|
НОВГОРОДСКИЙ ХРОНОГРАФ XVII ВЕКАИсторическая литература XVII века мало разнообразна. На смену летописных сводов XIV-XVI веков с их разнородными источниками в XVII веке появляются хронографы и степенные книги. Основной тип хронографов с дополнениями о событиях крестьянской войны и интервенции появляется в первой половине XVII века и очень устойчиво держится позднее. Степенная книга в основном также сложилась уже в XVI веке. Правда, в XVII веке также возникали попытки создать сложные исторические компиляции (например, Латухинская степенная книга), но не привели к большим результатам. Зато в XVII веке резко усиливается интерес к местной истории (история о Вятской земле, Сказание о начале Москвы и т. д.). К числу таких же местных компиляций принадлежит издаваемый здесь памятник. Рукопись хранится в Историческом музее в Москве (Забелинское собрание № 261). Она написана в 1о, на 755 листах. Начало рукописи по-видимому было потеряно и дополнено уже в XVIII веке (переплет этого столетия). Листы 1-10 написаны скорописью XVIII века, остальная часть убористой скорописью 2-ой половины XVII века. По содержанию рукопись представляет особый вид хронографа. Она начинается с главы "О князех словенороссийских Лалох и Лахерно", которые якобы ходили войной на греческую землю. Вся первая часть хронографа представляет собой легендарный летописец, о содержании которого дает понятие текст, напечатанный у Попова ("Изборник") и у Гилярова-Платонова ("Предания русской начальной летописи", стр. 15-22). На листе 16 об. помещено предисловие к Софийскому Временнику, после чего идет родословие русских князей, кончающееся на сыновьях Ивана Ивановича Красного (Дмитрий, Иоанн), чем, вероятно, кончался один из источников Хронографа. Уже с первых страниц Хронографа замечается особой интерес его составителя к Новгороду и Пскову. К рассказу о времени Игоря и Святослава добавлена главка о граде Изборске со сказочным повествованием о начале Изборска от внука Гостомысла князя Избора, который "змеем изъяден бысть и умре”. За этим следует большая глава о начале Пскова с повествованием о предсказании княгини Ольги, которая была "правнукою Гостомысловою от Псковские земли некоего князя дщерь". Предсказание гласило, что на месте Пскова будет "град велик зело и славен". Рассказчик [67] ссылается на существование дубового креста Ольги, который сгорел в пожар 1509 года и был возобновлен в 1623 году. В связи с рассказом о крещении Руси составитель Хронографа сообщает многочисленные данные о Софии Новгородской, после чего следует Краткий летописец Новгородских владык (с листа 80), доведенный до 1674 года — митрополита Корнилия, сходный по тексту с напечатанным. Следующий за этим текст имеет сводный характер. Кроме поздних сборников, составитель также пользовался каким-то древним источником, так (л. 169 об.) он выписывает из пергаментной летописи рассказ о голоде 1230 года в Новгороде: "В лето 6738 списано с харатейного летописца. Тако ны господь бог воздаст по деломо намо, изби мразове обилие на спасово дне по волосте нашей, и оттоле уставися горе велико. И почахомо купитн хлебо по 50 кун, а по каде по 20 гривен ржи. А во дворехо по 30 гривен, а пшениче по 40 гривно, а пшена по 50 гривно, а овса по 13 гривно, а ячмени по 17 гривно. И разыдеся градо наше и волосте наша, и полни быша чужие гради и страны, брат на плен и сестро. А останоко почаша мерети. И кто не прослезитця о томе, видяще мервеча по уличам лежаща и младенца пси волочимы. И вложи бог во сердце благое сотворити архиепископу Спиридону и постави скуделничу у святых апостолов во Яме и престави мужа блага и смирена и мерена (!) именем Станила брато доможирова иконенаго писча, взяти мертвеча на кони, где обидуче по городу и тако беспрестани по вся дни влачаше и наполни до верха, иже бысть числом 33.000”... Новгородский летописец, которым пользовался составитель Хронографа, имеет сходство с новгородской IV летописью и по-видимому был надписан в XIII веке, на что указывает орфография отрывка, в котором на месте ъ — пишется о, на месте ь — е (и наоборот), как в некоторых новгородских памятниках XIII века. Этот харатейный летописец кроме того имел характерную новгородскую черту — мену ц на ч, и наоборот. Заимствование из пергаментного летописца можно проследить до половины XIV века, после чего составитель Хронографа пользовался какими-то другими источниками. В свой труд он внес много отдельных сказаний. Таковы повести: о нахождении Батыя (л. л. 174-190) со включением в нее сказания о Меркурии Смоленском, об Александре Невском, о начале Москвы (л. л. 213-219 об.), о Мамаеве побоище (л. л. 261 об. — 292), о Тохтамышевом нашествии, о житии Дмитрия Донского и т. д. Особый интерес имеет Хронограф для XVI века. Здесь помещена большая повесть о разгроме Новгорода (л. л. 439-443 об.). Заметки XVI века кончаются 1583 годом. Далее с л. 446 начинается Новый летописец, продолженный известиями XVII века и доведенный до 1679 года. С л. 670 начинается и идет до конца Казанский летописец. Составитель Хронографа пользовался некоторыми печатными источниками. Он сам ссылается на печатный Анфологион, псалтырь, печатный летописец, т.е. Синопсис. [68] Составитель Хронографа неоднократно указывает, что ту или иную статью надо поместить в другом месте, чем она написана. В рукопись вставлены дополнительные листы, написанные на другой более плотной бумаге. Они иногда разрывают ранее составленный текст. Во многих случаях в рукописи оставлены пустые места, так и оставшиеся незаполненными. Одним словом, перед нами следы большой компилятивной работы, основанной на многих источниках. Забелинская рукопись — это черновик большого исторического труда. Хронограф несомненно составлялся в Новгороде в конце XVII века, вероятнее всего в царствование Феодора Алексеевича (1676-1682 гг.), названного государем. О новгородском происхождении Хронографа свидетельствует постоянный интерес автора к новгородской истории. В начале XVIII века рукопись принадлежала какому-то служилому человеку. На обороте 755 листа имеется запись скорописью: "От службы отставлен и велено мне быть в городничих”. Тем же почерком сделана приписка о том, что автор ее был стряпчим новгородской таможни. Приписка относится к 1701-1713 годам. Но почерк приписок более поздний, чем в рукописи. В самом тексте Хронографа также нет указания на его составителя. Бросается в глаза лишь большая осведомленность автора в политических и особенно в церковных делах. Но составитель Хронографа едва ли принадлежал к числу духовенства, скорее в нем можно признать одного из приказных людей Софийского дома. С особенной теплотой и осведомленностью составитель говорит о патриархе Никоне. Для издания взяты записи Хронографа, относящиеся к XVII веку и явно составленные очевидцами событий. /Л. 612 об./ О рождении государи (!) царевиче и великом князе Алексеи Михайловиче. В лето 7137 (1629)-го марта в 17 день родися у государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии сын, благочестивый царевич князь Алексей Михаилович всеа Русин и крещен бысть в Чюдове монастыре, а крестил его государь сам святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии, а отец крестный был троицкий келарь Александр. О свицких послах. Приидоша к царю свитцкие послы от короля Густава Адольфа с тем, чтоб государь с ним стоял на литовского короля. Государь же ему повеле отказать, что с королем литовским в миру, а в християнском царстве того не повелося; что нарушить крестное целованье, а как перемерние лета отойдут и государь тотчас не потерпит своему недругу. О пожарех московских. В лето 7138 (1630) премилостивый же и прещедрый человеколюбивый господь бог наш, не хотя создания своего погубити до конца виде (!) человеческое поползение ко греху, и того ради всячески обращая нас и соотводя /Л. 613/ от всяких неподобных студедеяний и много различными образы и грозными знамении яростно устрашая нас с милостивным наказанием наставляя нас на путь заповедей святых его. [69] Бысть в лето 7137 (1629)-го году бывшу пожару великому на Москве, загореся в Чертолье и выгоре по самую Тверскую улицу и за Белым городом погореша слободы, после ж того загореся на другой Неглинне на Покровке у Николы у Столпа и выных многих местех бывшу ж велию пожару. Того же лета бывшу вихру и дожду и грому и молнии бывши велии и со многих храмов главы и кресты сорвало и хоромы многие поломаша и с места на место переношаше. В лето 7136 (1628). О преславнем чудеси от образа господа бога и спаса нашего Исуса христа. В Великом Новеграде на Торговой стороне в Славенском концы на Павлове улицы на градской башни каменные словет, ныне Воскресенская, со внутренные страны градцкие над враты написан на стены образ всемилостивого спаса издавна. И стоял тот образ спасов непокровен только над ним был малый киот и от многаго дожда и снега невредим бысть. Того ж Великого Новаграда были гости Андрей да Федор Иоанновы дети Харламова. И в то время бы на них великая скорбь и беда, отданы они были градцким приставом и сидеша за приставы многое время. И в то время бысть в видении /л. 613 об./ от спасова образа, зове глас гостю Андрею Харламову на Воскресенских воротех на стене спасов образ: ...Андрее, устрой на вратех Воскресенских у спасова образа крылцо и свещу. Он же Андрей по видению тому вся сия устрой и сотвори вскоре поведенная ему. И не по мнозе же времени от тоя беды избыша от градских приставов, в ней же беде быша. И от того времени тыя гости Андрей и Федор начата велию веру держати ко всемилостивому спасу и всегда приходити на поклонение. Також и мнози правовернии християне велию веру простирающие начаша на тот крылец приходити и веру и обеты держати ко всемилостивому господу богу и спасу нашему Исусу Христу, яко ж лепо быти християном. В лето 7138 (1630) июля в 25 день. О рождении царевны и великие княжны Анны Михайловны. Родися у государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии самодержцу царевна Анна Михайловна, дщи, и крещена бысть в Чюдове монастыре, а крестил ей сам святейший патриарх Филарет Никитич, а от святыя купели приимал отец крестный троицкой келарь Александр /л. 614/. В лето 7139 (1631) 1. О преставлении святейшаго Иоасафа патриарха в лето 140 (1632). Преставися святейший Иоасаф патриарх московский всеа Русии и погребен бысть на Москве в соборной церкви. Избран бысть Иосиф на патриаршество избранием великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии самодержца. В лето 7140 (1632). О смоленские службы, како ходиша русинское воинство. По указу и по приказу государя [70] царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца послал под город под Смоленеск боярина своего и воевод князя Михаила Борисовича Шеина с товарыщи, а с ним были посланы ратные люди служивые дворяне и казаки и стрелцы и салдаты и всяких чинов люди на взятие града Смоленска со всякими стенобитными наряды, с пушками и с пищали и со всякими хитростьми, на взятие. /л. 614 об./ В лето 7140 (1632) о рождении государя царевича и великого князя Иоанна Михайловича. Родися у государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии самодержца сын ему благоверный царевич и великий князь Иоанн Михайлович всеа Руссии. И бысть крещен в монастыре в Чюдове а крестил его великий государь святейший Иоасаф 2 патриарх московский и всеа Русии сам. А от купели приимал отец ево крестный был троцикой келарь Александр, и в то время бысть радость велия по всей Москве и по окрестным градом в ево Росийском государстве и во окрестных землях. (Здесь поставлен крест и написано: "по сей статьи и посему знамени напреди)". В лето 7142 (1634). О пожаре. Бысть в Великом Новеграде сентября в день, грех ради наших изволивый всещедрый бог посетить и наказать своя христоименитыя люди за великие их многие неправды и за нелюбовь и за наша великая беззакония, попущая овогда глад, овогда мраз в хлебожатвенное время, егда мор, тако и сие бысть запаление. Загореся у успенского попа Федора во дворе и горело с Ильины улицы Креститель церковь и немецкие дворы и Гостин двор и ряды и лавки по мост Великий, и церквей сгорело 9: Пятница /л. 615/ и Креститель и Успение и Георгий и Димитрей, Иоан Предтеча на Опоках и на Буяны церковь Богородицына и Климен святый и Димитрей. А горело до Федо(ро)вского ручья, а дворов и лавок сколько згорело и про то бог весть. О преславных чюдесех от образа великаго господа бога и спаса нашего Исуса христа, иже есть написан на вратех градных Павловы улицы, апреля в 1 день. Прииде 3 в слух преосвященному Киприяну митрополиту Великого Новаграда и Великих Лук, присылал в Великом Новеграде на Торговую сторону в Славенской конец на Павлову улицу, спрашивали тех улиц жильцов посадцких людей. Собору Софеи премудрости божии ключаря Григорья Воинова да поповских старост Успенского собору попа Павловского девича монастыря Потапа Михайлова, да Иванского собору попа Саву Дементиева, до Яковлевского собору попа Романа, допрашивать про чюдеса от спасова образа, что на Павлове улицы на башни, что написан на стенное письмо, какие чюдеса и прощения от [71] того образа и в каких болезнех и каким людей и ныне есть ли и прежде сего, кому быша. Павлова девича монастыря священник Потап Михайлов: В прошлом во 141 (1633) году /л. 615 об./ изволением божиим дочь у него Ефросиния полугодовая. Была у ней черная болезнь с полу дни до утрия безпрестани и он де священник Потап завечал ее к спасову образу, что на Павловской башни написан на стенное письмо и приходил с нею с того времени год по вся недели и молебен пел, и от тое де болезни дочь его Ефросения исцеление получи, спас ею помилова, и ныне той ево дочери другой год. А с того времени, как завечал ко святому спасу, и по се время болезни такие не бысть. Вто же время. Лубяницкой Лукинской трети священник Козма Разарев 4: В нынешнем годе бысть у него сын Василей тяжкою болезнию болен ногами, не мог ходити от тое болезни. И он де священник Козма обещал его ко всемилостивому спасову образу помолити, что написан на стене на Павловской башни, помолитися и молебен отпети. И по его прошению и по завету даровал ему спас в третий день здравие и ходил к тому спасову образу сам на ногах своих и молебствовал, и от тое болезни конечное здравие получи и иде в дом свои радуяся. Туто же сказал Никиты великомученика христова с Никитины улицы священник Тимофеи Феофанов: Был у него сын в болезни сыпушкою, и он де его обещал ко спасову образу помолитися и молебен отпети на /л. 616/ Павлове улицы на башни пред спасовым образом. И как у спасова образа быв, и молебен отпел, и ему де спас даровал спас, от тое болезни здравие получи. И о сем еще сказа посадцкой человек Иван подковшик с Павловы улицы: Истари де на его памяти приходиша к тому спасову образу многие болные люди, которые одержими студеною болезнию, и пришед тому спасову образу помолитися, и туто ж на башне есть на стене вделаны два креста по обема сторонама ворот тех и у тех крестов прикладываются и свечи отпровадят и о(пя)ть здравые бывают. А ко спасову образу в то время прикладыватца не уметь было для того, что высоко, а крылца и лестницы не бысть. Павлове же улицы посадцкой человек Агафон Иванов сказал: Прежде сего лежал он дважды в болезни трясовицею. И прииде он в тое болезни помолитися спасову образу и у креста приложився и свечю отпровадив спасову образу, потому что де крылца и лествицы в тое время еще не бысть, и от тое болезни спас помилова дващи и отиде в дом свои радуяся. Чюдо от трясовицы. Работной человек Федка Сидоров сказал: Лежал де он в болезни и сыном с Митрошкою трясовицею и о том прииде помолитися спасову образу и с сыном, и в тое время спас от тое болезни обоих помилова вскоре. [72] /л. 616 об./ Чюдо о жене отступльшей ума. В прошлом во 141 (1633) году Павлова девича монастыря пономарь Малафей: На светлой недели в среду жена ево Пономарева ума отступльше и он завечал тое жену свою вести к спасову образу и призывает того ж Павлова монастыря попа Потапа ко спасову образу молебна пети и по его обещанию и завету у спасова образа молебная совершив и жена бысть ту то ж, и с того времени жена ево бысть здорова, яко николи ж болех, а была в болезни тое три дни и три нощи. Чюдо о зажегшейся свещи от невидимаго огня. Великаго Новаграда воеводы Павла Ивановича Волынского люди его поведаша, Федор Пасынков, Семен Осипов, Никита Федоров, Григорей Никитин сказали Софеи премудрости божии ключарю и поповским старостам: Были мы с Павлом Ивановичем Волынским на Павлове улицы у Павловой башни, где написан на башни настенным письмом спасов образ, молитися, и Павел Иванович заставливал у того спасова образа молебна петь в нынешнем во 142 (1634) году февраля в 6 день и после молебна Павел Иванович у спасова образа нача госить свечю полуденежную горящую денежною свечею гашеною, только де та свеча горела же пред спасовым образом. И как де тою денежною /л. 617/ свещею погасил пред спасовым образом, в то время от невидимого огня зажеся опять и того бысть трижды в то время. Февраля в 14 день на сырныя недели в пяток приеде Павел Иоаннович Волынской на Павлову улицу к Павловской башни к спасову образу и заставил у спасова образа пети молебен и после молебна Павел Иванович сам гасил свещи две, и в то время свеча одна загореся, яко ж прежде бысть трижды, а другая одиножды. Во вторую неделю великого поста. Приеде такожде Павел Иоаннович Волынской на Павлову улицу к Павловской башни ко спасову образу, где написан настенным писмом, помолитися, и у того образа спасова заставил молебен пети, и после молебна пред спасовым образом загорелася едина свеща дважды, яко ж и прежде как загорашеся, а гасил Павел Иванович Волынской сам своими рукама. Того ж году в великий пост князь Михаила пришел ис под Смоленца, и того лета в Петров пост казнили Михайла Борисовича Шеина и Артемья Измайлова за их великие неправые великому государю службы. /л. 617 об./ В лето 7143 (1635) году генваря в день поставлен бысть в Великий Новград митрополит Аффоний рукоположением святейшаго Филарета патриарха московского и всеа Русии при державе государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русин самодержца. А приехал в Великий Новград марта в 8 день в вербную неделю и встретиша его со кресты на Ильине улицы у церкве богородицы Знамения, и тут молебствовав, и по евангелии поиде со кресты к Каменному городу и у врат молитву говорил и святою водою кропил. И того дни воду [73] святил в соборные церкве, и тое ж дни ездил на осляте ко Вход Иерусалиму, и того дни обедню служил, а святыню к Москве послал. Того же лета декабря 17 день в 4-м час(у) дни преставися Киприян митрополит и положен бысть в Великом Новеграде Киприян митрополит Великого Новаграда и Великих Лук в соборные церкве Софеи премудрости божии в болшем притворе от западные страны, что зоветца Корсунская. А был на владычестве 8 лет и 2 месяца. Сию статью писать довеласе преж приезду владычня 5. /л. 619 об./ О преставлений святейшаго Филарета патриарха Московского и всеа Росии. В лето 7149 (1641) Преставися святейший Филарет патриарх Московский и всеа Росии, и отпеша по нем надгробная в соборныя церкве пресвятыя богородицы Успения и погребоша его в той же церкве Успения. И бысть на погребении карь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии самодержец, со всем своим царским синклитом и со священным собором, до гроба проводиша со кресты. В лето 7149 (1641) июня в 30 день во 12 час дни в Великом Новеграде у Вуспения богородицы на Козьи Бородки от грому и молнии стрелкою громовою разбило главу и шею церковную пробило и в церкве святей святых икон много опалило и оклады иконные посодрало и перепортило и иде за правым крылосом и столпом в помост церковный и четверть столпа церковнаго разбило. О преставлении царевича Иоанна Михайловича всеа Росии /л. 620/. В лето 7150 (1642) преставися благоверный царевич и великий князь Иоанн Михайлович всеа Русин, и погребен бысть в церкви архистратига Михаила. О поставлении святейшаго Иосифа патриарха московского и всеа Росии. Поставлен бысть святейший Иосиф патриарх Московский и всеа Русии избранием и изволением благовернаго и христолюбиваго великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Русии самодержца и всего Российскаго освященнаго собора, а поставлен бысть на Москве в соборные церкви Успения пресвятей Богородицы. В лето 7151 (1653) 6... О зажегшейся свещи в церкви Воскресения Христова пред образом спасовым. В лето 7153 (1645) при благоверном царе и великом князе Михаиле Феодоровичс всеа Русии самодержце и при сыне его благоверном царевиче и великом князе Алексеи Михайловиче и при святейшем Иосифе патриархе Московском и при митрополите Аффонии новгородцком бысть сице в Великом Новеграде в Славенском концы на Павлове [74] улицы в церкви святаго Воскресения Христова, сотворися таковое чюдо в нощи пред образом всемилостийаго спаса против праваго крылоса /л. 620 об./. И пред тем спасовым образом местным загореся свеща местная нощию от небеснаго огня мая в 26 день в понедельник на сшествие святаго духа, и новогородцкий Аффоний митрополит учинил ход со кресты в Духов монастырь. И с того времени ходят со кресты и доныне. А преж того митрополит ездил на праздник сошествия святого духа в санех. Той же недели ходил со кресты к Воскресению христову на Павлову улицу в четверток со всем освященным собором, и со множеством народа, совершив молебная, и воду святил и литоргию служил сам. Народу ж пришедшу толику множеству елико на улицы их множество стояще мужей и жен и детей, и невозможно вместитися в церковь божию. О приезде дацкие земли королевича к Москве и како бысть ему великие встречи во Пскове и в Новеграде и на Москве. В лето 7153 (1645) приеде дацкие земли королевич 7 ко граду Пскову и бысть ему честь велия и встреча большая. А встречал его псковской воевода и дворяне и дети боярскии и слуги монастырские на конех, а стрелцы и казаки пеши за градом и в городе и посадцкие люди, с оружием и знамены и з барабаны и во всяком урядстве воинском, со всяким достоинством. Тако ж как приехав и великому Новуграду, тако же бысть велия встреча и честь за градом за седм верст всяких чинов люди. Тако ж и на Москве бысть встреча и велия честь, яко ж великим послом, а ему и вящъше. /л. 621/. О преставлении государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русин самодержца, июля в 12 день. Преставися великий государь царь и великий князь Михайла Феодорович всеа Русии самодержец на свои именины на память преподобнаго отца нашего Михаила после кушанья. И погребоша его со псальмы и песньми и с кандилы и со свещами и со всякими араматы в церкве архистратига Михаила со иными цари во гробех. И бысть в то время плач неутешим всей земли всяких чинов людей. А бысть царствовал 32 лета. И при его царствии бысть в его державе во всей Русийской земли велие гобзование хлебом и со ордами иных государств бысть велия тишина и веселие в людех. О поставлении на царство государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца. После смерти отца своего возведен бысть на царство Русийское сын его благочестивый и христолюбивый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, и целоваша ему крест во всем ево Росийском царстве всяких чинов люди. О смерти благоверны е царицы и великие княгини Евдокеи Лукияновны. Августа в 18 день преставися [75] благоверная и христолюбивая царица и великая княгиня Евдокия Лукияновна и положена бысть /л. 621 об./ в Девич(е) монастыри в церкве Вознесения господня в Вознесенском. О венчании государя царя царским венцем. В лето 7154 (1645) сентября в 28 день государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец в соборные церкве Успения (венчася). О нахождении злочестиваго турскаго салтана на Росийскую землю в лето 7154 (1645). В царство благочестиваго великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца бысть нахождение злочестиваго турскаго салтана повелением и хищением, яко волк хищный на стадо православия Российские страны. И крымский царевич Нарадын з братом своим Мурат Киреем вооруженные приидоша на руские украинные грады в Курские пределы, и о сем бысть возвещение великому государю в царствующий град Москву декабря 20 день. О сем же великии государь жалостно восприем, абие посылает свое русийское воинство против нечестиваго варвара сего агарянина. Сам же о сем оскорбися и со усердием моляся господу богу и пречистой богородицы со многими слезами днем и нощию, яко да приимут помощь на заступление и ускорит помощию своею благочестивому воинству на побеждение злолютных сих врагов и на прогнание беззаконных супостат. О сем благочестивый великий государь, молив святейшего патриарха со всем освященным собором еже есть со святыми иконами хожде/л. 622/ние сотворити во обитель нарицаемую Донскую в 3 день ианнуария. Благоутробие православных людей милости призре на молитву благочестиваго великого государя и по прошению слезному православных християн воздарова о сем руку помощи христолюбивому воинству, победи лук сильных агарян и в бег обрати нечестивыя полчища. И молитвами пречистыя богородицы тии побеждени быша, и от сего по вся лета установися ход со святыми иконами соборне праздновати августа в 19 день, сих ради предреченных вин и впред в тою святую обитель воупразднися неких ради препятий. Сия статья преже пис(ать) сии статьи. О венчании царским венцем благочестиваго государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержец 8 Сентября в 28 день венчан бысть благочестивый великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец в соборней и апостольстей церкви честнаго ея Успения Святейшим патриархом Иосифом Московским и всеа Русии, и иными властми, митрополиты и архиепискупы и епископом и всем царским синклитом. О послах Свейские земли. Того же лета приходиша послы Свейские земли к великому государю царю и великому князю [76] Алексею Михайловичу всеа Русии самодержцу с великими своими дары. И бысть тем послом в Великом Новеграде и на Москве стрема велия от Москвы /л. 622 об./ от Красные Сосны. Таковы великие встречи в прежние времена не бывало и честь ему бысть дорогою и на Москве велия свыше прежнего и кормы всяческие. В лето 7155 (1647) о послех Галанские земли. Быта послы Галанские земли к великому государю з дары своими, и бысть им в Великом Новеграде и на Москве встречи великие и кормы дорогою и на Москве и честь болши прежнего. Таковых в прежних летех не бысть. О послех государевых по многим государствам. Государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец послаше послов своих по всем государьствам со многими великими дарами. Государи же их розных государьств великого государя послов приимаху с великою честию и опять отпущаху к государю к Москве. И своих послов к государю присылающе с великими дарми и приидоша от кизылбашского и от иных государств. Государь тех послов жаловал будучи на Москве кормами и питьями пред прежним болши, подарил их и отпустил их со всякою честностию во свои земли. О сочетании о первом браце законном государя царя и великого князя Алексея Михайловича /л. 623/ всеа Русии самодержца в лето 7156 (1648). Государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец посоветовав со отцем своим и богомольцем Иосифом патриархом Московским и всеа Русии и с своими благоприятными ближними бояры изволи сочетатися законному браку, изволи взять боярина Ильину дочь Даниловича Милославского царицу Марию Ильичну. А радость ево государева была и венчал патриарх Иосиф, и того дни бысть радость и веселие во всей Москве, возрадовашася о сем вси людие. Того же лета ездил Аффоней митрополит новгородцкия и Великолутцкий к Москве великому государю челом бить о всяких новгородцких мужах. В лето 7156 (1648) марта в день поставлен бысть Великому Новуграду и Великим Лукам Никон митрополит. А взят бысть на Москве ис пречестныя обители боголепного Преображения, еже именуется Спаса с Нового. И поставлен бысть в соборныя церкви честнаго и славнаго ея Успения, святейший патриарх московский Иосиф и всеа Русии, повелением великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца и всего царского синклита. А приехал в великий Новград марта в 24 день в великую суботу а встревали его у Знамения богородицы со кресты власти и воеводы и весь священный собор у Знамения богородицы. И обла/л. 623 об./чився иде в соборную церковь и у врат Пречистенских молитву говорил и водою святою кропил, и того дни в соборной церкви воду святил, и лнторгию служил, и святыню к Москве послал к великому государю и к патриарху. [77] Того же лета Никон митрополит здела вновь крестовую палату каменную и кельи вновь построил на полатах древяные, а старые Варламовские кельи сломал. Того ж году преосвященный Аффоней митрополит новгородцкий сведен бысть к Преображению господню и к преподобному Варлааму чюдотворцу на Хутыню за старость, и бысть в монастыри в келии в трудех и в посте и 3 лета, а был на владычестве 14 лет и 5 месяцов. В лето 7158 (1650) в Великом Новеграде преосвященный Никон митрополит поставил церковь древяну во имя пресвятые богородицы Одигитрия на устьи Пидмы реки и двор устрой на приезд себе и иным владыкам. Марта 1 день Родися благоверная царевна и великая княжна Евдокея Алексеевна. Марта ж в 1 день бысть в Великом Новеграде и во Пскове велие смятение в людех, смутишася меж себя, якож пьянии, в то время дворы многие пограбиша: гостя Семена Стоянова, Михаила Вязмина, Василья Варварина, Василия Проезжалова, Андрея Земскова, только в тое время соблюде бог людей, никого ж... /л. 624/. Того ж лета в Великом Новеграде на Торговые стороны на Ярославле дворищи падеся церковь каменная, а на ней бысть 170 углов, святыя великомученицы Парасковгии нарицаемыя Пятницы, а строители тое церкви быша заморстии купцы. В то ж время присла великий государь, для смутных людей и для оберегания и всякия ради росправы, с Москвы боярина князя Иоанна Никитича Хованского и с ним два приказу московских стрелцов, дворян и детей боярских новгородцкого разбору, со всех пяти пятин. И прииде на Хутыню в монастырь в пяток на страшной недели. Новгородцы же собравшеся, которые к тому смутному бунту не приставали, стретоша в том монастыре Хутыни с хлебом и с колачами и с харчами, и во всем великому государю повинилися, а тому воеводе честь воздаша. На утрие ж в великую суботу приеде в Великий Новград со всеми служивыми людьми и стал на Ильине улицы и стоял до троицына дни. Подо Псков поход. Во 158 (1650)-м же году по повелению государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца поиде из Великого Новаграда боярин и воевода князь Иоанн Никитич Хованской и с ним служивые люди дворяне и дети боярские и стрелцы и казаки и слуги монастырьские и драгуны и салдаты всего великого новгородцкого полку ко граду Пскову. Псковичи ж сие слышавше, что идет боярин и многое воинство /л. 624/ идуще ко граду Пскову, и псковичи ж в то время послушавше бунтовшиков и смутных людей, затворишася во граде Пскове, и утвердивше себе осаду. Боярин и воевода князь Иоанн Никитич Хованской и все христолюбивое воинство приидоша ко граду Пскову и сташа в дале града за три поприща в монастыри у Николы чюдотворца [78] Люболяцком 9. И посылаше во град Псков великого государя милостивое слово. Они ж окаяннии безумнии, яко пияни, о том ни о чем не внимах и ничто ж послушающе, только себе на болшую погибель учиниша. Они же непокориви псковичи в то время поднята великие пушки на башни к тое страны к Люболютцкому монастырю на великого государя полки и начата ис тех пушек по государевым полком стреляти. И великого государя служивым людей тут бысть от того пушечного стреляния велие утеснение, и с того места прогнаша. Боярин же и воевода князь Иоан Никитич Хованской повеле всем служивым ратным людей отьити прочь и велел дале града Пскова ити около до монастыря Снятогорского и ста за буграми стеречь за горами. Стрельцом же и салдатом приказа шанцы строити от Снятогорского монастыря ко граду Пскову по Великие реки по прежу в дале трех верст от града. А в то время жестосердии псковские народи многих дворян и детей боярских пыташа много различными пытки, а инем главы отсекоша. И тое они напрасную кровь проливающе вотще себе, яко ж бесом подстрекаеми на таковое злое /л. 624а/ и напрасное убийство. Боярин же к ним во град Псков много посылаше о зговоре, чтоб его во град пустити со смирением всяким, и о том на себя обещание полагаше, что никако ж им псковичем ни о чем на них не посягати и не мстити. Только о том о всем о смутных людех всячески испытати и росыскати всякими розыски накрепко в правду со всяким радением. Они ж непокорнии никако ж на то уклонишася ко смирению града своего. Они же по многое время из града исхождаху на выласку вооружены против великого государя ратных людей и многи ратным людем пакости деюще многих побивающе, а инех живых хватающе во град приводяще и различными мучении и пытками мучаще безо всякия пощады, а иных смерти предающе, а иных в темницы затворяюще, деюще о сем неистово, яко ж иновернии тако не творят такова изрыгательства. Тако ж на тех выласках великого государя ратные люди их пскович многих побивающе, а инех живых поимаша, отведоша к боярину, и он же их с милостию вопроси, а инех во Псков посылаше и веляше им, чтоб они великому государю вину свою принесли, а та(ко)ваго бы великого начинания и кровопролития отстали б безо всякого сомнения. Они ж о том во граде ничтож помышляюще, только на болшую себе пагубу и кровопролитие тщашеся. И в то время из града Пскова посылающе буих по дорогам для грабежев и там великие пакости деюще /л. 624 об./. Которые людие дворянские и монастырьские с запасы едуще великого государя в полк к своим дворянем и детем боярским, и тех на путех грабящее и запасы и кони у них отнимающее, а их многих убивающе, и сего бысть не однова, нидващи, ни трижды, но и многажды тако творящи, яко ж иновернии кровопийцы, которые християнства не имеюще ни правые веры и тии тако не творят. Некогда ж тии [79] псковичи советовав во граде изыдоша на выласку против ратных великого государя. Государево ж воинство тако ж против их исхождаше, и бы промеж ими брань велия и сеча и стреляние и мно(го)е от обеих от великого государя ратных падаху, тако ж их многих пскович побиваху. Они ж псковичи, аки лютии зверие, из-лиха рыкаху на христолюбивое воинство межусобную брань содевающе и многих побивающе и многих ухватяще от дворян во град Псков отвозяще и во граде смерти предающе, а инех в темницю мечуще, а инем изрыгательство тако творяще, перси ево споров, очи ему закрывающе, а инии неистово творяще и тайный уд отрезав во уста мертваго творяше, и тако отпущающе н полк великого государя на лошади, привязав чрез седло, и того бысть не творят и иноземьнии люди. О послании во Иерусалим. По указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца живоначальные Троицы Сергиева монастыря послан во Иерусалим соборной старец Арсеней Суханов к Паисии (к) патриарху иерусалимскому для исправления церковных нужных вещей, и о кресте. /л. 625/. О послании во Псков град властей для зговору смутных людей. Не по мнозех же временех великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец посылает с Москвы во град Псков для уговорения псковских людей коломенского епископа 10, а с ним архимандрита и с ним же боярина и иных разсудительных людей, чтоб они псковичи того епископа послушали во всем без большого кровопролития. Той же епископ с товарыщи с посланными с ним возвещает от великого государя милость им. Они же о том много в сумнении быша, только того епископа во град пустиша и инех немногих людей с ним пришедших. Той же епископ великого государя и прощение за их неистовство сказа, и на том их разрешает великого государя словесы, чтоб им государских бояр и воевод принимать, а смутных людей по разысканию выдать на великого государя волю. И на всем на том той епископ на уговоре святое евангелие целовал и крестом знаменовася, что от великого государя во всем прощены, кроме смутных людей, а смутным людей и бунтовщиком, что великий государь укажет за их великое во граде смятение и смуту и за кровопролитие и что шкоты великого государя казны наряду и пороховые зелейные учиниша, и в том великий государь во всем прощает, и что ево великого государя /л. 625 об./ ратным людем, какие шкоты учиниша а инех многих дворян и драгун и салдат убиша, и в том во всем великий государь вас прощает и вину вашу вам отдает, и повелевает вам жити во своих домех по-прежнему и ему великому государю во всем радети, и впредь тако бунту и смуты не вчиняти. А услыша кто на та(ко)вое злое дело станет сам делати и людей поучати [80] и на таковых людей во граде великому государю возвещати, и ево великого государя начальником бояром воеводам тако же возвещати, чтоб впредь от таких смутных людей и бунтовщиков во градех многие люди напрасно не погибали. О великие воды в Великом Новеграде. Бысть вода велика вельми в Великом Новеграде до каменного города, а на Торговые стороны много валу подмыло. И бысть в городе на Варецкой улицы в воротех вода и в гору саженей тридесять и болше. А около Новаграда во многих монастырех в келиях житн нелзе, водою потопило и в иных монастырех в подцерковиях бысть вода. А у Арсения преподобного в монастыри вода была до монастырских ворот, а гроб его преподобного и церкви быша все в воде. А которые кельи были пониже на монастыри том, и в тех келиях жити было немочно воды ради. О первом смятении на Москве и о побиении бояр и думных дьяков за их великие неправды 11. В лето 7158 (1650) при державы благовернаго и христолюбиваго великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, при святейшем великом господине Иосифе патриархе Московском и всеа Русии в Московском государстве бысть велие смятение и межусобная брань меж бояр и думных дьяков с служивыми средними. И стрельцы и драгуны и салдаты и казаки и с чернью за их боярские великие неправды возмутися во граде Москве, яко же пиянии мнящеся быти или когда безумие всякое на люди бываше. В том же смятении убиша дву братов Назарьевых Нечистых 12 до смерти и инех многих. Тако ж воста сия велия буря от диявола, а богу вседержителю за наше великое согрешение пустившу, а врагу действующу, а от сего же многие межеусобия сподобляются венцов. Аще кто без правды смерть приимет, а тому он ничто ж винен во всем Христу и в том покаянии смерть приимет, той да весть избавится от мучения. Аща кто о сем впреди умиления на християнство ни в чем не имел и в том своем многом кровопролитии и неправдах без покаяния /л. 626 об./ в том умроша, о том будет разсмотритель бог. В тоже время великий государь посылаше к ним на уговор бояр своих многих, только они всею землею колебашася, яко ж пияни, ни в чем о том себе не внимаше. Приходя служившие (!) многие люди со оружии в Китай и в Кремль городы и приходя к Красному крыльцу и Гpановитые полаты, биюще челом великому государю, а просяще: "Дай нам, великий государь, своих изменников и наших неправых правителей". В тож время к ним от себя великий государь посылаше бояр для зговору, чтоб утолити такое великое смятение в людех своих. Инигда 13 же великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии прииде на красный крылец [81] и зговариваше, они ж яко мало к послушанию едва приидоша, и о том о всем своем согрешении ему великому государю вины своя своя (!) принесоша, и во всем повини беша, якож и прежде и во въсяком послушании право творити. Видя же великий государь их к нему творяще повиновение и прощение, во всем разрешает им греховный их союз и подает от себе милость и прощение. А которых в тое смутное время просиша и всячески их соблюдаша и оне скончашася после по изволению божию с покаянием. Сия до зде. /л. 627/. В лето 7159 (1650) ноября в 28 день о поездке Никона митрополита Новгородскаго и Великих Лук к Москве. По указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, поеде Никон митрополит Великого Новаграда и Великих Лук к Москве. И бысть ему от великого государя на Москве честь велия, якова инем владыкам новгородцким прежде бывшим таковые великие чести не бысть, яко же ему. Той же преосвященный Никон митрополит у великого государя испроси великого государя ис казны сукна на однорядки лутчие и бархаты на шапки в Великий Новград болшому собору Софеи премудрости Божии протопопу и протодьякону и ключарем и рядовым священнипам и дьяконом, и певчим и подъяконом и пономарем и сенним дьячком, комуждо по расмотрению. А приехав в Великий Новград той же преосвященный Никон митрополит подавал Софейскому собору, протопопу и протодьякону и попом и дьяконом по шубы по бараньей и сапоги, и подъяком. Того-же лета. Той же митрополит Никон упроси великого государя в Великом Новеграде к соборные церкве Софеи премудрости божии вылить великий колокол в тысячю пудов. И по его прошению великий государь ево по/л. 627 об./жаловал, приказал в Великом Новеграде учинить такий великий благовестник и мастера и с подмастерьями даде и меди ис своей великого государя казны имати велел и олова, сколько годно, и железа по надобью к тому колокольному делу. Того ж лета о болшом колоколе в Великом Новеграде в 1000 пуд, Августа в 27 день. Повелением великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца и по упрощению и благословлению преосвященного Никона митрополита новгородцкаго и великолуцкаго, вылит бысть колокол в Великий Новгород к Софеи премудрости божии велик добре. А весом тот колокол 1000 пуд, а вылился вес(ь), только не неполна, толко уши не вси вылилисе, только едина матица, и тое провертеша сверлами. А в то время мастер тот поудробел, не дал меди тое всей изготовитися, и пустил. И от того не вылился исцелен(!). А мастер был великого государя казенной Никифор, а по прозванию Боран. И после того тое меди в печах взяли остаточно пудов 300, и тот колокол на колоколню поднята, и бысть на колоколни и разбися не многое время. [82] О рождении царевны и великие кня/л. 628/жны Марфы Алексеевны. Сентября в 10 день родися великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа великия и малыя и белый Росии самодержцу царевна и великая княгиня (!) Марфа Алексеевна и крещена бысть в Чюдове монастыре святейшим Иосифом патриархом Московским и всеа Русин, а кто восприимником бысть и о сем не описано. О колоколе молебенном, а словет по мастере Боран. Октября в 22 день повелением преосвященного Никона митрополита Великого Новаграда и Великих Лук вылит бысть в Великом Новеграде к Софеи премудрости божии во 150 пудов вместо молебенного Васильевскаго и Просфирнитцкого колоколов, а звонили в них по вся дни, быша вседневные. А мастер новому колоколу был московской государев Никифор, а по прозвищу Боран. О поезде митрополита Никона к Москве декабря в 6 день. В самый праздник Николы чюдотворца в вечеру по указу великого государя поеде преосвященный Никон митрополит Великого Новаграда и Великих Лук. И бысть ему сий приезд в великую честность к великому государю. О послании по мощи Филиппа митрополита в Соловеций монастырь. По указу великого государя паря и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца послан бысть в пречестную и великую обитель боголепнаго Преображения господня и преподобных отец Зосимы и Саватия начальников во Соловецкий монастырь преосвященный Никон митрополит Великого Новаграда и Великих Лук по мощи великаго архиерея божия преосвященнаго Филиппа митрополита московскаго и всеа Русии чюдотворца. А с ним Никоном митрополитом был послан боярин князь Иван Никитичь Хованской с товарыщи, и с ним же быша многие служивые люди московские стрелны для всякаго оберегательства. И како достигоша пречестные обители Соловецкаго монастыря и великаго святителя Филиппа митрополита, по чину церковному исправиша всякое церковное псалмохваление и поднята мощи великаго святителя Филиппа в насады на то устроенные, поставиша со всяким тщанием и со псалмопением и с кандилы и со свещамя и со вся благолепными и богоподобными пении с великою честностию. Той же Никон митрополит с мощми великого святителя Филиппа митрополита /л. 629/ прииде до царствующаго града Москвы. И по повелению великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца учиниша встречю мощем Филиппа митрополита Московскаго со кресты и с чюдотворными иконами и со свещами и с кандилы и со благоуханными ароматы со псалмы и пении и песньми духовными, якож годе быти тако. А встречал великий государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всеа Русии самодержец и весь ево царский синклит и преосвященный Варлаам, митрополит Ростовский и Ярославский, и с ним архимандриты и игумены и протопопы и попы и дияконы и весь священнический [83] чин и иноки, и множество безчисленное многонародство за градом Москвою за три поприща. О преставлении Варлаама митрополита Ростовскаго и Ярославскаго. И как приидоша к мощем Филиппа митрополита, и великий государь честный и многоцелебныя мощи со всякою честностию целовав со многорадостию, како ему великому государю по ево прошению воздарствовал господь бог и великий угодник изволил. И потом тако же прииде к мощем Варлаам митрополит Ростовский и Ярославский и целования сподобися со многою радостию и с покаянием и сердечными слезами, и мало от мощей от`иде и в том часе и преставися пред всеми тут стоящими. И вземше его и поставиша на том месте, и после по указу великого государя свезоша его во град Ростов и погре/л. 629 об./боша его со всякою лепотою, како годе святителем погребатися. О пренесении мощей святаго отца нашего Филиппа митрополита Московского и всеа Русин чюдотворца в царствующий град Москву. И после стретения мощей той же великий государь и митрополит и весь священный ”чин и весь синклит царский и все множество народа провославных християн с того места понесоша честныя мощи Филиппа митрополита в царствующий град Москву. И по них иде преосвященный Никон митрополит Новгородцкий со всем освященым собором и посем иде великий государь со всем своим царским синклитом и со всеми православными християны со свещами и со благоговейными кандилы ароматными и со всяким тщанием и со всякою лепотою богоподобною и достигоша царствующего града Москвы. И в то время ударение учиниша по всему граду во вся камбаны, яко ж великий гром бысть. И достигоша соборные церкве Успения пресвятыя богородицы и тамо честно мощи положиша в раце сребряные возле южныя страны возле входу церковнаго к божественным иконам близ. И в то время быша от мощей его многа и различна чудеса, всякими недуги одержимым исцеление получаху и отходяще в домы свои радующеся, июля в 9 день. /л. 630/ О преставлении Иосифа патриарха Московскаго и всеа Русии. В то же время преставися святейший Иосиф патриарх Московский и всеа Русии и погребен бысть на Москве в соборные церкве. А преставление его бысть в то время, как послан был по мощи Филиппа митрополита преосвященный Никон митрополит, и в то время и преставися. О преставлении Аффония митрополита Новгородскаго. Преосвященный Аффоней митрополит Великого Новаграда и Великих Лук преставися апреля в 6 день в монастыри на Хутыни, а до погребения стоял. И погребоша его июня в день, а к погребению был псковской архиепископ Макарий. И как Аффония митрополита с Хутыни в великий Новград привезоша со кресты в носадах, и в то время бысть дождь велик добре, яко [84] всякие сухие места исполнило, а того лета бысть велия засуха и не бысть дождев, и после того велия теплота бысть. И посем погребоша Аффония митрополита у Софеи премудрости божии в притворе в Мартирьевской паперти, а ныне зовется Златая дверей ради Златых, со всяким благовонием со свещами и с кандилы и со псалмопением по достоинству, якоже лепо о том бысть сице. О поставлении в патриархи святейшаго Никона митрополита патриархом московским и всея Русии /л. 630 об./. Избранием и повелением великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца поставлен бысть преосвященным Корнилием митрополитом Казанским и Свияжским и со архиепископы и епископы преосвященный Никон митрополит Новгородский святейшим Московским патриархом и всеа Русии, а ставиша его во святей велицей церкви честнаго и славнаго ея Успения. Того ж лета поставлен бысть на Рязан(ь) архиепископ Мисаил, а взят из ризничих Никона митрополита, и там его застрелил татарин из лука. О поставлении Макария митрополита в Новград Великий. Поставлен бысть в Великий Новград Макарий митрополит избранием и повелением великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца и рукоположением святейшаго Никона патриарха Московскаго и всеа Русии с митрополиты, архиепископы и епископы. А взят бысть ис Казани ис Спаского монастыря черный священник, а поставлен на Москве в соборныя церкве честнаго и славнаго ея Успения августа в 8 день. В лето 7161 (1653) святейший Никон патриарх Московский и всеа Русии нача в патриарший келии строити древяные на каменных полатах, и церковь, и колокольню у себя на дворе устрой добре прекрасну каменну, и подписа ею всячески украси, якож годе святым божиим церквам. О приезде в Великий Новград Макария митрополита. Родися великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу дщи царевна Марфа Алексеевна /л. 631/ Августа в 26 день. Приехал Макарий митрополит Новгородцкий и Великолутцкий в Великий Новград и встретоша его с честными кресты и с чюдотворными иконами архимандриты и игумены и весь священный чин и болярии и дьяки и вельможи и вси провославнии християне. И о сем писано о митрополитех Новгороднких. О знамении бывшем в Цареграде ноября во 2 день. За Серпскою землею на полу пути меж Серпскою землею и Царяграда неболшая земля, имя ей словет Аская, а в ней царь греческия веры. Писано о сем к Москве государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии самодержцу. Быша знамения страшныя над Царемградом нынешнего [85] 161 (1652) году ноября во 2 день. Был град велик добре, всякая была градина весом пол 4 четверта фунта, грановит, а не кругол. И тою казнию много людей побило, и полат неболших ломало. И после того прилетел змей страшен велик с небесе весь огнен, зело палящ, и сел над царевыми полаты и летая дыхал на те полаты три дни. Что ни было в полатах златых сосудов и сребряных и медных и оловяных и железных, и то все растопилося. А после того прилете той же змей к полатным окнам и положил свою главу в окно полатное и испустил из собя в полаты страшный пламень. И от того пламени полаты разгорелися и горели три дни /л. 631 об./, и згореша вси полаты в пепел, а сам царь и царица едва избегоша во ин град. О видении спасов а образа на воздусе. В той же время в Тевризе граде видели того града людие на воздусе Спасов образ на престоле седящ, в руце держит крест да полотенцо висит от креста. Полоняники пошли было на Русь из Царя града и на пути их враны росклеваша всю плоть их. В Великом Новеграде на Торговой стороне начата строити в Рагодовипком монастыре храм каменной болши старого, а старой разобраша и как зделали и выняша подпоры и дуги, и в то время и падеся. А плотников мало бог соблюде, не до смерти убило. В Великом Новеграде бысть посещение божие июня в 30 день во 12 часов дни. В Плотинском конце, церковь Борис и Глеб. Бысть в той день гром вельми страшен, яко поколебатися многим храминам, и от молнии и грому стрелою на тое церкве сквоз пробило, аки человеку мочно влести. И бысть в церкве полчаса и иконы попалило и оклады розтопились и оконницы розбило и выиде в стену. И тое посещение бысть грех ради наших. Августа в 13 день в суботу до обедни в Великом Новеграде пренесли мощи благовернаго князя Владимера и мати его благоверную княгиню Анну, ис паперти от владычня двора что словет Корсун. А конец сей статьи, перекинув 4 листа, и тут конец. О зачале Иверскаго монастыря и о Святозерском, о строении его, как создан бысть, и о сем да писано есть в лето 7161 (1653). Сказание святейшаго Никона патриарха Московскаго и веса Русии. В царство благочестиваго и христолюбиваго государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Росии самодержца аз смиренный Никон божиею милостию патриарх от многих времен мысляше в себе, дабы в славу святому имени божию сотворити обитель на пользу себе и хотящим спастися. И се на всенощном бдении стоящу мне в соборной церкви на Москве прииде мысль о некоем месте. Егда мне бысть в Великом Новеграде митрополитом на пути будучи к Московскому государству озеро Валдай, и на нем острова мнози и годно ми бысть сие богу, тое и подаст. О сем положих хотение свое искусити прошением места того от [86] великого государя. Писано есть, яко царево сердце в руце божии. И абие возвещает с прошением великому государю. Великий же государь царь, от бога яко извещение о сем приемлет, с радостию подает место оно. Той же патриарх слышав таковая от великого государя возрадовася. И повеле церковь и монастырь созидати, еже и бысть, первее на, том месте где монастырь Иверский и Святоозерский. Взяша церковь в селе Едрове древяну и превезоша и поставиша и монастырь возградиша, бе же в тое время осень и заморозие. О каменные церкве в том Иверском монастыре. Того же лета поставиша церковь каменну в Ыверском монастыре добре украшену /л. 632 об./ внутренними благолепии, иконами и книгами и разным облачением драгим со многоценными бисеры и златотканны церковнаго ради благолепия и благочиния и икону образ пречистые богородицы честнаго и славнаго ея одигитрия чюдотворные иконы Иверския златом и камением драгим и бисеры многоценными, якоже годе божия матере всякими лепоты украси со многим тщанием и киот устрой великий и прекрасен и позлащен. О пренесении честных мощей праведнаго Иякова Боровинкаго во Иверский Святозерский монастырь и о раце сребрене. Слышах о сем и прииде в мысль святейшему патриарху Никону о мощех святаго праведнаго Иякова Боровицкого чюдотворца, яко велик есть в чюдесех. Овогда от скудости началников никим же брегомы честныя тоя мощи, и ни службы святей содеватися на многое время, иерею ту не сущу нестроения ради. Еще ж и о сем желание, яко да пренесутся мощи святаго в той новосозданный монастырь. И посем сотвори сребряную раку к мощем святаго, пренесения ж ради посылает тамо архимандрита того ж Иверского монастыря Дионисия, да с ним из Великого Новаграда Вяжицкого монастыря архимандрита Евфимия, да и старые Русы Спасского игумена Феодосия, на встретение ж Макария митрополита Новгородцкаго. И тако принесоша святыя мощи во Иверский монастырь. И о сем бысть чюдо святаго Иякова в селе Едрове, исцеле откровица болящая Мария очима шесть лет болезнена /л. 633/ бысть и в пренесение святаго исцеление получи от болезни своей. Извещение бысть Никону патриарху в сонном видении февраля к 25-му дни. И се виде свет мног на месте оном, идеже есть ныне пречестная обитель. Виде некоего человека на высоком месте устроено лежаща нага, обаче ж телесем пресветла, точию о нужных телеси некия рубы имеющи, мертва суща, и приступи, хотяще ему одеяние воздати, и виде у лежащего руки, яко благословящеи, и прятовашеся, яко жив, и руки своя слагаше на перси своя. И о сем видении поведа ту сущим Макарию митрополиту Новгородцкому и архимандритом с прочими, иерею Боровицкому хлуху (!) бывщу, исцеле от тоя великия болезни. А бысть глухота три лета и от святаго Иякова исцеление получи от болезни своея, яко николи же боляше. [87] По сем в том же Иверском монастыре устроиша церковь теплую с трапезою, велми прекрасну каменну и колокольню каменну же. И слиша в том монастыре колокол велик добре в 1000 пуд, иные благовестники болшие и средние и малые. И около того монастыря устроиша град древян и поставиша башни и пушки учи-ниша. И вотчинами, всякими угодьи, рыбными ловлями и озерами многими, к тому монастырю, и волости й села и деревни многия от царевы державы испрош(а), и ины многи куповаху и в том монастыре келии превеликие и пресветлые многие устроиша двое жировые. И службы монастырьскии всякие к потребам монастыря того крепце устроиша. Вельми предобру обитель учиниша, яко ж мало такова строения в Росийских монастырех бысть, кроме Сергиева /л. 633 об./ и инех превеликих и честных обителей. Комментарии 1. В тексте оставлено чистое место на 1 странице. 2. Зачеркнуто "Филарет” и надписано "Иоасаф”. 3. В рукописи "приине”. 4. Вероятно, надо читать — "Лазарев”. 5. Далее на л. 618 об. и 619 оставлено пустое место для заполнения и написано: "в лето 7144 (1636)” и "в лета 7145 (1637)”. 6. Здесь оставлено пустое место. 7. Оставлено пустое место на 1 слово. 8. Здесь другими чернилами написано "7154 года" (арабскими цифрами). 9. Надо читать "в Любятине". 10. Оставлено пустое место для имени, надо читать "Рафаила". 11. На полях здесь приписка: "Сия статья преж дву листов напреди". 12. В действительности был убит дьяк Назарий Чистой. 13. Надо читать "Иногда". Текст воспроизведен по изданию: Новгородский хронограф XVII века // Новгородский исторический сборник, Вып. 7. Новгород. 1940 |
|