Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПАМЯТНИК РУССКОЙ ПЕДАГОГИКИ XVII ВЕКА.

(Поэтический триптих Кариона Истомина для начальной школы)

С ноября 1692 по начало 1693 гг. известным русским писателем и педагогом Карионом Истоминым было создано для достигающего четырехлетнего возраста царевича Алексея Петровича иллюстрированное учебное пособив из трех стихотворных книг одинаковой формы. Материал излагался на развороте страниц: слева помещалась картинка, обрамленная сверху и снизу строками заглавия (номинативного двустишия), справа находилась истолковывающая эту картину стихотворная строфа. В поэтическом триптихе автор имел целью сообщить ребенку законченный цикл понятий об интеллектуальном мире, духовном "граде царства небесного", "сограждаемом" в человеке-микрокосме. По замыслу автора, части триптиха давали ребенку представление об основах "небесной" мудрости земного человека: развернутое изложение символа веры ("Едем"), знакомство с православной церковью, ее таинствами и обрядами ("Еккелесия"), удобопонятную этимологию схоластических наук, земного времени и пространства ("Град").

Стремление заложить в сознание ребенка фундамент будущего "небесного града", систему представлений, предшествующую собственно школьному образованию, было тесно связано о особой формой подачи материала, где текст и изображение сливались в единый образ. Соотношение миниатюр со стихотворными текстами и пояснения автора в предисловиях к частям триптиха говорят о том, что усвоение предложенных ребенку образов начиналось со зрительного, "телесного" восприятия картинки (которые, к сожалению, не сохранились). Далее изображение называлось, связывалось с определенным понятием в номинативном двустишии, которое не случайно располагалось по верхнему и нижнему краю картинки, как бы сливаясь с ней. Затем, увидев и назвав, ребенок получал пояснения в легком для запоминания стихотворном рассказике, наполняя открытую в его [97] сознании страницу культурным содержанием.

Подобное исследование происхождения и источников поэтического триптиха, опубликованное В "Acta Comeniana" (Богданов А. П. Карион Истомин и Ян Коменский. (К проблеме освоения творческого наследия "учителя народов" в России ХVII века).// Acta Comeniana. 1990.), показало, что используя существовавшие в России представления, литературные и изобразительные формы, Карион Истомин при создании своего произведения сознательно реализовал педагогические принципы, сформулированные "учителем народов" Я. А. Коменским в учебных и теоретических сочинениях относительно "Материнской школы" (Sholae Infantiae), прежде всего в "Orbis sensualium pictus" и "Informatortua skoly materske", Сочинение Кариона Истомина является весьма интересным опытом практического применения на оригинальном материале наиболее передовой во тем временам педагогической теории соответствия форм и методов обучения основным этапам развития детской психики.

Поэтический триптих Кариона Истомина для начальной школы был известен в неотождествленных между собой фрагментах и, за исключением отдельных случайно выбранных из рукописей строф, никогда не публиковался. Предлагаемая полная публикация триптиха учитывает все сохранившиеся рукописи автора. Предпочтение отдано черновикам, раскрывающим важный для историков педагогической мысли процесс создания произведения. Отдельные лакуны черновых рукописей (предисловие к "Граду”, некоторые строки) восполнены по беловым автографам, разночтения по которым полностью отражены в подстрочнике. В публикации сохраняется оригинальная пунктуация о необходимыми дополнениям в круглых скобках (как правило, соответствующими дополнительным знакам беловиков Истомина). За главные буквы используются по правилам, разработанная для издания "Памятников общественно-политической мысли в России конца XVII века (литературных панегириков)" (М., 1983).

Текст воспроизведен по изданию: Памятник русской педагогики XVII в. (Поэтический триптих Кариона Истомина для начальной школы) // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М. АН СССР. 1989

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.