Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

К БИОГРАФИИ ГУРИЯ НИКИТИНА

Публикуемый документ из собрания Оружейной палаты (ЦГАДА, ф. 396, оп. 1, ч. 30, стлб. 46492) представляет собой конфликтное дело 7197 (1689) г. между архимандритом Новоспасского монастыря Игнатием и архимандритом суздальского Спасо-Евфимьева монастыря Тихоном, оспаривающими право «подписи стенным письмом» соборных храмов иконописцем Гурием Никитиным с товарищами. Новоспасский архимандрит обращается в челобитной к государям Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу и царевне Софье с жалобой на то, что Гурий Никитин, Сила Савин и десять других иконописцев уклонились от работы «по государеву указу» в соборе этого монастыря и пишут стенное письмо в Евфимьеве монастыре в Суздале, в церкви Спаса. В деле изложены объяснение архимандрита Тихона и показания суздальского подьячего. Материал имеет разносторонний интерес.

Мы получаем прежде всего ценное дополнение к нашим знаниям о творческой биографии иконописца первой величины, каким являлся во второй половине XVII в. Гурий Никитин 1. Руководитель по росписи таких ответственных объектов, как Троицкий собор Данилова монастыря г. Переславля-Залесского (1662-1669), Успенского собора Ростова Великого (1670-1671), церкви Ильи Пророка в Ярославле (1682), Троицкого собора Ипатьевского монастыря (1685), Гурий Никитин на протяжении 30 лет был бессменным руководителем прославленной артели костромских иконописцев, искусство которых пользовалось уважением при царском и патриаршем дворах и в посадской среде. Борьба двух могущественных монастырей, желающих заполучить к себе именно этого мастера, красноречиво говорит о высоком признании искусства Гурия Никитина современниками.

Документ служит, далее, основанием для атрибуции ансамбля фресок первоклассного памятника, каким является стенопись Спасо-Преображенского собора Евфимьева монастыря. Еще до того, как были найдены публикуемые сведения, автором настоящей заметки высказано предположение о том, что именно Гурий Никитин руководил работой по росписи собора Спасо-Евфимьева монастыря 2; об этом свидетельствует сходство этой росписи в стиле, иконографии и в декоративных элементах с фресками Троицкого собора, расписанного в 1685 г. Гурием Никитиным с артелью костромских иконописцев. Однако известно, что в 1689 г., когда происходят описываемые в документе события, костромские [268] иконописцы трудились над росписью собора, Новоспасского монастыря 3, что вызывает естественные сомнения. Из материалов этой своеобразной тяжбы мы узнаем, что артель иконописцев разделилась: Гурий Никитин и Сила Савин с десятью иконописцами начали работу в суздальском монастыре, тогда как Василий Осипов и Василий Кузьмин с товарищами (15 человек) расписывали собор Новоспасского монастыря.

Найденный источник подтверждает право искусствоведческой науки пользоваться методикой сравнительного анализа как надежным способом атрибуции: результат изучения стиля подтверждается показаниями письменного свидетельства. Мы получаем, таким образом, редкую возможность самопроверки в методике исследования, и с положительным результатом.

Живое описание всех перипетий дела вносит нечто новое и в выяснение проблем организации и условий труда. Известно, что иконописцы в XVII в. принадлежали к низшим социальным кругам – посадскому сословию. Неясно, какие причины заставили уклониться Гурия Никитина с товарищами от выполнения работы в Новоспасском монастыре, хотя договоренность с ними властей Новоспасского монастыря была уже в 1686 г., т. е. три года заранее. Иконописцы, однако, сумели настоять на своем и закончили начатую ими работу в Суздале.

Документ публикуется в соответствии с правилами издания исторических документов XVII в.

В. Г. Брюсова


/л. 1/ Великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу и великой государыне благоверной царевне и великой княжне Софии Алексеевне всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцем бьют челом царьския ваши богомолцы Спасова Нового монастыря архимандрит Игнатий, казначей Филарет з братиею. По вашему, великих государей, имянному указу подрядили мы, богомолцы ваши, в вашем государьском богомолии в Спасове монастыре на Новом в соборной церкви Преображения Спасителева, что над вашими царьскими прародителми, иконописцов костромичь Василья Осипова с товарыщи подписывать стенным писмом, и те, государи, иконописцы Василей Осипов и Василей Козмин с половиною товарищев своих начали в Спасове церкви стенного писма дело, а тех же государи иконописцов товарыщи, иконописцы Гурей Никитин да Сила Савин с товарыщи десять человек вашему, великих государей, имянному указу учинились непослушны и две грамоты зазывныя к тому вашему государьскому делу поставили низачто и чрез ваш государьской указ подрядное свое дело в Ефимьеве монастыре в Суздале хотят делать. Да и непослушание, государи, их иконописцов от суздалского воеводы Микиты Мусина-Пушкина учинилось неволное, что Ефимьева монастыря архимандрит з братьею вашия, государи, Оружейныя полаты пристава, который был послан по них, Гурья с товарыщи на монастырь не пустили и слушки их ево, пристава, бесчестили и бранили нелепотными словами, а суздалской воевода Никита Мусин-Пушкин писал к вам, великим государем, на них непослушание напрасно, потому что оне, иконники Гурей и Сила с товарыщи, ваше государьское дело в Спасове монастыре на Новом стенное писмо писать были готовы. И ныне, государи, ваше государьское дело в Спасове церкви без тех иконников задляетца и ваши государьские родители во святей церкви будут без литургии. Милосердые великие государи цари и великия князи Иоанн Алексеевичь, Петр Алексеевичь и великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна всеа великие и малые и белые Росии самодержцы, пожалуйте свое царьское богомолие и для [269] непрестанныя божественныя службы святыя литургии над вашими царьскими прародители велите, государи, тех костромичь иконников Гурья Никитина да Силу Савина с товарыщи из Суздаля взять к вашему государьскому делу в Спасов Новой монастырь для поспешения, чтоб, государи, нынешним летом в церкви Спасовой в стопе и во олтаре подписать и, обновление совершив, на праздник Преображения Спасова августа к шестому числу святую литургию служить, а по вашему государьскому указу в Ефимьеве монастыре подпишут они, иконники, и после, как о том ваш государьский имянной указ состоялся преж сего, мая в 14 день. Великие государи, смилуйтеся, пожалуйте. /л. 2/

Доклад.

В нынешнем, 197 году апреля в 18 да мая в 14 числех били челом великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю и великой государыне благоверной царевне и великой княжне Софии Алексеевне всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцем Спаса Нового архимандрит Игнатий з братиею. В прошлом, во 194 году, костромские иконописцы Гурей Никитин, Василей Осипов, Сила Савин, Василей Козмин с товарыщи подрядились у них в монастыре в соборной церкве благолепного Преображения писать стенное писмо, и против того подряду для того стенного писма они, иконописцы с Костромы, к ним в монастырь и доныне не бывали. А у них де в той церкве для того стенного писма подвязи подвязаны, и золото и краски и всякие припасы изготовлены. А ныне де они, иконописцы Гурей с товарыщи, подрядились писать в Спаском же Еуфимьеве монастыре, что в Суздоле, в церкве стенное ж писмо. И великие государи пожаловали б их, велели тем иконописцом Гурью Никитину с товарыщи против подряду своего и записи стенное писмо писать нынешним летом преже у них, в Спаском Новом монастыре для того, что де бывает к ним в монастырь их, великих государей пришествие, а над их государскими прародителми та церковь стоит без литургии божии.

И по пометам на челобитных их думных дьяков Данила Полянского, Протасья Никифирова, велено церковное стенное писмо писать иконописцом преже в Спаском Новом монастыре, а в Спаском же Еуфимьеве монастыре по подрядной записи писать после.

И против того, великих государей, указу о высылке тех иконописцов к Москве посланы великих государей грамоты из Оружейные полаты.

По первой челобитной на Кострому к столнику и воеводе к Афонасыо Неплюеву апреля в 24 числе.

А по другой челобитной в Суздоль к воеводе к Никите Мусину-Пушкину да в Спаской Еуфимьев монастырь ко властем об отпуске тех иконописцов из монастыря мая в 20 числе Оружейные полаты с приставом с Андрюшкою Семеновым, которой послан по наказу для высылки их же, иконописцев, из Суздоля к Москве.

Ис Костромы столник и воевода Афонасей Неплюев тех иконописцов к Москве никого не выслал, а зачем, – о том к великим государем в Оружейную полату не писывал. /л. 3/

А мая в 30 день по отписке из Суздоля воеводой Никиты Мусина-Пушкина те иконописцы Гурей Никитин с товарыщи ныне у церковного стенного писма в Спаском Еуфимьеве монастыре, а к Москве, в Спаской Новой монастырь с приставом не выслал для того, что подорожных памятей Оружейные полаты и суздолские Приказные избы приставов, которые посыланы для сыску тех иконописцов они, иконописцы, учинились нам непослушны, из монастыря в приказную избу не пошли, а власти того монастыря им их не отдали ж, а зачем, и о том под отпискою своею прислал в Оружейную полату за рукою того монастыря стряпчего челобитную, а в челобитной их написано:

тех де иконописцов им, властем, из монастыря от стенного писма отпустить невозможно для того, что у них в Спасове монастыре в церкве [270] стенное писмо писать розчато и краски все растворены, и всякие запасы изготовлены, и естьли им из монастыря их, иконописцов, отпустить, учинятца в том многие убытки. Да и для того де они их, иконописцов, не отпустили, что де они, иконописцы, на Костроме столнику и воеводе Афонасею Неплюеву дали скаску за своими руками, Спаса Нового монастыря у властей церковного стенного писма подписывать не подряживались и записи за своими руками не давали. И великие государи пожаловали б их, не велели тех иконописцев к Москве высылать, и велели б разчатое церковное стенное писмо дописать против подрядной записи у них в монастыре, чтоб за недопискою стенного писма их монастырю напрасно разорения и убытку не было.

И мая в 30 день били челом великим государем Спаса Нового монастыря архимандрит з братиею, чтобы великие государи пожаловали их, велели для церковного их стенного писма тех иконописцов Гурья Никитина с товарыщи из Суздоля взять к Москве против прежнего своего, великих государей, имянного указу, чтоб стенное писмо подписать в церкве у них в Спаском Новом монастыре нынешним летом, потому что де они, иконописцы, в той церкви стенное писмо остановили и затем церковь божия стоит многие годы бес пения.

Да июня в 1 день били челом великим государем Спаса Еуфимьева монастыря архимандрит Тихон з братиею: костромские де иконописцы, которые ныне по подрядной записи пишут у них в монастыре церковное стенное писмо, Гурей Никитин с товарыщи десять человек, у властей Спаса Нового монастыря стенного ж писма писать не подряживались, а которые де костромские ж иконописцы подрядились Спаса Нового монастыря у властей писать – Василей Осипов с товарыщи пятнадцать человек, и тех де иконописцов с Костромы стольник и воевода Афонасей Неплюев к Москве, к ним, властем, в Спаской Новой монастырь выслал. А ево де, Гурья с товарыщи, зачем не выслал, о том к великим государем писал, и скаску ево, Гурьеву с товарыщи ево, они сказали, что у них в Спаском Новом монастыре /л. 4/ стенного писма писать не подряживались под отпискою своею послал же Спаса Нового монастыря с слугою; и той де отписи и скаски слуга и иконописцы в Оружейной палате не подали. И великие государи пожаловали б их, велели б тем иконописцом Гурыо Никитину с товарыщи подписать ныне церковное стенное писмо у них в Спаском Еуфимьеве монастыре, а в Спаской Новой монастырь высылать их от них из монастыря не указали б, потому что у них в той церкве стенное писмо росчато и рака чюдотворца Евфимия с мощми ис той церкви вынесена и стоит в пределе во утеснении.

На челобитной их помета думного дьяка Протасья Никифорова.

197-го июня в 1 день великия государи пожаловали, велели о том выписать и доложить себя великих государей боярину и оружейничему Петру Васильевичю Шереметеву с товарыщи.

Да июня в 15 день бил челом великим государем Спаса Нового монастыря архимандрит Игнатий, казначей Филарет з братиею. По их де великих государей имянному указу подрядили они в Спасове Новом монастыре в соборной церкви Преображения Спасова подписать стенное писмо костромских иконописцов Василья Осипова, Василья Козмина с товарыщи. И те де иконописцы Василей Осипов с товарыщи своей половины в той церкве стенное писмо писать начали, а иконописцы Гурей Никитин да Сила Савин с товарыщи десять человек их, великих государей, имянному указу учинились непослушны, по двум зазывным грамотам к ним в монастырь к стенному писму не бывали и пишут ныне стенное ж писмо в суздолевском Еуфимьеве монастыре. И ныне де у них в Спаском Новом монастыре церковное стенное писмо продолжитца и великие государи пожаловали б их, велели тех костромских иконописцов Гурья Никитина, Силу Савина с товарыщи против прежняго своего, великих государей, имянного указу взять из Спаского Еуфимьева монастыря для поспешения [271] стенного писма к ним в Спасов Новой монастырь, чтоб стенное писмо в той церкве и в олтаре подписать нынешним летом и литургия божия совершить на праздник Преображения Спасова. /л. 5/ А в подрядной записи в Спаском Новом монастыре те иконописцы Гурей Никитин и Сила Савин и с ними хто имяны товарыщи написаны, и руки их у той записи в том подряде есть ли, того неведомо, потому что они, Спаса Нового монастыря власти, подлинные подрядные записи и списка в Оружейной полате к делу не подали. И ныне тем костромским иконописцом Гурью Никитину с товарыщи попрежнему быть в Спаском Еуфимьеве монастыре у стенного писма, или их взять ис тово монастыря для стенного ж письма к Москве в Спаской Новой монастырь, и сколко человек имяны взять, великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевичь, Петр Алексеевичь и великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна всея великия и малыя и белыя Росии самодержцы о том что укажут.

ЦГАДА, ф. 396, оп. 1, ч. 30, стлб. 46492.


Комментарии

1. Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. Словарь. М., 1910, с. 137; Брюсова В. Г. Новое о Гурии Никитине. – «Декоративное искусство СССР», 1965, № 4, с. 41–43.

2. См. доклад на тему «Гурий Никитин и костромская школа живописи XVII в.», прочитанный в группе по изучению древнерусского искусства Института истории искусств 30 мая 1961 г.

3. Мнева Н. Е. Фрески Новоспасского монастыря в Москве. – «Искусство», 1940, № 1, с. 166-168.

Текст воспроизведен по изданию: К биографии Гурия Никитина // Археографический ежегодник за 1976 год. М. 1976

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.