/л. 283 об./ "ЕДЕМ"
(Заголовок помещен в
черновике после текста, под рубрикой:
"Описание". Его черновик находится на л. 324
об. (перед заглавием Екклесии); в черновике
зачеркнуто: "И" перед "Сладость" и перед
"прохлаждающая"; "звание" после
"известно"; "обр(азах)" после "во";
"стихописании" испр. из: "писании")
си есть
СЛАДОСТЬ.
Прохлаждающая и вразумляющая человеки
зрением духовным.
Известно сотворение и спасение людем
во иконах, знание в стихописании творит.
Сочинялся в царствующем граде Москве.
Мироздания 7202-го лета, месяца ноемвриа.
Хуждьшим иеромонахом Карионом
Истоминым в типографии справщиком".
/л. 283/ "Предсловие б
в книжицу(.) б (б-б В Ув. 73
нет)
Благороднейший великий государь (Далее зачеркнуто: "царь")
царевич и великий князь Алексий Петрович всея
Великия и Малыя и Белый России (Далее
смыто: "(пол)", - то есть титул полностью) и
многих государств и царств отчичь и дедичь, во
Господе возрастай (Далее
зачеркнуто: "у-(мудряйся)") телом, душей
умудряйся и спасенно радуйся на премнога лета (Далее зачеркнут абзац: "Предвечная
мудрость единородный сын божий Иисус Христос, во
обретение упокоения на земли и на небеси
человеком" (не окончено)).
Бог всемогущий в Троице ипостасей
сущий (Исправлено из: "зна(ем)")
знаем(,), сдавим (Над строкой)
и покланяем (,) и (Испр. из: "от
всея умной твари (,) от аггел"; далее зачеркнуто:
"в упокоение") всею умною тварию, и (В Ув.73 нет) аггелы, и человеки (Испр. из: "от всея умной твари(,) от
аггел"; далее зачеркнуто: "в упокоение"),
человеком сотвори Едем Сладости (Над
строкой) (,) в нем же и Рай [99]
созда в прохлаждение, и обретение покоя. Яко м добро
и красно жити с Богом м (м-м
Над строкой) (!)
Обретати (”Первая буква
обведена по чернилам киноварью; здесь и далее
киноварные буквы подчеркнуты одной чертой)
же оный спаситель наш Иисус Христос и о
приближатися к сему о (о-о
Над строкой; последнее олово испр.
киноварью из: "нему") повеле учением (,)
(Далее зачеркнуто: "глаголяй")
сице призываяй: Приидите ко мне вся, и научитеся
от мене. Яко кроток есмь и смирен сердцем(,) и
обрящете покой душам валим, си есть Едем Сладости
и прохлаждение во вечное время.
Яко от себя эде вашея в мире
бытности, благаго же (Над строкой)
ярма законного с знания с (с-с Над строкой,
вместо зачеркнутого: "земного"), и
бремене легкаго учения Иисус Христова ношения (Над строкой), приидем в горнее
небесное блаженство, идеже несть болезни ни
печали, ни воздыхания, но жизнь всевеселящаяся, в
зрение ненасыщенное лица триипостаснаго
Божества, я присущное ликование аггелов я
человеков.
Тем же довели же мы в сем мире живем,
должни у благоугождати (В Ув. 73
далее: "Господу") Богу у (у-у Над строкой) и (Вставлено в строку) требуем телесныя
нищи, духовный же наипаче хощем, дабы едемское
наследие восприяти во веки.
И сего ради тебе государю царевичю и
великому князю Алексию Петровичю в юности
четверолетие уже достизающу бытностию, желая
тебе государев здравия многолетна, желаю
спасения, желав в мудрости и благозаконии
воспитания. (Точка исправлена
из занятой, киноварью)
Да ч возрастеши и поживеши много
лет ч (ч-ч Над
строкой), во утешение (Далее
зачеркнуто: "родителей") благочестивых
православных ('Над строкой, вместо
зачеркнутого: "царей и всего") родителей
твоих царскаго пресветлаго велячества (;)
праматере э любящыя тя э (э-э Над строкой),
благочестивы (В Ув. 73 далее:
"великия") государыня царицы и великия
княгини Наталии Кирилловны, и отца твоего
благочестивейшего великаго государя царя и [100] великаго князя Петра
Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России
самодержца, и матере твоея (Далее
зачеркнуто: "великия") благоверный
государыни царицы и великия княгини Евдокии
Федоровны, и всего вашего царскаго рода (В Ув. 73: "дома"), и в пользу
изрядну всех (Испр. из: "всего")
народов Всероссийскаго царства приношу сию
книгу идем Сладости духовный.
В ней же зря иконы твоима царственныма
(Над строкой) очима телесныма,
духовые стихословием услаждайся, и прохлаждение
/л.283 об./ в Едеме сем всегда имей.
Ибо никто же погрешит во Христе
господе надежды своея, еже (Над
строкой) получити царство божие, смотрящий и,
и чтущий, и вразумляющийся стихописанми.
И (В Ув. 73 нет) яко же
писание (Над строкой, вместо
зачеркнутого: "есть") священное
глаголет: виждь дугу на (Далее
зачеркнуто: "небе") облацех поставленну
в примирение (Далее зачеркнуто:
"да”) не быти Потопу на Земли, и благослови
(рече) (Круглые скобки в тексте)
сотворшаго я (В Ув. 73: "ю"),
такожде и л ваше л (л-л
Над строкой, вместо зачеркнутого:
"и т(вое); твое") царское пресветлое (Над строкой) величество,
созерцавающе сию книгу Едем, благословите
господа Бога, в его же славу все творится, и в
честь преблагословенныя девы богородицы Марии,
во спасение же богосотворенных душ (.)
И благоволи твое царское благородие от
мене хуждшаго милостивно ону (Над
строкой, киноварью) прияти и пресветлыми
вашего величества очесы назирати всегда.
Аминь (В Ув. 73 опущена
первая буква)". [101]
/л. 279/ "Описание (В начало строки зачеркнуто: "На
листы") икон, каковы суть в книге Едем
наз(наменованы) (Лист оборван)
Оон (В
начала строки зачеркнуто: "О") гречески,
славенски (Далее зачеркнуто:
"же" (в Ув.73 сохранено)) убо сый
Христос Премудрость и божия сила (,)
Опочинет же егда поучится (,)
О миротворстве ф будет ф (ф-ф Испр. из:
"творце мира") размышляй. |
Бог (В
начале строки зачеркнуто: "Христос")
человечю плоть сице понесы(й)
Душа умная в нем бы опочила.
В мудрости наук знанством просветится,
Всетворцу Богу славу воздавати. |
Сии х строки две(-) едина сверху
(цИспр. из: "вверху")
(,) вторая снизу около каждой иконы (:) х (х-х В Ув.73 нет)
Мудрость
созда дом людем учения. |
В нем же обрящи
всяк путь спасения. (Здесь и далее
выделены стихотворные заглавия к картинкам,
написанные Истоминым ниже соответствующих строф) |
Ничто (Строфа и подпись к картинке дописана
внизу листа 278; для обозначения места вставки 1, 2 и
3 строфы пронумерованы) же тако человеку
драго
Из небытия в бытность мир устроил (,)
Неизреченны к нам его щедроты(,)
Вначале (Испр. из: "И
изначала же") к нему законна (Над
строкой, вместо зачеркнутого: "есть”)
дорога (,)
В чистом обзорстве мощно ей спасти ся
(,) |
Яко верити в
Бога творца благо.
Всяк (Испр. из: "Велик")
бы то (Над строкой) мысля любовь и
усвоил (Далее зачеркнуто: "Небеса
славу его поледают).
Сотворь (Испр. из:
"Сотворив") бо он я все я (Над строкой, вместо зачеркнутого:
"нас") исполнил доброты (.) [102]
В теле в бо в (в-в Испр. из: "телеси". Над
строкой, вместо зачеркнутого: "Юным
потребно") душа умнословна слога.
В царстве небесном с Богом обрестися (.) |
Миротворство
зри Бога всемогуща. |
Жизнь человеком
и скотом дающа (В начале строки
зачеркнуто: "Христу"). |
Бог
человека сотвори за благость(,)
Радостно тамо они пребываху
Добро, зло вкупе тщашсь г разумети
(,)
Всякий д человек д добру
прилежи (,)
Не будеши наг(,), но в добрей одежди, |
Мужа и жену
введе в рая сладость.
Егда к Господу мысль чисту имяху.
Ядше от древа начата мертвети.
Злаго измлада и грехов беки.
Держи заповедь в небесной надежди (.) |
В раи
праотцы прелщени умроша (.) |
Первородный
грех людей наведоша. |
Одушевленно
небо Бог содела (:)
Престол (В начале строки
зачеркнуто: "Яко") свят ону готовит (Над строкой, вместо зачеркнутого:
"возлюби") владыка (,)
Грех первородный чрез ню потребися (,)
О (,) людие (!) К ней всегда притекайте (,) |
Мариа дева
бытность возъимала.
Родион бо та госпожа велика.
Господу в матерь она возлюбися.
Благоразумно песньми ублажайте.
|
Богомати
зде преславно родися. |
Адама (,), Евы весь
род веселися. |
Трилетня
дева в храм свят приведеся (,)
Мати и отец Богу в дар отдаша (,)
Архиерей же благослови ону (.)
В церкви юнин чистоты ищите. |
Жителство тамо
Марии дадеся (.)
Иоаким, Анна в ней радость прияша.
Чистоты и сосуд и (и-и Над строкой,
вместо зачеркнутого: "В святилище ю")
прием в оборону (Далее зачеркнуто:
"Девы к жены святы проводиша (,) / Концы земнии в
матерь ублажите").
Век свой в святости добре проводите. [103] |
Дева
Мариа в храме обитает. |
Всяка
сохранства она навыкает /л.279 об./ |
В храме (Над строкой зачеркнут вариант:
"церкви") Мариа книгу прочитает (,)
Ангел Гавриил внезапу прииде (,)
Родиши дево ты сына превечна
Отроки, девы, и вы книга чтите (,) |
Кто дева (Над строкой) родит (”Далее
зачеркнуто: "сына") Христа, размышляет.
Веща (:) радуйся в человечи виде.
От Духа свята (,) всех людей излечна.
Христа (Далее
зачеркнуто: "господа") Иисуса в сердца
вам вселите. |
Дева
аггелом в радость известися. |
Верная душа
мудрствуй и спасися. |
Обрученная
Мариа девица,
Умудрилася она в храме сущи
Закон Господень велит прочитати (,)
Старый и младый до смерти книг слушай
(,) |
Учит книг святых
девственная лица.
Уже в чреве си и Христа имущи.
Да в любви Богу имут угождати,
Спасителная дела в Христе кушай. |
Дева
седяши в законней забаве |
Подвизает вся к
божественней славе. |
В чрево
Марии Бог слово вселися.
Им (Вставлено между
строк) спасение люди обретоша (,)
Цари перстии несли ему дары (.)
Убеждатися к нему всем потреба (,) |
Яко человек
плотию родися.
Богоугодни с ним в рай проидоша (Вставлено между строк).
Вол, осел его согревали пары.
У готова он верным светла неба (.) [104] |
Спаcителное
рождество Христово. |
Славити должно
бога Отца слово. |
Богомать
с сыном бежит на осляти,
В Египет шедше и мало пожиша (,)
По пути тыя люди устретают.
Кланятися нам Господу достойно (,) |
Да не возмогут
враги их сыскати.
Паки в Вифлием они ся вратиша (.)
Царицу р (,) царя р (В Ув. 73 ошибочно: "Кланятися нам")
Христа почитают.
Везде нашу жизнь проводит он стройно (.) |
Ецет на
осли Бог и Богомати. |
Во угодности в
сяк тщися оретати. |
Христос
(В Ув. 73 ошибочно: "Христа")
во плоти юн почивает (.)
И сплюще око везде т зрит т (Над строкой вместо зачеркнутого: "во
всем") явленно(,)
Ангели яко царя назирают.
В чистоте смыслов каждый покачайся (,) |
Мати святая в
колыбки кочает.
Сердце бо его в твари всей бодренно.
Вся полезная ему устраяют.
Святыни присно мудре у
приобщайся. |
Мати
Иисуса имат в колыбели (.) |
Желает людей,
чтоб к нему успели. /л.280/ |
В церковь
законну мать сына несе.
Симеон объяв (Над строкой,
вместо зачеркнутого: "тамо ре(че)") (,)
отпуста си просит (,)
Богоматери страсти прорицает (,)
С старцом с Анною Господа усрящем (,) |
Держится старец
его телесе
Господа Бога в руках верно носят.
Что (Над строкой,
вместо зачеркнутого: "Яко") умрети сын за
люд изволяет.
Милость и любовь вечную обрящем. |
Симеон
старец в храме Христа срете (.) |
Кончину жизни
своея обрете. [105] |
Богородица
с Христом во ограде (,)
Бог изволивый человек зде быти (,)
Яблоко сорвет (,) дает отрачатом
К мудрости в ограде юнии тецыте (,) |
Яблок и зелий в
существенном саде (.)
В нем же божество до времене крыти.
По предведенью своему зачатом.
Яблок и ягод умных наберите. |
Плодов(,)
цветов сад полн (,) где с Сыном Мати. |
Детем с старыми
добро пребывати. |
В юности
плотской Иисус гуляет (,)
Матери оных (Над
строкой) в сладость назирают (,)
Родителем бо утеха ч суть дети
ч (ч-ч В
первом черновике этой строфы (л. 234) олова
переставлены цифрами, било: "3, 1, 2")
Подражай Христа душе яко птица(.) |
С Предотечею
птицы си имает.
Спети им в возраст любезно желают.
Егда свободен будут ум имети.
Возлегай в небо (,) зри добрая лица(.) |
Елисавет
мать и Мариа в поли(.) |
Дети (Испр. из "искаше") о птицами в
радостной си воли. |
В
Иеросалиме он Христос остася (,)
Мати и отец в сродню; си искаша щ
(,)
Тамо бо седев оных вопрошаше,
Повинувся он сниде родителем. |
Дванадесяти лет
в причет прияся (.)
В э церкви среди и учителей э (э-э Испр. из: "Он же посреди
учителей баше") взяша.
И мудре вещав всяка удивляше.
К вышню знанию буди гонителем. |
Отрок
Иисус в храме пребывает (.) |
Образ изрядства
людей всем давает. |
Тридесяти
лет Иисус крестися (.)
Бог Отец гласом (,) Дух святый явленно (,
-)
Свободихомся и мы грехов тамо (,)
Его очистился (,) скверн греха блюдися. |
Во Иордане реке
он омыся. [106]
Явися Тройца с Сыном
возлюбленно.
Свидетельствует божество нам само.
Яко здание божие явися. |
Бог
крещается (,) виждь христианине (.) |
Хощет ти быта в
небесней храмине /л.280об./ |
На горе
Фавор Иисус во славе
Мойсей (,) Илиа с Христом тамо сташа (,)
Петр и Иаков (,) Иоанн зрят снизу
В светлости его долг красоватися (,) |
Пред ученики
преобразись яве.
Прежде бо о нем они предвещала.
Имуща (В начале строки
зачеркнуто: "Одета") Христа пресветлую
ризу.
В горы небесны жить поспешатися. |
Славно
Христа зри Преображение (,) |
В нем бо вечное
воем утешение. |
По крещении
Христос поучает (,)
В день пятдесятый и в преполовение (Испр. из: "преловение")
Жаждущыя же источником поит (,)
Тем во учение идите на воды |
Светом (Далее зачеркнуто: "законным")
писанием народ просвещает.
Законны Пасхи, творь извещение.
Богатством щедрот в рай благ огоит.
Сей убо Бог наш (I - ) Вопийте вой роды. |
Свет истинный
сей и источник верным. |
Милосердием
спасает безмерным. |
Царь Исраилев
едет в Иеросалим (,)
По пути своя сняв одежды слаша
Потрясеся град христов (В
Ув. 73 испр. на: "Христос") видев плака
Смотри о душе в твоем зде житии (,) |
Славно
Иисус бог от детей хвалим.
Сыне Давидов многи о ветвми зваша.
Яко в не имать любви к нему знака
в (в-в Над
строкой, в строке вариант: "К отрасти бо идет
крестнаго си знака".). [107]
Предайся Христу днесь во
объятии. |
Христова езда
всякому спасенна. |
Лепо
хранити ceбe очищение. |
Восхоте Господь
люди укрепити (Испр. из:
"укрепляти")
Взяв хлеб освяти (,) благословив рече (;)
И се кровь моя за всех излился (,)
Творится се е днесь е (е-е Испр. из:
"сее") в воспоминание (,)
Исповедаю к тайне очищайся (,) |
Вечерю (Над строкой вариант: Како им")
тайну верным предложити.
Се тело мое. В жизнь ядших повлече.
Пейте ону вся (-) в спасение дася.
Приступай с страхом (-) в том Бога
знание.
Мал и велик на то понуждайся. |
Божия тайны во
святыню людей. |
Желаем
оных причастницы будем. |
Иисус Христос
терпит страсть и муки (,)
За грешный зде пострада (Над
строкой, вместо зачеркнутого: "в жителстве")
народы (,)
Евреи з вконец его умертвиша (,) з
(з-з Испр. из:
"Многия раны ему наложиша")
Плачь человече (,), Господу молися (, )
Мать и с учеником и (и-и Исправлено из:
"Зри матерь его") его зри плачушу (,) |
На древе
креста простре своя руки.
Да в нем приимем вечныя свободы (.)
Копием в ребра висяща пробиша (.)
Да даст милость нам смиренно клонися.
Проси исполнить благ душу алчущу. |
Распнеся Иисус
за люди явленно. |
Помня (Испр. из: "Помни") страсть его (Далее зачеркнуто: "и") мысли
умиленно /л.281/ |
Иисус страдав
умре и воскресe (.)
Адама (,) Еву изведе из Ада (,)
И вси снятии прияла свободу (,)
Празднуйте светло (Над
строкой, вместо зачеркнутого: "убо")
Христа востание. |
Верных
люди в небеса вознесе.
Разорена бысть смертная преграда (.) [108]
С Христом внидоша в райскую
породу.
Будите его вечно избрание. |
Воскресение
Иисус Христово (.) |
Человеком
в нем опасение ново. |
Вознесеся Бог от
земли в небеса (,)
На Елеонстей горе зрят и лики (:)
Удивляются божественной силе (,)
Добродетелии тамо им восходят |
Спасителная
нам сотворь чудеса.
Аггели и мать с его ученики.
Радуются же песньми хвалят миле.
Иже (Вставлено в
строку) Дух спасен (Испр. из:
"спасенья") прод чрева породят. |
Вознесение (Далее зачеркнуто: "божие") горе
в плоти Бога |
Идеже
радость (Далее зачеркнуто:
"аггелом") всем иным (Над
строкой) премнога. |
Егда Иисус в
плоти обоженной
Чины аггелов девять устретали (,)
Перво лик аггел ему по клонися (.)
И человечь род сей х ближнь нам х
(х-х Над
строкой, вместо зачеркнутого: "аггели")
храни (Испр. из: "хранят")
(,) |
Взыце на
небо в воли свобожденной (,)
Поклоны своя Христу отдавали.
Вестники (Испр. из:
"Beстница(ми)") они (,) Бог (Над
строкой) ими (Далее зачеркнуто:
"он") взвестися.
Да вояк прелести ч грех ся
устранит ч (ч-ч Испр. из:
злых грехов себе "хранит"). |
Аггели святи
Богу служащий |
Всякаго
добра людей учащии. |
Архангела суть
втораго там (Над строкой, в отроке
вариант: "ои") чина (,)
Первым (Над строкой, вмето
зачеркнутого: "Вторым") начало болше э
наведают э (э-э Над строкой, вместо зачеркнутого:
"началник управляют") (,)
Поклоняются те всетворителю (,)
Им молитися всем нам подобает (,) |
Чествуют
они Христа бока сына.
Началствующих везде управляют. [109]
Человеческа рода щедрителю (.)
Да к богу Отцу чин сей заступает.
|
Архаггелов лик
Бога извещает. |
Да всяка
душа его творца знает. |
Стретают Христа
(B Ув. 73 ошибочно: "Господа")
третий чин (-) начала(,)
Припадают те (,) правяще началства (,)
Цари и князи (,) царства же и роды
Три чина в тройце, Тройцу учат знати (,) |
Яко
Господа, в нем бо правда стала.
Грядет бо Иисус от земнаго далства (.)
Сей небесный чин хранит многи годы (.)
К главе началу Христу успевати. |
Начала умов (Далее зачеркнуто: "небесных")
всюду правители (.) |
Во своем
чине суть богозрителни. /л.281 об./ |
Четверта чина
небесныя власти (,)
На пределенном небесном си круге
Власти бо Богом (Над
строкой, вместо зачеркнутого: "оным")
суть устроены
От искусов алых они заступают (,) |
Прогонители
от душ всякя страсти.
Славу воздают Иисусу в послуге.
Да будут люди к нему усвоены.
Молитися им (,) да (Далее
зачеркнуто: "в") скорбь отгоняют. |
На (В
начале строки зачеркнуто: "Чина") небе
власти к Богу имствиталны (.) |
Во воякой
ползе (Далее зачеркнуто:
"умней") душам действителны (.) |
Пятый чин (-) силы
(,) безплотны телеса
Стретоша Христа в си поклокишася (,)
Крепок и Силен Господь в своей славе
Силы святии учат терпению (,) |
Славяще
Бога творят в мир чудеса.
Божией силе преудивишася.
Умными (Над строкой, вместо
зачеркнутого: "небесну") зрится в
чудесней исправе (.) [110]
В подвизе крепком блаженства е
зрению (.) |
Небесны силы (В Ув. 73: "чины") стоят перед Богом
(.) |
Силою
чудес единственным слогом. |
Шестый (-)
господства чин в небе стоящий (,)
Честь принесоша бога Отца Сыну
Господствовати сии поощряют (,)
Подчинятися должно есть господством |
Христа
идуща в плоти его зрящий (.)
Господствующу в твари своей выну.
Да чувствы страстьми люди обладают.
Кто хощет жити повсюду свободством. |
Господства в
чине ликом своим оташа (.) |
Вси разум
крепок (В Ув. 73: "в чине")
в господстве прияша. |
Херувимы чин
седмый умудренный
На стретение Господа изыде
Мудрость имуще люди вразумляют (,)
Чин херувимов чтити подобает |
В знании
Бога зело просвещенный.
В многоочитом дивном (Исар.
из; "предивном") своем виде.
Всетворца (В начале строки
зачеркнуто: "Богу") твари (Над строкой, вместо зачеркнутого:
"Богу") знати научают (.)
Кто учитися мудрости желает. |
Святых херувим
чин к Богу ближайший (.) |
В
многоочитотве ищут м ум м (м-м В Ув. 73 олова
переставлены) множайший. |
Серафимов чин
осмый в любви Бога
Зело горими усердием в дружбе (,)
За милость его радуются сии.
Огнем любезным душе воспалися |
Шестокрилатый
греятна (Так в тексте) залога.
Видеша Христа бывша в своей службе.
Что в его любви суть люди святии. [111]
И с серафимы Христу единися. |
Волею Творца в
небе (Над строкой, вместо
зачеркнутого: "дивны"; в тексте должен быть
один из подобных вариантов) серафимы |
Шестокрилии
пред Господом зримы /л.282/ |
Высочайший чин
девятый престоли
Во опочивность Иисуса приемлют (,)
Отец, Сын, Дух свят бог с
един сый присно с (с-с Над строкой, вместо зачеркнутого: "в
божестве едином")
Право судити учит чин престолы (.) |
Прежелании
(В начале строки зачеркнуто:
"Скло") суть божией в них воли.
Славяще Тройцу никогда же дремлют.
Опочивает на престоле истно.
Их т в сяк призывай т (т-т Испр. из: "К
ним вояк прибегай" (так в Ув.73)) (,) оставль
грехов долы (.) |
Умный у
престоли в чине у (у-у Испр. из: "Начала они") си
блажени. |
Правдою
сии ф сладце удобрени. |
От бога Отца Дух
святый послася (,)
На учениках седа умудряти (,)
С ними же ту бе богомать Мариа (,)
Духа святаго о разум просити (,) |
В виде
огненных х язык показася.
Сташа ц всех ц язык речью
те вещати.
Человеком та желает здравия (.)
Да (В начале строки
зачеркнуто: "Всегда") вразумит нас волю и
творити. [112] |
На ш
ученики сход Духа святого ш (ш-ш
Испр. из: "Снизхождение духа
всесвятаго") (,) |
В
спасение всем жития благаго, |
Богомать (Черновик этой и двух следующих строф
имеется в черновике на л.324; в начале строки там
зачеркнуто: "Пресвятая") живе седмдесят
два лета (,)
Сын (На л.324 в начале
строки зачеркнуто: "Богородица") и
владыка прият тоя душу (,)
Апостоли же от стран собрашася (,)
В Гепсимании пение согласно(.) |
Преставися
сном вечно с сего света (.)
Вознесе мирно в небесную сущу (.)
Погребше тело паки в те взяшаса.
Успение ю бо ю (ю-ю На л.324 над
строкой, вместо зачеркнутого: "Погребение")
Марии прекрасно. |
Успение зде
небесны царицы (.) |
Празднуйте
вси той молящеся лицы (.) |
Богородица в
небо с телом взяся
Яко пречисто Бога селение
Уже оттуду верных призирает (,)
Юным же любит в том обучатся |
От Бога в
Тройце тамо (На л.324 над строкой,
вместо зачеркнутого: "она") увенчася.
Прият свершенно в Тройце любление (.)
От бед (На л.324 далее
зачеркнуто: "и") (,) напастей присно
сохраняет (.)
Да в мудрости те (На л.324
испр. из: "теми") имут просвещатися. |
Прославление
девы чисты (На л.324 над строкой, вместо
зачеркнутого: "святы") в небе. |
Венчанна (На л.324 над строкой) творит всем
помощь в (На л.324 далее зачеркнуто;
"спасенней") потребе. |
Дева царица
Мариа в небесных
Пречиста мати ему возлюбися (,)
Патриархи той (,) цари припадают (,)
О (,) Богомати (,) и мы ти вой просим, |
Предстателствует
бога Сына с десных (.)
Молитвам ея о грешных склонися (.)
Всякого чина в ней радость взимают.
Радуйся с е Богом е (е-е На л.324 над
строкой, вместо зачеркнутого: "Дево") в
покров твой нас носим (.) [113] |
Избранна дева
всюду (На л.324 над строкой, вместо
зачеркнутого: "всеми") чествуема (.) |
В любви бо
Тройцы бога извествуема. /л.282об./ |
Мати и дева
Мудрость породила
Во училища и с неба приходит (,)
Мудрость бо учит в воздержности жити,
Любезно деве что дети к учатся к
(к-к Слова
переставлены, цифрами, было: "2, 1") (,) |
Яке (Над строкой, вместо зачеркнутого: "Да
бы") зде людей спасен (Над
строкой, в строке вариант: "благий") путь
явила (.)
Смотрит там юных кто чист ум приплодит.
Хваля зде Бога горнь век получим.
Без разума бо нигде же годятся. |
В науках дети
крыет владычица (,) |
Смысл
давши им Мариа девица. |
Ум л. Смысл
(.) Мнение (.) Мечтание. Чувство (.) Земля(.). Вода.
Огонь (.) Воздух. Душа (.) л
(л-л На чистом
месте оправа от заглавия; вероятно, снова
включались в картинку) |
Благо поживший
человек скончася (,)
Мирно на небо тую н возношают
н (н-н Испр. из: "те
вознеса") (,)
Ибо человек создан тамо быти (,)
Тамо радости красы невещанны (,) |
Душа м
святая аггелами взяся (м-м Испр. из: "Душу святую аггели
прияша").
Пред бога Отца сладце представляют (В Ув. 73: "поставляют").
Тем долг п свою мысль п (п-п Испр. из: "во
его") к Христу возносити (.)
Блаженства (В начале
строки зачеркнуто: "Святы зре") в веки
святым обещанны (.) |
Душе (Далее зачеркнуто: "святе") от
тела зри разлучение. |
С аггелы
исход есть утешение. |
Егда святии вси
зде (Над строкой, вместо
зачеркнутого: "в горнь век") изберутся
В (Далее зачеркнуто:
"на") полность аггелов от падшаго чина (,)
Сын божый о небес прешед а своей славе
Встанут ф мартвии (.) в век горнь ф
(ф-ф Над строкой (испр. из:
"станут и мертвы..."), вместо зачеркнутого:
"Праведни с телом"; в Ув. 73: "Встанут мертви
в век прави горнь") возмутся (,)
Вернив х в Христе х (х-х Над строкой,
вместо зачеркнутого: "Иже блаженно")
живое (Испр. из: "живут")
не вредятся. |
Иже
небесну собору причтутся. [114]
Тогда приидет сей жизни кончина
(.)
Возсудит люди на земли вся праве.
Грешни же в муки вечныя пошлются.
В милость пред Бога стати вси да тщатся
(.)
|
Христа господа
народом суд правый. |
Благо кто
тамо обрящется здравый. |
Иеросалим град
божий прекрасный (,)
Его же сам Бог свет сый просвещает (,)
Чины аггелов (,) вкупе ч святи ч
(ч-ч Испр. из: "и святии")
люди,
Должно (,) должно есть в той град
управлятися (,)
Даждь Боже (Над
строкой) (,) даждь нам любити тебе. |
В
жителотве аггел, человек согласный (,)
Зрением сладце вся увеселяет.
С Христом в радости, кождый тамо буди.
Троична (Над строкой,
вместо зачеркнутого: "Цревечна") света в
нем наслаждатися.
В руце твои нас предаваем себе.
|
Чудес (В начале строки зачеркнуто: ”Дивен")
град (Далее зачеркнуто: "бож(ий)")
святый горнь Иеросалим. |
В нем (Далее зачеркнуто: "все") творец
наш
Бог от всех родов хвалим. |
Слава Богу вся
творящу
Дала сего конец зрящу: Аллилуиа.
Хвала святым молящимся,
Спастися бы трудящимся. |
Честь
Марии святей деве
Помощь даншей в сем напеве:
Радуйся владычице. [115]
Боже богов господи. Аллилуиа". |
ГИМ, Чудовское собр., № 98/300, л. 279-283
об. (Автограф, черновик). Разночтения по: ГИМ,
Уварова 73, л. 32-54 об. (автограф, беловик); ГИМ, Чуд.
300, л. 324-324 об. (автограф, черновик; отрывок).
Текст воспроизведен по
изданию: Памятник русской педагогики XVII в.
(Поэтический триптих Кариона Истомина для
начальной школы) // Исследования по
источниковедению истории СССР дооктябрьского
периода. М. АН СССР. 1989
|