Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Записки о вступлении на Новгородскую митрополию митрополитов Иоакима и Евфимия.

Нижепомещаемые записки о вступлении на Новгородскую митрополию митрополита Иоакима (впоследствии патриарха Всероссийского) в 1673 году и митрополита Евфимия в 1695 году находятся в рукописном сборнике XVІІІ века, принадлежащем Императорской Публичной Библиотеке (из древлехранилища Погодина № 1351, лл. 210–219).

Сравнительно с текстом чина вступления на Новгородскую митрополию митрополита Иоакима, изданным 1 в Актах Исторических (т. IV, Спб. 1842, № 231, стр. 501–502), рукопись Погодинского древлехранилища сообщает новые данные о путешествии митрополита от Бронниц до Новгорода, между прочим о встрече нового Новгородского владыки детьми Новгородского воеводы, боярина Петра Васильевича Шереметева, Федором, Иваном и Владимиром Петровичами, которых митрополит Иоаким благословил в Ситецком монастыре окладными образами. Любопытно также известие, не имеющееся в печатном чине, о приветствии, написанном виршами, которое говорил митрополиту [2] ребенок («малое отроча») в церкви Знамения пресвятой Богородицы.

Сведений о вступлении на Новгородскую митрополию митрополита Евфимия мне в печати не встречалось.

И. Бычков.


* * *

Месяца февруариа в 2 день 2, по указу великого государя царя и великого князя Алексиа Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, и по благословению великого господина святейшего Питирима, патриарха Московского и всея России, великий господин преосвященный Иоаким, митрополит Великого Новаграда и Великих Лук, приехал из царствующего града Москвы в село Бронницу, от Великого Новаграда за 20 поприщ. И на Броннице преосвященного митрополита встречали из Великого Новаграда власти, архимандриты, и игумены, и протопопы, и Новгородцы посацкие люди, пятиконецкой староста, и головы таможенные и кабацкие, и иные граждане, и Софейского дому всяких чинов люди, с хлебом и с солию. И у преосвященного Иоакима митрополита на Броннице про тех людей был стол. А стоял преосвященный митрополит на Броннице сутки.

И февруариа в 3 день преосвященный митрополит поехал с села Бронницы в Великий Новград. И, не доезжая по реке Мсте своей святителской тони Стержевы, встретили 3 преосвященного митрополита из Новаграда боярина и воеводы Петра Василиевича Шереметева дети его. И преосвященный митрополит, не доезжая Великого Новаграда за при поприща, в Ситецком монастыре 4 благословил боярина и воеводы Петра Василиевича Шереметева детей его: Феодора Петровича, да Иоанна Петровича, да Владимира Петровича образами окладными. И того [3] дне в Ситецком монастыре приезжали к преосвященному митрополиту к благословению из Великого Новаграда всяких чинов люди. И в том же Ситецвом монастыре преосвященный Иоаким митрополит ночевал.

И февруариа в 4 день, на первом часе дня, к преосвященному митрополиту приехал в Ситецкий монастырь к благословению боярин и воевода Петр Василиевич Шереметев, и диак Ермолай Воробьев, и дворяня, и Новгородцы посацкие люди.

Того же дне великий господин преосвященный Иоаким, митрополит Великого Новаграда и Великих Лук, приехал в Великий Новград во втором часе дня. И вышед из саней у соборной церкви Знамения пресвятей Богородицы, на Илиине улицы, и вшед в церковь, знаменовался у чудотворного образа Знамения пресвятые Богородицы и у иных образов, и потом на месте среди церкви облачился во свои архиерейские одежды. И ту абие приидоша из соборные церкве со кресты и с чудотворными иконы архимандриты, и игумены, и протопопы и весь освященный собор во священных одеждах; и ту возвестиша преосвященному митрополиту о пришествии их.

И преосвященный митрополит из церкве Зпамения пресвятыя Богородицы противо их вышел, те честные кресты и чудотворные иконы кадил и целовал. И по целовании велел себе поставить место к западу лицем. А в то время малое отроча говорил поздравление и похваление преосвященному Иоакиму митрополиту и о стретении его, сотворенно на вирши; и поговоря отроча поздравление, был у преосвященного митрополита у благословения. И потом преосвященный митрополит, став на уготованное место, к западу лицем, читал во всенародное множество новосотворенное (слово) о поставлении своем, и мир и благословение всему 5 всенародному множеству приглашал; а со кресты и с чудотворными иконы весь освященный собор со множеством народа, с женами и детми, стояли противо его, святителя.

И после того преосвященный митрополит пошел со кресты [4] в соборную церковь Премудрости Божии, и мнози граждане преосвященного митрополита здравствовали на его святителском престоле; а, идучи со кресты, пели молебен канон пресвятей Богородице: «Воду прошед».

И пришед в соборную церковь, преосвященный митрополит воду святил, и божественную литургию служил со властми, и после литургии поучение чел.

И после обедни преосвященный митрополит, разоблачася, из соборные церкве вышед, сел в сани у западных Корсунских дверей и ехал за благословящим крестом в Богоявленские ворота к Пречистенским воротам на восток, на Волховской мост. И пред Богородицыным образом, вшед на место, молитву говорил, во услышание всем православным христиа-ном, и после молитвы осенял крестом на все четыре страны, такожде и святою водою кропил. И, сед в сани, поехал около Каменного города на север по Кривому мосту к Розважским воротам, и у Розважских ворот такожде действовал.

А от Розважских ворот поехал к Воскресенским воротам на полуношную сторону, и против Воскресенских ворот такожде действовал.

И от Воскресенских ворот поехал к Преображенским воротам на полуденную сторону, и у Преображенских ворот такожде действовал.

А от Преображенских ворот ехал в Новинские ворота водяные на брег к востоку. А у Новинских ворот молитвы не говорил и из саней не выходил.

И от Новинских ворот берегом ехал к Боярским водяным воротам на север, и у водяных ворот такожде действовал, якоже и прежде. И после молитвы преосвященный митрополит въехал в Каменной город в те же водяные ворота и приехал в дом Премудрости Божии в Богоявленские ворота.

И вышед из саней у соборной церкви Премудрости Божии у западных Корсунских дверей, пошел в Крестовую полату. А перед ним шли певчие дьяки и подьяки и пели стихи Успению Богородицы, да Никите 6 епископу (и) Иоанну архиепископу. [5]

А как преосвященный митрополит ездил около города, и за преосвященным митрополитом ездили боярин и воевода Петр Василиевич Шереметев, да дияк Ермолай Воробьев и головы стрелецкие; да около для сбережения шло двести человек стрелцов с оружьем. А перед преосвященным митрополитом около города шли певчие дьяки и подьяки и пели стихи; а крест и со святою водою блюдо носили Софейские ключари; а место, на чем митрополит молитву говорил, возили на санех соборные понамари и звонцы.

Того же дни в Софейском дому, в Посолской полате, был стол всему Софейскому собору.

* * *

7203-го года, месяца иуниа в 17 день, великий господин преосвященный Евфимий, митрополит Великого Новаграда и Великих Лук 7, приехал из царствующего града Москвы. Пристал на Броннице; и тут к преосвященному митрополиту приехали власти, архимандриты, и игумены, и протопопы, и гости, и пятиконецкой староста, и градские посацкие люди и всяких чинов, встречали преосвященного митрополита с хлебом да с солию по чину. Тут преосвященный митрополит говорил титлу о поставлении своем и поучение читал, И того дня тут на Бронницком на поженском лугу был стол властем, архимандритом, и игуменом, и протопопом, и Новгородцем посацким людем и всяким чином. И того дня преосвященный митрополит в вечеру приехал в Николской Липенской монастырь и тут нощь начевал.

Того же месяца в 18 день после обеден грацких преосвященный митрополит приехал к Юрьеву монастырю; и стал у Юрьевской вешки на лугу, и стоял тут девять дней за немощию 8.

Того же месяца в 27 день приехал преосвященный митрополит в Великий Новград под Спасские ворота, что на Илиине улице. И от ворот ехал в корете к Знамению Богородицы. [6] И у Знамения был в церкви; зеаменался у чудотворного образа и у иных образов и облачился в малое облачение, в омофор и в шапку, и встречал кресты против западного крылца. И поставя образы по чину к западу лицем и взяв кадило, кадил; и по кажении знаменался у святых образов; и встав на амбоне, осенял руками на четыре страны. И потом говорил диакон ектению малую, и по ектении возглас. И по возгласе «Не ввери мя человеческому предстателству» пели певчия дьяки, и потом прокимен и «Всякое дыхание». Евангелие архиерей читал. И после евангелиа ектения «Спаси, Боже, люди Твоя» и возглас. И по возгласе архиерей читал поучение и осенял крестом на четыре страны с пением и кропил святою водою.

И сшед с амбона и вышед за ворота, и сел в корету; а крест в руки держал, едучи до собора. А диакон шел за коретою, а воду святую нес на блюде.

И приехав в Каменной город, вышел из кореты против церкви Марии Египетской; и тут ключарь крест принял на блюдо и со крестом шел напред до соборные церкве. И тут посторонь были знамена, и архиерей знамена кропил святою водою. А у соборной церкви встречали власти, архимандрит Антоновской, да игумен, да чередной поп, да два диакона с кадилами.

И пришед в соборную церковь, знаменался у святых образов и у чудотворцов Никиты (и) Иоанна; и покланявся, сел на место, на котором облачается. И в то время пришли кресты от Знамения и власти, архимандриты, и игумены, и весь освященный собор и вси православные христиане с женами и детми в соборную церковь. А боярин князь Борис Иоаннович Прозоровской с товарыщи ехал в корете за архиереем. И пришед в соборную церковь, образы святые поставили по местом, а образ пресвятые Богородицы Тихфинские поставили посреде церкве против архиереа. И как стал ризничей говорить ектению сугубую болшую, а архиерей молитву говорил пред образом Тихфинские Богородицы; и проговоря молитву, отпуск со крестом. И тут боярин говорил поздравление преосвященному митрополиту. И благословлял крестом боярина и властей и [7] кропил святою водою; тогда и часы начали. И того дня преосвященный митрополит не служил; служил архимандрит Юрьевской, да игумены, да протопопы, и прочее по уставу. И после литургии преосвященный митрополит поучение читал, стоячи на месте; и после поучения говорил «Благословение Господне на вас» и прочее по чину. И того дни был стол властем и всему Софейскому собору.

Месяца того же в 29 день, святых апостол Петра и Павла, того дня преосвященный митрополит был у молебна и у всеношного, и литургию служил по чину, и после литургии читал поучение освященному чину. И после литургии, розоблачася, вышел из соборной церкви в Золотые двери, и сел в корету со крестом; а ключарь шел за коретою с блюдом, а понамарь со святою водою.

И приехав к Пречистенским воротам, тут говорил молитву пред образом пресвятые Богородицы, стоя на месте, а место о трех степенех; и после молитвы осенял крестом на четыре стороны и кропил святою водою такожде. А место носили Софейские приставы, осм человек.

Приехав к Розважским воротам и против Николаа Чудотворца, что на башни, тут молитву говорил такожде, якоже и у Пречистенских ворот; и у Воскресенских такожде, и у Преображенских.

А от Преображенских ворот ехал в корете в Троицкие Новинские ворота по берегу к Боярским водяным воротам. А у водяных ворот не выходил и до соборные церкве. И против паперти золотой кропил святою водою, такожде и у Корсунских дверей.

И шел в Крестовую полату; а пред ним несли крест на блюде два ключаря в епитрахилях; и отпустя крест в церковь, а святую воду оставил в Посолской полате на окне.

И пришед преосвященный митрополит в Посолскую полату, говорил молитву над сыром и яйцы и кропил святою водою.

А как преосвященный митрополит ездил около Каменного города, и пред ним ходили певчия дьяки и подьяки и пели [8] стихи. А (с) преосвященным митрополитом ездил боярин, и дьяки, и всяких чинов люди, а около владыки шли двесте человек стрелцов для обережения.

И того дни стол в Посолской полате боярину, и властем, и всему Софейскому собору, и посацким людем и всяким чином, и после стола заздравная чаша.


Комментарии

1. По списку, находящемуся в Новгородской «образцовой книге» (сборник грамот и различных актов Новгородского архиерейского дома с 1651 по 1697 г.), принадлежащей Императорскому Московскому Обществу Истории и Древностей Российских. Описание этой рукописи см. у Строева, Библиотека Императорского Общества Истории и Дренностей Российских, Москва. 1845 № 103, стр. 37-39.

2. 1673 года.– Иоаким (Савелов) был поставлен в митрополиты Ногородские 22 декабря 1672 года из архимандритов Чудова монастыря и выехал из Москвы в Новгород 25 января 1673 года.

3. В рукописи описка: «встретил».

4. В рукописи: «Преосвященный... и в Ситецком монастыре».

5. В рукописи описка: «всем».

6. В рукописи: «Никиты».

7. Был переведен на Новгородскую митрополию 14 апреля 1695 года из Крутицких епископов.

8. Преосвященный Евфимий недолго пробыл на Новгородской митрополии: он скончался 6 декабря 1696 года.

Текст воспроизведен по изданию: Записки о вступлении на Новгородскую митрополию митрополитов Иоакима и Евфимия // Старина и новизна, Книга 16. 1913

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.