|
О ИНРОГОВОЙ ИЛИ ЕДИНОРОГОВОЙ КОСТИ И ЕЕ ЦЕЛЕБНЫХ СВОЙСТВАХ.Известно, какое важное значение предки наши придавали «инроговой кости», считая ее противоядием от отравы и укушения ядовитых гадов; а потому она и покупалась, что называется, на вес золота в царскую сокровищницу. Мнение свое о целебности «инроговой кости» предки наши заимствовали из Славянского перевода «Псалтири Толковой», где находится следующее толкование псаломского стиха: «возлюбленный, яко сын единорож»: «единорог, якоже пишущие о естествах зверей о нем повествуют, есть единочадно зверя. Он же, прикоснувшись рогом своим, воды, ядом истленные, паки благи творит, и различные болезни исцеляет. Егда же его ловцы изимати хощут, собираются их множество, воплем своим оглушают; поймати же его тако не могут аж лепая девица на поле сядет, к ней же единорог пришед, на лоне ее опочивает, и тако его ловцы имают». (Псалтирь Толковая, заимствованная преимущественно из Феодорита епископа Кипрского и Св. Афанасия, полустав XVII века в 4-ку на 356 листах. См. лист 69 Пс. 28, 6. В собр. рукописей Ундольского в Моск. Рум. Музее). Предлагаем здесь три оффициальные акта XVII века, доказывающие, что мнение о целебности «инроговой кости» против отравы разделяли и первые наши учителя в медицине, из иноземцев, царские придворные доктора. Акты эти любопытны и в том отношении, что они знакомят нас с малоизвестными именами трех царских докторов первого царя из дома Романовых, Михаила Феодоровича. Доктора эти были: 1) Виндеминус (Вениамин) Зибелист. 2) Роман Пав и 3) Артмон Грамом. А. Леонид. Апрель, 1884 года. I. Перевод с Немецкого письма сказки дохтура Вендеминуса Зибелиста о инроговой кости, переведен 148 году Ноября в 7-й день (1639). По государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Руссии указу и по клятве, как яз его царскому величеству клялся, о инороговой кости ся моя сказка и мысль. [231] О инороге, что есть ли еще на сем свете живой инорог и в котором месте и в которых странах и ордах он есть, о том я ныне пространным обычаем не описую; а кто то хочет ведати, и тот прочти описание о ездех восточные и западные Индеи. А описую яз ныне надобные подлинные приметы и признаки, почему прямую инрогову кость познавают, выбрав с прилежностью из книг, в которых о том написано, а иное из свидетельств тех, которые в иных государствах у иноземских вельмож в их казнах такие инроговые кости видели. И по сим приметам и по признакам его царскому величеству о сей кости мочно рассудити, прямая ли инороговая кость или нет, такоже, чтоб иным дохтуром, которые, после меня будут, сю мою сказку мочно прочесть, на сем яз свидетельство свое утвердил, и что я не умысля или не против своей клятвы сю кость прямою инороговою костью называю. А признаки, почему прямую инороговую кость познать, сии шесть: Первая признака, что тому рогу с исподнего конца, которая от главы была, толсту быти, а потом тонее до самого острия. Вторая, что тому рогу быти справа на лево свиту, неглубокими винты. Третья, что с толстого конца одной части того рога дуплянной быти. Четвертая, что тому рогу быти ломку, не свищевату, тугу, тяжелу и пряму, а не криву. Пятая, что тому рогу быти цветом промежь бледно-желта белу. Шестая, что той кости устояти против порчей, змеина яду и паука, и жабы, и иных портежных нечистых гад. Сии признаки я всею прилежностью выискивал, вместе собрал, иные из книг Плинуса, Страбониса, Аслияния, Дафилиса, а иные из книг о ездех восточной и западной Индеи, что ездил и описал Лудовикус Романи, Павлис, да Николаюс Венеций, да Вартоманиюс; а иные из памяти достойных слогов Гарция Абьгортоя, Кардиния, Юлия Цесария, Скалегерия, Бразонолия, або Отамунделия, Кадамустия, Феррерия, Беллония, Понцентия, Гербелия, Шнебергерия да Геснерия. И сверх того сии шесть признаки видены у всех тех инроговых костей, которые в Виницеи в церковной казне в церкви святого Марка, да во Французской земле в городе Парисе, в церкви святого Дионисия, да в городе Страсбурхе в большой церкви, да в Аглинской земле в городе Лундене, в королевской казне соблюдены, и о том свидетельствуют те, которые прежеименованые инроговые кости видели. [232] И потому что выше сего описаные первые пять признак у сей инроговой кости все оказываются, и я сию кость держу за прямую инроговую кость, но и больше того, только будет сустоит в шестой признаке против порчи, и то на испыте окажется. Только я еще сю статью подданственно объявляю, что у иных иноземецких вельмож такую кость испытывают над людьми такими, которые смерти достойны, и к смерти приговорены, а не над собаками: для того, что человеку после того мочно рассказать, как порча с тою инроговою костью у него внутри супротивлялася, и как человек в себе услышит, что инорогова кость порчу одоляет, и тое порчу учнет из человека на низ или верхом или потом выгоняти, и потом человек ведает, как ему в то время держаться и поберечься. А что его царское величество о том нам укажет, то мы с прилежностью исполнять ради. Да хотел было я зде описати про иные признаки инроговые кости, о которых иные спор меж собою имеют о том, что подобает ли впрям инорогову кость с сулемою или спротив сулемы испытать, только потому, что такие статьи к сему не пристойны и чтоб мне долгим, пространным письмом сю свою сказку не задержати, и я сем свою сказку кончаю, а свидетельствую о сем по своей совести. II. Сказка дохтура Романа Пава о инороговой кости, переведена 148 году Ноября в 7 день (1639). Инороговую кость, что привезена к Москве к его царскому величеству на продажу и я тое кость видел, и по моему знатью про сю кость ся моя сказка и мысль, что я сам в славном городе в Амстердаме инрогову кость видел, да в славном городе в Утрехте я два рога инроговых видел, во Французской земле в церкви святого Дионисия такоже один рог инрогов видел, в Зеландии в городе Миддельборхе також инрогов рог видел. И сии пять рогов в тех местах в великом почитании и в чести, и сколько мне ведомо, и те роги всеми признаны были таковы же, что и тот рог, что ныне к Москве к его царскому количеству на продажу привезен. Такоже я много разные инроговые кости испытывал, которые были с того же обычая, что и тот нынешний рог, и много добра во иных лекарствах учинили, такоже сей рог сойдется с описанием разных книг, которые читывал. То моя сказка про сю инорогову кость, а верх того покажет опыт. [233] III. 148 г. Ноября в 7 день (1639), сказала дохтур Артмон Грамон про единорогих зверей. Находят четырех родов зверей единорогих, у которых изо лба рог. Два рода зверей в восточной Индеи, а некоторый зверь тем родом, как пишут философы, первой Клиниус, другой Елиянус, и я дохтур Артмон Грамон видел в Персиде, что описуют философи Клиниус и Елиянус из дву тех зверей одново зверя рог, и тот рог обложен золотом и вместо питейного судна из того рога пьют. А третьего зверя единорогова ж роду называют его реносерус, и тот рог годен. Дают из него от нутреные отравные болезни, и того зверя находят в восточной Индеи на острове в великой дичи. Четвертого рода единорогова зверя находят в Африке, на горах, которые горы прилегли к морю; а тот зверь лошадиным станом; а у него такожде от лба один рог; и тот зверь тем своим рогом поворачивает через себя, и под себя и на обе стороны; а временем тово зверя видают в воде и на брегах, а противен тот зверь зверю слону, и того зверя рог многажды отведыван от отравы. А прямой инорог, что описует про него Греченин, именем Моносрос, и пишет, что тот зверь сердит, а стан у него лошадиной, а голова у него оленья, а ноги слоновые, а хвост козловой, шерстью желтоват, а от лба у него рог впрямь востроват на конец, а с правой стороны на левую сторону витоват, а лицом тот рог желтоват, как слоновая кость, а в нем тощо и гораздо бело, а тот рог крепок и жесток, едва и пила его имет, а как его утерть и на жар бросить, и дух от него тяжек. И тот рог отведыван от нутреные отравы и от змеина жала, как змея ужалит, и от морового поветрия, и от фибры с порчею, и крепит сердце, и от недужные болезни годен, и от сердечного трепету и выбивает из человека пот крепкой, и тем потом выбивает от сердца всякую нечистоту. А сверх того покажет опыт. Текст воспроизведен по изданию: Наша китайская миссия полвека назад // Русский архив, Вып. 5. 1884 |
|