|
РАЗРЕШЕНИЕ СТАРИННОЙ ЗАДАЧИ ИЗ ТРОИЦКОЙ ЛАВРЫ. Автор, скрывший имя свое и звание под покровом церковной азбуки, назывался так: Князь Симеон Шаховской-Ярославской. Доказательство очень простое:
Н. Г-ов ДРУГОЕ ПИСЬМО ОТТУДА ЖЕ Князь Симеон Шаховской Ярославской. Князь Семен Иванович Шаховской, составитель канона трем Святителям Московским, служил при Царях: Михайле Феодоровиче и Алексие Михайловиче. Вот что известно нам из его послужного списка: В 1616 году он «писан во дворянех» и был воеводою в городе Ядрине 1. В 1618 году, во время нашествия Польского Королевича Владислава на Москву, Шаховской получил назначение в качестве полкового воеводы стоять за Яузою; 2 в следующем 1619 году, «для обереганья от приходу Крымских и Нагайских людей», поставлен воеводою в Пронске 3. Годового окладу, как видно из грамоты 1620 года, он получал [342] 950 четвертей, да денег 81 рубль. В книгах 1033 года он помечен воеводою в одном из городов Сибирских; в 1634 году был на службе, в Можайска в полках Князя Черкасского и Пожарского. В 1638 и 39 годах был с воеводою боярином Шереметевым на службе в Крапивне; в 1641 и 42 годах, за Енисейскую и Терскую службу, получил придачи к окладу 50 четвертей, да денег 30 рублей. В 1646 году назначен воеводою в Кольской оотрог (Колы). Дальнейшая судьба его неизвестна 4. Только из одной рукописи знаем, что в 1653 году он жил в своей отчине 5. 5а Князь Семен Иванович отличался особенною религиозностию и любовию к святым обителям Русским, составлял каноны и похвальные слова в честь некоторых угодников Божиих, и за свое усердие в веру был удостоен особенных знамений благоволения Божия. Из его сочинений известны: 1, Канон и акафист трем Святителям Московским. 2, Слово похвальное Св. и блаженным Христа ради юродивым, Прокофию и Иоанну, Устюжским чудотворцем. Списано Дуксом Симеоном Шаховским. 6 3, Акафист Пр. Сергию. О случая к составлению сего акафиста Келарь Троицкий Симон Азарьин повествует следующее: «Поведа нам во обители Святыя Троицы Князь Семен Иванов сын Шаховской: пловущи ми, рече студеным морем от града, глаголемого Колы ко граду зовому Архангельску, лодье же нашей, в ней же плавахом, зельне биеме волнами морскими, нам же всем живота уже отчаявшимся, и прощения друг от друга просящим и призывающим Преподобных Зосиму и Савватия Соловецких Чудотворцов: обычай бо бяше в той стране плавающим по пучине морстей призывати Соловецких чудотворцов; мне же в беде сущу едва на память взыде, и нача усты своими призывати Преподобного Сергия Чудотворца. На той же лодье с нами пловый сотник стрелецкой видит Пр. Сергия по морю ходяща и морским волнам запрещающа, и видев то сотник сказав нам свое видение, и оттоле море неволнуемо и тишина [343] бысть. Мы же, рече, быхом благонадежны и воздаша благодарение Богу и Пречистой Богородице и Преподобному Сергию, скорому помощнику, и молебное пение воздаша и радости сердца наша исполнишася, и в пристанище неволнуемое приидоша, о имени Святого спасени быша.— И паки тойже Князь Семен поведа: егда приидоша, рече, в пристанище, и призвав Преп. Сергия Чудотворца на помощь, сотворив тому самому Пр. Сергию кондаки и икосы по подобию неседальных, и егда прииде к нам в Сергиеву обитель, сия с собою принесе. И положив пред Архимарита и пред нами; нам же видевшим сия, повелевшим списати на новые тетрати книгописцу, Ивану зовому Бабику. Той же Иван написав те кондаки и икосы, принесе ко Архимариту и к нам, и поведа нам сице: егда, рече, написавшу ми та, и в вечеру единыя страницы не дописав, и нынешняго утра рано повелевшу ми жене своей огня добыти, яко день настояй праздника Стретения Господня Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, хотящу же ми и страницу ону дописати, и еще ми на постели своей лежащу и ожидающу огня и помышляющу во уме своем: будет ли, рече, угодно сие писание Преподобному Сергию? и бывшу ми в забытии и видевшу ми видение сице, яко во сне: в келарской келлии Архимарита Андреана купно с Келарем и Казначеем стоящих и глаголющих ко образу Святые Троицы: О Пресвятая Троице! угодно ли будет Твоему человеколюбию почитатися писанием сим угоднику твоему Преп. Сергию? Мнеже мневшу стояти в заднем угле. И слышах глас от восточные страны пришедш и глаголющь; достоит, рече, писание сие к чести и похвале Пр. Сергия Угодника моего почитати. И возбнув бысть в размышлении и прииде к вам поведети, вкупе же и тетрати написанныя принесе. Мы же слышавше сия, повелеша речи его написати, и те кондаки и икосы и книгописцовы речи, яже сказа нам, послаша на свидетельство ко святейшему Иосифу Патриарху Московскому и всея России». 7 Комментарии 1. Времен. Импер. Общ. Ист. и Древн. 1880. Разрядн. книга 124 года; стр. 77. 2. Собран. Госуд. грам. и догов. том III. № 40. 3. Древн. Росс. В. том. 9. стр. 279-281. 4. Ibid. 5. Рукоп. о новоявл. Чуд. Пр. Сергие в библ. М. Д. Академии, гл. 43. 5а. 4. В Моск. Вестнике 1829, кажется, года напечатаны записки Князя Семена Шаховского о Смутном периоде. Биографические известия см. в Словаре Митр. Евгения. — М. П. 6. Описан. рукоп. библиот. Толстого. Отд. II. №. 375. 7. Рук. о нов. Чуд. Пр. Серг. гл. 33. В главк 45 рассказывается, что в 1653 году 25 Сентября, в день памяти Пр. Сергия, в вотчине Князя Семена Шаховского произошел сильный пожар, который угрожал истребить все село и церковь. Шаховской взял образ Пр. Сергия и, став с ним против «огненнаго пламени», начал говорить икосы «своего творения», — и пожар внезапно прекратился. — Акафист преп. Сергия, составленный Шаховским, хранится в Лаврской библиотеке. Текст воспроизведен по изданию: Разрешение старинной задачи из Троицкой Лавры // Москвитянин, № 8. 1851 |
|