Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ОТПИСКА СЕМЕНА ДЕЖНЕВА ЯКУТСКОМУ ВОЕВОДЕ ИВАНУ ПАВЛОВИЧУ АКИНФИЕВУ О МОРСКОМ ПОХОДЕ ЕГО С УСТЬЯ Р. КОЛЫМЫ ДО УСТЬЯ Р. АНАДЫРЬ

(Апрель 1655 г.)

Во время пребывания в Якутске и других городах Сибири акад. Г. Ф. Миллер, изучая в местных архивах документы по истории, географии и этнографии сибирских народов, со многих документов снимал копии. Ему удалось собрать значительное число их, наполнивших во время путешествия отдельный походный возок, который Миллер называл «Сибирским архивом». По возвращении в Петербург Миллер передал привезенные им документы в Академию Наук. 1

Среди них имеются и «якутские акты». Они переплетены в пяти томах, заключающих в себе несколько тысяч страниц. Для нас эти документы особенно ценны тем, что в одном из томов 2 находится отписка Семена Дежнева якутскому воеводе, относящаяся к апрелю 1655 г. Из нее впервые Г. Ф. Миллер и узнал, что еще в 1648 г. якутский казак Семен Иванов Дежнев проходил проливом, позже названным «Беринговым».

Документ этот был использован впервые в «Примечаниях к Санкт-Петербургским Ведомостям» в 1742 г. 3 в анонимной статье, озаглавленной «Известия о северном морском ходе Россиян». По мнению акад. П. Пекарского, эта статья принадлежит перу акад. Винсгейма, состоявшего в это время редактором «Примечаний к Санкт-Петербургским Ведомостям». Но среди бумаг Г. Ф. Миллера в Архиве Академии Наук СССР находится рукописный текст статьи, почти дословно совпадающий с опубликованной в «Примечаниях», под названием «Известия о северном морском ходе из устья Лены реки, ради обретения восточных стран». 4 На страницах этой рукописи (л. 27-28 об.) также имеется описание плавания Дежнева. С обнаружением в архиве Миллера рукописи означенной статьи можно полагать, что автором ее был сам Миллер.

Но и в печатном и рукописном тексте отписка Дежнева не приводится полностью. Впервые она была опубликована целиком лишь в 1851 г. в издании Археографической комиссии «Дополнения к актам историческим». 5 Здесь имеются некоторые пропуски неразобранных мест и неправильное прочтение нескольких слов, не считая мелких отступлений от рукописного текста. В 1945 г. этот документ был перепечатан из «Дополнений к актам историческим» в приложении к книге В. А. Самойлова «Семен Дежнев и его время». 6

Совсем недавно акад. Л. С. Берг в своей книге «Открытие Камчатки и экспедиции Беринга» 7 цитирует отдельные места из этого документа.

Нашей задачей является дать полный и точный текст документа, сохранившегося в «якутских актах» в «Сибирском архиве» Миллера. С этой целью документ [578] воспроизводится нами фотографически, а также приводится текст его с соблюдением всех особенностей подлинника.

Г. А. Князев и Б. А. Малькевич


Государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии воеводе Ивану Павловичу, да дьяку Осипу Степановичу Ленского острогу служилой человек Семейка Иванов Дежнев челом бьет. В прошлом во 156 году 8, июня в 20 день, с Ковымы реки послан я, Семейка, на новую реку на Анандыр для прииску новых неясачных людей. И в прошлом же во 157-ом году, месяца сентября в 20 день, идучи с Ковымы 9 реки морем на пристанище торговаго человека Федота Алексеева 10 чухочьи люди на драке ранили, и того Федота со мною, Семейкою, на море рознесло без вести, и носило меня, Семейку, по морю после Покрова Богородицы всюда неволею, и выбросило на берег в передний конец за Анандыр реку. 11 А было нас на коче всех двадцать пять человек, и пошли мы все в гору, сами пути себе не знаем, холодны и голодны, наги и босы. А шел я, бедной Семейка, с товарыщи до Анандыры реки равно десять недель и пали на Анандыр реку вниз 12 блиско моря, и рыбы добыть не могли, лесу нет, и с голоду мы бедные врознь розбрелись. И вверх по Анандыре пошло двенадцать человек, и ходили двадцать ден, людей и аргишниц 13, дорог иноземских не видали и воротились назад, и, не дошед за три днища до стану, обначевались, почали 14 в снегу ямы копать. А с ним был промышленной человек Фомка Семенов Пермяк, учал им говорить, что де тут нам ночевать нечево, пойдем де к стану к товарыщем, и с ним Фомкою только пошел промышленной человек Сидорко Емельянов да Ивашко Зырянин, а достальные люди тут остались, потому что с голоду итти не могут, а приказали ему Фомке, чтоб де я, Семейка, послал им постеленко спальные и парки худые, чем бы де нам напитатися и к стану добрести. И Фомка и Сидорко до стану дошли и мне, Семейке, сказали, и я, Семейка, последнее свое постеленка и одеялишка 15 и с ним Фомкою к ним на Камен послал, и тех достальных людей на том месте не нашли, неведомо их иноземцы розвезли, 16 а что статков записных прикащиков Безсона Астафьева а Офанасья Андреева осталось, и у тех статков оставлен был, и приказано ему, покрученик их Елфимко Меркурьев. 17 А в те поры у нас не было подъячих, записывать некому, а осталось нас от двадцати пяти человек всего нас двенадцать человек, и пошли мы двенадцать человек в судах вверх по Анандыре реке, и шли до анаульских людей 18 и взяли два человека за боем, и ранили меня смертною раной, и ясак с них взяли, и тем ясачным книгам поимянно 19 с кого что взято и что взято Государева ясаку; и болше того я, Семейка, у тех анаульских людей что взял Государева ясаку хочю, и те анаульские люди говорили, что де у нас соболей нет, живем де не у лесу, а приходят де к нам оленные люди, и те оленные люди придут, и мы де у них соболи купим, и ясак Государю принесем. И пришел Михайло Стадухин, ясачному зимовью не приворачивал, и тех анаульских людей погромил, и после того анаульские люди Лок да Колупай 20 на [579] прошлые на 159 год и на 160 год дать нечего, потому что де отца ево, Колупаева, 21 обегали и него да с родниками. В нынешнем же де во 160-м 22 году апреля в 15 день Колупай и Лок пошли на Камень к оленным ходынским 23 мужикам для соболиного торгу на Государев ясак, и того Колупая и Лока те ходынские люди отвезли их на Камень, и к ясашному зимовью не бывали, и тот Лок живет по сто 24 рекам, а к ясачному зимовью не бывал, а того Колупая те ходынцы и били, 25 а в которую пору Лок и Колупай на Камень ходили, и без них родников их побил анаульской князец Микера всех до смерти. А с Ковымы реки итти морем на Анандыр реку, и есть нос 26, вышел в море далеко, а не тот нос, который от Чухочь реки лежит, до того носу Михайло Стадухин не доходил, а против того носу есть два острова 27, а на тех островах живут чухчы 28, а врезываны у них зубы, прорезываны губы, кость рыбей зуб 29, а лежит тот нос промеж сивер на полушник, 30 а с Рускою сторону носа признака: вышла речка, становье тут у Чухоч делано, что башни, из кости китовой 31, и нос поворотит кругом к Онандыре реке подлегло, а доброво побегу от носа до Онандыри реки трои сутки, а боле нет, а итти от берегу до реки недале, потому что река Анандырь пала в губу. А в прошлом во 162-м году ходил я, Семейка, возле моря в поход, и отгромил я, Семейка, у коряков Якуцкую бабу Федота Алексеева, и та баба сказывала, что де Федот и служилой человек Герасим померли цингою, а иные товарищы побиты, и остались невеликие люди и побежали в лодках со одною душою, не знаю де куда 32. А что я, Семейка, Государева ясаку взял соболей, и та соболиная казна на Анандыре реке служилого человека, убитого Семена Моторы; статки взял служилой человек Никита Семенов и служилой человек Евсейко Павлов, которой сбежал из Ленского острогу. Служил он, Евсейко, с Михайлом Стадухиным и от Михайла сбежал же и служил со мною, Семейкою, и от того Евсейко промышленным людем обидаж великая, и промышленные люди в обидах на него, Евсейка, бьют челом, и он, Евсейко, под суд не даетца. В прошлом во 161-м году, в походе, бил челом на него, Евсейка, промышленной человек Терешка Никитин в обиде, и стал, на суду говорить невежливо, о посох оперся, и я, Семейка, за то невежество хотел его, Евсейка, ударить батагом, и он, Евсейко, из стану побежал к ясаулу Ветошке Емельянову, и промышленным людем сказал за собою Государево дело, а как пришел Юрья Селиверстов, и он, Евсейко, перешол убегом к нему, Юрью, и от того Евсейка Павлова меж служилыми и промышленными великая смута.

(ААН, ф. 21, Оп. 4, № 31, лл. 118-120 об., № 65).


Комментарии

1. В Архиве Академии Наук СССР (ф. 21, оп. 4) имеются 36 объемистых фолиантов в кожаных переплетах с копиями документов сибирских архивов.

2. ААН, ф. 21, оп. 4, № 31, лл. 118-120 об. под № 65. На томе имеются пометы рукою Г. Ф. Миллера «Из якутского архива» и нумерация столбцов, с коих сняты копии. Во многих местах на полях выписаны им личные имена, географические названия и другие примечания.

3. Ч. 56-57, 21 июня — 12 июля 1742 г.

4. ААН, ф. 21, оп. 5, № 171. На русском языке писарским почерком. На обороте обложки рукописи имеется помета: «Списана в 4 № 1736». В конце последней страницы тем же почерком добавлено: «На присланной копии написано: Подлинное известие за рукою профессора Миллера по листам подписал Илья Яхо[н]тов».

5. Т. IV, стр. 25-26.

6. М., изд. Главсевморпути, 1945, стр. 136-141.

7. Изд. АН СССР, 1946, стр. 27-29.

8. Во 156 году — 1648 г. Так как в те времена год начинался 1 сентября, то ниже упоминаемый 157-й год (20 сентября) есть тоже 1648-й.

9. Колыму в старых источниках часто называют «Ковымой».

10. Холмогорец Федот Алексеевич Попов был приказчиком устюжских купцов Усовых.

11. В подлиннике «за Анадыр реку» подчеркнуто.

12. В «Дополнениях к актам историческим» (в дальнейшем ДАИ) (т. IV, стр. 26) напечатано: «внизу».

13. Аргиш — оленья запряжка, олений обоз.

14. В подлиннике «почели».

15. В этом месте в ДАИ поставлено многоточие.

16. В ДАИ здесь поставлено многоточие.

17. В этой фразе в ДАИ изменен порядок слов и вставлено многоточие.

18. Анаулы — загадочное, ныне исчезнувшее племя, жившее в середине XVII в. по среднему течению Анадыря; вниз по Анадырю они распространялись почти до морского берега, где соприкасались с коряками. По среднему Анадырю анаулы жили чересполосно с ходынцами и чуванцами — юкагирскими племенами. В. И. Иохельсон считает и анаулов за одно из юкагирских племен. Но В. И. Огородников (Из истории покорения Сибири. Покорение Юкагирской земли. Чита, 1922, стр. 20-22; оттиск из «Трудов» Государственного института народного образования, Чита, 1) не находит основания для этого: анаулы, по мнению названного автора, или представляли собою особое племя, или были родственны корякам; часть их была в XVII в. истреблена, часть смешалась с коряками. Впервые об анаулах упоминает Дежнев под 1648 г.; последние известия о них — у него же в 1662 г.

19. В ДАИ на стр. 26 напечатано: «то в ясачных книгах поимяновано».

20. После слова «Колупаева» в ДАИ многоточие.

21. После слова «Колупаева» в ДАИ многоточие на месте пропущенных (неразобранных) слов: «обегали и него да с родниками».

22. В подлиннике ошибочное: «во 160-м году». В последующем тексте по содержанию правильно: «163 году».

23. Ходынцы — одно из юкагирских племен. Жили по верхнему Омолону, по верховьям р. Анюя (притоки Колымы), по верхнему и среднему Анадырю. Занимались оленеводством и охотой на диких оленей по среднему Анадырю. Вероятно, добывали соболя в бассейне Колымы, а также производили рыболовство в реках (Огородников, там же, стр. 33-35).

24. В ДАИ напечатано: «по стороним рекам».

25. В ДАИ вместо «и били» напечатано: «убили».

26. Нос — здесь имеется в виду мыс, носящий теперь имя Дежнева.

27. Два острова — Ратманова и Крузенштерна в Беринговом проливе.

28. Чухчы — имеются в виду эскимосы. Чукчи никогда не носили подобных украшений у рта (см.: Л. Берг. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга. 3-е изд., Л., 1946, стр. 30-32).

29. Рыбей зуб — моржовая кость (клыки).

30. В ДАИ напечатано: «полуношник».

31. Башни, из кости китовой — это остовы чукотских полуподземных жилищ, сделанных из ребер и челюстей кита. Теперь чукчи в таких сооружениях не живут, устраивая жилища более легкого типа.

32. Есть слухи о том, что Федот Алексеев Попов или его спутники, потерпев крушение, достигли Камчатки. Во время похода Атласова по Камчатке в 1697-1699 гг. камчадалы передавали ему, что много лет тому назад при впадении р. Никулы или Федотовки в Камчатку жил некто Федотов (может быть, сын Федота Алексеева) с товарищами. Г. Миллер (Сочинения и переводы, 1, 1758, стр. 19-21) говорит, что еще во время первой камчатской экспедиции (1728-1729) на р. Федотовке, устье которой в 190 км ниже Верхнекамчатска, видны были остатки двух русских зимовий. Крашенинников (Описание земли Камчатки, II, 1755, стр. 190), путешествовавший по Камчатке в 1737-1741 гг., тоже подтверждает то, что, по «словесным известиям», первым русским на Камчатке был Федот Алексеев, «по которого имени впадающая в Камчатку Никул речка Федотовщиною называется».

Что русские бывали на Камчатке и до Атласова, это теперь может считаться установленным, после того как И. И. Огрызко (см. С. Крашенинников. Описание Земли Камчатки, 4-е изд. Акад. Наук СССР, 1948, стр. 514) и С. И. Баскин (Большой Чертеж Камчадальской земли) опубликовали текст к карте Камчатки, составленной Иваном (Игнатием) Козыревским, спутником Атласова, в 1726 г.; здесь рассказывается, что, «в прошлых годех из Якуцка города морем на кочах были на Камчатке люди. А которые у них в аманатах [заложниках] сидели, те камчадалы и сказывали. А в наши годы с оных стариков ясак брали два коча. Сказывали и зимовья знать [можно видеть] и доныне». По моему мнению, здесь идет речь о Федоте Алексееве или о его спутниках.

С другой стороны, есть известия, что, после того как буря разлучила кочи Дежнева и его товарищей, некоторые из кочей пристали к Аляске. Переводчик Камчатской экспедиции Я. И. Линденау в своем «Описании о Чукоцкой земли, где она иметца», составленном в охотском крае в марте 1742 г., рассказывает следующее (Изв. Географ, общ., 1940, № 2, стр. 156): у Чукотского носа (т. е., у мыса Дежнева) есть острова, с которых видна «Большая Земля», т. е. Аляска. Носовые чукчи передавали, что «лет за семьдесят или более» 12 кочей с русскими с Колымы прошли частью на Камчатку, а частью, из-за бурной погоды, пристали «к тому острову, который Большею Землею называетца». Здесь русские переженились на обитательницах Большой Земли. Сотник Кобелев получил в 1779 г. на острове Крузенштерна (в Беринговом проливе) сведения, что в Аляске на р. Хеврене (Юкон) живут бородатые люди, в которых Кобелев готов был видеть русских (Собрание сочинений, выбранных из месяцословов, V, СПб., 1790) (см. Л. С. Берг. Открытие Камчатки..., 1946, стр. 108-109). В последние годы на Аляске были найдены остатки древних строений, сооружение которых американские авторы склонны приписывать русским, проникшим сюда до XVIII в. (см. А. В. Ефимов. Из истории русских экспедиций на Тихом океане. М., 1948, стр. 150-152).

Л. Берг

Текст воспроизведен по изданию: Отписка Семена Дежнева якутскому воеводе Ивану Павловичу Акинфиеву о морском походе его с устья р. Колымы до устья р. Анадырь. (Апрель 1655 г.) // Известия всесоюзного географического общества, Том LXXX, Вып. 6. 1948

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.