Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДВЕ ГРАМОТЫ ПО ДЕЛУ СВЯТЕЙШЕГО НИКОНА ПАТРИАРХА ВСЕРОССИЙСКОГО.

I.

Великому Господину, о Святем Дусе брату нашему, Преосвященному Симону, Архиепископу Вологоцкому и Белозерскому, о том же Святем Дусе братия твоего Святительства, Преосвященные Митрополиты Павел Крутицкий, Паисий Газский, Козма Амасийский, Макарий Гревенский, Феодосий Сербский, Нектарий Архиепископ Поганианский и Макидонский, радоватися. — В нынешнем во 173 году Декабря в 18 день, во [156] всенощное бдение, приходил в’верх, в церковь Преподобномученицы Евдокеи, к Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу, Иона Митрополит Ростовский и Ярославский да большего Собору Успения Пресвятыя Богородицы Ключарь Иев, и Великому Государю извещали, что в Соборную Апостольскую Церковь Успения Пресвятые Богородицы в северные церковные двери пришол внезапу бывшей Никон Патриарх со многими своими старцы и с мирскими людми, а те мирские люди в платье в служилом; и взошел на Патриарше место, и взял посох Великого Святителя и Чюдотворца Петра Митрополита, поставленный на Патриарше месте при отшествии ево Никонове с Патриарша Престола; и, взяв де он Патриарх посох, знаменовался у Святых икон и у Ризы Господни и у мощей Петра и Ионы и Филиппа Чюдотворцов; а пришедший де с ним старцы пели среди великие Апостольские Соборные церкви: исполатти деспота и достойно есть; и, знаменався он бывший Патриарх Никон у Святых икон и у Ризы Господни и у мощей Чюдотворцовых, паки взошел на Патриарше место и велел подьяку Псалтырь говорить престать, а велел говорить Соборному дьякону ектенью, и после ектении говорил он бывший Никон Патриарх молитву главопреклонную: Владыко многомнлостиве; и послал де ево Митрополита и Ключаря Никон Патриарх Великому Государю известить о своем приходе. И хотел Великого Государя он Иона Митрополит благословить, и Великий Государь ево Иону Митрополита спросил: у благословения у Никона Патриарха он Митрополит был ли? И Великому Государю он Иона Митрополит сказал, что де Никон Патриарх велел ево позвать к себе ко благословению, и он де Митрополит и Соборной Протопоп з'братьею у Никона Патриарха у благословения были. И Великий Государь ему Митрополиту говорил, что он Митрополит поставлен блюститель Соборной [157] Апостольской Церкви, а ведая, что Никон Патриарх Патриаршеский Престол оставил самовольно и обещался, что ему паки не возвратитися, и о том ево самовольном отшествии Собор был и у того Соборного деяния ево Ионы Митрополита рука есть, и по совету всех нас освященного Собора писано от Великого Государя ко Вселенским Патриархом, до рассуждения Вселенских Патриарх сообщения с ним не иметь. И Великому Государю Иона Митрополит сказал, что он то учинил забвением, устрашася ево Никона незапным ево пришествием. И за презрение изложения всего освященного Собора и за неопасное блюстительство Соборные Апостольские церкви, у него Митрополита Великий Государь у благословения не был до Соборного совета. И указал Великий Государь быть к себе Великому Государю нам богомольцам своим и своим Великого Государя Бояром и Окольничим, и вышеписанная нам богомольцам своим объявить; и, говоря с нами богомольцы своими и с своими Государевы Бояры, указал послать в Соборную церковь от освященного Собора меня Павла Митрополита да Чюдова монастыря Архимандрита Иоакима, а от себя Великого Государя Бояр своих, Князя Никиту Ивановича Одоевского да Князя Юрья Алексеевича Долгорукого да думного дьяка Алмаза Иванова к Никону бывшему Патриарху и ему говорить, что он Патриарх, оставя своею волею патриаршеский престол, паки восхищает, и пришел в Соборную Апостольскую церковь и на патриарше место взошел, не дождався суда Вселенских Патриархов, и приехал из Воскресенского монастыря к Москве к соборной церкве ночью; а едучи в Москву в городовых воротех на карауле стрельцом велел сказывать, что едут Преподобного Чюдотворца Савы Сторожевского монастыря власти, а не свое патриарше имя. И по указу Великого Государя, Я Павел Митрополит и Архимандрит Иоаким и Великого Государя бояре Князь Никита Ивановичь Одоевской и Князь Юрьи Алексеевич [158] Долгорукого и думной дьяк Алмаз Иванов ему бывшему Никону Патриарху говорили; и бывший Никон Патриарх говорил: пошол де он с патриарша престола никим гоним, а пришол на Патриаршеский престол никим же зовом; а того де он Патриарх не говаривал и не отрекался, что ему на свой Патриаршеский престол не быть. И давал он Патриарх мне Павлу Митрополиту и Великого Государя бояром писмо, чтоб то писмо донесть до Великого Государя; и по указу Великого Государя, Я Павел Митрополит Великого Государя с бояры то писмо у него Патриарха приняли; и Великий Государь с нами богомольцы своими и бояры того писма слушал; а в писме ево написано о видении ево Патриархов, что видел он в Соборной Апостольской церкви, что прежде успшии Святители подписуютца о возвращении ево на патриаршеский престол; а другое писмо, чтоб ему Патриарху видеть Великого Государя пресветлые очи. И Великий Государь, поговоря с нами богомольцы своими и з’боляры, указал ему Патриарху Никону сказать, чтоб он Патриарх до суда вселенских Патриархов, ехал в Воскресенский монастырь; а видетца ему Великому Государю с ним Никоном Патриархом, до рассуждения вселенских Патриархов и до большего собору, нельзя. И он бывшей Патриарх Никон после всенощнаго бдения из соборные церкви пошел, и поехал с Москвы в Воскресенский монастырь и посох Петра Чюдотворца повез с собою; а как вышел из соборные церкви и выезжал из городовых ворот и он от ног своих прах отрясал сам и всем, которые с ним были, отрясать велел. И Великий Государь указал ево Патриарха проводить с Москвы за земляной город Окольничему Князю Дмитрею Алексеевичю Долгоруково да головам Московских стрельцов; и он Никон Патриарх Великого Государя Окольничему Князю Дмитрею Алексеевичю и головам стрелецким говорил, что он приезжал к Москве по вести, а не собою. И Великий Государь, говоря с нами богомольцы своими, [159] указал послать за ним от освященного собора меня Павла Митрополита да Чюдовского Архимандрита Иоакима, от себя Великого Государя Окольничего Родиона Матвеевича Стрешнева да думного Дьяка Алмаза Иванова; а указал Великий Государь ему Патриаху Никону говорить, чтоб он посох Петра Чюдотворца отдал, или послал с своим с кем; притом ж и о том объявил, по какой он вести к Москве приезжал и кто к нему о том писал или приказывал. И по многим розговором Патриарх Никон мне Павлу Митрополиту и Великого Государя Окольничему Родиону Матвеевичю объявил, что он к Москве приезжал и в Соборную церковь приходил не собою, писал к нему о том в Воскресенской монастырь с Москвы Никита Зузин, будто по указу Великого Государя велено ему о том писать; и посох Петра Чюдотворца и Микитину грамотку Зузина ево руки да з дву ево ж Никитиных грамоток список своею патриарховою рукою прислал к Великому Государю с Воскресенским Архимандритом Герасимом; а велел ему с тем посохом и с писмами ехать к Великому Государю со мною Павлом Митрополитом и с Окольничим с Родионом Матвеевичем вместе. И Великий Государь посох Петра Чюдотворца приняв указал отослать в Соборную Апостольскую церковь со мною ж Павлом Митрополитом и указал проводить своим Великого Государя бояром и Окольничим, и тот посох мне Митрополиту поставить в Соборной Апостольской церкви на Патриарше место по прежнему. А писма Великий Государь перед нами богомольцы своими и при боярех слушал; и в тех писмах писано от лица Великого Государя, будто он Великий Государь указал ему Никите к бывшему Никону Патриарху о приходе ево к Москве писать; и слушав тех писем, в тож время Микита роспрашиван и писма, которые прислал к Великому Государю Никон Патриарх, ему Никите казаны; и Микита Зузин, смотря писем, сказал, что одно писмо ево Микитина рука, а другое писмо с ево руки список [160] Патриархова рука; и выслушав он писем, перед Великим Государем винился, что он своровал, к бывшему Патриарху Никону о приходе ево к Москве писал от лица Великого Государя, затеев собою; а посылал де он писма, одно с попом Сыеоем, а два писма с поддьяконом Никитою, а Поп Сысой и поддъякон Никита в роспросе сказали, что он от Никиты Зузина с теми писмами к Патриарху ездили; да поддьякон же Никита сказал, что те писма Никита Зузин ему чел, а что он Великому Государю про те писма не известил, и в том он перед Великим Государем виноват. — И теб б Великому господину о Святем Дусе брату нашему отписать к нам вскоре: Иона Митрополит Ростовский и Ярославский не виновен ли какой правильной вине, что он у бывшего Никона Патриарха благословлялся в соборной церкве на патриарше мест, не известя Великому Государю и не посоветовав с своею братьею, которые ныне в царствующем граде Москве, забыв подписание своея руки к соборному деянию и что писано ко Вселенским Патриархом; и впредь ему Ионе Митрополиту Блюстителем Апостольские соборные церкви быть ли?

Подлинник писан столбцем на 8 листках, без скрепы. Быв свернут пакетом, имеет на обороте первого листка надпись: великому господину о Святем Дусе брату нашему Преосвященному Симону Архиепископу Вологоцкому и Белозерскому. Против этой надписи: 173 Генваря в 5 день подана Преосвященных Митрополитов и Архиепископов грамота. Запечатан красною печатью с надписью на ней: Божиею милостию. смиренны. Павел М.трополит ..рский и Под.нский. Край печати раскрошился.

II.

От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всеа Великия и малыя и белыя России Самодержца, богомольцу нашему Симону Архиепископу Вологоцкому и Белозерскому. По нашему Великого Государя указу [161] писали к тебе богомольцу нашему ото освященного собора Павел Митрополит Сарский и Подонский и прочии о приезде в наш Великого Государя царствующий град Москву и о восхождении на патриарше место бывшего Никона Патриарха и о благословении его Ростовскому Ионе Митрополиту, чтоб вы совет свой объявили вскоре: Ионе Митрополиту Ростовскому и Ярославскому за то, что он, не извести нам Великому Государю и не посоветовав з братиею своею, в то время пребывающими в нашем царствующем граде Москве, был у бывшего у Никона Патриарха у благословения, впредь ему блюстителем соборные Апостольские церкви быть ли? И ты богомолец наш и прочии богомольцы наши Митрополиты и Архиепископы к ним братьи своей писали и совет свой объявили, что Иона Митрополит, не дождався Вселенских Патриархов рассуждения, а бывшим Никоном Патриархом сообщался, и за то великое небрежение, по правом Святых Отец, ему Ионе Митрополиту впредь блюстителем великие соборные Апостольские церкви не быть. И мы Великий Государь, советовав со освященным собором, указали ему Ионе Митрополиту быти на митрополии его в Ростове, а на Москве соборные апостольские церкви блюстителем быть Павлу Митрополиту Сарскому и Подонскому. Писан на Москве, лета 7173 Марта в 20 день.

Подлинник писан столбцем на 2 листках, с скрепою по склейке: думной диак Алмаз Иванов. Быв свернут пакетом и запечатан черною восковою печатью, имеет на обороте надпись: богомольцу нашему Симону Архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому.

П. Савваитов.

Текст воспроизведен по изданию: Две грамоты по делу святейшего Никона патриарха всероссийского // Москвитянин, № 9. 1842

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.