ПРАЗДНЕСТВО «ВХОДА ИИСУСА ХРИСТА ВО
ИЕРУСАЛИМ», БЫВШЕЕ В МОСКВЕ В 1675 Г.
Марта в 28 день, в неделю Ваий, Святейший
Патриарх (Иоаким) указал благовестить ко
всенощному в три часа нощи. У всенощнаго был в
соборе, к литии облачался, шестопсалмие сам не
говорил; к величанью облачался, и после не
розблачался, стоял во олтари, и как Евангелие
прочли, вышел из олтаря, кадил вербу окрест
единожды и говорил молитву в митре, и роздавал
вербу архиереом и черным властем и священником и
церковному причту и всему народу. И вшед во
олтарь разблачился; а провождения ко всенощному
и от всенощнаго не было; к литургии и от литургии
провождение бывает. А к литургии ходит по вести
от Великаго Государя; и как ударило пол часа дни,
Святейший Патриарх поиде в церковь, пред ним шли
певчие дьяки и подъдьяки в стихарях. И пришед в
церковь, пели входное по чину; и целовав святые
иконы, пойде на свое место, а архиерее и черные
власти к службе, целовав руку, облачаются во
алтари. А Святейший Патриарх облачается на своем
месте среди церкви в меньшее облаченье: в
патрахиль и поручи, в амофорий и в митру. А к
празднику подъдьякони посылаются напред с
большим облаченьем. И Великий Государь приходит
в церковь большим красным крыльцом в полуденные
двери, и, целовав святые иконы, приемлет у
Святейшего Патриарха благословение и ставится у
заднего праваго столпа. Я Святейший Патриарх
начинает молебен, и идут со [128] святыми
иконы к празднику по чину; а звону не бывает. И
поют канон празднику идучи греческим распевом. И
пришед к празднику, входит в церковь, и Святейший
Патриарх облачается в большое облачение
жемчужное и в митру большую. В то время певчие
поют стихиру празднику, а Великий Государь
облачается во свой царский сан в другом приделе,
и облачась приходит в церковь, и исходят на
лобное место. В то время допевают 9-ые песни
канона. И пришед на лобное место, ставятся по
чину, и подает Великому Государю ваиа и вербу, таж
архиереом и боярам и окольничим и думным людям и
черным властен и протопопам; а по благословению
Святейшаго Патриарха стольником и стряпчим и
дьяком и гостем и народу, сшед с лобнаго места,
подают митрополиты. И роздав вербу, протодиакон
начинает чести святое Евангелие от Марка зач. 19: «Во
время оно приближися Иисус во Иерусалим, и прииде
в Вифсфагию и Вифанию к горе Елеонстей, посла два
ученик своих». Сию речь чтет 3-жды; тогда
протопоп да ключарь приходят ко Святейшему
Партиарху; протодиакон чтет: «и глагола им».
Тогда Святейший Патриарх посылает их по осля,
говорит речь из уст или по столбчику: «идита в
весь, яже есть прямо вама: и абие входяща в ню,
обрящета жребя привязано, на неже никтоже от
человек вседе: отрешша е, приведита. И аще кто
вама речет: что творита сие; рцыте, яко Господь
требует е». И приимшем благословение пойдут по
осля. Протодиакон чтет: «и абие послет е семо.
Идоста же и обретоста жребя привязано при дверех
вне на распутии: и отрешиста е. И нецыи от стоящих
ту глаголаху има: что деета отрешающа жребя; Она
же реста им, яко же заповеди има Иисус; и оставиша
я. И приведоста жребя ко Иисусови». Сию речь
чтет, дондеже приведут осля, и паки чтет: «возложиша
на не ризы своя». В то время уряжают осля
сукнами и коврами по чину патриарши приказные, а
протодиакон чтет едину речь: «возложиша на не
ризы своя». И паки чтет: «и вседе на не».
Тогда Святейший Патриарх, приим животворящий
крест, благословляет Великого [129] Государя,
и сядет на осля. Протодиакон же чтет едину речь: и
вседе на не, дондеже сядет. И паки протодиакон
чтет: «мнози же ризы своя постлаша по пути:
друзии же ваиа резаху от древия, и постилаху по
пути. И предходящии и в след грядущии вопияху
глаголюще». Дозде стает прочитати. И едучи
осеняет на об страны животворящим крестом, а в
левой руце держит святое Евангелие. И подьяки
больших и меньших станиц идут пред Великим
Государем и Святейшим Патриархом, поют стихи
евангельския: осанна, благословен грядый во имя
Господне, и проч. И пропев, обратяся,
поклоняются Святейшему Патриарху в пояс, и
Святейший Патриарх осенит их животворящим
крестом. А праваго и леваго клироса певчие идут
позади Святейшего Патриарха, поют, пременяя,
стихи же евангельския, и пропев поклоняются. А
архиереи и черныя власти идут во след Святейшаго
Патриарха по своим местам по чину. Да уготовлени
бывают на Спасове мосту шесть верб, и на те вербы
посылаются архиерейские подьяки меньших станиц
по два человека, и поют стихи евангельския,
доколе Святейший Патриарх на осляти проедет. И
пришед к церковным дверем, сседши со осляти,
благословляет Великого Государя животворящим
крестом, таже осеняет крестом ко грановитой
палате Царицу, Царевичей и Царевен, и осенит
руками. Протодиакон, вшед в церковь, на амбоне
дочитает святое Евангелие, в Матф. зач. 83: «И
вшедшу ему во Иерусалим, потрясеся весь град,
глаголя», и проч. Конец возглашает: «и
водворися ту». И начинает часы Святейший
Патриарх, облачение переменяет и служит
литургию.
(Из рукописи: Чиновник Патр.
Иоакима).
Текст воспроизведен по
изданию: Празднество "Входа Иисуса Христа во
Иерусалим", бывшее в Москве в 1675 г. //
Москвитянин, № 8. 1853
|