|
РУКОПИСНЫЙ ИСТОЧНИК ОБ ОСНОВАНИИ ЦЕРКВИ В ЧЕСТЬ ДЕУЛИНСКОГО ПЕРЕМИРИЯВ собрании Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника (ЗГИХМЗ) среди древнейших документов и различного рода рукописных книг, связанных с историей Троице-Сергиева монастыря, хранится рукописный холщовый антиминс 1619 г. 1 Это небольшого размера (16 x 17 см) почти квадратной формы кусок грубого неотбеленного льняного холста, подрубленного по краям. В верхней его части в холщовом мешочке, на котором изображен четырехконечный крест на «Голгофе», зашиты частицы мощей, а в уголках из той же холщовой ткани, в местах крепления антиминса к престолу, пришиты четыре малых лоскута. Большую часть лицевой стороны занимает рукописная запись в 12 строк следующего содержания: «Ос[вя]тис[я] олтар[ь] г[о]с[под]а н[а]ше[го] || Ис[у]са Х[ри]с[та] в ц[е]р[ко]вь пр[е]п[о]д[об]на[го] || отца н[а]шего Сергия Чюдотворца при держ[а]ве г[о]с[у]д[а]ря ц[а]ря и великаго || кн[я]зя Миха[ила] Федаривича всея Ру||си и святе[и]ш[ем] Филарете патри||архе Московском и всея Руси || живоначальные Троицы Серги||ева монастыря архиморито||мъ Диониcиемъ лета || сто двадесят асмаго || индито г.» Запись сделана полууставом, слегка небрежным, но твердым и четким почерком профессионального писца. Черные чернила от времени выцвели и местами растеклись, отчего некоторые буквы теперь плохо читаемы 2. Этот своеобразный памятник письменности XVII в. представляет большую ценность, так как у нас есть все основания связать его с важнейшими событиями русской истории времени польско-литовской интервенции России в 1604-1618 гг. В инвентарной книге музея есть запись о том, что этот антиминс «из церкви села Деулино прислан при указе учрежденного собора 18 июня 1849 № 3» 3. Итак, эта позднейшая запись связывает наш антиминс с тем селом, где в 1618 г. между Россией и Польшей было заключено перемирие, вошедшее в историю под названием Деулипского. В связи с этим фактом интересно привести данные литературного источника XVII в. — «Сказания» Авраамия Палицына, где в гл. 77 сообщается о «поставлении храма во имя великаго чюдотворца Сергия Радонежского в Троицкой деревни Девулине»: «келарь же Аврамей по обещанию своему, еже обещася к преподобному, и советовавше со архимаритом Деонисием и с соборными старцы и прочими; и тако по повелению самодержца в той деревне Девулине, идеже мирное поставление бысть промеж обою государств Московским и Польским, поставляют храм во имя преподобнаго и богоноснаго отца нашего великаго чудотворца Сергия Радонежского… Освещен же бысть храм во имя великаго чудотворца Сергия по. благословению великаго господина святешпаго Филарета, патриарха московскаго и всеа Руси, архимаритом Дионисием со освященным собором в лето 7128-е (1620 г.) декабря в 1 день» 4. Сопоставление обоих источников приводит к выводу о том, что антиминс 1619 г. несомненно предназначался для освящения храма в с. Деулине, где за год до этого и происходило подписание исторического перемирия. Особая ценность этого документа состоит также в том, что он датирован. Это дает возможность точно установить время постройки первого деревянного деулинского храма 5. Как известно, центр военных действий в 1618 г. вновь переместился к Троице-Сергиеву монастырю. Здесь оказались сосредоточенными основные силы противника: полки пана Чаплинского, Сапеги и гетмана Хоткевича. Сюда же со своим войском подошел королевич Владислав 6. Когда был поставлен вопрос о заключении мира, то после предварительных переговоров для решительного соглашения была избрана подмонастырская деревня Деулино, расположенная на пути между Троицким монастырем и неприятельским лагерем 7. И здесь в сложной политической обстановке после длительных переговоров состоялось подписание перемирия между Польшей и Россией сроком на 14 лет и 6 месяцев 8. В первую годовщину со дня подписания договора в память этого исторического события в Деулине был построен деревянный храм, освящение которого состоялось в декабре 1619 г. 9 Итак, перед нами документ, который можно сравнить только с важнейшей летописной записью, имеющей отношение не только к истории с. Деулина, но и к истории России XVII в. 10 В связи с данной темой следует обратить внимание на сообщение антиминса о том, что освящение деулинского храма было совершено архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием, и что в нем упоминается «святейший патриарх всея Руси Филарет». Это прежде всего интересно в том отношении, что деятельность этих двух крупнейших представителей русской церкви в той или другой степени была тесно связана с событиями польско-литовской интервенции в России. Известно, что Деулинское перемирие предусматривало обмен пленными с обеих сторон 11. На этом основании из польского плена был возвращен московский митрополит Филарет Никитич (14 июня 1619 г.), а 24 июня он был посвящен в патриархи всея Руси и поставлен на патриарший престол 12. Возможно, что антиминс 1619 г. является одним из первых сохранившихся до нашего времени письменных документов, в котором Филарет упомянут в этом высоком церковном звании. Вернувшись из польского плена, патриарх Филарет тотчас же освободил отбывавшего наказание в Новоспасском монастыре по обвинению в ереси архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия. По настоянию иерусалимского патриарха Феофана он вернул его на прежнюю должность архимандрита в Троицкий монастырь 13. Вполне вероятно, что именно архимандрит Дионисий, известный своими патриотическими настроениями в годы польско-литовской интервенции России, стал непосредственным вдохновителем постройки деулинского храма 14. Подводя итог, можно с полным основанием отнести антиминс 1619 г., данный на освящение исторического памятника в с. Деулине, к кругу ценных документов XVII в. периода польско-литовской интервенции России. Комментарии 1. ЗГИХМЗ, инв. № 5827, книга поступлений, № 9099. Антиминс (с греч. — вместопрестолие) — это плат из льняной или толковой ткани с частицами мощей, полагаемый на престол при освещении вновь построенного храма. 2. Этот антиминс, имеющий только одну запись, без традиционного изображения положении Христа во гроб, относится к числу древнейших видов антиминсов. 3. Запись в инвентарной книги сделана на основе записи XIX в. на картоне, на котором был переведен текст антиминса. Есть основание предположить, что сам антиминс был передан в Троицкую Лавру в связи с тем, что в с. Деулине строился новый кирпичный храм, сохранившийся до наших дней. 4. «Сказание» Авраамия Палицына. М.-Л., 1955. гл. 77, о. 248. В комментариях к л. 233 (с. 332) «Сказания» Авраамия Палицына внесена поправка в дату освящения храма, состоявшегося не в 1620 г., как указано г. тексте на с. 248, а в 1619 г. в связи с точным переводом со старого летоисчисления на новое, но тем не менее ошибка в некоторых публикациях повторяется, например. см.: Ильин М. А. Путь на Ростов Великий. М., 1973, с. 79. 5. В XVII в. как в самом монастыре, так и его окрестностях не строилось других храмов во имя Сергия Радонежского. 6. Главный стан Владислава был в деревне Рогачеве, Сапеги — в Сваткове, а гетмана Хоткевича и пана Чаплинского — у дороги ближе к Переславлю-Залесскому. Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкие Сергиевы Лавры. — М., 1890 (далее — Горский А. В. Историческое описание…, с. 134-135). 7. Деревня Деулино до этого события пе имела ничего примечательного. Она находилась по Угличской дороге в 4-5 км от Троице-Сергиева монастыря и входила в состав его владений. В XVI в., по данным писцовых книг, здесь насчитывалось всего 10 крестьянских дворов с пашней, лесом и лугами (Писцовые книги Московского государства, ч. 1, отд. 1. СПб., 1872, с. 88, 246, 285). 8. Этому вопросу посвящена специальная работа А. А. Савича «Деудинское перемирие 1618 года. Из истории польской интервенции начала XVII в.» — «Учен. зап. Московского гос. пед. ин-та им. К. Либкнехта», 1959, т. IV. Серия историческая, вып. 2 (далее — Савич А. А. Деулинское перемирие…), с. 49-112. 9. С постройкой храма деревня Деулино была превращена в село и, как сообщает А. В. Горский, его называли Мирным (Горский А. В. Историческое описание. . ., с. 136), но это название пе привилось. Во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря 1673 г. неоднократно упоминаются вклады в Деулино в XVII в., см. Вкладная книга 1673 года. — ЗГИХМЗ, рук., лл. 635-635 об. (1650 г.), 899 (1654 г.), 900 (1658 г.), 912 (1638 г.), 1046 (1639 г.), 1170-1170 об. (1609 г.), 73 прил., 262 об. (1716 г.). С. Деулино, будучи в составе владений Троице-Сергиева монастыря, упоминается также в жалованной грамоте Елизаветы Петровны 1752 г. (Горский А. В. Историческое описание…, с. 134). 10. Что представляла собой эта церковь, нам но известно. Е. Голубинский сравнивает ее с сохранившейся деревянной церковью с. Благовещенского, расположенного в 4 км от Загорска (Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909, с. 346). А. В. Горский сообщает, что в 1860 г. она сгорела (Горский А. В. Историческое описание…, с. 136). Большой интерес представляют также сохранившиеся до нашего времени легенды, собранные Т. В. Николаевой у местных жителей о том, что в строительстве храма были использованы пленные поляки, в том числе и инвалиды, пострадавшие во время осады Троице- Сергиева монастыря в 1608-1610 гг. Это мог быть вполне вероятный факт, так как обмен пленными, по условиям Деулинского перемирия, затянулся до осени 1619 г., о чем сообщалось в дополнительных статьях к перемирной записи (Савич А. А. Деулинское перемирие…, с. 103). 11. Собрание государственных грамот и договоров, т. III. М., 1822, № 44, с. 185-186. 12. Там же, № 45, с. 186-201. 13. Горский Л. В. Историческое описание…, с. 137. 14. О нем см.: Державина О. А. «Сказание» Авраамия Палицына и его автор. — В кн.: «Сказание» Авраамия Палицына, с. 34-36; Белоброва О. А. Портретные изображения Дионисия Зобниновского. — В кн.: Сообщения (Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник), вып. III. Загорск, 1960, с. 165-169; она же. Автограф Дионисия Зобниновского. — «Труды отдела древнерусской литературы. Институт русской литературы (Пушкинский Дом)», 1961, т. XVII, с. 388-390; Клитина Е. П. Доклад на научной конференции в январе 1960 г. «О троицких патриотических грамотах». — Научный архив ЗГИХМЗ. Текст воспроизведен по изданию: Рукописный источник об основании церкви в честь Деулинского перемирия // Археографический ежегодник за 1976 год. М. 1977 |
|