Грамота 1688 года
каргопольскому воеводе А.Ю. Мещерскому о порядке
взимания пошлин с товаров из Поморья – из
Соловецкого монастыря и местечка Турчасово в
Архангельской губернии. Запрещалось взимание
дополнительных пошлин, пошлин за товары, которые
не предназначены к продаже в данном городе.
Неясные места помечены курсивом.
Из былого прошлого
(Грамота)
О невзимании в старину
проезжих пошлин с товаров, привозимых из Поморья
От Великих Государей Царей и Великих Князей
Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великие
Государыни Благоверные Царевны и Великие Княжны
Софьи Алексеевны Всея Великая и Малая и Белыя
Росии Самодержцев в Каргополь воеводе нашему
Князю Алексею Юрьевичу Мещерскому. В прошлом во
190-м [214]
году били челом брату нашему..., (Слова подлинника, которые не удалось
прочесть) блаженные памяти Великому Государю
Царю и Великому Князю Феодору Алексеевичу Всея
Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу
Соловецкаго монастыря крестьяне Стенка Дружинин
с товарыщи, Турчасовской де голова Стенка Фомин с
товарыщи. Взяли с них проезжих пошлин по десяти
денег с рубля, а у них де за ту рыбу и за сало
патриарши и монастырьские старцы и служебники
пошлину емлют и (с)улову берут десятую и выписи
дают за руками и за печатью, а монастырским
выписями не верят, а емлют де с них проезжую
пошлину по десяти денег с рубля мимо торгового
уставу, а как де они на Москве и в иных городех
продадут, — там и пошлину платят по указным
статьям и на те деньги всякие хлебные и съестные
запасы и сукна и точиво и обувное покупают про
свои домовые расходы, а не на продажу и что де
блаженные памяти Великий Государь пожаловал их
не велел с них проезжих пошлин имати и
Каргапольским и Турчасовским головам и
целовальникам пропущать их без задержания также,
как и по иным городам проезжих пошлин не емлют, а
емлют пошлины с продажи, где которые товары
проданы будут, там и пошлину платят по новому
торговому уставу и во 196-же году послана брата
нашего.... (Слова
подлинника, которые не удалось прочесть)
блаженные памяти Великого Государя грамота в
Каргополь к стольнику и воеводе к Андрею
Салтыкову прочетом. Велено каргапольским и
турчасовским таможенным головам и целовальников
впредь со всяких торговых людей имать пошлина по
уставным грамотам и по новому торговому уставу и
по новоуказным статьям, как напред это имывано, а
мимо того ничего не убавливать и вновь собою не
всчинать и лишняго ни с кого не имать, а буде они
головы с товарыщи таможенных пошлин против наших
Великих Государей указов своим нерадением или
воровством или какою простотою и оплошкою что
потеряют и то доправлено будет на них, а буде они
головы и целовальники что своими вымыслом, что
вновь зачнут и с которых людей имать лишнее, и то
доправлено будет на них, да им же учинено будет
жестокое наказание безо всякие пощады за то, что
они чинили мимо наших Великих Государей указов,
да на них же доправлено будет челобитчикам
прочим волокита и убытки по их скаскам и в
нынешнем в 196-м году генваря 10-го писал к нам
Великим Государем ис Каргаполя таможенной и
кружечного двора нынешняго 196-го году голова
Михайло Киприянов с товарыщи, а в отписке их
написано: Каргапольцы де посацкие люди и уездные
и монастырские крестьяне и Поморцы привозятв в
Каргаполь от моря и являют в таможне рыбу семгу и
сало ворванье и иные всякие товары а в купле на
товары подают выписи от моря и разных волостей
Соловецкаго и иных монастырей и вотчин, а не из
городов, а в тех вы[пи]сях пишутца верными
головами и по тем монастырским выписям они
торговые люди товары свои ис Каргополя отпущают
в проезде в ыные городы и по той ево отписка
послана нынешняго 196-году к голове к Михаилу
Киприянову с товарыши память. Велено ему
таможенные пошлины збирать с великими радением,
а монастырских выписей зачитать не велено и о
всем ему чинить по Нашему Великих Государей
указу и по новоуказным статьям и ныне были (били?)
челом нам Великим Государем Соловецкаго
монастыря архимандрита Иннокентий з братьею. В
нынешнем де во 196-м году в Каргаполе таможенной
голова Михаило Киприянов с товарыщи с
монастырских их крестьян с кемлян Стенки
Дружинина, с Харитона Евдокимова и с ыных,
которые ехали мимо Каргаполя на Вологду с рыбою
семгою и с нерпечьим салом и с сельдями, взял
проезжую пошлину не против Нашего Великих
Государей указу, а где в городех товаром продажи
не бывает, проезжих пошлин имать не указано, а те
де [215]
монастырские крестьяне те рыбу продавали на
Москве и на Вологде и с продажи пошлину платили и
на те деньги покупают они в Поморье про домашние
свои обиходы хлебные и харчевые запасы, холсты,
сукна, обуви, а не на продажу, для того, что у них
места не хлебородные и студеные, а где тое рыбу
промышляют — в патриарших или монастырских
вотчинах и с той рыбы и с сала слуги и
целовальники с продажи у продавцов пошлины берут
и тем они пошлинным збором, монастырь строят и
сами питаютца, а ныне де голова затейным своими
вымыслом учинил крестьянам их великие убытки и
простой, надеясь де на свое великое богатство, а
которыми де людем за скудостью пошлин платить
нечем и по тех людех в платеже имал поручные
записи, а такова де Нашего Великих Государей
указа в торговом уставе не написано, чтоб с
проезжих товаров, с непроданых товаров, которые
везут для продажи в городы, пошлину имать, на
котором городе не бывают в продаже, а велено
пошлину имать с товаров, где на котором городе в
продаже будут. И Нам Великим Государем
пожаловати их не велеть прежних указов нарушить,
а велетиб по монастырским таможенным выписям в
проезде крестьяне их пропущать без задержки
такжеб впредь в Каргаполе и в Турчасове
таможенным головам крестьян и бобылей их
пропущати-же и проезжих пошлин имать не велеть,
чтоб им от того лишних убытков не было, а в
нынешнем во 196-м году февраля в 13 де(нь) били
челами Нам Великим Государем Каргаполцы и
Турчасовцы посацкие люди — земской староста
Ивашко Носков с товарыщи. Живут де они в
Каргаполе и в Турчасове на посадех и всякие Нам
Великим Государем денежные доходы платят и
службы служат, а промыслов де у них в Каргаполе
опричь отъездов ни каких нет: ездят ис Каргаполя
около моря, а товары свои в тех местех продают, а с
тех продаж берут с них пошлины по десяти денег с
рубля, а что де в тех местех купят рыбы семги и
иной товар и с того берут с купли по пяти денег с
рубля и им в куплна иде (?) их покупки верные
головы и целовальники дают им для проезду по
городам за руками своими и за печатми выписи, а
где те их товары на котором городе бывают в
продаже и с тех товаров платят они Нам Великим
Государем пошлины полные по десяти денег с рубля,
а тех де пошлинных денег платят они в патриаршу и
Соловецкаго монастыря в казну с купли не десяти
денег с рубля и имя де тех пошлин не зачитают, а в
проездах по городам по тем выпускам нигде не
держали, а в нынешнем де 196-м году в Каргаполе, в
таможне, голова Михаила Киприянов с товарыщи те
выписали (?) в купле на те их товары взял к себе и
держал их в Каргаполе многое время и хочет имать
у них, мимо Наш Великих Государей указ, с
непроданых товаров проезжие пошлины по десяти
денег с рубля и в том взял по-них поруки, а вместо
тех их явленых выписей на те их товары давал он
голова с товарыщи ис Каргаполские таможни
отпускные выписи, а по тем выписям в проезд не
пропущают и тою задержкою от голова Михаила с
товарыщи учинил им великие убытки и Нам Великим
Государем пожаловатиб их не велеть в Каргаполе
голове Михаилу с товарыщи и впредь иным головам,
кои по нем будут, проезжих пошлин имать, а по тем
их явленым выписям в проезд велеть пропущать, а в
новом торговом уставе 196 году написано во второй
надесять статьи: будет у русских людей всяких
товаров в продаже на деньги и на мену и с тех
товаров имать голове с товарыщи с прямой
продажной цены со всяких весчих товаров по
десяти денег с рубля, а не с весчих товаров со
всяких имать пошлина по осми денег с рубля, а с
сала ворванья и с рыбы имать пошлина по-прежнему,
в 31 статье написано: которые люди от города
Архангельского с товары своими поедут водяным и
сухим путем мимо городов и с тех товаров ни в
которых городех никаких проезжих пошлин [216] не имать
по-прежнему и воеводам по городам и таможенным
головам велит купецких людей не задерживать в
проездах с товаром, пропущать везде
беззадержания и всяких работных людей
передовщиков, караульщиков и извощиков на
городех наименовать без ведома воевоцкого
вольно было, потому что воеводы во многих городех
для своих корыстей задерживают напрасно, в 28-ой
статье который человек купит на своем городе
какой ни есть товар и похочет тот товар вести в
ыной город а ему об(ъ)явить в таможне и записать
таможенному голове той товар в отпускную книгу и
дать ему выпись за рукою и за печатью и отпустить
его от городу, а в выписке всякой товар описать по
рознь и, приехав ему на иной город, подать выпись
в таможню и против той выписи голове велеть
досмотреть и записать в книги имянно и велеть
досмотреть накрепко, и что сверх выписи
об(ъ)явитца, — взять на Нас Великих Государей, а
будет это на ярмонкаха и меж городами каких
товаров купит, а те, товары в выписи не написаны
будут и с тех товаров имать пошлина против нашего
Великих Государей указу. А в новоуказаных
стат(ь)ях прошлаго 189 году написано: в платеже
пошлин велеть выписи зачитать таки хто положит
за руками верных голов и за таможенными местными
печатми, а окроме таких выписей или кто учнет
класть с торшков и с, ярмонок, на которых ярмонках
и торшках пошлины збирают на монастыри и на
водчинников, выписей никому зачитать не велеть, а
велеть с тех товаров это какие товары с торшков и
с ярмонок привезет на Москву и во всех городех
пошлины имать по указу сполна, чтоб от того Нашей
Великих Государей казне напрасной истери не
было, и как к тебе сия наша Великих Государей
грамота придет, и ты б Каргапольским таможенным
головам, и целовальникам о таможенном зборе
велел чинить по прежним нашим Великих Государей
указом и по торговому уставу и по новоуказным
статьям и у которых торговых людей в Каргаполе и
в Каргапол(ь)ском уезде в продаже товаров не
будет, а похотят они торговые люди те свои товары
вести в ыные городы, а на те свои товары являть
которых монастырей выписи (и те выписи) имать в
таможне, а на те их товары давать по торговому
уставу и по новоуказным статьям положенные
выписи за таможенными месечными и за их
головиными и ларешных за руками и с теми выписи
те их товары ис Каргаполя отпущать без
задержания, а проезжих пошлин по новому-жь
торговому уставу с них не имать и вновь ничего
собою мимо того нашего Великих Государей указу
им головам с товарыщи вчинять не велеть, а прочет
эту Великих Государей грамоту велеть списать
список слово в слово, да тот список ты, князь
Алексей, за своею рукою оставил в приказной избе,
а сию нашу Великих Государей грамоту отдать
Соловецкого монастыря крестьянам, с распискою
впредь для иных воевод и приказных людей, а
каргаполцам и турчасо[в]цам посацким людем в
отпускную книгу и дать ему выпись за рукою и за
печатью и с сей нашей Великих Государей Грамоты
велеть дать список ты, князь Алексей, за своею
рукою. Писано на Москве, лета 7196-м, марта в 4 день.
В начале приведенной грамоты, на оборотной
стороне ее, надпись: В Каргополь воеводе Нашему
Князю Алексею Юрьевичу Мещерскому.
196 г. майя в 18 де(нь) подал сию Великих Государей
грамоту в Каргаполе в приказной избе
Каргапол(ь)ской посацкой земской староста Иван
Носков и сия Великих Государей грамота ис
приказные избы отдана надголовцу Ивану Вяташку в
целости, и велено ему отвести в вотчину
Соловецкаго монастыря... (Слова подлинника, которые не удалось
прочесть) торговым людем Стеньке Дружинину с
товарыщи... (Слова
подлинника, которые не удалось прочесть) в
руки их взято... (Слова
подлинника, которые не удалось прочесть) в
целости.
Соловецкаго монастыря. [217]
На той же сторонe можно разобрать в конце два
слова: Справил Юлюшко Савостьянов.
Грамота представляет свиток 5 арш. 1 верш, длиною
и 3 3/4 верш. шириною, писана плохо
разборчивым, полууставным почерком. При передаче
грамоты сохранено правописание подлинника, за
исключением хронологических дат, замененных
арабскими цифрами.
сообщил свящ. В. Мелетиев.
Текст воспроизведен по
изданию: Из былого прошлого: О невзимании в
старину проезжих пошлин с товаров, привозимых из
Поморья // Известия Архангельского общества
изучения русского Севера, № 3. 1911
|