Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СИНОДИК 1670 ГОДА

БОГОСЛОВСКОГО МОНАСТЫРЯ ЧТО НА ВАГЕ.

В числе рукописей недавно мною купленных достался мне Синодик Богословского монастыря. Синодик этот в 4-ку, писан на лощеной бумаге, полууставом, с заглавиями писанными киноварью. На первом листе читается: «Сия книга глаголемая Синодик Богословского [1077] монастыря; написася сия книга в лето 7178 (1670) при игумене тогож Богословского монастыря Ионе и при келаре старце Сергии».

Богословский монастырь, которому принадлежал Синодик, основан в 1444 году Новгородским посадником Василием Степановичем Своеземцевым, который в 1452 году, во время игуменства Сера пиона, отдал Богословскому монастырю из своих имений три села с значительными землями. Впоследствии Василий Степанович поступил сам в Богословскую обитель и принял монашество с именем Варлаама; достигши маститой старости, он скончался 19 Июня 1462 года. Нетленные его мощи открыты в 1557 году. Основанный им монастырь Богословский упразднен в 1764 году; мощи препод. Варлаама, Пинежского чудотворца, почивают в бывшей монастырской, а ныне приходской Богословской церкви, находящейся в недальнем расстоянии от города Шенкурска.

В Синодике бывшего Богословского монастыря помещены поминовения: Государей Русских, от царя и великого князя Иоанна, в монасех Ионы, до императора Петра I включительно. Благоверных цариц, от ц. и в. кн. Анастасии до императрицы Анны Иоанновны. Патриархов Всероссийских, от Иова до Адриана. Митрополитов Новгородских, от митр. Макария до епископа Аполлоса; против имен: архиепископа Германа замечено, преставися 1735 года Июля 25 дня; архиепископа Аарона преставися 1708 Маия 7 дня. Настоятелей Богословского монастыря 1. Начинается так: «Помяни [1078] Господи начальника святые обители сея преподобного отца нашего Варлаама; священно-игуменов: Феодосия, Кирилла 2, Геронтия, Варлаама, Паисия 3, Иринарха, Евфимия, Даниила 4, Измаила, Ионы, Варлаама, Симеона, Игнатия, Федосия, Евфимия, Ионы, Ефрема, Иосифа, Иоанникия, Серапиона, Антония, Варсонофия, Гурия, Макария схимника 5, Исаии схимника, Ионы 6.

За тем следуют родовые поминовения. Из числа их укажем на следующие: род игумена Богословского монастыря Макария Долгобородовых, род Богословского монастыря игумена Ионы, род Богословского монастыря игумена Парфения 7, род Богословского монастыря игумена Евфимия 8, род князя Ивана Михайловича Коркодинова 9: [1079] «Помяни Господи души усопших раб своих: раба своего инока схимника Мисаила, Ксении, Марфы, князя Петра, князя Василия, Евдокеи, княгини Елены, княгини Феодосии, Михаила, Евдокеи, Наталии, Иоанна убиенного, князя Иоанна младен., Алексея, Феодора, Иоанна, Пелагеи, князя Иакова, князя Даниила, схимницу Екатерину. Род звонаря-монаха Иоасафа Карамзина 10: «Лета 7195 (1687) Сентября в 8 день поставил сию святую икону в церковь Иоанна Богослова, чудотворца Варлаама, по своих родителях и по себе в поминовение в век неотъемлемо, звонарь-монах Иоасаф Карамзин. Помяни Господи души усопших раб своих и рабынь: раба своего инока Феодосия схим., инока Игнатия схим., иереа Димитрия, иереа Иоанна, Анисима, Димитрия, иереа Космы, иноки, Екатерины схим., иноки Марфы схим. дважды, Варвары, Иустины, Наталии, Ксении, инока Ионы схим., Лазаря, Георгия, Иоанна, Феодосия, Петра, Анастасии, Иоанна, Григория, Евдокима, Иоанна, Иоанна младен., Марии [1080] младен., Евлампии младен., Симеона младен., монаха Мефодия схимника, иереа Михаила, иереа Феодора утоп, монаха Иоасафа, Иоанна младенца дважды, Иулиании, Стефана и их сродников».

Из Синодика Богословского монастыря, ныне упраздненного, род Карамзиных я внес на вечное поминовение в Синодик церкви пресвятые Богородицы Тихфинской иконы ее, находящейся Московской губернии Дмитровского уезда в родовой моей отчине селе Глухове.

К. М. Оболенский.


Приложение.

РОДОСЛОВНАЯ КНЯЗЕЙ КОРКОДИНОВЫХ.

Князья Коркодиновы происходили от владетельных князей Смоленских. Род их не был внесен в древние родословные книги потому, что когда Литовский великий князь Витовт взял Смоленск, то из потомков князей Смоленских князь Димитрий и князь Иван, происходившие от князя Глеба Святославича Смоленского, вынужденными нашлись служить в Великом Княжестве Литовском. У князя Ивана в Литве был один сын князь Юрий Коркода, и у князя Юрья князь Иван Коркодинов. От него пошли князья Коркодиновы, которых род только в позднейшее время, но указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей, внесен в бархатную родословную книгу.

 

№ отца

1.

Князь Иван Юрьевич Коркодинов приехал из Литвы в 1514 г. служить к в. к. Василию Ивановичу.  

2.

Князь Семен Иванович в и. 7079 (1571) году был в Смоленске воеводою в 7082 (1574) был наместником в Новгороде Северском; в 7083 (1575) [1081] и в 7084 (1576) годах был на берегу у обоза Головою; в 7084 (1576) был наместником в Новгороде Северском; в 7085 (1577) г. был у наряду в Лифляндский поход воеводою в 7085 (1577), в 7086 (1578) и в 7087 (1579) годах был воеводою в Куконосе; в 7088 (1580) г. с Орла был за рекою, а стоял у Антония святого полковым воеводою.  

3.

Князь Иван Иванович, бездетен.

1

4.

Князь Михайло Иванович, бездетен.

1

5.

Князь Никита Иванович, бездетен.

1

6.

Князь Григорий Иванович.

В 7079 (1571) году был на Плове и на Солове воеводою; в 7081 (1573) был наместником в Рославле; в 7083 (1575), в 7084 (1576) и в 7085 (1577) годах был воеводою в Астрахани.

1

7.

Князь Гаврило Семенович.

В 7099 (1591) году сбирал в левую руку на Коломну Муромцев; в том же году был за Москвою рекою объезжим головою; в 7100 (1592) был головою в Свейском походе, в 7101 (1593) и в 7102 (1594) был воеводою на Крапивне; в 7103 (1595) был послан к Ногайским Мурзам: в 7104 (1396) был Рижским воеводою; в 7106 (1595) был в Орле воеводою; в 7107 (1599) и в 7109 (1601) годах был воеводою в Чернигове; в 7110 (1602) был воеводою в Почепе; в 7111 (1603) был воеводою в Переяславле Рязанском: в 7112 (1604) был воеводою на Рязани; в 7112 (1604) Сентября в 1 день был у Государя у руки, а быть ему в [1082] Смоленску; в 7115 (1607) убит в Путивле.

2

8.

Князь Федор Семенович.

В 7130 (1622) был в Москве объезжим головою для огней в Кремле-городе. Дворянин Московский 1627—1640. Постригся и умер.

2

9.

Князь Иван Семенович.

2

10.

Князь Семен Григорьевич, бездетен.

6

11.

Князь Яков Гаврилович, бездетен.

Стольник 1627—1629.

7

12.

Князь Данило Гаврилович; бездетен.

7

13.

Князь Федор Иванович.

В 7124 (1618) и в 7125 (1619) годах был воеводою в Тюмени.

9

14.

Князь Михайло Иванович, в монашестве Мисаил.

Стряпчий с платьем 1627—1629; Стольник 1636— 658.

9

15.

Князь Иван Михайлович.

Стряпчий 1636—1640. Стольник 1658—1676. Окольничий 1681—1686. Боярин 1691—1692.

14

16.

Князь Алексей Михайлович.

Дворянин Московский 1640. Стольник 1638—1676.

14

17.

Князь Андрей Михайлович.

Стольник 1658—1686.

14

18.

Князь Федор Михайлович.

Стряпчий 1658—1676. Стольник 1676—1692.

14

19.

Князь Андрей Иванович.

Стряпчий 1658.

15

20.

Князь Петр Алексеевич.

Стольник 1686—1692.

16


Комментарии

1. Так как в «Истории Российской Иерархии» не поименованы настоятели обители, основанной на Ваге, во имя св. Евангелиста Иоанна Богослова, то я счел нужным выписать имена их из Синодика и напечатать. В поминовение не внесены упоминаемые: в грамотах 1452 г. игумен Серапион и в Житии преп. Варлаама, под 1552 годом, игумен Герасим.

2. Великокняжеская грамота Богословского монастыря игумену Кириллу от 5 Января 1482 года хранится в Богословском храме.

3. Упоминается под 1557 годом в Житии преп. Варлаама.

4. По просьбе игумена Даниила, иеромонах Иона в 1589 году описал жизнь и чудеса преп. Варлаама Пинежского чудотворца.

5. Против имени игумена Макария сделана отметка: «Преставися 7177 (1669) 1 Генваря»; игумен Макарий Долгобородовых считал себя потомком преп. Варлаама Пинежского.

6. При сем игумене Ионе написан Синодик в 1670 году.

7. Игумен Парфений собственноручно вписал род свой в Синодик.

8. Игумены Евфимий и Парфений были вероятно из последних по времени настоятелей Богословской обители.

9. Князья Коркодиновы происходили от владетельных князей Смоленских. Для определения лиц, упоминаемых в Синодике, помещено здесь их родословие в Приложении.

10. Род Карамзиных вписан в Синодик собственноручно монахом Иоасафом Карамзиным. Вероятно, он поступил в монашество в очень молодых годах, и послушание, возложенное на него, — звонить в колокола для созыва братии на молитву, не только не казалось ему тягостным, но напротив было ему по душе: это можно заключить из того, что он в своем титуле поставил слово звонарь прежде слова монах. Потешаться колокольным звоном было в духе того времени: вспомним при этом, что любимою забавою царей Ивана Васильевича Грозного и Феодора Иоанновича было — звонить в колокола. — Но слово звонарь в последствии в Синодике в обоих местах кто-то постарался тщательно вымыть. Это, без всякого сомнения, сделано было уже по смерти Иоасафа, когда его имя было внесено в Синодик, где он назван только монахом Иоасафом.

Текст воспроизведен по изданию: Синодик 1670 года Богословского монастыря, что на Ваге // Русский архив, № 6. 1869

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.