Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

/л. 283 об./ "ЕДЕМ"

(Заголовок помещен в черновике после текста, под рубрикой: "Описание". Его черновик находится на л. 324 об. (перед заглавием Екклесии); в черновике зачеркнуто: "И" перед "Сладость" и перед "прохлаждающая"; "звание" после "известно"; "обр(азах)" после "во"; "стихописании" испр. из: "писании")

си есть

СЛАДОСТЬ.

Прохлаждающая и вразумляющая человеки зрением духовным.

Известно сотворение и спасение людем во иконах, знание в стихописании творит.

Сочинялся в царствующем граде Москве.

Мироздания 7202-го лета, месяца ноемвриа.

Хуждьшим иеромонахом Карионом Истоминым в типографии справщиком".

/л. 283/ "Предсловие б в книжицу(.) б (б-б В Ув. 73 нет)

Благороднейший великий государь (Далее зачеркнуто: "царь") царевич и великий князь Алексий Петрович всея Великия и Малыя и Белый России (Далее смыто: "(пол)", - то есть титул полностью) и многих государств и царств отчичь и дедичь, во Господе возрастай (Далее зачеркнуто: "у-(мудряйся)") телом, душей умудряйся и спасенно радуйся на премнога лета (Далее зачеркнут абзац: "Предвечная мудрость единородный сын божий Иисус Христос, во обретение упокоения на земли и на небеси человеком" (не окончено)).

Бог всемогущий в Троице ипостасей сущий (Исправлено из: "зна(ем)") знаем(,), сдавим (Над строкой) и покланяем (,) и (Испр. из: "от всея умной твари (,) от аггел"; далее зачеркнуто: "в упокоение") всею умною тварию, и (В Ув.73 нет) аггелы, и человеки (Испр. из: "от всея умной твари(,) от аггел"; далее зачеркнуто: "в упокоение"), человеком сотвори Едем Сладости (Над строкой) (,) в нем же и Рай [99] созда в прохлаждение, и обретение покоя. Яко м добро и красно жити с Богом м (м-м Над строкой) (!)

Обретати (”Первая буква обведена по чернилам киноварью; здесь и далее киноварные буквы подчеркнуты одной чертой) же оный спаситель наш Иисус Христос и о приближатися к сему о (о-о Над строкой; последнее олово испр. киноварью из: "нему") повеле учением (,) (Далее зачеркнуто: "глаголяй") сице призываяй: Приидите ко мне вся, и научитеся от мене. Яко кроток есмь и смирен сердцем(,) и обрящете покой душам валим, си есть Едем Сладости и прохлаждение во вечное время.

Яко от себя эде вашея в мире бытности, благаго же (Над строкой) ярма законного с знания с (с-с Над строкой, вместо зачеркнутого: "земного"), и бремене легкаго учения Иисус Христова ношения (Над строкой), приидем в горнее небесное блаженство, идеже несть болезни ни печали, ни воздыхания, но жизнь всевеселящаяся, в зрение ненасыщенное лица триипостаснаго Божества, я присущное ликование аггелов я человеков.

Тем же довели же мы в сем мире живем, должни у благоугождати (В Ув. 73 далее: "Господу") Богу у (у-у Над строкой) и (Вставлено в строку) требуем телесныя нищи, духовный же наипаче хощем, дабы едемское наследие восприяти во веки.

И сего ради тебе государю царевичю и великому князю Алексию Петровичю в юности четверолетие уже достизающу бытностию, желая тебе государев здравия многолетна, желаю спасения, желав в мудрости и благозаконии воспитания. (Точка исправлена из занятой, киноварью)

Да ч возрастеши и поживеши много лет ч (ч-ч Над строкой), во утешение (Далее зачеркнуто: "родителей") благочестивых православных ('Над строкой, вместо зачеркнутого: "царей и всего") родителей твоих царскаго пресветлаго велячества (;) праматере э любящыя тя э (э-э Над строкой), благочестивы (В Ув. 73 далее: "великия") государыня царицы и великия княгини Наталии Кирилловны, и отца твоего благочестивейшего великаго государя царя и [100] великаго князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, и матере твоея (Далее зачеркнуто: "великия") благоверный государыни царицы и великия княгини Евдокии Федоровны, и всего вашего царскаго рода (В Ув. 73: "дома"), и в пользу изрядну всех (Испр. из: "всего") народов Всероссийскаго царства приношу сию книгу идем Сладости духовный.

В ней же зря иконы твоима царственныма (Над строкой) очима телесныма, духовые стихословием услаждайся, и прохлаждение /л.283 об./ в Едеме сем всегда имей.

Ибо никто же погрешит во Христе господе надежды своея, еже (Над строкой) получити царство божие, смотрящий и, и чтущий, и вразумляющийся стихописанми.

И (В Ув. 73 нет) яко же писание (Над строкой, вместо зачеркнутого: "есть") священное глаголет: виждь дугу на (Далее зачеркнуто: "небе") облацех поставленну в примирение (Далее зачеркнуто: "да”) не быти Потопу на Земли, и благослови (рече) (Круглые скобки в тексте) сотворшаго я (В Ув. 73: "ю"), такожде и л ваше л (л-л Над строкой, вместо зачеркнутого: "и т(вое); твое") царское пресветлое (Над строкой) величество, созерцавающе сию книгу Едем, благословите господа Бога, в его же славу все творится, и в честь преблагословенныя девы богородицы Марии, во спасение же богосотворенных душ (.)

И благоволи твое царское благородие от мене хуждшаго милостивно ону (Над строкой, киноварью) прияти и пресветлыми вашего величества очесы назирати всегда.

Аминь (В Ув. 73 опущена первая буква)". [101]

/л. 279/ "Описание (В начало строки зачеркнуто: "На листы") икон, каковы суть в книге Едем наз(наменованы) (Лист оборван)

Оон (В начала строки зачеркнуто: "О") гречески, славенски (Далее зачеркнуто: "же" (в Ув.73 сохранено)) убо сый

Христос Премудрость и божия сила (,)

Опочинет же егда поучится (,)

О миротворстве ф будет ф (ф-ф Испр. из: "творце мира") размышляй.

Бог (В начале строки зачеркнуто: "Христос") человечю плоть сице понесы(й)

Душа умная в нем бы опочила.

В мудрости наук знанством просветится,

Всетворцу Богу славу воздавати.

Сии х строки две(-) едина сверху (цИспр. из: "вверху") (,) вторая снизу около каждой иконы (:) х (х-х В Ув.73 нет)

Мудрость созда дом людем учения.

В нем же обрящи всяк путь спасения. (Здесь и далее выделены стихотворные заглавия к картинкам, написанные Истоминым ниже соответствующих строф)

Ничто (Строфа и подпись к картинке дописана внизу листа 278; для обозначения места вставки 1, 2 и 3 строфы пронумерованы) же тако человеку драго

Из небытия в бытность мир устроил (,)

Неизреченны к нам его щедроты(,)

Вначале (Испр. из: "И изначала же") к нему законна (Над строкой, вместо зачеркнутого: "есть”) дорога (,)

В чистом обзорстве мощно ей спасти ся (,)

Яко верити в Бога творца благо.

Всяк (Испр. из: "Велик") бы то (Над строкой) мысля любовь и усвоил (Далее зачеркнуто: "Небеса славу его поледают).

Сотворь (Испр. из: "Сотворив") бо он я все я (Над строкой, вместо зачеркнутого: "нас") исполнил доброты (.) [102]

В теле в бо в (в-в Испр. из: "телеси". Над строкой, вместо зачеркнутого: "Юным потребно") душа умнословна слога.

В царстве небесном с Богом обрестися (.)

Миротворство зри Бога всемогуща.

Жизнь человеком и скотом дающа (В начале строки зачеркнуто: "Христу").

Бог человека сотвори за благость(,)

Радостно тамо они пребываху

Добро, зло вкупе тщашсь г разумети (,)

Всякий д человек д добру прилежи (,)

Не будеши наг(,), но в добрей одежди,

Мужа и жену введе в рая сладость.

Егда к Господу мысль чисту имяху.

Ядше от древа начата мертвети.

Злаго измлада и грехов беки.

Держи заповедь в небесной надежди (.)

В раи праотцы прелщени умроша (.)

Первородный грех людей наведоша.

Одушевленно небо Бог содела (:)

Престол (В начале строки зачеркнуто: "Яко") свят ону готовит (Над строкой, вместо зачеркнутого: "возлюби") владыка (,)

Грех первородный чрез ню потребися (,)

О (,) людие (!) К ней всегда притекайте (,)

Мариа дева бытность возъимала.

Родион бо та госпожа велика.

Господу в матерь она возлюбися.

Благоразумно песньми ублажайте.

 

Богомати зде преславно родися.

Адама (,), Евы весь род веселися.

Трилетня дева в храм свят приведеся (,)

Мати и отец Богу в дар отдаша (,)

Архиерей же благослови ону (.)

В церкви юнин чистоты ищите.

Жителство тамо Марии дадеся (.)

Иоаким, Анна в ней радость прияша.

Чистоты и сосуд и (и-и Над строкой, вместо зачеркнутого: "В святилище ю") прием в оборону (Далее зачеркнуто: "Девы к жены святы проводиша (,) / Концы земнии в матерь ублажите").

Век свой в святости добре проводите. [103]

Дева Мариа в храме обитает.

Всяка сохранства она навыкает /л.279 об./

В храме (Над строкой зачеркнут вариант: "церкви") Мариа книгу прочитает (,)

Ангел Гавриил внезапу прииде (,)

Родиши дево ты сына превечна

Отроки, девы, и вы книга чтите (,)

Кто дева (Над строкой) родит (”Далее зачеркнуто: "сына") Христа, размышляет.

Веща (:) радуйся в человечи виде.

От Духа свята (,) всех людей излечна.

Христа (Далее зачеркнуто: "господа") Иисуса в сердца вам вселите.

Дева аггелом в радость известися.

Верная душа мудрствуй и спасися.

Обрученная Мариа девица,

Умудрилася она в храме сущи

Закон Господень велит прочитати (,)

Старый и младый до смерти книг слушай (,)

Учит книг святых девственная лица.

Уже в чреве си и Христа имущи.

Да в любви Богу имут угождати,

Спасителная дела в Христе кушай.

Дева седяши в законней забаве

Подвизает вся к божественней славе.

В чрево Марии Бог слово вселися.

Им (Вставлено между строк) спасение люди обретоша (,)

Цари перстии несли ему дары (.)

Убеждатися к нему всем потреба (,)

Яко человек плотию родися.

Богоугодни с ним в рай проидоша (Вставлено между строк).

Вол, осел его согревали пары.

У готова он верным светла неба (.) [104]

Спаcителное рождество Христово.

Славити должно бога Отца слово.

Богомать с сыном бежит на осляти,

В Египет шедше и мало пожиша (,)

По пути тыя люди устретают.

Кланятися нам Господу достойно (,)

Да не возмогут враги их сыскати.

Паки в Вифлием они ся вратиша (.)

Царицу р (,) царя р (В Ув. 73 ошибочно: "Кланятися нам") Христа почитают.

Везде нашу жизнь проводит он стройно (.)

Ецет на осли Бог и Богомати.

Во угодности в сяк тщися оретати.

Христос (В Ув. 73 ошибочно: "Христа") во плоти юн почивает (.)

И сплюще око везде т зрит т (Над строкой вместо зачеркнутого: "во всем") явленно(,)

Ангели яко царя назирают.

В чистоте смыслов каждый покачайся (,)

Мати святая в колыбки кочает.

Сердце бо его в твари всей бодренно.

Вся полезная ему устраяют.

Святыни присно мудре у приобщайся.

Мати Иисуса имат в колыбели (.)

Желает людей, чтоб к нему успели. /л.280/

В церковь законну мать сына несе.

Симеон объяв (Над строкой, вместо зачеркнутого: "тамо ре(че)") (,) отпуста си просит (,)

Богоматери страсти прорицает (,)

С старцом с Анною Господа усрящем (,)

Держится старец его телесе

Господа Бога в руках верно носят.

Что (Над строкой, вместо зачеркнутого: "Яко") умрети сын за люд изволяет.

Милость и любовь вечную обрящем.

Симеон старец в храме Христа срете (.)

Кончину жизни своея обрете. [105]

Богородица с Христом во ограде (,)

Бог изволивый человек зде быти (,)

Яблоко сорвет (,) дает отрачатом

К мудрости в ограде юнии тецыте (,)

Яблок и зелий в существенном саде (.)

В нем же божество до времене крыти.

По предведенью своему зачатом.

Яблок и ягод умных наберите.

Плодов(,) цветов сад полн (,) где с Сыном Мати.

Детем с старыми добро пребывати.

В юности плотской Иисус гуляет (,)

Матери оных (Над строкой) в сладость назирают (,)

Родителем бо утеха ч суть дети ч (ч-ч В первом черновике этой строфы (л. 234) олова переставлены цифрами, било: "3, 1, 2")

Подражай Христа душе яко птица(.)

С Предотечею птицы си имает.

Спети им в возраст любезно желают.

Егда свободен будут ум имети.

Возлегай в небо (,) зри добрая лица(.)

Елисавет мать и Мариа в поли(.)

Дети (Испр. из "искаше") о птицами в радостной си воли.

В Иеросалиме он Христос остася (,)

Мати и отец в сродню; си искаша щ (,)

Тамо бо седев оных вопрошаше,

Повинувся он сниде родителем.

Дванадесяти лет в причет прияся (.)

В э церкви среди и учителей э (э-э Испр. из: "Он же посреди учителей баше") взяша.

И мудре вещав всяка удивляше.

К вышню знанию буди гонителем.

Отрок Иисус в храме пребывает (.)

Образ изрядства людей всем давает.

Тридесяти лет Иисус крестися (.)

Бог Отец гласом (,) Дух святый явленно (, -)

Свободихомся и мы грехов тамо (,)

Его очистился (,) скверн греха блюдися.

Во Иордане реке он омыся. [106]

Явися Тройца с Сыном возлюбленно.

Свидетельствует божество нам само.

Яко здание божие явися.

Бог крещается (,) виждь христианине (.)

Хощет ти быта в небесней храмине /л.280об./

На горе Фавор Иисус во славе

Мойсей (,) Илиа с Христом тамо сташа (,)

Петр и Иаков (,) Иоанн зрят снизу

В светлости его долг красоватися (,)

Пред ученики преобразись яве.

Прежде бо о нем они предвещала.

Имуща (В начале строки зачеркнуто: "Одета") Христа пресветлую ризу.

В горы небесны жить поспешатися.

Славно Христа зри Преображение (,)

В нем бо вечное воем утешение.

По крещении Христос поучает (,)

В день пятдесятый и в преполовение (Испр. из: "преловение")

Жаждущыя же источником поит (,)

Тем во учение идите на воды

Светом (Далее зачеркнуто: "законным") писанием народ просвещает.

Законны Пасхи, творь извещение.

Богатством щедрот в рай благ огоит.

Сей убо Бог наш (I - ) Вопийте вой роды.

Свет истинный сей и источник верным.

Милосердием спасает безмерным.

Царь Исраилев едет в Иеросалим (,)

По пути своя сняв одежды слаша

Потрясеся град христов (В Ув. 73 испр. на: "Христос") видев плака

Смотри о душе в твоем зде житии (,)

Славно Иисус бог от детей хвалим.

Сыне Давидов многи о ветвми зваша.

Яко в не имать любви к нему знака в (в-в Над строкой, в строке вариант: "К отрасти бо идет крестнаго си знака".). [107]

Предайся Христу днесь во объятии.

Христова езда всякому спасенна.

Лепо хранити ceбe очищение.

Восхоте Господь люди укрепити (Испр. из: "укрепляти")

Взяв хлеб освяти (,) благословив рече (;)

И се кровь моя за всех излился (,)

Творится се е днесь е (е-е Испр. из: "сее") в воспоминание (,)

Исповедаю к тайне очищайся (,)

Вечерю (Над строкой вариант: Како им") тайну верным предложити.

Се тело мое. В жизнь ядших повлече.

Пейте ону вся (-) в спасение дася.

Приступай с страхом (-) в том Бога знание.

Мал и велик на то понуждайся.

Божия тайны во святыню людей.

Желаем оных причастницы будем.

Иисус Христос терпит страсть и муки (,)

За грешный зде пострада (Над строкой, вместо зачеркнутого: "в жителстве") народы (,)

Евреи з вконец его умертвиша (,) з (з-з Испр. из: "Многия раны ему наложиша")

Плачь человече (,), Господу молися (, )

Мать и с учеником и (и-и Исправлено из: "Зри матерь его") его зри плачушу (,)

На древе креста простре своя руки.

Да в нем приимем вечныя свободы (.)

Копием в ребра висяща пробиша (.)

Да даст милость нам смиренно клонися.

Проси исполнить благ душу алчущу.

Распнеся Иисус за люди явленно.

Помня (Испр. из: "Помни") страсть его (Далее зачеркнуто: "и") мысли умиленно /л.281/

Иисус страдав умре и воскресe (.)

Адама (,) Еву изведе из Ада (,)

И вси снятии прияла свободу (,)

Празднуйте светло (Над строкой, вместо зачеркнутого: "убо") Христа востание.

Верных люди в небеса вознесе.

Разорена бысть смертная преграда (.) [108]

С Христом внидоша в райскую породу.

Будите его вечно избрание.

Воскресение Иисус Христово (.)

Человеком в нем опасение ново.

Вознесеся Бог от земли в небеса (,)

На Елеонстей горе зрят и лики (:)

Удивляются божественной силе (,)

Добродетелии тамо им восходят

Спасителная нам сотворь чудеса.

Аггели и мать с его ученики.

Радуются же песньми хвалят миле.

Иже (Вставлено в строку) Дух спасен (Испр. из: "спасенья") прод чрева породят.

Вознесение (Далее зачеркнуто: "божие") горе в плоти Бога

Идеже радость (Далее зачеркнуто: "аггелом") всем иным (Над строкой) премнога.

Егда Иисус в плоти обоженной

Чины аггелов девять устретали (,)

Перво лик аггел ему по клонися (.)

И человечь род сей х ближнь нам х (х-х Над строкой, вместо зачеркнутого: "аггели") храни (Испр. из: "хранят") (,)

Взыце на небо в воли свобожденной (,)

Поклоны своя Христу отдавали.

Вестники (Испр. из: "Beстница(ми)") они (,) Бог (Над строкой) ими (Далее зачеркнуто: "он") взвестися.

Да вояк прелести ч грех ся устранит ч (ч-ч Испр. из: злых грехов себе "хранит").

Аггели святи Богу служащий

Всякаго добра людей учащии.

Архангела суть втораго там (Над строкой, в отроке вариант: "ои") чина (,)

Первым (Над строкой, вмето зачеркнутого: "Вторым") начало болше э наведают э (э-э Над строкой, вместо зачеркнутого: "началник управляют") (,)

Поклоняются те всетворителю (,)

Им молитися всем нам подобает (,)

Чествуют они Христа бока сына.

Началствующих везде управляют. [109]

Человеческа рода щедрителю (.)

Да к богу Отцу чин сей заступает.

 

Архаггелов лик Бога извещает.

Да всяка душа его творца знает.

Стретают Христа (B Ув. 73 ошибочно: "Господа") третий чин (-) начала(,)

Припадают те (,) правяще началства (,)

Цари и князи (,) царства же и роды

Три чина в тройце, Тройцу учат знати (,)

Яко Господа, в нем бо правда стала.

Грядет бо Иисус от земнаго далства (.)

Сей небесный чин хранит многи годы (.)

К главе началу Христу успевати.

Начала умов (Далее зачеркнуто: "небесных") всюду правители (.)

Во своем чине суть богозрителни. /л.281 об./

Четверта чина небесныя власти (,)

На пределенном небесном си круге

Власти бо Богом (Над строкой, вместо зачеркнутого: "оным") суть устроены

От искусов алых они заступают (,)

Прогонители от душ всякя страсти.

Славу воздают Иисусу в послуге.

Да будут люди к нему усвоены.

Молитися им (,) да (Далее зачеркнуто: "в") скорбь отгоняют.

На (В начале строки зачеркнуто: "Чина") небе власти к Богу имствиталны (.)

Во воякой ползе (Далее зачеркнуто: "умней") душам действителны (.)

Пятый чин (-) силы (,) безплотны телеса

Стретоша Христа в си поклокишася (,)

Крепок и Силен Господь в своей славе

Силы святии учат терпению (,)

Славяще Бога творят в мир чудеса.

Божией силе преудивишася.

Умными (Над строкой, вместо зачеркнутого: "небесну") зрится в чудесней исправе (.) [110]

В подвизе крепком блаженства е зрению (.)

Небесны силы (В Ув. 73: "чины") стоят перед Богом (.)

Силою чудес единственным слогом.

Шестый (-) господства чин в небе стоящий (,)

Честь принесоша бога Отца Сыну

Господствовати сии поощряют (,)

Подчинятися должно есть господством

Христа идуща в плоти его зрящий (.)

Господствующу в твари своей выну.

Да чувствы страстьми люди обладают.

Кто хощет жити повсюду свободством.

Господства в чине ликом своим оташа (.)

Вси разум крепок (В Ув. 73: "в чине") в господстве прияша.

Херувимы чин седмый умудренный

На стретение Господа изыде

Мудрость имуще люди вразумляют (,)

Чин херувимов чтити подобает

В знании Бога зело просвещенный.

В многоочитом дивном (Исар. из; "предивном") своем виде.

Всетворца (В начале строки зачеркнуто: "Богу") твари (Над строкой, вместо зачеркнутого: "Богу") знати научают (.)

Кто учитися мудрости желает.

Святых херувим чин к Богу ближайший (.)

В многоочитотве ищут м ум м (м-м В Ув. 73 олова переставлены) множайший.

Серафимов чин осмый в любви Бога

Зело горими усердием в дружбе (,)

За милость его радуются сии.

Огнем любезным душе воспалися

Шестокрилатый греятна (Так в тексте) залога.

Видеша Христа бывша в своей службе.

Что в его любви суть люди святии. [111]

И с серафимы Христу единися.

Волею Творца в небе (Над строкой, вместо зачеркнутого: "дивны"; в тексте должен быть один из подобных вариантов) серафимы

Шестокрилии пред Господом зримы /л.282/

Высочайший чин девятый престоли

Во опочивность Иисуса приемлют (,)

Отец, Сын, Дух свят бог с един сый присно с (с-с Над строкой, вместо зачеркнутого: "в божестве едином")

Право судити учит чин престолы (.)

Прежелании (В начале строки зачеркнуто: "Скло") суть божией в них воли.

Славяще Тройцу никогда же дремлют.

Опочивает на престоле истно.

Их т в сяк призывай т (т-т Испр. из: "К ним вояк прибегай" (так в Ув.73)) (,) оставль грехов долы (.)

Умный у престоли в чине у (у-у Испр. из: "Начала они") си блажени.

Правдою сии ф сладце удобрени.

От бога Отца Дух святый послася (,)

На учениках седа умудряти (,)

С ними же ту бе богомать Мариа (,)

Духа святаго о разум просити (,)

В виде огненных х язык показася.

Сташа ц всех ц язык речью те вещати.

Человеком та желает здравия (.)

Да (В начале строки зачеркнуто: "Всегда") вразумит нас волю и творити. [112]

На ш ученики сход Духа святого ш (ш-ш Испр. из: "Снизхождение духа всесвятаго") (,)

В спасение всем жития благаго,

Богомать (Черновик этой и двух следующих строф имеется в черновике на л.324; в начале строки там зачеркнуто: "Пресвятая") живе седмдесят два лета (,)

Сын (На л.324 в начале строки зачеркнуто: "Богородица") и владыка прият тоя душу (,)

Апостоли же от стран собрашася (,)

В Гепсимании пение согласно(.)

Преставися сном вечно с сего света (.)

Вознесе мирно в небесную сущу (.)

Погребше тело паки в те взяшаса.

Успение ю бо ю (ю-ю На л.324 над строкой, вместо зачеркнутого: "Погребение") Марии прекрасно.

Успение зде небесны царицы (.)

Празднуйте вси той молящеся лицы (.)

Богородица в небо с телом взяся

Яко пречисто Бога селение

Уже оттуду верных призирает (,)

Юным же любит в том обучатся

От Бога в Тройце тамо (На л.324 над строкой, вместо зачеркнутого: "она") увенчася.

Прият свершенно в Тройце любление (.)

От бед (На л.324 далее зачеркнуто: "и") (,) напастей присно сохраняет (.)

Да в мудрости те (На л.324 испр. из: "теми") имут просвещатися.

Прославление девы чисты (На л.324 над строкой, вместо зачеркнутого: "святы") в небе.

Венчанна (На л.324 над строкой) творит всем помощь в (На л.324 далее зачеркнуто; "спасенней") потребе.

Дева царица Мариа в небесных

Пречиста мати ему возлюбися (,)

Патриархи той (,) цари припадают (,)

О (,) Богомати (,) и мы ти вой просим,

Предстателствует бога Сына с десных (.)

Молитвам ея о грешных склонися (.)

Всякого чина в ней радость взимают.

Радуйся с е Богом е (е-е На л.324 над строкой, вместо зачеркнутого: "Дево") в покров твой нас носим (.) [113]

Избранна дева всюду (На л.324 над строкой, вместо зачеркнутого: "всеми") чествуема (.)

В любви бо Тройцы бога извествуема. /л.282об./

Мати и дева Мудрость породила

Во училища и с неба приходит (,)

Мудрость бо учит в воздержности жити,

Любезно деве что дети к учатся к (к-к Слова переставлены, цифрами, было: "2, 1") (,)

Яке (Над строкой, вместо зачеркнутого: "Да бы") зде людей спасен (Над строкой, в строке вариант: "благий") путь явила (.)

Смотрит там юных кто чист ум приплодит.

Хваля зде Бога горнь век получим.

Без разума бо нигде же годятся.

В науках дети крыет владычица (,)

Смысл давши им Мариа девица.

Ум л. Смысл (.) Мнение (.) Мечтание. Чувство (.) Земля(.). Вода. Огонь (.) Воздух. Душа (.) л

(л-л На чистом месте оправа от заглавия; вероятно, снова включались в картинку)

Благо поживший человек скончася (,)

Мирно на небо тую н возношают н (н-н Испр. из: "те вознеса") (,)

Ибо человек создан тамо быти (,)

Тамо радости красы невещанны (,)

Душа м святая аггелами взяся (м-м Испр. из: "Душу святую аггели прияша").

Пред бога Отца сладце представляют (В Ув. 73: "поставляют").

Тем долг п свою мысль п (п-п Испр. из: "во его") к Христу возносити (.)

Блаженства (В начале строки зачеркнуто: "Святы зре") в веки святым обещанны (.)

Душе (Далее зачеркнуто: "святе") от тела зри разлучение.

С аггелы исход есть утешение.

Егда святии вси зде (Над строкой, вместо зачеркнутого: "в горнь век") изберутся

В (Далее зачеркнуто: "на") полность аггелов от падшаго чина (,)

Сын божый о небес прешед а своей славе

Встанут ф мартвии (.) в век горнь ф (ф-ф Над строкой (испр. из: "станут и мертвы..."), вместо зачеркнутого: "Праведни с телом"; в Ув. 73: "Встанут мертви в век прави горнь") возмутся (,)

Вернив х в Христе х (х-х Над строкой, вместо зачеркнутого: "Иже блаженно") живое (Испр. из: "живут") не вредятся.

Иже небесну собору причтутся. [114]

Тогда приидет сей жизни кончина (.)

Возсудит люди на земли вся праве.

Грешни же в муки вечныя пошлются.

В милость пред Бога стати вси да тщатся (.)

 

Христа господа народом суд правый.

Благо кто тамо обрящется здравый.

Иеросалим град божий прекрасный (,)

Его же сам Бог свет сый просвещает (,)

Чины аггелов (,) вкупе ч святи ч (ч-ч Испр. из: "и святии") люди,

Должно (,) должно есть в той град управлятися (,)

Даждь Боже (Над строкой) (,) даждь нам любити тебе.

В жителотве аггел, человек согласный (,)

Зрением сладце вся увеселяет.

С Христом в радости, кождый тамо буди.

Троична (Над строкой, вместо зачеркнутого: "Цревечна") света в нем наслаждатися.

В руце твои нас предаваем себе.

 

Чудес (В начале строки зачеркнуто: ”Дивен") град (Далее зачеркнуто: "бож(ий)") святый горнь Иеросалим.

В нем (Далее зачеркнуто: "все") творец наш

Бог от всех родов хвалим.

Слава Богу вся творящу

Дала сего конец зрящу: Аллилуиа.

Хвала святым молящимся,

Спастися бы трудящимся.

Честь Марии святей деве

Помощь даншей в сем напеве:

Радуйся владычице. [115]

Боже богов господи. Аллилуиа".

ГИМ, Чудовское собр., № 98/300, л. 279-283 об. (Автограф, черновик). Разночтения по: ГИМ, Уварова 73, л. 32-54 об. (автограф, беловик); ГИМ, Чуд. 300, л. 324-324 об. (автограф, черновик; отрывок).

Текст воспроизведен по изданию: Памятник русской педагогики XVII в. (Поэтический триптих Кариона Истомина для начальной школы) // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М. АН СССР. 1989

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.