Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 26

1611 г. ОТПИСКА ТОМСКОГО ВОЕВОДЫ В СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ О ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ КЫРГЫЗСКИХ КНЯЗЕЙ НА ПООРУБЕЖНЫЕ ВОЛОСТИ.

Государю царю и великому князью Михаилу Федоровичу всеа Руси холопи твои Сенка Клубков-Масальской, Ивашка [108] Кабылской Митка Жеребилов челом бьет. В нынешнем, государь, во 1641 году генваря в 10 день пришол в Томской обские Нандрин волости ясачной остяк Ангугайко, а в Томском разряде нам, холопем твоим, сказал. Приходил де на Об с Чулыма реки новокрещен Санега, а сказал ему: слышал де он на Чулыме реке Ижин волости у ясашново татарина у Ончука приказывал де им князец Акбашка, хотят де кыргыские люди итти по Чулыму воеват их, ясашных людей. А говорят де они кыргыские люди, что с Тары воевода Яков Тухачевской со многими людьми пришол в Томской и хочет де на них, кыргыз, итти войною. Покаместа де Яков Тухачевской на них, кыргыз, срядитца войною а они де, кыргызы, в те поры твой государевы ясашные волости запустошать. И генваря де, государь, в 26 день писал в Томской из Мелеского острогу томской сын боярской Федор Пущин: декабря де, государь, в 20 день приходили под Мелеской острог кыргыские люди войною и взяли де твоих государевых ясашных людей: Мелеские волости князка Кошенбайка, да порубежные Басагарские волости князка Кулгару, да Кийской Багулова волости князка Кузачка, да Кимской Курчиков волости князка Кашика со всеми тех волостей с ясачными людьми. А ниже Мелескове, государь, острогу вниз по реке Чулым к Оби реки кыргыские люди на твоих государевых ясачных людей в волости войною не приходили, а взяли де, государь, кыргыские люди твоих государевых мелеских Кошенбайковой порубежных волостей ясачных людей, пошли в свои улусы. И в нынешнем во 1641-м году генваря в 30 день послали мы, холопи твои, в Мелеской и в Кимской в твои государевы порубежные волости, в которые приходили кыргыские люди, служилого человека Потапка Дорохова. И тех волостей князков и ясачных людей, где он сыщет велели ему Потапку, призывать на твою госудаксую милость, чтоб они шли на старыя свои кочевья по прежнему. Да февраля ж, государь, в 2 день послали мы, холопи твои, в Кыргыскую землю ко князку Ишею ко всем кыргыским улусным людем томских служилых людей конных казаков Ивашка Грызова да Ивашка Верхотурца. А велели, государь, кыргыскому князку Ишею и всем улусным людем говорили, что на перед сего из давных лет, как и Томской город стал, прежние их кыргыские князки и все кыргыские улусные люди тебе великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Руси шертовали, что всем [109] им, кыргыским людем, тебе великому государю сложить и прямить и во всем добра хотет, и под твои государевы сибирские городы и остроги на твоих государевых ясачных людей войною не приходить, и на мирных землиц войной не поднимать, иных каким воровским землицам людем их кыргызцом непристовать, и на промыслех и на дорогех и ни в каких посылках твоих государевых русских людей и татар и остяков не побивать, и самим им, кыргыским князком и всем улусным людем, быт в послушание безовсякия шатости во веки не отступно. И они, кыргыские люди, забыв свою шерть на чом тебе великому государю шертовали под твои государевы под Томской город и под Красноярской и Кузнецкой остроги и на твоих государевых ясачных людей войнами приходили многижды и твоих государевых служилых людей на дорогах и в ясачных волостях и на промыслех всяких людей побивали, и под Красноярской острог войною приходили и Красноярского острогу ясачных людей и аринских, и качинских, и ястинских татар к себе отозвали, а иных поимали сильно и держали у себя в улусе. Да в нынешнем, государь, но 1641 году они, кыргыские люди, поимали к собе ж в улус твоих государевых ясачных Мелеских и Кийских волостей многих ясачных людей и держат у себя в улусе ж. И теми они своими винами от твоей государские высокия руки и отбили. И они б, кыргыские люди, попомнили твою государскую милость к себе и свое многое прежные шертованье на чом тебе великому государю шертовали. А ныне б они, кыргыские люди, к тебе государю обратилис и в винах бы своих тебе государю челом добыли. И на том на всем де они б подлинную свою шерт по своей вере, что им, всем кыргыским людем, тебе великому государю служить и прямить и добра хотет и закладчиков бы дали в Томской город Изеню на перемену добрых улусных лутчих людей кому б вовсем мочно верити. И твоих бы государевых Томского уезду Мелеских и Кийской волостей ясашных людей и Красноярского острого татар аринских и качинских, и ястынских ясашных же людей у себя в улусе не держали и выслали б их на Красный Яр на старые их кочевья попрежнему, а мелеских и кийских ясашных людей в Мелеские волости. Да служивому ж, государь, Ивашке Грызову велели мы, холопи твои, сказать государскую милость аринских, и качинских, и кыргыских татар тайным обычаем, чтоб твой, государь, изменники кыргызы про то не ведали. И мая, государь, в 20 день [110] пришол в Томской конной казак Ивашко Грызов; в Кыргыз пошол апреля в 29-м числе, А жили де они на кыргыском рубеже долгое время за тем, что кыргыскими людми обсылались. Да он же, Ивашко, сказывал нам, холопем твоим, говорил де ему порубежной Кийской волости ясачной татарин Искулек, что хотять притит кыргыские князцы в Ячинскую волость в юрты и хотят де ячинцов взять с собою в Кыргызы. И мая ж, государь, в 21 день мы, холопи твои, послали из Томсково города в ту порубежную Ячинскую волость по князцу Тутубаю конных казаков пятидесятника Ондрюшку Губу да ево Ивашко Верхотурца с товарыщи сорок пять человек. А велели, государь, им Ячинской волости князца Тутубая с ясашными людьми и з женами и з детми взять в Томской, а будет, государь, изьедут в той волости твоих государевых изменников кыргыских людей и им служилым людей над ними промысл чинит. И мая же государь в 26 день пришли в Томской пятидесятник Ондрюшку Губа с товарыщи, а нам, холопем твоим, сказали встретили де они на дороге не доехав Ячинские волости вере за пять татарина Васку. И тот де татарин сказал им, что у них в Ячинской волости весть кыргыских людей два князка Изерчейко да Юмокай да ясашных три человека. И они де, государь, к юртам поехали наскоро, чтоб тех кыргыских людей в той волости заехать и их схватать в Томской в закладчики., А в переде де, государь, у них ехал конной казак Ивашко Верхотурцов и у пищали де ево был курок поднят на сабачку и бегучи де у нево лошедь подкнулас и на ту де ево лошад наскочили служилые люди и у тово де Ивашка Верхотурца в тое пору не нарошным делом пищал выстрелилась. А кыргыские де люди послышали пищальную стрельбу из юртов побежали вниз Яи реки в Черные леса. И они де, государь, Ондрюшка Губа с товарыщи за ними, кыргыскими людьми, гоняли и их не с угнали, а взяли, государь, у тех кыргыских людей деветерых лошадей. Им, холопи твои, не поверя пятидесятникове Ондрюшке Губы с товарыщи того Ивашка Верхотурца пытали и распрашивали на крепко: нарочно ли он, Ивашко, под люди пришед ис пищали стрелил и коим обычаем и для чего стрелил? И тот, государь, Ивашко с пытки в роспросе говорил как послышали про кыргыских людей и он де спроста у пищали курок поднял на сабачку и поехали к юртам на скоро. И у него де лошад подкнулас и наскочили де на него ево ж братья служилые люди и у него де, [111] Ивашка, в те поры пищал выстрелилас собою, а не умыслом. А мая ж, государь, в 29 день писал в Томской к нам, холопем твоим, из Мелеского острогу томской сын боярской Федор Пущин. Мая де в 10 день томской служилой человек Потапко Дорохов призвал из Кыргыз твоих государевых порубежных волостей ясашных людей штинадцат и человек, и твой де государев ясак в твою государеву казну платили они три сорока дватцать восем соболей. А князец де, государь, Кошенбайко з досталными ясашными людми в Кыргызах. Да мая ж, государь, в 12 день пришел в Мелеской острог из Кыргыз твоей государев Басагарские волости ясачной татарин Евага Кулгарин, а принес де с собою твоего государева ясаку дватцат четыре соболя. А сказывал де, государь, ему, Федору, тот татарин Евага, что де вышло их из Кыргыз три человека на свой кочевья, а достальные де твои государевы ясачные люди ис Кыргыз князец Кошенбайко с товарыщи придут на старые свои кочевья как они ясачные люди изождут поры. Да тот же де, государь, татарин Евага сказывал ему, Федору, что красноярские татаровя аринской князец Татуш с товарыщи из Кыргыз отьехали на твое государево имя на Красной Яр на старыя свои кочевья по-прежнему со всем улусом з женами из детми. И кыргыские де, государь, люди послыша за теми аринцы в погоню ходили и тех де, государь, аринцов не сошли. А кыргыские де, государь, люди ныне живут в розни: князею Ишей прикочевал на Абакан реку, а Табун де живет на Белом Июсе. Да в июне, государь, в 6 ден пришел в Томской служилой человек Потапко Дорохов, которой был посылан в порубежные волости призывати ясашных людей. А нам холопем твоим у роспросе сказал, что он твоих государевых порубежных волостей ясачных людей, которых поимали кыргызы, призвал на старые их кочевья и достальные де твои государевы ясачные люди ис Кыргыз будут как дождутца поры. Да он же, Потапко, сказывал нам, холопем твоим, что конной казак Ивашко Грызов и Кыргызах будучи призвал на твою государскую милость финских татар человек со ста и болши з женами и з детми и те де ринцы з женами и з детми пришли на Красной Яр на старые свои кочевья попрежнему. И я, холоп твой, Сенка, писал на Красной Яр к воеводе к Олферю Баскакову чтоб он аринских князцов и всех ясачных татар привел к шерти на том, что им тебе, великому государю, служить и прямить во веки неотступно. А приведчи к шерти ис тех аринских [112] Шар князков и лутчих татар велел взяти на аманацкой двор и велел их беречи на крепко и твоим государевым жалованьем поил, и кормил их доволно, чтоб им в корму скудости не было. А про измену государь, аринских татар как они с Красного Яру бежали в Кыргызы послал я, холоп твой, Сенка, сыскати ими аринцы князками и всеми ясачными татары в прошлом во І639 году: от чево они, аринцы, с Красного Яру в Кыргызы бежали собоя ли или их хто подговорил, и хто у них заводца был или они бежали от воевоцкой налоги к изгони, или от служилых людей насилства и закладчиков их из аманацкого двора хто выпустил по воевоцкому веленю, и хто к ним для выпусканья служилых людей приходил в день ли или в ночи, и что они от того воеводе посулов дали, или их аманатов с аманацкого двора выпустил пятидесятник Захарко по воеводцкому и велению или собою? И закладчиков, которые сидели в аманатех, князка Татуша да Амакая, допросити: хто их из аманацкого двора выпустил, воевода Мякинин, и ково к ним на аманацкой двор присылал именем служилых людей, и что оттово они воеводе посулов дали, и о кою пору их выпустили денною ли порою или ночью, или их выпустил пятидесятник Захарко по воевоцкому приказу или собою? Да на кого, государь, аринцы в сыску и аманаты в допросе скажут хто их из аманацкого двора выпустил и хто у них заводца был и тех людей на кого скажут велел я, холоп твой де, твоего государева указу посадити в тюрму. А как, государь, про измену аринских татар сыщут и что Ивашко Грызов из Кыргыз пришед нам, холопем твоим, про кыргыз скажет, и мы, холопи твои, о том отпишем и обыск к тебе, государю, пришлем!

ААН, ф. 21, оп. 4, кн. 17, д. 241, л. 461-465 об.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.