Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ТОЛГСКИЙ МОНАСТЫРЬ XVII ВЕКА И ЕГО ВКЛАДЧИКИ

Толгский монастырь хорошо известен теперь благодаря тому, что в 1987 году состоялся один из первых в новейшей советской истории актов передачи построек монастыря Русской Православной Церкви. Однако в прошлом вряд ли кто мог предсказать этому монастырю громкую славу. С момента своего создания, которым традиционно считается 1314 год (хотя есть основания сомневаться в этой дате), монастырь находился как бы в тени более известного и крупного Спасского Ярославского монастыря. Разность судеб подчеркивалась тем, что один находился в столице княжества под патронажем великих князей, другой — в стороне от Ярославля, затерянный среди земель одной из ветвей ярославских князей.

Правда, духовное значение Толгского монастыря со временем оказалось не меньшим, благодаря наличию в нем общерусской святыни — иконы Богоматери. Расцвет монастыря приходится на XVII столетие — время строительства в нем соборного Введенского храма и других культовых сооружений. Монастырский ансамбль, хотя и пострадавший от орд арендаторов в XX веке, продолжает жить...

Но он живет как бы без своей истории. Да, изучаются архитектура, фрески, иконопись Толгского монастыря, выясняется их вклад в историю искусства. Но практически мало что известно о собственно монастырской истории и людях, связанных с ним в прошлом. Как монастырь приспосабливался к новым порядкам в едином Русском [15] государстве XVI века, какие права имел в то время, как отражались на нем многочисленные церковные реформы, что происходило в последние годы перед закрытием монастыря? Каковы были судьбы монастырского землевладения и крестьянских общин на этих землях? Кто в течение веков служил в монастыре игуменами, келарями? Кого вела в монастырь монашеская стезя или желание увидеть его святыни, оставить вклад «на помин души»? Увы, большинство этих вопросов останется без удовлетворительных ответов по весьма прозаической причине: архив и библиотека монастыря утрачены или распылены по разным архивохранилищам. Достаточно сказать, что безвозвратно утеряны документы, характеризовавшие хозяйственную деятельность монастыря: приходо-расходные книги, переписка с приказчиками монастырских сел и другие документы повседневного монастырского управления за ранний период. Несколько лучше обстоит дело с поздней частью архива Толгского монастыря — эти документы конца XVIII — начала XX вв. поступили в свое время на хранение в областной архив 1.

Понятно поэтому, как возрастает ценность любых ранних письменных свидетельств о Толгском монастыре, тем более неопубликованных. Среди них выделяются публикуемые ниже «Книги кормовые и вкладные и данные, которые христолюбцы давали вотчины и деньги вкладу в монастырь Пречистой Богородицы на Толгу в вечное поминание...» 2. «Книги...» представляют собой своеобразное введение к рукописи монастырского синодика первой половины XVII века, и в них перечислены имена вкладчиков и сделанные ими пожертвования в монастырь денег, земель, ценностей, священнической одежды, церковных сосудов, книг и даже соли. Записи о вкладах и о кормах (угощениях после панихид) должны были составляться в монастыре в отдельных книгах 3. Помещение «Книг кормовых и вкладных и данных» непосредственно в тексте синодика диктовалось особыми целями: создать своеобразное пособие для синодичного старца, перечислив наиболее памятные для монастыря кормы по крупным вкладчикам. При этом неизбежно были сокращены такие ненужные для пения панихиды, но важные исторические детали, как даты вкладов, поэтому информацию о лицах, упомянутых в «Книгах...», приходится черпать в основном из других источников.

Наиболее ранние вклады в Толгский монастырь были сделаны кн. Романом, сыном ярославского великого князя Ивана Васильевича (ум. 1426) и кн. Юрием [16] Константиновичем (Шаховским), жившим во второй половине XV столетия 4. Это — редкие свидетельства о связях монастыря с княжеской династией самостоятельного Ярославского княжения, они показывают, как формировалась основа монастырской вотчины. Интересно, что связи с ярославскими князьями оставались у монастыря на всем протяжении его существования. И это несмотря на то, что с середины XVI в. существовало специальное запрещение ярославским князьям передавать свои вотчины монастырям 5. По «Книгам кормовым и вкладным...» прослеживаются связи с монастырем кн. Засекиных, окольничего Н. Я. Львова, боярина А. В. Сицкого уже в XVII в., когда эти ярославские князья ничем не отличались от родовитой московской знати.

В «Книгах...» упомянут и ряд известных исторических деятелей конца XVI — начала XVII вв. Первый корм записан в память о Г. В. Годунове, окольничем, затем боярине и дворецком, возглавлявшем с 1584 г. Приказ Большого дворца. По словам «Нового летописца», Григорий Годунов «не приспе» к «совету» всемогущего правителя Бориса Годунова, задумавшего убить царевича Дмитрия в 1591 г., после чего отошел от активной деятельности. Ранее было известно, что Г. В. Годунов, возглавляя Приказ Большого дворца, способствовал переходу ярославских посадских людей из посадского тягла в ловецких крестьян (рыбаков особой слободы), подчинявшихся суду его ведомства. Умер Г. В. Годунов в 1597 г., приняв постриг и в последние годы жизни делая богатые вклады в разные монастыри 6.

Интересно упоминание И. Т. Грамотина, думного дьяка и печатника (хранителя печати), пожалованного в Думу Лжедмитрием I, а в печатники — польским королем Сигизмундом III. В «Книгах...» записан его вклад в память об Александре Федоровиче Засекине, видимо, женатом на дочери Грамотина. «Повинными», или родными, близкими себе, считал И. Т. Грамотин и других князей из рода Засекиных, прося за них в переписке с канцлером Великого Княжества Литовского Л. Сапегой в 1610 г. После своей службы королю Речи Посполитой Иван Грамотин пережил еще взлеты, ему снова дано было думное дьячество, он ведал важнейший Посольский приказ, в 1626 г. попал в опалу, но опять сумел возвратиться в Москву., на те же должности. Умер он в 1638 г. 7

Важны свидетельства кормовых и вкладных книг о связях с монастырем родов ярославских дворян Бутримовых, Викентьевых 8, Непоставовых. Среди землевладельцев уезда они встречаются в достаточно позднее послеопричное время в последней четверти XVI века и сразу же, как видим, укрепляли свои связи с местом, где располагались их родовые вотчины.

Более же полное представление о вкладчиках в Толгский монастырь, их сословной принадлежности, родах знаменитых и незнаменитых людей, связанных в прошлом с Толгой, можно получить по сохранившимся монастырским синодикам 9.

Публикуемые здесь же описания Толгского монастыря взяты из писцовых книг XVII века. Эти документы периодически составлялись (наряду с переписными книгами) для учета частных, государственных и церковных земель, сельского и посадского населения, служили для нужд налогообложения и взимания даточных людей во время войн. Подлинники писцовых книг хранились в Москве в архиве Поместного приказа (в настоящее время в РГАДА), а землевладельцам, в том числе монастырям, выдавались заверенные писцами и переписчиками выписи. Со временем выписи, при отсутствии других историко-географических описаний, время которых придет в следующем, XVIII столетии, стали важным историческим источником. Теперь записанные дьяками словесные «картинки» с перечислением церквей и монастырского имущества, людей, живших в Толгском монастыре, позволяют зримо представить его облик, изменения обители в течение XVII века. [17]


№ 1

СЕР. XVII в. — КОРМОВЫЕ И ВКЛАДНЫЕ КНИГИ ТОЛГСКОГО МОНАСТЫРЯ

Книги кормовые и вкладные и данные, которые христолюбцы давали вотчины и деньги вкладу в монастырь Пречистой Богородицы на Толгу в вечное поминание по своих душах и по своих родителех в наследие вечных благ, доколе монастырь стоит.

Первой корм. Дал вкладу Григорей Васильевич Годунов, во иноцех Христофор, в вечной поминок, 600 пуд соли астороханские бузуну 10, а пети по нем понахида сентября в 28 день, и корм на паметь преподобнаго отца нашего Харитона, а другая пети по нем понахида на преставление его, месяца.

Другой корм. Дал вкладу князь Роман деревню Кукольцыно 11 и со всеми угодии по своей душе и по своих родителех в вечное поминание, а пети по нем понахида большая октября в 1 день и корм.

Третий корм. Дали вклад три брата Десятой Непоставов, имя ему Димитрей, да брат его Угрим, имя ему Козьма, да Шарап, а во иноцех Феодорит, дали два образа: образ Пречистые Богородицы в киоте 12 окладной, чеканной, да образ Димитрея Селунскаго окладной, местной 13; да пятьсот двадцать рублев денег; да книгу Златоструй 14 по своих душах, и по своих родителех в вечное поминание, а пети по них понахиды большие и кормы дважды октября в 26 день на память святого великомученика Димитреа Селуньскаго, а другая понахида пети и корм июля в 1 день на память святых чюдотворцов Козмы и Дамьяна. Того ж месяца июля в 15 день пети понахида и корм кормити по Семейке Бутримове на его преставление, а другой корм и понахида по нем же пети февраля в 3 день.

Четвертый корм, октября в 29 день пети понахида большая по царице Анастасии, и корм на память преподобномученицы Анастасии Римлянины.

Пятой корм. Дал вкладу князь Андрей, а во иноцех Андреян Больших Жыровой сельцо Юдово 15 и с пустошми и со всякими угодии по своей душе и по своих родителех в вечное поминание. А пети по нем понахида большая и корм ноября в 8 день на собор архангела Михаила.

Шестой корм. Месяца ноября 19 день. Преставися благоверный царевич Иванн Иванович всеа Русии. На память святаго пророка Авдея и кормити корм по нем и понахида пети большая.

7 корм. Месяца декабря в 4 день на память святыа мученицы Варвары кормити корм по государе и великом князе Василье Ивановиче всея Русии и преставление его.

8 корм. Дал вкладу князь Данило Сандыревской сельцо Карпиево 16 и з деревнями и со всеми угодии по своей душе и по своих родителех в вечное поминание, а пети по нем понахида большая и корм декабря в 8 день на память преподобнаго отца нашего Потапиа, имя ему Потапей.

9 корм. Генваря в 7 день. Преставися благоверный царь и великий князь Феодор Иванович всеа Русии, пети по нем понахида большая на собор Иванна Предтечи и корм, а другая понахида пети большая по нем же июня в 8 день и корм на память великаго мученика Феодора Стратилата. Июня же в 12 день пети понахида и корм кормити по Григорье Викентьеве на его преставление, а другой корм и понахида февраля в 1 день.

10 корм. Месяца генваря 25 день преставис(я) благоверная царевна Феодосия на память Григория Богослова и кормити корм того ж дни.

11 корм. Дал вкладу Григорей Потапьевич Викентиев 100 рублев денег, да 100 четвертей 17 овса, да две лошеди и пети по нем понахида большая и корм месяца генваря в 30 день на память трех святителей, а другая понахида пети и корм кормити на его память на преставление месяца июня 12 день.

12 корм. Дал вкладу Семейка Иванов сын Бутримова, во иноцех Серапион Пречистой Богородицы в дом на Толгу 140 рублев денег, да евангелие-тетр 18 с еваньгилисты; а евангилисты серебряные и жуки 19 и застешки, да крест сандалной 20 обложен серебром с камением и жемчюги обнизан, да сосуды церковные служебные серебряные: потир 21, и дискос 22, лжица 23 и копие 24, и звезда 25, и блюдца дорные 26 все серебряное; да покровци 27 на потир и на дискос комчатые 28, а третей покровец 29 камчатой, камка зеленая; сажен крест, на нем жемчюгом, а пети понахида и корм кормити месяца февраля в 3 день, другой корм месяца июля в 15 день на преставление его.

13 корм. Месяца марта в 19 день. Преставис(я) благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии на память святых мученик Хрисанфа и Дарий, а пети по нем большая понахида и корм, а другая понахида пети по нем и корм кормити на усекновение Иванна Предтечи августа 29 день.

14 корм. Марта в 30 день на память преподобнаго отца нашего Иванна Лествичника пети понахида большая по царевиче Иванне.

15 корм. Апреля в 16 день святых мучениц Агапии и Ирины и Хеонии пети понахида большая по царице Ирине, а во иноцех по Александре.

16 корм. Дал вкладу князь Юрьи Коньстянтинович деревню Хиново 30 со всеми [18] угодии по своей душе и по своих родителех в вечное поминание, а пети по нем понахида большая и корм апреля в 23 день на память святого великомученика Георьгия.

17 корм. Дал вкладу князь Василей Юрьевич Шехонской сельцо Троецкое 31 и з деревнями но своей душе и по своих родителех в вечное поминание, а пети по нем понахида большая и корм апреля в 26 день на память святого священномученика Василиа Амасииского.

18 корм. Дал вкладу князь Феодор Шастун, а во иноцех Феодосей две деревни Чюрово, да Тихарево 32 и со всеми угодии по своей душе и по своих родителех в вечное поминание, а пети по нем понахида большая и корм майя в 16 день на память преподобнаго отца нашего Феодора освященнаго.

19 корм. Дал вкладу князь Семен Феодорович Олябышев деревню Юрьево 33 по своей душе и по своих родителех в вечное поминание, а пети по нем понахида большая и корм майя в 20 день на память преподобного отца нашего Симеона Столпника.

21 корм. 34 Дал вкладу князь Александр Федорович Засекин 175 рублев денег, да серги яхонты за 40 рублев, а пети понахида большая и корм по княгине по Соломаниде августа в 1 день.

22 корм. Дал вкладу князь Михайло Иванович Чюлков 60 рублев денег по своей душе и по своих родителех в вечное поминание, а пети по нем понахида и корм августа в 1 день.

Дал вкладу архиепископ Феодосей Смоленской 15 рублев денег, да бочку масла лняново, да ризы 35, да патрахель 36, да золотую большую, а пети по нем понахида большая месяца апреля в 22 день на память пре-подобнаго отца нашего Феодора Секиота.

Месяца марта в 2 день пети понахида большая по архиепископе Феодосие Астраханском на память святого священномученика Феодота Киринейского, а за вклад он тружался у Пречистые Богородици много лет, церкви божии каменные воздвиг. А преставися месяца декабря в 18 день на память святого мученика Савастияна и дружины его.

Пети понахида большая по князь Александре Федоровиче, да по князе Иванне Ивановиче Засекиных месяца июня в 23 день.

Пети понахида большая по князе Иванне Федоровиче, да по князе Василье Ивановиче Засекиных месяца сентября в 17 день.

Дал вкладу думной дьяк 37 Ивани Тарасьевич Грамотин сто рублев денег по князе Александре Федоровиче Засекине п по его княгине Ксение Ивановне в вечное поминание, пети по них понахида большая и корм месяца августа в 30 день на память преподобнаго отца нашего Александра Свирского, а другая понахида и корм генваря в 20 день на память преподобныя матере Ксении Римлянины.

Дала вкладу Анна Михайлова дочи Микулаевская жена Пачковского ржы 65 четвертей, да три крест(ы) серебряны, позолочены, да летник 38, камка голуба, да три коровы, пети по ней понахида большая июля в 22 день на паметь святыя и равноапостолныя Марии Магдалыни. А имя ей инок(иня) Марфа, а другая понахида пети на преставление ея марта в 17 день на паметь преподобного отца Алексея человека Божия.

Лета 7136(1628) дал в дом Пречистыя Богородицы Варлам митрополит ростовский и ярославский сто рублев по отцы своем священноиереи Карпе и по матере своей иноке Евфимие в вечное поминание и игумену священники месяца февраля в 10 на память святого мученика Харлампия понахида пети и обедня служити игумену собором, на братию корм двоя рыба, да колачи, да кисель, да квас ячной. 39

Дал Богдан Михайлович Нагой вкладу по родителех 20 рублев пети понахида и корм на братию, а поминати Кирила, Марию уб(иенную), Алексея июня в 9, а другая понахида декабря в 17 на преставление.

Дал вкладу боярин князь Андрей Васильевич Сицкой сто рублев, пети по нем панахида болшая и корм июня в 30 день на собор святых апостол двоюнадесять, а другая панахида на преставление априля в 24 день на память святого мученика Савы Стратилата, а матерь его поминати июля в 22 день на память святыя мироносицы Марии Магдалыни, а имя ей княгиня инока Марфа.

Дал вкладу подьячей 40 Сава Васильев сын Лухнев сто рублев: десять рублев по себе и по своих родителех пети панахида и корм на братию дважды в году месяца апреля в 24 день на память святого великомученика Савы Стратилата, а другая панахида на преставление его месяца октября в 30 на память святых апостол Стахия и Аплия и прочих.

Дал вкладу Богдан Михайлович Нагой по жене своей Ульяне и по родителех ея: ризы алтабасные 41, оплечье 42 жемчюжное по черному бархату сажено за сто рублев и за тот вклад поминати Улиянею и родители ея дважды в году декабря в 21 на память святые мученицы Улиянеи, да на преставление ея ноября в 7 на память святых мученик 33 иже в Мелетине пети панахиды болшие и корм на братию.

Дал вкладу ярославец Галахтион Шестово сын Сермяжника по брате своем Георгие 45 рублей, нам ево Георгия поминати в году дважды на память его [19] ноября в 3 день на память святого великомученика Георгия, да на преставление его декабря в 17 на память святых триех отрок Анания, Азария и Мисаила пети панахнда и корм на братию.

Дал вкладу Никифор Федоров сын Ревякин по жене своей Агрипене 20 рублев и нам ее поминати дважды в году на преставление мая 10 день, да на рожение ее июня 23 день на память святые мученицы Агрипены. Да Никифор же дал по отце своем иноке Феодосии уларь 43 сажен жемчюгом, а на нем плащи диякони серебряны, позолочены резные, да мерин рыж, обое за 30 рублей, и нам поминати инока Феодосия дважды в году на рожение его априля 22 день на паме(ть) преподобного Феодора Секиота, да на преставление генваря в 30 день.

Дал ярославец Иван Кондратьев в Ярославле в Рыбном ряду лавку в вечной поминок по отце своем по Кондрате, во иноцех Кириле схимнике и по матери своей по Евфимии. А за то его Иваново даяние пети понахида по отце его и по матери большая и обедня заупокой по них служити марта 10 день на память святого мученика Кондрата и дружины его и другая большая понахида и обедня за упокой служити июля 11 день на память святые великомученице Евфимии в литиях 44 за упокой и по суботам в болших понахидах и на обедне за просвиромисаньем 45 инока Кирила и Еуфимию поминати повседневно.

Дал вкладу ярославец посадцкой человек Богдан Рыжков 100 рублей и нам ево поминати дважды в году пети понахида болтая и корм на братию на рожение ево месяца июня 14 на память святого пророка Елисея, да на преставление его месяца июля в 8 день на память святого мученика Прокопия, а имя его инока Ефрема.

Месяца марта в 30 день пона(хи)да пети, обедня служити по иноке Парасковее по князе Иванове Аньдреевиче Лвове матери, а дано по ней образ Пречистые Богородицы в киоти, да ризы белые дошки. 46

Июля в 19 день пети понахида по Богдане Михайловиче Нагом на преставление его, а имя ему Стефан, а другая понахида пети по нем ноября в 28 день на паметь святого преподобномученика Стефана нового исповедника.

Дал вкладу москвитин Афонасей Тчанчиков 12 рублев по своих родителех, и нам родителей его поминати, петь по них по всех понахиды большие майя в 2 день на память святых страстотерпец Бориса и Глеба петь понахида большая, поминати Бориса октября 28 день на память святых мучеников Терентия и Неонилы петь понахида болшая, поминать Терентия, ноября 18 день на память святых мучеников Платона и Романа пети понахида Большая, поминати Романа; генваря в 7 день на собор Иоанна Предтечи петь понахида большая, поминать инока Феодора; июль в 7 день на память преподобного Фомы петь понахида большая, поминати инока Ферапонта; декабря в 27 день на память архидиякона Стефана петь понахида большая, поминать Стефана; июль 4 день на память святых Андрея и Марфы петь понахида большая, поминать Марфу; генваря 24 на память преподобной Ксении петь понахида большая, поминать Ксению; майя в 13 день на память святыя мученицы Гликерии петь понахида большая, поминать Гликерию; августа 1 день на происхожение честного креста петь понахида большая, поминать Соломонию девицу; апреля 1 день на память преподобныя Марии Египетския петь понахида большая, поминать Марию; октября 27 день на память святых Нестера и Каптелины петь понахида большая, поминать Каптелину.

Месяца августа в 20 день пети понахида по царице Евдокие.

Месяца ноября в 21 день пети понахида по инокине Марфе Ивановне.

Месяца октября в 27 день петь панахида собором 47 и обедня собором служити и корм на братью по святейшем патриярхе Филарете и его сродникох Никиту, Романа.

Месяца генваря служити собором и корм поминати старицу инок(иню) Марфу, царевну Софею, царевну Евдокию, царевну Пелагию.

Дал вкладу Иван Минин 30 рублев по брате своем по Максиме в вечное поминание, пети понахида собором и обедня служити по нем, служити собором и корм на братью майя в 12 день.

Дал вкладу князь Никита Яковлевич Лвов по жене своей княгине Марфе сто четвертей хлеба в свою княжую меру, пятьдесят четвертей ржи, да пятьдесят овса, да ризы камчатые и оплечье отлас по се(ре)бру и за тот вклад по княгине Марфе и по их родителех понахида пети сентября в 1 день, а другая октября в 14 день обедня собором служить.

Лета 7157 (1649) году.

Дал в дом Пречистыя Богородицы Варлам митрополит ростовский и ярославский сто рублев по брате своем иноке старце Иоасафе и игумену с священники месяца майя в 23 день на память иже во святых отца нашего Леонтия епископа ростовского чюдотворца понахида пети и обедня служити игумену собором, на братию корм двоя рыба, да колачи, да кисель, да квас ячной.

В лета 7148-го (1640) году июня в 29 день.

Дал вкладу в дом Пречистыя Богородицы преосвященный Серапион архиепископ суждальский и торуский 100 рублей по своей [20] душе и по своих родителех, понахида пети по нем большая месяца ноября в 28 день на память святого преподобномученика Стефана нового исповедника, а другая пети по нем понахида месяца апреля в 19 день на преставление его на память преподобного отца нашего Иоанна ветхия лавры.

РГАДА. Ф. 181. № 146. Л. 1-12.

№ 2

1627-1629 гг. — ВЫПИСЬ ИЗ ПИСЦОВЫХ КНИГ ЯРОСЛАВСКОГО У. 20-30-х гг. XVII в. ПИСЦОВ М. Т. ХЛОПОВА И ПОДЬЯЧИХ Б. ГАВРИЛОВА И Я. ЛАРИОНОВА О ВОТЧИНЕ ТОЛГСКОГО МОНАСТЫРЯ

Выпись ис ярославских книг писма и меры Мирона Тимофеевича Хлопова, да подьячих Богдана Гаврилова, да Якима Ларионова 135-го, 136-го и 137-го году 48.

В Гороцком стану 49 в монастырских вотчинах написано:

«Монастырь общей 50 Толской на реке на Волге, а в нем церковь каменная Введения Пресвятыя Богородицы. А в церкви образов местных: 51 образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия 52 в киоту, облажен серебром, венец серебряной, чеканной, а в нем пять каменей розных под нис жемчужные, да ожерелья жемчужных десять гривен 53 серебряных; две понагии 54 Пресвятые Богородицы воплощение; пятнатцать крестов серебряных; серги яхонты пятеры, серги Пресвятыя рясы 55 жемчужные; пелена отласная низана жемчугом; киот деревянной позолочен;

да образ Введение в церковь Господню Пресвятые Богородицы, обложен серебром, венец чеканной;

да образ Одегитрии Пресвятые Богородицы, гривна и венец басменной 56;

да образ святого славного пророка и преттечи, крестителя Господня Иванна, обложен серебром, венец и гривна басменные;

да образ Пресвятые Богородицы Одигитрия, да Покров Пресвятыя Богородицы, обложены серебром, венец и гривна басменные;

да образ Умиление Пресвятыя Богородицы, обложен серебром, венец и гривна басменные;

образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия, обложен серебром;

образ Умиление Пресвятыя Богородицы на золоте;

образ Святая София Премудрость Божия на краске;

образ Здвижение честного Креста, облажен серебром;

да на тябле 57, пятдесят образов, Пятниц два образа обложены серебром;

деисус 58 с праздники и с пророки на тритцати на шти цках 59 на золоте; да образ Отечество на золоте; двери царские и столбцы все резные позолочены.

Да в олтаре: образ Пресвятые Богородицы запрестолной, обложен серебром; да крест воздвизалной; да книг: евангилье напрестольное, печатное, обложена цка верхная серебром позолочено, евангилисты чеканные, позолочены; да сосуды церковные: двои серебряные, да двои оловянные, да три паникадила 60 болших медных, да два паникадила невелики, три кадила 61 мединых, семь свеч поставных.

А в церкве писано стенным писмом, да в пределе 62 престол Николы чудотворца, а в нем образ Николы чудотворца, обложен серебром сканью, венец и гривна резные. Деисус на краске с празники и с пророки на пятнацати цках. Двери царские и столбцы все на краске, да сосуд, писан в соборной церкви.

Да церковь в другом пределе во имя Димитрия Селунского, а в нем образов: образ местной Димитрия Селунскаго, обложен серебром. Деисус с празники и с пророки на пятнатцати цках на краске. Двери царские и столбцы все на краске.

Да на монастыре ж церковь теплая Здвиженье честного Креста с трапезою каменная.

А в церкве образов:

образ местной Здвиженье честного Креста;

образ местной Живоначальные Троицы;

образ Пресвятыя Богородицы деисус на семи цках, все на красках;

двери царские и столбцы все резные, позолочены;

деисус ветх, на десяти цках.

Да в олтаре: образ Пресвятыя Богородицы на краске; паникадило медное невелико, свеча поставная.

Да в пределе Феодора Стратилата, а в нем образов: образ местной Феодора Стратилата на краске, деисус на краске на шти цках. В олтаре образ Пресвятые Богородицы на краске; сосуды писаны в соборе.

Да в трапезе образов: образ местной Шестодневец на золоте; да образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии на золоте, да на том же образу Рождество Пресвятые Богородицы, Богоявление Господа нашего Иисуса Христа, Стретение Господне, Воздвижение честнаго Креста, Похвалы Пресвятые Богородицы, Введение в церковь Пресвятые [21] Богородицы, деисус на штинатцати цках на золоте.

Да колоколница деревянна, рублена, а на ней одиннатцать колоколов болших и малых.

Да на монастыре ж: двор — игумен Серапион, двор — келарь 63 Иона, двор — казначей Анофрей. Да брацких шеснатцать келей, а братьи в них пятьдесят три человека.

Да на монастыре сушило деревянное, а под ним погреб, да ледник, да две поварни.

Да за монастырем двор конюшенной, да две житницы.

Да под монастырем на реке на Толге два пруда.

Да под монастырем на реке на Волге перевоз на пороме, а збирать от переводу с торговых людей и с ызвозщиков на Толской, да на Спаской монастырь, что в Ярославле, по государевой жалованной грамоте...»

ГАЯО. Ф. 245. Оп. 1. Д. 9. Лл. 28 об.-29 об. Копия.

№ 3

1687/1688 г. — ВЫПИСЬ ИЗ ПИСЦОВЫХ КНИГ ЯРОСЛАВСКОГО У. 1684/1685 г. ПИСЦОВ М. ТЕПРИЦКОГО И ПОДЬЯЧЕГО Ф. ЗВЕРЕВА О ВОТЧИНЕ ТОЛГСКОГО МОНАСТЫРЯ

Выпись с писцовых и межевых книг Ярославского уезду писма и меры и межеванья Максима Теприцкого, да подьячего Федора Зверева 183-го году.

В Горотском стану в монастырских вотчинах написано:

«Пречистыя Богородицы Толской монастырь на реке Волге. А в нем четыре церкви каменные во имя честнаго и славнаго ея Введения, да в теплой во имя Воздвижения честного и животворящего Креста Господня, да на святых вратех во имя святаго Николы чюдотворца, да в пределе святых благоверных князей Феодора и чад его Давыда и Констянтина смоленских и ярославских чюдотворцов. А те церкви со всяким церковным строением, и со всякою церковною утварью.

Да колокольница каменная, а на ней четырнатцать колокол больших и малых.

Да в монастыре ж одиннатцать келей каменные, да одиннатцать келей деревянных, а в них живут игумен Гордиан з братиею.

Да кругом монастыря ограда древянная, Да в монастыре служебники 64 Антипко Терентьев, да Фетка, да Андрюшка Никитины, Гаврилко Григорьев, Ортюшка Юдин, Постюнка Павлов, Панкрашка Михайлов, Мишка Федоров сын Седой, Фролко Андреев, Игнашка Алексеев, Митка Елфимов, Петрунка Константинов, Сенка Павлов, Пронка Григорьев, Ивашко Иванов, Кирюшка Тимофеев, Бориско Тиханов, Филька Якимов.

Да подле того ж монастыря двор монастырской для приезду богомольцов.

Да позади монастыря три пруда.

Да около монастыря рощи на полуторе десятине 65, да по другую сторону монастыря рощи ж десятина.

Да за монастырем подле рощи пашни паханые худые земли четь с третьником 66 в поле, а в дву потому ж, сена две десятины.

Писан тот монастырь по скаске 67 Пречистыя Богородицы Толского монастыря игумена Гордиана з братьею за его Гордионовою рукою. А слушки писаны по скаске Толского монастыря слушки Осипка Ипатьева, да старосты Гришки Михайлова, да выборных крестьян Сенки Дементьева с товарищи за ево Осипковою рукою 193-го июня в 2 день...».

ГАЯО. Ф. 245. Оп. 1. Д. 9. Лл. 82-82 об. Копия.

Комментарии

1. ГАЯО. Ф. 245. Толгский монастырь. Оп. 1.

2. РГАДА. Ф. 181. Коллекция рукописей МГАМИД. N 146. Л. 1.

3. Опубликованные вкладные книги отличаются от публикуемых ниже текстов большей полнотой записей, указанием на точную дату вклада.

4. См. о них: Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XV — начала XVI вв. М., 1964. Т. III. № 205, 221; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI вв. М., 1988. С. 96, 104; Кучкин В. А. К вопросу о статусе ярославских князей после присоединения Ярославля к Москве //Феодализм в России. М., 1987. С. 224-225.

5. См.: Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины XVII века. Тексты. Л., 1986. № 5, 36, 37; Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985. С. 68-71, 85-89.

6. См.: ПСРЛ. М., 1965. Т. 14. С. 40; Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. М., 1962. С. 218; Зимин А. А. В канун грозных потрясений. М., 1986. С. 17, 112, 133 и сл.

7. См.: Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975. С. 129-130; Платонов С. Ф. Социальный кризис Смутного времени. Л., 1924. С. 168.

8. О Викентьевых см.: Ярославский архив дворян Викентьевых XVII века. Ярославль, 1989.

9. РГАДА. Ф. 181. № 146. Л. 12об-91; ОР ГПБ. Собрание Ф. А. Толстого. Q. IV. 31.

10. Бузун — озерная, самосадочная соль, в отличие от выварной и каменной соли.

11. Сохранилась грамота на д. Кукольцыно, выданная потомком кн. Романа — кн. Федором Федоровичем Алабышем. См.: Кучкин В. А. К вопросу о статусе ярославских князей после присоединения Ярославля к Москве // Феодализм в России. М., 1987. С. 219-229.

12. Киот — специально устроенная, часто украшенная рама для иконы.

13. Местный — праздничный.

14. Златоструй — рукописная книга устойчивого содержания, сборник слов и поучений византийского проповедника Иоанна Златоуста.

15. Грамота па сельцо Юдово не сохранилась.

16. Прозвище Сандырь в начале XVI в. имел ярославский кн. Иван Дмитриевич Щетинин (См.: Веселовский С. Б. Ономастикой. М., 1974. С. 279). Возможно, что здесь упомянут его сын или внук, так как рода князей Сандыревских не существовало. Грамота на упоминаемое во вкладе сельцо Карпиево не сохранилась.

17. Четверть — мера веса сыпучих тел.

18. Евангелие-тетр — четвероевангелие, содержит в себе четыре евангелия по порядку евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

19. Жуки — небольшие металлические возвышения на углах оборотной крышки переплета, предназначенные для предохранения его от механических воздействий.

20. Сандал — вид дерева.

21. Потир — богослужебный сосуд в виде чаши с поддоном, в котором во время литургии возносятся св. Дары.

22. Дискос — блюдо или тарелка на подножии с изображением Иисуса Христа и с вырезанными по окружности словами «се Агнец Божий вземляй грехи мира», во время литургии на него кладут вынутый из просфоры агнец (часть просфоры с печатью в память Христа) и частицы других просфор.

23. Лжица — ложечка, используемая в церкви при совершении таинства причастия.

24. Копне — короткий, обоюдоострый нож, с помощью которого во время литургии совершаются вес действия над просфорами.

25. Звезда (звездица) — соединенные крестообразно две дуги, которые по окончании проскомидии (части литургии, состоящей в приготовлении к таинству причастия) ставятся над дискосом над агнцем.

26. Блюдце дорное предназначалось для дора — остатков той просфоры, из которой на проскомидии вынимали агина.

27. Покровец (покров) — платок, которым покрывали дискос и потир.

28. Камчатый — от камка — цветная шелковая ткань с узорами.

29. Третий покровец. которым покрывается вместе дискос и потир, называется воздух.

30. Сохранилась правая грамота 1501 г. на д. Малую Хиновку, бывшую в споре между старцами Толгского монастыря и крестьянами черной Шаховской волости. Из этой грамоты выясняется, что Юрий Константинович выдавал грамоту не на деревню, а па пустошь Большую Хинову около 1450 г. («от сех мест за пятдесят лет»). Лишь спустя двадцать лет после получения пустоши власти монастыря населили ее крестьянами. Грамота Юрия Константиновича сгорела в Толгском монастыре еще до 1501 г.: «горел монастырь наш у Пречистые на Толзе, — свидетельствовали старцы в 1501 г., — ...и та даная згорела, да иныя крепости, грамоты земляныя погорели на наши деревни монастырьския» (См.: Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI вв., М. 1964 Т. III. С. 239).

31. Данная грамота кн. В. Ю. Шехонского игумену Иоанну с братией Толгского монастыря на Троицкую пашню с починком Праховым и пустошами Шаховского ст. Ярославского у. датируется 1 декабря 1561 г. Подлинник ее хранится в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), в фонде Грамот коллегии экономии (ф. 281, оп. 6, № 10108/51), имеется также список грамоты в копийнои книге Толгского монастыря 1775 г. (ГАЯО, ф. 245, оп. 1, д. 9, л 76 об.-77).

32. Деревни Чурово и Тпхарево были даны в Толгский монастырь в 1555/1556 г. по духовной кн. Федора Ивановича Жирового-Засекина (см: ГАЯО, ф. 245. Оп. 1, д. 9, лл. 11-15 об.).

33. Жалованная грамота на д. Юрьево, отданную в Толгский монастырь по духовной С. Ф. Алабышева, была выдана 3 июля 1555 г. (см.: ГАЯО ф. 245, оп. 1, д. 9, л. 77 об.-78).

34. Упоминание о 20 корме в рукописи пропущено.

35. Ризы — священническое одеяние, надеваемое при богослужении.

36. Епитрахиль — облачение священника, надеваемое на шею под ризами.

37. Думный дьяк — высший чин приказной бюрократии, думные дьяки участвовали в заседаниях Боярской думы и имели право доклада в ней.

38. Летник — женская легкая летняя одежда с широкими длинными рукавами.

39. Ячной — ячменный, из ярового хлеба.

40. Подьячий — младший чин приказной бюрократии.

41. Алтабас — парчовая ткань с золотыми и серебряными узорами.

42. Оплечье — часть священнических риз, покрывающая плечи, отличающаяся особым цветом.

43. Уларь — дьяконская одежда.

44. Лития — краткая заупокойная молитва.

45. Просвиромисанье — от проскомисати — совершать проскомидию, часть литургии, состоящую в приготовлении церковного хлеба и вина к таинству евхаристии (причастия).

46. М. б, искаженное адамашки (одамашки, дамашки) — тонкая ткань сорта камки с мелким узором.

47. Собором всем духовенством, входившим в состав монастырской общины.

48. Таким образом обозначались 1627, 1628 и 1629 гг.

49. Часть территории Ярославского у., примыкавшая к Ярославлю с заволжской стороны.

50. Общими (общежительными) называлась монастыри, в которых монахи содержались за счет средств своей обители.

51. По справке научного сотрудника Ярославского художественного музея В. В. Горшковой, из перечисленных в этой описи «местных» (праздничных) икон в настоящее время в Ярославле хранятся только «Богоматерь Толгская» 1314 г. и, возможно, «Иоанн Предтеча» XVI в.

52. Одигитрия — (греч.) путеводительница, крепкая помощница; тип изображения Богоматери, восходящий к иконе, по преданию, написанной евангелистом Лукой.

53. Гривна — серебряная цепочка.

54. Панагия — образ Богоматери, который архиерей носит на груди.

55. Рясы или ряски — пряди из жемчужных или бисерных зерен, пронизанные золотом (серебром), украшенные иногда кольцами и драгоценными камнями.

56. Басменными назывались металлические изделия с чеканкой.

57. Тябло — часть иконостаса над царскими дверями, ярус.

58. Деисус — верхние ряды иконостаса.

59. Цка — доска.

60. Паникадило — подвесной светильник со многими свечами.

61. Кадило — церковный сосуд в форме кадильницы па цепочках для курения ладана.

62. Придел (предел) — пристройка к основному зданию храма, имеющая свою алтарную часть.

63. Келарь — второе лицо в монастырской общине после игумена, ведал хозяйством монастыря.

64. Служебники — лица, не входившие в состав монастырской братии, светские слуги, выполнявшие подсобные работы в монастыре.

65. Десятина — единица счета для измерения площадей земли, занятой под пашню, сенные и лесные угодья, 10 925 кв. м.

66. Четь (четверть) — мера поверхности земли, равнявшаяся половине десятины. Третник — третья часть четверти.

67. Сказка (скаска) — вид документа, в котором со слов должностных лиц, свидетелей излагаются какие-либо сведения.

Текст воспроизведен по изданию: Толгский монастырь XVII века и его вкладчики // Ярославская старина, № 1. 1992

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.