|
«Бьют чолом сироты старозаконные...» Дело по челобитным бреславльских евреев об их крещении в православие.1659 г.Публикуемые материалы — образцы приказной документации Русского государства середины XVII в. — предоставляют яркую иллюстрацию характерного для той эпохи процесса превращения иноземцев-иудеев в христиан. Хронологически рукописный памятник относится ко времени длительного военного противостояния между Россией и Польшей в 1654-1667 гг., в результате которого в стране оказалось значительное количество пленных, в том числе евреев из Белоруссии, Литвы и Украины. Вторжение войск русского царя и Казацкой Украины в пределы Великого княжества Литовского повлекло за собой страшные бедствия для евреев: многие из них погибли, другие были изгнаны из городов и бежали в Коронную Польшу и государства Западной Европы, а кто-то оказался в плену. Сотни иудейских общин в Польско-Литовском государстве были разгромлены. Неудивительно, что многие евреи стали стремиться осесть в соседней Московии. В отечественной истории подобное событие, связанное с более или менее массовым превращением евреев в русских подданных, состоялось, пожалуй, впервые. (Следует отметить, что некоторое число евреев осталось в Московском государстве еще во время предыдущей русско-польской (Смоленской) войны 1632-1634 гг.) Однако этот процесс имел вполне определенную специфику: практически все евреи, осевшие во внутренней России, были вынуждены принять крещение, поскольку проживание иноверцев-иудеев здесь со времен царя Ивана Грозного было строжайше запрещено. После заключения мира с поляками пленным евреям, было предложено остаться в России. Многие из них этим воспользовались, постепенно растворились в окружающем населении, приняв христианство 1. Впрочем, имеются документальные свидетельства того, что и в этот период в Великороссию приезжали польские евреи, исполнявшие поручения королевского двора и казны 2. Надо сказать, что принятие христианства для евреев означало получение весьма обширных льгот вкупе с полным уравниванием в правах с православным населением. Добровольно или принудительно происходил этот процесс? Скорее — больше добровольно. Однако эта добровольность на деле все-таки оказывалась вынужденной — отказ от крещения был равнозначен реальной угрозе высылки за пределы Российского государства. Другой альтернативы для пленных евреев не [199] существовало. Попутно заметим, что все попытки «выкрестов» тайно исполнять иудейские обряды в России жестоко пресекались. В то же время на территории Левобережной Украины (Малороссии), перешедшей по Андрусовскому мирному договору от 13 января 1667 г. к России от Польши, в конце XVII в. сложилось немногочисленное оседлое еврейское население, торговавшее на ярмарках и арендовавшее в поместьях панские шинки и корчмы. Предложение властей евреям покинуть русскую территорию и перебраться в соседнюю Речь Посполитую практически не возымело действия. Но это исключение из общего правила распространялось лишь на западные окраинные земли. Центральная Россия по-прежнему оставалась свободной от иудеев. Достаточно привести выдержку из Торгового устава от 11 сентября 1677 г., гласившего: «Которые евреяны впредь приедут с товары утайкою к Москве и учнут являтца и товары свои записывать в Московской большой таможне, тех евреян ис Приказу большого приходу присылать в Посольской приказ и товары их в таможне не записывать, для того, чтоб, по указу, евреян с товары и без товаров из Смоленска пропускать не велено» 3. Десятилетие спустя «Трактат вечного мира между империею Всероссийскою и короною Польскою» от 26 апреля 1686 г. еще более ужесточил соответствующее законоположение: «Обоих великих государей... торговым людям, кроме жидов,...ездить на обе стороны со всякими товары незаказанными» 4. Публикуемое архивное дело состоит из четырех челобитных «старозаконных» (как они себя называли) жителей г. Бреславля 5 на имя царя Алексея Михайловича и трех записей о крещении их в «православную християнскую веру», относящихся к ноябрю 1659 г. Важно отметить, что эти евреи не были пленниками, отправленными в Россию и вынужденными здесь креститься. Судя по тексту документов, польские «жиды» Азик, Хоныш, Монка, Маер и Ицко со своими женами и детьми, а также вдова Биска, исключительно по своей инициативе во время войны подают прошения русскому монарху о принятии христианства. Известно также, что в Бреславле они представили свои «заручные челобитные» российскому посланнику в Силезии Л. И. Писареву 6, который, получив от царя указ с «пожалованием» евреев, передал его для исполнения священникам Архангельского собора и Успенской, Никольской и Воскресенской церквей (видимо, московских храмов). Обращает на себя внимание достаточно массовый характер этого процесса: крещение становилось семейным делом — «з женишками и з детишками». [200] Кроме того, документы, отложившиеся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в фонде 141 «Приказные дела старых лет», демонстрируют нам правила составления и стандартную форму подобных челобитий, с подписями иудеев на оборотной стороне. Скорее всего, эта документация относится к деятельности Посольского приказа, занимавшегося межгосударственными отношениями и ведавшего делами иностранцев в России. Нелишне заметить, что данные источники испытывают на себе определенное влияние национального происхождения, ибо в прошениях присутствует колорит характерного звучания польского языка (например, в словах «жопа», «змилуйся», «осудар», «старозаконный», «чоло» и проч.), что придает им дополнительную ценность. Публикацию подготовил кандидат исторических наук Д. З. ФЕЛЬДМАН. № 1 1659 г., ноября 18. — Челобитная бреславльского еврея Азика о крещении его с женой и дочерью в православие Царю осударю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьют чолом сироты старозаконные один Айзык з жоною своею з Миврекою 7 да з дочерь[ю] з Рыв-кою. Мило[с]ердуй осудар[ь] цар[ь] и великий князь Алексей Мих[айл]ович всея Великиа и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй нас, сирот своих, — вели, осудар[ь], нас крестит[ь] в православную хри[и]стиянскую веру, цар[ь] осудар[ь], змилуйся 8 пожалуй. РГАДА. Ф. 141. Приказные дела старых лет. Оп. 1. 1659 г. Д. 135. Л. 1-1об. Подлинник. Скоропись. № 21659 г., ноября 18. — Челобитная бреславльского еврея Хоныша о крещении его с женой в православие Ц[а]рю осударю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великиа и Малыа и Белыа Росии самодержцу бьют чолом сироты староза[ко]нные один Ханышко з жоною з Мирлкою. М[и]л[осе]рдуй осударь ц[а]рь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыа и Белыа Росии самодержец, пожалуй нас, сирот своих, — вели, осудар[ь], нас крестит[ь] в православную хр[и]стиянскую веру, цар[ь] осудар[ь], змилуйся пожалуй 9. Там же. Л. 2-2 об. Подлинник. Скоропись. [201] № 3 1659 г., [не ранее ноября 18]. — Запись о крещении в православие евреев Хоныша и его жены Мерльки; Азика, его жены Мерльки и дочери Рывки 7168 (1659) году ноября в 18 де[нь] били челом великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, а в Брясловле подали заручные челобитные Лук[ь]яну Ивановичю Писареву жиды Хоныш з женою с Мерлькою да жид Азик з женою с Мерлькою да з дочер[ь]ю с Рывкою, чтоб их великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец пожаловал — велел их кр[е]стит[ь] в православную хр[и]стянскую веру. И по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца указу Лук[ь]ян Иванович Писарев велел их, жидов Хоныжа з женою с Мерлькою, кр[е]стит[ь] соборному архангелскому протопопу Григор[ь]ю Алексееву; да жида Азика з женою и з дочер[ь]ю велел кр[е]стит[ь] успенскому св[я]щеннику Семиону и страху Б[о]жию их учит[ь]. Там же. Л. 3. Подлинник. Скоропись. № 4 1659 г., ноября 19. — Челобитная бреславльского еврея Монки о крещении его с женой и сыновьями в православие Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и Малыа и Белы [я] Росии самодержцу бьют чолом сироты старозаконные один Монка з жоною своею з Мерлкою и з детишками. М[и]л[о]сердуй осудар[ь] цар[ь] и великий князь Алексей Михайлович всея Великиа и Малыа и Белыа Росии самодержец, пожалуй нас, сирот своих, — вели, осудар[ь], нас кр[е]стит[ь] в православную християнскую веру, царь, змилуйся пожалуй, осударь 10. Там же. Л. 4-4об. Подлинник. Скоропись. № 51659 г., [не ранее ноября 19]. — Запись о крещении в православие еврея Монки, его жены Мерльки и сыновей Янки и Лазарка 7168 году ноября в 19 де[нь] бил челом великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, а в Брясловле Лук[ь]яну Ивановичю Писареву подал челобитную жид Монка з женою с Мелкою да з детми с Янкою да с Лазарком, чтоб их великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец [202] пожаловал — велел бы их кр[е]стит[ь] в православную хр[и]стиянскую веру. И по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца указу Лукьян Иванович Писарев велел того жида з женою и з детми кр[е]стит[ь] николскому св[я]щеннику Луке и страху Б[о]жию их учит[ь]. Там же. Л. 5. Подлинник. Скоропись. № 6 1659 г., ноября 21. — Челобитная бреславльских евреев Маера и Ицко о крещении их с женами и детьми в православие Ц[а]рю осударю и великому кн[я]зю Алексею Михайловичу всея Великия и Малыа и Белыа Росеи самодержцу бьют чолом сироты твои старозаконники Маер да Ицко з женишками своими и з детишками. М[ил[о]сердуй осударь ц[а]рь и великий кн[я]зь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя Росеи самодержец, пожалуй нас, сирот своих, — вели, осудар[ь], нас кр[е]стит[ь] в православную християнскую веру, цар[ь] осудар[ь], змилуйся пожалуй 11. Там же. Л. 6-6об. Подлинник. Скоропись. № 7 1659 г., [не ранее ноября 21]. — Запись о крещении в православие евреев Маера, его жены Сорки, сына Михалки и дочери Ханки; Ицко, его жены Либки и сына Лахманка, а также вдовы Биски 7168 году ноября в 21 де[нь] били челом великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, а в Брясловле подали заручную челобит[ну]ю Лук[ь]яну Ивановичю Писареву жиды Маирко з женою своею с Соркою да с с[ы]ном с Михалкою, да з дочер[ь]ю с Ханкою; да Ицко з женою с Либкою да с с[ы]ном с Лахманком, да вдова Биска, чтоб их великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец пожаловал — велел их крестит[ь] в православную хр[и]стиянскую веру. И по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца Лукьян Иванович Писарев велел тех жидов Маирка з женою и з детми крестит[ь] соборному архангелскому св[я]щеннику Гаврилу, а в восприемниках быть брясловскому посацкому ч[е]л[о]в[е]ку Осипу Телку; да жида Ицка з женою и с сыном, и вдову Биску велел крестит[ь] Воскресенскому св[я]щеннику Стефану. Там же. Л. 7. Подлинник. Скоропись. Комментарии 1. См.: Гессен Ю. История еврейского народа в России. Л., 1925. Т. 1. С. 10. 2. Подробнее об этом см.: Гессен Ю. Триста лет назад: Евреи в Московском государстве до и после Смуты // Восход. СПб., 1913. № 9. С. 34-38; он же. Евреи в Московском государстве в XV-XVII вв. // Еврейская старина. СПб., 1915. Вып. I (январь — март). С. 1-19; Вып. II (апрель — июнь). С. 153-173. 3. РГАДА. Ф. 276. Коммерц-коллегия. Оп. 1. Д. 1737. Л. 1. Текст устава повторяет требования именного указа царя Федора Алексеевича «Об отсылке в Посольский приказ евреев, приехавших утайкою в Москву с товарами» от 12 сентября 1676 г. (Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Собр. 1-е. СПб., 1830. Т. II. № 662). См.: Шугуров М. Ф. История евреев в России // Русский архив. 1894. Кн. I. Вып. 1. С. 66. 4. РГАДА. Ф. 276. Оп. 2. Д. 61. Л. 69. 5. Бреславль (Бреслау) — ныне г. Вроцлав, административный центр Силезии (Польша). Известен около XI в. в составе Польского королевства. В XII в. столица независимого Силезского герцогства (княжества). В 1261 г. город получил магдебургское право. С 1335 г. чешское владение. С 1527 г. принадлежал Австрии. С 1742 г. в составе Прусского королевства и Германской империи, центр прусской провинции Силезия. 6. Писарев Лукьян Иванович — в 1657/58, 1667/68, 1675/76-1676/77 гг. дворянин московский. В 1659 г. русский посланник в Силезии. 7. Так в тексте. 8. На л. 1об. подписи на евр. яз. 9. На л. 2об. подписи на евр. яз. 10. На листе 4об. подписи на евр. яз. 11. На л. 6об. подписи на евр. яз. Текст воспроизведен по изданию: «Бьют чолом сироты старозаконные...» Дело по челобитным бреславльских евреев об их крещении в православие. 1659 г. // Исторический архив, № 1. 2005 |
|