|
ПИСЬМА К ПЕТРУ I ОТ МАТЕРИ И СЕСТРЫ.I. От царевны Натальи Алексеевны.Благочестивейший великий государь, царь и великий князь Петр Алексиевич, всея великия и малыя и белыя России самодержец, и многих государств и земель, княжений же и стран повелитель и обладатель, любезнейший мой брат и дражайший единокровниче многолетно здравствуя, в Господе Бозе присно радуйся. Неточию песнопесненными словесы умнословные души в любовь твоего царского пресветлого величества братскую убеждаемся, яже вожделенно поется: крепка любовь: вода многа не может угасити любве, и реки не потопят ее, но паче естественною, единокровною, единоутробною братскою любовию носимся к тебе Государю брату, царю богомудру, самодержцу богоизбранну, попечителю и сохраннику нашему. И сице не телесными очесы в присутствии твоем с нами, то умными, аможе обретаешися в созерцание тя Государя прежеланно тщимся и в след любве твоея царския и братския течем. Да насладимся видяще тя здрава. Да возвеселимся с рождьшею нас благочестивейшею государынею нашею царицею, пресладкою материю великою княгинею Натальею Кирилловною и со всеми сродными в доме нашем царском смотрящема в благохвалении Бога, и нетокмо уже созерцавше, но и яко ныне слышаще, где путешествуеши еще благоразумие и душеспасенне и во всяком благополучении в соболезновании по тебе и отраду приемлем. Тем же в правости самодержавства твоего, и благочестивая православный веры расширения и назирания боговрученного тебе царствия непрестанно всетворца нашего Бога молим: да подаст тебе государю царю всякое преспеяние в добропохвальную добродетель, и в пользу [579] всех православных христиан на всей вселенней обретающихся, здравием же многолетным и спасением зде одарствовал тя, и присносущные славы и всерадостного блаженства да сподобит со всеми нами. Желающе же та православного царя, и любезнейшего моего брата бодренне неусыпными очесы в скорости, яко лев готов на лося, созерцати, книгопеснопесненне глаголю: Брате мой красен избрану от тем, весь сладость, весь вожделение, его же любовию, приятством, милостию уязвлени есмы сродническо и божеско. Сего ради предражайший наш царю и любезнейший мой брате, в утешение родительницы нашел госпожи царицы Натальи Кирилловны, и супружницы твое царицы и великия княгини Евдокии Феодоровны и первородного и возлюбленного сына твоего государя царевича и великого князя Алексея Петровича, гряди и незакосни, яви нам лице твое, и радостна будем, славяще преначальную святую троицу, в единстве божества, и чествующе богоматерь, владычицу деву Марию со всеми святыми всегда аминь. В пресладчайшем Иисусе Христе спасителе нашем изрядств и увеселительной твоей любви везде желающая поклоняюся. Из царствующего града Москвы 7201 лета августа 3 дня. II. От царицы Натальи Кирилловны.Богоизбранный повелитель и православный монарх, благочестивейший великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея великие и малые и белые России самодержец и многих государств, царств же и княжений и земель обладатель, предражайшее мне чадо, и прелюбезнейший сыне, сыне мой здравствуй многолетно, пребывай спасенно, радуйся блаженно в Господе Бозе непрестанно. Великая госпожа, благочестивая царица всероссийская и мать твоя великая княгиня Наталия Кирилловна, благословение мое тебе царю и сыну моему, и во усердии молитвы в произвождение благоугождения владыки нашего всещедрого Бога посылаю. Истинная суть премудрых словеса глаголющая сице: ничтоже сладчайше человеческому роду естеством дадеся, якоже своя коемуждо чада. В приискренности бо философа Феокрита глаголы имствуются: сыны егда зрим, новый мир зрим. Тем же удобь от лица сыновня родителем утешением приемлется, ибо николи же родитель без любве родительские, юже врожденну имеет к сыну, на оного поглядает. Всегда любовь родительская в зрении сыны своя первенствует. [580] Изобрази убо сие философ, тако вещаяй: всяк художник любит дело свое. И более любит нежели любится от дела. И моя убо материя утроба, врожденне в любовь твою сыновскую, благочестивого царя, преизлихареется, по премногу в памяти и в сердце моем естественне, никогда же забвенне предражайший сыне, прелюбезнейшее мне чадо содержишися. Се моя радость, да егда во здравии очесами моими зрю тя света моего; се моя утеха, егда благошествуеши в евангельском пути; се мне приобретение, егда всяким изрядством одарствуешися и прославляешися царь премудр на земле пред Богом и всеми людьми. Но и всему царству твоему надежда еси крепкая в мужественном и искусном ратоборстве, в защищение от всех врагов иностранских отечества своего и во умножение славы Божие расширением православный веры. Сего ради всем веселие в твоем царском с нами пребывании, скорбь же и уныльство во отсутствии и разлучестве твоем, во удальшестве же несозерцания любезного и царюющего господа наипаче мгла печалей застеняет, не токмо родительская, но и подначальствуемых людей сердца. Ибо егда бытие твое благонадежное от нас ныне удалися в путь, безмерное желание влечется тя любезного зрети: и сладостне целовати и во обществе всякие пребывати свободы, бурных размышлений кроме. Тем же твое царское к нам немедленное пришествие имать много к веселию вин усердием бо нашим вожделенным тучу всяких смущений приход твой отдалить, любезного веселия ведром покрывает. Вся люди твоя и сигклит твой царский зде украсиши в благозаконни царствуя, мене же матерь люблением да одариши. Сего усердно получити желающе всевиновника творца и правителя всего делоздания своего Господа Бога о благоденствии твоем в долгий век молим и пришествия твоего царского присно ожидаем. В сие же о вспомоществовавши и пресвятую деву богородицу Марию и вся святыя просим молитвами: Здравствуй свете мой, царю и сыне сладчайший. Аминь (Года не означено, да кажется и письмо не окончено, оно пришлось на конце листочка. И. Д. Б.). III. От царевны Натальи Алексеевны.Благожеланнейший и много стран царствующий благоразумный повелитель, великий государь, царь и великий князь Петр [581] Алексеевич всея великия и малыя и белыя России самодержец, во Господе Бозе здравствуя в настоящее сие место и во многоденстве должайше радуяся. Всякое утешение, благополучне тебе православному монарху царствующему известно обещавать можем. И в любви твоей государской врожденне по крове содержимся неусыпными очесы с ретивостию сердца. Сам бо Господь вышний, иже твою царскую милость помазанца своего восхоте имети, царство твое управит. И понеже царская власть от Бога есть, сего ради Божие на сеп бе воля, да всероссийского царства обладательным везде самодержавством ты, государь, правиши. Его же тебе прелюбезному владыке царю спомоществование, дабы благополучное царствование с поражением врагов, со умножением побед и с приращением божественные своея хвалы долголетне пребывало. Тем же неточию мы вещаем, но и вси православныи людие, не токмо во храмех Господних, но повсюду в сердечных своих жертвенниках, ради во спасение здравия твоего царского глаголют Господу Богу славу, и благожелательно любообщий глас возносят: да живет царь. Притом созерцати тя любезнейшего государя царя непрестанно тщимся. Господь же превышний пробавит к тебе свою милость, продолжить царствовати лета и облагодатит седмодуходарованьми и наследия во империйском небеси с богоизбранными гражданы и богопевцы неизглагольно радостными твоему благоверию подаст. Аминь, аминь. Благочестивейший обладатель, многоцарственный православный повелитель, великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея великия и малыя и белыя России самодержец, благоденственный и спасенный рачия во Господе. Благополучного твоего царского пришествия, яко жаждущие елени на источники вод ожидаем прежеланне. Ибо братская твоя любовь в приятство милости и мира твоего тещи понуждает. Желаем бо: дабы во здравии тя созерцати и прияти утеху совершенну, зане по любомудрых, самая любовь братская едину в своем родном брате кровь любит. И добр Салюстий философ написа: кто любезнейший, яко брат. Прекрасно же братскую любовь един некто возглагола: сие истинное братство, иже ни единым случаем пресекается, еже неточию разлучится, но ниже мест отстояния, или времен оставите могут. А яко много может братская любовь, изобрази едина жена благообразная Афернись, которая на вопрошена царя Дария. кого бы паче пострадатп изволила, мужа ли или [582] возлюбленная чада, или брата; отвеща:. Иная рече чада, иный ж аще Бог восхощет, могут быти, иного же брата, родителем умершим, надеятися немощно; ибо брат брату и сестре всячески угождати тщится, по глаголанию Ксенофонта: рече бо: иже о брате или о сестре печется, о себе самом печется, всегда взаимно добро Датское, что единому сладко, то и другому не горько, равно бе утешение взаимного единодушия пред Богом и человеки у единокровных братиях и сестрах, что по написанию историка, Анисфенс философ сказа: братия и сестры единодушные всякие стены крепчайшие суть. И сами убо сего искусихом, яко в согласии нашем братстем николи же смущати злоключение можаше. Богу же поспешествующу и в предваряющая многая лета любезное твое государское приятство имать пребывати, точию даждь Господи Боже оглядати тя вскоре предельно усердствуем. Мир, мир от Господа тебе государю царю буди во всем. Пресветлому величеству тебе небесных и земных благополучений всеусердно желающая. Из Москвы 7202 лета Сентемврия дня.Примечание: Настоящие три письма к Петру Великому до сего времени нигде не были напечатаны. Для издания в «Русской Старине» они списаны, с соблюдением орфографии, с старых копий или черновых проектов, сохранившихся в тетрадке писанной почерком первых годов ХVIII столетия. Были ли сии письма отправлены к Петру Великому за подписью Натальи Кирилловны или Натальи Алексеевна, или остались в проектах неодобренные ими, на это мы не имеем никаких указаний. Но очевидно, что проекты сии были писаны каким-либо ритором с патриаршего двора, обучавшимся в киевских школах; склад писем, с одной стороны, явно обличает писателя потершегося в киевской школе, а с другой стороны из писем же видно, что они писаны не без влияния патриарха. Таким образом эта последняя сторона писем указывает на старание патриарха иметь влияние на Петра чрез посредство его матери и любимой сестры. Из истории не видно успехов патриаршего влияния, но для истории не безынтересны и неудавшиеся попытки, как памятники и указатели времени, как свидетели борьбы. Мы до сего времени знаем несколько подробностей о шутовских патриархах Петра, но еще мало знакомы с деятельностию, собственно придворного, настоящего московского патриарха современного Петру. А, конечно, он не сложа руки посматривал на молодого государя и его компанию. И. Д. Беляев. Текст воспроизведен по изданию: Письма к Петру I от матери и сестры // Русская старина, № 11. 1871 |
|