Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Первая война русских с турками в 1677-1678 годах.

Замечательно, что война, в которой первый раз встретились Турки с Русскими, в открытом бою, и получили «первое предостережение», чего должны ожидать они от их несокрушимой стойкости в будущем, произошла ровно за двести лет от настоящей войны, а именно в 1677 году, в царствование миролюбивейшего из первых царей дома Романовых, Феодора Алексеевича; настоящая же война 1877-1878 годов по счету приходится 10-ю Турецкою войною, со времени вышеупомянутой первой, описание которой заимствуем дословно из одного летописца, конца XVII столетия.

* * *

В лето от создания мира 7186-е, от Рождества же Христова 1677, поущением ненавистника роду христианского, лжи отца, внук диаволь Турской салтан, устремився на Православно-Российские край, наипаче на богоспасаемый царственный град Киев, хотя его под свою бусурманскую власть подбити, посла многие своя силы Турецкие и Татарские с Ибраим-пашею и с ханом Крымским, прежде под славный старинный град козацкой начальнейший Чигирин, приказывая Чигирина добывати, а добывши абие идти под Киев. Но Господь, разоряяй советы язык и противляяйся гордым, расточи гордые мысли сердец их, и аще бо и много седмиц Чигирина всеми силами и всякими войсками и промыслы, беспрестанными приступами, подкопами, гранатами, бесчисленною стрельбою, день и нощь доставаху и время от времяни конца злому намерению своему чаяху, но не возмогоша совершенно успети: с града бо Чигирина крепко ратные люди царского пресветлого величества и козаки боронишася и поганых многи тысячи прбиша, во осаде седяще.

В 1678 году, Июня в 7-й день, в листу от салтана Турского к козакам писано тако: «Салтан, сын салтана Турского, цесарь Турской, Греческой, Македонской, Вавилонской, Иеросалимской, паша Ассирийской, великого Египта король, и Иерусалимской, Армянской и всех на свете обитающих князь над князи, внук Божий, храбрый воин, наветник христианской, хранитель Распятого Бога, государь великий, дедичь на земли, надежда и утешение бусурманское, а Христианом скорбь и падение, повелеваем вам, чтоб есте добровольно поддалися со всеми людьми». И против того его [274] салтанского письма во ответе из Чигорина от Козаков к нему салтану писано: «Салтану, сыну проклятого салтана Турского, товарищу сатанину, бездны адовой салтану Турскому, подножию Греческому, повару Вавилонскому, броннику Иерусалимские колесницы, Ассирийскому винокуру, великого и малого Египта свинопасу, Александрийскому арчаку (По словарю Даля, арчак — деревянный остов седла.), Армянскому псу, Татарскому живущему на свете проклятому аспиду, похитителю Каменца Подольского, и всех земных подданному, шпыню и скареду, всего света привидению, Турского уезду бусурману, равену (раввину?), есмоту (Шмот — оборванец.), клеврету сатанину, всего сонмища адова, внуку проклятого сатаны, гонцу Распятого Бога, врагу и гонителю рабов Его, надежде ж и утешению бусурманскому — падение и скорбь. Ведай, яко не поддадимся мы тебе никогда, но будем с тобою битися».

Егда же они проклятии поганы оное письмо увидели и его царского пресветлого величества многочисленные силы с боярином князем Григорьем Григорьевичем Ромодановским и многие полки козацкие с гетманом войска его царского пресветлого величества Запорожского Иоанном Самойловичем к Днепру на отпор или на освобождение Чигирина приидоша, услышавше, аще и убояшася, обаче боязнь ту сокрывающе в сердцах, прилежнее ж к Чигирину приступаху и не на мало время ослабу осадником Чигиринским дающе, а наипаче ж Августа 27-го числа всеми силами добываху города Чигирина, всячески уже осажати его нудящеся, дондеже бы не приспела отсечь государская к Чигирину.

А в богоспасаемом царственном граде Киеве тогда же, месяца Августа 27-го, на память преподобного отца нашего Пимена Великого, бысть обхождение окрест всего великого верхнего города Киева со кресты и чудотворною иконою Пресвятые Богородицы Киевопечерской, коя никогда же по то время не бяше из церкви Пресвятые Богородицы из обители Печерской движима, с честным крестом, в нем же бе часть животворящего древа Креста Господня и мощи многих святых угодников Божиих и с прочими чудотворными иконами, при его царского величества боярине и воеводе Киевском князе Иоанне Борисовиче Троекурове и при окольничем Иване Ивановиче Ржевском. Такожде в трудех бяше и сам всечестный господин отец Иннокентий Гизель, архимандрит святые Киевопечерские обители, с прочими честными игуменами святых монастырей Киевских и иных множество многое духовного и мирского чину людей; все мало не через весь день летный труждахуся, за чудотворною иконою Пресвятые Богородицы ходяще и во умилении и сокрушении сердца молебное пение и молитвы ко Спасителю Богу и к спасающей от бед Пресвятой Богородице приносяще. И толиким многим подвижением чудотворные Киевопечерские иконы Пресвятые Богородицы изрядно чудо и всемирная радость соделася: в той же бо день под Чигириным, возбранные воеводы и заступницы христианом непостыдные заступлением, внезапу нападе на горделивые поганы страх и трепет велий, и абие превратишася в бегство полки чужды с великим и никогда еще небывшим толиким посрамлением и зельною пагубою сил [275] бусурманских, иже невидимою силою Божиею гоними быша сице, яко беспрестанным бегством во дни и в нощи истомишася, множество их велие везде по пути погибе, едва протчие от превеликого страха Божия во свояси угонзуша, град же Чигирин свобожден бысть от всяких бед, и запятая сеть суеумного намерения Агарянского на богоспасаемый царственный град Киев, яко паучина, сокрушися, а мы все помощию Господа, сотворшего небо и землю, по заступлению Пресвятые Богородицы, ходатайством святых Российских чудотворцев и преподобных отец наших Антония и Феодосия и прочих Киевопечерских и всех святых молитвами, изрядным счастием великого государя нашего царя и великого князя Феодора Алексеевича всея великие и малые и белые России самодержца, под его высокою государевою рукою добре избавлени бехом.

* * *

Победа над Турками, одержанная Московскими царскими и гетманскими войсками, одно из наиболее выдающихся событий краткого царствования Феодора Алексеевича. О сем можно судить по той радости, которую произвело известие о ней в Москве; так, например, во вкладной книге любимого царем Феодором Алексеевичем Воскресенского (Новый Иерусалим) монастыря находится следующая запись:

«В 7186 (1678) году, Июля в 24 день, по указу великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича, стольник Иван Иванов сын Колычев, приехав в Воскресенский монастырь к архимандриту Филофею и соборным старцам и всей братии, великого государя указ сказал, чтоб архимандрит собором молебствовал о его государевом здравии и о победе на Турок, его-де государевым счастьем тех Турок под Чигириным побили».

Сообщил архимандрит Леонид.

Текст воспроизведен по изданию: Первая война русских с турками в 1677-1678 годах // Русский архив, № 7. 1878

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.