Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Сведения о возобновлении собора в Саратове после пожара, на грамотах основанные.

1685-1697.

В делах Астраханской духовной консистории есть достоверные сведения о построении соборной церкви в городе Саратове. В 1685 году, в царствование Государей Иоанна и Петра Алексеевичей, присланы на Саратов указ и грамота о построении нового деревянного собора 1. Соборный штат просил Преосвященного [266] Савватия, Митрополита Астраханского и Терского, благословить построение соборной церкви. Благословенная грамота 2 написана и выдана 1689 года, Июня в 9-й день; но была ли церковь строена — неизвестно. Между тем Митрополит Савватий, в 1694 году, тоже по просьбе, соборян, предписал строить в Саратове, вместо деревянной, каменную соборную церковь. [267] Изготовив нужные материалы и наняв мастеров, они просили уже Преосвященного Сампсона [Савватий скончался], Митрополита Астраханского и Терского, о пожаловании благословенной грамоты, в 1697 году 3. Октября 13-го дня того же года, по указу Митрополита Сампсона, послан был в Саратов Дубенского монастыря архимандрит Иосиф описать Саратовскую соборную церковь, с колокольнею, приписанною к собору часовнею за Московскими воротами с ее [268] благолепием, и кирпичные сараи 4. Собор выстроен каменный, находящийся ныне в средине города. Готическая архитектура его указывает на времена Петра I. Пристройки и перемены, сделанные [269] в соборе в позднейшие времена, незначительны и не затмевают его старинного стиля.

Причет соборный жил доходами от треб церковных, прихода, земли и умета, или постоялого двора, на ней устроенного. В 1696 году, соборному причту, по указу Петра I и грамоте приказа Казанского дворца 5, дана земля, сенные покосы и всякие угодья по берегам речки Сокур-бор, по реку Вязовку, да по речку Курдюмские-вершины, да по реку Чардым, за Саратовскою, округою, на проезжей [270] Московской большой дороге от Саратова к Пензе в 40 верстах.


Комментарии

1. Вот копия се челобитной соборных священнослужителей: «Государю Преосвященнейшему Савватию, Митрополиту Астраханскому и Терскому. Бьют челом богомольцы твои, Саратова города соборные церкви протопоп Елевферий Иванов с братиею. В прошлом, Государь, в 7193 (1685) году, по указу Великих Государей и по грамоте велено, Государь, на Саратове построить святую соборную церковь во имя св. Живоначальныя Троицы, и на ту, Государь, соборную церковь лес из Казани прислан, и около церковного места лежит. Государь, Преосвященнейший Савватий, Митрополит Астраханский и Терский! пожалуй нас, богомольцев своих: вели, Государь, нам дать о закладе соборные церкви во имя св. Живоначальныя Троицы свою благословенную архиерейскую грамоту. Государь, Преосвященнейший, смилуйся». —

Против сей челобитной такова послана грамота; а кому отдана сверху, про то неизвестно.

В конце челобитной подпись протопопа Елевферия Иванова, попа Матфия Иванова и диакона Власа Никифорова.

2. Грамота на построение в Саратове соборной церкви.

«Благословение от Преосвященнейшего Савватия, Митрополита Астраханского и Терского, города Саратова соборные церкви протопопу Елевферию Иванову. В 7193 (1685) году бил челом нам, Преосвященнейшему Митрополиту, ты протопоп с братиею, и подали нам вашу челобитную за вашими руками. А в челобитной вашей написано: в прошлом 7193 году, по указу Великих Государей и по грамоте прислан к вам на Саратов, на строение соборныя церкви, из Казани, лес, и тот-де лес лежит на том месте, где строить ту соборную церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы; и чтоб нам Преосвященнейшему Савватию, Митрополиту Астраханскому и Терскому, пожаловать благословить и велеть в том Саратове городе, на старом месте, строить соборную церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы. И как к тебе наша, Преосвященнейшего Митрополита, благословенная грамота придет, и ты бы протопоп, по сему нашему архиерейскому благословению, тое соборную церковь, в том приписном лесе, состроил по чину: чтобы верх был у той церкви не шатровой, а олтарь круглой выпускной; а жертвенник сделан был особо, а не в стене; а двери сделать в той церкви в олтарь царские, да южные и северные; и из церкви в олтарь сделать ступени по чину; да в церкви бы сделать двери южные, северные и западные; а в начале поставить в той построенной церкви на правой стороне образ Пресвятыя Живоначальныя Троицы, а на левой — образ Пресвятыя Богородицы; а иные образы ставить по чину. И как та церковь будет построена совсем по чину и к освящению изготовлена, и тебе бы протопопу о освящении той церкви и о антиминсах к нам, Преосвященнейшему Митрополиту, писать и отписку велеть подать на нашем архиерейском дворе, в казенном приказе, казначею нашему монаху Александру. Писана в Астрахани, лета 7197 (1689). Июня в 9-й день».

3. Вторая челобитная: «Государю Преосвященному Сампсону, Митрополиту Астраханскому и Терскому. Бьют челом богомольцы твои, города Саратова Саратовской соборной церкви Троицкой протопоп Игнатий, Данилов сын, с братиею. В прошлом 7202 (1694) году, Июля в 12-й день, по указу блаженной памяти брата твоего Государева, Преосвященного Савватия, Митрополита Астраханского и Терского, и против нашего челобитья, велено сам богомольцам твоим на Саратове, на строение соборные церкви каменные припасать к церковному каменному строению всякие припасы; и мы богомольцы твои, по благословению брата твоего Государя, блаженные памяти Преосвященного Савватия, Митрополита Астраханского и Терского, к тому церковному строению сваи и бут и песок и кирпич и известь и железо и всякие припасы изготовили, и на церковное место, где церковь класть, те все припасы перевозили, и подмастерье и каменьщики и работные люди церкву класть о двух службах наняли. А срочное, Государь, число тем мастерам быть на Саратове к церковному строению на дело — нынешнего году Мая к 9-му числу. Милостивый Преосвященный Сампсон, Митрополит Астраханский и Терский пожалуй своих богомольцев; благослови, Государь, на Саратове соборную церковь во имя Пресвятыя Живоначальныя Троицы, да исполняю во имя Успения Пресвятыя Богородицы, строить, рвы копать, сваи бить и бут бутить, и о том дать на Саратов свою архиерейскую благословенную грамоту. Государь, Преосвященный, смилуйся».

На обороте подпись протопопа Игнатия Данилова и попа Бориса Иванова. Благословенной грамоты Митрополита я не нашел, но, без сомнения, она была.

4. Копия с описи собора, часовни и кирпичных сараев. «7205 (1697) года, Октября в 13-й день, по указу Преосвященного Сампсона, Митрополита Астраханского и Терского, Дубенского монастыря архимандрит Иосиф, взяв с собою Саратовские соборные церкви попов и диаконов, описал Саратовскую соборную церковь. Саратовскому новопоставленному протопопу Григорию Спиридонову велено ему протопопу, по архиерейскому благословению, у той соборной церкви быть протопопом; и кто именно в то время были соборные церкви попы и диаконы, и что описано в той соборной церкви святых икон и книг и риз и всякие церковные утвари и всяких церковных заводов; и то писано в сих книгах порознь, по статьям.

Соборная церкви попы: Борис Иванов, Борис Яковлев, диакон Иаков Иванов.

Соборная каменная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, крыта лубьем, да драньем.

В подробном описании находятся и следующие известия:

«Минея общая большая, с праздниками дванадесятыми, взята была на Камышинку для церковного служения.

«Да в трапезе печь обращатая (изразцовая), да церковного воску десять пуд.

«У той же церкви колокольня на столбах.

«Большой колокол 23 пуда, два колокола по 8-ми пуд, да колокол 3 пуда, да два колокола 5 пуд.

«Да от Великого Государя приписанная часовня за Московскими вороты.

«Часовня брусяная сосновая, а кругом тоя часовни перилы в косяк забраны; а перед нею срублен рундук бревянной сосновой; а наверху, на паперти, на крышке в главе — Нерукотворенный Спасов образ, писан на краске за слюдою.

Потом описано благолепие всей часовни.

«Да утояж соборной церкви за городом — кирпичные сараи; на у тех сараев изба сосновая, ветхая, крыта лубьем; перед нею шалаш лубяной; а мерою те сараи сто сажен, из того числа крытого сарая лубьем 12 сажен, а не крытого 88 сажень».

За тем описано, что к сараям принадлежит.

5. «Грамота от Великого Государя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, на Саратов, стольнику и воеводе Андрею Григорьевичу Ляпунову. Бил челом Нам, Великому Государю, соборной церкви Троицкой протопоп Игнатий Данилов: есть от Саратова к Пензе, на проезжей дороге, в 40 верстах, порозжая земля и сенные покосы и леса и всякие угодия, в поместье и в вотчину и на оброк никому не отданы, лежат порозжии и нам, Великому Государю, пожаловати бы его: велеть ту порозжую землю и сенные покосы и лес и всякие угодья отдать к соборной церкви, и в тех угодьях на берегу реки Сокур-бор построить часовню, для собрания церковного строения. И как к тебе сия Наша, Великого Государя, грамота придет, а у Саратовские соборные церкви буде таких угодьев нет: и тебе бы против нынешнего челобитья Протопопова, Игнатия Данилова, велеть разыскать; и буде, по розыску, та земля и всякие угодья порозжия к церкви дать доведется, и часовне быть в том месте пристойно, и ту землю велеть отвесть к той соборной церкви со всеми угодьи, по Нашему, Великого Государя, указу, по скольку давать вольно; да о том, к Нам, Великому Государю, писать, и сыск и отказные книги прислать; а отписку и сыск и книги велеть подать в приказе Казанского дворца, боярам Нашим Князю Борису Алексеевичу Голицыну с товарищи. Писан в Москве, лета 7204 (1696) года, Апреля в 3-й день».

У подлинной грамоты придись Дьяка Макара Полянского, справа подьячего Федора Зуева,

«Печатных пошлин 25 алтын взято».

Текст воспроизведен по изданию: Сведения о возобновлении собора в Саратове после пожара, на грамотах основанные. 1685-1697 // Журнал министерства внутренних дел, № 2. 1841

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.