 г. ему принадлежит уже 3 Библии Пискатора. 30 Среди книг архиепископа Симона было немало богослужебных (Требник, Служебник, Канонник, Псалтырь, Библия, Святцы, Часослов, Новый Завет). Имелись и сочинения полемические: Жезл правления Симеона Полоцкого (М., 1667), сборник «Скрижаль» (М., 1655) и др. Значительно количество книг светского характера, например Грамматика, Алфавит, Лексикон, Хронограф. Печатные книги относятся к XVII в., в их числе немало западнорусских авторов: Лазарь Баранович (Меч духовный. Киев, 1666; Трубы духовные. Киев, 1674), Иоанникий Галятовский (Мессия правдивый. Киев, 1669 или 1672), Иннокентий Гизель (Мир с богом, 1669 или 1671), Лаврентий Зизаний. Самое позднее по времени издание в библиотеке Симона — Обед душевный Симеона Полоцкого (М., 1681). 31 Рукописные книги, как представляется, также относятся главным образом к XVII в. В книжном собрании Симона мы не находим душеполезного чтения: почти что нет житий, миней, сборников определенного состава, отсутствуют переводные сочинения, естественнонаучные и беллетристические. Вологодский архиепископ отдавал предпочтение изданиям, необходимым для составления проповедей, посланий, грамот, писем, для участия в острой церковно-догматической полемике своего времени. 32 Все это заставляет признать библиотеку Симона значительным культурноисторическим явлением и ставит перед специалистами-медиевистами задачу розысков книг из этого собрания. Ниже приводится текст из Описи 1683 г., касающийся книг (ГПБ, 0.IV. 389). 33 [116] КНИГ АРХИЕПИСКОПЛИХ КЕЛЕЙНЫХ /л. 7/ [1] Книга Беседы апостольские на 14 посланий, в ней же и на Деяние толкование Златоустого и Апокалипсис толковой же. /л. 7 об./ [2] Того же Златоустого толкование на евангелие Богослова Иоанна да Матфеа, московской печати, переплетено в трех книгах, в десть. [3] Беседы евангельския же на Матфея евангелиста толкование Златоустого, переплетено в две книги. [4] Книга Евангелие неделное толковое Кирилово сочинение Транвклиона. [5] Книга Библия московские печати. [6] Книга Библия же острожской печати. /л. 8/ [7] Книга Евангелие недельное, еже есть Мечь духовный, печатная, в десть. [8] Книга Лествица печатная, в десть. [9] Книга Псалтырь со восследованием, печатная, московской печати, в десть. [10] Книга писменная Исаака Сирина, в ней же припись аввы Дорофея из Лествицы и Ниловы главы Сорского, писмо той книги преосвященного Симона архиепископа. [11] Книга Скрыжали духовные, печать московская, в полдесть. /л. 8 об./ [12] Книга Беседословие, письмяная, в полдесть. [13] Книга Служебник, печать киевская, в полдесть. [14] Книга Требник архиерейской печатной, в десть. [15] Книга Новой Завет, печатная, в четь. [16] Книга Псалтырь со восследованием, печатная, в десть. [17] Книга Псалтырь же с следованием, печать московская, в оштинку. [18] Книга Обет духовный, печатная, в десть. /л. 9/ [19] Книга Канонник печатной, в четверть. [20] Книга Трубы духовные, печатная, в десть. [21] Книга Псалтырь, печать мелкая в четверть, киевская. [22] Книга Псалтырь же на виршу, печатная, в десть. [23] Книга Зерцало мирозрительное, и з Диоптрами, печать киевская, в оштинку. [24] Книга Служебник печатная, в полдесть. [25] Книга Цветословие еже начало мучение Екатерины и инии жития и поучения, в четверть. /л. 9 об./ [26,27] Две книги Грамматики, печатные киевские, в четверть. [28] Книга Грамматика же, в полдесть, печать московская. [29] Книга в шестинку письменая, в ней беседословие и инии вопросы и ответы. [30] Книга Часослов печатной, киевской, в деветерку. [31] Книга Собрание разных слов и о осмочастии и пасхалии, толста, письменая, в четверть. [32] Книга в полдесть Иосифа Волоцкого, в ней же припись, письмо архиепископле. /л. 10/ [33] Книга в полдесть Василия Великого, письменая с приписьми, письмо та книга преосвященного Симона архиепископа, в ней же о святем дусе, печатное. [34] Книга Святцы, печатные, в осьмуху. [35] Книга Служебник, в тетратках, выписан с печати на перечет, архиепископле же писмо. [36] Три тетратки золотные: пометки на них не книг выписано. [37] Книга Библия в лицах, малая, печать фряская. /л. 10 об./ [38] Книга Библия же в лицах, большая, с подписью рускою, печать фряская. [39] Книга Библия в лицах же, с подписью рускою, печать фряская. [40] Книга Гранограф письменой в десть. [41] Книга Маргарит печатная, печать киевская. [42] Книга О вере, печать мелкая, в четверть. [43,44,45] Три книги печатных Мир з Богом, в десть. [46] Книга в полдесть, Мессия Правдивый, печатная. /л. 11/ [47] Книга Лексикон, печатная, в полдесть. [48] Книга Тестамент, сиречь Завет, печатная, в четверть. [49] Книга в четверть печатная О православной вере, в коженом тонком переплете. [50] Книга в четверть Катихисис, печатная. [51] Книга о священстве московской печати, в полдесть. [52, 53] Две книги Псалтыри, московской печати, в полдесть, в одной книге [117] приписано святцы с тропари и с кондаки. [54] Книга Псалтырь же печатная, в четверть. /л. 11 об./ [55] Книга Кормчая, печатная, в десть. [56] Афонасия, Василия Великих, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина переплетены в одну книгу, печать мелкая, в десть. [57] О архиерейском священнослужении, печатная, в полдесть, тонка. [58] Книга чиновник архиерейской же, священнослужения, печатная, в десть, подето бархатом черным, крест и застешки серебряны. [59] Книга преподобнаго Никона Сказание о заповедех господних писменая, в десть. /л. 12/ [60] Другая книга того же преподобного Никона, письмо киевское, в десть же, выше сего она же писана. [61] Книга Святцы по рук богословия, в осьмуху, письменая, на двацати на восьми листах и с порожними. [62] Книга Алфавит в полдесть, письмо Ивана Козьмина. [63, 64] Две книги, Евангелие напрестольное да апостол, в полдесть, письмяные, во влагалищах суконных. [65] Книга Святцы с тропари и с кондаки, вполдесть, письмяная же. [66, 67] Два Канонника правильные, в четь, печатные. /л. 12 об./ [68] Книга певчая обиход киевского согласия, знаменная на нотах, переплетено в десть, тонка. [69] Празники крылоские и цари, стихи по старине, в четверть. [70, 71, 72, 73] Четыре книги четвероголосные партесные, в них писано всенощное бдение, обедни, славники на господьския празники, три канона; два пасце, третей рожеству Христову, и выборные стихи и задостойники на господьския же празники, в полдесть. [74] Книга Ирмологий знаменная в полдесть же. /л. 13/ [75,76] Книга Каменная в четверть, а другая в полы. В долгом ящике грамоты патриарши, да в том же настольные и разрешительные и Исповедь. Комментарии 1. И. М. Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. М., 1877, стлб. 731, 992. 2. Дело о патриархе Никоне. СПб., 1897, с. 53, 54, 175-177, 179, 180, 254, 255, 364, 365; Н. Субботин. Материалы для истории раскола за первое время его существования, т. 7. М., 1885, с. V-VI, 386-418 (Вопрос и ответ старца Авраамия). 3. С. М. Соловьев. История России с древнейших времен, кн. VI, тт. 11-12. М., 1961, с. 280. 4. Некоторые письма и грамоты Симона отмечены в кн.: Филарет ариехиепископ. Обзор, русской духовной литературы. Харьков, 1859, с. 350-351. 5. Н. И. Суворов. Путеводитель по Вологде. Вологда, 1874, с. 7; М. В. Фехнер. Вологда. М., 1958, с. 47-48. 6. Вологодский обл. архив, ф. 883, он. 1, № 202, л. 90. И по сей день в церкви Рождества Христова хранятся книги из коллекции областного краеведческого музея. 7. См., например: М. И. Слуховский. Библиотечное дело в России до XVII в. М., 1968; С. П. Луппов. Книга в России в XVII в. Л., 1970. Единственное упоминание трех крюковых рукописных книг, принадлежавших Симону, находим в книге: М. И. Струменский. Указец старинных рукописей. Каталог. Вологда, 1919, с. 9. 8. См.: Роспись келейной рухляди вологодского архиепископа Симона. — В кн.: Летопись занятий Археографической комиссии, 1864 год (далее — ЛЗАК), вып. III. СПб., 1865, II. Материалы, с. 12-16 (далее — опись А); III, с. 125. Местонахождение рукописи не установлено. Список «Росписи», подготовленный для печати, см. в сборнике из бумаг П. И. Савваитова (ГПБ, F.IV.776, с. 29-31). 9. И. А. Бычков. Каталог собрания рукописей П. И. Савваитова, ныне принадлежащих имп. Публичной библиотеке. СПб., 1900, с. 77 (Приложение к Отчету имп. Публичной библиотеки за 1897 г.). Хранится: ГПБ, Q.389, лл. 7-13 (далее — опись Б). 10. Впрочем, опись Б упоминается в кн.: Русское искусство XVII века. Сборник статей по истории русского искусства допетровского периода. Л., 1929, с. 160 (в перечне источников к статье Е. В. Калининой о древнерусском шитье). 11. Сохранилась Записная тетрадь о поездке архиепископа в Москву в 1681-1682 гг. (ГПБ, Q.II.110). 12. Опись А, с. 13-14. 13. Известен Агей Автономов, вологодский иконник, работавший в Москве в 1652 г., а в 1660 г. оставленный дома «за старостию». См.: Д. А. Ровинский. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. СПб., 1903. с. 120. 14. Опись Б, лл. 8 и 10. 15. Там же, лл. 27 об., 28. 16. Там же, л. 27 об. 17. См.: Изустная роспись образов, келейных книг, рухляди и денег серебряных вологодского архиепископа Маркела. — В кн.: ЛЗАК, 1864 год, вып. III, Приложения, с. 37-42. 18. Опись А, с. 13. 19. ГБЛ, собр. ОИДР, № 266. Запись опубликована в кн.: П. М. Строев. Библиотека ими. Московского общества истории и древностей российских. М., 1845, с. 120. Эта книга не вошла ни в опись А, ни в опись Б. 20. Местонахождение рукописи не установлено. Запись воспроизведена по картотеке акад. Н. К. Никольского в БАН (ящик 158). 21. Что касается места захоронения Симона, П. М. Строев (Списки иерархов..., стлб. 731) указывает Спасо-Прилудкий монастырь под Вологдой. Среди книг из коллекции Александро-Свирского монастыря, частично хранящихся в БАН, вкладов Симона не обнаружено. Воспроизведение автографа Симона — его подписи, по кальке, снятой, очевидно, с какой-то грамоты, см. в кн.: А. А. Титов. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахрамееву, вып. 2. М., 1892, с. 415, № 625. 22. ГБЛ, Вологодское собр., № 128, л. 1. Соборная церковь Рождества Богородицы построена в Вологде в 1668 г. 23. ГБЛ, Вологодское собр., №№ 126, 127, 128, 138, 239. Эти пять рукописей кратко описаны (без указания на приписки и записи) среди новых поступлений 1953 г. в кн.: Записки отдела рукописей ГБЛ, вып. 16. М., 1954, с. 162-163. Три из них отметил в своем каталоге М. И. Струменский (Указ, соч., с. 9). 24. Вологодский обл. архив, ф. 883, оп. 1, № 202, л. 90. 25. Опись А, с. 14. 26. Там же, с. 15. 27. Там же, с. 13; ср. опись Б, л. 9 об. («Две книги Грамматики, печатные, киевские, в четверть»). 28. Опись Б, лл. 10 об., 12. 29. Там же, л. 9. 30. И. Евдокимов (Север в истории русского искусства. Вологда, 1920, с. 87-88) сообщил, что в Вологде Академией наук была приобретена Библия Пискатора «с захватанными и порванными краями»; другой экземпляр был в это время в соборном Успенском училище. 31. Опись Б именует это сочинение «Обет духовный». 32. Сходны по составу «осталые книги... Сийского монастыря от бывшего игумена Феодосия», 1692 г. Здесь среди 50 названий немало тех же сочинений, что и у Симона: «Обед душевный», «Меч духовный», «Мессия правдивый», Библии, Грамматика и т. д. См.: М. В. Кукушкина. Описи книг XVI-XVII вв. библиотеки Антониево-Сийского монастыря. — В кн.: Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей и редкой книги БАН CCCР. М.-Л., 1966, с. 140-141. 33. Опись панагиям, платью и всяким другим вещам архиепископа Вологодского Симона 1683 г., хранится в ГПБ (Q.IV.389). Текст воспроизведен по изданию: О библиотеке архиепископа Вологодского и Белозерского Симона // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1978. Л. Наука. 1979 |
|