Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Предание о панах

Записываю нижеследующее предание, видя в нем остаток народных воспоминаний о смутном времени, когда польские паны исколесили Русь во всех направлениях, оставляя по себе злую память в народе. Что поляки действительно были в Вологодском крае, это доказывается свидетельством нашей местной летописи, где под 1613 годом встречается такое известие: [655]

«Того-ж году, декабря в 18-й день, в Прилуцком монастыре при Вологде польские и литовские люди были, Голеневский пан, Шелковецкой гетман и атаман Баловень с казаками... воевали села и деревни и многих людей мутили и убивали до смерти, а в Прилуцком монастыре пожгли трапезу со многими людьми». (Вологодской Летописец, стр. 28, изд. 1874 г., Вологда).

Предание о поимке разбойников на пустоше Марьине слышал я и от другого лица, которое не называло их однако панами 1, что и вероятнее, так как панов-поляков поймать было трудно; но уже самое отождествление в народной памяти панов с разбойниками, как в приводимом ниже предании, — весьма характерно и верно исторически. Разбойничьи подвиги поляков так врезались в память, что народ и обыкновенных разбойников стал звать панами, (ударение на втором слоге). — А. М.

————

«Говорят, в старину жили у нас (в Вологодской губернии), какие-то паны и наезжали грабежом на деревни»... Так начал мой собеседник, семидесятилетний старик-крестьянин 2. «Притон у них был на Марьине под Кихтью; тут, говорят, жила тогда какая-то барыня Марья, по ней и пустошь эта назвалась. Долго они воровали и грабили, народу было в те-поры в наших местах малолюдно и деревни редки; наедут они в деревню, все больше по праздникам, когда люди разойдутся к церкви или на базар, очистят все, что получше, да и деревню зажгут. Не в моготу стало православным терпеть лихо от разбойников: поднялись ловить их три волости: Грибцовская, Корневская и наша Задносельская. Окружили их в притоне на Марьине, некуда им стало деваться. Видят они: дело худо. Вот и стали они награбленное добро в землю зарывать в большой кадце 3 и зарывали не спроста, а с приговором, чтоб не досталось никому; атаман их ударился о землю, обернулся вороном и улетел, а разбойников всех тут захватили и покоренили 4. С тех-то пор и лежит на Марьин клад; много народу пытались его добыть, и я бывало хаживал, да нет — не дается: наговор такой!

Есть и еще у нас клад на пустоше Митюкове в Новосельщине, тоже паны зарыли. Лежит он под треугольной плитой, под ней песочек мелконькой. Годов 15 тому назад, [656] собирались человек до 50-ти этот клад добывать... да то-же, видно, кладен с приговором, а отговору никто не знает. Копали, копали.» запустит щуп 5 — слышно, как-бы в дерево ударяется к близко; покопают еще — все столь-же глубоко, потому: клад в землю уходит. Помучились — да так и отступились»…

Сообщ. А. Е. Мерцалов.

Село Радилово, Кадниовского уезда.


Комментарии

1. Лицо это — бывший местный священник.

2. Александр Алексеев из дер. Малого Турова, Кадниковского уезда.

3. Кадца = кадка = чан, обрез.

4. Убили. — А. М.

5. Заостренный железный прут.

Текст воспроизведен по изданию: Предание о панах // Русская старина, № 9. 1883

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.