|
НОВГОРОДСКИЙ ХРОНОГРАФ XVII ВЕКА/л. 634/ О денгах медных. В лето 7161 (1653) повелением благочестиваго и христолюбиваго государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца начаша делати денги медные, яковы же и сребряные, величиною и весом таковы ж для служивых великого государя воинских людей, что в тое время нача быти польская служба, чтоб в Руской земли от того сребряных ради денег великого государя гостем и гостиным сотен и суконных сотен и всяким торговым людей и крестьяном в налогах потеснения о том не было б, что сребряных денег в то время бысть умаление. И в Руской земли о торговлях всяких на медные денги також якож и на сребреные всякие товары начаша покупати на медные денги сребро и злато и камение честное и драгое и бисер многоценный, сии речь жемчюг, и златотканные портища и шелковые и всякие заморские и иных государств драгие узорочья и шелки и кумачи и китайки и индейки и кизылбашские драгие товары и питья всякие и воск и соль и масло и мед и смольчуг и поташ. И последи того умножишася тае медные денги и начаша пот 14 тое ж делать воровские люди по многим городам и по деревням, многие воры и мастеры учинилися воровские. И котораго в таком воровском деле поймают и тех по повелению великого государя казни предают, инем горла оловом заливаху, а инех казняху, а овем руки по запястие отсекаху, а многих в сылки посылаху по дальним градом, а инех всячески мучаху, пытаху пытками различными, кнутьем биюще и огнем жгуще, и пуп на пытках влекуще и ребра выламывающе. И многие на тех /л. 634 об./ меж себя оказывахуся, а инии многие и от богатства своего на таковое беззаконное и клятвенное и заповеданное дело покушахуся, и от того себе смерть приимаху. И бысть сие таковы заповеданное дело и тое медныя денги ходиша на Руси десять лет, и посем престаша и заказы учиниша, что теми медными денгами не торговати и у многих многие тысячи в остатках учинишася. И те денги делаша в домовые потребы, всякие котлы и иные сосуды. И о сем до зде. [88] О строении Воскресенского монастыря рекше Новый Иверусалим. Святейшему Никону патриарху Московскому и всеа Росии прииде в мысль о строении монастыря и сниде на память, чтоб поставить церковь Воскресени(е) христово такова, якова ж во святем граде Иерусалиме наречена бысть святая святым. По некоему же случаю изволившу ему ехати и Звенигорода путем и в сторону, отъехав на дорогу к Волоку Ламскому в деревенку дворянина Романа Федоровича Бобарыкина, что стоит над Истрою рекою, и подальше того с поприще места по той же Истрой реки, прииде на некое место пустое. Та-же река обошла около, а где быти пришествию и тому месту и туто пятьдесят саженей меж тое реки. А где ныне тот Воскресенской монастырь построен, и в том месте пространства на все страны 200 сажен. И полюбися место тое ко строению монастыря и о сем испрош(а) у благовсрнаго и боголюбиваго государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца. И последи того той святитель приказа тое место очистити, бысть же лесно добре, и потом постави на том месте церкви две древяны, едину Воскресения Христова, а другую теплую, и келии устрои, иные службы, хлебопекарню и поварню сотвори и братию собра и посем нач... 15 О создании каменныя церкви. Посем той же святейший патриарх Никон /л. 635 об./ приказа к тому каменному делу готовити всякие запасы: камень, известь и кирпич. И приспе время строению церкве и размери тое церкве мерою в длину 100 сажен, а поперек 50 сажен. И положи здание, и в тое церкве устрой, еликож в году дней, толико и престолов, кояждо имеет своя преграждения и двери. И множество строяше и до ныне стоит тое церковь в несовершении, потому что божиим промыслом тое церкви не совершитися того ради, что с тое церкве Иерусалимские к патриарху привезян(!) чертеж, и против чертежу, раземотря в том деле, что не исправлено, и не по одно время повелит сломати. Аще делают год того каменного дела, и в мале времени повелит сломати, и тое церковь и до ныне тако недостроена суть. /л. 636/ ... 16 ская в церковь в Софею премудрость божию и положиша благовернаго князя на правой страны, а благоверную княгиню Анну на левыя страны возле входов церковных и над ними устроиша комары каменные, сии речь своды. О приезде святейших вселенских патриарх к Москве и Великий Новград. Приехаша вселенские патриархи, антиохинский божия града и судия вселенныя Макарий патриарх, другий сербский Гавриил патриарх к Москве. И бысть им встреча велия синклит царский за градом Москвою и служивые райтара и стрелцы и драгуны и салдаты все встречали, яко ж великих послов. А как въехали в Москву, и тут стречали со кресты в Спасских воротех великий государь царь и великий князь Алексей [89] Михайлович!» всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец и святейший Никон патриарх Московский и всеа Русин и митрополиты и архиепископы, которые прилучившие, и синклит царский, князи и боляря и воеводы и окольничие и стольники, архимандриты и игумены и протопопы, и священницы и диаконы и вси православнии християне с великою честию. Того ж лета святейшие (!) вселенские патриархи Макарие и Гавриил, приехаша в Великий Новград августа в 24 день, и бысть им встреча со кресты и со иконами. А встречали их на мосту у островка, где оне вышли из судов и пошли за кресты к Софеи премудрости божии. И того дни обедню слушали в соборные церкве и обедали у митрополита Макария в болшой в полате. И после того служили в Сыркове у богородицы, а того дни обедали на Вяжищах, и после того на Хутыни служили на Усекновение честный главы Иоанна крестителя, и тут пиршествовали. И на Семен день и лето провожали, и служили того дни в соборные церкви Софеи премудрости божии и у митро 17... /л. 636 об./ В лето 7162 (1653)-го сентября в 17 день родися великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии дщи царевна и великая княжна София Алексеевна и крещена бысть в Чюдове монастыри, а крестил ею святейший Никон патриарх Московский и всеа Русии. Того дни бысть великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец со всем своим царским синклитом, убедал (!) у святейшего Никона патриарха Московскаго и всеа Русии в патриарши новые крестовые, что построил он Никон, и бысть новосельный стол (На полях: "О походе в Польшу московских воевод”). Тогож лета посланы быша многие воеводы государение с великими полки воинских людей в Польскую землю к польским городам подо многи грады, а в Великий Новград был прислан боярин Василей Петрович Шереметев с товарыщи и с ним Новгородского государства воинские люди и иных многих городов Новгородцкого розбору и Псковские с пригороды в том же полку. А поиде из Новаграда боярин Василей Петрович Шереметев с товарыщи и со всеми ратными людми марта в 17 день и иде во Псково и изо Пскова в Польшу под Полоцко и под Сурож и под Витепско. В Великом Новеграде на Торговые стороны поставиша колоколню каменную на уеркве Иоанна крестителя близ немецких дворов. В Великом же Новеграде на коломцах построиша монастырь мужский за пять поприщ от Новагорода на устьи Волхова, а бысть пуст после неме/л. 637/цкого разоренья, а строитель был старец Варлаам. Церковь и кельи устрой, а в церкве иконами и ризами и книгами, и всякою утварию исполнил по поданию новгородцов всяких чинов людей. [90] О болшом колоколе в Великом Новеграде, в другой ряд, августа в 18 день. Перелит бысть великий колокол вновь розбитый, при державе великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца и при святейшем Никоне патриархе Московском и всеа Русии, повелением преосвященного Макария митрополита Великого Новаграда и Великих Лук. А лит бысть в Великом Новеграде промеж трех церквей в каменном городе против Похвалы богородицы и Настасий и подле Вход Иерусалима. А мастер был у того колокола псковитин Ермола Васильев сын кузнец. А весом по смете тот колокол 1000 пудов, иже и до ныне есть в Великом Новеграде у Софеи премудрости божии. О посылке в Полскую землю бояр и воевод. Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа великйя и малыя и белыя Росии самодержец послал бояр и воевод своих в Польскую землю и многих своих служивых людей под Смоленск град и под иные польские городы. О послании в Китайское царство. По указу великого государя посылан был ис Тоболска государев посол Федор Исакович Байков в Китайское царство к царю богдакану с казною, а с ним были литовского списку конные казаки тринатцать человек, да татар конных 6 человек да торговых людей б человек, чрез Колмыцкую землю, и о сем есть и ристория (!) /л. 637 об./. О походе великаго государя под Смоленск город и о взятии его. Государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец ходил под Смоленск под город, и взяв его. И бысть великий государь в Литовские земли своим воинством, а с великим государем был в походе Казанской митрополит Корнелей. 7163 (1655) О моровом поветрии на Москве. Грех ради наших за наши великие неправды бысть мор велик на Москве августа в 25 день и по окрестным селом около Москвы. Преставльшихся (!) от морового поветрия преосвященному митрополиту Селивестру и архимандритом и игуменом и протопопом и священником и дьяконом и священноиноком и иноком и князем и бояром и прочим всех православных християн многое множество и многие тысящи, о том же несть числено. Государыня царица и великая княгиня Мария Ильична и з детми своими из Москвы выехала в Вязму. В то ж время святейший патриарх Никон Московский и всеа Русии от того морового поветрия выеде из Москвы в той же град в Вязму, и бысть многое время, доколе не преста на Москве моровое поветрие. Посем государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец приеде в той же град в Вязму /л. 638/ со многим своим воинством и пробысть до зимнего пути. [91] О рождении царевны Екатерины. Родися великому госудаую царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белый Росии самодержцу царевна Екатерина Алексеевна и просвещена бысть святым крещением во граде Вязмы, и бысть о сем радость тут бывшим служивым и всем православным християном. О приезде в Великий Новгород Никона патриарха. Генваря в 24 день приехал с Москвы святейший Никон патриарх Московский и всеа Русии в Великой Новград пред вечернею. И бысть ему встреча со кресты из соборные церкве Софеи премудрости божии, митрополит Макарий и архимандриты и игумены и весь чин церковный и болярин князь Иван Андреевич Голицин и дьяки и все православные християне. А встретиша его у Знамения пресвятые богородицы и оттоле поиде за кресты к соборные церкве к Софеи премудрости божии. И в то время в соборе и вечерню слушав и иде в дом Софейской и бысть того дни ужина в крестовые полаты. А приехал он в суботу. Генваря в 25 день. Обедню служил святейший Никон патриарх московский и всеа Русии в соборные церкве Софеи премудрости божии, а с ним служили Новгородцкой митрополит Макарей да архиепископ Тверский Лаврентей, и архи/л. 638 об./ мандриты и игумены и протопопы и священницы и дьяконы. И после обедни бысть в дому Софеи премудрости божии пиршество, обедаша в болшие полаты служащие вси и боярин и дьяки и головы стрелецкие и гости и нарочитые градцкие люди именитые. В 21 день ездил святейший патриарх Никон Московский и всеа Русии на Хутыню Преображения спасова и преподобнаго отца нашего Варлаама Хутынского Новгородцкаго чюдотворца помолитися и гробу его приложитися. И приехав в Великий Новград того дни обедал у князь Ивана Андреевича Голицына и митрополита и архиепископа и власти и патриарха (!) дарил великими дарми. В 22 день поехал святейший Никон патриарх Московский и всеа Русии в Старую Русу, а пред ним возят крест резной древяной, на нем воображено распятие. А пред тем крестом фонар и свеща горящая со огнем, и оттоле поеде и(з) Старой Русы к Москве. В Великом Новеграде в соборные церкве Софеи премудрости божии помост церковный помостиша и грани от столпов, что за иконами быша, выломали и иконы местные учинил постенно. Преосвященный Макарей митрополит Великого Новаграда и Великих Лук в соборные церкве Софеи премудрости божии помост церковный помосги плитами великими. А те плиты возиша ис Тесовские волости. И за иконами быша гра/л. 639/ ни у столпов, и те грани повеле взломати и иконы постави местные и деисусы и праздники господьские и пророки и праотцы учини постенно, а не тако, яко ж преж бысть и ныне видимо. А как бысть в Великом Новеграде святейший Никон патриарх Московский и всеа Русии, и повеле Макарию митрополиту те грани подделати [92] вновь и учинить по-прежнему. И потом учиниша, како бысть и преж того. О рождении царевича и великого князя Алексея Алексеевича. В лето 7164 (1656) февраля в 12 день родися великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малый и белый Росии самодержцу благородный царевич и великий князь Алексей Алексеевич. И крещен бысть в Чюдове монастыре святейшим Никоном патриархом московским и всеа Русии, и бысть о сем рожении радость велия на Москве и во всей России. В лето 7163 (1655) о посылке от государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малы я и белы я Росии самодержца воевод в Немецкую землю под город Юрьев. Государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец послал воевод своих в Немецкую землю под Юрьев Ливонской, боярина и воевод князя Алексея Никитича Трубецкого да князь Юрья Алексеевича Долгоруково с то/л. 639 об./варыщи и с ними посланы быша воинские ратные люди Великого Новаграда полку и Пскова и иных городов новгородского разряду. И к тому граду Юрьеву много приступаша, ис пушек биша по стене града и ничто не учиниша. И не в кое время внезапу прииде от града Ругодива некто немецкий енарал полковник с немецкими ратными людми в полки, и многие шанцы салдатцкие взяша и хотяще внити во град Юрьев в осад. А во то время воеводы быша от тех шанег за рекою, понеже в тое учиниша великий сполох, из за тое реки бояря и воеводы чрез реку вплавь и воинские люди, и того янарала полковника встретяша и многих немецких людей побиша. Они ж видевше свое изнеможение побегоша к городу Ругодиву вспять и много за ними гнашася и на пути том многих побита и с тое победою возвратишася государевы воинские люди в полки государевы. И поведоша в то время подкоп под градовую стену, и как совсем тот подкоп изготовите и з зелием, токмо запалити зелие в том подкопе, и в тое время немецкий капитан перекинулся в город Юрьев. И оне видев во граде свое изнеможение здашася на великого государя имя и город здаша и врата отвориша и во град служивые люди внидоша и потом воеводы. И о сем бысть великого государя воеводам и воинским людем радость. Сия статья преж писан(а) бысть пред сею статьею. О послании в Польскую землю воевод в лето 7163 (1655). Великий государь царь и великий /л. 640/ князь Алексей Михайлович всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец послал в Польскую землю боярина и воевод князя Семена Андреевича Урусова с товарыщи с воинскими ратными людьми Великого Нова града с полковыми воины новгородцкого розбору. И иде Польскою землею до града до Брести и к великому государю польские люди преклоняхуся и крест целоваша до Днеманта реки. И посла в то [93] время за Днемант реку в город в Бресть салдат от полку великого государя дворов заимовать в городе, и тут будучи немецкие воинские люди побита великого государя посланных салдат, которые были посланы для занимки дворов. И слыша о сем боярин и воеводы князь Семен Андреевич Урусов с товарищи возвратился вспять и поиде к руским городом со всеми воинскими людми. Полские ж воинские людие в сторонах етманы, собравшися многие тысящи, поидоша за ним государевым воеводою вслед и идоша по нем вслед три дни и три нощи. На четвертый же день те польские людие доидоша руских ратных людей и просиша меж себя бою. И воевода великого государя хотяще отьити к Руской земли, и на путь прииде непроходим. И на том месте сташа и положиша упование на господа бога и на пречистую богородицу и пеша многие молебны и прося помощи о победе на враги. И бысть великого государя в полку полковник у драгун и салдат Мартын Мартынов немчин, и той уряжаше великого государя воинских людей по полком против польских людей. И посем бысть меж государевых людей и польских бой великий и сражение немало, и великого государя воини побита польских людей, многое множество побита. Видяще же тое польские людие своих убиение вдаша плеши свои на бег /л. 640 об./ устремишася. Всесильнаго великаго бога победою и заступлением пресвятыя владычицы богородицы и присно девы Марии и руских чудотворцов молитвами и великого государя счастием тех польских людей побиша и гнашася по них пятьнадесять верст, биюще тех поляков и убивающе и инех конми топчуще. И возвратишася к воеводе великого государя в полк, а на(то)м бою поляков побита многое множество неисчетно, и по победе сей поидоша к Российскому государьству, коиждо во свои град воинские люди. О послании в Немецкую землю воеводы, Петр Потемкин с воинскими людми. В лето 7163 (1655) государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец послал своих великого государя воевод в Немецкую землю на Лавую на немецкой рубеж и в Корелу, воеводу Петра Потемкина со многими воинскими людми. И там много побита немецких людей. А которые православные християнские веры крещеные люди за ними немцами под их державою быша, и те выидоша на великого государя имя во многие грады и в села и в веси. О посылке воевод в Немецкую землю под немецкие городы. Великий государь посла воевод своих околничего Матфея Васильевича Шереметева с товарыщи со многими воинскими людми под немецкие городы. И той воевода окольничей Матфей Васильевич Шереметев, быв во Пскове, а изо Пскова поехал /л. 641/ в Печерский монастырь, и в Печерском монастыре велел служить молебен пресвятой богородицы Успению. И по молебне поиде в Немецкую землю. И как поехал от Печерскаго монастыря к немецкому рубежу к немецким городом, и в тое время [94] под ним окольничим Матфеем Васильевичем конь поткнулся, мало его не сшиб на землю. И как приеде на немецкий рубеш (!) с ратными людми, и в то время тут встретиша немецкие люди и начаша битися, и тут на бою окольничего Матфея Васильевича Шереметева раниша смертною раною, и с того ево бою свезоша до шатров, и от тое раны в первую нощь после бою и преставися. А воинские люди осташа ту без воеводы крепкаго и о сем поскорбишася ратные люди. О послании воевод под город под Яму и под Копорье воинских людей. В лето 7164 (1656) посланы бысть в Немецкую землю воеводы и ратные многие люди под городы под Яму и под Копорье и под Корелу, и много там под городами стояще, а городов не взяша, только уезды опустошиша и пожгоша села и веси, а людей много в плен взяша. А инии в тое время выидоша на государьское имя на государевы села и веси и по многим государьским городом преселишася многое множество и многие тысящи. А которые их немецкие люди некрещеные около тех городов жили в уездах, и тех многое множество посекоша, а инех в плен поведоша, а богатство их разграбиша. И приидоша ратные руские люди с великою победою и с великим богатством, коиждо во свояси, по сем благодариша бога. /л. 641 об./ О послах в Немецкую землю. По указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия великия (!) и малыя и белыя Росии самодержца посланы быша в Немецкую землю руские великопомощные послы, боярин князь Иван Семенович Прозоровской, а с ним думной дворянин Афонасей Лаврентиевич Ардин Нащокин, да с ними ж был стольник Иоанн Афонасьевич Прончищев с товарыщи, и дьяки и выборные московские и новгородцкие дворяне и подьячие. С ними ж бысть по указу великого государя из великого Новаграда образ пречистые богородицы Тифиньские, а отпущен бысть с празднеством со всенощным и со кресты в соборной церкве, и по граду праздноваша богородицы со всенощным и провожаху со всякою честностью, яко ж годе. А сие послование было на границы, а в то время боярин и воевода князь Иоанн Андреевич Хованской с товарыщи бысть во Пскове и в Сорме, и последи того быша немецкие, и о сем до(го)вор учиниша меж себя на 15 лет. О походу великого государя под город под Ригу. Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец поиде в Не(ме)цкую землю под город под Ригу со многими своими государевы воеводы и со всеми воинскими силами. И бысть под городом под Ригою многие великия приступы. И в тое поры некто полковник перекинулся от полков великого государя в город Ригу, а в полках у великого государя многие полковники немецкие у райтар и у драгун и у салдат. И от того начала /л. 642/ бысть великая измена. И посем отиде от того города Риги не взяв его и поиде во град Полотеск со всяким устройством воинским. [95] О рождении царевны и великие княжны Марии Алексеевны. Родися государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу царевну (!) и великую княжну Марию Алексеевну генваря в 26 день, и крестиша ею в Чюдове монастыре. О сшествии патриарха Никона С Москвы в Воскресенский монастырь. Святейший Никон патриарх Московский и всеа Русии соиде с патриархии святительского престола и иде в Воскресенский монастырь, и последи того и в Иверский монастырь, и пребысть многое время в тех монастырех до прямого исправления пред святейшими патриархи вселенскими. Того же лета в Великом Новегороде в соборныя церкве Софеи премудрости божии написаны бысть иконы Успение богородицы и около столпов вновь, и обложены образ Софеи премудрости божии, оклад литой чеканной сквозной и позлащен, и образ Успение, обложен чеканным окладом, и двери царские и столбцы и венцы че/л. 642 об./ канные, а около дверей оклад резной сребряной, и образ "Предста царица" и нерукотворенный спасов образ и казанские богородицы написав вновь, обложив венцы чеканные, а поля басменные, и иные многие обложил серебром басменным во украшение церковного благолепия на поклонение всем православным християном, приходящим; индитию на престол, бархат золотой, и облачения воскресные камчатые священником и дьяконом и подъяком вновь. О поставлении патриарха Иосафа Московского и всеа Русии. В лето 7166 (1658) поставлен бысть святейший Иоасаф патриарх Московский и всеа Русии избранием великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца, поставиша его росийские митрополиты и архиепископы и епископы, А взят бысть из пречестные обители Сергиева монастыря из архимаритов, а ставиша его в соборные церкве на Москве у Воспения. О рождении царевны и великие княжны Анны Алексеевны июля в 25 день. Родилася благоверная царевна и великая княжна Анна Алексеевна и крещена бысть в Чюдове монастыре, а крестил преосвященный Питирим, митрополит Сарский и Подонский. Того же лета посылан бысть в Польскую землю боярин и воевода князь Борис Александрович Репнин с товарыщи и бысть в городе во Пскове, и не бысть ему шествия дале и воротиша из Пскова к Москве. А полковые воинские люди изосташа во Пскове до указу великого государя. /л. 643/. О выходе злочестиваго крымскаго царя хана на Рускую землю. Выиде на Рускую землю злочестивый и безаконный бусорман крымский царь, хан, со своими многочисленными полки и воинскими ратными людьми. Против его нечестиваго великаго государя послан был боярин и воеводы князь Алексей Никитичь Трубецкой с товарыщи, да с ним же [96] бысть в товарищах с полком князь Семен Романович Пожарской. И как будучи от Конотопа города за сорок верст, и того нечестиваго бусормана царя хана передовые вестовый малые полки объявились, и о том учиниша ведомость в полках князь Алексея Никитича Трубецкого с товарыщи, что подъезжие люди малые тотарские близ их полков за переправою за 12 верст. И боярин князь Алексей Трубецкой приказа обоз крепити всякие ради меры и служивым велел быти в велице опасении. В тоже время околничей князь Семен Романович Пожарской нача говорити князь Алексею Трубецкому: "Я де еду с своим полком и проведаю, каковы люди, болшие или малые, а что буде видя против себя, и учиню с ними брань, и я де бой татарской знаю, каковы оне на бранех". Той же князь Семен Пожарской, собрався со всем полком, что под его подраментом, и поиде против нечестиваго. А говорит князь Алексею Трубецкому: "каково есть нам, и в тое время мне о сем помощь учини”. Той же князь Алексей Трубецкой, удерживая его, чтоб он не ехал, дожидал бы о едином месте. Он же его не послушав и поиде с своим полком против нечестиваго варвара. И как будучи у переправы, и в /л. 643 об./ то время за переправою малые люди показались, и той князь Семен Пожарской поиде за переправу и ополчися против нечестивых, чающе малые люди тут. Той же бусорман злочестивый бысть близ неподалеку поприщ за 5 и уведе о сем и пусти своя многия полки и по них и сам идяще. И сразишас(я) меж себя и бысть бой велий с полудни и до вечера. Той же князь Семен Пожарской многих варвар посекше и храбрство свое велие простираше. И прииде же день над вечер, окаяннии же варвари бусормани подстрелиша под князем коня и не успе на другово всести. Тии же тотарове нападоша множество и ухватиша его и поведоша пред нечестиваго царя хана. И как его приведоша пред царя и начаша его всячески ласкати. Он же о сем ничто же вменяше и его царя обличаше и его варварское богомерское житие. Той же царь повеле его всячески томлении от православный веры отогнати и в свою бусорменскую веру привести. Той же князь крепце царя обличаше, якож крепкий адамант, прещения и мечения (!) ни в чем не устрашис(я), крепце пострада, и положивый душу свою за церкви божия и за благочестие великого государя и за православную христианскую веру и за вся православный християне, укаряше: "О, злочестивейший бусормане и поганый еретиче, посланниче сотонинский и бесовский, предтеча Махметов, предстатель и слуга диявольский, гонителю на церкви божия и разорителю и грабителю". И посем в такове крепости кончину приял еси (!) добре. Той же злочестивый царь не возможе укуризны (!) терпети и поношения, повеле его всячески мучити /л. 644/ различными мучении. И по мучении том повеле ему главу отсещи, и повергоша его тело на пусте месте. И той храбрый и терпеливый воин мучения кончину прият и царствию божию наследник бысть. Некто полковник бысть с ним князем райтарский и отоиде мало с своими райтары и укрепися [97] и учини с ними тотары бой великий по три дни, но невозмогоша его татарове жива взяти. На третий же день не бысть в том полку ни хлеба и изнемогша от гладу, и зелия не бысть. И о сем татарове нападаша крепце на них, овех посекаше, а инех копии избодше, ни един же тех свободися смерти, но вси мечем умроша. И како бой бысть с царем ханом, и посылаше весть к боярину князь Алексею Трубецкому с товарыщи, и он о сем отказал "своею де волею ехал тако и промышляй, и я ему помогать не буду”, а сам поиде обозом к городу Конотопу. И после бою, как побили Пожарского, и все ханово войско устремися на Трубецкого полки и нападающе крепце бранию на его обоз по 12 дней, только не превозможе одолети, многих же в то время побише, а болши того раниша несмертоносными ранами 40 тысящ. И августа в 6 день прииде о сем весть к Москве к великому государю, что учинися над Трубецким, татарове полк его разбили, только бутто се сам прииде обозом в город Конотоп. И в то время, слыша таковое побеждение на руские полки, велий страх объят на вся живущия в Москве. Великий же государь повеле около Москвы по болшому Земляному валу город рубити; только лесом в тое время бысть оскудение, и повеле загородных слобод хоромы /л. 644 об./ ломати, и тем город строити. И в то время осадных людей росписаша по монастырем: к Спасу на Новое и в Симонов и в Андроников и Смоленской богородицы. И того бысть смятения три дни и три нощи, и многие люди из Земляного города и из Белого везоша животы в Кремль и в Китай. В то же время собравшеся воровские люди, холопи боярские, а иное от християн, во многих местех в селех приидоша, шубы своя оборотивше навыворот, шубы шерстью, и сполох учинивше. Православнии ж християне о сем устрашахуся, бегающе от них по лесом и по пустыням, а инии по градом, где кому ближе. Инии бежавше, которые за сто верст и за полтораста поприщ, бежаще з жены и дети во град Москву. Только бысть о сем велие смятение и страх, овии пеш(и), инии же на конех, друзии же дети малые на коровах и на волах, И о сем много пакости бысть и душегубства, многие со гладу умираху. В четвертый же день бысть о сем весть великому государю, что выиде боярин князь Алексей Трубецкой с товарыщи, прииде в город в Конотоп, а той нечестивый царь хан поиде в Комарецкие волости и зимоваше в них, и християном бысть от сего велие утеснение и ограбление, а сам царь поиде в свою землю. В другое же лето выиде той же нечестивый варвар и бусорман со множеством вой своих на руские пределы и много пленив руские земли. Великий же государь посылаше с Москвы боярина и воевод и наместника псковскаго князь Григорий Семенович Куракин с товарыщи, и с ним бысть многочислено ратных людей многое множество до 2000, да инии же полцы /л. 645/. Тако же неподалеку от сего полков той же злочеетивый царь помышляше ити на полк князь Григорья Куракина с товарыщи и на воинских людей, поиде на него царь с своими полки, хотяще его победити и в Рускую [98] землю внити и церкви божия разорити и християнскую веру потребити и искоренити. Той же князь Григорей Куракин, согласився великого государя со иными полководцы боляры, чтоб им о сем помочь творити на злочестиваго и ити вкупе со всех стран на побеждение злонравнаго царя хана. Той же царь хан прииде на руские полки и уничижиша (!) брань велию. Той же князь Грягорей Куракин против нечестиваго царя хана прииде и брань велию сотвориша, и приидоша инии полководцы бояра три полки, князь Петр Лопатин и Болятинской 18 Снеток (!) и составиша брань велию меж тотар и руских людей. И бысть сеча зла, и того хана вкруг рускаго войска учиниша. Видев же царь округ своего войска руские полки, устрашися о сем, и невозможе против руских полков стояти и братися и побеже и несть куду бежати. Мнози же от тотарских полков в реку вметавшеся и в реце истопишася, а инех многих посекоша и побита, только сам царь хан с малыми людьми побеже в свою землю, пометаше шатры и всякие запасы воинские и полон руской и богатство, елико имеяше. Сия ж победа бысть на злочестиваго царя хана, яко же и на Мамая безбожнаго ордынскаго царя, преж бывшаго с великим князем Дмитрием Иоанновичем Московским на Дону, також и ныне божиею милостию и заступлением руских чюдотворцов и великого государя счастием сотворися сие. /л. 645 об./. О рождении царевны и великие княжны Феодосии Алексеевны. В лето 7168 (1660) майя в 29 день родися великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя Росии самодержцу царевна и великая княжна Феодосия Алексеевна, и крещена бысть в Чюдове монастыри, а крестил ею преосвященный Питирим митрополит Сарский и Подонский, сияречь Крутицкий. О послах руских и литовских. В тое ж время, как бысть победа на злочестиваго царя хана, и в тое время бысть послове сьехашася руские и литовские для договору мирного меж Руские страны и поляков, и о сем договоришас(я) на время, и в тое время договариватися вечным миром или на чем слово да будет и бог да изволит о том мирном поставлении. О смятении в Казанском граде и по иным украиным многим городом около града Казани. Во граде Казани бысть смятение велие в людех, восколебашася друг на друга; а которые мурзы тотарские, и те многие возмутишася и инех многих с собою зговориша. В то же время послаша с Москвы на воеводство в город в Казань боярин и воевода князь Григорей Семеновичь Куракин. Той ж(е) боярин, приехав во град в Казань и разсмотряше всячески всякие их неправды и из городов окольних воевод и приказных людей, и всячески известно о сем смятении испытав, и многих смутных людей пытав разными [99] пытки, и по пыткам инех повеле казнити, а инех повесити и инем руки по запястие отсекати, а инем ноги, и инем /л. 646/ уши, овем пальцы в руках и в ногах, и о сем мятеж утоли. А инех по тюрьмам посажаше, а инех в далние грады отсылаше, и тон мятеж утоли. О послании в Полскую землю с полком боярина и воевод князя Иоанна Андреевича Хованского с товары щи в лето 7169 (1661). Великий государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всеа великия и малыя и белыя Росии самодержець послал в Польскую землю боярина и воевод князя Иоанна Андреевича Хованского с товарыщи Великого Новаграда с воинскими людьми. И бысть ему в Польской земли на поляков великие победы, многих поляков и их польских ятманов полки их разбиваше и грады их имаша и местечка и села их поимаше и пожигаша. А люди литовския, овех посекаше, а инех в плен имаше и отсылаше в Рускую землю во многие грады, а инех в присягу творяще великому государю, и многие грады завладеша и взяша веси и деревни и пожигаше. О походе к Ляховичем ко граду. Той же боярин и воеводы Иоанн Андреевич Хованьской с товарыщи поиде ко граду польскому Ляховичем, и пришед ко граду и той град осадиша накрепко. И многое богатство в тое Польские земли, и тое служивые великого государя богатством многим обогатеша и под тем городом и около его, которые многие веси, и в тех весех многие обетования имеша в довольстве ествы и пития всячески исполнишася. И начата в тое время беззаконно жити и сквернаво и блудодействовати беззаконно, ясти и пити безвременно в великий пост и блудодеяние творити безо всякого зазора, не токмо что малии /л. 646 об./, но и самый воеводы многое беззаконие сотворяюще, будучи на страстные великие святые недели, ни в чем не сохраниша и чистоты душевныя и телесныя не имеша, токмо валяющеся, яко безсловесни скоти или яко свиния в кале, и иновернии языцы и те тако не сотворяюще, не помняще о сем божия праведнаго гнева за сие великое беззаконие. И после христова воскресения святыя пасце на третий день в тое страны польские люди собрашася многие ятманы и поляки и их полковники и желныри и многая их присяга, многие тысячи конные и пешие, а приидоша близ града, яко за десять поприщ. И посла боярин и воеводы князь Иоанн Андреевич Хованской с товарыщи проведать про польских людей, несть ли где польских людей в собрании. И послании сьехашася и осмотриша сие собрание, и возвестиша великого государя воеводам. А как весть учиниша воеводам государевым, и в тое время польские люди близ приидоша града того Ляховичь за три поприща. И о сем уведавше во граде осадные люди поляки и учиниша из города выласку на руских людей. В той же час и время приспеша поляки с великими полки. И великого государя воеводы и все воинство, видя многое множество польских людей, и нападше на руских воевод [100] страх велий. За беззаконие их пред богом и за блудодеяние и за нечистоту и за всякие неправды, бог пусти свой праведный гнев, изволи наказати, но не до конца погуби. А как на выласку поляки выидоша, и в тое время (воеводы) великого государя с ними на бой ни мало поидоша ни /л. 646а/ полков урядиша, но учиниша конные воеводы, и вся конница побегоша и даша плещи своя на бежание. И обоз и табары и запасы великого государя и пушки и зелие пороховое и хлебные запасы и денежную казну и свои вси великие нажитки и кони добрыя и бахматы все покинута и побежаша к руским городом конница, а пехота вся остася, стрельцы московские и новгородцкие и псковские и иных многих городов и салдаты осташа, и також побегоша. И те польские люди, видеша руских воевод бежание, устремишася на пехоту великого государя и тех многое множество побита, а инех в полон взяша. Только в тое время един полковник енерал Федор Немчин своими салдаты учини с ними отводной бой, а сам поиде отводом и бися с поляки и иде пять дней и безпрестани биющеся. И видеша те польские ятманы и войско, что не мочно того полковника взятием взяти и никако ево розбити и победити и возвратишася вспять на пятый день, и поидеша ко граду Ляховичем. А той полковник идучи путем своим полком и с салдаты наидоша телегу с зелием, аще бы не сие бог поспешил, и той бы енерал с салдаты побиен же бы был, что уже у него в полку пороху мало бысть. И тое есть дивное удивление и чюдеси достойно бысть: великого государя енерал с салдаты последнее выстрелиша из мушкетов по поляком, а поляки в тое время и отвратишася вспять. А той полковник енарал поиде к городу Полотску со всеми своими салдаты во всяком добром путешествии /л. 646а об./ достиже град. А великого государя боярин и воевода князь Иоанн Андреевич Хованской со всею конницею з дворяны и дети боярскими и с райторы гневом божиим гоним бысть за великое свое блудодеяние и за нечистоту и прибеже в город в Полотско. А той енарал полковник с салдаты прииде же во град после боярина две недели спустя божиею милостью со всем своим полком здрав. И великого государя воевода, видя сего енарала с салдаты пришедша, и бысть о сем радость, видя их всех в целости пришедших. А инии стрелцы и салдаты многое множество побиты, а богатство руских вой все пограбиша поляки. О походе против Патши. Великого государя боярин и воеводы князь Иоанн Андреевич Хованской с товарыщи поиде против польского ятмана Патши и на поляков, и пришед и учини тут таборы и обоз и многие шанцы поделаша. И на того польского ятмана не поиде и бою с ним нимало не даде. А как поиде ис Полотска, и великого государя служивым людей приказа взяти хлебных запасов на три дни, а в обозе и дорогою пройде две недели и оголодаша крепко. А великого государя хлебные запасы сухари и крупы и толокна того служивым салдатом не даваша, и о том много ему бита челом, и он о сем ни во что положи. [101] Тии же от глада изнемогша стрелцы и салдаты, пехота, поидоша в город в Полотско и идоша три дни и три нощи до жилых мест, а хлеба не бысть, только по оскуду было у них соли, и едва доидоша до сел /л. 647/ и деревен(ь) и посем до града Полотска с великою нуждою. А той великого государя воевода, видя себе, что пехота вся от иде от него, також возвратився во град, а те поляки в тех его шанцах заседоша и обовладеша и много пакости твориша присяге великого государя, которые присягли. И мало спустя времени той же боярин и воевода поиде с служивыми к тому ж месту и того обоза имати. И пришед учиниша великий бой под теми таборы и стояше три дни и в четвертый день выгнаша того Патшу с поляки и прогнаша его в дальные польские страны, и на том бою многие поляки побиты, а инии в полон ведомы в Рускую землю. О Лухомском полковнике с поляки. В тое же время прихождаше польской полковник пан Лукомской с поляки на многие великого государя присяжные села, и те села и деревни много пакости сотвори. И о сем бысть во граде в Полотске весть великого государя воеводе князю Иоанну Хованскому, и собрався поиде за тем полковником паном Лукомским. Той же полковник никако же великого государя с воеводою не соидошася на бой, и много за ним гоняшеся, но не можаше достигнут. Где скажут и на котором месте, и он с того места от иде на иное место, а присяжным великого государя людем от него Лукомского великое потеснение. И той полковник Лукомской великому государю прииде и присягну и крест целовав и великого государя бысть ему жалованье велие. Той же Лукомской пан, забыв страх божий и крестное целование /л. 647 об./ и великого государя жалованья, еще отложися и собрася тако же с поляки и много пакости творяше присяге великого государя. О взятии города Озерищ в последнии и о разорении его. Приидоша великого государя полковые воеводы и конница и пехота многое множество воинских людей к городу Озерищам, тако бо зовом бе, того ради, что тот град обыде округ града того, только малая стезя ко граду бысть. И начата приступит, но не возмогоша езера ради, что велико добре, а ко граду приход добре мал, и тамо ров глубок учинен есть. И только той город не добре велик да крепок, а в нем живущих и осадных людей много и наряду боевого много же и хлеба також много. И великого государя воеводы много покушающе на град како бы его взяти и коими умыслы, и под тем градом пребыша многое время великого государя воинские люди. В то же время ис града учиниша весть к поляком своим, и они собравшеся и приидоша им на помощь против руских полков и сташа в далее пяти на десять верст. И бысть времени осени о Филиповых заговеньи в замороз, великого государя руские вой учиниша многие плоты древяны, а тое езеро опешав, и тое плоты подведоша под самую стену горо(до)вую, и учиниша приступ крепце со всех стран. [102] И в день Филиппа апостола в ночи и лествицы ко граду приставиша и по них на град взыдоша, и многа о сем брань бысть. Во граде же людие изнемогоша и не можаху противитися и стояти против руских воинских людей, и по лестви/л. 648/цам великого государя воинские люди на город взыдоша и поляков многих посекающе и побивающе, стара, и млада, мужей и жен, и сущих младенцев. И последи той же град зажгоша, а в плен никако же не имаша. Таков о сем залог, что никакова сего града плену не имати; аще кто хочет взяти себе в полон мужеский пол или женьский или отрока или отроковицу, и хто сие уведав хотяще, и того посекати, хто полон емляше. И о сем победа велия на поляков, а собравшийся, видя на своих великую победу от руских вой, поидоша в польския далния страны. А руские великого государя воинские люди отьидоша с великою победою в город в Полотско во всяком веселии, хваляще и славяще господа бога о такове великие победы на противных и отьидоша в город в Полотско все воинские великого государя людие., О рождении царевича и великого 19 князя Феодора Алексеевича в лето 7170 (1662). Июня в 8 день родися великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу царевичь и великий князь Феодор Алексеевичь, и крещен бысть в Чюдове монастыре преосвященным Питиримом митрополитом Сарским и Подонским, а кто у купели бысть, и про сие не писано. И о сем рождении бысть радость в Московском государстве и во всей Русии. И бысть великого государя указ два месяца, что о всяких указех и о челобитии и многим великого государя служивым людей многие великие жалованья, овех великий государь жаловаше соболями, овех драгими /л. 648 об./ и многоценными портищами и отласы и камки и тавты и киндяки и кумачи и китайками и сафъяны и денежным многим неисчетным жалованьем, хто о чем бьет челом, тощ никто же отхождаше, но токмо подарствие и мзду приимаша. И святейшему Никону патриарху московскому, будучи в Воскресенском монастыри, посылаше ему на милостыню пять тысящ денег и иные многие портища. И о сем до зде да писано есть. О пожаре в лето 7170 20 (1662) июня в 19 день. В Великом Новеграде в пяток на первый недели поста бысть пожар велик, загореся на Рогадиие (!) улицы на денежном дворе и погоре Рогатица и корчемной двор и в гору, и Лубяница по переулок и через Ильину улицу в Виткове улицы четыре двора и в Воскресенском приходе по Болшой Славенской улице два двора и посольской двор. А как загореся, и в тое время Макарей митрополит новгородцкий и великолуцкий иде со кресты в Хутынской монастырь ко преподобному чюдотворцу Варлааму [103] Хутынскому Новгородскому со всем освященным собором и со множеством народа горним путем, а не в судах. В тое ж время великаго бога изволение положи господь в сердце благочестивому и христолюбивому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу благое, чтоб прекратить и престать медные денги делать, и о сем великие и крепкие заказы учиниша во всей Роские земли всяких чинов людей, что ими не торговати, что много учинилося воровских людей и много душегубства. О преставлении Макария митрополита новгородскаго в лето 7171 (1662). Ноября в 14 день преставися Макарий митрополит Великаго Новаграда и Великих Лук и погребен бысть в Георгиеве монастыре в притворе в соборной церкве великомученика Георгия на правой стороне от западу входе, а погребал Тверской архиепископ Иоасаф Тверский и Кашинский генваря в 30 день в неделю мясопустную. И провожали до монастыря со кресты, а несоша священницы на раме, а за погребение и за псалтырь даваше великого государя казны и на милостыню. В Великом Новеграде на пушечном дворе поставлена бысть палата каменная великого государя казною, а делаша ей дв(а) месяца, а воевода был в Великом Новеграде князь Иоанн Борисовичи Репнин. О рождении царевны и великие княжны Феодоры Алексеевны в лето 7172 (1664). Сентября в 11 день родися благоверному и христолюбивому великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу царевна Феодора Алексеевна, и крещена бысть в Чюдове монастыре преосвященным Питирим(ом) митрополитом Сарским и Подонским, сии речь Крутицким. Возведен бысть и избран в Великий Новгород велением благовернаго и христолюбиваго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца, преведен с Крутиц, Питирим митрополит Сарский, Подонский, сии речь Крутицкий, на митрополию /л. 649 об./ Великаго Новаграда и Великих Лук меж патриаршества, августа в 6 день. Того же времени поставиша на Крутицы Павла митрополита из архимандритов, а поставиша его на Москве меж патриаршества, а ставили его руские митрополиты и архиепископы и епископы в соборные и апостольские церкви честнаго и славнаго ея Успения. О приезде Питирима митрополита в Великий Новград. 7173 (1664) октября в 1 день приехал в Великий Новгород преосвященный Питирим митрополит прежде крестов ко Знамению пресветые богородицы и облачися прежде, и в тое время от соборные церкви Софеи премудрости божии приидоша кресты к Знамению богородицы, власти, архимандриты и игумены и весь священный собор, и воеводы и дьяки и всего Великаго Новаграда множество народа. И митрополит встретив кресты и прочет евангелие и иде к соборные церкви Софеи премудрости божии и пред [104] градными вороты говорил молитву и кропил святого водою, и того дни в соборные церкве воду святил, и литоргию служил соборне и святую воду к великому государю к Москве посылал. /л. 650/. О исправлении и определении вещей церковных. В лето 7174 (1666) генваря месяца, индикта 4, повелением благочестивейшаго великаго государя нашего царя и великаго князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца собрашася освященный собор всего Великоросискаго государства межь патриаршества, преосвященнии митрополити, архиепископи и епископи, архимандрити и игумены, в богохранимом и преименитом царствующем великом граде Москве, вины ради сицевы, сии речь изложиша свиток новоисправленый и руками своими тое свиток закрепиша. О поезде Питирима митрополита к Москве. Повелением великого государя царя и велико(го) князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца преосвященный Питирим митрополит Великого Новаграда и Великих Лук поехал к Москве о градцких великих нуждах и о своих такожде исправлении. О рождении царевича и великого князя Семиона Алексеевича. Родися великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу царевичь и великий князь Семион Алексеевичь всеа Росии. И бысть того ради рождения всемирная радость во всем Росийском государстве всяких чинов людей и крещен бысть в Чюдове монастыре меж патриарший, а именины его бысть месяца апреля в 17 день. /л. 650 об./ О приезде святейших вселенских патриарх к Москве в лето 7175 (1666). По призванию благочестивейшаго великого государя нашего царя и великаго князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца, приехаша к Москве святейшие кир Паисия папа и патриарх великаго града Александрии и судии вселенныя и святейший кир Макарий папа и патриарх великаго божия града Антиохии и всего востока, иж звани суть. И бысть им встретение велие со кресты, прилучившися митрополиты и архиепископы и епископы Росийския и архимандриты и игумены и протопопы и весь освященный собор, и потом великий государь со всем своим царским синклитом, якож годе о сем бысть. А за Москвою тако же встреча бысть повелением великого государя ево государев двор и бояра московские великие, встречающе своими дворы, тако, яко же великих послов, и все служивые стрелцы и салдаты и всяких чинов людие. О поставлении патриарха Иоасафа Московского и всеа Русин писано лист 611. О исправлении освященнейшаго собора о исправлении книге служебника и требников и свитка о свидетельства. Повелением благочестивейшаго [105] великаго государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малый и белыя Росии самодержца советом же и благословением великих архиереов святыя великия /л. 651/ восточный церкве великаго господина святейшаго кир Паисия папы и патриарха великаго града Александрии и судии вселенный и великаго господина святейшаго кир Макария патриарха великаго божия града Антиохии и всего востока, и звани суть от великаго государя в царствующий град Москву церковных ради нужных вин, и великого господина святейшаго кир Иоасафа патриарха Московского и всеа Росии и всего собравшегося настоящаго сего лета и освященнаго собора в царьствующем граде Москве во патриархии, а книга служебник издадеся 176 (1668) и яже исправлена ими в сей книзе и в свиток соборнаго деяния написася и их руками заручися, якоже в конце книги сея видети есть сий свиток. О рождении царевича и великаго князя Иоанна Алексеевича. Августа в 29 день родися благочестивому великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу царевичь и великий князь Иоанн Алексеевичь и крещен бысть в Чюдове монастыре, а крестил его святейший патриарх Иоасаф Московский и всеа Росии. И о сем рождении бысть всемирная радость во всем Росийском государстве всяких чинов людем. О преставлении благородные царицы и великие княгини Марии Ильичны в лето 7176 (1668). Преставися благоверная и христолюбивая царица и великая княгиня Мария Ильична, благовернаго и христолюбиваго государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца ево государева царица, и погребена /л. 651 об./ бысть в Вознесенском монастыре в соборные церкве на правые страны. И по повелению великого государя воздаша многу милостыню по государыни царицы и великие княгини Марьи Ильичне патриарху святейшему Иоасафу Московскому и всеа Русии и преосвященным митрополитом и архиепископом и епископом, которые в тое время быша на Москве, и бывшему святейшему Никону патриарху Московскому и всеа Русии тако же посла милостыню ф(!) Ферапонтов монастырь тысячу рублев, и святейшим вселенским патриархом святые великия восточныя церкве, великому господину святейшему кир Паисею папы и патриарху великаго града Александрии и судии вселенныя, и великому господину святейшему кир Макарию патриарху великаго божия града Антиохии и всего востока, многу им милостыню подаде, неисчетное сокровище, и за свое великаго государя и за детей своих бога молити В то же время великий государь присла на милостыню в Великий Новград преосвященному Питириму митрополиту и на раздачю по монастырем и на сорокоустие по всем церквам, коиждо церкве по разсмотрению воздаваше. О знамении на небеси. Бысть знамение на небеси, солнце портилосе в третьем часу дни, багрово и зелено и желто, [106] и того времени бысть полчаса, А которые многие людие видеша и глаголаша: не просто сие знамение бысть. О преставлении царевича и великого князя Алексея Алексеевича в лето 7177 (1669). Генваря в 17 день преставися благоверный царевичь и великий клязь Алексей Алексеевичь. И о сем бысть великому государю царю и великому князю Алексею /л. 652/ Михайловичю всеа великия и малый и белыя Росии самодержцу о сем велия печаль и сетование и всеа Росийские земли православным Христианом велий плачь и унылие (!). И по сем многую милостыню творяще по монастырем и по святым божиим церквам и нищим велие подаяние подаваше и в Великий Новград прислал на сорокоустие и на милостыню денег пятьсот рублев преосвященному Питириму митрополиту Новгородцкому, и по монастырем на раздачю милостынею. Того же лета во Пскове сожгли старца в срубе за новоисправленые книги и четвероконечнаго ради креста за ево непокорение. О знамении на небеси. Бысть знамение в генваре месяцы на масленой недели во вторник в четвертом часу дни от солнца, три лучи, аки великие столпы, и сему знамени многие люди дивишася, и о сем во много уныние впадоша и сетоваше. О преставлении царевича и великаго князя Семиона Алексеевича. Преставися благоверный царевичь и великий князь Семион Алексеевичь в апреле месяцы и положен бысть в церкве святаго архистратига Михаила с своими прародители. И бысть о сем всей Росийской земли плачь и велия жалость и уныние всем, и бысть милостыни велие подание и по святым церквам и по монастырем. О поставлении в Новеграде полат. Преосвященный Питирим митрополит Новгородцкий разломал старые Никитские старые (!) полаты, и полату великую напогребную разобрал до основы и на воротех церковь Петра митрополита Московскаго, /л. 652 об./ разобрав и внов зделаша болши прежние, и притворы около тое церкве учинил болшие. А мастеры были нанятые с Тихвины, а делаша едино лето и поллета. В лето 178. В Великом Новеграде той же Питирим митрополит Новгородский сломал старую приказную полату великую о дву житиях, и на той же подошвы поставиша вновь полату и устроиша в тое полаты владычень судный приказ, а под тою полатою устроиша келию велию. В Великом же Новеграде воевода князь Дмитрей Алексеевичь Долгоруков по указу великого государя зделаша внов полату каменну о дву житиях и устроиша приказную полату великого государя, только того лета всей не достроиша и совершиша на другое лето. Генваря в 9 день в ночи в третием часу бысть знамение страшно вельми: отверзеся небо и бысть яко пламя и искры разсыпашася. И от того страшнаго видения, кто видел, и те людие не могоша стояти бывшего ради страхования и падоша на землю, А бысть сие знамение четверть часа. [107] О зябели и о хлебные дороговли в Руские зели. Бысть в Руской земли зябель по местом, и в тое время бысть хлеб добре дорог: в Великом Новеграде купиша на торгу ржи четверик по десяти алтын, а четверть ржи купиша по 2 рубли по 13 алтын по 2 деньги, ячмени четверть 2 рубли, овса четверть 26 алтын 4 деньги. И в тое время пшеницы четверть купиша по 4 рубли, и в тое время привозиша хлеб от немец из-за рубежа, а инии изо Пскова, /л. 653/, овии ис Москвы. А в тое время Питирим митрополит приказал из Софейских житниц хлеб продавать четверть по рублю и по десяти алтын, только служивым людем, а иных чинов людей не продавали. О сочетании втораго брака благовернаго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всеа великйя и малыя и белыя Росии самодержца в лето 7179 (1671). Государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец сочетался вторым браком благородную девицу Наталию Кириловну Нарышкина, генваря в 30 день, и бысть о сем всемирная радость во всей Руской земле всяких чинов людем. О церкве святаго Богоявления господня. В Великом Новеграде церковь Богоявление господне, что бысть на владычне дворе, возле ходя (!) святительскаго в соборную церковь против полат казенного приказу и казначейских келей, и тое старую церковь повелением Питирима митрополита новгородскаго разобраша, и в тое место поставил на воротех церковь святое Богоявление господне возле церкве святаго Иоанна Златоустаго с притворы единым летом. А для работы быша у тое церкви всяких чинов люди, игумены и протопопы и попы и дьяконы и священноиноки и простые иноки и дети боярские и певчие дьяки и подьяконы и подьяки и дьячки и понамари и звонари и слуги монастырьские и простых чинов христиане и бобылки. И тое строение строили в чепех и стулы волоча, кирпичь и извисть носиша /л. 653 об./ с великим томлением и со слезами, что многим не в мочь и не в силу. В том же Великом Новеграде на владычне дворе вновь подошву твердиша и делаша, где быти каменные поварни и хлебни и кельям, хлебенные и поваренныя, и погребу питейному у церкве святаго Сергия от ворот и сушила, и на другое лето состроиша. О падении столпа, сииречь часов. В Великом Новеграде в майи месяцы в третьем часу дни паде каменный столп и городовые стены каменного города, а тот столп строения Евфимия архиепископа новгородскаго, что на Вяжищах опочивает, каменнаго города сажен пятнадесять нутренные стены, а на лицы сстася пела и часы спали и разломалися и благовестник боевой колокол тако же спаде, а не розбися. О пожаре. Сентября в 30 день бысть в Великом Новеграде пожар, загореся в Ильине улицы в средине у Виткове улицы и згорело двенатцать дворов. И бысть в то время буря вельми [108] велия и ветер силен и во многих местех загоралося, а горело 2 часы дни с первого до третиего часа. О поезде к Москве Питирима митрополита Новгородского. По указу великого государя преосвященный Питирим митрополит Великого Новагорода и Великих Лук поеде к Москве декабря в 10 день, и проводили его за град с великою честию боярин и воевода князь Василей Григорьевичи Ромодановской, и дьяки и головы стрелецкие и гости и всегородной староста и на/л. 654/чальные люди града и множество народа великого Новаграда до реки до Жилотка 21. А власти, архимандриты и игумены и строители, те проводиша его до села до Бронницы со многою честию. О смерти патриарха Иоасафа Московского и всеа Русии. Святейший Иоасаф патриарх Московский и всеа Русии преставися июня в день и погребен бысть в соборные церкве святей богородицы Успения, а погребал Питирим митрополит новгородцкий и Павел Крутицкий и инии архиепископи и весь священный чин. А на погребении бысть великий государь со всем своим царским синклитом. О избрании и о поставлении Питирима митрополита в патриархи. Июля в 7 день великий государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всеа великия и малыя и белый Росии самодержец избра на патриаршество Питирима митрополита Новгородского и Великолуцкого и повеле поставити Русийским митрополитом и архиепископом и епископом. А поставиша его на Москве в соборные церкве честнаго и славнаго ея Успения, и того дни о сем праздноваша честно и радостно, и бысть на патриаршестве девять месяцов. О поставлении в Великий Новград Иоакима митрополита. В лето 7181 (1672) декабря в 22 день поставлен бысть в Великий Новград в митрополиты Иоаким избранием и повелением благочестиваго великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца, а приехал в Новгород февраля в 4 день. /л. 654 об./ О страшном видении в Чевском королевстве о немилосердом человеке показание божие, 7181 (1673). Страшное и наказателное предложение на некоего немилосердаго и богоотступнаго и кленущагося человека, како оный праведным судом божиим обращен во пса в Чевском королевстве близ града Праги объявлена и свидетельство из града Праги 1673 лета в декабре месяцы. Всемогий бог наказует страшным отмщением зле кленущихся и немилосердых богоотступников, обращая на добрый путь. В Чевском королевстве некто велика рода натяготил данми подданных своих и вдова некая бедная после мужа своего с пятию сиротами с детми в нужном житии, толико имения едина корова, и принуждена тако ж дани [109] тяшки платить, и не имён что дати, кроме единыя коровы. И моляше господина своего с плачем з детми своими, чтоб ей по отъятии коровы не разоритца, прошаше пождания времене для будущего суда божия. Он же не умилосердова о ней, велел и корову отгнати в свой хлев. Видев же немилосердие жена его моляше о них его. Он же не приклонися на милость, и гневом отвеща: "Не могу видети их, яко псов нагих, дондеже воздадут наложенный дани". И отгнав их от себе. Чтож немилосердому господину тому, в трех днех 60 животин паде. Он же разгневася и имя божие хуляще и хотя мстити вдове и кормити ея з детми, яко товтую (!) мертвечиною и безстудно рече: "Не поможет ей бог”. И ныне зри суд божий. В том же часе погубил все чювство свое и человеческий образ /л. 655/, раздрав одежду свою обращается в чермнаго мохнатаго пса, кроме главы. Ныне же возят его в решатчатом возу, и приставлен живодер и кормят его тою мертвечиную, иного не яст. Жена же его о нем милостыню творяше и моляше бога о прощении грехов его. О преставлении Питирима патриарха московскаго и всеа Русии. Майя в 7 день преставися святейший Питирим патриарх Московский, и всеа Росии и погребен бысть на Москве в соборные церкве всечестнаго Успения. А на погребении бысть великий государь со всем своим царским синклитом и преосвященный Иоаким митрополит и Павел крутицкий митрополит и инии власти и освященный собор со всякою честию. О рождении царевича и великаго князя Петра Алексеевича. Родися благоверному и благородному государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу царевичь и великий князь Петр Алексеевичь месяца июня в 29 день. И бысть и крещен в Чюдове монастыре преосвященным Иоакимом митрополитом новгородским, и того ради рождения бысть всемирная радость во всей земли Руские всяких чинов людем 22. О знамении на небеси како вндеша в немецкие земли. И о сем бысть истолковано с немецкого на руский язык, чего ради сие знамение бысть и что ему толк 23. О приезде преосвященнаго Иокима митрополита в Великий Новград. Преосвященный Иоаким митрополит Великого Новаграда и Великих Лук приеде в великий и славный богоспасаемый Новград февраля в 4 день на Ильину улицу к церкве пресвятыя богородицы честнаго и славнаго ея Знамения чюдотворныя иконы в санех, и в тое церкве обличився (!) и ожидаше от соборныя церкве Софеи премудрости божия крестов с чюдотворными иконы. В то же время приидут со кресты и со иконы чюдотворными архимандриты и игумены и протопопы [110] и попы и дьяконы и воеводы градьские и всего Великого Новаграда народы с тое церкве Знамения богородицы. И преосвященный митрополит встретил тое честные кресты пред церковию и встретив тут благославляет воевод и архимандритов и дьяков и игуменов и протопопов крестом и иде в церковь и прочтет святое еуангелие, и по еуангелии поиде со кресты к соборные церкве к Софеи премудрости божии. И прошед Чюдный крест и будучи против Пречистеньских ворот и против образа пречистыя богородицы, что на градских воротех, глаголет молитву, и по молитве кропит святою водою и иде к Софеи премудрости божии. И пришед в церковь и святит воду и литоргию служил. И по литоргии розоблачася идет в Богоявленские врата, и тут приготовлена бысть лошадь с санми и с полстию и садится в сани и едет около каменного града ис Пречистенских ворот к Чюдному кресту, и тут поклоняется и еде по мосту помимо островка, и на крылце Николы чюдотворцу поклоняется, что на Владимерских воротех. И как будет у Воскресенских ворот, и тут говорит молитву и кропит святою водою и осеняет честным крестом и поедет /л. 656 об./ к Спасским воротам и говорит молитву и осеняет честным крестом и кропит святою водою, и выедет во град и в дом святыя Софеи премудрости божия. И того дни бысть пиршество в дому святыя Софеи премудрости божия и святую воду посылает к великому государю к Москве, и бысть на владычестве 8 месяцов без дву дней, и в тое время преставися святейшие Питирим патриарх московский и всеа Русии. О поставлении патриархом Иоакима митрополита Новгородскаго. Июля в 26 день поставлен бысть Иоаким митрополит Новгородский патриархом избранием и изволением великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца в соборные и апостольские церкве всечестнаго Успения пресвятыя богородицы. А ставил его преосвященный Корнилие митрополит Казанский со иными митрополиты и архиепископы и епископы. О преведении Корнилин казанского митрополита в Новград. Августа в 11 день преведен бысть Великому Новуграду и Великим Лукам Корнилей митрополит. А взят ис Казани ставленой, а сий митрополит бысть поставлен в Казан(ь). И бысть на Москве полтора годы, а в Казани не бывая, а в Казан(ь) взят бысть из Зеленые пустыни. О поставлении часов. Повелением преосвященнаго Иоакима митрополита новгородскаго в Великом Новеграде поставлены быша часы на владычне дворе возле ворот и притвора церкве святаго Сергия, и учиниша столп высок добре и часы боевые устроиша и указное колесо. /л. 657/. О пожаре в лето 7182 (1674). В Великом Новеграде бысть пожар на Торговые стороны на Большой улице к Славну идучи выгорело в Нутной улыцы по церковь и в Бардове и в Павлове улицы до Попова двора и в Виткове улицы и в [111] Михайловской. А загореся от пустого двора Ивана Мокиева и згорело дворов числом 41. А сий пожар был после светлаго воскресения на пятой недели во вторник в ночи. О взятии града Каменоподолска от тотар нечестивых. Приидоша многие полки тотарские со множеством поганых ко граду Каменоподольску, польскому граду. Стоящий на границы польские, сий град вельми есть крепок крепостию, что ево взятием вэяти не мочно, того ради, что тот град бысть на высоты горы, а гора бысть каменна, камень дичь, и подкопом под той город подкопатись немочно, и гладом того града не выморити, потому что хлебными всякими запасы добре запасист и водою тако же, что в том граде подошли кладязи водяные и водою нескудно. В том же граде Каменоподольске много оружия боевого и зелия многое множество, и бысть люди польские вельми богаты добре всяким богатством кипя и изобилии неисчетными и златом и сребром и камением драгим исполнен и всякими добротами украшен вельми. И тут живут все торговые люди, мещаня, а служивых мало бысть. К тому же граду многажды прихождаху начестивые тотарове многие полки со множеством агарян и приступы великие ко граду всячески /л. 657 об./ твориша по многое время не по един год и многи пакости чиниша жителем во граде том, а взяти его никако ж возмогоша и прочь отхождаше с великим студом и тщетою. По некоим же времени умыслиша нечестивии тотарове и здумавше зговорити того града воеводу и посулиша ему великое и неисчетное богатство злата и сребра и другие бисеры и камение многоценное и многие портища драгие и иное многое богатство. И о сем той воевода прельстися на тое великое богатство, издаде душу свою яко ж Июда предатель, яко продаде Христа пребеззаконным жидом, тако и сей предаде град и многие люди погуби сребролюбия ради и многаго богатства, ослепоша бо ему очи видети всякия неправды. И паки они нечестивии тотарове к тому граду Каменоподольску приидоша и начата приступати, и той воевода по преже реченному прельстися на суетное богатство и предаде град нечестивым агаряном турскаго царя. Они ж окаяннии бусормане вшедше во град тех градских жителей и осадных людей, овых посекоша, а инех в плен поимаша, а богатство их пограбиша себе, и тем градом обовладеша крепце, и тут себе пристанище твердо учиниша и до ныне. И много ис того града исходяще и Росийские границы и к черкаским многим городам пакости великие твориша многое множество. О послании великаго государя послов на немецкую границу сии речь на рубежьи боярина с полки 7183 (1675). Великий государь царь и великий князь /л. 658/ Алексей Михайлович всеа великия и малыя и белые Росии самодержец посылал послов своих на немецкую границу окольничего Ивана Васильевича Буторлина с товарыщи для уговору мирного с свейскими немцы. С ним же послал на тот же немецкий рубеж [112] окольничего и воеводу князь Иоанна Борисовича Троекурова с товарыщи с полком воинских людей Великого Новаграда и Пскова с пригороды, и словет Новгородской полк. И быша на том посольстве лето и полководец простоял також на рубежи немецком, а меж себя никакова бою и сходов воинских людей не бысть. И розъехашась послове, великого государя послы к Москве, а немецкие во свою землю, а воевода полковой тако же иде к Москве, а ратные люди распустиша, коиждо восвояси. О приезде Корнилия митрополита в Великий Новград. Генваря в 6 день приехал в Великий Новград Корнилий митрополит по преж писанному, встреча ему бысть, яко ж Иоакиму митрополиту Новгородцкому 24. О преставлении царевны и великие княжны Феодоры Алексеевны 7183 (1675). Преставися благородная царевна и великая княжна Феодора Алексеевна, и бысть о сем великому государю велия скорбь и сетование. А погребена бысть в Вознесенском монастыре в соборные церкве Вознесения господня, а погребал и отпевал святейший Иоаким патриарх Московский и всеа Русин. И много по ней милостыни творяше по монастырем и нищим по распугиям, и везде и многих кормяше и доволяше пищею и питием, якоже годе. /л. 658 об./ О рождении царевны и великие княжны Наталии Алексеевны. Августа в 26 день родися государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу царевна и великая княжна Наталия Алексеевна, и крещена бысть в Чюдове монастыри, а крестил ею святейший Иоаким патриарх Московский и всеа Русии. И бысть о сем рождение (!) всемирная радость всем православным Христианом во всем Росийском государстве. О преставлений благоверного и христолюбивого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца в лето 7184 (1676). Генваря в 30 день в неделю мясопустную преставися благоверный и благородный и христолюбивый великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец, и бысть о сем всеа Руския земли великий плачь неутешим и сетование и дряхлость и паде о сем в людех великая жалость, вельми слезная, и о сем плачуще горце на многое время. И погребоша его, великого государя, в церкве архистратига Михаила близ гробов отца своего и детей. И тут бысть на погребении благоверная и христолюбивая царица и великая княгиня Наталия Кириловна и его великого государя дети, благоверный и христолюбивый государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа великия и малые Росии самодержец /л. 659/, и благоверный [113] и христолюбивый царевичь и великий князь Иоанн Алексеевич, и благоверный и христолюбивый царевичь и великий князь Петр Алексеевич, и ево великого государя сестры, благоверная и христолюбивая царевна и великая княжна Ирина Михайловна и благоверная и христолюбивая царевна и великая княжна Анна Михайловна и благоверная и христолюбивая царевна и великая княжна Татьяна Михайловна, и дщери ево великого государя, благоверная и христолюбивая царевна и великая княжна Евдокия Алексеевна, благоверная и христолюбивая царевна и великая княжна София Алексеевна, и благоверная и христолюбивая царевна и великая княжна Екатерина Алексеевна, и благоверная и христолюбивая царевна и великая княжна Мария Алексеевна, и благоверная и христолюбивая царевна и великая княжна Феодосия Алексеевна, и благоверная и христолюбивая царевна и великая княжна Наталия Алексеевна, и княгини и болярыни жалосто (!) восплакаша и неутешно возрыдаша из глубины серца (!) своего горце востенаше и плакате и сетоваше болезнено и всячески боляше о сем. А погребал его святейший Иоаким патриарх Московский и всеа Русии и крутицкий митрополит и архиепископы и епископы и архимандриты и игумены и протопопы и священницы и дияконы и подъяконы и подъяки и певчие дьяки, которые бывыи на том погребении, вси восплакаша горце и болезнено востенаше, яко ж и всей Руской земли велий плачь и жалость. Такожде о сем многую и великую и неисчетную милостыню творяще по монастырем и по богадильнем и на путех странным /л. 659 об./ и в тюрмах и нищим кормлением и питием во многие дни тако творяще, и месяца три и болши. О болезни великого государя и о приказе о царстве московском по смерти своей. Сия статья писать было преж. Генваря в 16 день, разболеся великий государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец и бысть болезнь сия ему к смерти, и боляше сего ж месяца до 30-го числа. И в тое время повеле призвати премудра знателя и ведуща их одр лекаря, и вопроси о сем, мочно ли сея болезни лечба учинити и быти мне здраву. Той же лекарь, видя великого государя вельми болезнена на одре лежаща, и восплакася горце и ничто ж проглагола о сея болезни. Великий государь, видя себя изнемогающа и смертна недуга и сподобися святаго исповедания у отца своего духовнаго и причастився святых пречистых и животоворящих тайн христовых. И посем призывает к себе патриарха и от ево царскаго сигклита ближних своих великого государя думных князей и боляр и окольничих и комнатных. И туто же быша благоверные великого государя царевичи и великие князи Феодор Алексеевичь, Иоанн Алексеевичь, всеа великия и малые и белыя Росии самодержцы. И приказываше великий государь о царском исправлении и царство свое Московское болшему сыну своему благоверному царевичу и великому князю Феодору Алексеевичу всеа великия [114] и малыя и белыя Росии самодержцу быти царем над всею Росийскою землею и над иными многими подданными многими государствы. /л. 660/ Никакож сотворяйте меншаго обидами и налогами излишними и оброков собою не накладали и не насилили. Аще хто сие да преступит, и ему судит господь Бог, во оном веце месть воздаст на страшном и праведном своем христове суде пред святыми ангелы и пред всеми святыми в день праведнаго своего воздания. И о сем до зде. Комментарии 1. В тексте оставлено чистое место на 1 странице. 2. Зачеркнуто "Филарет” и надписано "Иоасаф”. 3. В рукописи "приине”. 4. Вероятно, надо читать — "Лазарев”. 5. Далее на л. 618 об. и 619 оставлено пустое место для заполнения и написано: "в лето 7144 (1636)” и "в лета 7145 (1637)”. 6. Здесь оставлено пустое место. 7. Оставлено пустое место на 1 слово. 8. Здесь другими чернилами написано "7154 года" (арабскими цифрами). 9. Надо читать "в Любятине". 10. Оставлено пустое место для имени, надо читать "Рафаила". 11. На полях здесь приписка: "Сия статья преж дву листов напреди". 12. В действительности был убит дьяк Назарий Чистой. 13. Надо читать "Иногда". 14. Надо читать "под". 15. Здесь пропуск в тексте. 16. Это конец статьи о перенесении князя Владимира в Софию (см. л, 631 об.) 17. Конец листа обрезан. 18. Надо читать "Барятинский". 19. Написано и зачеркнуто "государя". 20. Цифры в подлиннике исправлены и неясны. 21. Т. е. до Жилотуга, рукава, Волхова. 22. На полях заметка другим почерком (XVIII в.) "неправда, а рождение было майя 30 дни 1673 году". 23. Другим почерком (XVIII в.): "бес переводу чудеса" 24. На полях другим почерком (XVII в) приписка: "и около города ехал и молитву говорил тако же". Текст воспроизведен по изданию: Новгородский хронограф XVII века // Новгородский исторический сборник, Вып. 7. Новгород. 1940 |
|