Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 16

1628 г. ПОСОЛЬСТВО Д. ЧЕРКАСОВО ИЗ ТОБОЛЬСКОГО В КЫРГЫЗСКУЮ ЗЕМЛЮ.

Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Руси холопи твои Андрюшка Хаванской, Ивашко Волынской, Ивашко Федоров, Степашко Уготцкой челом бьет. В прошлом, государ, во 1627 году по твоему государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси указу посылали мы, холопи твои, ис Тоболска в Кыргызы тоболца сына боярского Дмитрия Черкасова да с ним тоболсково юртовского служивого татарина Айткула Кизылбаева да в толмачах тоболсково конново казака Семейку Василева да тарсково бухаретина Шагалачка Маметева, потому что тот бухаретин Шагалочно преж тово в Кыргызах был с Петром Сабанским, и тебе государю служил да кыргыские ево люди знает и тамошние меры ему за обычай. И с ними кыргысково мужика Енечка, которой приезжал в Тоболеск в чалобитчиках. А велели кыргыским князцом и всем улусным людем озорити, что ты, великий государ цар и великий княз Михайло Федорович всеа Руси, их пожаловал, вины их им отдал и впред воспомянути им не велел. И они б кыргызы (одно слово неразборчиво) своей отстали и были по-прежнему под твоею государевою царскою высокою рукою на веки не отступны, и ясак и закладчиков давали в Томской город [70] беспереводно. И тоболец, сын боярской, Дмитрей Черкасов с товарыщи ис Кыргыз приехали в прошлом же во 1627 году августа в 15 ден и подали доезду своего против нашей, холопей твоих, наказной памяти, и что в Кыргызах делалос статейной список; да ясаку взяв с кыргыз привезли два сорока девятнадцат соболей и не дособолей, да в место соболя ж куницу. А в роспросе нам, холопем твоим, сказали и в статейном списке написали, что кыргыские люди дали им твоего государева ясаку толко два сорока двадцат соболей по соболю с человека. И на том де кыргыские люди тебе, государю, шертовали что им тебе, государю, служити и прямити и под твои государевы городы и на волости не приходити и ясак тебе, государю, давати по соболю с человека в Тоболеск. А оприч, государ, Тоболска и болши тово ясаку тебе, государю, и закладчиков давати не хотят. Да в статейном же, государ, списке Дмитрея Черкасова с товарыщи написано, что говорили им кыргыские князцы Ишей с товарыщи толко б ты, государ, их пожаловал, велел им свою государеву службу служить, также, что и чатцким татаром, и они б тебе, государю, служили правдою, и саянцов, и точинцов под твою государеву царскую высокую руку привели. И ясак бы с них быт тебе, государю, неотступной. Да иных бы де землиц под твою государеву царскую высокую руку войною привели не мало. А как, государ, кыргыские люди от твоей царские высокие руки отложилис и со 1623 году и по нынешней, по 1628 год, посылает ис Тобольска и из иных Сибирских городов на твою государеву службу, на годовую, в томской город на прибавку для приходу, воинских людей Тоболских и иных сибирских городов служивых людей и татар, и тем государ, твоим государевым служивым людем и татаром, нужа и проест великая. И будучи в Томском городе всякие твои государевы службы служат в презжие станиц и на отезжие сторожи ездят. И на городе и на остроге караулы караулят с томскими служивыми людьми в ряд и из задолжав многие стоят в Томском городе на праве же. А которым искупитца не чем и те люди сстаютца в долгех в Томском городе. А ныне государ, кыргыские люди тебе государю шертовали, что им тебе, государю, служить и прямить и под твои государевы городы и на волости не приходить. И мы, холопи твои, без твоего государева указу годовалщиков ис Томсково города свест не смеем. Да з Дмитрием же, государ, Черкасовым с товарыщи писали в Тоболеск ис Томсково города воеводы [71] Осин Хлопов да Иван Нармацкой и прислали кыргысково Карина сына Бахтырка да под отпискою своею Бахтыркову челобитиной. А в челобитной, государ, Бахтырко де написано, что в прошлом во 1627 году взят он в полон с отцом своим с Карою мал и отца ево в Томском городе нестало; а он после отца своево и по се места живет в Томском городе. И свою перу и обычай позабыл, а в православной крестянской вере живучи навык и чтоб ты, государ, ево пожаловал, велел ево крестить в православную крестьянскую веру. И мы, холопи гнои, Карину сыну Бахтырку до твоево государева указу велели быти в Тоболску и велели ему корм давати как ему мочно сыту быть. А с статейного, государ, списку тоболца сипа боярсково Дмитрея Черкасова списав список и соболи и куницу, что привез Дмитрей Черкасов с товарыщи, что взял не кыргысов ясаку, послали к тебе, ко государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Руси, с тоболскими служивыми людми, с Ывашком Волковым с товарыщи. И потому, государ, кыргыскому статейному списку и о годовалщиках и о Карине сыне о Бахтырке как ты, государ цар и великий княз Михайло Федорович всеа Руси, укажеш.

Список статейного списка, каков подал в Тоболску приехав ис Кыргыз тоболец сын боярской Дмитрей Черкасов.

Список статейной кыргыской договорной тоболсково сына боярсково Дмитрея Черкасова с товарыщи 1627 году.

По государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси указу и по наказу воевод князя Андрея Андреевича Хавансково, Мирона Андреевича Веляминова, да дьяков Ивана Федорова, Степана Уготцково ездили ис Тобольска в Кыргызы тоболской сын боярской Дмитрей Черкасов, да тоболской же юртовской служивой татарин Айткул Кызылбаев, да толмач тоболской конной казак Семейка Василев для государева дела, для подлинново договору, чтоб им, всем кыргыским людем, быть под государевою высокою рукою не отступным в прямом холопстве и ясак с себя государю и закладчиков в Томской город по-прежнему давать без переводно.

И Дмитрий Черкасов с товарыщи своими ис кыргыским челобитчиком, с Енечком, и с кыргыским ясырем в Томской повод приехали до рождества Христова за три дня.

Томские воеводы Осип Хлопов, Иван Нормацкой, по государеву указу и по тоболской отписке, Дмитрея с [72] товарыщи и с челобитчиком кыргыским ис Томсково города в Кыргызы отпустили за два дни до крещеня.

А провожатых послали за ними томских служивых людей десяти человек до урочища, до реки Кии.

И Дмитрей с товарищи отъехав от Томсково города на другой ден тех томских провожатых служивых людей воротили назад в Томской город для то, что те провожатые шли пеши на лыжах. Томские ж воеводы Дмитрея с товарищи вожа дали до кыргыских улусов Ачинского волости татарина Тойтубая. И Дмитрий Черкасов с товарыщи своими пришел на рубеж, под кыргыские улусы, отпустили на перед себя к кыргыским князцам, к Ишею с товарыщи, с вестию (одно слово неразборчиво) волости татарина Ищека.

И кыргыские князцы, князец Ишей да князец Конжебай, князец Идженей да князец Баучек и все кыргыские князцы и улусные люди Дмитрею Черкасову учинили встречю от своих кочевьев за пол днища.

А на встречю высылали кыргысково князца Тайтыгая, а с ним кыргыских лутчих людей встречало пять человек. И встретя поймали всех, Дмитрея с товарыщи, в свои улусы. А в улусы приехав договор отложили до тех мест, как кыргыские князцы и улусные все люди и со всех своих улусов и зверовьев сьедутца.

И съезд к Дмитрею кыргыским людем и князцом был, после Дмитрева приказу, в месяце июне, на урочище, на реке, на Белой, подле их, кыргысково, каменново городка, у Юса.

Как кыргыские князцы и все кыргыские люди съехалис и Дмитрей Черкасов с товарыщи своими кыргыским князцом князцу Ишею, князцу Кенжебаю, князцу Идженею, князцу Баучею и всем их улусных людем по государеву указу говорили, что в прошлом во 1625 году по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси указу посылай был к Вам, в Кыргызы, ис Тоболска, тоболской сын боярской Петр Сабанской с товарыщи. А говорили Вам, чтоб от измены отстали и под государевою б под царскою высокою рукою были и с себя ясак и закладчиков в Томской город по-прежнему давали. И томской ясачной волости, с Кии, князца Курчейка с товарыщи со всею Киискою волостью и иных полоняников ясачных татар, которых Вы под Томским городом поймали в полон, назад отдали. И Вы, [73] кыргиские князцы и все кыргыские люди, били челом великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Руси и говорили Петру Сабанскому с товарищи только, государ, Вас пожалует, вини нашу Вам отдаст и ясыр Ваш Карина сына Бахтырка и кыргысково мужика Тайтыка и иных кыргыских полоняников, что поимали томские служимые люди Молчан Лавров с товарыщи, которые не крещен, полит, государ, Вам отдат и от обид и от насилств велит оборонит. И Вы и в пред учнете государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Руси служит и под ево государскою высокою рукою быт; и ясак и закладчиков по-прежнему дават. А что Вы под Томским городом стада отогнали и хлеб потолочили и ясачных татар в полон поимали и иною многию убыток учинили и Вы против тово великому их ударю прибыл учинит хотели и в (одно слово неразборчиво) о том и шерт дали. И тубинцов и маторцов под государеву царскую высокою руку по-прежнему привест хотели. которой полон государевых ясачных татар з женами и з четми поимали Вы под Томским городом, и Вы тот полон по старым их вотчинам сами росвести хотели. Да государ ко Вас пожаловал, по свой государев ясак велел к Вам присылати из иных сибирских городов, а не ис Томсково города, потому что у Вас с томскими служивыми людми ссора. Да о том Вы, с Петром Сабанским с товарыщи, прислали в Тоболеск бити челом великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Руси своих челобитчиков Енечку с товарыщи. И челобитчик Ваш Енечков Тоболску государю бил челом о том же, о чом Вы сами в Кыргызах государю били челом. И Петру Сабанскому говорили, что им, кыргыские князцы и все кыргыские люди, от измены отстанете и под государскою царскою высокою рукою будете и с себя ясак и закладчиков по-прежнему давати учнете.

И ныне великий государ цар и великий княз Михаил Федорович всеа Руси самодержец и всеа Российские земли и иных государств обладатель Вас, кыргыских князцов и всех кыргыских людей, пожаловал, вины Ваши воспомянути Вам не велел. И ис Томсково города и из иных сибирских городов на Вас и на Ваши улусы своих государевых служилых людей посылати и воевати Вас не велел же, и от обид и от посилств от колмацких и от ыных воинских людей оборонит Вас велел. [74]

И кыргыские князцы, князец Ишей с товарыщи, и все кыргыские люди выслушав государскою жалованною милосердою слово на ево государской премногой милости били челом, что великий государ цар и великий княз Михайло Федорович всеа Руси нас, холопей своих, пожаловал, вины наши вспомянути нам и своих государевых служивых людей войною посылати на нас не велел. И от обид и. от насилств от колмацких и отовсяких воинских людей оборонят нас велел.

И Дмитрей Черкасов с товарищи говорил: И Вы бы, кыргыские князцы и все кыргыские люди, государева указу послушали, от измены отстали и под государевою царскою высокою рукою в прямом холопстве по-прежнему были. И где хто на перед тово жил, на старых своих кочевьях, во всяком покое жили. И великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Руси шерт прямую и заклады бы в Томской город прямые ж дали. И по той, по- прежней и по нынешней своей, шерти, как на перед сего государю шертовали, вины свои покрывали и во всем великому государю служили и прямили, и ясак давали.

И кыргыские князцы, князец Ишей с товарыщи говорили: измены де ни которой перед государем нашей нет. А под ево, государскою, высокою рукою быт мы ради и ясак с себя ему великому государю под всякой год давати станем. А детца де нам от ево, государские, высокие руки не где, обнадежас на ево, государскую, милост живем в своих прежних кочевьях и в улусех по-прежнему и ныне. А бъем челом ему, государю, ныне со всех своих кыргызов ясаку сто соболей, да и в перед ему, государю, ясаку учнем платит по сту ж соболей и по всякой год. Да о том мы ныне по своей бусурманской вере государю и шертуем, собачю кров пьем, что нам по той, по нынешней и по прежней, своей шерти государю служити и прямити и во всем добра хотети и ясак с себя давати.

Дмитрей же с товарыщи кыргыским всем людем говорили, что великий государ цар и великий княз Михайло Федорович всеа Руси самодержец указал ныне на Вас, на всех кыргызах, свои государев ясак взяти против томских ясачных людей по десяти соболей с человека, да в том велел Вас государ по Вашей вере и к шерти привести, чтоб Вам и в перед по тому ж по десяти соболей ясаку государю платит с человека да сколько всех Вашим кыргыских людей будет. [75]

И тех Ваших всех людей указал государ по имянно написат на список по розн.

И кыргыские люди князец Ишей с товарыщи говорили: всево де нас кыргызов прямых людей сто человек и нам тово писат не ково и по десят соболей с человека дат нам не с чево. Тем де, государ, нас и до стал от своей государевы высокие руки отгонят, которые природные холопи киштымы наши были и те наши киштымы все ныне за ним, государем, и ясак со всех с них збирают в Томской город, а с ыных — и Кузнецкий острог и в Мелеской. Лутчие наша холопи княз Тоян со всеми своими тоянцы живут за ним, государем, в Томском городе. И нам самим ясаку ему, государю, по десят соболей дават не с чево и забират нам не с ково. Живем в степи, а по лесу на лешнях не зверуем и соболей не добываем и болши ста соболей ныне да и в перед ясаку с нас не будет; в том ево государская воля.

Дмитрей же с товарыщи говорили всем людем, чтоб Вам и на прошлые, на 1625 и на 1626 год, ясак в Томской юрод не малой прислати, чтоб тем ясаком та убыл и сполнит как Вы под Томским городом стада отогнали и хлеб мы толочили и иную многую убыл государю учинили.

И кыргыские князцы Ишей с товарыщи говорили: на прошлые де годы, на 1625 и на 1626 год, ясаку платит нам не чем. Которой звер в тех, в прошлых, годех был у нас добыт и тот звер вес вышол в ыные орды: к Алтыну царю, и Черные Колмаки. А что под Томским городом стада отогнали и то зделалос не от нас, от томских воевод, от князя Ивана Шеховского и от томских служивых людей, и от прежнево задору и от их изгони. А которые лошади и короны пяти были и те все лошади и коровы посяместа у нас сведены и за то платит нам не чем.

Дмитрей же с товарыщи кыргыским всем людем говорили: и в пред бы Вам, кыргызцам, государев ясак в Томской юрод ежегод платит. И иных земел и всяких людей под государеву царскую высокою руки внов призывали. А признав тех новых людей приводили их к шерти на том, что им под государевскою высокою рукою быт на веки неотступным.

И великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Руси служити и ясак в Томской город или которые иных сибирских городов к тем землицам блиско подошли ежгод потому ж платит. И которые государевы [76] людей для ясачново збору учнут к ним приезжат и тех служилых людей ясачников не побиват. И заклады у тех новых землиц лутчих людей имат и в государевы сибирские городы, к которым будет блиско отсылат. А великий государ цар и великий княз Михайло Федорович всеа Руси тех Ваших, кыргыских людей учнет, государ, жаловат своим государевым царским великим жалованем.

И кыргыские люди, княз Ишей с товарыщи, говорили: государева де ясаку в Томской город нам не добыват для того, что с. томскими служивыми людми ссора у вас великая. А толко государ нас пожалует, свой государев ясак имат с нас укажет в Тоболской город и мы де ему, государю, ясак платит ради. А ис Томского города ни чево нам не слушивал. Потому, которые де преж сево, служилые люди у нас бывал и пищал нам свои продавывал. А за те свои пищали имали у нас зверем, соболми и бобрами и иною всякою рухлядью большею дорогою ценою. А в Томской город приехав сказывали на нас воеводам, что мы у них пищал их отнимаем силно. Да за то по их ссора воевод на нас и войною посылает. А купили де мы пищалы у томских служивых людей, у конных казаков, у Ивашка Широкова пищал, у Максимка Чернова пищал же. А силно ни у ково ничево не отнимывали. И тем они она нас воеводам ненавист наводили. Да за то в Томской город ясаку нам платит и не умеет. А иных государевых землиц всяких людей под ево, государеву, под царскую высокую руку нам приводит нелзя и не где. Потому люди все живут кочевные самовластно, а которые землицы прилегли блиско наших кочевев и те землицы платят ясак в государевы, в иные сибирские городы, в Кузнецкой, и в Енисейской, и в Мелеской острог.

Дмитрей же с товарыщи своими кыргыским людем говорили: чтоб Вы, кыргыские люди, закладчиков своих в Томской город с нами ныне отпустили. А тем Вашим закладчикам в Томском городе, которых учнете в заклад посылат, указал государ свое государево жалованье платя и сукна и корм и питье дават доволно.

И кыргыские князцы Ишей с товарыщи говорили: на государской премногой милости челом бьем, что государ нас своей милостю жалует и отганиват нас не велит. И своим государским жалованьем: платем и сукнами и кормом и питьем велит нас покоит доволно. И обиды и насилств ни каких чинит нам не велит. Да воеводы не по ево государеву [77] указу делают. Для своих корыстей засадя заклатчиков наших морят, и за то нам, в Томской и в ыной сибирской город, закладчиков своих дават не умеет.

Дмитрей же Черкасов с товарыщи своими кыргыским князцем, князцу Ишею, князцу Коджебаю, князцу Идженею, князцу Баучеку и всем кыргыским людем говорили, чтоб Вы, кыргыские люди, государева изменника Кийской волости князца Курчейка и всех ясачных людей, которые государю изменили и Вам, в Кыргызы, отъехали и тех ясачных людей, которых Вы под Томским городом в полон поймали в Томской бы город, к воеводам, прислали.

И кыргыские князцы Ишей с товарыщи и все кыргыские люди говорили, что изменника князца Курчейка и иных изменников ясачных людей, которые государю изменили к нам и Кыргызы отьехали и полонеников ясачных же людей, которых мы под Томским городом в полон поймали государю их не отдавыват для того, тот князец Курчейко со всею своею волости наши природные холопи, киштымы, как де их государю отдать? И нам и самим государева ясаку взят будет не где? Да и для тово нам и ево государю отдать не умеет, что он перед государем виноват, государевых людей побил. И мы де то и сами ведаем, что за ту ево вину на том месте, где он людей побил, велит ево, государь, повесит.

Дмитрей же с товарыщи своими говорили кыргыским всем людем, что Вы, кыргызы, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Руси били челом, чтоб Вас в Томском городе не ведат и для ясачного збору ис Томского города присылат и Вам не велел для тово, что Вам томские воеводы и томские служивые люди чинат налоги и продажи великие, а ведати б Вас и ясак имать и ыном, котором сибирском городе, где государ укажет. И Вы б кыргыские люди великому государю ясак платили в Томской город по-прежнему для того что Вы, кыргызы, кочуюте близко Томсково города. У толко Вам ясак в ыной в которой город платить? И государевым служивым людем, которых к Вам по ясаку учнут посылать? Да и Вам, кыргызам в данную проездех будет мешкота и езда лишняя, а от государя в Томской город, к воеводам, писано, велено к Вам, кыргызом, держат ласку и береженье и для ясачново збору велено посылат добрых людей. Да и тово воеводам велено береч на крепко, чтоб Вам, кыргызам, никто никакие люди продажи и обиды не чинили, да и самим им, воеводам никакие [78] налоги чинит Вам не велено. И Вы б, кыргыские люди, ясак платили в Томской город ни чево не опасывали.

И кыргыские князцы, Ишей с товарыщи, говорили, что им ясаку в Томской и в ыной сибирской город отнюдь ни коими мерами не давыват. Ведаем де мы (одно слово неразборчиво), что к нам государская великая милост не по нашей страданем раде. Государ де нас, холопей своих, жалуючи своим государевым воеводам приказывает милуючи делат. И воеводы делают не по государеву указу. От ево государевы царские высокие руки нас иноземцев обидали к великими налоги отгоняют. А он, праведный государ, тово и чево не ведает. И челобитчиков наших к нему ко государю ис Тоболска бити челом не отпущает. И те ево, государевы, воеводы делают по своему, что хотят, и пишет на нас ложно, хотят нас и до конца от ево государские руки отогнат, тому мы им чему не верим. А за тем в Томской город и ыные городы ясаку и закладчиков дават нам не умеет. А бьем челом ему великому государю, чтоб нас пожаловал, тот свой государев ясак указал имати в свой государев Тоболской город, а о проче Тоболска ни в которые городы ясаку нам не дават. А ис Тоболска хотя одново человека ясачника пришлет и мы тот час собрав по нынешнему ему, государю, ясак отсылат учнем.

Дмитрий же с товарыщи своими говорил: будет Вам, кыргыским людем, и то на дурностях томских служивых людей. Для ясачново збору к Вам не посылати. И царскою величество Вас пожалует, ис Томсково города к Вам в Кыргызы по ясак посылати не будет. А велит к Вам для ясаку, как дойдет срок, присылат толко с вестью и велит Вам государ тот ясак в Томской город привозит самим.

И кыргыские князцы Ишей с товарыщи великому государю били челом. Как де нам в Томской городе или ис Томского города томским служивым людем к нам, в Кыргызы, очи показат? Оне у нас улусы повоевали Кару з детми и со всеми людми в полон поимали. А мы на против тово у них под городом стада отогнали и нам меж себя без бою и съехатца не умеет. Государ бы нас пожаловал, томских служивых людей по ясак к нам посылат и нам в Томской город с ясаком ходит не велел. А велел бы государ свой государев ясак имат с нас холопей своих в Тоболеск тем людем ково он, государ, учнет по тот свой государев ясак присылат. [79]

Дмитрей же с товарыщи кыргыскими людем говорили, что у Вас, кыргызов, прежние воеводы княз Иван Шеховской и Максим Радилов в томские служивые люди за Кариных племянников и за иных, за Ваших кыргыских людей, откуп имали. А взяв откуп тех людей Вам не отдали. И про те налоги воеводам князю Ивану Шеховскому и Максиму Радилову и томским служивым людем по делу и по сыску великий государ дар и великий княз Михайло Федорович всеа Руси велит наказанье учнит вскоре без всякого пощаженя.

И кыргыские люди княз Ишей с товарыщи говорили: государевская де над нами на до всеми воля. А нам то даром сошлот и дела до того нет, велит им государ наказанье чинит им нет тово мы ни чево не слышим и не видим. Дмитрей же с товарыщи говорили будет Вы, кыргызы, государю о том бьете челом, чтоб Ваших, кыргыских людей полоненников, которые ныне в Томском городе у служилых людей крещены, и тех бы полоненников крещеных Вам отдат в Кыргызы. И те Ваши полоненники крещены в православную крестянскую веру и ис крестянские веры в бусурманство отдат их не доведетца.

И кыргыские люди, князец Ишей с товарыщи, сказывали: то де мы и сами ведаем, которые полоненники паши в православную крестянскую веру крещенны а ис крестянства в бусурманство отдат их не доведетца. И государ бы нас, и тех наших крещеных полоненников, пожаловал от служивых людей, и с холопства велел им свою государевы службу служити в Томском городе. А жен велел бы за иноземцов, за служивых, за крещенных людей, за муж выдавет. Для того толко государ укажет нам, холопем своим, на своей государеве службе с русскими и с разными служивыми и с новокрещены быт вместе. И нам бы с ними в те поры видетца было.

Дмитрей же Черкасов с товарыщи говорили: которой Мам, кыргыских людей полон в Томском городе и иных сибирских городех у всяких людей не крещены и великий государ цар и великий княз Михайло Федорович всеа Руси самодержец Вас пожаловал, тот полон отдати Вам велел. И ныне тог Ваш полон е Томском городе у всяких людей собран готов. А которой Ваш был полон в Тоболском и тот в Томской же город прислан. Да и челобитчик Ваш Енечко то видел. И Вы б, кыргызы, по тот свой полон в Томской город приехали сами и ис Томского города тот свой полон отвезли [80] к себе в Кыргызы. А в то место в Томской город дали б заклады для того, что ныне в Томской город прислан от государя даря и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси с Москвы прислан нарочно писменной голова Семен Василевич Чаплин. А велено ему с Вами, кыргызы, под Томским городом розмену чинит, закладчиков у Вас взят, а полон Ваш Вам отдат.

И кыргыские люди, князец Ишей с товарыщи, говорили: на премногой де государской милости челом бьет, что государ нас, последних своих холопей, своим государевым жалованием жалует, полон наш некрещенной ясыр, которой был в Томском городе и в Тоболску и в иных сибирских городех, отдат нам велел, и тот де наш полон в Томском городе собран ныне готов. Толко тому мы ни чему не верим. И для того сами под Томской город ехат не смеем дворенин государев писменной голова Семен Василевич Чаплин от великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси для того нарочно на розмену прислали или нет тово мы не ведаем. И челобитчики своему Енечку в том не верим. Кол царское величество нас пожаловал некрещенной наш ясыр отдат нам велел, и тот бы наш полон великий государ велел к нам, в Кыргызы, прислати, тому бы де мы поверили, а сами ехат и закладчиков дат не смеем.

Дмитрей же с товарыщи говорили, которые Ваши, кыргыские, челобитчики в Томской город приехали и ис Томского города в Тоболеск ехали, и в дороге, и в Тоболску, тем Вашим челобитчиком государево жалование по денной корм, есть и пить, было доволно. И государевым жалованием были пожалованы и ни в чем им ни какие нужи не было. А померли оне челобитчики Ваши волею божиею своею смертью да и товарищи Вашему Енечку, которой с ними был в Тоболску, то ведомо.

И кыргыские люди говорили: тому де не верим, что челобитчики наши волиею божиею померли. Хотя б волею божиею и помер один человек (стерто несколько слов), а государевым человеком умерет нельзя? Поморил де тех наших челобитчиков тарский бухаретин Сагалачко, а не сами они померли.

Да за то тарского бухаретина Сагалачка кыргыские люди на против ту челобитчиков своих сами убит хотели. И тот Сагалачко от тово у них откупился, дав им государева жалование сукно, что дано было ему в Тоболску, да к тому [81] два портища сукна же на строфилю. Дмитрей же Черкасов с товарыщи говорили: будет Вы, кыргыские князцы и все улусные люди, ко государю прямо обратится и Вы по своей вере шерт дайте на том, что Вам, по нынешней и по прежней своей шерти, по государевою царскою высокою рукою в прямом холопстве на веки не отступным быти. И во всем ему, государю, служити и прямити, и добра хотети, и под ево государевы городы и на ясачные волости войною не приходити, и государевых людей ясачников и зверощиков нигде пограбити, и не побивати, и дурна ни которово не чинити, и ясак ему государю в Томской город и заклады лутчих людей или лутчих людей детей и братя и племянников еж год без переводно по прежнему давати.

И кыргыские люди, князец Ишей с товарыщи, говорили: по своей де вере, бусурманской, на том шертуем, что ему, государю, прямити и во всем добра хотети и служити правдою, где он, государ, укажет. И на его государевы городы сибирские и на ясачные волости войною не приходити и ясачников, и зверовщиков не грабит, и не побивати, и ясак ему, государю, на всякий год Тоболеск тоболским ясачном посту соболей давати. А болши ста соболей и закладчиков самим и лутчих людей брати и племянников своих не давати. Да в том по вере своей все шертуем, кров свежую собачю пьем и сто соболей в государев ясак посылаем.

Дмитрей же говорил с товарыщи, чтоб и на прошлые на 1625 год и на 1626 год ясак в Томской город прислали не малой. И тубинцов, и моторцов, и буклинцов и иных землиц людей под государеву царскую руку внов призывали.

И кыргыские князцы говорили, что им на прошлые на 1625 и на 1626 год государева ясаку дат не чево, потому в тех, в прошлых в 1625 и в 1626 году были у нас война с точинцами и с соянцами и мы в тех годех ясаку не добыли. А нынче заплатит нам тово государева ясаку нечем. Даем де ясак один государю, другой ясак Алтыну царю, третей ясак Черным Калмаком на Каракуле тайше. А тубинцы де и маторцы дали ныне ясак государю же по соболю с человека в Кузнецкой острог, потому что те их землицы прилегли блиско Кузнецкого острогу. И к ним присыланы были ныне по ясак ис Кузнецкого острогу. А буклинцы де природные холопи киштымы наши князца Идженея Инзарина. И мы сами ныне ясак с них взяли и тот ясак государю заплатили. Дмитрей же с товарыщи кыргыским людем говорили: будет [82]

Вы, кыргыские люди, ни в которой сибирской город закладчиков своих дават не похотите и то знатно, что полон свои выманиваете. А под государевою царскою высокою рукою быти не хотите и Вы б одно лично закладчиков своих в государевы сибирские городы дали в которой город похотите. А без закладов верити не чему и полону Вашего отдати Вам не умеет.

И кыргыские люди, княз Ишей с товарищи своими, говорили: мы де под государевою царскою высокою рукою без всяково сумнения быти. И ясак ему государю в Тоболеск платит ради, а закладчиков нам своих дат несмет, что тем нашим закладчиком от воевод и от служивых людей бывают налоги и продажи напрасные. А преж тово князца нашего Кары, был в Томском городе в закладчиках княз Сенжа. И тово княз Сенже нашево в Томском городе засадили. И засадя Сенжю княза Кару самово повоевали жен и детей и вес Кариной улус в полон поймали и в Томском городе поморили. И ныне за тем закладчиков своих дат не смеем, да и за тем закладчиков дать не смеем ж, потому люди мы степные, кочевные. А в руских городех те наши закладчики живучи до выкупу цынжают и с цынги помирают. А где он, государ, на своей государеве службе своими государевыми рускими людми и с новокрещены быти укажет и мы ему, государю, служит ради за один вместе. А большево ясаку имат нам негде и дават не чево. А которые природные холопи киштымы наши были и те наши киштымы все ныне за ним, государем, и с них ясак на государя збирают руские люди. И нам ясаку имат не где. А толко б государ нас пожаловал, велел нам свою государеву службу служит также что и чатцким татарам. И мы б ему, государю, прямою правдою служили и санцов и точинцов под ево государеву высокую руку тот час привели и ясак б с них не отступно был ко государю. Да и иных бы землиц под ево царскую высокую руку войною привели не мало.

Дмитрей же с товарыщи своими кыргыским всем людем и князцом на болшом съезде говорили: будет, Вы, кыргыские люди, прямо ко государю не обратитес и от измены не отстанете и шерти прямые не учините, и Вы ясаку и в закладчиках откажете, и государевых ясачных людей не отдадите, и тем Вы своим воровством и изменою царского величества болшой гнев и разореню на себе наведете. И вы б на себя и на свои улусы тем от государя гневу и болшего разорения не [83] наводили шерт прямую учинили и ясак и закладчиков в которой город ли похотите дали, и государевых ясачных людей в Томской городю отослали.

И кыргыские князцы, Ишей с товарищи, и со всеми кыргыскими людми, говорили, что де в том во многом о закладчиках нас и спрашиват одиножи де сказати, что закладчиков чяват не смеем. А под государевою царскою высокою рукою быт мы ради и ясак с себя государю против нынешнево по сту соболей на год в Тоболеск как ясачников присылат учнут платит станем. А ясачных людей в Томской город нам не отсылыват, потому что те ясачные люди наши природные киштымы. А самим под государевы и под которые городы и на ясачные волости воеват приходити не учнем. А задору пишех от нас ни в чем не будет. А будет к нам государскою и не милост и задор от государевых людей над нами учинитца, и нам, по великой нужи, за свои кочевя и за жены и за детей свои, всем без остатку един по единому померет. И в том государю не прибыл же будет, что нас мертвых всех поимат?

Дмитрей же с товарищи говорил кыргыским людем, что Вы нас держите у себя многое время, хотя Вы нас у себя и засадите или которыми мерами побьете и мы у государя людцы (не) последние и ни какое государево дело за нами не станет.

А на Вас, кыргыских людей, за то Ваше не послушанье мелит государ послати из сибирских городов своих государевых многих ратных людей с вогненным боем, и велит Вас повоевати, а жон ваших и детей в полон поимати, и улусы Ваши все до конца разорите и Вы б однолично тем на себя и на свою улусы конечного разореня не наводили и под государевою царскою высокою рукою были и ясак и закладчиков по-прежнему давали.

И кыргыские люди, князцы и все кыргыские люди, говорили, что держим мы Вас многое время за ясачным збором. А видечи ныне к себе государскую милост побыват Вас не за что да и не хотим. А как ясак сполна де зберем и мы по государева указу тот час Вас с ясаком отпустим. А закладчиков от нас ни в которой город не будет. За прежними болшими обидами да за тех, что живучи в руских городех до выкупу цынжают и с цынги помирают. Да зг тех ни хто счат не смеет. А толко хто на нас наедет или чем учнет изганивати и нам за свое прироженье и за свое кочевя [84] помират всем за единою. А ко государю и ко государевым ни к каким людем задору от нас не будет, а будет чей задор на перед объявитца и мы все до смерти битца готовы.

Да о том договор учинился и великому государю по своей бусурманской вере шертовали, что им всем под государскою высокою рукою в прямом холопстве быти и где государ укажет на своей государевы службе быти их, им государю правдою служити. И ково ис Тоболска для государева ясаку учнет присылат и тем государевым людем ясачником тоболским собрав ясак по сту соболей тот час отсылати. И задору государевым людем ни в чем не чинити. И под городы и на ясачные волости войною не приходити и ясачников не грабит и не побивати.

А шерт шертовали съехався к лутчему кыргыскому князцу к Коджебаю в улус перед отпуском Дмитреевым в месяц июне под полы убив собаку и выточа кров и тое свежую собачую кров пили. А шертовав и отдав государю ясак сто соболей, Дмитрея с товарищи отпустили из своих кыргыских улусов в Тоболеск в месяц июне же в 20-м числе. И сами кыргыские князцы, Ишей со всеми своими товарищи с князцами, почитаючи государское преславное имя почт учинили взяв с собою кыргыских лутчих людей трицет человек от станов, от кочевьев своих половини дни провожали и на государской милости челом били и в дорогу до Томского города в корму место быка живот дали.

И в Томской город из Кыргыз Дмитрей Черкасов с товарищи своими приехали июля в первый ден.

А бухаретин Шагалачко, который был посылан з Дмитреем Черкасовым с товарищи в Кыргызы вместе, был у кыргыского князца Идженея. И тот Идженей своим улусом от иных кыргыских князцов и от кыргыских людей откочевал далече за реку, за Енисею. И ево, Шеголачка, от себя з Дмитреем вместе не отпустил, а сказал: как де сын ево, Шеголачков, Ермаметко ис Тубинские землиц придет и в те поры ево, Шегалачка, ис сыном после Дмитрея, отпустит хотел в Томской же город.

Иван Федоров и Степан Уготцкой.

ЦГАДА, ф. 214. Сибирский приказ, стб. 886, л. 157-193.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.