Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

/л.324 об./ "ЕККЛЕСИА

си есть

ЦЕРКОВЬ

в небесное житие собирающая и святящая вся человеки, сущыя в благоверии, благодатию Духа прасвятаго. В а сию убо а (а-а Над строкой) зрением икон, прочтением (Испр. из: "чтением") же стихов всяка в душа г христианска г (г-г Над строкой) входящи в (в-в Испр. из: "всяк хотящий") восползуется духоспасително и укрепително.

Создася в царствующем граде Москве Мироздания 7202-го лета месяца декемвриа от ничтожна Кариона иеромонаха Истомина в Топографии справщика”.

/л. 323/ "Благороднейший и духопросвещенный в благочестивей вере питающийся, и в церкви (Далее зачеркнуто: "божией") Иисус Христовей растущий (Испр. из: "возрастающий") великий государь царевич и великий князь Алексий Петрович (Далее зачеркнуто: "всея Великия и Малыя и Белыя России") Всероссийскаго царствия богоблагословенный отчичь и дедичь многолетно здравствуя в Бозе радуйся присно.

За премногую свою благость человеколюбия ради пресладчайший спаситель наш бог Иисус Христос пострадав плотию за нас и водрузи Екклесию, си есть Церковь, собрате верных людей своих.

И (Обведено киноварью; здесь и далее подчеркивается одной чертой) в ней оживотвори вся ны умершая первородным адамлим грехом, породив ново водою и духом (,) и грех упразднив, сотворил сыны в наследие вечная радости на небесех.

Церковь бо по учителству святаго Златоустаго Иоанна, християн православных душами составленный дом, и в собрание созданный храм особное место (.) [117]

Ибо (Над строкой) глаголет той к же к (к-к Над строкой) святый (Далее зачеркнуто: "и") и сице: Церковь место аггелское, место архаггелское, царство божие, самое то небо. Она (Испр. из: "в ней") же тайн святых (Над строкой) и молитв богоприятных сокровище. (На поле ссылка: "Коринфю и рав. 36.")

И иде же на вселенней истиннаго благочестия восточная церкве люди и народы обретаются, едину веру, едину церковь исповедуют, и духодвижне (Далее зачеркнуто: "а") самаго богочеловека Иисуса спаса нашего, богопреданная п таинства п (п-п Над строкой), апостолских же сердец, и отец святых повеления и учения, содержат крепце.

Еретических же и зловерных народов басней р и учений р (р-р Над строкой, вместо зачеркнутого: "и иныя") противовоюющих, и развращающих церковное наше благочестие неподвижное всячески отвергают, посрамляют, и иныя церкви и (Далее зачеркнуто: "пр(оклинают)") своеволная еретиков соборища сграмождающыяся проклинают.

Яко разьразишася вслед (Далее зачеркнуто: "своего") сатаны. И отторгшася нашего церковнаго единаго богоспасаемаго недра.

Кроме убо единая святыя апостолския соборныя церкве, учения же и предания ея, никто же спасется. И яко кроме Ноева ковчега в водах лжесловия, и зловерия всяка душа погрузится в вечную погибель.

По пророческим у бо и евангелским проповедания у (у-у Над строкой, вместо зачеркнутого: "святому бо апостолу"): Един еси Бог в триех ипостасех славимый, едина вера, едина и церковь, те стяжа кровию господь наш Христос.

В ней же вся жизнь /л.323 об./ человеком (Далее зачеркнуто: "к на") и спасение (Далее зачеркнуто: "и"), благохваление же и даротворение в насущем зде бытии, к будущему вечному блаженству на небесех со святыми аггелы и богоутождшими человеки.

Сего ради покаяния проповедник златоглаголивый Иоанн увещевая в церкви благочестивей верныя люди пребывати: Церковь (рече) (Круглые скобки в тексте) едина есть, и наречется праведно она: и судилище, и врачебница, и любомудрия училище, и душе [118] наказателница, и обучение течений на небеса ведущих.

И паки: ничтоже тако (Над строкой) радостен наш живот устрояет, яко еже услаждатися мысли в церкви. В церкви бо порождение крещением народов (Над строкой), и тайн святых (Далее зачеркнуто: "при(ношение)") совершение, и причащение людей, и молитвословие на всякая потребы. И во имени Господни благословение. В церкви радующихся соблюдаема есть радость, скорбящым утешение, в э церкви о печаляемых веселие э (э-э Испр. из: "о печаляемых в церкви во утешен(ие)", - слова переставлены цифрами, было: 2, 1, 3). В церкви озлобляемым прохлаждение, в церкви труждающымся всем упокоение.

Ибо в церкви навыкати учения, чтения, и слышания глаголов, яке сам Господь глаголет, ему же святии (Над строкой) аггели служат и во храме святем его предстоят во страсе, но и верная люди (Над строкой, вместо зачеркнутого: "раби") господни хранят божии аггели.

И неотступно даже до смерти с кождым человеком пребывает аггел святый (,) наставляя в пути правая, и к божию знанию присно научая (Далее зачеркнуто: "Ведяще же сия и разсмотривше благое").

И б яко б (б-б Над строкой) явление (Далее зачеркнуто: "же") словес господних просвещает г и вразумляет младенцы г (г-г Над строкой), и в церковь святую хождение (,) освящение, и во всякое благо укрепление творит безпрепонно, (Запятая приписана киноварью) знаменанным душам благодатным крещением.

Тем сию книгу Екклесию (,), си есть Церковь, тебе великому государю царевичю и великому князю Алексию Петровичи в созерцание рада юностных твоих лет, усердствуя тебе государю всякаго благокрасования в ползе царскаго вашего рода, и повсюду православных християн (,) приношу.

В ней же чинов таинственных созерцавай лица, в мудростный разум чтяй стихи лети в церковь яко птица. Зане любящему Бога вся в е церкви е (е-е Над строкой) в благое поспешествуются (Точка приписана киноварью). [119]

Зде же многолетство во всяком изрядстве водя, и церковь святую мудростию, и чинов ея (Над строкой) сохранством украшая, возъимееши благородие (Над строкой) мир со Христом на земли, мир и славу с ним в вышних: идеже небесных граждан пения неоказание во святая святых.

Ваше же царское пресветлое величество благоволите сие малейшее трудотщание мое прияти во славу господа Бога, и в честь пресвятая девы богородицы Марии содеянное. Да благодарятся всеми (Над строкой, вместо зачеркнутого: "выну") всесвятое имя бога (Над строкой) Отца и Сына и святаго Духа ныне и присно в во веки веков.

Аминь.

Вашему м царскому пресветлому величеству в благодушие сие принесый смирение менш ваш богомолец, иеромонах Карион Истомин рабско припадает (,) Типографии справщик м (м-м В черновике нет; дополнено по Ув. 73, л. 57 об.)". [120]

/ЧУД.302, л.21/

"Церковь святая божие есть дело,

Человеком долг ходити в ню смело.

Небо новое (-) церковь сам Бог правит,

Спасение бo в церкви и утеха.

Таинств н люда в ней н (н-н Испр. из: "Идите люди") (,) чинов навыкайте (,)

В самое небо из нея дорога (,)

Тем же молитвы к (Над строкой) нему долг творити (,)

От всяких страстей люди в той он здравит (,)

Кроме оная ина несть поспеха.

Всякаго чина пути исправляйте.

Дабы всем зрети вечно Христа бога.

С святыми в небе имаш п опочити п (п_п Испр. из: "имаши почити"; далее между строф проведена горизонтальная черта).

Крещение зри (,) рождение свято.

В чистоту от грех вся люди приято.

Ново рождество людем крещение (,)

В воде (Над строкой, вместо зачеркнутого: "ней во") человек трижды погрузится (,)

Во имя Отца (Далее зачеркнуто: "и"), Сына, свята Духа,

И кто крестится не млад и в старости

Архиерей се деет и иерей (,)

Тайны р святыя в церкви. свершение. р (р-р Над строкой, вместо зачеркнутого: "От первородна греха очищение")

Благодати же духом освятится.

Грех первородный бежит сего слуха.

Чист от скверн будет, и о Христом в радости.

Не затворит Бог в (Над строкой, вместо зачеркнутого: "Сын детем") том райских дверей.

Тайна святая миромазание,

К Богу сыновства царское знание. [121]

Человеком всем зде есть совершенство (,)

Воздати Богу славу честь и жертву (,)

Печать бо и дар в том Духа святаго (,)

Вояк яко аггел в жизни своей буди (,)

Богознанная душа поспешися (,)

Миромазание в царство и священство.

В чистоте смыслов грехами не мертву.

Быв сын, дщерь Бога, не рцы слова злаго.

Помазастеся в святыню сосуди.

Христу господу везде съединися.

Причащение тайны святы знанства (,)

Душе потребно многаго сохранства.

Во литургии тайна ся творится.

Вид хлеба (,) вина верным уступает.

Причастится кто тела его (,) крови (,)

Зде новый завет, людем во отраду (,)

Тем человече бегай грехов смрада.

Евхаристиа (,) в ней Христос бог зрится.

Благодать Духа сие содевает.

В радости дом свой в святыню обнови.

Верныя введет в небесну ограду.

Причастник буди в тайне Христа сада. /л.21 об./

Тайны святыя исповедание.

Творит грехов всех людем прощание (.)

Покаяние есть царю и князю

Исповедати должно иерею

Но что согрешит пред господом Богом

Простит иерей (,) и душа познает

Не каявымся и в жизни сей мука (,)

Очищающе вою скверну и язю.

Сердцем (,) и усты (,) и совестью всею.

И кому словом и деланным слогом.

Яко зла совесть ону не смущает.

Всех бо стреляет грех и смерть из лука.

Исповедию всякий чин чистится.

И паки ею Богу прилежится.

Человек создан Господу служити (,)

К сему звание (,) чин свой блюсти зелно (Над строкой, вместо зачеркнутого: "крепо"),

И заповедми преступство в смерть знаем.

На старше, младых зде прелесть находит,

Тем ч каятися ч (ч-ч Испр. из: "Обновлятися") (,) в исповеди быти (,)

Вся заповеди его сотворити. [122]

Еже бы в грехи не вступати (Испр. из: "оступатись") делно.

Тем ц же ц (ц-ц Над строкой, вместо зачеркнутого: "Аще") каемся (,) слезы изливаем (.)

И избранныя с добра ума сводит.

Кто ш хощет святых ш (ш_ш Над строкой, вместо зачеркнутого: "В единство с Христом") таинств причастити.

Священство тайна Богом уставлена (.)

Чистота святость в службу сю явлена.

В смысле свершенном достоинство слично

К Богу иерарх о том молится (.)

Руки на главу своя полагает.

Гласит аксиос (:) достоин священства

Недостойным же (,) скверным люто горе (,)

Священствовати во церкви обычно (.)

Да святим дара свята сподобится.

Да в службе чин свят всегда пребывает.

Дьякон (,) иерей прияша свершенства.

За (В начале строки зачеркнуто: "И") соблазн (Далее зачеркнуто: "бо") людей суд в мучимо море.

Патриарх святит зде митрополита

В дела божия избранством открыта.

Архиереа егда посвящают (Испр. из: "поставляют") (,)

Достойна гласят народы учити (,)

Образ Господень в себе прописует (,)

Егда и жертвы ко Богу возносит (,)

Знати таинства долг а всем а (а-а Испр. из: "должно") христианом (,)

На (В Ув.73, л. 61 об. ошибочно: "А") вышший степень его поставляют.

Всякая дела в святости творите. [123]

К вечну блаженству святить наказует.

В мире и любви быти людем просит.

Владети в души богоданным (Над строкой, вместо зачеркнутого: "благородным") саном (.) /л.22/

Зде в супружество тайна честна брака.

Отрока (,) девы жизнь вечнаго знака.

Бог благословил вначале супружество (,)

Един другаго в любви избирают.

Отрок и дева чисты в браке станут (,)

Не растерзанно жити долг и в нужи (,)

Благословит Бог в чадородство вечно (,)

В г чистость до г (г-г Над строкой, вместо зачеркнутого:"Прежде же") брака (Далее зачеркнуто: "де") имей всяк сохранство (,)

Да два имеют в единстве дружество.

Иерею то сами возвещают (В Ув.73, л.62 об.: "извещают").

Венцы законны на них не увянут.

Телу своему (,) друг другу послужи (.)

Любовь тем подаст в помощи улечно (.)

По том в святыни, прочь от скверных знанство.

Второбрачество зри жены и мужа.

Постигла бо их от супружных (В Ув.73, л. 62об. - нет.) нужа.

Попущение дано второбрачным (,)

В крепкодушии (Испр. из: "благодушии") лучше есть (Над строкой, вместо зачеркнутого: "бы") пребыти (,)

Ибо супружних отстают в млади (,)

Молитвы они от церкви приемлют (,)

Возбранно (,) мерзко старым же и детным

Не творят бо те Богу в честь поспеха (,)

Да не прелстятся искусом скверн мрачным.

Но воля како может кто пожити.

Посягают же чадородства ради.

В супружестве втором, в дому, да не дремлют. [124]

Брак вторый (,), третий, быть им безотверным.

За похоть и полни в грех браней и смеха.

Помазание (Далее зачеркнуто: "елеа свята") таинство елеа (,)

В (В начале строки зачеркнуто: "Токмо") болезни людей всех от иереа.

Велия полза и знак християнства

Когда в болезни человек бывает (,)

Молитвы творше (Испр. из: "творят") волна помазуют (,)

Мнози от одров вскоре стают здрави (,)

А иже умрут (,) в церкви (Над строкой, вместо зачеркнутого: "вере") то надежно (,)

Сподобитися елеомазанства (.)

Иереев в дом в молбу призывает.

Оному грехи в том ся развязуют.

Им же волит Бог, те да ходят прави.

Что прейдет в небо от враг немятежно.

Священие зде храма во святыню,

В молитвенную людей благостыню.

Освящает храм патриарх святейший,

В нем имеются христиан исправы (,)

Всяки потреба приемлются тамо (,)

Изрядно же (Далее зачеркнуто: "есть") кто егда святят ходит (.)

Ибо в священном народа соборе (Стих ошибочно заключен точкой, в Ув. 73, л. 64 - запятой)

Архиерей всяк в народе светлейший.

Исполнен бо он Христа бога славы.

Жертва молитвы дело его само.

В душе святыню и радость восплодит (.)

Слава честь Богу в приятном обзоре, /л.22 об./

Пострижение в ризы монашески (,)

Отвергаяся мира сует всячески.

Кто ли восхощет мира отрешися (,)

В р черны р (р-р Над строкой, вместо зачеркнутого: "И в монаш(ески)") власяны ризы облечется (,)

В монастыре долг чистоту имети (,)

Послушание сохранят право (,)

В девстве поживут, чисто и по браке

Той изволяет власов пострищися. [125]

Именем иным монах наречется.

В нищете скорби волею терпети.

В молитве посте всяк (Над строкой) пребудет (Далее зачеркнуто: "кто") здраво (.)

Будут у в век с Христом у (у-у Испр. из: "Пребудут с Христом") на небесном злаке.

Удобно к ползе монашеско бремя,

Держи (Вставлено в строку, вместо зачеркнутого: "Храни; зде (над строкой)") о душе, с Богом сладко время (Далее между строф проведена горизонтальная черта; под ней указано: "Второе внизу", - т.е. вторая строфа о монашествующих, помещенная ниже, на л.23; в Ув.73, л.64 об., 65 эти строфы пометены одна под другой).

Зде в ц монахини ц (ц-ц Испр. Из: "монахиней") дев, жен постригают.

Кая ли душа Господа возлюбит (,)

Во обители святей да вселится

Воздержание потребно имети (,)

Сподибится та много ш зде ш напасти (,)

За се Христос бог душы , увенчает (,)

Да в монастире свято обитают.

В чистоте жити усердству ч всугубит ч (ч-ч Над строкой, шесто зачеркнутого: "В царство небесно с собою вселяет") (.)

И постригшися Христу обручится.

В молитве посте в калии сидети.

Прелести мира и пагубны страсти (.)

Славы щ радости везде насыщает щ. /л.23об./

Новое лето егда наставает.

В э молитву верных собранство бывает э (э-э Испр. из: "На молитву всех собор сотворяет").

Благому Богу благодарение

И новому же в молитве начало (,)

Царь и патриарх с священным собором

Хвалословие купно воспевают (,)

Господь же дает в своей благодати

За прошедшее лето в спасение. [126]

Дабы жителство в мире пребывало.

И христиан всех с усердным обзором;

Приятна лета и Христа протает.

За прошение в небо успевати.

Воды творится зри (Над строкой) освящение

В сохранство людей я, в ползе кропление.

Егда а Иисус Христос именуем а (а-а Испр. из: "Идеже Христос Иисус призываем")

В нем бо Христова великая сила

В молитвах крест (Над строкой, вместо зачеркнутого: "сей") и в воде грузится (,)

Пиюще (Далее зачеркнуто: "бо") люди оною кропятся,

Емлют здравие в ж святости ж (ж-ж Над строкой, вместо зачеркнутого: "и мирну".) победу (,)

Крест его снятый на нас знаменуем (Над строкой, вместо зачеркнутого: "изъобража(ем)").

Вражию в крепость в (в-в Испр. из: "Враги до конца") вконец сокрушила.

В д чистоту д (д-д Над строкой, вместо зачеркнутого: "Да (зачеркнуто); И (над строкой) во святость") верных она освятится.

Вояка злокознства врагов свободятся.

О верный гряди по церковном следу.

Чин хождения с святыми иконы.

Известны Богом людей обороны.

Явленна молба християн творится

Весь собор священ и верны народы

О всем Господу хвалу возсылают (,)

В случаях благих и злоприключенных

Благочестие зело всем полезно.

Великую мзду оный возъимеет.

Егда со кресты в ход ити случится. [127]

В православии имуще свободы.

Идуще (Над строкой) имя (Далее зачеркнуто: "святое") его прославляют.

Общь глас Бог слышя (Испр. из: "слышав") творит утвержденных (.)

Славити Бога повсюду любезно.

Кто за л кресты л (л-л Над строкой, вместо зачеркнутого: "о иконами") в ход шед честь славу деет. /л.23/

Благочестиво тело погребают (,)

В церкви пением душу в рай пущает.

Изволение Бога всемогуща

Тело (В начале отроки зачеркнуто: "Живет") о душею жив (Испр. из: "живет"), плоть (Над строкой) умирает (,)

Но христианство о церковны молитвы

Душа свободно ко Богу восходит

Ибо церковно о ней прошение

Жить (Испр. из: "жизнь") всякой душе пределы дающа (Над строкой, вместо зачеркнутого: "имуща") (.)

Разлучився с дух с (с-с Испр. из: "Разлучившиеся") (,) тело персть бывает.

Погребается вечными (В Ув. 73, л. 67: "в вечныя") гоститвы.

Кто по ней память, милость всегда плодит (.)

От мытарств грехов творит решение. [128]

Усопших душ верных помяновение (-)

Полза в у церкви у (у-у Над строкой, вместо зачеркнутого: "многа") всем, и освобождение (Далее зачеркнуто: "Церковь извещение").

Люди живи вси должни поминати

Милостынею (,) жертв приношением (,) (В черновике ошибочно поставлена точка; испр. по Ув.73, л.68)

По всех христиан и колива носят (,)

Никто же минет смертныя дороги (,)

Предела (Над строкой, вместо зачеркнутого: "многия") держись церкве своей прага (,)

Ибо презорство щ от мног днесь творится (,)

Родитель (,) сродник (,) успшим х помогати х (х-х Испр. из: "усопших в вере знати")

На гробы телес верных хождением.

О отпусте грех в покой Христа просят.

А в жизни душам грехов споны (Ув.73, л.68 ошибочно: "стопы") многи.

Не свержет ересь в погибель та нага.

Без молитв церкве (Далее зачеркнуто: "в злобе") вечно погубится.

Правда христиан имать (Над строкой) благию весы (Испр. из: "верны") (,)

Не затемнят (Над строка, вместо зачеркнутого: "оболстят") ю еретик всех лесы (.)

На солнце стоит правда украсяся (,)

Солнце крыется нощью облаками (,)

В церкви права суть истинну имущым (,)

Похвалны чины и память свершенна

Церкве вся чины правдой держите

Ибо в надежде востания чаем (,)

Благочестием повсюду светяся.

Правда не тмится злоб еретиками (.)

В мудровании святых отцев сущым (.)

Живым (Над строкой, вместо зачеркнутого: "здравым") и успшим ею извещенна.

О чада верна (,) еретик гоните.

Благолепием Бога величаем. /л.23 об./

Благочестивых собор ради веры.

Имети людем отцев святых меры.

Благоверие творится собором

Сходится церковь (,) царив к власти (,)

Патриархи же (,) весь собор священный

Закон науку отцев предлагают (,)

Ереси кленут (,) изгонят (Испр. из: "и зл(обожных)") злобожных (,)

Во единей вере войны (Над строкой, вместо зачеркнутого: "брани") не бывает.

В разорение еретик раздором.

Да пребудет люд без всяки напасти.

Глаголит символ веры извещенный. [129]

Единомудрство везде утверждают (.)

Да не говорят в соблазн словес ложных.

Вся бо д чин д (д-д Над строкой) страну предел (Далее зачеркнуто: "в") жити знает.

Поход в воинство с благословением (,)

Победа врагов всех ополчением.

За ж веру (Над строкой) (,) царство (Далее зачеркнуто: "страну") должно брань творити

Но ж (ж-ж Двустишия переставлены цифрами, было: 2, 1) война за грех в царствах стран бывает (,)

Тем разсмотряти себе повелеся

И в полки ити каяси во страсе (,)

Бог даст победу враги побеждати,

Веру содержи (Над строкой), церковь чти р святую (,)

По у сем правди писати у (у-у В Ув.73, л.63 об. - нет)

Чтоб и отечества никто мог вредити.

Страшную казнь Бог тамо (В Ув.73. л. 69: "за грех") попущает (Над строкой) (.)

Несть ли в противность чего Богу здеся.

Да не явится кто в скорбном грех гласе.

Не (Над строкой, вместо зачеркнутого: "Никто") возмогут те (Испр. из: "бо") рук на тя подняти.

Злобжство (Испр. из: "Зложство"), ересь вояк стреби (Над строкой, вместо зачеркнутого: "бор(и)"; далее в строке вариант: "губи") клятую.

БЛАГОДАРЕНИЕ

Богу честь в Тройце буди ф присно Слава ф (ф-ф Испр. из: "И слава повсюду") (,)

Богородица буди ублаженна.

Церковь святую она защищает (,)

И святи всы божии угодники

Хранители нам аггели господни.

Церковь (Испр. из: "В церкви") бо ц полна ц (ц-ц Над строкой, вместо зачеркнутого: "навыкай") спасителна нрава.

Ея о людех молба умноженна. [130]

Благоверный к ней хвалы учащает.

В Христе радуйтесь в церкви сродники.

Творите пути в храм святый свободни.

АЛЛИЛУИА

АЛЛИЛУИА

АЛЛИЛУИА

СЛАВА ТЕБЕ

БОЖЕ.

Церковнаго мудрования и благопребывания многолетне, и горняго Сиона матера церквей пресладчайшаго со Христом наследства всем Христианом присно желая хуждьший иеромонах Карион Истомин чадом бил прощения просит Типографии справщик"

ГИM, Чудовское собр. № 98/900, л. 323-323 об., 324 об. (автограф, черновик; предисловие и заглавие); № 100/302, л. 21-23 об. (автограф, черновик; основной текст). Разночтения по: ГИМ, Уварова 73, л. 55-69 об. (автограф, беловик).

Текст воспроизведен по изданию: Памятник русской педагогики XVII в. (Поэтический триптих Кариона Истомина для начальной школы) // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М. АН СССР. 1989

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.