/л.324 об./ "ЕККЛЕСИА
си есть
ЦЕРКОВЬ
в небесное житие собирающая и святящая
вся человеки, сущыя в благоверии, благодатию Духа
прасвятаго. В а сию убо а (а-а Над строкой)
зрением икон, прочтением (Испр. из:
"чтением") же стихов всяка в душа г
христианска г (г-г Над
строкой) входящи в (в-в
Испр. из: "всяк хотящий")
восползуется духоспасително и укрепително.
Создася в царствующем граде Москве
Мироздания 7202-го лета месяца декемвриа от
ничтожна Кариона иеромонаха Истомина в
Топографии справщика”.
/л. 323/ "Благороднейший
и духопросвещенный в благочестивей вере
питающийся, и в церкви (Далее
зачеркнуто: "божией") Иисус Христовей
растущий (Испр. из:
"возрастающий") великий государь
царевич и великий князь Алексий Петрович (Далее зачеркнуто: "всея Великия и
Малыя и Белыя России") Всероссийскаго
царствия богоблагословенный отчичь и дедичь
многолетно здравствуя в Бозе радуйся присно.
За премногую свою благость
человеколюбия ради пресладчайший спаситель наш
бог Иисус Христос пострадав плотию за нас и
водрузи Екклесию, си есть Церковь, собрате верных
людей своих.
И (Обведено киноварью;
здесь и далее подчеркивается одной чертой) в
ней оживотвори вся ны умершая первородным
адамлим грехом, породив ново водою и духом (,) и
грех упразднив, сотворил сыны в наследие вечная
радости на небесех.
Церковь бо по учителству святаго
Златоустаго Иоанна, християн православных
душами составленный дом, и в собрание созданный
храм особное место (.) [117]
Ибо (Над строкой)
глаголет той к же к (к-к
Над строкой) святый (Далее зачеркнуто: "и") и сице:
Церковь место аггелское, место архаггелское,
царство божие, самое то небо. Она (Испр. из: "в ней") же тайн святых
(Над строкой) и молитв
богоприятных сокровище. (На поле
ссылка: "Коринфю и рав. 36.")
И иде же на вселенней истиннаго
благочестия восточная церкве люди и народы
обретаются, едину веру, едину церковь исповедуют,
и духодвижне (Далее зачеркнуто:
"а") самаго богочеловека Иисуса спаса
нашего, богопреданная п таинства п (п-п Над строкой), апостолских
же сердец, и отец святых повеления и учения,
содержат крепце.
Еретических же и зловерных народов
басней р и учений р (р-р
Над строкой, вместо зачеркнутого:
"и иныя") противовоюющих, и развращающих
церковное наше благочестие неподвижное всячески
отвергают, посрамляют, и иныя церкви и (Далее зачеркнуто: "пр(оклинают)")
своеволная еретиков соборища сграмождающыяся
проклинают.
Яко разьразишася вслед (Далее зачеркнуто: "своего")
сатаны. И отторгшася нашего церковнаго единаго
богоспасаемаго недра.
Кроме убо единая святыя апостолския
соборныя церкве, учения же и предания ея, никто же
спасется. И яко кроме Ноева ковчега в водах
лжесловия, и зловерия всяка душа погрузится в
вечную погибель.
По пророческим у бо и
евангелским проповедания у (у-у
Над строкой, вместо зачеркнутого: "святому бо
апостолу"): Един еси Бог в триех ипостасех
славимый, едина вера, едина и церковь, те стяжа
кровию господь наш Христос.
В ней же вся жизнь /л.323 об./ человеком
(Далее зачеркнуто: "к на") и
спасение (Далее зачеркнуто: "и"),
благохваление же и даротворение в насущем зде
бытии, к будущему вечному блаженству на небесех
со святыми аггелы и богоутождшими человеки.
Сего ради покаяния проповедник
златоглаголивый Иоанн увещевая в церкви
благочестивей верныя люди пребывати: Церковь
(рече) (Круглые скобки в тексте)
едина есть, и наречется праведно она: и судилище,
и врачебница, и любомудрия училище, и душе [118] наказателница, и обучение
течений на небеса ведущих.
И паки: ничтоже тако (Над строкой) радостен наш живот
устрояет, яко еже услаждатися мысли в церкви. В
церкви бо порождение крещением народов (Над строкой), и тайн святых (Далее зачеркнуто: "при(ношение)")
совершение, и причащение людей, и молитвословие
на всякая потребы. И во имени Господни
благословение. В церкви радующихся соблюдаема
есть радость, скорбящым утешение, в э
церкви о печаляемых веселие э (э-э
Испр. из: "о печаляемых в церкви во
утешен(ие)", - слова переставлены цифрами, было:
2, 1, 3). В церкви озлобляемым прохлаждение, в
церкви труждающымся всем упокоение.
Ибо в церкви навыкати учения, чтения,
и слышания глаголов, яке сам Господь глаголет,
ему же святии (Над строкой) аггели
служат и во храме святем его предстоят во страсе,
но и верная люди (Над строкой, вместо
зачеркнутого: "раби") господни хранят
божии аггели.
И неотступно даже до смерти с кождым
человеком пребывает аггел святый (,) наставляя в
пути правая, и к божию знанию присно научая (Далее зачеркнуто: "Ведяще же сия и
разсмотривше благое").
И б яко б (б-б
Над строкой) явление (Далее зачеркнуто: "же") словес
господних просвещает г и вразумляет
младенцы г (г-г Над строкой), и в церковь святую
хождение (,) освящение, и во всякое благо
укрепление творит безпрепонно, (Запятая приписана киноварью)
знаменанным душам благодатным крещением.
Тем сию книгу Екклесию (,), си есть
Церковь, тебе великому государю царевичю и
великому князю Алексию Петровичи в созерцание
рада юностных твоих лет, усердствуя тебе
государю всякаго благокрасования в ползе
царскаго вашего рода, и повсюду православных
християн (,) приношу.
В ней же чинов таинственных
созерцавай лица, в мудростный разум чтяй стихи
лети в церковь яко птица. Зане любящему Бога вся в
е церкви е (е-е Над
строкой) в благое поспешествуются (Точка приписана киноварью). [119]
Зде же многолетство во всяком
изрядстве водя, и церковь святую мудростию, и
чинов ея (Над строкой)
сохранством украшая, возъимееши благородие (Над строкой) мир со Христом на земли,
мир и славу с ним в вышних: идеже небесных граждан
пения неоказание во святая святых.
Ваше же царское пресветлое
величество благоволите сие малейшее трудотщание
мое прияти во славу господа Бога, и в честь
пресвятая девы богородицы Марии содеянное. Да
благодарятся всеми (Над
строкой, вместо зачеркнутого: "выну")
всесвятое имя бога (Над строкой)
Отца и Сына и святаго Духа ныне и присно в во веки
веков.
Аминь.
Вашему м царскому пресветлому
величеству в благодушие сие принесый смирение
менш ваш богомолец, иеромонах Карион Истомин
рабско припадает (,) Типографии справщик м (м-м В черновике нет;
дополнено по Ув. 73, л. 57 об.)". [120]
/ЧУД.302, л.21/
"Церковь
святая божие есть дело, |
Человеком долг
ходити в ню смело. |
Небо новое (-)
церковь сам Бог правит,
Спасение бo в церкви и утеха.
Таинств н люда в ней н (н-н Испр. из: "Идите люди")
(,) чинов навыкайте (,)
В самое небо из нея дорога (,)
Тем же молитвы к (Над
строкой) нему долг творити (,) |
От всяких
страстей люди в той он здравит (,)
Кроме оная ина несть поспеха.
Всякаго чина пути исправляйте.
Дабы всем зрети вечно Христа бога.
С святыми в небе имаш п опочити п
(п_п Испр. из: "имаши
почити"; далее между строф проведена
горизонтальная черта). |
Крещение зри (,)
рождение свято. |
В чистоту от
грех вся люди приято. |
Ново рождество
людем крещение (,)
В воде (Над строкой,
вместо зачеркнутого: "ней во") человек
трижды погрузится (,)
Во имя Отца (Далее
зачеркнуто: "и"), Сына, свята Духа,
И кто крестится не млад и в старости
Архиерей се деет и иерей (,) |
Тайны р
святыя в церкви. свершение. р (р-р Над строкой,
вместо зачеркнутого: "От первородна греха
очищение")
Благодати же духом освятится.
Грех первородный бежит сего слуха.
Чист от скверн будет, и о Христом в
радости.
Не затворит Бог в (Над
строкой, вместо зачеркнутого: "Сын детем")
том райских дверей. |
Тайна святая
миромазание, |
К Богу сыновства
царское знание. [121] |
Человеком всем
зде есть совершенство (,)
Воздати Богу славу честь и жертву (,)
Печать бо и дар в том Духа святаго (,)
Вояк яко аггел в жизни своей буди (,)
Богознанная душа поспешися (,) |
Миромазание в
царство и священство.
В чистоте смыслов грехами не мертву.
Быв сын, дщерь Бога, не рцы слова злаго.
Помазастеся в святыню сосуди.
Христу господу везде съединися. |
Причащение
тайны святы знанства (,) |
Душе потребно
многаго сохранства. |
Во литургии
тайна ся творится.
Вид хлеба (,) вина верным уступает.
Причастится кто тела его (,) крови (,)
Зде новый завет, людем во отраду (,)
Тем человече бегай грехов смрада. |
Евхаристиа (,) в
ней Христос бог зрится.
Благодать Духа сие содевает.
В радости дом свой в святыню обнови.
Верныя введет в небесну ограду.
Причастник буди в тайне Христа сада.
/л.21 об./ |
Тайны святыя
исповедание. |
Творит грехов
всех людем прощание (.) |
Покаяние есть
царю и князю
Исповедати должно иерею
Но что согрешит пред господом Богом
Простит иерей (,) и душа познает
Не каявымся и в жизни сей мука (,) |
Очищающе вою
скверну и язю.
Сердцем (,) и усты (,) и совестью всею.
И кому словом и деланным слогом.
Яко зла совесть ону не смущает.
Всех бо стреляет грех и смерть из лука. |
Исповедию
всякий чин чистится. |
И паки ею Богу
прилежится. |
Человек создан
Господу служити (,)
К сему звание (,) чин свой блюсти зелно (Над строкой, вместо зачеркнутого:
"крепо"),
И заповедми преступство в смерть
знаем.
На старше, младых зде прелесть находит,
Тем ч каятися ч (ч-ч Испр. из: "Обновлятися")
(,) в исповеди быти (,) |
Вся заповеди
его сотворити. [122]
Еже бы в грехи не вступати (Испр. из: "оступатись") делно.
Тем ц же ц (ц-ц
Над строкой, вместо зачеркнутого: "Аще")
каемся (,) слезы изливаем (.)
И избранныя с добра ума сводит.
Кто ш хощет святых ш (ш_ш Над строкой, вместо
зачеркнутого: "В единство с Христом")
таинств причастити. |
Священство
тайна Богом уставлена (.) |
Чистота
святость в службу сю явлена. |
В смысле
свершенном достоинство слично
К Богу иерарх о том молится (.)
Руки на главу своя полагает.
Гласит аксиос (:) достоин священства
Недостойным же (,) скверным люто горе (,) |
Священствовати
во церкви обычно (.)
Да святим дара свята сподобится.
Да в службе чин свят всегда пребывает.
Дьякон (,) иерей прияша свершенства.
За (В начале строки
зачеркнуто: "И") соблазн (Далее зачеркнуто: "бо") людей
суд в мучимо море. |
Патриарх святит
зде митрополита |
В дела божия
избранством открыта. |
Архиереа егда
посвящают (Испр. из: "поставляют")
(,)
Достойна гласят народы учити (,)
Образ Господень в себе прописует (,)
Егда и жертвы ко Богу возносит (,)
Знати таинства долг а всем а
(а-а Испр. из: "должно")
христианом (,) |
На (В Ув.73, л. 61 об. ошибочно: "А")
вышший степень его поставляют.
Всякая дела в святости творите. [123]
К вечну блаженству святить
наказует.
В мире и любви быти людем просит.
Владети в души богоданным (Над
строкой, вместо зачеркнутого: "благородным")
саном (.) /л.22/ |
Зде в
супружество тайна честна брака. |
Отрока (,) девы
жизнь вечнаго знака. |
Бог благословил
вначале супружество (,)
Един другаго в любви избирают.
Отрок и дева чисты в браке станут (,)
Не растерзанно жити долг и в нужи (,)
Благословит Бог в чадородство вечно (,)
В г чистость до г (г-г Над строкой, вместо
зачеркнутого:"Прежде же") брака (Далее зачеркнуто: "де") имей
всяк сохранство (,) |
Да два имеют в
единстве дружество.
Иерею то сами возвещают (В
Ув.73, л.62 об.: "извещают").
Венцы законны на них не увянут.
Телу своему (,) друг другу послужи (.)
Любовь тем подаст в помощи улечно (.)
По том в святыни, прочь от скверных
знанство. |
Второбрачество
зри жены и мужа. |
Постигла бо их
от супружных (В Ув.73, л. 62об. - нет.)
нужа. |
Попущение дано
второбрачным (,)
В крепкодушии (Испр. из:
"благодушии") лучше есть (Над строкой, вместо зачеркнутого:
"бы") пребыти (,)
Ибо супружних отстают в млади (,)
Молитвы они от церкви приемлют (,)
Возбранно (,) мерзко старым же и детным
Не творят бо те Богу в честь поспеха (,) |
Да не
прелстятся искусом скверн мрачным.
Но воля како может кто пожити.
Посягают же чадородства ради.
В супружестве втором, в дому, да не
дремлют. [124]
Брак вторый (,), третий, быть им
безотверным.
За похоть и полни в грех браней и
смеха. |
Помазание (Далее зачеркнуто: "елеа свята")
таинство елеа (,) |
В (В
начале строки зачеркнуто: "Токмо")
болезни людей всех от иереа. |
Велия полза и
знак християнства
Когда в болезни человек бывает (,)
Молитвы творше (Испр.
из: "творят") волна помазуют (,)
Мнози от одров вскоре стают здрави (,)
А иже умрут (,) в церкви (Над
строкой, вместо зачеркнутого: "вере") то
надежно (,) |
Сподобитися
елеомазанства (.)
Иереев в дом в молбу призывает.
Оному грехи в том ся развязуют.
Им же волит Бог, те да ходят прави.
Что прейдет в небо от враг немятежно. |
Священие зде
храма во святыню, |
В молитвенную
людей благостыню. |
Освящает храм
патриарх святейший,
В нем имеются христиан исправы (,)
Всяки потреба приемлются тамо (,)
Изрядно же (Далее
зачеркнуто: "есть") кто егда святят ходит
(.)
Ибо в священном народа соборе (Стих ошибочно заключен точкой, в Ув. 73, л.
64 - запятой) |
Архиерей всяк в
народе светлейший.
Исполнен бо он Христа бога славы.
Жертва молитвы дело его само.
В душе святыню и радость восплодит (.)
Слава честь Богу в приятном обзоре, /л.22
об./ |
Пострижение в
ризы монашески (,) |
Отвергаяся мира
сует всячески. |
Кто ли восхощет
мира отрешися (,)
В р черны р (р-р
Над строкой, вместо зачеркнутого:
"И в монаш(ески)") власяны ризы облечется
(,)
В монастыре долг чистоту имети (,)
Послушание сохранят право (,)
В девстве поживут, чисто и по браке |
Той изволяет
власов пострищися. [125]
Именем иным монах наречется.
В нищете скорби волею терпети.
В молитве посте всяк (Над
строкой) пребудет (Далее
зачеркнуто: "кто") здраво (.)
Будут у в век с Христом у (у-у Испр. из:
"Пребудут с Христом") на небесном злаке. |
Удобно к ползе
монашеско бремя, |
Держи (Вставлено в строку, вместо зачеркнутого:
"Храни; зде (над строкой)") о душе, с Богом
сладко время (Далее между строф
проведена горизонтальная черта; под ней указано:
"Второе внизу", - т.е. вторая строфа о
монашествующих, помещенная ниже, на л.23; в Ув.73, л.64
об., 65 эти строфы пометены одна под другой). |
Зде в ц
монахини ц (ц-ц Испр. Из: "монахиней") дев, жен
постригают.
Кая ли душа Господа возлюбит (,)
Во обители святей да вселится
Воздержание потребно имети (,)
Сподибится та много ш зде ш
напасти (,)
За се Христос бог душы , увенчает (,) |
Да в монастире
свято обитают.
В чистоте жити усердству ч
всугубит ч (ч-ч Над строкой, шесто зачеркнутого: "В
царство небесно с собою вселяет") (.)
И постригшися Христу обручится.
В молитве посте в калии сидети.
Прелести мира и пагубны страсти (.)
Славы щ радости везде насыщает щ.
/л.23об./ |
Новое лето егда
наставает. |
В э
молитву верных собранство бывает э (э-э Испр. из: "На
молитву всех собор сотворяет"). |
Благому Богу
благодарение
И новому же в молитве начало (,)
Царь и патриарх с священным собором
Хвалословие купно воспевают (,)
Господь же дает в своей благодати |
За прошедшее
лето в спасение. [126]
Дабы жителство в мире пребывало.
И христиан всех с усердным обзором;
Приятна лета и Христа протает.
За прошение в небо успевати. |
Воды творится
зри (Над строкой) освящение |
В сохранство
людей я, в ползе кропление. |
Егда а
Иисус Христос именуем а (а-а
Испр. из: "Идеже Христос Иисус
призываем")
В нем бо Христова великая сила
В молитвах крест (Над
строкой, вместо зачеркнутого: "сей") и в
воде грузится (,)
Пиюще (Далее зачеркнуто:
"бо") люди оною кропятся,
Емлют здравие в ж святости ж
(ж-ж Над
строкой, вместо зачеркнутого: "и мирну".)
победу (,) |
Крест его снятый
на нас знаменуем (Над строкой, вместо
зачеркнутого: "изъобража(ем)").
Вражию в крепость в (в-в Испр. из: "Враги
до конца") вконец сокрушила.
В д чистоту д (д-д Над строкой,
вместо зачеркнутого: "Да (зачеркнуто); И (над
строкой) во святость") верных она
освятится.
Вояка злокознства врагов свободятся.
О верный гряди по церковном следу. |
Чин хождения с
святыми иконы. |
Известны Богом
людей обороны. |
Явленна молба
християн творится
Весь собор священ и верны народы
О всем Господу хвалу возсылают (,)
В случаях благих и злоприключенных
Благочестие зело всем полезно.
Великую мзду оный возъимеет. |
Егда со кресты в
ход ити случится. [127]
В православии имуще свободы.
Идуще (Над строкой) имя
(Далее зачеркнуто: "святое")
его прославляют.
Общь глас Бог слышя (Испр.
из: "слышав") творит утвержденных (.)
Славити Бога повсюду любезно.
Кто за л кресты л (л-л Над строкой, вместо
зачеркнутого: "о иконами") в ход шед
честь славу деет. /л.23/ |
Благочестиво
тело погребают (,) |
В церкви пением
душу в рай пущает. |
Изволение Бога
всемогуща
Тело (В начале отроки
зачеркнуто: "Живет") о душею жив (Испр. из: "живет"), плоть (Над строкой) умирает (,)
Но христианство о церковны молитвы
Душа свободно ко Богу восходит
Ибо церковно о ней прошение |
Жить (Испр. из: "жизнь") всякой душе
пределы дающа (Над строкой, вместо
зачеркнутого: "имуща") (.)
Разлучився с дух с (с-с Испр. из:
"Разлучившиеся") (,) тело персть бывает.
Погребается вечными (В Ув.
73, л. 67: "в вечныя") гоститвы.
Кто по ней память, милость всегда
плодит (.)
От мытарств грехов творит решение. [128] |
Усопших душ
верных помяновение (-) |
Полза в у
церкви у (у-у Над строкой,
вместо зачеркнутого: "многа") всем, и
освобождение (Далее зачеркнуто:
"Церковь извещение"). |
Люди живи вси
должни поминати
Милостынею (,) жертв приношением (,) (В черновике ошибочно поставлена точка;
испр. по Ув.73, л.68)
По всех христиан и колива носят (,)
Никто же минет смертныя дороги (,)
Предела (Над строкой,
вместо зачеркнутого: "многия") держись
церкве своей прага (,)
Ибо презорство щ от мног днесь
творится (,) |
Родитель (,) сродник
(,) успшим х помогати х (х-х
Испр. из: "усопших в вере знати")
На гробы телес верных хождением.
О отпусте грех в покой Христа просят.
А в жизни душам грехов споны (Ув.73, л.68 ошибочно: "стопы")
многи.
Не свержет ересь в погибель та нага.
Без молитв церкве (Далее
зачеркнуто: "в злобе") вечно погубится. |
Правда христиан
имать (Над строкой) благию весы (Испр. из: "верны") (,) |
Не затемнят (Над строка, вместо зачеркнутого:
"оболстят") ю еретик всех лесы (.) |
На солнце стоит
правда украсяся (,)
Солнце крыется нощью облаками (,)
В церкви права суть истинну имущым (,)
Похвалны чины и память свершенна
Церкве вся чины правдой держите
Ибо в надежде востания чаем (,) |
Благочестием
повсюду светяся.
Правда не тмится злоб еретиками (.)
В мудровании святых отцев сущым (.)
Живым (Над строкой, вместо
зачеркнутого: "здравым") и успшим ею
извещенна.
О чада верна (,) еретик гоните.
Благолепием Бога величаем. /л.23 об./ |
Благочестивых
собор ради веры. |
Имети людем
отцев святых меры. |
Благоверие
творится собором
Сходится церковь (,) царив к власти (,)
Патриархи же (,) весь собор священный
Закон науку отцев предлагают (,)
Ереси кленут (,) изгонят (Испр.
из: "и зл(обожных)") злобожных (,)
Во единей вере войны (Над
строкой, вместо зачеркнутого: "брани") не
бывает. |
В разорение
еретик раздором.
Да пребудет люд без всяки напасти.
Глаголит символ веры извещенный. [129]
Единомудрство везде утверждают
(.)
Да не говорят в соблазн словес ложных.
Вся бо д чин д (д-д
Над строкой) страну предел (Далее
зачеркнуто: "в") жити знает. |
Поход в воинство
с благословением (,) |
Победа врагов
всех ополчением. |
За ж веру (Над строкой) (,) царство (Далее
зачеркнуто: "страну") должно брань
творити
Но ж (ж-ж Двустишия
переставлены цифрами, было: 2, 1) война за грех
в царствах стран бывает (,)
Тем разсмотряти себе повелеся
И в полки ити каяси во страсе (,)
Бог даст победу враги побеждати,
Веру содержи (Над
строкой), церковь чти р святую (,)
По у сем правди писати у (у-у В Ув.73, л.63 об. - нет) |
Чтоб и
отечества никто мог вредити.
Страшную казнь Бог тамо (В
Ув.73. л. 69: "за грех") попущает (Над
строкой) (.)
Несть ли в противность чего Богу здеся.
Да не явится кто в скорбном грех гласе.
Не (Над строкой, вместо
зачеркнутого: "Никто") возмогут те (Испр. из: "бо") рук на тя подняти.
Злобжство (Испр. из:
"Зложство"), ересь вояк стреби (Над строкой, вместо зачеркнутого:
"бор(и)"; далее в строке вариант: "губи")
клятую. |
БЛАГОДАРЕНИЕ |
Богу честь в
Тройце буди ф присно Слава ф (ф-ф Испр. из: "И
слава повсюду") (,)
Богородица буди ублаженна.
Церковь святую она защищает (,)
И святи всы божии угодники
Хранители нам аггели господни. |
Церковь (Испр. из: "В церкви") бо ц
полна ц (ц-ц Над строкой,
вместо зачеркнутого: "навыкай")
спасителна нрава.
Ея о людех молба умноженна. [130]
Благоверный к ней хвалы учащает.
В Христе радуйтесь в церкви сродники.
Творите пути в храм святый свободни. |
АЛЛИЛУИА
АЛЛИЛУИА
АЛЛИЛУИА
СЛАВА ТЕБЕ
БОЖЕ.
Церковнаго мудрования и
благопребывания многолетне, и горняго Сиона
матера церквей пресладчайшаго со Христом
наследства всем Христианом присно желая
хуждьший иеромонах Карион Истомин чадом бил
прощения просит Типографии справщик"
ГИM, Чудовское собр. № 98/900, л. 323-323
об., 324 об. (автограф, черновик; предисловие и
заглавие); № 100/302, л. 21-23 об. (автограф, черновик;
основной текст). Разночтения по: ГИМ, Уварова 73, л.
55-69 об. (автограф, беловик).
Текст воспроизведен по
изданию: Памятник русской педагогики XVII в.
(Поэтический триптих Кариона Истомина для
начальной школы) // Исследования по
источниковедению истории СССР дооктябрьского
периода. М. АН СССР. 1989
|