|
ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ СУПРУГИ ЦАРЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО1Царица Анна Алексеевна (по Новгородской Летописи Малиновского и принадлежавшей покойному Историографу Н. М. Карамзину, Елагинской рукописи) 2, [261] четвертая супруга Царя Иоанна Васильевича Грозного, из рода дворян Колтовских, сочеталась с ним браком 29 Апреля 1572 года; в том же году, по случаю нашествия Крымских Татар на Россию, сопровождала супруга своего в Новгород; а около 1575 года заточена Царем в Тихвинский Введенский монастырь, в коем, неизвестно когда, пострижена в монашество, и наречена Дариею. О времени пребывания Царицы в Монастыре находятся в бумагах Тихвинского старинного Архива следующие известия 3: 1-е. Царь Борис Феодорович Годунов, в 1604 году, пожаловал Царицу [262] Дарию тремя, лежащими близ Введенскаго монастыря, деревнями: Нижним Изсадом, Заболотьем и Фишевою горкою 4. 2-е. Во время нашествия на Тихвин Литовских и Шведских войск (в несчастную эпоху, когда Новгородом овладел Шведский Полководец Делагарди), Царица укрывалась от неприятеля в дремучем лесу 5; по изгнании же врагов и по прекращении войны Столбовским миром, устроила на собственное иждивение разоренный монастырь, и возобновила в оном каменную церковь во имя Введения во храм Божие Матери. 3-е. Во время браков Царя Михаила Феодоровича, в 1624 и 1626 годах, посылались к Царице свадебные подарки, и жалованы в Устюжской округе [263] некоторые деревни 6, Царица Дарья Алексеевна, по благочестивой и благотворениями к бедным ознаменованной жизни, преставилась в Введенском монастыре 5 Апреля 1626 года, и погребена в паперти соборной церкви, на южной стороне, где в последствии воздвигнута над телом ее приличная гробница. * * * Во имя Отца и Сына и Святого Духа, и яз, раба Божие, блаженные памяти Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии Царица, старица Дарья, пишу сию изоустную память своим целым умом и разумом. Остается после моего живота Государское богомолье, а мое обещанье, Введенские пречистые Богородицы девичь монастырь на Тихфине: и я, после своего живота, приказываю в том Государском богомолье владети Игуменьи Агафьи 7 да племянницам своим, Княжне Леониде да Княжне Александре, Князя Григорьевым дочерям Гагарина. А что Государь Царь и В. К. Михайло [264] Федорович всея Русии пожаловал мне вотчинку, под Устюжном, приселок Микифорово с деревнями, двести сорок четвертей с третником 8: и я ту свою вотчинку приказываю в дом Введения пречистые Богородицы да племянницам своим, Княжне Леониде да Княжне Александре, да Игуменьи Агафьи с сестрами; а что в монастыре и вотчине остается после меня, живота, лошадей и коров и овец и хлеба и всякого монастырского запасу, и я то все приказываю в дом Введению пречистые Богородицы да племянницам же своим, Княжне Леониде и Княжне Александре; да что Царское жалованье, на Волхове, ниже Ладоги рыбная ловля, тоня словет Лоза, и яз ту рыбную ловлю приказываю Введеньюж пречистой Богородице в дом. Да приказываю я, по своей души, раздати сорокоустья и на поминок душа моя помянути и в вечное поминание написать, в литию; а отдати к пречистой Богородицы в большой монастырь на Тихвину двадцать рублев; да в Олександрову пустыню дати десять; да в Соловецкой монастырь к прежней дачи дати десять; да в Онтонов монастырь, что в Нове-городе, дати десять; да в Никольской монастырь, что [265] на Тихфине, в Старую пустыню, пять; да в монастырь к Онтонью, что на Дымах, пять; да в монастырь к Троице Живоначальной, в Зеленую пустыню, пять; да в монастырь Николы Чудотворца на Медведец пять; да в монастырь Николы Чудотворца в Сторожно пять; да к Введению пречистые Богородицы, в Фетров пять, где лежат отец и мать Александра Чудотворца; да на Бело-озеро, в Горы, к Воскресенью Христову, в девичь монастырь, пять рублев, да на милостину старицам два рубли; да Блоговещенью пречистые Богородицы в Фетров, что на Беле-озере, пять рублев; да на Устюжну, к пречистой Богородицы в собор, пять рублев: а из тех денег выдать на милостину старицам, которые тут у Пречистой живут 9, по алтыну старице, а досталь на сорокоустье священником, и в литию написать имя мое в вечное поминание. Да приказываю дати сорокоустья по мирским храмам: Преображению Спасову, на Тихфинской посад, 40 алтын; да ко Флору и Лавру 40 алтын; да в Колбежской погост, к Клименту, 40 алтын; да в Лучаны, к Воскресенью Христову, 40 алтын; да в село Никифорово сорок алтын. Да как [266] Господь Бог пошлет по душу мою, и приказываю дати, от провожанья, игумену и священникам и дияконам, и на милостину роздать нищим, на провоженьи и по поминкам, тридцать рублев. Да что у меня давано крестьянам своим, для их скудости, а иное и сторонним людем, в займы денег, и мне взяти: на Иванке Дмитриеве сыне Сошневском с братьею 50 рублев, да на Максимке Андрееве сыне с братьею взять 20 рублев, да на Куземке Ступине взяти два рубли, да на Трошке Бахмате взять пять рублев, да на Сергуше Семенове сыне Селиском взяти 7 руб., да на посадском человеке на Тихфинце на Федьке Иванове взяти 10 руб., да на Тихфинском крестьянине на Гавриле Стефанове взяти 6 руб., да на Савки Заболоцком взяти 4 руб., да на Стефанке да на Матюшке 2 рубли, да на иконнике на Ортюге 2 рубли, да на Михалке кузнеце взяти 2 руб., да на Петре Баранове взяти пять руб., да на Семене Скрипицыне 5 руб. взяти; и те деньги, кому что дано после меня, все собрати племянницам моим, Княжне Леониде да Княжне Александре да Игуменье Агафье и с сестрами, в дом Введенью пречистой Богородицы, в казну. А больше того денежные [267] казны после меня не остается, потому что мне шло Царского жалованья, за годовые запасы денег, и что доходишка имала с вотчиннишки, и мы тем питалися; и после разоренья Литовского и Немецкаго в монастыре, в храме, устроено и кельи и житницы и мельница, и на дворце конюшенной двор и коровий, и поповские и служебником дворы, и всякое монастырское устроенье устроено теми деньгами. А кости мои грешные приказываю положити, в своем обещанье, у Введенья пречистые Богородицы в девичьи монастыре, на Тихфине. А седельцы у изоустной памяти Царицы Иноки Дарьи Алексеевны: отец ее духовной черной священник Феогност, да черной священник Александр, да игуменья Агафья, да племянницы ее, Княжна Леонида да Княжна Александра Гагарины, да соборные старицы, старица Евфимья, да старица Ираида, да старица Генаида, да старица Александра, да старица Софья. А изустная память, письмо Введенья пречистые Богородицы дьячка Демки Андреева, писана в лето 7134 Марта 31 дня. На обороте сказано: К сему списку с изоустные памяти Царицы Дарьи Алексеевны отец ее [268] духовной черной поп Феогност руку приложил. Комментарии 1. Список с сего Завещания хранится в Тихвинском Введенском женском монастыре. Он довольно ветх, и писан старинным почерком, относящимся к XVII веку. 2. В сих рукописях Царица именуется Анною, но в Введенском монастыре существует предание, что она до монашества называлась Домникиею. Здесь нужным считаю заметить, что сведения наши о некоторых супругах Царя Иоанна Васильевича Грозного, за недостатком исторических материалов, крайне недостаточны. Ни время заключения и расторжения Царских браков, ни самое достоинство иных супруг Иоанновых (наприм. Анны Васильчиковой и Василисы Мелентьевой) не определены исторически. 3. Сведения сии не все включены в Историю Российской Иерархии. Архив принадлежит Тихвинскому Успенскому мужескому монастырю. Бумаги, в оном хранящиеся, простираются до начала XVII века. 4. См. список с грамоты, находящейся в Введенском монастыре. Нижний Иссад (ныне Стретиловская Слобода в предместии г. Тихвина) — и Фишевая горка утверждены потом грамотою Царей Иоанна и Петра Алексеевичей за Тихвинским Успенским монастырем. Деревни сии и ныне существуют. 5. Место сие отстоит от города Тихвина в 8 верстах. Там находится озеро, окруженное дремучим лесом. Оно называется Царицыным. 6. Никифорово с приселками. Деревни сии, по смерти Царицы, поступили в собственность Введенного монастыря. 7. В Истории Российской Иерархии, Часть VI, стран. 398, о Настоятельницах Тихвинского Введенского монастыря сказано: «1. Евдоксия упоминается 7194 и 7196 (1686 и 1688) г. 2. Нимфодора переведена из Сыркова монастыря, уволена на покой в 1760 году. 3. Елпидифора в 1761 году Марта 12 уволена также на покой. 4. Наталия из Десятина монастыря. Она была и в 1764. 5. Таисия, из фамилии дворян Чертовых, произведена из Казначей сей обители 1805 года Августа 19». Здесь пропущена предместница Игумении Таисии, Мария, скончавшаяся в 1804 году. Кроме того, в старинных Архивских Тихвинского Успенского монастыря бумагах упоминаются следующие Настоятельницы Введенского монастыря: 1. Агафия (о ней говорится в Завещании Царицы) 7134 (1626) г. 2. Платонида, из рода Князей Гагариных, около 7150 (1642). (О ней упоминается в том же Завещании вместе с сестрою ее Леонидою, которая в Грамоте 1642 г. названа Старицею). 3. Парасковия 7189 (1681); и 4. Ольга в 1714 году. Нынешняя Настоятельница Введенского монастыря, Августа, вступила в сию должность в 1823 году. 8. По просьбе Царицы, Введенскому монастырю пожалованы, принадлежавшие Рагодовскому монастырю, пустоши и угодья и на них поселены крестьяне. См. список с Грамоты 7195 г., хранящийся в Архиве Успенского монастыря. До издания Духовных Штатов, в 1764 году, за Введенским монастырем считалось крестьян мужеска пола 1338 душ, пахатной земли 380 десятин. 9. Замечательно, что до издания Духовного Регламента и других строжайших о Российском Духовенстве узаконений, монашествующие обоего пола могли свободно жительствовать вне монастырей, при приходских церквах, на погостах и выставках. Так в хранящейся в Тихвинском Успенском монастыре Грамоте Царя Алексея Михайловича, 7171 года, сказано: что в разоренном, во время нашествия Шведов, Новгородском Мостищском монастыре поселились бродяги, старцы и бельцы, и монастырь приводят в оскудение; а в другой Грамоте того же времени написано, что при церкви одного из Олонецких погостов (Шунском) живут, питающиеся мирским подаянием, сторонние старцы и старицы (Замечание для Русской Истории). Текст воспроизведен по изданию: Духовное завещание четвертой супруги царя Иоанна Васильевича Грозного // Сын отечества и Северный архив, Часть 123. № 5. 1829 |
|