|
Документ о земельном владении служилых новокрещен марийцев и чувашей Козьмодемьянского уезда XVII векаИсторические судьбы служилого сословия нерусского населения Среднего Поволжья (татары, чуваши, марийцы, мордва, удмурты), находившегося на службе Русского государства во второй половине XVI — начале XVIII в., привлекали неоднократное внимание современных исследователей 1 . В марийской историографии, к сожалению, вопрос о социально-правовом положении немногочисленной ”служилой черемисы” до сих пор специально не рассматривался. Во многом это объясняется не только тем, что основным объектом исследования местных историков являлось ясачное марийское крестьянство 2 , но и слабой сохранностью и малодоступностью письменных источников. В этой связи большую ценность представляют даже небольшие крупицы информации, сохранившиеся в различных коллекциях документов. В Российском государственном архиве древних актов в Москве в делах фонда Межевой конторы Казанской губернии по земельным ”спорам” конца XVIII — начала XIX вв., нам удалось обнаружить копию выписи из писцовой и межевой книг XVII в. о земельных владениях служилых новокрешен марийцев и чувашей села Богородского (Владимирского-Басурманова) Козьмодемьянского уезда 3 . Публикуемая документальная копия написана хорошим канцелярским почерком конца XVIII в. и находится в составе дел к подлинному прошению, поданному в июне 1794 г. в Казанскую губернскую межевую контору драгуном Козьмодемьянской штатной драгунской команды Максимом Матвеевым сыном Тумашевым и солдатской женой Ириной Степановой дочерью Алексеевой, уроженцами с. Владимирского, но не проживающими в нем, в связи с тем, что жители этого села не включили их в межевую книгу и не дали им причитавшиеся пахотные участки и другие земельные угодья. С точки зрения просителей, владимирские жители, относившиеся в это время к сословной прослойке однодворцев, поступили по отношению к ним, несправедливо, поскольку они и до проведения Генерального межевания земель, имели прямое отношение к ”жалованной земле”, которой ”искони” владели их предки, находившиеся на военно-сторожевой службе с конца XVI в. В этой связи, в прошении особо подчеркивалось, что ”в прошлых годах предкам нашим жалованы по указу великих государей за службу в Козьмодемьянском уезду в Подгородном стану в селе Богородском, что была деревня Бусурманская на речке на Обуховке и на ключу в поместье пашенная земля с сенными покосы и со всякими угодьи, которою землею предки наши, да и отцы по нисходящей линии службу как предкам вашего императорского величества, так и вашему императорскому величеству продолжали и я, именованной Тумашев, продолжаю и за то, тою жалованною землею, они, предки и мы владение имели и имеем не только до сего Генерального в Казанском наместничестве межевания, но и по сие время” 4 . Земельная тяжба между однодворцами села Владимирского и двумя претендентами на наследственный земельный ”пай”, а с 1825 г. с горожанами Козьмодемьянска имела свое продолжение и затянулась на многие годы. При этом одним из основных земельных документов, доказывающих [84] законные права на исконные владения, выступали выписи с писцовых и межевых книг XVII в. В историко-краеведческой литературе часть вышесказанных материалов выписи XVII в. впервые была использована в середине XIX в. первым чувашским историком С.М. Михайловым, служившим в эго время переводчиком и письмоводителем Козьмодемьянского земельного суда. В насыщенной большим фактическим материалом статье ”Историко-статистическое описание села Владимирского-Басурманова в Козьмодемьянском уезде”, опубликованной в 1857 г. в газете ”Казанские губернские ведомости” (№ 36, 37, 38, часть неофициальная), им приведены важные выдержки из писцовой книги 1685 г. и межевой книги 1649/50 г. о географическом расположении этого поселения на живописной правобережной гористой местности с далеко открывающимся горизонтом на Волгу и лесное Заволжье, указано расстояние до Козьмодемьянска, куда по городовой и рейтарской службе были причислены служилые новокрещены, приведены сведения о рельефе и топонимике местности, дан аргументированный вывод о первопоселенцах ”басурманах” этой деревни в лице служилых марийцев и чувашей, придерживавшихся языческих верований. Комплексный анализ данных писцовой книги в совокупности с другими ”старинными документами” и историческими преданиями позволил автору статьи сделать аргументированный вывод о том, что принятие христианской веры служилыми людьми этой деревни привело к изменению ее названия; а в связи со постройкой деревянной церкви село стало называться ”Новокрещенское”, ”Богородицкое”, ”Владимирское” в честь особо почитаемой иконы Владимирской Божьей Матери 5 . Утверждение С.М. Михайлова о первопоселенцах этого имения (совр. село Владимирское Горномарийского района Республики Марий Эл), из числа, служилых марийцев и чувашей, в дальнейшем полностью обрусевших, подтверждается и свидетельствами жителей этого села в 1723 г. и историческими преданиями конца XVIII века 6 . В предлагаемом вниманию читателей документе XVII в. впервые дается полный текст выписи с писцовой и межевой книг служилых новокрещен рейтар села Владимирского-Басурманова Козьмодемьянского уезда с подробным описанием их служилого феодального землевладения. Писцовое описание, являющееся частью делопроизводственной документации, было осуществлено в связи с реализацией царского указа от 9 марта 1685 г. о размежевании, марийских, мордовских, удмуртских и чувашских земель, ”которые ведомы в Приказе Казанского дворца” 7 . В ходе уездного межевания в поле зрения писцов К.А. Загряжского и С. Исакова помимо ясачных земель оказались и земельные владения служилых новокрещен села Владимирского. Служилые люди этого села, наделенные за свою службу поместным жалованьем из фонда общинных земель ясачных марийцев Акпарсовой сотни, освобожденные к тому же от ясачных платежей и повинностей, обязаны были нести городовую и рейтарскую службу, участвовать в военных походах. Размеры поместного земельного владения, закрепленные за каждым владельцем в качестве ”поместья” и ”жеребья”, были незначительными и составляли в среднем в 1685 г. около 19 дес. пашни (в трех полях) и 4 дес. сенокосов. В условиях отсутствия у них лично-зависимых крепостных крестьян, эти земельные угодья, видимо, обрабатывались усилиями каждой семьи служилого новокрещена. Материалы выписи, данной жителям этого села писцами из писцовой и межевой книг, интересны также и с точки зрения изучения истории населенных [85] пунктов, исторической картографии, географии, топографии, топонимики и антропонимики. Писцовая и межевая выпись является своего рода редким историческим снимком местности, где дается подробное описание местности с указанием географического расположения села и наличии в нем деревянной церкви и 21 двора. У читателя складывается впечатление, что село расположено на возвышенности, окружено приусадебными участками и полями, из которого виднеются расположенные вдали леса из различных пород деревьев (дуб, береза, сосна, вяз), сенокосные угодья и полянки, проходящие вблизи села грунтовые дороги на луга и в сторону Козьмодемьянска (имеется ввиду сухопутный старинный тракт, связывавший Нижний Новгород с Казанью, проходивший вдоль Волги) с одиноко стоящими дубами и одним постоялым двором, места марийских языческих молений-кереметей и знаменитой ”Ивановской горой”, на которой согласно историческим преданиям, осенью 1552 г. временную стоянку имел царь Иван Грозный, возвращающийся в Москву из победного Казанского похода, материалы выписи дают возможность предположить, что у служилых новокрещен этого села в земледельческом производстве преобладал трехпольный севооборот с элементами ”лесного перелога”, и подсеки, когда упорным трудом добывались ”новоросчистные земли”, а в случае оскудения, пахотные участки частично забрасывались и зарастали лесом (”лесом поросшие”). В системе жизнеобеспечения земледелие и животноводство, несомненно, у служилых новокрещен, как и у соседних ясачных марийцев, занимали ведущие позиции. Характерно, что в писцовой выписи сельская крестьянская община горных марийцев Козьмодемьянского уезда XVII в. упоминается как ”деревня”. В целом, материалы выписи писцовой и межевой книг являются одним из ценнейших исторических источников и публикуются согласно требованиям их публикации. Автор считает для себя важным издать их к 175-летнему юбилею первого чувашского (равно марийского) историка, этнографа, географа, статиста, фольклориста и писателя Спиридона Михайловича Михайлова, родившегося в 1821 году. Комментарии 1. См., например: Димитриев В. Д. Документы по истории народов Среднего Поволжья XVI — начала XVII в. // УЗ ЧувНИИ. Вып. 22. Чебоксары. 1963; Он же. Царские наказы казанским воеводам XVII века // История и культура Чувашской АССР. Вып. 3. Чебоксары, 1974; Он же. Чувашия в эпоху феодализма (XVI — начало XIX в.). Чебоксары, 1986; Ермолаев И. П. Писцовая книга Ивана Болотина как источник // Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов. Казань. 1979; Он же. Среднее Поволжье во второй половине XVI — XVII вв. (Управление Казанским краем). Казань, 1982 и др. 2. См.: Айплатов Г. Н. Расселение марийцев во второй половине XVI — начале XVIII вв. // Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола, 1967; Он же. Ясачное землевладение в Среднем Поволжье в XVII в. // Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства в СССР. Сб. 8. М., 1974; Андреянов А. А. Писцовые и переписные книги 2-й половины XVII — первой четверти XVIII в. как источники по истории ясачной деревни Марийского края // Историография и источники по аграрной истории Среднего Поволжья. Саранск, 1981; Он же. Ясачная деревня Марийского края второй половины XVII — первой четверти XVIII в. Автореф. канд. дис. М., 1984 и др. 3. РГАДА, ф. 1312, оп. 6, д. 472, л. 8-10об. 4. Там же, л. 1-1об. 5. Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972. С. 210-226, 384. 6. История Марийского края в документах и материалах. Вып. 1. Эпоха феодализма. Йошкар-Ола, 1992. С. 202; Козлова К. И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978. С. 236-237. 7. ПСЗ. Т. II. Спб., 1830, № 111. С. 654-657. Текст воспроизведен по изданию: Документ о земельном владении служилых новокрещен марийцев и чувашей Козьмодемьянского уезда XVII века // Марийский археографический вестник, № 6. 1996 |
|