Наказ архиепископу Макарию
Из наказов данных московским
правительством сибирским архиепископам,
кажется, только наказ Макарию дошел до нас; а
потому ввиду особенной важности этого документа
мы считаем нужным напечатать его здесь
буквально:
«Лета 7133 февр. 8 д. по государеву, цареву
и великаго князя Михаила Федоровича всея Русии
указу и по благословению великаго государя
святейшаго патриарха Филарета Никитича и всея
Русии, память архиепископу Макарию Сибирскому и
Тобольскому. Как же даст Бог приедет в первый
сибирский город на Верхотурье, и ему велети себя
за [258] городом встретить со
кресты в том же месте, где была встреча первому
архиепископу Киприану, и идти в соборную церковь,
и пети молебны, и молити Бога о многодетном
здоровии великаго государя, царя и великаго
князя Михаила Федоровича, и отца его государева,
великаго государя святейшего патриарха Филарета
Никитича Московскаго всея Русии, и матери его
великой государыни инокини Марфы Ивановны и
сохранении града до того дни. У соборные церкви
архиепископу Макарию и обедня служить. А как с
Верхотурья пойдет в Тобольск, и пройдет в
Туринский острог, а из Туринскаго острогу в город
Тюмень и ему потомуж в тех городах велети себя за
городом встретить со кресты в тех же местах, где
была встреча прежнему архиепископу Киприану и,
вшед в соборную церковь, пети молебны, и в те дни,
как придет, в соборных церквах и обедни служити
потомуж, как на Верхотурье. А как придет в
Тобольск, и ему потомуж велети себя встретить со
кресты за градом всему народу тут же, как была
встреча прежде архиеп. Киприану и, пришед во град,
и идти в соборную церковь и пети молебны с звоном,
и молити Бога о многолетном здоровье великаго
государя, царя и великаго князя Михаила
Феодоровича всея Русии, и отца его государя,
великаго государя святейшего патриарха Филарета
Никитича Московскаго и всея Русии, и матери его
великаго государя, инокини Марфы Ивановны и вода
святить, и обедня служить и, будучи, архимадритов
и игуменов, и протопопов, и попов, и диаконов
поучати во благочинии и пребывати по
божественным правилам также, и народ весь
поучати, чтобы жили в исправлении закона
христианскаго по заповедям Божиим и св.
Апостолов и св. отец; и архимандритов, и игуменов,
и протопопов, и попов, и дьяконов, и чтецов и весь
причт церковный судити во всяких духовных делах,
а боярину и воеводам, князю Д. Тим. Трубецкому с
товарищи, в то не вступатися; такоже и мирских
людей во всяких духовных делах судити и
исправляти по божественным канонам, а боярину и
воеводам и дьякам у него в то потомуж не
вступатися. А которые татарове похотят креститца
своею волею, а не из неволи, и ему, архиепископу,
тех татар велети крестити, и лучших держать у
себя во архиепискупье и поучать всему
крестьянскому закону, и покоити их, как мочно, а
иных раздавати крестить в монастырь. А как
новокрещенные из под начала выйдут, и
архиепископу их звати к себе ести по часту и их
покоити. А которые татарове учнут к нему челом
ударити приходити, и тех потому ж велети кормити
и поити, как мочно, и говорити приходити, и тех
потомуж велети кормити и поити, как мочно, и
говорить с ними кротостию, и приводити их ко
крестьянскому закону, разговаривати с ними тихо,
со умилением, с жесточью с ними не говорить. А
которых татар учнут крестить и тех над обе платье
переменить новое и о том посылати ему,
архиепископу, к боярину воеводам и к дьячкам. А
будет, учнут ко крещению приходить многие люди, и
архиепископу о том писать ко государю царю и
великому князю Михаилу Феодоровичу и святейшему
патриарху Филарету Никитичу и их государев указ,
чем их пожаловати, о том к нему будет тотчас. А
который татарин дойдет до вины и убежит к нему,
архиепископу, от опалы, от каковы не будет, опричь
измены, и похочет креститись, и ему тех [259] татар приимати и держати у
себя бережно, и о том писати ко государю царю и
великому князю Михаилу Федоровичу всея Русии и к
отцу ево... Филарету Никитичу Московскому и всея
Русии; подлинно, кто от каковы вины прибежит, а до
их государ. указу тех не крестить; а того татарина
боярину и воеводам и дьякам до указу никого не
отдавати. А котораго татарина в какове вине,
опричь большия измены, велят боярин и воеводы и
дьяки казнить, а придут об нем к архиепископу
иные татарове бити челом о печалованье, и
архиепископу тех посылати опрашивать, и по
совету боярина и воевод и дьяков имати тех людей
за себя, хоть и будет и креститца не похотят, и их
к тому не волею не нудить; а на смерть их боярину и
воеводам и дьякам не выдавать, а держати их у себя
архиепископу в крепости до государева указу, да о
том писати к государю царю Михаилу Феодоровичу и
святейшему патриарху Филарету Никитичу всея
Русии. Да держати архиепископу з боярином и
воеводами и дьяки совет о великих государевых
делах, опричь кровных и убийственных дел. А на
которых татар у них будет опала не великая, а
похотят которых острастить казнию, а до казни не
дойдет, и ониб, боярин и воеводы и дьяки о тех
сказывали ему, архиепископу, а ему от них тех от
вины отпрашивати, хотя будет, о ком и челобитья не
будет. И всякими обычаи, как возможно, так
архиепископу татар к себе приучати, и приводити
их ко крещению с любовию, а страхом и жесточью ко
крещению никак не приводити. А услышит
архиепископ, какое безчинство в сибирских людех
в детях боярских и в посадских во всяких людех,
или в самих боярине и воеводах и в дьяках какое
безчинство к закону христианскому увидит, и
архиепископу их о том поучати со умилением, а не
учнут слушати, и архиепископу им говорити з
запрещением, а не уймутца за его поучение и
запрещение, и архиепископу тогда писати о тех их
безчинствах ко государю царю и великому князю
Михаилу Феодоровичу всея Русии и ко отцу его
государя, великому государю святейшему
патриарху Филарету Никитичу Московскому и всея
Русии в Москве. А о которых будет о государевых и
всяких думных делах учнут с ним, архиепископом,
боярин и воеводы и дьяки советовати и
архиепископу о том с ними советовати, и мысль
своя им во всякие дела давати, опричь
убийственных и кровавых всяких дел, а той
боярские и воеводские мысли ни как ни с кем не
говорити, а боярину и воеводам князю Д.
Тимофевичу Труб, с товарищи, в государеве наказе
о том писанож. А о береженье архиепископу,
боярину и воеводам и дьякам говорити по часту,
что бы они от огня и от корчем держали береженье
великое, и в ночи ж дети боярские и всякие люди с
огнем не сидели, и съездов бы у них ночных
корчемнаго питья не было, и в день бы жили смирно,
не бражничали и по городу и в воротах держали
потомуж береженье великое. А уведает архиепископ
у боярина и воевод и у дьяков в городе какое
небереженье и людем от кого насильство и налоги
неподельно и архиепископу о том боярину и
воеводам и дьякам говорити дважды и трижды, чтоб
однолично они того берегли, и было б у них
береженье и людям насильства и налоги не было; а
не послушает боярин и воеводы и дьяки
архиепископа, а архиепископу о том писати ко
государю царю [260] великому
князю Михаилу Федоровичу всея Русии и ко ево отцу
Филарету Никитовичу... в правду, как ся — что
делает. А подлинной государев указ за приписью
дьяка Ив. Грязев».
Такову привез Верх, сын боярский Андрей
Перхуров в 133 г. июня в 17 день. См. «Описание госуд.
архива стар, дел» П. Иванова. М., 1850 г.; А. М. Ю. Ден.,
ст. № 11801.
Текст воспроизведен по
изданию: П. Н. Буцинский. Сочинения в двух томах.
Том 2. Мангазея, Сургут, Нарым и Кетск. Тюмень.
Издательство Ю. Мандрики. 1999
|