Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

"ОГОРЕЛИ ЕВО, ВАСИЛЬЕВЫ, КРЕСТЬЯНЯ"

Сведения о самосожжениях старообрядцев в Нижегородском Поволжье.

1675 г.

В XVII веке, в результате раскола православной церкви, формируется старообрядческое движение. Его ведущими идеологами (как, впрочем, и непримиримыми противниками) стали нижегородцы: иерей Анания, Аввакум Петров, Павел Коломенский, Стефан Внифантьев, патриарх Никон, митрополит Рязанский и Муромский Иларион и др. После поражения крестьянской войны под предводительством Степана Разина, в условиях жесточайших репрессий против повстанцев, в Поволжье заполыхали кострища, на которых сгорали целыми семьями разуверившиеся в возможности счастливой жизни на земле старообрядцы.

В литературе, посвященной истории раскола, постоянно указывается на такую крайнюю форму протеста старообрядцев против социально-религиозного гнета, как самосожжение, Но при этом конкретных фактов с указанием дат, мест событий и имен участников обычно не приводится. История старообрядчества приобретает от этого назывную форму и теряет научную достоверность.

Выявленные нами сведения о самосожжениях старообрядцев в 1675 году в деревнях Коваксе и Пасьяны Арзамасского уезда содержат редкие по исторической значимости данные о народном движении в Нижегородском, крае, а также о процессе государственных расследований подобных трагедий.

Публикацию подготовил доктор исторических наук Н. Ф. Филатов.


1675 г. Донесение из Арзамаса о самосожжениях старообрядцев в деревнях Коваксе и Пасьяны Арзамасского уезда

/л. 25/ Государю царю и Великому князю Алексею Михайловичу 1, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, холопи твои Тимошка Булгаков 2, Васка Мордвинов 3 челом бьют: в нынешнем, Государь, во 183-м году, майя в 14 день бил челом тебе, Великому Государю царю и Великому князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу полковник Василей Челюскин, в Арзамасе, в приказной избе подал нам, холопем твоим, челобитную, а в той челобитной ево написано: в нынешнем во 183-м году, майя против третьяго на десять число в ночи огорели ево, Васильевы, крестьяня Арзамаского уезду деревни Коваксы Александрко Васильев з женою и з детми, да у Мамошки Сергеева шестеро детей на овинах самохотно. А он де, Мамошка, взят был к нему, Василью, на двор и, услышав де он, Мамошка, что те крестьяне погорели, и он де, Мамошка, сам себя ножем поколол. [218] И, чтоб ты, Великий Государь, пожаловал ево, Василья, велел из Арзамаса послать дозорщика и тех погорелых крестьян дозрить и Мамошку роспросить и взять в Арзамас.

И против ево, Васильева, челобитья посылали мы, холопи твои, арзамаские приказные избы подьячего Василья Шумилова для досмотру и допросу, и для прелесников, хто их /л. 26/ тому прелесному делу учил и на овинах жетца. И арзамаские избы подьячей Василей Шумилов подал нам, холопем твоим, в приказной избе доезду своего память, а в доездной памяти и в росписи самозгорело деревни Коваксы розных помещиков крестьян на двух овинах 73 человека. Да полковника ж Василья крестьян Челюскина, тое ж деревни Коваксы Мамошка Сергеев перед нами, холопами твоими, в приказной избе в допросе сказал: детей де у него Мамошкиных згорело три сына да три дочери лет по семнадцати и по десяти и менши, и от чего они згорели, от какой прелести, и он, Мамошка, того не ведает, в то число был у помещика своего в селе Туманове, а ножом де поколол он, Самошка, себя сам только услышал то, что дети ево пожглись. Да той же деревни вдовы Орины, Гавриловской жены Козлянинова, крестьянская вдова Палашка, Офонасьева дочь, в роспросе сказала: муж де ее Емелка от какой прелести на овине згорел, и она де того не ведает, а ушел у нее с постели ночью, у сонной, а прелесников де она, Палашка, в той деревне никово не видала.

Да в нынешнем же, Государь, во 183-м году, июня в 10 день бил челом тебе, Великому Государю, стольника Петров крестьянин Матюшина Арзамаского уезду деревни Пасьяновы Петрушка Иванов с това/л. 27/рыщи в Арзамасе, в приказной избе нам, холопем твоим, подал челобитную, а в челобитной ево написано: в нынешнем во 183-м году, июня против десятого числа стольника Петров крестьянин Матюшина деревни Пасьяновы Мишка Ильин згорел в бане з дочерми своими и со внучаты, сам шесть, неведомо каким умыслом и чтоб ты, Великий Государь, ево, Петрушку, пожаловал, велел те горелые тела дозрить и челобитье ево записать,а иных крестьян в том пожеге допросить.

И июня ж в 10 день для досмотру тех погорелых крестьян посылали мы, холопи твои, приказные избы подьячего Афонасья Попова, и подьячей Афонасей Попов, приехав в Арзамас, подал нам, холопем твоим, в приказной избе доезду своего память за руками, а в доездной памяти написано: стольника Петра Матюшина крестьянин деревни Пасьяновы Мишка Ильин з дочерьми своими и со внучаты згорели шесть человек.

Да стольника ж Петра Матюшина деревни Пасьяновы крестьяня Фетка Марков, Кирюшка Лукьянов перед нами, холопи твоими, в Арзамасе, в приказной избе в допросе сказали: крестьянин Мишка Ильин з детми своими и со внучата каким умыслом и какою [219] прелестию згорели /л. 28/ и хто их в бане зажигал, и они де тово не ведают, и прелесников де у себя в той деревне Пасьянове никаких не видали.

И мы, холопи твои, тех деревень приказщикам и старостам и крестьяном заказ о прелесниках учинили крепкой — буде где объя-вятца прелесники, и тех прелесников велели мы, холопи твои, имать и приводить их в приказную избу 4.

РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 448. Л. 25-28.


Комментарии

1. Алексей Михайлович (1629-1676) — русский царь с 1645 г.

2. Булгаков Тимофей Богданович — воевода Арзамаса.

3. Мордвинов Василий — государев подьячий.

4. На л. 25об. имеется припись: “Подал арзамаской пушкарь Матюшка Пусков 184-го, октября в 12 день”.

Текст воспроизведен по изданию: “Огорели ево, Васильевы, крестьяня”. Сведения о самосожжениях старообрядцев в Нижегородском Поволжье. 1675 г. // Исторический архив, № 6. 1999

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.