Смутное время Московского государства
Тем не менее католическая пропаганда хотела
тогда воспользоваться для своих видов, на
будущее время, путаницею в Московском
государстве и считала, как видно, возможным, что
называвший себя Димитрием в самом деле может
царствовать на Московском престоле. Написан был
проект, которого значительная часть дошла до нас,
хотя во многих местах в испорченном виде; он
писан был на польско-латинской смеси и разделен
на параграфы.
Шестой (первых пяти мы не видали) толкует о том,
что московский царь не имеет права на цесарский
титул, но подает ему надежду приобрести
посредством унии королевский, а впоследствии
даже императорский. Внушается предложение, что,
по поводу распространения ереси в неметчине,
австрийский дом может потерять цесарское
достоинство, и тогда можно передать его тому, кто
отличится в ревности к защите римской церкви.
Седьмой — чтобы государственные должности в
Московском государстве давались не по роду, а по
вниманию к заслугам, с целию таким образом
проводить унию (ad scopam uoionis) и так устроить, чтоб,
как государь свой королевский титул, так думные
люди сенаторский титул, получали по вниманию к
унии, чтобы сенаторские титулы следовали за
государским, то есть, чтобы все исходно от
верховного первосвященника; обещать туземцам
всякие преимущества в постановленных судах,
советах и пр., лишь бы склонялись к унии. В восьмом
к девятом говорится об отдалении духовных и бояр
от царя. Вместо их следует приблизить людей
годных и верных, но прежних не забывать
совершенно, а допускать попеременно к себе из
них; не следует делать частых угощений, ибо это,
кроме издержек, довело до настоящей трагедии. Над
думными удаленными от двора, следует наблюдать и
запрещать им собрания. Десятый, одиннадцатый и
двенадцатый предлагают средства к устроению
двора и обереганию особы царской. Надобно
удалить огромное число стольников и заменить их
простыми и учтивыми людьми, таким образом и
царица может соблюдать польский образ жизни без
поразительного изменения старинных обычаев, и
сами москвитяне станут это переносить; увидавши,
что царица и с нею польские паны едят с тарелок, и
сами велят себе подавать тарелки; нужно царю
такую стражу, которая бы не пускала никого в
Кремль, как прежде было. Чужеземцев выбрать
наполовину. В телохранители и комнатные
служители выбирать должно католиков, если, как
надеемся, введется уния. Из московитян допускать
только склонных к унии, которые бы, после бесед с
нашими людьми, хотели слушать наше богослужение
и проповеди; пусть от подданных, а не от государя,
начнется речь об унии, а сам государь
[104] будет скорее посредник и судья, чем
деятель и поощритель. Между нашими много таких,
которых нравы возбудили ненависть москвитян;
надобно, чтоб находящиеся при царе и царице
католики не навлекали укора святой вере и унии.
Полякам следует раздавать самый ближайшие
придворные должности, а москвитянам почетнейшие.
Поляки должны брать слуг и мальчиков из
москвитян, а царица также из московских домов
должна брать к себе во двор молодежь, как
мужеского пола так и женского. Поляки с собой,
если можно, пусть возьмут в Польшу детей знатных
фамилий, чтоб изменить их нравы и религию, да и
для верности. Тринадцатый параграф говорить
коротко о том, что следует делать тайный розыск о
тайных заговорщиках и соучастниках, наблюдать за
приближенными, чтоб знать, что кому нужно
доверить. В четырнадцатом — о назначении особ
для приема челобитен. В пятнадцатом говорится,
что канцелярские дела должны производиться на
отечественном, а не на латинском языке, но царю
должно держать около себя знающих латинский
язык, непременно католиков, а не ариан или
каких-нибудь других еретиков. В параграфах, с
шестнадцатого до двадцатого включительно, об
обеспечении царицы: она должна иметь около себя
достойных священников; сенаторы и подданные
вообще должны ей принести присягу в послушании;
один список этой присяги должен быть в Польше;
думные люди за своими подписями должны дать ей в
вено пограничные области, куда чиновники
назначались бы ею; сверх того ей следует купить
маетность в польских владениях по соседству с
теми, которые ей уступлены в Московском
государстве. В двадцать первом предлагается
перенести, хотя на время, столицу из Москвы по
близости к границе польской, в следующих видах: 1)
удобнее пригласить чужеземное войско и получить
помощь от союзников; 2) в случае переворота царице
удобнее убежать в Польшу с сокровищами; 3) мир
московский лучше будет уважать царя, когда он в
отдалении; 4) об унии легче вести переговоры,
также строить семинарии для обучения
московского юношества и отправлять молодых
людей в Вильно или куда-нибудь в другое место,
ради изменения веры и нравов. Далее, в списке нам
известном опять перерыв: видно, что тут следовал
проект водворения европейского просвещения в
Московском государстве из которого остались
некоторые пункты. Предлагается искоренение
предрассудков, происходящих от невежества,
которое так велико, что простые люди не имеют
понятия, что такое грех и вера, не знают десяти
заповедей; пастыри невежды, ничему не учат и сами
ничего не знают; проповеди не говорят,
исповедывать не умеют; нужно завести училища,
водворить воспитание людей науки, юристов,
медиков, политиков, историков, богословов,
ораторов, математиков, людей способных к
посольскому делу; обратить имения духовенства на
добро отечества, на воспитание юношества и на
поддержание убогих и пр. В дальнейших статьях
видно, между прочим, что проект этот списан еще до
гибели царевича Петрушки, или по крайней мере
тогда, когда еще не знали достоверно о его гибели.
Говорится, что сын старшего брата Димитрия имеет
более его правь на престол по первородству, но
это должно расположить Димитрия к принятию унии,
потому что тогда за ним как за правоверующим
останется первенство. Вслед за тем пространное
рассуждение о том, что царю выгодно будет принять
унию. В конце проекта приложен способ, как вести
дело унии. Предлагаются следующей средства:
запретить еретикам приезжать в Московское
государство, выгнать скитальцев чернецов,
прибывающих из Константинополя с турецкими
переводчиками, заградить путь к козням польской
Руси, ибо от этой Руси сталось [105]
кровопролитие, так что сам царь едва ушел, и
возникла большая чем прежде ненависть к унии;
надобно знать, с кем говорить, и уметь молчать,
когда требует этого дело; держать при царе очень
мало католических духовных, а письма о предметах
веры писать и посылать осторожно; не
заговаривать самим об унии с ними, а стараться,
чтоб сами схизматики стал делать предложения
первые не об унии, а о разных преобразованиях в
религии, к этому же можно побудить, начавши
следствие о бывшем заговоре, где участвовали
духовные, и таким образом дойдет дело до
преобразования клира в учении и нравах. Следует
возбудить вопрос: справедливо ли им зависеть от
царьградского патриарха и откуда его власть над
ними. Отчего под этой властию у них молодежь не
учат, как у еретиков и в иных краях, хотя у
духовенства большие доходы, да только они не идут
на душное воспитание и образовало к славе божией
и к просвещению душ человеческих. От чего нет
наук, как было при св. Василие, Златоусте, Николае
и других святых отцах, которые и сами были ученые
люди, и других учили, и повелевали учиться. Видно,
что латинский костел лучше, когда там так много
людей достойных, знающих языки еврейский,
греческий и разные науки: права, истории,
риторику. Нужно бы им, по примеру древних
патриархов, которые жили еще до разделения
церквей и прежде турецкого господства, ввести
преобразования веры и нравов, завести семинарии,
коллегии; следует для примера приводить в
сравнение порядок римско-католической церкви,
указывать на ошибки в уставах и правилах, о чем
давно уже константинопольские патриархи, как
Герберштейн пишет, посылали требовать
исправления, ошибки, противные греческой церкви
и соборам, которых постановления они принимают, и
поэтому установить закон, чтоб все было
восстановлено по образцу соборов и греческих
отцов церкви, и чтобы устройством занимались
люди, расположенные к унии, а таким путем нападут
они на утаенные доводы о первенстве римского
первосвященника, которым они противное
утверждают. По этому поводу начнется у них спор;
пошлют депутатов к государю, а государь собор
назначит, а там, при Господней помощи, и к унии
можно будет приступить. Но прежде всего нужно
соборными постановлениями и сочинениями
греческих отцов церкви указать им их
заблуждения, в чем они отступили от церкви. На
высшие духовные должности поставить людей,
расположенных к унии, что легко сделать царю:
духовных подманивать привилегиями, светских —
достоинствами; народу внушать, что ему
облегчится работа и дастся свобода, какая
существует в римской церкви, что слуги у
господина не вечны; всем припоминать неволю
греков: праведно было бы их освободить; об этом
надлежит помышлять Московскому государству,
потому что оно оттуда получило веру, а для этого
нужна уния с христианскими государями. На этот же
конец, пусть при царице будут находиться
искусные священники, которые должны указывать
суть дела, соображаясь с течением временя,
письменно и словесно, отнюдь не преувеличивая
ничего; из них один пусть будет грекоуниат, а то
хоть и два. Следует призвать ученых, хотя бы и
светских, для учреждаемых семинарий, чтоб учили
философии; следует отправить под каким-либо иным
предлогом молодых людей учиться в Вильну или же
туда, где вовсе нет схизматиков, напр. в Италию, в
Рим, в греческую семинарию; а равно хорошо было
бы, если б господа поляки набрали с собою здешней
молодежи и отдали в Польше учиться отцам
иезуитам. Такие воспитанники могли бы много
уступить, будучи одного языка и одной нации с
московитянами, да и господам полякам это великая
заслуга. Немедленно построить костел
[106] или монастырь в Москве ради царицы и
находящихся там поляков, а московитянам не
следует запрещать слушать наше богослужение, тем
более что у них еретикам дозволено иметь свой
собор. Но паче всего надлежить следить за ходом
настоящего предприятия возвратить царю
потерянное государство; если та же сила, которая
возвратит ему государство, будет охранять его
особу, то вот и готово основание для унии,
особенно когда государю необходимо будет
утвердить свою власть, а на это потребна уния, как
сказано.
Подлинник этого проэкта находится в рукописи
более позднего списка в Библиотеке Красинских.
Текст воспроизведен по
изданию: Смутное время Московского государства //
Вестник Европы, Том 3. 1866
|