Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА СОФИЙСКОГО ДОМА ПРИ АРХИЕПИСКОПЕ СИМЕОНЕ

(1653 г.)

Симеон, пятый архиепископ Сибирский и Тобольский, был поставлен на кафедру 9 марта 1651 г. из игуменов Пафнутиева Боровского монастыря и прибыл в Тобольск 20 декабря того же года (ПСРл.  М., 1987. Т. 36, ч. 1. С. 157). Он был фигурой неординарной — литературно одаренный, с четкими принципами, последовательно и достаточно строго проводимыми в жизнь, поддерживавший на первых порах ссыльных вождей старообрядчества (Аввакума и Лазаря) (См.: Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследование и тексты. М., 1963. С. 212-213), а позднее жестко проводивший решения никоновских соборов.

Сохранившаяся переписка показывает, что с самого начала правления Симеона у него сложились трудные отношения с тобольскими воеводами — шли жалобы в Москву как от одной, так и от другой стороны (См.: Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века. Новосибирск, 2001). Особое место здесь занимают челобитные по поводу Ивана Мильзина — дьяка Софийского дома, племянника покойного архиепископа Герасима. Он, по словам Симеона, полностью «запустошил» архиерейское хозяйство, «что и воды нечем почерпнуть» (Там же. С. 293). Мильзин, при поддержке воевод, также обращался в Москву с жалобами на архиепископа. Н. Н. Оглоблин считает, что именно в результате этих обвинений, суть которых неизвестна, Симеон год и четыре месяца был «в запрещении» (Оглоблин Н. Н. Дело о самовольном приезде в Москву Тобольского архиепископа Симеона в 1661 году // Рус. старина. 1893. № 10. С. 162-184). Однако данное утверждение не совсем точно: согласно летописям, он был «в запрещении» ровно год («...Был в запрещении целой год со 166-го году с Рожества Христова да по 167-й год по Рожество же Христово» — ПСРл.  Т. 36, ч. 1. С. 204 (Головинская редакция Сибирского летописного свода)), и вряд ли из-за отношений с воеводами. Нарышкинская [178] редакция Сибирского летописного свода сообщает: «А з 7166-го году с Рожества Христова да по 167 год по празнику Рожества же Христова по указу светейшаго патриарха Никона (выделено мной. — Е. Р.) Московского и всеа Росии и по грамоте был в Тоболску в запрещении Симион архиепископ, не велено ему служити божественная литоргия» (Там же. С. 270. Такое же сообщение в Шлецеровской редакции (Там же. С. 349)). Судя по датам (1657-1658 гг.), решение патриарха (а только он и мог «запретить» архиерея) связано с недостаточным обновлением церковной службы. Как известно, вплоть до весны 1662 г. в местных церквах она велась на равных как по старым, так и по новым книгам. Лишь после возвращения из Москвы в Тобольск 22 марта этого года архиепископ Симеон «с великою грозою» (Материалы для истории раскола за первое время его существования / под ред. Н. Субботина. М., 1878. С. 288) стал требовать, чтобы служили по новым служебникам. Интересно, что подобные требования не появились у владыки после собора 1654 г., на котором рассматривалось исправление богослужебных книг и обрядов и в котором он участвовал (Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания... С. 212), да и Аввакума он поставил протопопом в то же время.

Распоряжение о вызове на собор в Москву от имени царя было дано 19 ноября 1653 г.:


/л. 236/ От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа

Русии в Сибирь, в Тоболеск, богомолцу нашему Симеону, архиепископу Сибирскому и Тобольскому.

Указали есмя тебе, богомолцу нашему, быти на Москве по нынешнему зимнему пути, а с собою указали тебе взяти из софейские казны ризницу да ризничево, и певчих дьяков, и подьяков, [да детей боярских и иных дворовых людей, которые тебе надобны] (Здесь и далее текст в квадратных скобках вставлен на обороте соответствующего листа), да для провожанья их тоболских детей боярских, вместо приказново человека сына боярского добра да дву человек детей же боярских рядовых. А что после тебя останетца в софейской казне и в софейских же домовых вотчинах денег и всякие домовые казны, и в житницах хлебных и всяких запасов, и всяково домового строенья, и то все указали есмя тебе, богомолцу нашему, переписати на роспись подлинно, да тое роспись за своею рукою отдати в Тоболску столнику и воеводам нашим, князю Василью Хилкову с товарищи. И взяв у них, у столника и воевод, у князя Василья с товарыщи, под себя и под ризницы, и под ризничево, и под певчих дьяков, и под подьяков, [и под детей боярских, и [179] под иных дворовых своих людей], и под провожатых, под детей же боярских, подводы, на чем мочно поднятца ехати /л. 237/ из Сибири, из Тоболска, к нам к Москве без замотчанья. А к столнику и воеводам нашим, ко князю Василью Хилкову с товары щи, о том наша грамота послана ж.

И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б, богомолец наш, велел в софейской домовой казне и в софейских же домовых вотчинах денги и всякую домовую казну, и в житницах хлебные и всякие запасы, и всякое домовое строенье переписати на роспись подлинно, да тое роспись за своею рукою отдал в Тоболску столнику и воеводам нашим, князю Василью Хилкову с товарищи. А отдав и взяв с собою из софейские казны ризницы и певчих дьяков, и подьяков, [и детей боярских, и иных дворовых своих людей, которые тебе надобны], да для провожанья трех человек тоболских детей боярских, одново доброво, кому быть вместо приказного человека, а дву человек рядовых, да под себя и под ризницы, и под ризничево, и под певчих дьяков, и под подьяков, и под детей боярских, [и под иных дворовых своих людей, и под провожатых, под детей же боярских], подводы, на чом мочно поднятца, ехал бы еси из Сибири, из Тоболска, к нам к Москве безо всякого мотчанья, [чтоб тебе к нам к Москве поспети]. А на Москве велел про себя объявити в Сибирском приказе боярину нашему князю Алексею Никитичю Трубецкому да дьяком нашим Григорью Протопопову да Третьяку Васильеву.

Писан на Москве лета 7162-го ноября в 19 день.

РГАДА, ф. 214 (Сибирский приказ), стб. 400, л. 236-237.


В тот же день была послана и грамота тобольским воеводам о приеме росписи и выдаче подвод для архиепископского поезда (РГАДА, ф. 214 (Сибирский приказ), стб. 400, л.  238-240). В этих документах, на мой взгляд, сказалось отношение властей к Симеону. Во всяком случае, только так можно объяснить требование «переписати на роспись» все имущество Софийского дома: такая опись, как правило, делалась при смене владыки — после его смерти или перевода на другую кафедру, здесь же ее проводят при рядовой поездке в Москву. Этому могут быть два объяснения: или Симеона собирались убрать с поста, или же после его длительной тяжбы с И. Мильзиным из-за церковного строенья хотели зафиксировать все, что оставалось в Тобольске. Последней причиной, скорее всего, объясняется особое подчеркивание того, что было создано самим архиепископом: «Строил церковь 40 мученик, и столовую, и хоромы новые пресвященный Симеон, архиепископ Сибирский и [180] Тобольский. Да ево ж архиепископля строенья на Софейском же дворе поваренная изба с сенми» (РГАДА, ф. 214 (Сибирский приказ), стб. 400, л.  272).

Опись дошла до нас в составе столбца Сибирского приказа (Там же, л. 259-281), где содержатся различные документы, касающиеся Симеона. Порядок листов в росписи, как и во всем столбце, нарушен, местами есть утраты текста; последний лист (276) порван. Возможно, в описи недостает конца. На обороте л. 276 сохранились отрывки не совсем ясных помет, где упоминается и архиепископ Герасим: «[ст]олп [...] отпуски з[...] [...] Софейского [...] [...]кого манастыря архиепискупа Герасима дому ево архиепископов [...] и всякую ево домовую рухлядь, и утвари церковные, и людей и крестьян и [...] наместо ево другово архиепископа Семиона имянных указов [...] описать».


|л. 259| Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии холопи твои Васка Хилков, Баимко Болтин, Богдашка Обобуров, Гришка Углев челом бьют.

В нынешнем, государь, во 162-м году, декабря в 22 день в твоей государеве Цареве и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии грамоте писано в Тоболеск к нам, холопем твоим, что указал ты, государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Руси, своему государеву богомолцу Симеону, архиепископу Сибирскому и Тобольскому, быти к себе, государю, к Москве по нынешнему зимнему пути, а с собою велено ему взяти [следует пересказ царской грамоты].

|л. 261| ...И по твоему государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу твой государев богомолец Симеон, архиепископ Сибирский и Тобольский, прислал к нам, холопем твоим, в съезжую избу роспись за своею рукою Софейского дома з дьячком, с Ываном Васильевым, софейской домовой казне, и хлебным и всяким запасом, и всякому домовому строенью. И по той ево росписи в софейской казне всякую домовую казну и домовое строенье пересматривали и приказали беречь до твоего государева указу ево, архиепископлим, приказному человеку Григорью Черткову да дьяку Ивану Васильеву. А в домовых, государь, вотчинах хлебные запасы велели перемерить и переписать тоболскому сыну боярскому Ивану Ушакову, а пересмотря и переписав, велели приказать беречь до твоего государева указу ево ж, архиепископлим, приказным людем.

А ему, архиепископу, и под ризницы, и под ризничево, и под певчих /л. 260/ дьяков, и под подьяков, и под детей боярских, и под иных дворовых ево людей, и под провожатых, под детей же боярских, дав подводы, на чом мочно им поднятца, отпустили из Тоболска к тебе, государю царю и [181] великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, к Москве генваря в 22 день.

А твое государево царево и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии денежное жалованье Симеону, архиепископу Сибирскому и Тобольскому, и дворовым ево людем годовая руга, и за рыбные ловли, и за столовые запасы на нынешней на 162-й год дано сполна.

А послали, государь, мы, холопи твои, с Симеоном, архиепископом Сибирским и Тобольским, вместо приказного человека Богдана Аршинского да провожатых тоболских же детей боярских Ивана Неприпасова да Олексея Венгерского и в наказной памяти написали им с великим подкрепленьем, чтоб они, едучи с архиепископом, ево оберегали и во всем ево слушали и почитали, чтоб ему нигде на дороге /л. 264/ задержанья и безчестья ни от кого не было.

А какову, государь, роспись Симеон, архиепископ Сибирский и Тобольский, за своею рукою к нам, холопем твоим, в съезжую избу прислал, и с тое росписи список послали к тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Руси, под сею отпискою мы, холопи твои Богдашко и Гришка, за своими руками.

Список с архиепископли росписи слово в слово

Лета 7162-го генваря в 20 день по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу и по грамоте роспись преосвященнаяго Симеона, архиепископа Сибирского и Тобольского, Софейского дому церковному и всякому домовому строенью.

Церковь Похвалы Пречистыя Богородицы, а в ней церковного строенья. /л. 268/

Двери царские.

Да местных икон:

Икона Похвалы Пречистые Богородицы на окладе, оклад серебряной чеканной, позлащен с каменьем.

Икона Успение Пречистыя Богородицы на окладе, оклад басмяной позлащен, венцы резные позлащены ж.

Икона Отечество.

Икона преподобнаго Нила Столбенского, а на ней два венца да две гривны серебряные чеканные позлащены, с каменьем, да приложен крест серебряной. /л. 269/

Да над горним местом икона Господь Саваоф.

А что в той церкви Похвалы Пречистые Богородицы было риз, и книг, и сосудов церковных, и то все вынесено в теплую церковь святых 40 мученик, иже в Севастии пострадавших, и то все объявлено в сей же росписи в той теплой церкви. [182]

Да у Похвалы ж Пречистые Богородицы придел святаго и праведнаго Алексея, человека Божия, а в нем церковного строенья Царские двери.

Да икон местных:

Икона святаго и праведнаго Алексея, человека Божия, а у той иконы прикладу венец чеканной позолочен.

Икона Похвалы Пресвятые Богородицы.

Икона святаго священомученика Антипы.

Да деисус неболшой с празники. /л. 267/

Да во олтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы напрестолныя.

Да на жертовнике служебные сосуды, потир, да три блюда, да лжица серебряные.

Три блюда оловяные.

Кадило медное.

Церковь святых 40 мучеников, иже в Севастии пострадавших, теплая, а в ней церковного строенья Царские двери.

Икона местная Распятие Христово.

Икона пядница святых 40 мученик в киоте.

Икона Благовещение Пресвятые Богородицы.

Икона Софеи Премудрости слова Божия.

Деисус с празники, а перед деисусом паникадило медное.

Икона Пречистые Богородицы Одигитрея. /л. 270/

Икона Софеи Премудрости слова Божия.

Икона Пречистые Богородицы на престоле.

Икона Введения Пресвятыя Богородицы.

Икона московских чюдотворцов Петра, и Алексея, и Ионы.

Икона Ворлама Хутынского чюдотворца.

Икона святого апостола и евангелиста Матвея.

Икона Пречистые Богородицы Тихвинские в киоте. Гроб Господень.

Над гробом Господним три иконы: Предста царица, Покров Пречистые Богородицы да Езекеилево видение. Деисус с празники и с пророки в трех тяблях.

Перед деисусом три паникадила.

Да перед местными иконами шесть свечь восковых поставных, а на них насвешники белого железа.

Да во олтаре за престолом крест животворящей да две иконы Пречистые Богородицы напрестолные. /л. 265/

Да в олтаре за престолом крест Христов да образ Пречистые Богородицы.

Над жертовником образ Пречистые Богородицы Одигитрия. [183]

Икона Похвалы Пречистые Богородицы пядница на окладе, оклад басмяной, два венца резные золочены. Сосуды служебные оловяные.

Два кадила медных.

Да на престоле крест воздвизалной, обложен серебром басмяным.

Да риз:

Ризы праздничные — камка двоеличная цветная, оплечье — участок золотной по лазоревому отласу.

Ризы повсядневные камкасейные белые, оплечье — камка червчетая, ветхи. /л. 266/

Ризы постные — бархат вишневой травчат, оплечье — бархат червчат гладкой.

Подризник — камка черная, травки — утечья плоть, оплечье — дороги полосатые.

Другой подризник — дороги двоеличные, оплечье бархательное.

Патрахель — камочка зеленая.

Два пояса шолковых.

Да пояс нитеной.

Поручи — бархат вишнев, ветхи.

Да книг:

Евангелие напрестолное. /л. 271/

Евангелие толковое.

Апостол.

Псалтырь учителная.

Две Треоди, постна да цветная.

Два охтая.

Служебник.

Дванадесять миней месячных.

Потребник иноческой.

Трефолой з декабря месяца по март.

Полуставье.

Часослов, часовник.

Ирмосы и обиход знаменные.

Да у те ж церкви на колоколнице пять колоколов.

Перед церковью келья столовая, а в ней поставлено икон: Над церковными дверми деисус — три иконы пядничные.

Да местных икон:

Икона Преображение Господне.

Икона Пречистыя Богородицы Покров.

Икона священномученик Власей.

Под столовою хлебня, а перед столовою сени. Крестовая келья с комнатою.

Перед крестовою кельею сени.

Позади комнаты сени ж, а на сенех чердак. /л. 272/ [184]

Строил церковь 40 мученик, и столовую, и хоромы новые пресвященный Симеон, архиепископ Сибирский и Тобольский.

Да ево ж, архиепископля, строенья на Софейском же дворе поваренная изба с сенми.

Да на дворе ж старых архиепископлих хором: Крестовая келья с прирубом.

А против крестовой кельи келья же, живут старцы, а в промешках сени, а те хоромы на жилых подклетех.

Да в Софейской же казне денег 217 рублев 23 алтына. И те денги взял архиепископ с собою на проезд.

На дворе ж у задних ворот судной приказ.

Подле приказу поварня, где варят квас, а в ней котел медной болшой, да два тшана болших, да третей малой.

Да позади столовые к соборной церкви погреб болшой, а в нем поставлено государева жалованья меду пресного 20 кадей, а в них по смете пудов со 100.

Да против архиепископлих новых хором на заднем дворе сушило с столовыми со всякими неболшими запасы. /л. 273/

Да вь сушиле ж у сушилного старца Анфиногена софейские домовые медные и оловяные посуды.

Миса болшая дачи дьяка Григорья Углева.

Другая миса старая, той менши.

99 блюд болших, и середних, и малых.

24 торелки.

Трои судки столовые.

Три росолника, все те сосуды оловяные белые.

27 сковородок медных ушных.

2 ножа, черенье рыбьи кости.

2 ножа столовые.

9 скатертей шитых и браных.

6 ложек репчатых.

Ставчик медной с покрышкою.

3 сечки железных болших.

3 сечки малых.

Два замка висячих.

Лошка архиепископля репчатая.

Ножик архиепископль, черен кости рыбьи, оправлен серебром.

Ступка медная с пестиком медным, в чем перец трут. Веко медное старое.

4 сковороды блинные. /л. 274/

6 сковородок черных болших и малых.

5 противней болших и малых.

19 котлов болших и малых.

Сковородка яцкая.

Веко медное болшое.

3 ковша железных.

200 ложек корелчатых. [185]

А под сушилом два погреба.

А с архиепископом ис тово ж судового числа отпущено к Москве с тем же сушилным старцем Анфиногеном:

Десять блюд оловянных белых, середние статьи.

Десять блюд малых под сковородки.

Десять торелей.

Пять сковородок медных белых.

Пять сковородок черных.

Два противня.

Котел медной.

Таган железной. /л. 275/

Тритцать ложек.

Блюдо деревяное.

Судки столовые в веке.

3 солопицы оловяные.

Ковш питей деревяной.

Да погреб питейной, а в нем 15 бочек с квасом и простых.

Да на питейном же погребу судов:

17 оловеников болших, и середних, и малых, и с крушкою.

7 яндов медных болших, и середних, и малых.

16 минганов (?) медных болших, и середних, и малых.

6 братин медных болших.

2 братины медных чешуйчатых малых.

14 стоканов оловяных.

5 ковшей медных малых.

Мера медная.

Братинка оловяная, ис чево поят иноземцов.

6 братин корелчатых болших, и середних, и малых.

14 ковшей деревяных.

2 ковша деревяных болших.

22 братинки простых деревяных.

И ис того числа с архиепископом отпущено к Москве: /л. 278/ [...] [...]щет святительская черная.

Два свитка ставленических.

Два полотенца миткалинных, шиты розными шолки з золотом и серебром.

Стихарь дьяконской камчатой белой, оплечье — отлас золотной по червчатой земле. У того стихаря уларь — отлас золотной по зеленой земле да уларь — шесть кистей з золотом и серебром.

Поручи дьяконские алтобасные червчаты, на поручах пугвицы медные.

Стихарь дьяконской понахидной тафтаной вишневой, оплечье — камочка жолтая, уларь бархателной вишневой.

Поручи — камочка евская червчата. [186]

Пелена болшая, средина — камка червчата, опушка — камка темно-зеленая, крест на пелене миткалинной белой, подложена крашениною. /л. 279/

Семь стихарей подьяческих безинных, оплечье бархательные, подложены холстом.

Два возглавия святительских, одно — отлас золотной по черной земле, другое — отлас золотной по червчатой земле.

Три орлеца суконных.

Лампада, обложена серебром басменным.

Ковер цветной.

Репиды медные.

Два стула точеных коженых.

Да архиепискупла платья:

Ряска холодная, камка зеленая, нашивка толковая вишнева, подложена киндяком темно-лимонным.

Шуба соболья пластинная, покрыта камкою-куфтерью зеленым, на ней нашивка шолковая зеленая.

Шуба песцовая, покрыта камкою темно-вишневою бухарскою, на ней нашивка шолковая вишневая. /л. 280/

Манатья святительская, отлас вишневой, подложена

тафтою двоеличною.

Другая манатья, камка-куфтерь лазоревая, подложена тафтою вишневою.

Да монатья поясная, камка червчатая бухарская, подложена тафтою лазоревою.

Шапка камчатая, вишневая куфтерь.

Другая шапка, гвоздичная камка бухарская.

Два клобука святительских толковых.

Ширинка тафтяная, шита золотом и серебром, накишена золотом.

Другая ширинка кисейная, шита золотом и серебром, накишена шолком черным с серебром.

Четки кости рыбьи, кисть — шолк зелен з золотом.

Лахань и рукомой оловяные.

Полотенцо шито розными толки з золотом и серебром. /л. 281/

Возглавие келейное, камка зеленая.

Ковер келейной розных цветов.

Мятель сукна вишневого. /л. 276/

Н[...] (Лист очень порван) двое[...]

Шапка служебная жемчюжная с каменьем, на ней шиты херувимы, а на верху вышит (испр., в ркп вышут) образ Пречистые Богородицы воплощение.

Служба панахидная

[П]араманд, камка лазорева, на параманде крест нашит плетен золотной, гойтан толковой красной, на гойтане крест кипарисной, обложен серебром, позолочен. [187]

Стихарь поризной, тафта в д[...], оплечье и зарукавье — дорожк[а лазоре]ва, крест шиты[...]

[...]му бархату да у амфора (?) дватцать шесть кистей шолков розных з золотом да восмь пугвиц серебряных, подложен амфор дорогами червчатыми.

Сулок, тафта двоеличная, наконешники — отлас золотной по лазоревой земле.

Служебник святительской, печать московская. //

РГАДА, ф. 214, Сибирский приказ, стб. 400, л. 259-281

Текст воспроизведен по изданию: Опись имущества Софийского дома приархиепископе Симеоне (1653 г.) //  Археографические исследования отечественной истории: текст источника в литературных и общественных связях: Сборник научных трудов. (Археография и источниковедение Сибири; вып. 28). Новосибирск. Издательство Сибирского отделения РАН. 2009

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.