ДОПОЛНЕНИЯ К БИОГРАФИИ АВРАМИЯ ПАЛИЦЫНА
В Москвитянине (кн. IX, 216-235) помещен драгоценный акт, коим объясняются многие неизвестные доныне обстоятельства жизни незабвенного келаря Троицкой обители Аврамия Палицына. Мы уже знаем из сведений, найденных в Соловецком монастыре, что Аврамий умер в Соловецкой обители, вероятно, сосланный туда по проискам врагов, которые гнали всех действователей 1612 года: Трубецкого, Пожарского, Дионисия, Шеина, и удалили Козьму Минина от Двора и из Москвы. По акту, напечатанному ныне в Москвитянине, открывается, что Аврамий, из рода Палицыных, назывался в миpe Аверкий; что у отца его Ивана были брат Михайло и сестра, которая вышла за Гордея Катунина, и у нее был сын Иван, по прозвищу Смиряй, а у него сын Федор, Катунины. Иван занял у дяди своего Аверкие, в 1584 г., 20 рублей, и заложил ему вотчину свою, Дмитровского уезда в селе Лазареве, Инобожского стана, полтрети выти; долга в срок он не заплатил, а между тем дядю, заимодавца его, постигло несчастие: Аверий подпал под гнев Годунова в 1588 году имение его было отобрано в казну. Сам ли он оставил после сего мир или был пострижен, но он является уже иноком Аврамием, живущим в Свияжске, в тамошнем Богородицком монастыре. Через 12 лет опалы, в 1600 году, Борис Годунов снял с Палицына немилость. Между тем должник его Катунин умер, а жена Катунина Оносья (Анисья?) в долге заперлась, говоря, что в духовной мужа ее об нем ничего не сказано. Душеприкащиком Катунина был двоюродный брат Аврамия, Петр, сын Михаила Палицына. Он сказал, что о долге от покойного Ивана Катунина слышал, но о [695] закладной ничего не знает. Началось дело. Оносья бессовестно присягнула. Судья Дмитровского приказа, окольничий Никита Васильев Годунов не решил спора ни чем; велено было только сделать справки; их не сделали, и с 1602 года дело, как по закладной, так и по другой кабале Аврамия в 10 рублей, на того ж Смиряя Катунина, оставалось нерешенным. В 1609 г. Аврамий, уже переведенный в Троицкую лавру, подал просьбу царю Василию Шуйскому. Оносьи Катуниной и сына ее Феодора уже не было тогда на свете; спорная вотчина лежала пустая. Решено было отдать ее Аврамию, на что и выдана ему правая грамата, 28 ноября 1609 г. Не велено взыскивать с него в пошлине, о чем особенно просил Аврамий, «для осадного времени». Почтенная особа, отыскавшая акт, где находим все сии подробности, прибавляет, что по другой грамате видно, что Аврамий пожертвовал полученную им землю в Троицкую лавру. Повторяем, что акт, содержащий в себе все сии подробности, драгоценен, и открывает новые взгляды на жизнь и отношения Аврамия. История заравнивает в пепле прошедшего искры, которые не гаснут для любознательных потомков, если только они умеют дорожить памятью предков своих.
Текст воспроизведен по изданию: Дополнения к биографии Авраамия Палицына // Русский вестник, Том 3. 1841
|