Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ОПИСЬ БИБЛИОТЕКИ СТРОГАНОВЫХ 1627 г.

Описи имущества являются важным источником для исследования культуры общества. Включение в такие описи реестров книг, кроме того,раскрывает уровень духовной культуры и мировоззрение владельца библиотеки. В последние годы такие документы все активнее вводятся в научный оборот, и наиболее ценными из них, конечно, являются более древние списки, в большей степени подверженные влиянию времени и внешним воздействиям.

Благодаря работам П. И. Савваитова, Н. Г. Богдановой, А. А. Введенского и др., опубликованы и исследованы описи библиотек известных солепромышленников и меценатов Строгановых и их домовых церквей 1.

Однако среди описей строгановских книжных собраний есть документ, опубликованный лишь частично. Это перепись книг библиотеки умершего в 1627 г. без завещания Максима Максимовича Строганова, фактически отразившая половину библиотеки его отца, Максима Яковлевича Строганова, и сделанная по государеву указу и по грамоте ростовского и ярославского митрополита сыном боярским Богданом Чихачевым и игуменом Великоустюжского Гледенского монастыря старцем Ионой 16 июля 1627 г. Имущественная роспись опубликована А. А. Введенским в его книге «Торговый дом XVI-XVII веков», но опись книг не была сочтена А. А. Введенским достойной для опубликования: «Опускаем длинный перечень книг, – писал он, – исключительно богословского содержания; анализ состава этой части Строгановской библиотеки и некоторые данные о ней см. в нашей статье «Библиотека и архив у Строгановых в 16-17 вв.», «Север», 1923, кн. III-IV» 2. В 1983 г. вышла в свет статья В.В. Протопопова «Нотная библиотека Строгановых в Сольвычегодске 1627 г.», в которой была опубликована часть указанной описи 1627 г., а именно раздел певческих книг 3. Между тем опись книг, несомненно, должна быть издана целиком; кроме того, необходимо внести уточнения в анализ состава этого книжного собрания, сделанный А. А. Введенским.

Обратимся к истории составления переписи имущества 1627 г. Известно, что Максим Яковлевич Строганов умер в 1624 г., его сын [330] Максим – через три года, поэтому опись книг, как уже говорилось, фактически отражает половину собрания Максима Яковлевича. Другая половина после раздела досталась его второму сыну – Ивану, а певчие книги не делились и находились в доме Максима Максимовича. Опись 16 июля 1627 г. появилась не случайно, а в результате бурных событий, произошедших в доме Строгановых.

Известно, что Максим Максимович Строганов перед смертью продиктовал своему стряпчему Ждану Воронину духовное завещание, по которому распорядиться имуществом, доставшимся ему после раздела с братом Иваном, а также еще не поделенным, завещал «Лукьяну Степановичу Стрешневу, да Ивану Чичерину, да матере своей Мар[ь]е, да жене своей Анне, да племяннику своему Ивану Ямсково» 4. Был написан черновой вариант духовной, а набело ее начал переписывать дьячок соборной церкви Тимофей Мишарин, но переписать не успел. Таким образом, документ, не перебеленный и не скрепленный положенными в таких случаях рукоприкладствами, не получил законной силы 5. Вследствие этого брат умершего, Иван Максимович, и его мать, Марья Михайловна, попытались овладеть всем имуществом Максима Максимовича, заявив 2 мая 1627 г. (Максим Максимович умер 28 апреля) перед князем Василием Вяземским, подьячими Саввой Лухневым и Иваном Лазаревым, Андреем и Петром Строгановыми, таможенным головой Баженом Кляпышниковым и духовным отцом Максима Строганова протопопом Дмитрием, что «дела де до того живота брата моего нет никому, живот тот брата моего Максима весь мой» 6.

Тогда обиженная жена умершего Максима Максимовича – Анна Олферьевна – запечатала его имущество, в том числе и книги, в палатке под каменным храмом Благовещенской соборной церкви и собралась переписать хлеб стоячий и в житницах, лошадей и скот, чтобы просить государя об указе по этому делу. В ответ Иван Максимович и Марья Михайловна 7 мая 1627 г. написали челобитную царю Михаилу Федоровичу, в которой обвинили свою сноху Анну в составлении лживой духовной памяти и присвоении себе всего имущества Максима 7.

16 июля 1627 г. по указу царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета и по наказу митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама в Сольвычегодск была направлена комиссия в составе митрополичьего сына боярского Богдана Чихачева и троицкого игумена «Устюга Великого з Глядена» Ионы с заданием переписать «животы и статки у жены Максима Максимовича Анны». Так появилась опись имущества, в том числе и публикуемая ниже опись библиотеки Максима Максимовича Строганова 16 июля 1627 г. 8 [331]

Опись эта составлена более квалифицированно, чем, например, роспись книг библиотеки Аники Строганова 1578 г. В ней четко выделены рукописные и печатные книги, среди печатных отмечена московская и литовская печать, везде указаны формат, переплет и оклад.

Опись книг 1627 г., как уже упоминалось, подробно проанализирована А. А. Введенским 9, но хотелось бы внести уточнения. А. А. Введенский указывает общее количество книг библиотеки М. Я. Строганова: 387 названий-томов. Подсчет был сделан им следующим образом: в описи перечислено 141 название печатных и письменных книг и 105 тетрадей письменных «певчих» книг. 141 книга-это половина богослужебных и четьих книг, доставшихся одному из сыновей. Следовательно, у отца-Максима Яковлевича-было 282 книги. Певческие рукописи не делились, значит общее количество собрания М. Я. Строганова – 387 книг.

Обратимся к описи. В ней дается следующая разбивка книг: «Перепись книгам» (перечислены Евангелия, Библии, Апостолы,Триоди и другие богослужебные книги, всего 78 единиц); «Перепись всяким четьим книгам» («Гранограф», книга Иоанна Богослова, Василий Великий, Маргарит и т.д., «50 тетратей всяких канонов», «2 тетрати их усолского сщету», всего 18 книг и 52 тетради); «Перепись книгам, что принесли с Иванова двора Строганова, по которым у крестов пели» (10 богослужебных книг); «От Анны Максимовские жены принесли коробку, а в ней книги» (перечислены 15 книг, из них 10 певческих, 4 богослужебных, 1 четья, и «тетрати знамянные в кожице», «тетрати, а в них Ирмосы да Обиход знамянные», «тетрать Праздники под знамя», «Азбуки писмяные»); «Перепись певчим книгам» (13 певчих книг и «26 тетратей дестовых, писаны Ирмосы полные, 9 тетратей дестовых Охтаи полные и Погребальник, 13 тетратей дестовых треодных, 9 тетратей знамянных, писаны Ирмосы и иные стихи зборные, 4-ры тетрати, писаны Ирмосы и Обиход под знамя, тетрати в осминку, писаны стихеры еуангельские, тетрати мелкие и столпцы, писаны под знамя»), «В коробье дорожные книги» (23 книги, из них 11 богослужебных и 12 четьих) 10.

При подсчете книг этой библиотеки мы принимаем за основу количество экземпляров кодексов. Кроме того, тетради, указанные в описи, мы не можем приравнивать к книгам. На это указывал еще В. В. Протопопов 11 .Например, в отделе «певчих книг» названы «26 тетратей дестовых, писаны Ирмосы полные». Это никак не означает 26 книг, а всего лишь одну – Ирмосы. Следует также обратить внимание на то, что количество некоторых книг не указано, например: «Азбуки писмяные». При публикации описи 1627 г. В. В. Протопопов подсчитывает отдельно певческие книги и тетради: «23 книги, 61 тетрадь и еще пять собраний [332] нотных тетрадей, не подсчитанных» 12. Однако, пожалуй, приходитсясогласиться с доводами Н. П. Парфентьева и Н. В. Парфентьевой, которые отмечают, что связки тетрадей с указанным содержанием, например, «26 тетратей дестовых, писаны Ирмосы полные», «9 тетратей дестовых – Охтаи полные и Погребальник», являются, по существу, еще не переплетенными книгами, и их следует рассматривать как отдельные единицы хранения. Это также относится и к тетрадям в одном переплете («тетрати знамянные в кожице»). По подсчету Парфентьевых, нотная часть библиотеки Строгановых в 1627 г. насчитывала 32 единицы хранения, т.е. книг переплетенных и непереплетенных, а также «тетрати мелкие и столпцы под знамя», которые внесли в опись, но количество которых не подсчитали 13.

При подсчете, в доле Максима Максимовича Строганова получается 134 богослужебных и четьих книги и 52 тетради, а также 32 певческих единицы хранения («переплетенных и непереплетенных и тетрати мелкие и столпцы под знамя»). Поскольку известно, что богослужебные и четьи книги были после смерти Максима Яковлевича поделены, а певческие не делились, то в его книжном собрании находилось 268 четьих и богослужебных книг, певческих 32 единицы хранения (переплетенных и непереплетенных) и «тетрати мелкие и столпцы под знамя», в целом 300 или более книг.

Как уже говорилось, опись по существу отражает половину библиотеки Максима Яковлевича Строганова – одного из наиболее известных представителей этого рода в конце XVI – начале XVII в. Что же может сказать публикуемый нами документ о личности этого человека?

По справедливому замечанию А. А. Введенского, «на этой библиотеке лежит отпечаток своеобразной индивидуальности хозяина, ее создавшего» 14. Уже название отдела библиотеки – «дорожные книги» – указывает на то, что М. Я. Строганов часто бывал в разъездах дня организации соляной промышленности, торговли и экспедиций за Урал. Это же название говорит и о том, что Максим Яковлевич был любителем книги, не расставаясь с ней даже во время поездок. Несомненно, он был большим ценителем церковного пения.

В «дорожном» отделе находилась книга списков с государевых жалованных грамот, тексты которых, видимо, постоянно были нужны Строгановым в их деятельности. В этом же отделе – «Книга посланье патриарха Иева», которую Е. Н. Кушева предположительно отождествляет со сборником первой четверти XVII в., содержащим многие грамоты периода Смутного времени и некоторые литературные произведения той поры, который хранится ныне в РНБ 15. [333]

Известно, что основу своего книжного собрания Максим Яковлевич получил при разделе семейной библиотеки в 1578 г. в совместной доле с дядей – Семеном Аникиевичем. В документе 1627 г. встречаются названия книг, знакомые по «Деловой памяти» 1578 г. в жребии Семена и Максима: «Книга Гранограф писмяной, в досках и в коже, в десть» 16, в описи 1578 г. – «Гранограф в десть» 17; «Книга Златауст писмяной в десть, в досках и в коже» (л. 6), в описи 1578 г. – «Житие Ивана Златоустого» (л. 11 об.); «Патерик писмяной в десть, в досках и в коже» (л. 6), в описи 1578 г. – «два Патерика скитские» (л. 12); «Книга Исуса Наввина писмяная в полдесть, в досках и в коже» (л. 6), в описи 1578 г. – «Исус Наввин», две книги (л. 12); «Книга Иванна Дамаскина в чет писмяная, в досках и в коже» (л. 7), в описи 1578 г. – «Иван Дамаскин» (л. 12); «Книга Дорофей в полдесть писмяная, в досках и в коже» (л. 7), в описи 1578 г. – «Дорофей» (л. 12); «Книга Правила святых отец в чет писмяная, в досках и в коже» (л. 7), в описи 1578 г. – «Правила святых отец», две книги (л. 12); «Книга Странник в чет писмяной, в досках и в кож[е] » (л. 7), в описи 1578 г. – «Странник» (л. 11 об.); «Охтай в чет пятог[о] гласу, в досках и в коже, застежки медные» (л. 11), в описи 1578 г. – «Охтаец 5 гласа» (л. 11 об.).

Среди рукописных книг появились в описи 1627 г. и новые, которых не было в первоначальном собрании Максима Яковлевича: «Книга Лествишник в полдесть писмяная, в досках и в коже» (л. 6), «Книга Андрея уродивог[о] в полдесть писмяная, в досках и в коже» (л. 7), «Книга Судебник в чет, переплетен в кожице» (л. 8), «Азбуки писмяные» и некоторые другие книги. Очевидно, что это были «Лествица» Иоанна Лествичника 18, Житие Андрея Юродивого 19, а под Судебником можно предположить один из известных Судебников: 1497 г. Ивана III, 1550 г. Ивана Грозного, 1589 г. Федора Ивановича или Сводный судебник 1606-1607 гг.

Максим Яковлевич был большим любителем церковного пения, что подтверждается значительным количеством «певчих книг» в его собрании и выделением их в особый отдел 20.

Что касается печатных книг собрания М. Я. Строганова, то некоторые из них можно идентифицировать точно: «Две Библеи, печат[ь] литовская в десть, в досках и в кожах» (л. 4) – Острожские Библии Ивана Федорова 1580-1581 гг. 21 «Книга Василий Великий, печат[ь] литовская, в десть, в досках и в коже» (л. 6) – Василий Великий. Книга о постничестве. Острог, 1594 22; «Книга Маргарит, печать литовская, в десть, в досках и в коже» (л. 6) – Маргарит. Острог, 1595 23.

Какова была дальнейшая судьба библиотеки? Из вышеизложенного видно, что богослужебные и четьи книги были поделены между [334] сыновьями Максимом и Иваном после смерти Максима Яковлевича. В 1627 г. были, по-видимому, разделены и певческие книги приехавшей в Сольвычегодск комиссией – между Иваном и его матерью, с одной стороны, и Анной Олферьевной и ее родственниками – с другой.


Дело 1627 г. о разделе наследства умершего без завещания Максима Максимовича Строганова между его матерью Марией, женой Анной и племянником Иваном Ямским

/л. 1/ Лета 7135-го июля в 16 де[нь] по государеве Цареве и великого] князя Михаила Федоровича всея Русии и великог[о] государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии грамотам и по наказу по грамоте великого господина пресвещенног[о] Варлама, митрополита Ростовского] и Ярославского, велено митрополичьему сыну боярскому Богдану Чихачову да Устьга (Так в ркп.) Великог[о] з Гледена троецкому игумену Ионе у Соли Вычегоцкие Максимовские Максимова сына Строганова животы и статки у жены ег[о] Анны переписати все налицо, порознь по статьям, и Богдан Чихачов да игумен Максимовские животы и статки досмотря переписали все налицо, а что у Максима Божия милосердия образов и всяких животов, то все писано в сей росписи имянно<...>

Перепись книгам

3 Еуангелия напрестолные, печат[ь] московская, /л. 3/ в десть, переплетены в досках без одежи.

/л. 4/ Еуангелие напрестолное ж, печат[ь] московская, в тетратех.

Еуангелие четь[ь]е, притчи евангилские, писмяное, в десть.

Еуангелие толковое, печат[ь] литовская, переплетено в досках и в коже.

2 Библеи, печат[ь] литовская, в десть, переплетены в досках и в кожах. [336]

6 Апостолов новых, печатных, в десть, печат[ь] московская, переплетены в досках и в кожах.

Апостол, литовская печать, в десть, переплетен в досках и в коже.

3 Апостолы, московская печат[ь],в десть, все три втетратех.

3 Треоди постных, печат[ь] московская, в десть, в досках и в коже.

2 Треоди постных же, в [тетратех], печат[ь] московская, в десть.

2 Треоди цветные, в десть, печат[ь] московская, переплетены в досках и в кожах.

Треод[ь]цветная, в десть, печат[ь] московская, втетратех. /л. 5/

4 Охтая печатные, в десть, переплетены в досках и в кожах.

3 Служебники полудестовые, московская печат[ь], в досках и в кожах.

4 Мений сентябрь месяц, печат[ь] московская, в десть, переплетены в досках и в кожах.

Того ж месяца Мения в тетратех, печат[ь] московская, в десть.

6 Миней октября месяца, печат[ь] московская, в десть, в досках и в кожах.

3 Минеи ноября месяца, печат[ь] московская, в десть, в досках и в кожах.

Того ж месяца Минея в тетратех, в десть, печат[ь] московская.

Того ж месяца 4 Минеи в полдесть, печат[ь] московская, в досках и в кожах.

5 Минеи генваря месяца, печат[ь] московская, в десть, в досках и в кожах.

4 Минеи февраля месяца, печат[ь] московская, в десть, в досках и в кожах.

Минея общая в полдесть, печатрь] московская, в досках и в коже.

7 Псалтырей печатных, в досках и в кожах.

Да Псалтыр[ь] писмяная, ветха. /л. 6 /

7 Часовников в чет, печатрь] московская, в досках и в кожах.

Часовник писмяной, в чет, в досках и в коже. [337]

Перепись всяким чет[ь]им книгам

Книга Гранограф писмяной, в досках и в коже, в десть.

Книга Иванна Богослова писмяная, в десть, в досках и в коже.

Книга Василий Великий, печат[ь] литовская, в десть, в досках и в коже.

Книга Маргарит, печат[ь] литовская, в полдесть, в досках и в коже.

Книга Златауст писмяной, в десть, в досках и в коже.

Пролог писмяной, в десть, переплетен в досках и в коже.

Патерик писменой, в десть, в досках и в коже.

2 Соборника писмяные, в полдесть, в досках и в кожах.

Книга Лествишник в полдесть, писмяная, в досках и в коже.

Книга Исуса Наввина писмяная, в полдесть, в досках и в коже. /л. 7/

Книга Иванна Дамаскина в чет, писмяная, в досках и в коже.

Книга Андрея Уродивог[о] в полдесть, писмяная, в досках и в коже.

Книга Дорофей в полдесть, писмяная, в досках и в коже.

Книга Правила святых отец в чет, писмяная, в досках и в коже.

50 тетратей всяких канонов.

Молитвеник, литовская печат[ь], в чет, в досках и в коже.

Книга Странник в чет, писмяной, в досках и в кож[е].

Канонник в чет, писмяной, переплетен в коже.

2 тетрати их усолског[о] сщету, переплетены в кожах.

Перепис[ь] книгам, что принесли с Ыванова двора Строганова, по которым у крестов пели

Еуангелие в чет, литовская печат[ь], в досках и в кож[е], влагалищо сукно лазорево.

Святцы с каноны в осминку, в досках и в коже.

Апостол писмяной, в осминку, в досках и в кож[е].

Устав писмяной, в осминку, в досках и в коже.

Святцы с кануны, праздником, в осминку, в досках и в коже. /л. 8 / [338]

Шестоднев, в осминку, переплетен в кожице.

2 Псалтыри.

2Часовника.

От Анны Максимовские жены принесли коробку, а в ней книги:

КнигаТрефолой знамянной, переплетен в кожице.

Книга Праздники Господьские знаменные, в чет, в кожице в красной.

Книга Праздники ж Господьския в осминку, в досках и в коже.

Книга Ирмосы и Обиход церковной в чет, в досках и в коже.

Книга на 8 гласов Богородичны под знамя, в осминку, в досках и в коже, по коже навожено золотом.

Книга Праздники Господьские под знамя, в досках и в коже.

Книга Судебник в чет, переплетен в кожице.

Книга Обиход в чет, под знамя, переплетен в кожице.

Книга в чет, Ирмосы и Обиход под знамя, в (Испр.; в ркп. д) досках и в коже.

Книга Ирмосы ж и Обиход знамянные, в досках /л. 9/ и в коже, в четверть.

Книга Потребник в чет, писмяной, переплетен в досках и в коже.

Книга Обиход знамянной в осминку, переплетен в черной кожице.

Книга Молитвенник писмяной, в осминку, в досках и в коже.

Тетрати знамянные, в кожице.

Святцы писмяные, в осминку, в досках и в коже.

Канунник писмяной в полдесть, в досках и в коже.

Тетрати, а в них Ирмосы да Обиход знамянные.

Тетрат[ь] Праздники, под знамя.

Азбуки писмяные. [339]

Перепись певчим книгам

Стихарал в полдесть, застежки, жуки серебреные с финифты, одет бархатом лазоревым рытым, влагалище лундышное виш/л. 10/нево, три пуговки у нег[о] зеленог[о] шолку, золотом.

Другой Стихарал в полдесть, в досках и в коже, влагалище у нег[о] сукно аглинское, зеленое.

Книга в полдесть, а в ней писаны каноны на Господьския праздники, все под знамя, застежки и жуки медные.

Стихорал в чет, в досках и в коже, застежки и жуки серебреные.

Стихорал в чет, писаны владычни праздники, в досках и в кожи, застежки медные.

Книга в чет, писаны в ней мудрые стихи под знамя, застежки и жуки медные.

Книга Обиход и Охтай и Праздники в чет, застежки и жуки медные.

Книга в чет, а в ней писаны Владычни праздники и святым, и Богородичны, и Крестобогородичны, в досках и в коже.

Книга в чет, писан Обиход, переплетена в коже.

Книга в чет, писаны Ирмосы, переплетены в коже.

Книга в осмушку, а в ней писаны Славники и Владычни праздники и святым, в досках и в коже.

Книга в осмушку, сначала стихеры путные, /л. 11/ в досках и в коже.

Псалтыр[ь] певчая, знамянная, переплетена в кожице.

26 тетратей дестовых, писаны Ирмосы полные.

9 тетратей дестовых, Охтаи полные и Погребалник.

13 тетратей дестовых, треодных.

9 тетратей знамянных, писаны Ирмосы и ины[е] стихи зборные.

4-ры тетрати, писаны Ирмосы и Обиход под знамя.

Тетрати в осминку, писаны стихеры еуангельские под знамя.

Тетрати мелкие и столпцы, писаны под знамя. [340]

В короб[ь]е дорожные книги

Книга в чет, Святцы с тропари и с кондаки, в досках и в коже.

Книга в чет, в ней 3 месяца Миней, март, апрель, май.

Минеи же трех месяцов, июн[ь], июл[ь], август, в досках и в коже.

Книга в чет, в ней Миней же 3 месяца, март, апрел[ь], май, в досках и в кож[е].

Охтай в чет, пятог[о] гласу, в досках и в коже, застежки медные.

Книга в чет, Минеи же, июнь, июл[ь], август, в досках и в коже.

Псалтыр[ь] [с] съледован[ь]ем, в досках и в коже. /л. 12/

Книга Канонник в чет, в досках и в коже.

Другой Канонник, в досках же и в коже.

Книга Послан[ь]е патриарха Иева, переплетена в коже.

Книга в осминку, из Еуангелия выписано, в досках, одежа зуфрью лазоревою, застежки медные.

Псалтыр[ь] следованием, в досках и в коже.

Книга в осмушку, Потребник, в досках и в кожах.

Книга в осмушку, Трефолой, сентября месяца, в досках и в коже.

Часовник в осмушку, писмяной, в досках и в коже.

Святцы с пасхал[ь]ею, в досках и в коже.

2 Канонника, один [с] Святцами, другой с каноном за умершаго.

Книга в осмушку, писаны в ней пасхали, переплетена в досках и в коже.

Книга ж в осмушку, Исповедник мирской.

2 книги Канонники да Святцы с пасхал[ь]ею.

Книга списки всякие з государевых жалованных грамот, да в тетрати 50 листов иконного золота.

РГАДА Ф.365 (Дела о Строгановых).

Оп.1.Д. 2. 1627г. Л. 1, 3-12.

Подлинник.


Комментарии

1. Савваитов П. И. Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них // ПДПИ. СПб., 1886. Т. 61. С. 5-108; Богданова Н. Г. Книжные богатства Строгановых в 1578 г. // Sertum bibliologicum в честь президента Русского библиологического общества профессора А. И. Малеина. Пг., 1922. С. 277-284; Введенский А. А. Библиотека и архив у Строгановых в XVI-XVII вв. // Север. 1923. Кн. 3-4. С.69-115; Опись библиотеки Н. Г Строганова 1620 г. / Сост. Н. А. Мудрова, Б. Н. Морозов. Екатеринбург, 1991; и др.

2. Введенский А. А. Торговый дом XVI-XVII веков. Л., 1924. С. 32.

3. Протопопов В.В. Нотная библиотека Строгановых в Сольвычегодске 1627 г. // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. 1981. Ежегодник. Л., 1983. С. 182-186.

4. См.: РГАДА. Ф. 165. Оп. 1.Д.4. 1627. Л. 2,3.

5. См.: Введенский А. А. Дом Строгановых в XVI-XVII вв. М., 1962 г. С. 187.

6. РГАДА.Ф. 165. Оп. 1. Д.4. 1627 г. Л. 3.

7. См.: Историко-юридические акты XVI и XVII вв. СПб., 1892. С. 62-65.

8. РГАДА. Ф. 365. Оп. 1.Д. 2. 1627 г. Л. 1-12.

9. Введенский А. А. Библиотека и архив... С. 80-82.

10. См.: РГАДА. Ф. 365. Oп. 1 Д. 2. 1627 г. Л. 3-12.

11. См.: Протопопов В.В. Нотная библиотека Строгановых... С. 182-186.

12. Там же. С. 182.

13. Парфентьев И. П., Парфентьева И. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-X VII веков. Челябинск, 1993. С. 63.

14. Введенский А. А. Библиотека и архив... С. 81-82.

15. РНБ. O. IV. 17; Кушева Е. Н. Из истории публицистики Смутного времени XVII века // Уч. зап. Сарат. ун-та. 1926. Т. 5, вып. 2. С. 21-35.

16. РГАДА. Ф. 365. Oп. 1. Д. 2. 1627 г. Л. 6. Далее ссылки на листы описи приводятся в тексте.

17. Архив СПб. ФИРИ РАН. Ф. 125. Оп. 1.Д. 9. 1577-1578 гг. Л. 11 об.-12. Далее ссылки на листы описи приводятся в тексте.

18. См.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: Вторая половина XIV-XVI вв. Ч. 2: Л-Я. Л., 1989. С. 9-18.

19. Там же. Вып. 1: XI – первая половина XIV в. Л., 1987. С. 131 -132.

20. Подробно о певческих рукописях М. Я. Строганова см.: Протопопов В. В. Нотная библиотека Строгановых... С. 183-186; Маркелов Г. В., Фролов С. В. Строгановские рукописи из книжной мастерской Строгановых конца XVI – первой половины XVII в. // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. 1986. Ежегодник. Л., 1987. С. 202-209; Книги старого Урала. Свердловск, 1989. С. 71-75; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа... С. 53-54, 60, 63-65.

21. Ундольский.№88; Каратаев II.№ 101/102; Быкова.№4; Каменова, Гусева. № 3.

22. Ундольский. № 130; Каратаев II. № 139; Быкова. № 10; Каменова, Гусева. №8.

23. Ундольский. № 124; Каратаев II. № 139; Быкова. № 10.

Текст воспроизведен по изданию: Опись библиотеки Строгановых 1627 г. // Проблемы истории России, Вып. 4. Евразийское пограничье. Екатерибург. Волот. 2001

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.