Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПРИЛОЖЕНИЕ

Порядные росписи на строительство Троицкого собора в Александро-Свирском монастыре

Порядные написаны разными почерками на одной и той же бумаге голландского происхождения с филигранью герба города Амстердама, сставы нарезаны поперек листа, так что водяной знак оказался разделенным на верхнюю и нижнюю половины. Только на второй порядной от 27 января 1695 г. имеется помета о том, что ока написана в Новгороде, но небольшой разрыв во времени написания, всего в три дня, а также одинаковая бумага дают веские основания полагать, что и первая порядная была написана в Новгороде. В первой порядной росписи подрядчиками названы четыре человека, во второй — подрядчиком считается лишь Яков Агафонов, остальные названы уже в числе поручителей. Интересно, что в апреле того же 1695 г. двое из них — Фома Алексеев и Никита Киприянов заключили порядную на строительство церкви Воскресения в Деревяницком монастыре под Новгородом. (Эта порядная и графическая реконструкция по ней первоначального Деревяницкого храма приведены в отчете об исследовании н реставрации памятника архитектуры 1698-1700 гг. Воскресенского собора Деревянипкого монастыря в Новгороде (1965-1973), автор проекта Н. Н. Кузьмина. Порядная также опубликована П. Ф. Кадыкиным в «Летописях и актах Новгородского Деревяннцкого монастыря», СПб., 1911.)


1

7203 (1695) генваря в 24 день. Роспись каменному делу Александрова монастыря архимандрита Ермогена с братнею Костромского уезду Велнкосольской полости, деревни Турова окольничего Петра Ивановича Потемкина крестьяня иво подрядчики Яков Агафонов. да того ж Костромского уезду Велнкосольской волости деревни Головины крестьянин Агея Ивановича Сынбурова Фома Алексеев, да Ерославского уезду Спаского монастыря крестьянин деревни Ерославского Анисим Перфнльев, того ж Ерославского уезду деревин Сосуннхи вдовы Анны Федоровны Опухтины крестьянин Никита Киприяиов подрядились оне подрятчики в Олонецком уезде в Олександрове монастыре ведхую церковь Жиноначальные Троицы розобрать и подошва, и буд, и каменье вычисть и выбрать начисто и внов на том месте внов рвы выкопать под церковь, и под паперть, и под столпы, и под крыльца и сваями набить, н лежни положить, и выбутить в меру где доведетца.

В церкве в длину от царских дверей меж стен до западной стене внутре семь сажен трехаршинных, поперег в церкве меж стен девять сажен с аршином. В олтаре от горного места до царских дверей четыре сажени с аршином, да в жетвернике 1 полчетверты сажени, на другой стороне так же. А под каменное строение рвы копать и подошва учинить в ширину четыре аршина, а в глубину по земли смотря и по месту и как годно мне архимандриту с братиею [299] ею // чтоб подошва была крепка и впред была б прочна. А где-либо объявитца ключи или вода, и им подрятчикам и каменщикам воду отвесть. А поперег в ысподнем житье с подошвы весть стен сколько понадобитца до своду, да два столпа с подошвы весть со всих четырех сторон по полторы сажени, а бутом з земли вышед, как годно мне, архимандриту с братнею, и обрезать стены вкруг церкве и трехаршинную сажень, а столпы обрезать по четыре аршина или как годно. А вышина исподнему житию от земли до сводов две сажени, а дверей и окон в исподнем житии зделать сколько понадобитца. Да около того церковного строения с трех сторон до олтарные стены и под папертем рвы копать, и сваями набить, и бутить под столпы, и столпы весть по надобью ж.

А паперть от церковный стены учинить на столбах в ширину и с папертной стеною две сажени с аршином. А папертные стены зделать в аршин с четвертью. А те нсподние стены житья и с папертми в перемытчках под одну связь выровнять и укрепить, на чем бы верхнему житию было б строитца прочно н вечно и впред в подошвах, и в стенах, и в столпах порухи и разеселин и сщелей не было б. И все те жития изверстав и спуски свесить и зделать пояс.

А средняя с церковныя стены и олтарныя весть два столпа, а промеж олтарными столпами перемытчнки перемкнуть и весть до верха и по обе тех столпов стороны учинить две стены до верха ж до свода, а в тех стенах учинить проходные лесннцы в ризницу и в ризнохранительцу и своды свесть особные как пристойные, а по конец учинить жира. Стены свесть до своду по конец паперти. А вышина // церкве от мосту до сводов семь сажен. 2 А в олтаре учинить вышина по розмеру, а в паперти от мосту до сводов вышина две сажени без четверти аршина.

А под кровлю у церкве верх зделать сверх закомаров старону по трон бочки. А снези в той церкве в строения в ысподния, и в верхняя житья, и в паперть класть деревянные и железные, где пристойно. А в церкви ж и в олтаре, и в ризницы, и в книгохраннтельцы, и в папертной полатке окна зделать по надобью и по розмеру, как годно мне архимандриту, и решетки железны в окна поставить.

А на том церковном строении зделать им под главы пять шей, над олтарем шестая по розмеру, и в шеях окон зделать сколько понадобитца. А в олтаре учинить кладесь от земли вывесть труба до верха. И печюры зделать в церкве и в олтаре, где понадобитца. А у тое церкве три крыльца зделать против знаменских крылец по подобию.

Да у тое же церкве во всих дверех учинить по четыре огибе, да по гусенку, да по жолобу, да по валу, да по полувалу с издошками. Да в них же учинить дыни, а в окнах и в спусках по клопику да по желобу, а посторонь окон быть тески оловяником с подошкамн. А в верхних спусках у тех окон против ысподних спусков да окон же учинить сандрики треоколенные выгибные.

А около церкве учинить закомары да вал четвертной и положить пояс под закомары зубцы, на зубцах вал же, а межу валами гулубенки или решотки. А сверх тех спусков учинить другие спуски кляпик, да жолоб, да полка. А в шиях под главами круг всих шей зделать закамары с каймами. А в папертях в перилах ширинки. // А круг церкве как обложатца лопатки, и в тех лопатках зделать столпы круглые. А в церкве зделать столпы, какие мне архимандриту годно.

А как оне подрядчики и каменщики и х тому делу ко рвам и ко всему строению всякие припасы лес, и связи железные, и деревяные всякие припасы наши монастырские, а каменщики, и роботникн, и кружалыцикн их подрядчиков. А вода лить им же каменщикам из озера своим работником. А что есть плита и камение за манастырем и в манастыре, и то носить им подрятчнком [300] с каменщиком и с работником своим, и лежни за монастырем им же взять, и сваимн поправливать и набивать, и подвязей, и кружала, и известны творила делать им, и буд бутить и землю носить и кирпич. И все каменное церковное строение все зделать, и мосты намостить во всих житьях в нижних и а верхних, и земля, где понадобитца, наносить им же подрядчикам и на мосты своими работниками. А быть им, подрядчикам и каменщикам и своими работниками, а быть им, подрядчиком и каменщиком кроме работников, двести третьем году марта в первых числех тридцать человек.

А за то церковное строение рядили оне подрятчики у него архимандрита... А тех денег взяли они подрядчики напреж... 3 А хлеб и соль и квас и им подрятчикам, и каменщиком и работником, все манастырское, а во вторник и четверток подрятчиком и каменщиком четверым по сигу на день. А работником есть и пить с нашими монастырскими работники вместе. А деньги имать им подрятчиком смотря по делу. // А то церковное дело старое ветхое розбнрать в нынешнем двести третьем году и рвы копать и сваими бить и выбудить и подошва совсим устроить под всим церковным строением в нынешнем же двести третьем году, а чтоб в нынешнем двести третьем году тому церковному строению мотчання не было. А совсим та церковь построить самым добрым мастерством и подмазать левкасом под лопаткой и отбелить как водитца в двести четвертом году. А та церковь совсим отделать наготово в двести пятом году сентября в первом числе. А у той церкве с лица леса отвалить и прыском отбелить. А к иному ни х какому делу им не отходить и ни у кого не наимыватца. А в той церкве мост мостить плитой, а промежу тех плит на швах больше перста в швах не было бы. А будет у той церкве в десять лет объявятца щели или разсели или иная какая поруха учиннтца и им та церквовь переделать внов за тем же наймом.

Архив ЛОИИ АН СССР, ф. 3, оп. 1, карт. 7, д. 54 (на 5 сст.).

2

Се аз Костромского уезду Велнкосольской волости деревни Турова окольничего Петра Ивановича Потомкниа крестьянин ево Яков Агафонов, будучи Великом в Новегороде, дал есми сию за себя запись Александрова манастыря Свирского архимандриту Ермогену з братнею в том, что подрядилсыя Яков у него архимандрита з братнею в том их монастыре каменная церковь Живоначальныя Троицы розобрати, кирпич и каменье бутовое из ровен вычистить и роскласть порознь, чтоб мочно делать новая церковь, а та их церковь роэобрати и с подошвы бутовое каменье выбрать и вычистить наготово к делу внов на срок в нынешнем двести третьем году апреля к четвертому на десеть числу, а в нынешнем же лете мне Якову у нового строения быть за указом с того же вышеписанного числа, покамест то каменное дело мочно будет делать, а взять мне, подрятчику, за тое вышеписанную работу у него архимандрита з братнею по договору денег сто рублей. Ныне напрежя подрятчик тех денег у него, архимандрита з братнею, взял пять рублен, а достальные денгн нмать мне подрядчику у него архимандрита з братнею как я за тое работу примуся, по работе смотря.

А пить и есть мне подрядчику с работники своими будучи у тое работы все их манастырское до отделки, и быть мне подрядчику Якову с работники своими у того дела безотступно и ныде на стороне ни у кого на иное каменное дело не наимоватца, не доделав сей вышеписанной работы, и им за чем не постановить и в том ни в чем по сей записи мне подрядчику ему архимандриту [301] с братией убытка и волокида не учинить.

А х той работе всякие припасы все их манастырские, а порукою по мне, // подрятчике Якове ему архимандриту з братнею во всем по сей записи Костромского уезду Великосольскои волости деревни Головины Агея Ивановича Сумбурова крестьянин Фома Алексеев, да Ерославского уезду деревни Сосуннхи крестьянин вдовы Анны Федоровны Опухтиной Микита Куприянов, да яз того ж уезду села Четверги Красна деревни Лобаста Леонтия Кондратьевича Косова крестьянин Июда Иванов, да я Спаского манастыря с Ерославля деревин Ерсловского крестьянин Анисим Перфильев, да новгородец посадцкой человек Михаила Тиханов сын хлебник.

А будет я подрядчик Яков будучи за их порукою в том их Александрове манастыре Свирскаго церкве Живоначальные Троицы до сроку не розберу и с подошвы бутового каменья не выберу и не вычищу наготово, к делу внов или с того числа у нового строения быть за указом с того вышеписанного числа, покамест каменное дело мочно будет делать, не буду или за чем тое работу постановлю или им архимандриту з братнею по сей записи какие убытки и волокиду учиню или в чем нибуди против сей записи не устою, о чем писано в сей записи выше сего, и ему архимандриту з братнею взять на мне подрятчике и на порутчиках моих за мою неустойку денег двести рублей по сей записи, а сию запись и впред в запись на том хто из нас я подрядчик или порутчики мои в лицах будут по сей записи, а на то послуси: Иван Шелковников, Иаков Протасов, Василей Застровской, Ефим Пимиров, Юрья Тимофеев. А подрядную запись писали новгородцкие Успенские площади подьячеи Ивашко Востинской лета 7203 (1695) году генваря в 27 день.

На обороте:

К сей подрядной записи вместо подрядчика Якова Агафонова по его велению кормовой Мыхайло Черкесов руку приложил.

К сей подрядной записи вместо порутчиков Фомы Алексеева да Никиты Киприянова, Июды Иванова по их велению кормовой Дмитрей Албеков руку приложил.

К сей подрядной записи вместо порутчиков Анисима Перфильева да Михаила Тихаиова по их велению площадной подьячей Тихашко Павлов руку приложил, послух Ивашко Шелкмиников руку приложил, послух Якушко Протасов руку приложил, послух Васка руку приложил, послух Едемко руку приложил, послух Юшка руку приложил.

(Архив ЛОИИ АН СССР, ф. 3, оп. 1, карт. 7, д. 55 (на 2 сст.)


Комментарии

1. Так в ркп.

2. Написано по стертому, было шесть.

3. В ркп пропуски.

Текст воспроизведен по изданию: О строительстве храмов по образцу в XVII в. // Новгородский исторический сборник, Вып. 4 (14). СПб. 1993

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.