|
К ИСТОРИИ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ РОДА ЮСУПОВЫХ В НАЧАЛЕ XVII ВЕКАС середины XVI в. среди «татар», выезжавших в Россию, стали встречаться и ногаи 1. Ногайские аристократы покидали со своим окружением родные степи в результате жесточайшей междоусобицы, в ходе которой Исмаил и его семья одержали победу над сыновьями Юсуфа. Голод, охвативший Ногайскую Орду с 1555 года и продолжавшийся до конца 1550-х гг., также стимулировал отъезд из орды 2. Самыми заметными среди ногаев, приехавших в Россию на службу, были Юсуповы. Появление их в России напрямую связано с внутриполитической ситуацией в Ногайской Орде. Иван Грозный встретил Юсуфовичей вполне благосклонно. В 1558 г. Юнус ибн Юсуф выехал на службу в Россию, где и был учинен на «княжении ногайском». Необходимо отметить, что в то время был жив бий орды Исмаил. В. В. Трепавлов полагает, что Иван IV пошел на инвеституру еще одного бия для возможной замены «верного союзника» Исмаила, исходя из практики посажения вассальных ханов 3. Нам представляется, нет нужды преувеличивать верность Исмаила русскому монарху. Бий был интриганом не только в эпических сказаниях 4, но и на деле. В феврале 1552 г. Исмаил пытался заполучить от турецкого султана санджак (здесь: знамя – символ удельного правителя) 5. Более чем двусмысленно Исмаил вел себя и в случае с приходом к власти в Казани Ядгара-Мухаммеда. В беседе с русским гонцом К. Кудиновым Исмаил просил царя «не кручинится», а послали Ядгара в Казань, – объяснял Исмаил, – так как Шах-Али «юрт свои покинул, и тот бы юрт пуст не стоял» 6. Таким образом, у Ивана IV были все основания подготовить [198] замену такому «верному союзнику», тем более, что серьезный соперник Исмаила – Юнус был в его руках. Но в 1561 г. он скончался и его захоронили за счет казны. Братья Юнуса оставались в степях и продолжали борьбу со своим дядей Исмаилом. Все усилия русской дипломатии вызвать их в Россию не увенчивались успехом. Наконец, Ибрагим ибн Юсуф и Эль ибн Юсуф попали в плен к Исмаилу и тот их выдал русским властям. В октябре 1564 г. они были в Москве 7 . По мнению В. В. Трепавлова, Ибрагиму отводилась роль резервного бия, как когда-то Юнусу. Но Ибрагим в начале 1570-х гг. бежал из России и осел в Малой Ногайской Орде 8. В России остался Эль, который и стал родоначальником рода Юсуповых. История романовских ногаев и самого рода Юсуповых в Смуту мало известна. Ясно, что они последовательно признавали Лжедмитрия I, Лжедмитрия II, в последствии перешли в лагерь Ополчения и признали власть Михаила Федоровича 9. Известно, что весной 1609 г. Лжедмитрий II пожаловал касимовского царя Ураз-Мухаммеда неким поместьем Эль мирзы в Романовском уезде 10, но в августе 1610 г. «тушинский вор» жалует Эль мирзу, и перечень владений не претерпел изменений с предыдущими грамотами. В условиях, когда войско большею частью покинуло Лжедмитрия II и присягнуло Владиславу, на сторону поляков перешел и Ураз-Мухаммед 11. Вероятно, это и привело к появлению этой жалованной грамоты Эль мирзе, более того Лжедмитрий II признавал владения Юсуповых вотчиной (см. № 2). В период Смуты произошли заметные изменения в положении Юсуповых и их владений. Так, годовое жалованье при Федоре Ивановиче для Эль мирзы составляло 250 рублей в год, при Лжедмитрии I денежное жалованье выросло: к 284 рублям годового было добавлено 300. Содержание татар Эль мирзы выросло с 500 до 764 рублей в год 12. В 1613 г. размер годового был установлен в размере 300 рублей в год 13. Вдова Эля дочь Кайбулы Ахтотай получила 500 четвертей в селе Никольском 14. Имеют публикуемые документы и интересную генеалогическую информацию. У Эль мирзы известно три сына – Сююш, Бай и Чин. Вместе с тем, в жалованной грамоте Лжедмитрия I упоминаются Сююш, Бай и Сафар-Али 15. Происхождение последнего неизвестно. До сентября 1611 г., но не ранее 1610 г. умирают Эль и Бай 16, и с этого момента судьба рода Юсуповых в основном связана с Сююшом и его потомством. № 1 1606 г. января 5. – Жалованная (подтвердительная) данная и несудимая грамота ц. Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I) Иль мирзе Исуповичу с детьми и братьями на их поместья сс. Пошило, Пшеничное и др. в Романовском у. и пошлины в г. Романове с условием содержания служилых татар.Божиею милостию, мы великий государь царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии, самодержец Владимирский, Московский, Новгородцкий, царь Казанский, царь Астораханский, царь Сибирский, государь Псковский, и великий князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовские земли, Черниговский, Резанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Лифлянский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всея Сибирские земли и Северныя страны повелитель, и государь Иверские земли грузинских царей, и Кабардинские земли черкасских и горских князей, и иных многих государств государь и облаадатель, пожаловал есми Иль мирзу Исуповича да детей его Суюс 1 мирзу да Баи мирзу да Сафаралея мирзу. Что они мне били челом и подали нам брата нашего блаженные памяти великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии жаловалную грамоту, что пожаловал отец наш блаженные памяти великий государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии и брат наш блаженные ж памяти великий государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии его, Иль мирзу, и его казаков на Романове в поместье селом Понгилом да селом Пшеничным, да селом Богородитцким, да селом Николским, да полуселом Чирковым з деревнями. И которые деи наши дворцовые села им приданы к прежним селам ему, Иль мирзе, село Понгило да село Пшеничное, да полсела Чиркова з деревнями, и наши де приказные люди с тех их сел, что им к прежним селам приданы, данные и оборочные денги с тех дворцовых сел им и казаком их в жалованье зачитали, а с тех сел и братьи его сел данных и ямских денег и оброчных зачитали им, ему, Иль мирзе, да брату его Ай-дар мирзе да Алей мирзе Кутумовым двесте восемьдесят четыре рубли. А которые де царевичи и мурзы пожалованы нашим жалованьем поместьи, и те владеют поместьи и доход свой себе емлют, а в жалованье им годовое не зачитают и наших никаких податей по нашим жаловалным грамотам со христьян их не емлют. И блаженные памяти брат наш великий государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии Иль мирзу пожаловал теми селы со всеми доходы и велел ему доходы свои имати со христьян, чем он их изоброчит, а ему на нашу службу с тех сел казаков з 1 запасом подмогати для того, что им ходити на нашу службу без корму, а данных денег и оброчных с его сел нашим приказным людем им в жалованье зачитати не велели, и наших податей с тех сел, которые за ним, наших данных и оброчных и ямских денег, и посох, и к ямчужному анбару сору и дров, и ямским оходником подмоги, и прогонов, и иных никаких наших податей имати не велел. А в жалованье ему, Иль мирзе, с братею и казаком велено зачитати толко с романовских кабаков кабатцкие денги и мытные и перевозные, да с посаду с посадцких людей оброк и за рыбную ловлю, всего тех денег триста рублев. А досталь мурзам их годовое жалованье и казаком их по их окладом семсот шестьдесят четыре рубли, и коли им итти на нашу службу, [200] велим им давати из нашие казны, и с их сел к денежному збору и к губным делам и к зелейному анбару крестьян его в целовалники имати не велено. И яз, царь и великий князь Дмитреи Иванович всеа Руси, выслушав тое брата нашего жаловалные грамоты, велел тое грамоту переписати на свое царское имя и велел им на их села и деревни дати сю свою царьскую жаловалную новую грамоту, такову ж, какова у него преж сего брата нашего жаловалная грамота была. Пожаловал есми его, Иль мирзу, з детми теми селы со всеми доходы по прежнему. И доходы ему свои з детми имати со христьян, чем их он изоброчит, а казаков им с тех сел на нашу службу з 17 запасом подмогати для того, что им ходити на нашу службу без корму, а данных денег и оброчных с тех с их сел нашим приказным людем им в жалованье зачитати есми не велели и наших податей с тех сел, которые ныне за ним, Иль мурзою, з детми, наших данных и оброчных 18 и ямских денег, и посох, и к ямчюжному анбару сору и дров, и ямским охотником подмоги, и прогонов, и иных никаких наших податей имати есми не велели. А в жалованье им, мирзам и казаком, велели есми им зачитати толко с романовских кабаков кабатцкие и мытные и перевозные денги, да с посаду с посадцких людей оброк и за рыбную ловлю триста рублев. А досталь ему, Иль мирзе, з детми и братье его Айдар мурзе да Алей мирзе Кутумовым их годовое жалованье и казаком их по их окладом семсот шестьдесят четыре рубли, коли им итти на нашу службу, велим им давати из нашие казны. Также есми Иль мирзу з детми пожаловал, с их сел к денежному збору и к губным делам, зелейному анбару христьян их в целовальники имати не велели. И ведати его, Иль мирзу, з детми и людей их и христьян во всем во всяких делех и судити их со всякими людми и их беречи приказали есми в Посолском приказе. А из ыных ни ис которых приказов наши приказные люди ни в чем их не ведают и не судят их, и приставов по них и по их людей и по христьян ни ис которых приказов не посылают. А кому до них и до людей или и до христьян их какое дело ни буди, и те люди исщут и отвечают в Посолском приказе, опричь розбойных и татиных дел с поличным, и наши приказные люди ходят у них о всем по тому, как в сей в нашей царьской жаловавлной грамоте писано. Дана ся наша царьская жаловалная грамота на Москве, лета 7114-го, генваря в 5 день. А подписал великого государя царя и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии печатник и думной дияк Богдан Иванович Сутупов. На обороте: Царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии. Печатник и думной дияк Богдан Иванович Сутупов. РГАДА. Ф. 1290. Оп. 1. Д. 13. Подлинник на 2-х л.: 350 X (390 X 430); нижнее поле последнего листа загнуто примерно на 70 мм; через шнур печати к грамоте прикреплены два скленных листа тех же размеров.В правом верхнем поле первого листа современная грамоте помета: Пис. В середине нижнего поля последнего листа на малиновом шелковом шнуре привешена круглая красновосковая печать (диаметр ? 50); на одной стороне изображение всадника, поражающего копьем дракона, и надпись: Божиею милостию ве[ли]кий господарь царь и великий князь Дмитрей Иванович; на другой – изображение двуглавого орла и надпись: Всеа Русии самодержец [и многи]х господарств госп[о]дарь и облаадатель. [201] № 2 1610. г. августа 21. – Жалованная данная грамота ц. Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия II) Иль мирзе Юсупову с детьми и племянниками на пошлины в Романове и вотчины сс. Богородицкое, Понгило и др. в Романовском у. с запретом выхода и вывоза крестьян.Се яз, царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии, Московские области великого величества 19 самодержец Росийского государьства, царь и великий князь Богом храним[ы]й, и Богом избранный, и Богом почтенный, и Богом дарованный, и Богом помазанный, и надо всеми ордами превознесенн, вторым Израилем уподобись, покровением десницею вышняго Бога единого подсолнечный христьянский царь и многих государьств государь и обладатель, мы, великий государь царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии, пожаловали есмя Иль мурзу Исупова да детей его Июш 20 мурзу, да Бая мурзу, да племянников его Яиая мурзу, да Барай мурзу Романовым посадом судом и пошлинами, и оброком, и тамгою, и кабаком 21, и мытом, и перевозом, и всякими доходы, и рыбною ловлею, да Иль мурзу з детми и с племянники пожаловали ж есмя в Романовском уезде селцом Богородитцким з Доровским станом да селом Понгилевым, да селом Николским, Васильевъским станом, да селом Пшениским 20, да полуселцом Черковым 20 з деревнями, и с починки, и с пустошми, со крестьяны и со всеми угодьи в вотчину. И по сей нашей царьской жаловалной грамоте Иль мурзе Исупову и детем его и племянником тою вотчиною владети, с Романова с посаду оброк и пошлины, и тамгу, 21-и на кабак -21, и мыт, и перевозное, и всякой доход збирати им на себя, а селом Богородитцким и иными селы и деревнями владети, а крестьяном их слушати, пашню пахати, доход вотчинников платити. Да крестьяном же из-за них за бояр наших и за околничих, и за дворян, и за детей боярских, и за патриарха, и за митрополита, и за владык, и за монастыри не выходить, и никому их не вывозити. А будет хто учнет их вывозити, или учнут за кого выходити, и бояром нашим и воеводам тех крестьян сыскивати, а сыскав, велети за ними жити по-прежнему. А как по милости божьей мы будем прародителей наших на престоле на Москве, и мы их пожалуем, велим за ними ту вотчину записати в книги. Дана ся наша жаловалная грамота на нашем стану под Москвой в Коломенском, лета 7118-го, августа, в день 21. Dmitv cav подписал своею рукою 22. РГАДА. Ф. 1290. Оп. 1. Д. 14. Л. 1. Подлинник: 335 X 430. Текст грамоты частично написан по затертому; на обороте отметки XIX в. В середине нижнего поля на малиновом шелковом шнуре привешен фрагмент круглой красновосковой печати с изображением всадника, поражающего копьем дракона, и двуглавого орла (надписи стерлись). Коп.: Там же. Л. 2–3 об. XIX в.
№ 3 1611. г. сентября 5. – Ввозная грамота (от имени воевод бояр кн. Дмитрия Тимофеевича Трубецкого и Ивана Мартыновича Заруцкого) Сююш мирзе[202] Исуповичу на поместье его отца и братьев сс. Богородицкое, Никольское, Понгило и др. в Романовском у. с условием содержания служилых татар.Московского государства от бояр и воевод от князя Дмитрея Тимофеевича Трубецкого да от Ивана Мартыновича Заруцкого в Романовской уезд в село Богородицкое з деревнями да в село Николское з деревнями, да в село Понгило з деревнями, да в село Пшеничное з деревнями, да в половину села Чиркова з деревнями, что были те села и деревни в поместье за Иль мурзою Исуповым, и Иль мурзы не стало, а во 119-м году те села з деревнями даны Суюшу мурзе да Ибай мурзе Иль мурзиным детем Исупова, всем крестьянам, которые в тех селех и деревнях живут. Бил нам челом и всей земле Суюш мурза Иль мурзин сын Исуповича, дано де ему, Суюшу, да брату его Ибай мурзе на Романове отца их помесье село Богородицкое и иные села и деревни. И в том деи отца их поместье у отца его устроено казаков служилых татар сто дватцать пять человек в селе в Понгиле да в селе во Пшеничище, да в селе в Николском, да в полуселе Чиркове, пашнею и крестьяны все были розверстаны, а дано де им земли по выти на человека. И брата де его Ибай мурзы не стало, и тот деи отца его поместья половина брата его Ибай мурзин жребей дано было сибирскому царевичу Еналею, и сибирской де царевич Еналей того брата его Ибай мурзина поместья поступился ему, Суюшу мурзе. И ныне деи о тех селех, в которых устроены были его казаки, Маметкул Янгилдеев да Девлеюр Кунгулов да Чириней Байчиков с таварищи, чтоб те села и деревни дали им в помесье в их оклады. И нам бы то отца его поместье велети дати ему, Суюшу, как было за отцом его, и казаков всех ведати ему и земскую службу служити с ним вместе. И мы по совету всей земли то Иль мурзино помесье велели дати ему, Суюшу, а казаком велели быти у него по-прежнему, как были при отце его при Иль мурзе Исупове. И вы б, все крестьяне, которые в тех селех и деревнях живут, а на пустошах учнут жити, Суюша мурзы Иль мурзина сына Исуповича слушели, пашни на него пахали и доход ему помешиков платили. А которые казаки служилые татарове служили при отце его, а ныне служат с ним, Суюшом, а которых казаков не стало, а после их остались дети, и Суюшу мурзе тех всех казаков служилых татар устроити землями по тому ж, как устроены были при отце его при Иль мурзе Исупове. А как даст Бог на Московское государство государя, и тогды в Помесном приказе то его поместье, сыскав писцовыми книгами и дачами, велит государь на то его помесье дати жаловалную грамоту за красною печатью. К сеи грамоте бояре и воеводы князь Дмитрей Тимофеевич Трубецкой да Иван Мартынович Заруцкой велели земскую печать приложити. Писан у Москвы в полкех, лета 7120-го, сентября в 5 день. А думной диак подписал Петр Олексеевич Греков. На обороте укрепляющего листа: Московского государства бояре и воеводы князь Дмитрей Тимофеевич Трубецкой да Иван Мартынович Заруцкой. РГАДА. Ф. 1290. Оп. 1. Д. 15. Подлинник: 305 X 400; через крепление печати к грамоте прикреплен лист тех же размеров. В середине нижнего поля приложена поврежденная черновосковая печать с изображением двуглавого (?) орла и полустершейся надписью: [Моско]вского царства печа[ть]. Комментарии 1. Наиболее раннее упоминание служилого ногайского татарина – это жалованная данная грамота марта 1555 г., данная некоему Салтан-Булат Емелдеше Билгидееву сыну Аталыкова на поместье в Мещерском уезде (см. АСЗ. М., 2002. Т. 3. № 21). Вероятно, он принадлежал ко двору кого-нибудь из вывезеных или выехавших ханов, которые приняли христианство (так как в случае этого двор распускался). 2. Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. М., 2002. С. 270-291. 3. Трепавлов В. В. Российские княжеские роды ногайского происхождения (генеалогические истоки и ранняя история) // Тюркологический сборник. 2002. М., 2003 С. 343, 344. 4. См.: Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Л., 1974. С. 401; Сикалиев А. И.-М. Ногайский героический эпос. Черкесск, 1994. С. 72. 5. Трепавлов В. В. История... С. 251. Примечание 11. 6. РГАДА. Ф. 127 (Сношения России с ногайскими татарами). Оп. 1. Д. 4. Л. 139, 139 об. 7. Трепавлов В. В. Российские княжеские роды... С. 344. 8. Там же. С. 344, 345. 9. См.: РГАДА. Ф. 1290 (Юсуповы). Оп. 1. Д. 13 (1606 г.), Д. 14 (1610 г.), Д. 15 (1612 г.); РГАДА. Ф. 131 (Татарские дела) Оп. 1. 1613 год. Д. 2. 10. См.: Рахимзянов Б. Р. Касимовское царство в Смутное время // Точка зрения. Сб. статей. Казань, 2000. Вып. 3. С. 92. 11. См.: Мархоцкий Н. История Московской войны. М., 2000. С. 80. 12. См.: АСЗ. М., 1997. Т. 1. № 307; РГАДА. Ф. 1290. Оп. 1. Д. 13. Л. 1. 13. РГАДА. Ф. 131. 1613 год. Д. 2. Л. 3. 14. Там же. Л. 2. 15. Трепавлов В. В. Российские княжеские роды... С. 346; РГАДА. Ф. 1290. Оп. 1. Д. 3. Л. 1 об., 2, 9 об.; ср. ниже № 1. 16. РГАДА. Ф. 1290. Оп. 1. Д. 15. Л. 1 (1611 г.). 17. В ркп. пропущено. 18. В ркп.: брочнных 19. В ркп.: величес. 20. Так в ркп. 21. В ркп. вписано над строкой. 22. В ркп. подпись сделана другим почерком (начиная с числа). Текст воспроизведен по изданию: К истории землевладения рода Юсуповых в начале XVII в. // Русский дипломатарий, Вып. 10. М. Древлехранилище. 2004 |
|