Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 35

1647 г. ОТПИСКА ТОМСКОГО ВОЕВОДЫ В СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ О НАСИЛЬСТВЕ КЫРГЫЗСКИХ КНЯЗЕЙ В ПОРУБЕЖНЫХ ВОЛОСТЯХ.

Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Руси холопи твои Оска Щербатой, Андрюшка Молвянинов, Бориско Петрекеев челом бьет. В нынешнем, государь, во 1647 году нюня о 21 день писал в Томской город к нам, холопем твоим, на Ачинского острогу томской сын боярской, Федор Пущин. В нынешнем де во 1647 году мая в 30 день приезжал де к нему в Ачинской острог твой государев ясашной татарин полости Чаррак и сказывал ему Федору пристал до к нему, Чарраку, кыргыской князец Инбей для збору. И он до, Чаррак, давал ему, Инбей, именно бобри лисицу красную да кошлока. И он, Инбей, тое лисицы и кошлока и исак за бобра не взял, а взял де у нево, Черрака, насильством лошади да сайдак с стрелами. А после до оно Инбей приезжали в твой государевы ясашные волости многие кыргыские люди для ясаку: княгиня Абакай да Изерчеев дети да Бехтенов брат Покой, Юмукай з детми, И о ними до государь, кыргыз человек сорок. И твой де государевы ясашные люди: Кызылские волости князец Тотылбей полости князец Евага, Игинские волости князец Изердечей приезжали к нему, Федору, в Ачинской острог пили полом тебе государю царю и великому князью Алексею Михайловичу всеа Руси, чтобы о их кыргыском отписать к нам, холопем твоим, в Томской город, что им, ясашным людем, под твоею государевою царскою рукою на своих кочевьях от их кыргыских людей насилства жить не возможно. Что прежде сего оне, кыргыские князцы, имали с них, исашных людей, ясак на трех князцей сходило с человека по три бобра, а ныне де оне, кыргыские люди, емлют со всякого государева ясашново татарина на себя ясаку по осми бобров кроме соболей. Княгиня де Абакай емлют по бобру с человека, Табун по бобру ж, Бехтен по бобру, Собутай Тыкаев сын по два бобра, что отец ево [132] умер на Москве, Ишеев сын Айкан по бобру, Отоурну по бобру, Яга по бобру, Юмакай по два соболя, Абжи по соболю, Изерчеев дети по соболю ж с человека. А как де оне, кыргыские люди, с к ним, ясашным людем, приезжают и у ясашных людей емлют на себя ясак насилством и их бьют а сами говорят: мы де сказали битца ради, и что де государь их заклады в Томском городе и тем де закладом в Кыргызской земле самим умерет же. А как, государь, те кыргыские люди блаженные памяти отцу твоему государству великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Руси шертовали што им быть под ево государевою царскою высокою рукою ввечном холопстве на веки неотступно и почему их, кыргыских людей, воевода Иван Кобылской приводил к шерти и той шертовальной записи в Томской в съезжей избе не сыскано.

ААН, ф. 21, оп. 4, кн. 17, д. 235, Л. 447 об. — 449.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.