Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СПАС ОБЫДЕННЫЙ

Первое украшение Вологды, как и всех старинных городов русских, — церкви. Кроме соборов, двух монастырей и трех кладбищ, в ней считается ныне тридцать четыре прихода, из коих некоторые имеют по две и по три церкви. — Но ни в одной из этих церквей вы не встретите такого множества богомольцев, как в Всеградской Всемилостивого Спаса, называемой [332] Обыденною, или просто Спас Обыденный 1. Каждое воскресенье, церковь эта полна народа; каждый торговый день окологородные крестьяне, продавши свой товар, приходят поставить свечу и помолиться Спасу Обыденному; даже из проезжающих многие останавливаются здесь отпеть молебен Чудотворному образу. И в продолжении 187 лет, ни днем ни ночью не угасает огонь перед этим святым образом!....

Каждогодно на 18-е число октября бывает в церкви всенощное стояние, на которое собираются благочестивые старожилы вологодские, и очень многие из окрестных жителей. — В 1824 году Император Александр, пробыв три дня в Вологде, 18-го числа слушал у праздника раннюю обедню 2, которую совершал преосвященный Онисифор, бывший тогда епископ вологодский. Здесь святый старец благословил Государя, в дальнейший путь…..

Замечателен случай, по которому построена [333] Спасская церковь. Вот что рассказывает о нем современный летописец 3:

В 1655 году, с первого числа сентября, появилась в Вологде, и во всех окрестных местах смертоносная язва или великой мор, как тогда называли ее. Люди умирали внезапно: ходил ли кто, или стоял, или сидел, и так «забывся вмале,» вдруг умирал; иной по вечеру ложился спать здоровым, а по утру находим был мертвым; во многих домах не осталось в живых ни одного человека; по дорогам валялись мертвые тела, к которым никто не смел прикоснуться; священники едва успевали хоронить мертвых, и за это не брали уже ничего: «сребро бо и злато, и драгоценные ризы, ни во что же бяху, и никто бо их желаше; видеху бо вси граждане, пред очима своима смерть.» Милостынею, молитвами, исповедью и причастием приготовлялся каждый к смерти. Не стало тогда воровства и разбоя, лжи и клеветы, гнева и ярости, обиды и злобы, так что можно было сказать с пророком: Благо мне, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим! Житейские нужды забыты; опустели торжища; народ постился и [334] молился. Прошло полтора месяца: язва не прекращалась. — Вот в душе одного благочестивого Вологжанина, (предание не сохранило имени его), блеснула святая мысль: создать алтарь Имени Господню, и безостановочно строить его днем и ночью, чтобы Господь оставил Свой гнев праведный, и помиловал народ Свой, от смертоносные язвы. Эта мысль, подобно молнии, пронеслась по городу, и по окрестным селениям; преосвященный архиепископ вологодский и велико-пермский, Маркелл, одобрил ее, и благословил начать святое дело. Местом для построения церкви избрана торговая, сенная площадь. Прекрасно изобразил летописец самое построение и освящение церкви; вот подлинные слова его:


«Егда же прииде уставленный день, в онь же бы основание храму положити, и абие стекахуся вси граждане, и из волостей множество народа ко нареченному месту, ожидающе, в онь же час основание его положити. И начаша на сем месте сооружати храм древяный, того же году (1655), месяца октября против 18-го числа, на память святого апостола и евангелиста Луки; и положиша основание его в вечере, в первом часу нощи, и бяху делающе мужественне; и множество народа овии древие употребляху и назидаху; а иннии из разных мест древие везяху, (не бяше бо тогда на сооружение храма в [335] готовности ни что же, но вся из разных мест приношахуся); а инии мнози, ради нощнаго мрака, береста зажигаху и в руках своих на древесех ношаху: и бяше тогда видети велие успеяние, паче же Божие промышление; — а иннии благочестивии мнози при создании храма и до совершения безотступно стояху и слезы от очию изливаху, яко сподобишася видети, яже ни отцы наши видеша. Ко уготовлению же храма всякое требование и древие граждане сподобляху; а работающий народи мзды не взимаху. И совершиша на утрешний день со всякою готовностию, точию стен не отесаху; последи же вскоре исправиша и ко уготовлению освящения с великим тщанием изготовиша; трапезы же в то время не делаша. Образы же собраша от многих приходских храмов. — И молиша граждане преосвященного Маркелла архиепископа приити на то освящение. Архиепископ же велиими слезами облиявся, слыщав о совершении храма, немедленно в той час подвижеся со всем освященным собором; и освятиша олтарь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Xриста; в той же день и литургию отслужиша к вечеру, и молиша Господа Бога, чтобы утолил праведный Свой гнев, и помиловал люди Своя от смертоносные язвы. И так разыдошася вси во своя домы, славяще Бога, яко сподоби Бог сооружити и освятити храм [336] единым днем и нощию; иннии же благочестивии мнози молебствоваху Всемилостивому Спасу чрез всю нощь.»


В то же время благочестивый старец Сумароков согласился, по единодушной просьб Вологжан, написать образ Спасителев. Три дня говел он прежде, чем приступил к делу; потом исповедался, причастился святых тайн, и ночью на 23 октября начал писать образ. Предание говорит, что сам Спаситель явился ему во сне, и повелел представить Себя в том виде, в каком Он и написан 4. На следующий день, 23 октября, образ был уже готов; святитель Маркелл освятил его; молитвы Вологжан снова понеслись к престолу Благодати. Наконец чудо милосердия Божественного совершилось: «и умилостивився Благоутробный Господь, измени смерть на живот: преста бо от того дне в людех смертоносная язва.» С тех пор и доныне не иссякает обильный источник чудотворений, и никогда не иссякнет он для тех, которые приходят сюда с теплою верою и твердым упованием!... Для вечного же [337] воспоминания милости Божией тогда установлено общее торжество с крестным ходом из Кафедрального собора, что и доныне совершается каждогодно — в 18 день октября.

В 1688 году, по благословению преосвященного Гавриила, архиепископа вологодского и белозерского, положено основание нынешней каменной церкви на том же месте, где стояла обветшавшая обыденная деревянная, которая и оставалась в своем виде в продолжении почти десяти лет, доколе вокруг нее были выводимы каменные стены. В одной связи с холодною каменною церковию тогда же построена небольшая теплая с престолом во имя Тихвинской Божией Матери. Чрез десять лет церковь была совершенно устроена, и в 1698 году, 4 февраля, освящена преосвященным Гавриилом; а в 1718 году, при преосвященном Павле, епископе вологодском и белозерском, она украшена «стенным изографским писания изображением.»

Когда убийственная холера три раза распространяла в Вологде ужас и смерть, тогда граждане опять обратились с молитвою к чудотворному образу. На площади против Спасской церкви они устрояли на время возвышенное место, куда выносили образ Спасителев, и где, при общем стечении жителей, совершаемо было преосвященным Стефаном, епископом вологодским и устюжским, моление: только одно это могло [338] подкрепить и утешить устрашенный народ. И холеры не стало.

1840 год ознаменован новым усердием Вологжан к церкви Всемилостивого Спаса. В этом году, по благословению епископа Стефана, теплый храм тесный и непоместительный разобран, и на месте его предположено воздвигнуть новый обширный, с двумя престолами: на правой стороне во имя Божией Матери Тихвинские, на левой во имя Иакова, брата Господня, на память которого написан Спасителев образ. Июня 22 числа положено основание храма. План его и рисунок иконостаса одобрены известным архитектором Тоном; хозяйственные распоряжения, но предложению общества, принял на себя коммерции советник Афанасий Осипович Витущетников, известный здесь своим усердием к святыне; великолепный иконостас делан вологодскими мастерами Александром и Константином Лотковыми; святые образа писаны в Кинешемском уезде Костромской губернии. Во время построения сей церкви после праздника 18 октября 1840 г., на зимнее время, образа Спасителя, Богоматери и другие некоторые, вместе с церковною утварию, перенесены с крестным ходом в церковь Казанские Божией Матери, где и находились до 17 числа октября, почти чрез целый год. Наконец в октябре 1841 года все работы по церкви были кончены; святые образа [339] перенесены, опять с крестным же ходом, в Спасскую церковь; 9 число ноября назначено для освещения первого престола. В вечер, предшествовавший освящению, ректор семинарии, архимандрит Афанасий, соборне отправлял всенощное бдение. Церковь извнутри и снаружи, особенно с западной стороны, от великолепного освещения в темную осеннюю ночь, казалось, была облита пламенем. Стечение народа было необыкновенное не только в самой церкви, даже на паперти не было ни одного праздного места; многие принуждены были остаться на улице. Самое освящение и потом литургия совершены преосвященным Иннокентием, епископом вологодским и устюжским. Не излишним считаю упомянуть, что при этом случае для приколачивания напрестольной дски употреблены камни, собранные близ Устюга, из числа тех, которые, по местному преданию, выпали из каменной тучи, угрожавшей истреблением Устюгу и отвращенной от него молитвами чудотворца Прокопия Юродивого. Эти камни положены, для всегдашнего сохранения, под престолом. Так просвещенный архипастырь наш умел соединить два важнейшие события в церкви вологодской, — события, свидетельствующие о торжестве покаяния и веры над небесным правосудием, — события, в которых, по выражению пророка, милость и истина сретостася, правда и мир облобызастася. Торжество освящения заключено словом [340] архипастырским, в котором он восхвалил благочестивое усердие граждан и представил сильнейшие побуждения к подобным подвигам благочестия. — Освящение другого престола, с таким же великолепием, совершено 18 января 1842 года преосвященным архиепископом Иринеем, в присутствии Иннокентия, епископа уже харьковского и ахтырского. Пред окончанием литургии местный протоиерей Михаил Васильевский говорил проповедь, в которой обратил внимание от наружного обновления храма на состояние нашего внутреннего, духовного храма и на необходимость всецелого его обновления.


Комментарии

1. Обыденный — однодневный. Обыден, по здешнему, значит: в один день или одни сутки. Причина названия объяснится ниже.

2. По росписанию, отъезд Императора из Вологды был назначен вечером 17-го числа; но отложен до следующего дня самим Государем, когда он узнал о здешнем празднике.

3. Последующие сведения взяты из хранящегося в церкви: «Сказание о милости Божии и о создании храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Xриста, во граде Вологде, во избавление от смертоносныя язвы.»

4. Икона не многим более пядичной. Спаситель изображен в рост, с опущенною благословляющею десницею; и поднятой левой руке Его евангелие, разогнутое на словах: Приидите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы.

Текст воспроизведен по изданию: Спас обыденный // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 37. № 147. 1842

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.