Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Роспись новгородских церквей 1615 г.

№ 1

1615 г. августа 24. Отписка тихвинских воевод в Москву о посылке документов, полученных от архимандрита новгородского Хутынского монастыря Киприана

|л. 1| Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холопи твои Васка Неплюев, Иванко Баклановской челом бьют. Августа, государь, в 22 день вышол из Великого Новагорода к нам, холопем твоим, на Тихвину Спаса Хутыня монастыря от архимарита Киприяна слушка Остатка Буравцов. А принес, государь, онь к нам роспись, колко в Великом Новегороде и в Ноугородцком уезде и в ыных городех и в пригородех и в пятинах неметцкие люди Божия милосердья храмов разорили. Да в книжке, государь, в неметцкой писано прутом медным росход, колко в котором году неметцкие люди в Великом Новегороде з города и с митрополита и с м[она]с[тырей] денег и хлеба и лошадей и коров поймали. А в роспросе, государь, тот слушка нам сказал: архимарит, де, государь, Киприян в Новегороде у Монши Мартынова сидит за приставом. И мы, государь, холопи твои, того слушку и роспись и книжку, которую он к нам, холопем твоим, принес, послали к тебе ко государю к Москве з дмитровцом з Дмитреем Степановым сыном Ртищевым августа в 24 день. /л. 1 об./

Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии.

У правого края помета: В Розряд.

Вверху близ обреза помета: Послать к послом.

№ 2

1615 г. Роспись новгородских церквей и монастырей, разоренных шведами

|л. 6| Розпись, сколке в Великом Новегороде на Софейской и на Торговой стороне местных храмов и приделов.

На Софейской стороне в Неревском конце за городом во Зверинском в девиче монастыре храм Положенье Ризе, другой мирской храм соборной Симеон Богоприимец, оба каменые, да в трапезе храм Никола чюдотворец деревяной, все разорены.

Монастырь мужской зовется Никола Белой, а в нем храм Никола чюдогворец, да в трапезе храм Илья пророк, оба каменые, разорены и позжены.

Монастырь девич Лазорев, а в нем храм Лазорь праведный, разорен и позжен.

Храм соборной мирской каменной Петр и Павел, да другой храм в трапезе, древян, Стефан Сурожский, разорены и позжены.

Монастырь Духов, а в нем храм Сшествие Святого Духа, да Троица Живоначалная в трапезе, на воротех предел Пресвятей Рожество, а все каменые.

1Никола чюдотворец1. [374]

На Гзени 2 храмы деревяные — Козма и Дамьян да Никола чюдотво-рец.

На Голыневе монастырь мужской, а в нем храм древян 2 Никола чюдогворец.

На Вотцкой дороги монастырь девич, а в нем храм Преображенье Христово каменой.

На той ж Вотцкой дороги монастырь мужской Богоявленской, а в нем храм камен Богоявленье Христово, да трапеза древяна, а в ней храм Спиридон Тримифунский.

Монастырь Сырков, а в нем храм камен Пречистая Владимирская, трапеза древян, а в ней храм Никола чюдотворец, да в росщи 3 храм древян Вознесенье Христово.

Монастырь Сплавской, а в нем храм камен Симеон Богоприимец, трапеза древяна, а в ней храм велико[муче]ник Евстратей со дружиною, 4да Сергий Радонежский4.

Монастырь Вяжицкой, а в нем храм Никола чюдотворец, Иван Богослов, Евфиме[й] владыка новгородцский камены, Благовещение Богородицы.

Монастырь на Гзени мужской, а в нем храм страстотерпцы Борис и Глеб.

Идучи на Колмово, зовется на поле, храм древян архангел Михаил,

Монастырь Колмов, а в нем храм Успень[е Богородицы], /л. 8/ да в трапезе храм Троица, оба каменые.

В Козмод[емь]янском запольи храм древян Пречистая Богородица Успенье.

В Чюдинцовском заполье монастырь мужской, а в нем храм каменой Никола чюдотворец, трапеза каменая, а в ней храм.

В Прусском заполье монастырь девич, а в нем храм Илья пророк.

В слободе в тонной храм древян Алексей человек Божий.

Монастырь девич, а в нем храм камен Петр и Павел, трапеза древ[я]н[а], а в ней храм Никола чюдотворец.

Монастырь мужской, а в нем храм кам[е]н Никола чюдотворец на Мостищах.

Монастырь Аркаж, а в нем храм камен Успенье Богородицы, да Чюдо архистратиг Михаил камен, в трапезе... 5

Монастырь Благовещенской, а в нем храм Благовещенье камен, на полатях храм Феодор Студиский, на воротех храм Богоявленье, 6Иван архиепископ6.

Монастырь Перынской, а в нем храм Успенье Богородицы камен 7 да Троица древяна.

Монастырь Юрьев, а в нем храм Георгий великомученик, на полатех Вознесенье Христово, в трапезе Алексей митрополит, на воротех Преображенье Христово, камены 8, и на посатце храм древян Рож[ество] Христово. [375]

Монастырь Пянтелемонов, а в нем храм Пантелемон многострадалный, в трапезе Покров Богородицы, камены.

На Щипачеве два храмы древяны Акил апостол 9, преподобная Ксенья.

Монастырь Воскресенской девич, а в нем храм Воскресение Господне да Иван Милостивый 10, камены.

В городе в Земляном.

На Лукинской Лука апостол камен 11.

На Здвижепской Воздвиженье Честнаго Креста камен 12.

На Рядетине Троица камен 13.

На Новинке Василей Па[рий]ский древян 14, Василей Кесарейский камен 15, Обр[а]з [Нер]укотворен камен, Введение Богородицы камен, Иванна [Усек]новение да Никола чюдотворец камены, [а]р[хистра]тиг Гаврила камен.

Монастырь девич Варварин, [а в нем храмы] Варвара да Все святые, камены.

На Волос[ове храм] Власей камен.

На Добрыни храм Яков ап[остол камен].

Монастырь девич на Десятине, храм Успен[ье Богородицы камен]. /л. 7/

На Пруской храм камен Вознесенье Христово.

У старой скуделни храм кам[ен] 12 апостол.

На Чюдинцове 16 улице храм камен Симеон Столпник.

На Лего[щи] улице храм камен Флор и Лавер, придел чюдотворцы Кир Иван.

На Ростъкине храм камен царь Костянтин, придел 2 приделы — Дмитрей великомученик да Илья пророк.

На Ростъкине монастырь девич, а в нем храм камен Иван Предтечь, трапеза древян, а в ней храм Никола чюдотворец.

На Яневе храм камен 17 царь Константин, 2 приделы — Дмитрей великомученик 18, Илья пророк.

На Яневе ж храм камен 40 мученик, а у него 2 придела — Покров Богородица да Три отроки — Спеусип, Венесип, Евласип.

На Щаркове храм камен Феодор Стратилат, у ней 2 приделы — Феодор Тирон да И[па]те[й] священномученик.

На Розважи храм камен Преображень[е] Христово да придел Василей Кесарсйской.

На Розваж[е ж] монастырь мужской, а в нем храм камен Никола чюдотворец, трапеза древяна, а в ней храм Благо[ве]стеи Богородицы да придел Антип священномученик, на воротех 19 храм древян Варлам преподобный 20.

На Козмодемьяны храм камен Казма и Дамьян, да 2 приделы — Покров Богородица да Екатерина мученица, другой храм камен Сава Осв[я]щеной да придел Собор Иванна Крестителя. [376]

На Холопьи храм камеи Козма и Дамьян да 3 придел[ы] — Преображенье Христово, Никола чюдотворец, Екатерина мученица.

На Боркове храм камеи Георгий мученик да трапеза древяна, а в ней храм Рожество Христово.

На Яколе улице 3 храмы камены — Яков апостол, а придел Покров Богородица, храм Никола чюдотворец, храм Пантелемон мученик, а в нем чюдотворец Никула Коча[нов] лежит 21.

На Дослане храм камеи Мина великомученик [да] храм дрсвян преподобная Марья Магдалы[на]. /л. 9 об./

На Дмитреевской храм камеи Дмитрей великомученик да при[дел] Афанасей и Кирил Александрейский.

Да в Каменном городе в Кремле.

Соборной храм Софея Премудрость [Бож]ия, да приделов 8: Иван Богослов, Иван Предтеча, Петр [ми]трополит, Стефан Сурожский, Никола чюдотворец, исповедники Гурей и Самон и Авив, Иоаким и Анна, Рожество Христово. На воротях Иван Златауст. На других воротях Сергий преподобный. На сенях Еуфимей владыка.

В том же Каменном городе. На воротех князь Владимир. Афанасей и Кирил. Иоаким и Анна. Происхожение Честнаго Креста. Апостол и евангелист Марко. Пречистая Успенье Ржевская 22. На воротех Пречистая Положение Пояса. Покров Святей Богородицы. Вход во Еросалим. Похвала Пречистеи Богородицы. Аиастасея великомученица, в пределе Алексей митрополит. На воротех Воскресенье Христово. У дьячево двора в стене Покров Святей Богородицы. Иван Златаус. Храм древян Кирил Белозерский да Христофор, да придел Феодот Ангирский. На воротех Иреображенье Спасово. Андрей Стратилат. Страстотерпцы Борис и Глеб.

До зде храмов Софеские стороны и Каменого города и монастырей Сафейской стороны близ Великого Новагорада. 23 /л. 7 об./

24На Торговой стороны около Новаграда монастырей и в городе церквей.

Монастырь Липенской, а в нем храм Никола чюдотворец, придел священный Климант, в трапезе преподобный Сергий, все каменные.

Монастырь на Сковоротки, а в нем храм архангел Михаил, да чюдотворец Моисей владыка, да в трапезе храм древян Никола чюдотворец.

Монастырь Шилов, а в нем храм камеи Покров Богородица.

На Городищи храм камен Благовещенье Богородица, да дровяных — храм Никола чюдотворец, Козма и Домьян.

Монастырь Аргамакова, а в нем храм Георгий.

Монастырь Нередицкой, а в нем храм камен Преображенье Христово, в трапезе древян [хр]ам Троица, в приделе Никита Халкидонский.

Монастырь Ситецкой, а в нем храм камен Андрей блаженный, трапеза древяна, храм Вознесенье Христово. [377]

На Купине храм древян Петр и Павел, придел Никола чюдотворец.

На Красном Селце Кириловском храм древян Илья пророк.

Монастырь Кирилов, а в нем храм Афанасей Кирил, 3 приделы — Покров Богородица, Никола чюдотворец, Борис и Глеб, да в трапезе древен храм Леонтей Ростовский.

Монастырь на Лятке, 2 храмы каменые — Никола чюдотворец, в трапезе Троица.

Монастырь девич на Соколне, храм камеи Никола чюдотворец, трапеза древяна, храм Воскресенье Христово.

Монастырь на Поле, храм камеи Рожество Христово, да трапеза древяна, храм 25.

Храм на Поле Образ Нерукотворенный.

Монастырь на Поле Воскресенье Христово, да в трапезе храм, оба камены.

Монастырь на Поле Козмодемьянской, а в нем храм древян Козма и Домьян, в трапезе храм камеи Дмитрей Прилуцкий 26.

Монастырь Ковалев, а в нем храм Преображенье Христово, да в трапезе Никола чюдотворец, придел Благовещенье Христово.

Монастырь [н]а Болотове, а в нем храм Успенье Богородицы, в трапе[з]е древян храм Никола чюдотворец.

Монастырь Остров[ской], а в нем храм Никола чюдотворец, да в трапезе храм. /л. 8 об./

Монастырь Савина пустыня, а в нем храм Вознесенье Христово да Сава преподобный.

Монастырь на Оскуи, 2 храмы — Спас да Никола чюдотворец древяны 27.

Монастырь в Моркиничах, храм Никола чюдотворец 28.

Монастырь на Глинки, храм камеи Никола чюдотворец.

Монастырь девич на Витке 29, храм камеи Иван Богослов.

Монастырь девич Рагодовицкой, а в нем храм камеи Успенье Богородицы, да в трапезе храм древян.

В Молодожниках храм Никола чюдотворец.

Монастырь Антоньевской, а в нем храм Рожество Пречистой Богородицы да чюдотворец Антоней, на воротех храм Иван Предтеча, в колоколницы храм.

Монастырь Деревяницкой, а в нем храм Воскресенье Христово, да в трапезе храм.

Монастырь Хутынской, а в нем храм Боголепное Преображенье, да в нем чюдотворец Варлам, в трапезе храм Варлам преподобный, в колоколницы храм Григорей Арменский, на воротях Илья пророк, да на других воротях 2 престола — Никола чюдотворец да Антоней Великий.

В городе на Торговой стороне.

На Заполской храм Борис и Глеб, придел Никола чюдотворец. [378]

Монастырь Еуфимьин, а в нем храм Еуфимья Прехвалная, да в трапезе храм.

На Щитной храм Андрей Первозванный, 2 приделы — Изосим и Саватей да... 30

Монастырь девич Молотковской, а в ней храм Рожество Пречисты[я], придел Симеон Дивногорец, каменой, в трапезе храм [Со]бор Богородицы.

На Никитине храмы, 3 престола — Никита великомученик, Никола чюдотворец, Антоней [Ве]ликий.

На Федорове храм камеи Феодор [Страти]лат да 2 приделы — Покров Богородица да 31... Семион Дивногорец.

На Славкове храм [камеи Д]митрей Селунский да 2 придела — [Иван Предте]ча да Борис и Глеб.

На Иворове храм ка[мен Клнм]ант папа римский, придел Пят[ни]ца. /л. 9/

На Рогатицы храм камеи Ипатей Гагранъский, [при]дел Богоявленье Христово.

На Буяне храм камен Пр[ечистыя] Одегитреи.

На Лубяницы храм древян Лука ев[анге]лист, придел Успенье Богородицы.

На Опоках храм [ка]мен Иван Предтеча, придел пророк Захарей, хр[ам] Дмитрей великомученик, придел Богоявленье Господне, храм камен Борис и Глеб.

В Кожевном ряду в Торгу храм камеи Георгий великомученик, 2 приделы — Борис и Глеб, Козма и Дамьян.

На Козье Боротки храм Успенье Богородицы, приделы 32 2 — Екатерина мученица да Алексей человек Божий.

На Ильене храм Преображенье Спасово, другой храм Пречистая Знаменье чюдотворный образ, да придел Ияков Алфеев.

На Ярославском дворе храмов каменых — храм Пятница Прасковея, да Никола чюдотворец, придел Варлам чюдотворец, другой придел Вознесенье Христово, храм святыя Жены Мироносицы, 2 придела — Матфей апостол да Сретенье Господне, храм Прокопей великомученик, храм Отцы святии.

У Немецкого двора храм Иван Креститель.

Монастырь Арсеньев, а в нем 2 храмы древяны — Рожество Христово да Рожество Богородицы.

На Михайлове улицы 2 храмы — Михаил арханьел да Пречистая Благовещенье, да придел Преображенье Христово.

На Нутной храм камен Филип апостол, 2 при[д]елы — Никола чюдотворец да Воскресение Христово.

На [Ва]рецкой монастырь девич Павлов, а в нем храм Павел Испо[ве]дник, 2 приделы — царь Костянтин да Семион Богоприимец.

На Павлове храм ка[ме]н Воскресенье Христово да придел. [379]

В Славне [храм] камеи Илья пророк да придел Кир Иван, [храм к]амеи Петр и Павел. /л. 12/

Далее возможна утрата одного или нескольких листов.

Монастырь Никола чюдотворець на Холопье, храм камеи.

Монастырь Селифонтова пустыня, Никола чюдотворець храм камен да трапеза древяная.

На Мытни хр[ам] древян Рожество Пречистая 33да Никола чюдотворец33.

На Бронничи храм древ[ян] Пречистая Въведенье.

На Боженке храм древян Егорей страстотерпець.

В Морозовичах храм древян Никола чюдотворець.

Монастырь в Отни пустыни, чет[ы]ре храму: Трие святители — Василей Великий, Гри[го]рей Богослов, 34Иван Златауст34, — Иона архиепискуп, Ануфрий Велик[ий] и Петр, да в трапезе Никола чюдотворець, а все каменьные.

В Папоротне храм камен Никола чюд[о]творець, трапеза 35Варлам чюдотворец35, каменная же. На посаде Троица 36 древяной.

Монастырь Горнечьно, а в нем храм камен Никола чюдотво[рец] да трапеза древяная Иван Богослов. /л. 10/

Далее, по-видимому, утрачен один или несколько листов.

Монастырь Спас на Верянды, храм 37 камен, трапеза Никола чюдотворець древяная, а в них два предила.

Монастырь Ведогоща, храм каменной, трапеза древяная, а в нех два предила же.

В Паозерье храм древян Спасов с предило[м].

Но озери храм древян Лука евангилист.

В Песькупичах храм древяной с предилом.

На Шолони на устье реки храм каменной 38 Троица с предилом.

В Бурятах храм Никола чюдотворець древян, в предили Варлам чюдотворець.

На Коростыни храм Никола чюдотворець да другой Пятницы, оба деревяные.

На Пустощи монастырь, храм каменной во имя Пречистая Покров 39, в предиле Фрол и Лавер, трапеза древяная Никола чюдотворец.

В Чертицьке храм древян Рожество Пречистые.

На Възваде монастырь Преображенье Спасово да трапеза Никола чюдотворець, оба древяны. На посаде Успенье Пречистая да Петр и Павел, оба древяные.

В Устьянах Егорей страстотерпец, древяна.

В Хохулях храм Пречистая Успенье каменной.

В Сытине Петр и Павел каменная, а в ней два пр[е]дилы.

На Понеделье в монастыри храм и трапеза др[евя]ная.

Подлютовой монастырь, два храмы др[евя]н[ых] да два предилы. [380]

В Лажинах на посаде два храмы древяны 40и трапеза40 Борис и Глеб да Петр и Павел.

За рекою манастырь девич Пречистая Рожество да трапеза /л. 11/ Никола чюдотворець, оба древяные.

На Горбу [х]рам древян Никола чюдотворець.

В Рамышеве храм древен Никола же 41 чюдотворець.

В Утоколи четыре храму древяные — Никола, Илья пророк, Борис и Хлеб, Никита епискуп.

В Сутоках храм камен Троица да Егорей.

На Полисте Воскресенье Христово да Никола чюдотворець древяные 42.

В Славковичах Никола чюдотворець древян.

В 43 Брагловичах 44 Иван Богослов.

На Дретоны Илья пророк да Фрол и Лавер. А все три древяные.

В Старой Русы.

Косин монастырь, камен храм Никола чюдотворець, трапеза Варлам чюдотворець.

На посаде храмов 45 каменных 46. Великомученик 47 Мина да Вознесение Господне.

48В Егорьевъском концы48 храм каменной 49 Егорей страстотерпец да Благовишенье да Происхожение Честнаго Креста храм каменной 50. /л. 13/

51|На Иванской улицы 51 Иван Предотеча да Захарей, оба каменные.

523а Полистью52 два храмы древяные — Василей Париский да Введение П[ре]чистая.

53В Середки улицы53 два храмы каменные — Знаменье [Пречи]стая да Дмитрей страстотерпець.

54У Солоницы54 два храмы каменные — Настасия великомученица да Покров Пречистые Богородица.

Три храмы древяные на Петрове улицы — Петр и Павел да Рожество Пречистая да Стефан Первомученик.

В Середки 55же в концы55 храм древян Пречистая Покров да апостол Филин.

На Борисе улицы храм Борис и Хлеб каменной, а в предиле Фрол и Лавер.

В Губки храм камен Пятница, да два предилу — Похвала 56 Пречистая да апостол Филип.

57На Городке57 храм камен Никола чюдотворець да в предили Симин 58 столпник да Вход во Иеросалим. [381]

У тюрем храм древянь 59 Стритение Пречистая.

60В Кузнецах60 храм камеи Воскресение Христово да в предили Иван Богослов.

Монастырь Богородицкой, а в нем два храмы — Успенье Пречистая да Ж[ены] Мироносицы, оба 61 древеные, а в них два пределы.

На Ильине улицы два храмы древяные — Илья пророк да Михаил архангел.

Монастырь Козма и Дамьян да Сшесть[вие Дух]а, оба храмы древяные.

На Троицькой улицы храм древян Троица Живоначалная, а в предиле [в]еликомученик Никита.

Монастырь Преображенье Спасово да Въстритение Господне, оба каменные храмы, да в трапезе храм 62 Рожество Христово древяная.

Монастырь Сергиев, а в нем храмы 63 и трапеза, оба древяны, Сергий чюдотворець да Олексий митрополит.

Монастырь на Кречеве, а в нем храм камеи да трапеза древяна, Никола чюдотворець, Алекъсандр Сверьски, да в пределе Ануфрей Великий, П[е]тр [Афонский] 64, Нерукотворенный Образ.

В Ногове 65 храм дре[вян Иван] Богослов.

На Новинки храм древян Никола чюдотворець. 66 /л. 10 об./

Далее, по-видимому, утрачен один или несколько листов.

67На Волхове67 храм Петр и Павел древяной.

.......погоско[го] 68 храма 69 монастырь Антоней преподобный, храм камеи, другой древян.

На Коломне храм Никола чюдотворець, другой Успенье Пречистая, оба древяные.

На Высоке храм Макковей да Никита чюдотворець.

На Дымне монастырь 70, храм древян Никола чюдотворець.

Монастырь на Полисте, храм камеи Никола чюдотворець, трапеза древяная.

На Каве храм древян Никола чюдотворець.

В Солцы храм древян 71.

На Водосех храм древян 72.

На Помалове монастырь 73, храм древян Троица да трапеза Михаила архангел.

Монастырь Середокоротно, храм камен, трапеза древяна Стефан архи[дьякон] 74. [382]

Анто[нь]ева пустыня, храм камеи, трапеза древяиа.

В Перетках храм камеи Пречистая Богородица да трапе[за] древена Никола чюдотворець.

Монастырь на Гостине Поли, храм Никола чюдотворець камен да трапеза древяна.

А все те монастыреи и храмы вызжены и разорены, каменые х[ра]мы розвезены на печи и на дымницы, а дере[вя]ные храмы розвезены на дрова и в конющ[ни] и в 75 поварни. Кроме тех монастырей ста и семидесят, которые в уезьдех новгородцьких разорены 76, 77что не написаны здесь и уречищ им имян не помним77, и окром[е] Оришька и Ладоги и Ямы и Копорья и Иванягорода и Въдова и Порхова и окроми 3aониск[их] /л. 11 об./ погостов монастырей и храмов. И по селам выставочн[ых] погостов храмов, 78что вызжено, и того не счесть78.

Нал. 12 об. помета: Отпуск послов князя Данила Ивановича Мезецкого с товар[ищи].

РГАДА, ф. 96. on. 1. 1615 г. д. 7

Комментарии

1-1. Вписано над строкой.

2. Вписано над строкой.

3. Возможно прочесть и как ращи.

4-4. Вписано над строкой.

5. Далее оставлено место (3,5 см, около 8 — 9 знаков), достаточное для одного слова.

6-6. Вписано над строкой.

7. Вписано над строкой.

8. Вписано над строкой.

9. Далее в ркп. зачеркнуто прро.

10. Вписано над строкой поверх зачеркнутого Предтечь.

11. Вписано над строкой.

12. Вписано над строкой.

13. Вписано над строкой.

14. Вписано над строкой поверх зачеркнутого камеи.

15. Вписано над строкой поверх зачеркнутого древян.

16. B ркп. Чюднцове.

17. Далее зачеркнуто а в нем.

18. В ркп. велекомуч.

19. В ркп. ворех.

20. В ркп. преподоный.

21. Вписано над строкой.

22. Далее зачеркнуто: Покров Богородицы.

23. В нижней части листа пять строк оставлены незаполненными.

24. Вверху листа зачеркнуто: На Софейскои стороны.

25. Не исключено, что это слово относится к следующему объекту описания; в этом случае слово храм следует считать ошибочно повторенным дважды.

26. В ркп. Прилуки.

27. Вписано над строкой.

28. Далее зачеркнуто; Да в городу на Торговой стороне на Запол.

29. Написано через ижицу.

30. В ркп. оставлено место (3 см, около 7-8 букв), достаточное для одного слова.

31. Далее возможна утрата четырех-пяти букв.

32. В ркп. придал.

33-33. Вписано над строкой.

34-34. Вписано над строкой.

35-35. Вписано над строкой поверх зачеркнутого Вознесение.

36. Вписано над строкой поверх зачеркнутого Петр и Павел храм.

37. Вписано над строкой другими чернилами.

38. В ркп. каменно.

39. Вписано над строкой.

40-40. Вписано над строкой.

41. Вписано над строкой другими чернилами.

42. Далее зачеркнуто: На Горбу Никола чюдотворець древяней.

43. Вписано над строкой другими чернилами.

44. Начальная б переправлена из в.

45. Переправлено из храм.

46. Переправлено из камен.

47. В ркп. великомченик.

48-48. Вписано над строкой другими чернилами.

49. В ркп. каменно.

50. В ркп. каменно.

51-51. Вписано над строкой другими чернилами.

52-52. Вписано над строкой другими чернилами.

53-53. Вписано над строкой другими чернилами.

54-54. Вписано над строкой другими чернилами.

55-55. Вписано над строкой другими чернилами.

56. Конечная а переправлена из ы другими чернилами.

57-57. Вписано над строкой другими чернилами.

58. Так в ркп.

59. Переправлено из древень.

60-60. Вписано над строкой другими чернилами.

61. Вписано над строкой другими чернилами.

62. Вписано над строкой другими чернилами.

63. Переправлено другими чернилами из храм.

64. В ркп. утрачено 2,3 см (около 5 знаков), текст восстановлен по: Амвросий. История российской иерархии. М., 1812. Т. 4. С. 874.

65. Можно прочесть и как Ногивс, переправлено другими чернилами из Новодс.

66. Далее одна строка оставлена незаполненной.

67-67. Вписано над строкой другими чернилами.

68. Вписано над строкой другими чернилами, видны только нижние часто букв, от нескольких букв в начале фразы видны лишь неясные следы; чтение предположительное.

69. Вписано другими чернилами; чтение предположительное: ясно читаются лишь две буквы а, остальные написаны крайне неразборчиво.

70. Вписано под строкой.

71. Далее оставлено место (5 см, около 13 букв).

72. Далее оставлено место (2,5 см, около 6 букв).

73. Вписано над строкой.

74. Вписано над строкой.

75. Вписано над строкой другими чернилами.

76. Вписано над строкой другими чернилами.

77-77. Вписано между строк другими чернилами.

78-78. Написано другим почерком и чернилами.

 

Текст воспроизведен по изданию: Роспись новгородских церквей 1615 г. // Новгородский исторический сборник, Вып. 11 (21). СПб. 2008

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.