Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Переписка Корнилия, митрополита Новгородского, с Петром Васильевичем Шереметьевым.

Корнилий, митрополит Новгородский и Великолуцкий, 6 августа 1674 г. переведен из Казани в Новгород; 3 марта 1695 года отошел на покой в Зеленецкий монастырь, где и умер 26 февраля 1698 г. Погребен в Зеленецком монастыре 1.

Петр Васильевич Шереметев «Меньшой» – бывший воевода Новгородский.

Как видно из письма к Новгородскому митрополиту Корнилию, Петр Васильевич Шереметев находился на Государевой службе уже не в Новгороде и был только на короткое время отпущен Государями (время двоевластия) со службы исполнить обет – посетить Тихвин и Александров монастыри, «робяткам волосы снять во обители Чудотворца Александра» (старый обычай, державшийся у нас до конца XVII века).

Петр Васильевич Шереметев ехал в Новгородскую епархию, где тогда был митрополитом почитаемый им Корнилий, который платил бывшему Новгородскому воеводе тем же. Дружба двух этих властей, государственной и церковной, тем интереснее, что она поддерживалась, по-видимому, общими взглядами на задачи и цели государства и церкви, к концу XVII века достаточно сознаваемыми и значительно обострившимися.

Объяснение уничтожения патриаршества нужно искать не только в решительности Петра, а и в условиях общей государственной и церковной жизни, в отношениях между государством и церковью, со второй половины XVII века заметно требовавших разрешения. [377]

Владыка Корнилий, один из самых крупных людей, сидевших на Новгородской Софийской кафедре, выставлял программу своих взглядов и действий смело и решительно: не скрывая своих намерений восстановить владения Новгородского Софийского Дома в прежних размерах, когда Софийский Дом считался крупнейшим землевладельцем в Новгородской земле, он твердо идет к поставленной цели и достигает ее путем приписки беднеющих и опустелых монастырей с их вотчинами к Софийскому Дому. К концу его владычества около 50 монастырей с их вотчинами перешло во владение к Св. Софии, и карта Софийских земель начала принимать старый свой вид, до времени конфискации Новгородских владычных владений.

Следы этой политики владыки Корнилия видны в документах, сохранивших его переписку по этим вопросам с равными людьми в Новгороде и Москве 2.

Не менее энергично отстаивал владыка Корнилий и духовные интересы своей паствы. Известно резкое столкновение его с Новгородским гостем Семеном Гавриловым, по вопросу о распространении спиртных напитков в целях казенной прибыли, где восторжествовал голос владыки, не смотря на явные невыгоды от такого оборота дела государству 3.

Представитель государственных интересов – воевода Новгородский, каковой пост одно время занимал Петр Васильевич Шереметев, должен был, конечно, считаться с убежденной деятельностью митрополита, и дружба двух представителей власти в Новгороде основалась, надо полагать, на солидарности взглядов: сочетание в светском государственном человеке уважения к церковной независимости и к ее моральной программе, даже в ущерб интересам казны, с выдающимися качествами государева служилого человека – особенность в характеристике человека XVII столетия. Таков П. В. Шереметев. Гость Семен Гаврилов иначе смотрел на вещи и стал в ряды врагов митрополита Корнилия. [378]

Среди Актов Новгородского Софийского Дома сохранилось подлинное письмо Петра Васильевича Шереметева к владыке Корнилию, без обозначения года, и черновик ответа митрополита боярину.

Подлинное письмо писано на столбце, сложенном в письмо, и адресовано: «Государю моему, преосвященному Корнилию Митрополиту». Почерк – красивая скоропись XVII века. Следы красной сургучной печати.

Ответ писан очень небрежно (черновик), с поправками и выносками; кое-что зачеркнуто; на бумаге (столбец) есть слова неоконченные, неимеющие прямого отношения к тексту, написанные на перевернутом в обратную сторону сверху вниз листе. Оба столбца переплетены вместе с другими актами Софийского Дома в книгу 4 и хранятся в архиве Императорской Археографической Коммиссии.

Б. Греков. [379]


* * *

Государю моему, Преосвященному Корнилию Митрополиту Петрушка Шереметев челом бьет.

Здравствуй, государь, на множество лет!

Пожалуй, государь, прикажи ко мне писать о своим многолетнем здоровьи, а я того со усердием слушать желаю.

А про меня, государь, изволишь ведать, и я, по милости Великих Государей и по обещанию моему, отпущен на Тихвину и в Александров монастырь молитца и робяткам волосы снять в обители Чюдотворца Александра. И приехал на Тихвину сего месяца в 1 день.

При сем прошу милости твоей, государя моего, к себе: подай архиерейское свое благословение, а я зело того желал, что видеть очи твои, государя моего. Только за скорым путем того не получить! Однако же, в надеянии милости твоей к себе, послал я и домашние мои нечто малое – пять полотенец тонких, скатерть, ковришку большую, черной хлебец, пастила.

Прикажи, государь, принять.

Стократно челом бью. [380]

* * *

Благословение Преосвященного Корнилия, Митрополита Новаграда, государю моему, Петру Васильевичу.

Челом бью, государь мой, на твоей к нам духовной любви, что жаловал, о твоем многолетнем здравии чрез писание известно учинил, а впредь того-ж желаю.

А про наше смирение изволишь ведать: и мы в Великом Новеграде в Дому Премудрости Божии февраля по 6 число телесне жив, а душевне – Сам Единородный Сын Слово Божие весть.

Присланное от тебя, 5 полотенец тонких, скатерть, ковришку большую, черной хлебец, пастилу, я любезно приял и за тое твою ко мне милость премного челом бью 5. В том же твоем писании к нам писано, что милость твоя желал быть в Великом Новеграде и за скоростью пути того не получить, и о том и мы усердно желаем очи твои видеть, и о том благодарим, что через посланье о своем, боярина, и Татьяны Афонасьевны и детей ваших о многолетнем здравии мне вестно учинили.

Да послал я на благословение тебе образ Премудрости Божии, на окладе, и Татьяны Афонасьевны образ Никиты Епископа и Иоанна Архиепископа, Новгородцких чудотворцев, на окладе, да детем вашим образ Новгородских же чудотворцев, на окладах, с домовым своим казначеем иеромонахом Арсением.

А милость Святые Неизреченные...


Комментарии

1. Строев. Списки иерархов, стр. 37.

2. См. Акты Новгородского Софийского Дома, Акты Новгородской Казенной Палаты. Архив Императорской Археографической Коммиссии.

3. См. Биографич. словарь, Гаврилов Семен – «Новгородский гость».

4. Акты Новг. Соф. Дома, т. X, № 547, лл. 74–75.

5. Далее выноска на обороте.

Текст воспроизведен по изданию: Переписка Корнилия, митрополита Новгородского, с Петром Васильевичем Шереметьевым // Старина и новизна, Книга 17. 1914

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.