|
ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА О
ПОЖАЛОВАНИИ ВОТЧИН СТОЛЬНИКУ ИВАНУ АКИНФИЕВИЧУ
БУТУРЛИНУ.
(1688.) Бога в трех присносиятельных иностасех единороднаго, безначальнаго, всех благ виновнаго, светодавца, Имже вся быша, человеческому роду мир дарующаго милостию, и сие благодеяние повсюду извествующе мы, пресветлейшие, державнейшие, великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и великая государыня благоверная царевна София Алексеевна всея великия и малыя и белыя России самодержцы, Московские, Киевские, Владимирские, Новогородские, цари Казанские, цари Астраханские, цари Сибирские, государи Псковские и великие князи Смоленские, Тверские, Югорские, Пepмские, Вятские, Болгарские и иных государи и великие князи Нова города низовския земли, Черниговские, Рязанские, Pocтовские, Ярославские, Белозерские, Удорские, Обдорские, Кондийские и всея Северныя страны повелители, и государи Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли Черкаских и Горских князей; иных многих государств и земель восточных и западных и северных отчичи и дедичи и наследники и государи и обладатели, по своему царскому милосердому призрению и осмотрению. Пожаловали стольника нашего Ивана Акинфиевича Бутурлина для нынешняго вечнаго учиненнаго мирного с братом нашим с великим государем с его королевским величеством Польским при дворе нашего царскаго величества постановления и за службы предков и отца его и его, которыя службы и ратоборство и храбрость и мужественное ополчение и крови и смерти предки и отец его и он показали в прошедшую войну в коруне Польской и в великом княжестве Литовском до перемирнаго учиненнаго в Андрусове постановления сто семьдесят пятаго году от начала нарушения прежних Поляновских договоров, которые во многих разрушительных письмах тогда вечному миру с стороны королевскаго величества [523] противенством учинены, за которыя досадительства при помощи Божией и надежды християнския пресвятыя Богородицы молитвою, взяв непобедимое оружие, святыя и животворящии крест Господень, отец наш государев блаженныя и вечнодостойныя памяти государь царь и великий князь Алексей Михаилович всея великия и малыя и белыя России самодержец своею государевою особою с подданными царевичи и бояры и воеводы и со многочисленными своими ратьми ходил на Польское и Литовское королевство и отмщение учинил, и Смоленск и Киев и всю Малую Россию и иные многие городы и места войною поймал. А когда в прошлом во сто семьдесят пятом году у отца нашего государева блаженныя памяти у великаго государя царя и великаго князя Алексея Михаиловича всея великия и малыя и белыя России самодержца учинено было с Польским Яном Казимиром королем перемирие на тринадцать лет и на шесть месяцев, а потом у брата нашего государева же блаженныя памяти у великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича всея великия, малыя и белыя России самодержца чинено было с Польским Яном Третьим королем перемирие же на другия на тринадцать лет и на шесть месяцев, и в те перемирныя лета постановлено при помощи Божией нам великим государям нашему царскому величеству с королевским величеством Польским искать вечнаго мира, и в надежду того перемирия отец наш государев блаженныя памяти великий государь его царское величество во всякой государственной помощи против бусурманов с королевским величеством изволил чинить тогда союз, и на те перемирныя лета уступлены с нашей великих государей нашего царскаго величества стороны королю Польскому речи посполитой городы Полоцк, Витебск, Динаборок, Лютин, Резица, Марнауз со всеми Лифляндами полуденными, Велиж, Невль, Себеж со всеми уездами и землями, а Смоленск с пригороды и Черкаские городы оставлены были в стороне нашего царскаго величества только на те перемирныя лета до выхождения их, также город Киев по первому перемирию удержан был в державе нашего царскаго величества только на два года, а по выхождении двух лет договорено свято отдать королю Польскому и речи посполитой, на чем и обещание перед святым евангелием было учинено. А что в тоё прошедшую войну с королем Польским и княжеством Литовским нашего царскаго величества будучи в Польше и Литве разные люди поймали в полон и вывезли в Российския [524] наши государства Польскаго и Литовскаго народа мужеска и женска пола шляхетскаго и служилаго чина и пашенных крестьян многие милионы, также и постельных всяких утвари и украшений и колоколов и из городов и на боях пушек и всяких воинских припасов в те времена взяли же, и то все по тем вышепомянутым перемирным договором оставлено было в стороне нашего царскаго величества только на те перемирныя лета. И прошлаго седмь тысяч сто девяноста четвертаго года к нам великим государям царем и великим князем Иоанну Алексеевичу Петру Алексеевичу всея великия малыя и белыя России самодержцам прислал королевское величество Польской великих и полномочных послов своих Криштофа Еримультовскаго, воеводу Познаньскаго, да князя Марциона Огинскаго, канцлера великаго княжества с товарищи для постановления между нами великими государи нашим царским величеством и его королевским величеством вечнаго мира и против общаго всех христиан неприятеля для договору о союзе. И по нашему великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великия государыни благоверныя царевны и великия княжны Софии Алексеевны всея великия малыя и белыя России самодержцев указу с теми королевскаго величества великими полномочными послы, будучи во многих ответех, нашего царскаго величества ближние бояре и думные люди ближней боярин князь Василий Васильевич Голицын, царственныя нашей большия печати и государственных великих посольских дел оберегатель и наместник Новгородский ближний боярин и наместник Вятской, Борис Петрович Шереметев, ближний боярин и наместник Суздальской Иван Васильевич Бутурлин, ближний окольничей и наместник Плоцкой Петр Дмитриевич Скуратов, ближний окольничий и наместник Муромской Иван Иванович Чудаев, думной дьяк Емельян Игнатьевич Украинцов и Государственного Посольского Приказу дьяки имели разговоры о постановлении того вечнаго мира, пространно, желая того, чтоб те королевскаго величества великие и полномочные послы, по данной себе полной мочи, о вечном мире и особое постановление учинили совершенное. И в том у них ближних наших бояр с товарищи заходили великия трудности и многие споры, и по многих разговорах милостию и благословением всемогущаго в Троице святей славимаго Бога и предстательством надежды нашея христианския пресвятыя Богородицы и силою честнаго и животворящего креста Господня и [525] молитвами Московских и Киевопечерских чудотворцев и всех святых; а нашим великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великия государыни благоверныя царевны и великия княжны Софии Алексеевны всея великия малыя и белыя России самодержцев и всего нашего государскаго дому счастием, он ближний наш боярин князь Василий Василевич с товарищи с теми его королевскаго величества великими и полномочными послы между нами великими государи нашим царским величеством и обоими нашими от Господа Бога доставленными нам государствы учинил вечной мир и христианской покой и против общаго всех христиан неприятеля союз, которым вечным миром его ближняго боярина нашего князя Василия Васильевича с товарищи верною и радетельною службою учинено нашего царскаго величества преславному имени многое повышение, а государствам нашего царскаго величества расширение и пространство, учиня такой вечной мир Российскому нашему царствию прибыльной и хвальной, какова напред сего при предках наших государских не бывало, и во всем учинено нашей великих государей нашего царскаго величества преименитой державе Российскому нашему царствию великая прибыль и по всему свету вечная слава и хвала, а именно: те Польские послы по договору с ближним нашим боярином с товарищи именем королевскаго величества и всея речи посполитой обоего народу, коруны Польския и великаго княжества Литовскаго, уступили и в договорных вечнаго мира записях написали и верою утвердили нам великим государем нашему царскому величеству многия прибыли, у всех христианских государей славная на свете титла, то есть писати нас великих государей пресветлейшими и державнейшими и Киевскими и Черниговскими и Смоленскими великими государи вечно; а королевскому величеству Киевских, Черниговских и Смоленских и иных городов титлами, которых нам великим государем нашему царскому величеству по тому мирному договору княжества и городы отданы, не писатися вечно же и на маестатовых печатях как на корунной, так и на Литовской тех титл не изображати, и в канцеляриях в корунной и в Литовской те титла отставить вовсе. И благочестивой нашей христианской Греческаго закона вере, которая обретается у Русских народов в державе его королевскаго величества в коруне Польской и в великом княжестве Литовском, быти во всякой вольности без всякаго утеснения, и духовном Грекороссийской веры приходити к благословению и посвящению в нашу царскаго величества отчину в богоспасаемый град Киев к преосвященному митрополиту Киевскому и Галицкому. Да королевское ж величество Польское и вся речь [526] посполитая отдали тем вечным миром в сторону нашего царскаго величества к Российскому нашему царствию вечно городы, которые оставлены были в нашей царскаго величества стороне только на перемирныя лета, то есть Смоленск, Доргобуж, Белая, Рославль с уездами и со всеми к тем городам принадлежащими землями и угодьи, как в прошедшия перемирныя лета те городы и земли в короне нашего царскаго величества во владении и державе обреталися, также и другия стороны в нашу царскаго величества сторону к Российскому нашему царствию отдал королевское величество речь и посполитая городы ж вечно же: Чернигов, Стародуб, Почеп, Новгородок Северский, Глухов, Батурин, Нежин, Переяславль, Гадяч, Полтаву и все Черкаския сея стороны Днепра городы и места, которые как имена и прозвания себе имеют и всю Малую Россию с войском Запорожским и со всем служилым и купецким и пашенным народом, а на той стороне реки Днепра богоспасаемый град Киев с городами, станками, Трепольем, с Васильковом, с Вышгородом и с местечком Демидовкою и с служилыми и всякаго чина людьми и со всеми к нам принадлежащими землями и угодьи также и в них рекою Днепром от Киева до Кайдака, и тот город Кайдак и Запорожской кош город с сечью и живущие в них козаки служилые и всякаго чина жители и даже до чернаго леса со всеми землями, реками и речками и со всякими принадлежащими угодьи, чем владели изстари Запорожцы, которые все те вышеписанные городы и земли и войско Запорожское и весь Малороссийский народ в нашей царскаго величества преславное и преименитой державе вечно оставаться и быти имеют неподвижно. Что в прошедшую войну нашего царскаго величества всяких чинов разные люди Польскаго и Литовскаго народа шляхты и войсковых всякаго чина людей и пашенных крестьян пленом поймали и в Российския наши государства вывезли и костельных утварей и украшений и колоколов и пушек и всяких воинских припасов взяли, и тому всему вышеписанному полону мужеска и женска пола шляхте и мещаном и пашенным крестьяном, которые ныне у бояр наших и у окольничих и думных и у ближних людей и у всяких чинов людей в поместьях и вотчинах поселены во крестьяне и в задворные люди и в дворех в холопстве, сим вечным мирным договором постановлено и укреплено остатися в наших царскаго величества государствах при тех помянутых чинех вечно же, и впред тому всему быти забвенну и непамятну. [527] И теми договорными записьми они нашего царскаго величества ближние бояре и думные люди с теми королевскаго величества и речи посполитой великими и полномочными послы разменялися и верою утвердили. Мы великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич Петр Алексеевич и великая государыня благоверная царевна великая княжна София Алексеевна всея великия малыя и белыя России самодержцы для того вечнаго мира и святаго покоя пожаловали его Ивана Бутурлина за службы предков и отца его и за его которыя службы ратоборство и храбрость и мужественное ополчение и крови и смерти предки и отцы его и сродники и он показал в прошедшую войну в коруне Польской и в княжестве Литовском, похваляя милостиво тоё их службу и промыслы и храбрость в роды и роды с поместного его окладу с тысячи четвертей, со сто четвертей по двадцати четвертей и того двесте четвертей и с его поместья в вотчину в Суздальском уезде в Быковской волости в деревне Борщевке пол-пустоши Лапина, пол-пустоши Филина Ухоребрица тож, пол-пустоши Горяшина, пол-пустоши Прутикова, пол-пустоши Коняшина, четверть пустоши Пашкова; да в Арзамаском уезде в Теийском стану в селе Измайлове да в Залесном стану за Матковскими вороты в селе Покровском, а по даче сто девяностаго году в той его Суздальской вотчине в деревне Борщевке с пустошми написано пашни сто четырнатцать четвертей, а в Арзамаской его вотчине по книгам Арзамаскаго уезду письма и меры Тимофея Измайлова с товарищи сто двадцать девятаго, сто тридесятаго и сто тридцать перваго и по даче сто девятаго году написано пашни в селе Измайлове восемдесят четвертей, в селе Покровском пятдесят четвертей; всего в Суздальской и Арзамаской его вотчине пашни двесте сорок четыре четверти в поле, а в дву потому ж со крестьяны и со всеми угодьи. И перешло ему Ивану сверх поместнаго его окладу в селе Покровском сорок четвертей, и теми перехожими четвертьми владеть ему Ивану в поместье опричь того что дано ему в вотчину. А на ту вотчину повелели мы великие государи дать ему сию нашу царскаго величества милостивую свидетельствованную жалованную грамоту за нашею царскою печатью. И по нашему великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великия государыни благоверныя царевны Софии Алексеевны всея великия малыя и белыя России самодержцев царскому жалованью та вотчина ему Ивану Бутурлину и его детям и внучатам и правнучатам в роды их неподвижно, чтоб наше царское жалованье и их вышепомянутая служба и храбрость и [528] мужественное ополчение за благочестивую нашу христианскую веру по нас великих государей и за свое отечество последним родом было на памяти, и на их бы службы дети его и внучата и правнучата и кто по нем рода его будет взираяще, также за веру христианскую и за счастия Божия церкви по нас великих государей и за свое отечество тщалися стоять мужественно со усердием. А в той вотчине он Иван Бутурлин и дети его и внучата и правнучата, по нашему царскому жалованью, по сей нашей царской милостивой жалованной грамоте вольны ее продать, заложить и в приданое дать; а в монастыри тоё вотчины не отдать; а буде продаст в чужой род и кто будет рода его похочет ту вотчину выкупить по уложенью, а буде у него рода не останется, и та вотчина останется не продана, не заложена, и в приданое не отдана, и ту вотчину взять и приписать к нашим великих государей волостям. Дана печатная сия наша царская милостивая жалованная грамота нашего государства в царствующем велицем граде Москве лета создания миpa седмь тысяч сто девяноста шестаго, а от воплощения Сына Слова Божия тысяча шесть сот восемдесят осмаго году месяца Февраля двадцать осьмаго дня, государствования нашего шестаго году. Взять восемь алтын и в книгу записать. Взято и в книгу записано. По указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича Петра Алексеевича и великия государыни благоверныя царевны и великия княжны Софии Алексеевны всея великия и малыя и белыя России самодержцев на подлинной грамоте подписал дьяк Василий Манутов. Справил Ивашка Андреев. * * * 1785-го году Марта 22-го дня сия грамота в Харьковской полковой канцелярии с подлинною грамотою для представления к межевым делам свидетельствована. Майор Николай Выродов. Читал канцелярист Аким Дибловский. С рукописи, хранящейся в церковном Древнехранилище при Нижегородской Семинарии. Сообщил Ф. Кудринский. Текст воспроизведен по изданию: Жалованная грамота о пожаловании вотчин стольнику Ивану Акинфиевичу Бутурлину // Русский архив, № 8. 1897
|
|