|
БОЯРСКИЙ СИНОДИК.1«Книга глаголемая Синодик рекше поминание». (Это писано великою вязью и киноварью; под гравированным надглавием, изображающим Богоматерь во славе, седящую на Престоле с предвечным Младенцем: узорочная виньета, вероятно, была тиснута нарочно, когда составлялся Синодик, ибо под нею рукопись.) «В нейже написают Православнии Христиане преставльшихся века сего отцев и братию и сродники своя, не по (сдесь стерлось), но по преданно Святых Апостол, по Слову Святому живущему в век». (Это большим уставом и киноварью.) «Синодик (чей, не известно: слова стерты) писан влето 7193 году, Марта в... день, при Державе Великих Государей Царей и Великих Князей Иоана Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, и при Святейшем Иоакиме Патриархе Московском и все России». (Это на втором надглавном листе.) [363] «Аз о поминателях челом бью: всего Синодика за просвиромисанием, на великих, и малых понахидах, а меньшего Синодика (был другой, меньший) на эктениах на литоргейных, и по забвенной молитве на литиях всех сряду поминать неучнут, их в том судит Бог». (За сим лист с многосложным раскрашенным рисунком, изображающими Царей, Цариц, Патриархов, Митрополитов, Архиепископов, Епископов, Князей, Архимандритов, и Игуменов и Священников, и еще 15 больших, также расскрашенных, рисунков, с истолкованием, на противных страницах, из Священного Писания, Деяния Св. Апостолов, из умилительных Поучений Св. Иоанна Златоустого, Св. Макария, и других. Все относятся к тщете земной жизни и к обязанности поминать усопших). «Помяни Господи, души усопших раб Своих и рабынь, преже почивших века сего. (Это уставом, киноварью.) «Еже Божиею Твоею рукою созданнаго, от земли первого человека прадеда нашего Адама, и его супруги прабабы нашея Еввы, и весь род от них народившихся, и познавших Тебе всех Творца, Христа Бога нашего, по воли Твоей в Закон и прежде Закона верно Ти послужившия и прославльших пречестное и великолепое Имя Твое Отца и Сына и Святого Духа, Единосущную Троицу, и во благочестии представльшихся». (После Великих Князей (от Св. Владимира) и Княгинь, Царей и Цариц, Царевичей и Царевен, Патриархов, Митрополитов, Епископов и Иереев, всех поименно, следует): «Помяни Господи Мучеников и Мучениц, Столпников и Столпниц, Пустынников и Пустынниц, [364] иже Христова ради имени потрудившихся и славу мира сего нивочто вменивших. «Помяни Господи души Христа ради уродивыя мужеска полу и женска, и на пути и на распутиях скончавшихся, и от разбойников побиенных, и от зверей съеденных и расторженных и от змии уязвленных умерших. 2 «Помяни Господ души мужеска полу и женска, юноши и девы, от Татар и от Немец (Рыцарей Ливонских) побиенных, и в полон сведенных, и в темницах заключенных, и громом и молниями опаляемых, на море и на реках и на езерах и во всякой воде утопившие, и рыбами поглощенный и раздробленный, и наготою и жаждею скончавшихся, и на ратех и на всех боех побиенныя, от мраза и от зноя умерших, в пустынях и в горах и в островех и в вертепах земных скончавшихся, и всякую казнь от Царей нечестивых приемших и измерших за Православную Христову Веру.«Помяни Господи души, в Царе-Град главы своя положивших за Православную Христову Веру, от безбожных Турков, и избитых от окаянного Святополка за кровь бившихся Святых Мученик Бориса и Глеба, и на Калеках побиенных от безбожных Агарян, и от нечестивого Царя Батыя, и от безбожного Царя Мамая, и от безбожного Царя Тохтамыша, иже и под Оршею, иже и в Казани от безбожного Царя Магмедамния, и в поле от Крымского Царя на судище побиенныя. «Помяни Господи души Православных Християн, посеченных и огнем сожженных, и во храмах каменных задохших, и всячески нужно везде по всюду и на Москве от нахождения Крымского Царя [365] Девлет-Кирея умерших, и избиенных от Немец, и от Литвы, и от Татар, подо всеми грады, за Православную Христианскую Веру 3. «Помяни, Господи, души всех Православных Християн мужеска пола и женска, на всех боех побиенных и в плен сведенных, и тамо нуждею осквернены, и от того изомроша, и телеса их метаны на верх земли, и не покровенно землею растлешася. «Помяни, Господи, души в юзах и в темницах заключенных, и осужденных на смерть не делом и не поделом. «Помяни, Господи, души удавльшихся вражиим льщением, и от куса подавльшихся. «Помяни, Господи, души тех, ихже некому помянути, сирот убогих; Ты Господи Сам веси имена их; Твоею бо рукою сотворены быша; Ты бо рекл еси: земля еси человечь, и духом Твоим движащися, и паки в туже землю пойдеши, от нее же прежде взят был еси. «Помяни, Господи, души сирых и убогих и нищих, и младенец не крещенных небрежением отца и матери умерших, и в скудельницах лежащих братии наших. «Помяни, Господи, души ненавидящих и обидящих и оклеветающих нас, по делом и не по делом, всяко зло сотворившим, враждовавшихся с нами, и в забытии ума, по дияволю прельщению, не простився умерших. «Помяни, Господи, души, иже окрест Святых Твоих освященных Церквей, в граде и селех, и в болотех, островех лежащих мужеска полу и [366] женска, всяк возраст, и всяку душу старые и младые, юношу и девица; Сам бо Господи веси имена их, и Твоим вдохновением живы быша и движущеся. «Помяни, Господи, души подвизавшихся за Святые Твоя Церкви, и за Православную Християнскую Веру, Крови Твоя излиявших, и души свои положивших, и всячески погубляемые оскверненные умроша, не приимша исповедания и Пречистых Таин, и смертоносною язвою и трусом умроша, и в пустынях заблудших, и-з-древес спадших, и от своих рук ножем избодшихся, и удавою удавленныя, и отравою опоенные, и от коней и от животины убиенные, и недугом одержимые, и незапною смертию умершия, иже не изреченными судьбами Твоими от мира сего отшедших всих Православных Християн. «Молитва Господи и припадаем Твоему Величествию, учинити души раб Своих, в месте светле в месте злачне, в месте покойне, идеже присещает свет лца Твоего, внедрех Авраама и Исаака и Иакова, идеже лицы Ангельстии веселятся; Ты токмо Сам веси имяна их; не последнею трубою воскресивши, деснаго престояния сподоби, и в праведных всели Владыко, яко Ты еси воскресение и живот и покой, иже Божественными судьбами Твоими от мира сего в вере отшедших всех Православных Християн, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков аминь». (За сим, на многих листах, имена Бояр и Боярынь, их ближних и дальних сродников; а за ними — дворовых людей и крестьян разных сел, коих, вероятно, Боярин знал лично.) (Сообщено Н. И.=Писаревым.) Комментарии 1. Подлинник писан на Голландской бумаге, в лист, в 7193 (1685) году; вязь киноварью, устав и киноварью и чернилами. Книга украшена многими рисунками и переплетена в тисненой коже. По содержанию предисловий и послесловий видно, что они были повторением древнейших Синодиков, составленных до Междуцарствия, ибо там слишком кратко об убиенных Литовцами, и то в прежних войнах. 2. Это напоминает о взятии Батыем Владимира. — Ав. Какое умилительное доказательство — эти молитвы, что народ Русской в древности составлял одно семейство! — Ред. 3. Здесь, кажется, означены войны с Литвою XVI столетия. Текст воспроизведен по изданию: Боярский синодик // Москвитянин, № 10. 1844 |
|