Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Гадательная книга XVII в. холопа Пимена Калинина

Русская гадательная литература XI-XVIII вв. была впервые систематизирована в конце прошлого века М. Н. Сперанским 1. Наряду с гадательными псалтырями им был рассмотрен (и издан) единственный известный ему русский памятник, связанный с гаданиями на костях — «Гадание царя Давида», сохранившийся в двух списках конца XVII-XVIII вв.

Первым свидетельством о гадании на Руси путем метания костей М. Н. Сперанский считает показание Паисьевского сборника конца XIV — начала XV в., в котором упоминается «метаньеимецъ» 2. Ворожея называется «металкой» в новгородской переработке Исторической Палеи XV в. 3 В Толковой Палее XVI в. «Метанья» стоят в ряду отреченных книг — Громника, Сновидца и др. 4 Наконец, в Домострое XVI в. при перечислении «богомерзких» дел называются гадательные кости: «чярование и волхвование и наузы, звездочетие, рафли, алманахи, чернокнижие ... кости волшебные» 5. В документах XVII в. находим целый ряд свидетельств о широком распространении гадания на костях несмотря на правительственные преследования. В 1647 г. в Кириллов Белозерский монастырь был сослан крестьянин боярина Н. И. Романова Михаил Иванов «за чародейство и за косной разводъ и за наговоръ» 6. В указе 1653 г., [322] запрещавшем гадания под угрозой сожжения заживо, признавалось, что «в Польских и в Украинных [городах] и в уездах многие незнающие люди, забыв страх божий и не памятуя смертного часу ... держат отреченные еретическия и гадательныя книги и письма и заговоры, и коренья, и отравы и ходят к колдунам и ворожеям, и на гадательных книгах костьми ворожат» 7. В 1675 г. у коломнитина Агафона Иванова были найдены «въ дому за замкомъ толченыя травы, и коренья, и табак, и гадательныя кости, и письма» 8. В 1685 г. костромской крестьянин Ромашко Аверкиев дал на себя поручную запись, «что жить было ему в монастырской вотчине в Заболоцкой волости и никуды не сходить и ... костьми не розводит и на руках не смотрить и не ворожить». Своих обязательств Р. Аверкиев не выполнил и в 1692 г. был обвинен в том, что «на руках у людей смотрит и косми ворожит и коренье и травье у себя всякое держит» 9.

Целая вереница лиц, «гадающих», «колдующих» и «ворожащих» на костях, проходит в документах следственного дела Ф. Л. Шакловитого 1689-1691 гг., среди них: нижегородский посадский человек коновал Доронька Прокофьев сын Кабанов, мельник Сенька («розводя кости и смотря, угадывал»), уроженец Костромского уезда портной мастер из Нижнего Новгорода Ивашко Матвеев («костми розводил»), «ворожея» из села под Касимовым Аксютка («ворожила на костях», «розводила костьми»), жена нижегородского посадского человека Федорка Филиппова («костми розводит», «костми мечет»), холопка дворянина П. Неплюева «жонка Любавка» («ворожит ... и колдует костми непрестанно») 10.

Наряду с гаданием на костях в памятниках XVII в. упоминается также ворожба и гадание на бобах. Наиболее раннее известие о таком гадании относится к 6 июня 1650 г., когда новосильский сын боярский Савинко Антонов сын Манаенков подал «извет»: «В нынешнем де 158 г. после Светлой недели в седьмую субботу звал де меня [323] дядя мой родной Трофим Монаенков к себе на подворье вино пить, и я де к нему пришел, и они де ворожат бобами — дядя мой Трофим с новосильцем с Акимом Шиловым — да с ними же де ворожит донской казак Климка Клементьев сын, которые живут на Туле» 11. Сравнительное изучение документальных свидетельств о гадании на костях и гадании на бобах не позволяет отнести их к различным способам гадания.

Отметим прежде всего наличие в описаниях этих гаданий устойчивых словосочетаний: «розводить костьми» — «бобами розводить», «ворожить на костях, костьми» — «ворожить на бобах, бобами». Особую ценность для сближения костного гадания и гадания на бобах имеют документы дела Шакловитого, в которых одни и те же гадания описываются неоднократно, с перебоем слов бобы и кости:

Расспросные речи портного мастера И. Матвеева

И он де, Ивашко, от него, Андрея, отговаривался, что он костьми разводить мало знает. И он де, Андрей, заставил его костьми розводить: сколко де знаешь, так и розведи. — И он де, Ивашко, розводя костьми, сказал ему, что он к Москве не поворотитца и люди к нему не будут; и то де он сказал не знаючи 12.

 

Пыточные речи портного мастера И. Матвеева

Ивашка портной мастер в застнке у пытки роспрашиван. А в роспросе сказал: на бобах де у Андрюшки Безобразова он ворожил и сказал ему, что ему на Москве не быть, и люди его из бегов не будут; а сказал де он то спроста. — А кости де он, Андрюшка, ему, Ивашке, давал свои, и теми костми розводил он, Андрюшка, сам, а он де Ивашка, смотря на кости, сказал вышеписанныя свои речи. А учился де он бобами розводить у бабы Федорки Филиповой дочери 13. [324]

Расспросные речи А. Михайлова о ворожее Аксютке из-под Касимова

И велел [А. Безобразов] в том селе сыскать ворожею, жонку Аксютку... И та де баба, розводя бобами, ничего не сказала; а говорила, что де я того дела мало знаю.

Расспросные речи А. Безобразова о той же ворожее

А под Касимовым де человек его [А. Безобразова] Андрюшка Михайлов к ворожее от Касимова верст с семь ходил и, пришод, ему, Андрею, сказывал, что о том, будет ли ему, Андрею, к Москве поворотка, та ворожея, костьми розводя, ничего не сказала для того, что она мало знает 15.

 

Расспросные речи мельника Семена

И он де, Сенка, розводя кости и смотря, угадывал 16.

Пыточные речи мельника Семена

Мелник Сенка в застенке у пытки роспрашиван. А в роспросе сказал: про Андрюшку де Безобразова он бобами ворожил 17.

Как видим, выделенные словосочетания употребляются в одном и том же значении — 'гадать на костях'. Этот факт раскрывает смысл слова «бобы» и позволяет составить более полную картину распространения костного гадания в различных слоях русского общества XVII в. 18

Нельзя не заметитъ сходства между словом бобы в одном из его значений 'зерна бобовых растений', и словом зернь (от зерно), которым обозначали игральные кости. [325]

Как известно, для гадания использовались игральные, «зерневые» шестигранные кости, на плоских сторонах которых вырезались маленькие круглые «зернышки» или точки, числом не более шести: изображение таких костей воспроизведено в гадательной книге XVIII в., опубликованной М. Н. Сперанским 19. Очевидно, по сходству, эти зернышки-точки, а вместе с ними и сами кости стали называться зернью, а также бобами. О. Н. Трубачев отмечает, что слова bоbа и bаbа, происходящие от праславянского bоbъ, среди прочих значений имели и такое, как 'нечто круглое' 20.

В неопубликованном докладе С. В. Бахрушина «Зернь» 21 привлекается неизвестная в литературе рукопись с гадательным текстом XVII в. Она хранится в настоящее время в ЦГАДА в составе обширного сыскного дела, связанного с конфликтом двух мангазейских воевод Г. И. Кокорева и А. Ф. Палицына 22. Гадательный текст был конфискован у холопа московского дворянина воеводы Г. И. Кокорева 23 Пимена Калинина в ноябре 1632 г. вместе с изветной челобитной на жену воеводы в ведовстве и приложен к делу в качестве вещественного доказательства.

Рукопись писана скорописью, двумя почерками на восьми листах: первым почерком — л. 126-130 дела, вторым — л. 131-133. Так как в деле фигурирует «писмо на осми столпцах» (л. 124), ясно, что документ сохранился в том виде, в каком он был обнаружен в «подголовке» у П. Калинина в момент обыска. Водяные знаки: на первых пяти листах — гербовый щит (л. 127, 130), на последних трех — фрагмент кувшинчика, увенчанного полумесяцем (л. 132). А. А. Гераклитов, собравший обширный материал о кувшинчиках с украшением в виде полумесяца, датирует самую раннюю филигрань такого типа 1618 г. 24 [326] Следовательно, время создания, по крайней мере, второй части рукописи укладывается в промежуток между 1618 и 1632 гг.

П. Калинин показал, что изъятые у него бумаги написаны им: «рука ево» (л. 124). Однако относится это, по-видимому, лишь к первым пяти листам рукописи, озаглавленным «Розводъ коснои сливоннои Пиминка Калинина» (л. 126) 25, и не распространяется на последующие три, написанные другим почерком на другой бумаге и не имеющие в заголовке его имени: «Розвот средечьнои мет сердечьная кажиное» (л. 131 об.). Но поскольку постатейные комбинации буквенной цифири в первой и во второй частях ни разу не повторяются, то независимо от того, кто был их автором или писцом, можно предположить, что оба фрагмента рукописи использовались П. Калининым как одно целое, как один гадательный текст. Не случайно по всей рукописи проходит его скрепа: Розвот костънои Пиминъко Калинина.

Первая часть памятника состоит из 16 гадательных статей, каждая из которых содержит:

1. Порядковый номер статьи. В нескольких статьях ({а в в}, {в а а} и др.) порядковые номера заклеены при реставрации.

2. Определенную комбинацию из трех буквенных цифр, обведенных овальной чертой. Цифровые комбинации в гадательных статьях соответствовали сочетаниям выпавших «зерен» при троекратном подбрасывании гадательной кости. Очевидно, гадательные кости П. Калинина отличались от стандартных тем, что имели обозначения очков, лишь на четырех гранях, так как цифровые комбинации в рукописи строятся на основе четырех цифр: 1, 2, 3, 4, а не шести, как в «Гадании царя Давида».

3. Обобщенное краткое предсказание.

4. Под заголовком {т}-толкование — более подробное конкретное предсказание.

Текст, послуживший непосредственным источником Развода П. Калинина, возможно, был дефектен: об этом свидетельствует наличие двух толкований с [327] подзаголовками {т} в статье 15, что может указывать на утрату какой-то части текста в оригинале и на объединение вследствие этого у П. Калинина двух разных статей. Однако не менее вероятно, что это произошло в результате пропуска Калининым начала очередной статьи по невнимательности. С таким предположением согласуются и другие небрежности писца: недописанность фразы в конце статьи г при переходе от л. 126 к л. 127 (недостает, по-видимому, нескольких слов), а также ряд пропусков одного-двух слов, вовремя им замеченных (л. 126—127) и исправленных.

Во второй части гадательной книги содержится 12 статей, построенных так же, но не имеющих подзаголовков (т) и разделения на общее и конкретное предсказания. Комбинации буквенных цифр в этой части рукописи заключены не в овал, а в прямоугольник. Еще одно различие — в форме предсказаний, в указании на их источник. В первой части книги это — «уста» и «мысль», а во второй — «сердце»: «уста кажут въ кручину», «уста одномыслены», «мысль имеют добру» (л. 126, 128) и — «срдце печално», «срдце тужит о деле», «срдце радочно слышит» (л. 131-132) и т. д. Тем не менее обе части книги, обнаруживая сходство в основных гадательных формулах, восходят, по-видимому, к общему источнику: первая часть — «а на враги одоление кажет», «а о болезни здравие кажет», «а въ болезни сухоту кажет», «а въ пути корысно кажет» (сл. 127-128), вторая часть — «что кажет будет ли одолени[е] надо враги», «а в болезни здравие кажет», «а о болезни недуг кажет», «пут радостен и корыстен» (л. 131-133).

Сравнительное изучение сохранившихся памятников гадательной литературы и «Розвода» Калинина показывает, что при некотором сходстве с гадательными псалтырями, по совокупности статей и системе образов он ближе к гадательному сочинению, которое сохранилось в двух сербских рукописях XVII в. и имеет название: «Блговестителное древнее и (нелъжно)... хитрос сиа проркоу Самоилу откръвена быс аггломъ гнимъ шестънадесетыми образы и прорчъствоваше людмъ о будущих» 26.

Как показал М. Н. Сперанский, «Благовествование» Самуила восходит к греческому оригиналу и представляет [328] собой «переходную ступень от гадания по книге с таблицей к гаданию по книге при помощи костей» 27. Как и автограф Калинина, гадание Самуила имеет светский характер и состоит из 16 статей. Даже если такое совпадение случайно, и гадательных статей в рукописи, с которой Калинин переписывал свой текст, было 17, характерно все же, что число этих статей и в первой, и во второй частях Развода значительно меньше 64 трехзначных сочетаний, возможных при костном гадании на основе четырех цифр. Это обстоятельство, по-видимому, и побудило Калинина объединить два разных «розвода» в одну гадательную книгу, которая, однако, и после этого содержала менее 30 статей. Возможно, первоисточник «розводов» не предназначался специально для гадания на костях, а был одним из вариантов «книжного» гадания.

«Костные розводы» служили на Руси наиболее ранними руководствами для гадания на костях, и только в конце XVII — начале XVIII в. в результате объединения одного из «розводов» с гадательной псалтырью возникло так называемое «Гадание царя Давида» 28, с большим числом статей, лучше приспособленное к гадательной практике. Независимо от того, какой текст явился некогда первоисточником рассматриваемого памятника, при многократной переписке, переделках и длительном бытовании на Руси он, как и гадательные тексты других типов, испытал сильное влияние народно-разговорного языка и превратился в своеобразное произведение русской народной литературы. На более тесную связь гадательной псалтыри «с низшей народной литературой, нежели с высшей книжной» указывал еще М. Н. Сперанский 29.

Гадательная книга Калинина представляет значительный интерес прежде всего в лексическом отношении, в частности потому, что в ней широко употребляются особые гадательные слова и выражения. Таково, например, слово розводъ, которое в XVI-ХVІІ вв. имело значения [329] 'разделение целого на части', 'размежевание', 'раскладка, разверстка', 'роспись' и др. Название первой части книги, по-видимому, означает 'роспись (раскладка) костей', или точнее — 'роспись (раскладка) сочетаний очков на костях'. Определение «сердечная» — производное от слова сердце, с которого начинаются все без исключения статьи второй части рукописи, а «кажиное» образовано от глагола кажет, также встречающегося в каждой статье.

А. Н. Веселовский установил, что слово меть в гадательных текстах может означать как действие по глаголу метати, так и число выпавших в результате метания очков или цифр 30. В «Гадании царя Давида» XVIII в. сочетания метъ добра, меть потребна, метъ зла, метъ недобра, метъ негодна, метъ непотребна служат для оценки счастливых и несчастливых комбинаций 31. В книге Калинина слово меть встречается в заголовке и еще один раз во второй части, в статье 1: «что подошевная меть кажет» (л. 131). Подошевная меть в данном контексте, по всей вероятности, означает число очков на нижней плоскости — «подошве» гадательной кости. Показания нижней поверхности костей требовалось для уточнения результатов гадания по их верхним граням. В этих целях в «Гадании царя Давида» использовалось повторное метание — другая меть: «кинь еще, загадай, что окажетъ другая меть» 32.

В статьях 2 — 12 второй части рукописи Калинина прилагательное подошевная играет роль существительного («а возри в подошевную что кажет», л. 131). Как и субстантивированное прилагательное сердешная в первой части книги («аще возри въ сердшную что кажет», л. 129 и др.), оно также, видимо, обозначает нижнюю плоскость «зерневой» кости — подошевную меть.

Обращает на себя внимание разнообразие производных от мысль, мыслити: двоемыслиши, двоемышление, двоемыслены, одномыслены, многомыслены, твердомыслено, скоромыслены (л. 126-128, 130), некоторые из них не [330] зарегистрированы в Картотеке ДРС, как и слово брязгливо 'бранчливо, немирно' (л. 126).

Обнаружение наиболее раннего сохранившегося памятника, связанного с гаданием на костях, в составе судебного дела 30-х годов XVII в. позволяет надеяться на возможность поиска и выявления в дальнейшем произведений отреченной литературы в комплексах делопроизводственных документов, и прежде всего из судебно-следственных дел.

Публикации «Розвода» Пимена Калинина предпосылаем отписку тобольских воевод, в которой изложены обстоятельства, связанные с изъятием «Розвода».


Отписка тоболъских воевод князя Ф. А. Телятевского и Ф. Д. Погожего и дъяков Д. Прокофьева и Н. Петрова об изъятии у холопа П. Калинина гадательной книги и изветной челобитной

Не ранее 27 декабря 1632 г. — не позднее 20 июня 1633 г.

/л. 123/ Гсдрю црю и великому кнзю Михаилу Федоровичю всеа Русии холопи твои Федка Телятевскои Федка Погожево Митка Прокофевъ Наумко Петров челом бьют в ннешнем гсдрь во РМА м году ноября въ 19 де бил челом словесно тебе гсдрю Игнатеи Палицын на Григорьева члвка Кокорева на Пиминка Калинина чтоб ты гсдрь ево Игнатья пожаловал велел у тово Пиминка Калинина взят подголовок ево с писмом в сьезжую избу а в том де ево подголовке обявятца на Григоря Кокорева доводные челобитные которых он Пиминко не подавал и иные воровские писма и тово ж гсдрь часу мы холопи твои исьезжеи (Так в ркп., из съезжей?) избы послали подячихь Дмитрея Орлова да Михаила Пошехонова да с ними служывых людеи Обросимка Куницына да Посничка Насонова и велели гсдрь у Пиминка Калинина подголовок взят и принесть в сьезжую избу и подячеи Дмитреи Орловъ и Михаило и служывые люди подголовок принесли /л. 124/ в сьезжую избу и мы гсдрь холопи твои в Пиминкове в подголовке Калинина писма смотрели и взяли в подголовке (к исправлено из ч.) челобитную писана на Григорьеву жену Кокорева на Марю в ведовстве и в корене да у нево ж гсдрь взято в подголовке писмо на осми столпцах и мы холопи твои Пиминка Калинина роспрашивали такову он [331] Пиминко челобитную на Григореву жену Кокорева писал ли и писмо на осми столпцах и челобитная ево ли Пиминкова рука и какое то писмо и Пиминко Калинин нам холопем твоим сказал такову де он челобитную на Григореву жену Марю писал и писмо на осми столпцах и челобитная рука ево и бил челом тебе гсдрю он Пиминко чтоб ты гсдрь ево пожаловал велел ту челобитную взят к делу а писмо де на осми столпцах коснои розвод и мы холопи твои то писмо что сказал /л. 125/ Пиминко Калининъ костнои розводъ послали к тебе ко гсдрю к Москве под сею отпискою а челобитная гсдрь что взята Пиминка Калинина в подголовке на Григореву жену Кокорева в ведовстве послали мы холопи твои к тебе ко гсдрю к Москве наперед сево с тоболским сном боярским з Богданом Аршинским декабря въ 27 де

/л. 123 об./ Гсдрю црю и великому кнзю Михаилу Федоровичю всеа Русии

О Пиминке Калинине о косном розводе (Далее вторым почерком)

РМА г июня въ К де подал Тоболского города снъ боярскои Дружина Полозов (Далее третьим почерком)

Взят к сыскному делу

ЦГАДА, ф. 141, Приказные дела старых лет, д. 71, ч. 1, 1630 г., л. 123-125.

/л. 126/ Розводъ коснои сливоннои (Так в ркп.) Пиминка Калинина

{а в в} Являет дело твое трудно а после идете в честь и в корысть великии прибытокъ {т} Уста кажут въ кручину двоемышление а дело со брязгою а в люди идеши и ты честен будеши аще корысть мыслиши и велик прибыток кажет а на бои поидеш и ты побеши а во устах двоемыслиши и боязливо а на суд идеши с прибытком будеши а болному живот кажет а на ново место переити прибыток будет имеет скота много начнеши

{в а в} Поведает страж во всяком деле о чмъ мыслши и болезнь и скрбь велика къ телу твоему и убыток {т} Аще корысть добываеши не наидеши а на бои поидеш [332] смерть кажет а на ново место переити и ты прибыток свои старои потеряеши убыток будет а животу смерть кажет

3 (Написано на левом поле) в а} Явъляет сию мысль своею мыслию ино пут явъляет дело твое трудно и нестроино будет {т} Мыслит уста твои вдвое кое луччи (у испраелено из замазанного у) въ дом ли или въ путь а час скор а на пути с тощию рукою и с терпением аще ли корысть помышляеши не наидеши въсуе труд твои аще ли о животе или о смерти (Далее зачеркнуто боле) ино болезнь долга а смерти нетъ а на ново место переити брязгливо с бжними а крысти и убытка нетъ а на бою и на суде нич (Далее текст утрачен)...

/л. 127/ 4 (Написано после смазанного д) {а а г} Явъляет (Далее зачеркнуто дело) въскоре дело твое будет корысно и радосно {т} Уста имеют твердомыслено на руку корысть кажет с радостью поищи как кажет чего ради чюжая рука зависть (а исправлено из м) держит и хочет взяти и ты постерегися а погибшеи тот час обрящице животное и неживотное аще ли о смерти или о животе скоро поболит (Выносная т написана по другой смазанной выносной букве) оздравиет а на бою и на суде одолееши а въ нову хоромину ити или в нов дом прибыточно будет а на суде лихо

5 {а г а} Явъляет дело твое дума скора а нечесна и укорно крепко {т} Уста скоромыслены и радоснь а ближни свои и чюжии зависть держат и укор а пути нет а корысти и убытка нетъ же а въ болезни (и испраелено из е) сухоту кажет (Далее зачеркнуто а на суд) а животу смерть а на судъ итти корысть кажет а въ нов дом ити ни тощъ ни богат аще возри в срдечьную та луче кажет

6 а а} Явъляет пут скор и радуетца чюжему прибытку руку имеют щадну и ты посмотри въ сердечную не будет ли одоление от супатат (Так в ркп.) а о болезни ино болен въстанет не умърет а о суде падися о людеи ино ти пособят а на бои поидеши побен будеши а въ нов дом не ходи смерть будет и скорбь а еще помедлиш огнем пожен будеши и въ кручину въпадеши [333]

7 {г г г} Во всяких делехъ твоих радость и корысть и о добрыхъ делех честь кажет {т} Оуста радостьны с людьми з добрыми любов /л. 128/ и честь кажет великую и корысть и радость а на суд и на бои поидеши помиришися а убытка ни одному не будет а погибшее обрящется не въскоре а въ нов дом велит ити и здраву быти и прибыток кажет аще возри въ сердешную уста поведают луче а о болзни крепко розболитца встанет

{д а д} 8 Кажет дело твое кротко и мертво и волокитно опосле радость кажет {т} Уста одномыслены а въ корысти волокитно кажет а после будет корысть толко не вскоре а на бои и на суде мир кажет а о болезни здравие кажет

д д} 9 Явъляет дело твое всякое въ корысть {т} Уста имеют мысль с людми корысть добыват и во всяком месте а въ пути корысно кажет аще ли о далнем о чем мыслиши ино весть при пути будет а на враги одоление кажет въскоре а о болезни ни здрав ни болен а въ нов дом переити корысно будет а погипшее тотчас обрящица

10 {д д а} Являет дело твое чесно от въластеи и от велмош и от всяких людеи честь кажет {т} Мысль имеют добру и руку щадну а въ путь поедеш от велмош и от всяких людехъ (Так в ркп.) честь кажет (По верхнему краю л. 129 об. тем же почерком мышленых людеи) /л. 129/ а мыслиши с щужие руки на свою руку корысти и после часть (Так в ркп., честь?) а о животе или о смерте ино ни здрав ни болен а на бои и на суд не ходи рано убытоткъ (Так в ркп.) кажет аще возри въ сердешную после радсти а въ нов дом ити богатество кажет а потом боятися татеи

11 {в г д} Явъляет дело твое на корысть и на радость и одоление на враги а не вскоре {т} Уста имеют радость еще идеши корысть наидеши великую а не въскоре а на путь мыслиши и ты поидеши а на бою и на суде одолееши а въ нов дом ити добро ти будет а на суде тяшко

12 {в д г} Явълят (Так в ркп.) корысть и радость въ деле сем и одоление на враги {т} Уста многомыслены и радость кажет а пути нет а на враги т (Так в ркп., ти?) одоление кажет еще [334] возри въ сердшную (ш исправлено из е) что кажет не розрозняца ли речи

13 (Буквенные цифры гі заклеены при реставрации ркп.) {г д в} Кажет от врагов печль (Так в ркп.) велику боятися их кто болши его а опосле обратица на радость {т} Уста в кручине занеже от врагов имеет руку щадну и убытка чает а на путь не ходи от врагов боятися а кто болши и ты его стерегися еще возри въ срдешную /л. 130/ радость начаеца въ нов дом не ходи не кажет ничево а о болизни оздравиет

14 (Буквенная цифра д заклеена при реставрации ркп.) {д г в} Кажет бран со враги и тебе добрые люди в мир ведут и в радость а не скоро {т} Уста радостны и рука убытчьна и хощет рука твоя крысти видети и ты твори не будет ли срдца от недруга падися добым (Так в ркп., добрым?) людем ино ведут и въ корысть и великие прибыток и убытка избавят а пути не кажет и ты возри въ срдешную не будет ли пронырства в недруге берегися хитрости

15 (Буквенная цифра е заклеена при реставрации ркп.) {д в г} Явъляет дело твое рад (Несколько буке утрачено: обрыв; радосно?) ... и корысно а корысть о бою въ думе тот не смиет или сам не смиеши и боишися его и ты не боися от него {т} Уста двоемыслены и боязливы на руку корысть кажут с радостью а дума добра да не смееши и ты не боися аще о пути ино корысно кажет велми

{т} Къ чюжеи руке прибыток кажет и ты не унываи а на друга не надиися а их не боися аще возри въ срдешную не будет ли хитрости от недруга а на суд ити позгадав что мнит добрые (ы исправлено из о) уста а въ нов дом поди и прибыточно будет

{г в д} 16 Собрание людем явъляет во всяких делех а в голове двои мысли держиши и боишися и ты не боися въ своем деле {т} Уста двоемыслены и боязливы и ты не боися что еси помыслил начаетца радости аще о пути ино корысно кажет и ты возри в срдшную чего ради уста бояца не буде (Далее до конца ркп. другим почерком) [335]

/л. 131 об./ Розвот средечьнои (р исправлено из какой-то другой буквы) мет сердечьная кажиное

/л. 131/ 1 (Написано другими чернилами) {в а а} Срдце печално одоление на чаяние а недругу кажет слезы а тобе члвче друг поможет в том деле о котором мыслиш а о животе смрть кажет а убыткы от недруга а дучятеися (Чтение предположительное) твердост (Правый край листа при реставрации обрезан, утрачена, по-видимому, одна буква) ... свершеня делу что подошевная мет кажет (Далее зачеркнуто срдце печално)

2 (Написано другими чернилами) {а а в} Срдце печално занеже слышит недруга под рукою своею а еще чаю убытка помедливъ а о животе срдце мертво кажет в...зри (Буква о в конце строки утрачена при реставрации и переплете ркп.) в подошевную что кажет и от недруга ли смерть кажет

3 (Написано над строкой другими чернилами) {а в а} Срдце тужит о деле занеж собе стор...ны (Одна буква е конце строки утрачена при реставрации и переплете ркп., стороны?) недруга кажет а оперетися не ково а о болезне нутреунную и убыток а возри в подошевную что кажет будет ли одолени (Так в ркп., одоление?) надо враги а о болезни не будет ли смерть

4 (Написано над строкой другими чернилами) {в в д} Срдце на собя чает людем собрание (а исправлено из какой-то другой буквы) и свар (Выносная р исправлена из какой-то другой буквы) о том тужит велми и боица убытка и держит во уме на чаяние а о болезни недуг кажет а возри в подошевную что скажет будет ли одоление надо враги и над недругом

{д в в} 5 (Написано над строкой другими чернилами) Срдце тужит и слышит брак и болезнь и недруга противо срдца а возри в подошевную что кажет а еще кажет убыток невелик (Далее смазана буква г)

/л. 132/ 6 (Буквенная цифра s заклеена при реставрации ркп.) {г а д} Срдце радочно слышит други многие под рукою своею а недругу неутешимои плачь а в болезни здравие кажет а возри в подошевную что скажет начаятися ли радости и одоления надо враги а пут скоръ и добръ [336]

{д а г} 7 (Написано другими чернилами) Срдце радочно велми а недруг что под рукою стоит ты ево не боися а начаятися опосле радости и одоление на враги а возри в подошевную что кажет не будет ли лсти и хитрости таяно ж срдце (е исправлено из а) боица и тоскует велми а недруг зол и смерть

{в г г} 8 (Написано другими чернилами) Срдце трепещет радуеца а о болезни здравие кажет толко силние чюжую руку кажет а возри во подошевную что кажет начаеце ли опосле радости одоление надо враги и мирно время

{г г в} 9 (Написано другими чернилами) Срдце радуетца не ведает над собою недруга лесна под рукою стояща а сами от тобя болши бояца а начаястися от своих: же недруга по болезни здравие кажет а возри в подошевную толко на чюжеи руке (у исправлено из е) два или четыре ино не можете тобе супостат убытка сотворити

{г д а} 10 (Написано другими чернилами) Срдце кручину слышит от ближиних своих недруг под рукою стоит а возри в подошевную что скажет начаятися опосле радости а болезнь вдаль кажет

11 (Написано другими чернилами) {а д г} Срдце кручину велми слышит от (о исправлено из н) недруга боятися и та кручина с корыстью соидет толко на левои руке боб един или три а болезьн и не/л. 133/дугъ кажет велик и ты возри в подошевную что кажет начаятися ли радости и одоления надо враги а недруг нне ж плачет а корысть на недруге есть а не тебе

{д г а} 12 (Написано другими чернилами) Срдце тужит слышит пут радостен и корыстен и далече еще тут (Так в ркп., путь?) радочен и корыстен вельми а недруг под рукою стоит зол велми и силлен возри в подощевную (Так в ркп.) что кажет будет ли одоление на недруга не томет ли корысти а в болезни здраво

ЦГАДА, ф. 141, Приказные дела старых лет, д. 71, ч. 1, 1630 г., л. 126-133.


Комментарии

1. Сперанский М. Из истории отреченных книг, т. 1. Гадания по псалтири. — Памятники древней письменности и искусства, № 129. СПб., 1899.

2. Там же, с. 107.

3. Попов А. Книга бытиа небеси и земпи (Палея историческая) с приложением сокращенной Палеи русской редакции. — Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете (далее: Чтения ОИДР), 1881, кн. 1, с. 154.

4. Сперанский М. Указ. соч., с. 107.

5. Домострой по списку имп. Общества истори и древностей российских. С предисл. И. Е. Забелина. — Чтения ОИДР, 1881, кн. 2, с. 22.

6. Забелин И. Домашний быт русских цариц в XVI н XVII столе-тиях. 3-е изд., доп. М., 1901, с. 248.

7. Новомбергский Н. Колдовство в Московской Руси XVII столетия. СПб., 1906, с. 78-79.

8. Титов А. А. Иосиф архиепископ Коломенский (Дело о нем 1675-1676 гг.) — Чтения ОИДР, 1911, кн. 3, отд. 1, с. 85.

9. Vаriа. Сообщ. С. А. Белокуров. — Чтения ОИДР, 1887, кн. 1, смесь, с. 124, 126.

10. Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках, т. 2. СПб. 1885, с. 27, 167, 168, 180, 268, 505, 507, 825.

11. Новомбергский Н. Слово и дело государевы (процессы до издания Уложения Алексея Михайловича 1649 г.), т. 1. — Зап. Московского археолог. ин-та, т. 14. М., 1911, с. 238.

12. Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках, т. 2, с. 173-174.

13. Там же, с. 180.

14. Там же, с. 168.

15. Там же, с. 267-268.

16. Там же, с. 168.

17. Там же, с. 180.

18. В Сл. РЯ XI-XVII вв.: «ворожити (разводити) бобами» — 'гадать при помощи бобов' (вып. 1, с. 252). Неточность толкования тем более понятна, что позднее действительно существовало описанное И. П. Сахаровым в первой половине XIX в. гадание на настоящих бобах, не имеющее ничего общего с костным гаданием, см.: Сахаров И. П. Сказания русского народа, т. 1, изд. 3. СПб., 1841, с. 66.

19. Сперанский М. Указ соч., приложения, с. 76-99.

20. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд, вып. 2. М., 1975, с. 148.

21. Архив АН СССР, ф. 624, оп. 1, № 368, л. 21.

22. ЦГАДА, Приказные дела отарых лет, ф. 141, № 71, ч. 1, 1630 г.

23. С чином московского дворянина Г. И. Кокорев впервые упоминается в боярской книге 1626 г.

24. Гераклитов А. А. Филиграни XVII века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения. М., 1963, с.118, № 688.

25. На л. 126 об. рукою П. Калинина выведены варианты заголовка: «Розвот костнои», «Розвот костънои сливо...» (далее заклеено при реставрации и переплете), «Розвот ксттнои сливонои», «Розвот косттнои сливонои», один из которых является первой частью скрепы по листам рукописи.

26. Сперанский М. Указ. соч., приложения, с. 15.

27. Там же, с. 61-62.

28. Этот памятник издан дважды: А. Н. Пыпиным по списку конца XVII — начала XVIII в. (Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А. Н. Пыпиным. – Памятники старинной русской литературы, вып. 3. СПб., 1862, с. 161-166) и М. Н. Сперанским по рукописи 1742 г. (Сперанский М. Указ. соч., приложения, с. 79-99).

29. Сперанский М. Указ. соч., с. 148.

30. Веселовский А. Гадальные книги на западе и у нас. — Вестник Европы, 1886, апрель, с. 896.

31. Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А. Н. Пыпиным, с. 161, 162 и др.; Сперанский М. Указ. соч., приложения, с. 80, 81 и др.

32. Сперанский М. Указ. соч., приложения, с. 91.

Текст воспроизведен по изданию: Гадательная книга XVII в. холопа Пимена Калинина // История русского языка. Памятники XI-XVIII вв. М. Наука. 1982

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.